Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Интересные факты о фильмах


Интересные факты о фильмах

Сообщений 841 страница 850 из 999

841

Чего испугался Володя?

Оговорюсь сразу – я не буду касаться киноповести, написанной уже в 1990-х и произведшей на меня удручающее впечатление, прежде всего, несовпадением с духом кинокартины. Сегодня – о том Володе, чья трусливая позиция выбила Катю из колеи. Можно подумать, она не знала, к кому бегает на свидания... В литературном изложении тот любовник носил фамилию Петров и работал в той же химической отрасли, что и Катя.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979). Скриншот. Источник - YouTube.

Описано их первое свидание – оно произошло почти спонтанно и обсуждалась тема, что у дамы не было физического контакта аж целый год (за эту бытовуху и грязненькость я и не люблю книгу – фильм для меня отдельная вселенная). В киноленте нет ни намёка, что они – сослуживцы. И роман подан, как давний, это уже почти дружба. Тут интересно другое – чего именно так сильно испугался Володя?

Тёщу, как таковую? Нет же. Развода? Как позорного штампа в паспорте – тоже не его. Любит жену? Если у него давняя связь с Катериной, там давным-давно нет супружеской любви. Есть привязанность и общие цели. Тем не менее, Володя боится разрыва брачных уз и уж точно не станет разводиться – ни для Кати, ни для какой-нибудь красотки помоложе. Это был бы вообще провал...

Интересные факты о фильмах
Открытка начала 1980-х, где показаны оба здания. Источник - https://pastvu.com/

Итак… Мы встречаем Володю напротив здания Совета Министров, рядом – «книжечка» СЭВ – Совета Экономической Взаимопомощи - могущественной межправительственной организации, действовавшей в 1949—1991 годах. В руках у мужчины – газета «За рубежом». В этом фильме нет случайных деталей – они все работают на сюжет. Володя – не простой служащий, он – из крутых и, скорее всего, он выезжает за границу.

Попадая в его квартиру, мы наблюдаем типичный набор материальных благ – очень хороший гарнитур-стенку, дорогие импортные обои в коридоре, отличную мягкую мебель, шикарно обитую входную дверь. Правда, магнитофон – катушечный, а в те годы модно было держать кассетный (как у другого баловня судьбы – Юрия Самохвалова в машине).

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979). Скриншот. Источник - YouTube.

Но люди поколения 40+ и тогда предпочитали «катушку» своей молодости, несмотря на статус и требуемые понты. Да. На столе – электрическая печатная машинка с начатым текстом (торчит листок). Скорее всего, он – журналист-международник и не исключено, что печатается в том самом «За рубежом». Нам как бы намекают, что Катя до Гоши предпочитала кавалеров из элиты.

Почему? Она долгое время доказывала себе и воображаемому Рудику-с-телевидения, что она – достойна лучших вариантов на этом празднике жизни. Но вернёмся к Володе и его истерике. Он дико испугался, что его, уличив в так называемой «аморалке», перестанут пускать за границу и вообще постараются поменьше печатать.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979). Скриншот. Источник - YouTube

Желающих продвинуться было много – подсидеть удачливого коллегу, попавшемуся на неблаговидном поведении – о, как шикарно! Тёща, разумеется, могла бы и промолчать, не устроить скандал – из меркантильных сооружений. Ну, разведётся её дочь с успешным мужиком, и – что? Наверняка, супруге Володи не 20 лет, а всё те же 40+. Но нервы бы потрепала.

Ещё один нюанс – Володя мог возвыситься, благодаря родственникам жены. На Руси это называлось «примак» - приёмный зятёк, что селился в доме богатой супруги. В СССР таких примаков было пруд-пруди – какая-нибудь профессорская дочь западала на симпатичного провинциала, и тесть/тёща принимались двигать его по карьерной лестнице. В этом случае тёща была бы неумолима!

Zina KorZina (c)

0

842

Мотивация Рудольфа

Итак, влюблённая Катя пригласила в богатую и огромную квартиру своего Рудольфа, они красиво пили шампанское, слушали «Бесаме мучо» и парень склонил девушку к физической любви. Потом выяснилось, что она – «героиня труда» и делит комнату с другой «профессорской дочерью», да и вообще - с точки зрения Рудольфа - повела себя, как типичная аферистка. Наврала и совратила, чтобы получить комнату в Москве?!

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Москва слезам не верит». Источник - wwwkino-teatr.ru

Так рассуждал не только сам Рудольф, но и, конечно же, его умудрённая мамочка. Она, видимо, не любила своего сына, если сочла, что мальчика захомутали из-за прописки, а не из-за его самого. А Катя-то, как раз, обожала, и мир для неё рухнул после того разговора на бульваре – и долго тот мир ещё лежал в руинах. Почему она отдалась до свадьбы – ясно. Безумие страсти, когда мозг отключается.

Она была уверена, что та ночь – это не финал, а как раз начало нового этапа. Но вот Рудольф… Замечу, что в те годы просто так переспать (извините) с девушкой было хлопотным занятием – раскованность не входила в число женских, да и мужских совершенств, а уж девиц, которые позволяли с собой так поступать, знали все в районе и – перешёптывались им вслед.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Москва слезам не верит». Скриншот. Источник - YouTube.

За моральный облик могли «пропесочить» и на комсомольском собрании, а то и выгнать из рядов ВЛКСМ. Случаи бывали всякие, но всё же полагалось хранить невинность до росписи в ЗАГСе. Если что-то вдруг …парня заставляли жениться, как бы он ни упирался. По-хорошему, и Катя могла принудить Рудика, но она прекрасно понимала – кроме ненависти, она ничего не выиграет.

Да, почему же Рудольф, что называется, «остался на ночь» с той, которую считал дочерью профессора? Именно затем, чтобы потом, «как порядочный человек» жениться на богатой невесте. В старину бывало: некий гусар увозил тайком наследницу поместий и потом высокородное семейство уже не могло отказать ему в этом союзе.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Москва слезам не верит». Источник - wwwkino-teatr.ru

Так сказать, постфактум. И здесь то же самое. Расчётливый Рудик привязывал к себе наивную Катю, чтобы профессор, наверняка бы не захотевший скандала, лично соединил бы руки молодых. И прописал бы зятя в свои хоромы в сталинской высотке. Особенно, если Катя беременна! Это самый лёгкий и проверенный способ войти в элитарные круги.

Причём, его можно понять – обитающий в типичной хрущёвке (да отдельной, но не престижной), Рудольф видел в Кате, прежде всего, выгодную партию, а потом уже – симпатичную и неглупую девушку. Хитрая лиса-мамаша тоже нацеливалась на этот союз, а потом она с лёгкостью приписала Тихомировой корысть и стремление к чужим квадратным метрам, ибо сама такая.

Zina KorZina (c)

0

843

Почему сериал «Михайло Ломоносов» - шедевр?

Сериал «Михайло Ломоносов» (1986) был интересен и в 1980-х, и по сию пору. Начинаешь смотреть с любого места и – невозможно оторваться. Снять байопик о знаменитом учёном, не сотворив из фильма пафосную скучищу – это надо иметь талант. У режиссёра Александра Прошкина он (талант), несомненно, есть. Почему же этот девятисерийный телефильм – шедевр?

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Михайло Ломоносов» (1986). Скриншот. Источник - YouTube.

Итак, соблюдён баланс – мы наблюдаем не эталонного сверхчеловека, не парадный портрет с датами и названиями, а многогранного, умного, грубого, где-то жестокого и – при том возвышенно-мыслящего героя. Он не только штурмует знания – он пьёт, буянит, заводит внебрачную связь с немецкой девушкой, дерётся с академиками, не желает признавать авторитеты – Ломоносов живой и настоящий, хотя и гений.

В серьёзной ленте есть …детали приключенческого романа. К примеру, похищения русского студента вербовщиками прусского короля и побег Ломоносова из крепости Везель. Это не выдумка, но факт, однако, могли бы не показать – мол, учёный с мировым именем и вдруг… лезет по стенке. Похищения здоровых мужчин с целью превращения их в рекрутов – обыкновенная практика XVIII столетия.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Михайло Ломоносов» (1986). Скриншот. Источник - YouTube.

Чаще всего будущих «генералов» спаивали, вязали, а бедняги просыпались уже с «подписанным контактом» в кармане мундира. Иногда завлекали обманом – на этом строится завязка фильма «Фанфан – тюльпан» (1952), хорошо известного в Советском Союзе. И вдруг эдакая авантюра в биографическом фильме о науке. Это – великолепная деталь!

Историческая реальность вплетается в конкретную биографию. Иной раз кажется, что хроника царей, фаворитов и сановников даже интереснее основной темы повествования. Впрочем, если бы нам явили только событийный ряд, как это сделала впоследствии Светлана Дружинина в «Тайнах дворцовых переворотов», получилось бы много хуже...

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Михайло Ломоносов» (1986). Скриншот. Источник - YouTube.

Жизнь-страсть-власть Елизаветы Петровны, Екатерины Великой, Ивана Шувалова, братьев Орловых – это дивная вишенка на торте, а не сам торт, и потому – смотрится очаровательно. Точно так же рассказ о Михайле без фоновых событий – тоже показался бы куцым. В этом фильме каждая из граней – блестит, однако, надо, чтобы они сияли все вместе.

Опять же, история подаётся через авантюры, любовные интриги, маскарадную шумиху – общеизвестно, что XVIII век был назван «галантным». Всё решалось в будуарах королей и цариц, фаворитизм считался нормой, а власть в России переходила не столько по Указу (точнее – уставу) о престолонаследии 1722 года, сколько по воле мятежной гвардии.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Михайло Ломоносов» (1986). Источник - YouTube.

Особо «вкусно» снят заговор Екатерины против её супруга – Петра III. Конечно – однобоко. Этот император не был «голштинским чёртушкой», как его звали за глаза, но для подобных действ – самое то. И, конечно, великолепная игра актёров и шикарный саундтрек от композитора Владимира Мартынова – здесь тоже занятный контраст.

С одной стороны – почти песнопения, с другой – хулиганская песенка, которую пел Олег Меньшиков в роли изобретателя русского фарфора – Дмитрия Виноградова. Если всё просуммировать, то причина успеха сериала – в его …непредсказуемости. Зритель ждёт хрестоматийного пересказа, а получает увлекательную и динамичную вещь, где всего понемножку.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Михайло Ломоносов» (1986). Источник - https://www.kino-teatr.ru/

Ближайший аналог – романы Валентина Пикуля о той же эпохе – «Слово и дело», «Пером и шпагой», «Фаворит». Не удивлюсь, если авторы сценария это и имели в виду. Конечно, тут есть и допущения, которые не хочется именовать ляпами. Так, Ломоносов никогда не видел Баха в кирхе, куда, якобы случайно зашёл. И с Фридрихом Великим они не смотрели друг другу в глаза, но это столь шикарно показано, что нам кажется: так оно и было...

Zina KorZina (c)

0

844

Почему Катя не нравится Афоне?

Разумеется, он её недостоин – Афоня заблудший маргинал без видов на будущее, а вот Катя – отличная хозяйка и великолепный специалист (в те годы абы кого за границу не рекомендовали, тем более из провинции). Мы сейчас не о том, что Катя Снегирёва + Афанасий Борщёв = мезальянс.

Это и без того ясно. Однако же именно он её отвергает раз за разом, вспоминая о «кареглазой» лишь в те моменты, когда ему дико плохо. Она – последняя соломинка, за которую цепляется главгерой. Итак, почему же он от неё шарахается?

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Афоня» (1975). Источник - https://retinsky.ru/article/196

Только ли потому, что ему нравятся яркие или «статусные» женщины? Не поэтому. Афоне, как и большинству мужчин, хочется завоёвывать и вкладываться в отношения. Да, потом он забывает о том, что обещал, но в момент ухаживаний он – почти очарователен.

Вы наверняка помните, как он изображал крутого и всемогущего спеца, когда пытался обратить на себя внимание богатой домохозяйки по имени Леночка. Ради её прохладного «спасибо» он, по сути, выкрал импортную раковину у наивного интеллигента.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Афоня» (1975). Источник - https://www.culture.ru/

Эта дамочка миленько улыбается, но не подпускает, что естественно – Афоня ей даром не нужен. Тогда как он воображает себе «светлое будущее» с завоёванной им красавицей. Люди (и не только мужчины) ценят лишь то, что достаётся с большим трудом.

А как действует Катя, которая вообще-то ничуть не хуже Леночки в плане внешности? Она сходу распахивает объятия и весело наступает на опешившего Афоню. Она уже всё решила – он ей подходит. Лёгкая добыча, которая сама ещё и лезет в кузов – оно интересно?

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Афоня» (1975). Источник - https://kinoreporter.ru/

Девушка, женщина, к которой можно завалиться пьяным, а она …только обрадуется – это будет оценено? Полагаю, нет. Кроме того, Катя совершает ещё одну колоссальную ошибку – медсестричка пытается воспитывать и спасать, то есть показывает мужчине, что он – несостоятелен, тогда как с её помощью…

Да ему в сто раз лучше получать отказы от холодных богинь или – колкости от …вот не знаю, как звали по сценарию героиню Нины Руслановой, которая спускала с лестницы друга-Колю и чеканно произносила: «Какой же ты подлец, Борщёв!» Тут – буря страсти, разочарование, жизнь, жесть.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Афоня» (1975). Источник - https://www.vremya.tv/announce/1602/

А с Катей – разговаривать (в постели!) о том, что её коллега не носила на дежурстве шапочку, а потом – стала носить, потому что исправилась? Ох, тоска. Катюшка в её отношениях с Афоней даже не медработник, а строгая-но-справедливая воспитательница детского сада.

Она не позволяет Афоне «быть мужиком» - занимает активную позицию и честно считает, что он без неё пропадёт. Финал там оптимистический и забавный – влюблённая Катя не поехала в Африку и примчалась к обесценивающему её кавалеру. Лучше бы в Африку! Афоня-то не оценит такого подвига.

Zina KorZina (c)

0

845

Сусанна в курсе, что ей изменяет муж

У Сусанны, героини фильма «Самая обаятельная и привлекательная» (1985), как вы помните, есть муж Аркадий – кавалер видный и человек творческий. Звёзд с неба не хватает, однако, Сусанне особо талантливый и не нужен – с гениями трудно ужиться, да и не умеют они зарабатывать нормальные деньги.

А крутой и фирменный Аркадий удачно пристроен, судя по всему. По сюжету Надя узнаёт, что «музыкальный работник» изменяет Сусанне. Честную Клюеву это коробит, но она ничего не рассказывает подруге – это глупо и подло, прежде всего, по отношению к самой Сусанночке.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная» (1985). Источник - https://www.mos.ru/news/item/42871073/

Так думает Надя – она жалеет свою «мудрую» наставницу, знатока мужской и дамской психологии. Клюевой кажется, что вмешайся она со своей правдой, бедная Сусанна …нет, конечно, не повесится, но сильно разочаруется сама в себе и в своих женских чарах.

Вместе с тем, бывшая одноклассница, скорее всего, …знает, что импозантный брюнет Аркаша гуляет от неё направо и налево. Она же не скромника себе выбирала, а красивого и «статусного» мужа. Охотилась не напрямую, не лезла – всё происходило исподволь, с хитростями, на которые психолог-социолог была горазда с самой юности.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная» (1985). Источник -https://www.domkino.tv/news/15525?webview=1

Всё было выстроено так, что это Аркадий покорил Сусанну, а она – согласилась. Она этому и Надьку учит, но всё без толку. И хорошо. Потому что извилистый путь Сусанны не всем интересен, как и подобные Аркаши. Так вот все эти очаровательные улыбки и поцелуи супругов – обычная игра.

Да, они, конечно же, не противны друг другу. В сцене диалога на вопрос Нади любит ли он Сусанну, муж отвечает: «Очень… Я очень хорошо к ней отношусь. Она талантливый учёный, замечательный человек…» То есть даже соврать не смог, что обожает.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная» (1985). Источник - https://bigenc.ru/theatre_and_cinema/text/4943217

Сусанна питает иллюзии по этому поводу? Нет, конечно. Для неё этот брак – обычный социальный договор. Она прекрасно знает, что такое её Аркадий. Главное, чтобы всё было завуалировано. Она бы расстроилась, если бы он захотел уйти навсегда. А так - нет.

Он же, будучи глуповатым и самонадеянным, думает, что преодолевает трудности, заводя интрижки. Мол, ему удаётся обманывать Сусанну. А он никого не обманывает – у него всё на лице нарисовано, а психолог всегда читает по лицам.

Zina KorZina (c)

0

846

Почему не нравятся фильмы Марка Захарова?

Лично мне захаровские фильмы очень нравятся, однако, мне часто попадается острая критика этих работ. Люди пишут: «Не понимаю его стилистику, разве что «Формула любви» хороша». Или так: «Пытаюсь смотреть «Обыкновенное чудо» и на десятой минуте становится скучно – только музыка там отличная да юмор в отдельных сценах, вроде приезда Короля». Мне стало интересно подытожить, а потому собрала все претензии к Марку Анатольевичу, высказываемые в комментариях и статьях. Итак, что же раздражает или не вызывает положительных эмоций?

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Обыкновенное чудо» (1978). Источник - https://www.pinterest.ru/

1. Театральные декорации вместо натуры. Действительно, Захаров часто использовал эффект театральных подмостков, ибо он прежде всего режиссёр Ленкома (а до этого – Театра Сатиры). И даже там, где производились натурные съёмки, сохраняется ощущение пьесы – много действия в помещениях или замкнутых пространствах и если Эльдар Рязанов постоянно «расширял» пьесы при помощи описательности и разнообразных деталей, то Захаров, напротив, «сужал» повествование до сценического варианта.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Двенадцать стульев» (1976). Источник - https://www.pinterest.ru/

Это одна из главных причин, по которым захаровские «Двенадцать стульев» проигрывают гайдаевским (с точки зрения хейтеров Захарова). У Гайдая всегда много света, неба, улиц, транспортных средств, а приключения Бендера & Воробьянинова – это динамика. На мой взгляд, Захаров смог обойтись и без активных передвижений в кадре, но не всем это нравится. Опять же, картонный фон многих предельно утомляет к середине третьей серии.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен» (1979). Источник - https://www.pinterest.ru/

2. Интеллигентская фига в кармане. Захаров любил подколоть цензоров, намекнуть, вызвать циничные усмешки. Для этого он брал «костюмные» эпохи и внедрял туда современные шуточки. Так, обсуждение барона Мюнхгаузена напоминает месткомовские собрания или – разбор полётов какого-нибудь заблудшего Афони в связи с недостойным поведением. Сам же барон показан, как типичный инакомыслящий эпохи Застоя, а его «посмертная» слава напоминает отношение к умершим гениям, которых гоняли при жизни.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Убить дракона» (1988). Скриншот. Источник - YouTube.

Зрителям непонятно, почему Захаров, будучи вполне успешным, так не любил Советскую Власть и пытался её высмеивать. Квинтэссенцией стала его кинокартина 1988 года «Убить дракона», где он показал ужасы тоталитаризма, а в маразматичном Бургомистре, увешанном орденами, тогдашний зритель узнавал Брежнева, над котором тогда не смеялся только ленивый. А зря смеялись, кстати. Однако тут я частично соглашусь с критиками – осовременивание и фиги хороши в меру. В «Обыкновенном чуде» они есть, но - дозировано.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Формула любви» (1984). Источник - https://www.mos.ru/news/item/46114073/

3. Недавно я прочитала такое мнение: Захаров снимал для узкого круга - так называемой интеллигенции, которая чувствовала эти намёки, да и вообще ходила к нему в Ленком. Тогда как «народ» не любил и не понимал его комедии. Не берусь судить столь прямолинейно, хоть бы потому, что интеллигенция — это тот же народ. Часть народа. Скажу иначе: Захаров делал кино для образованного народа, и он понимал все аллегории – политические и социокультурные, считывал иронию, ловил хохмы. Вместе с тем, в 1970-1980-х его фильмы смотрели все - и даже простые работяги...

А вам нравятся фильмы Марка Захарова?

Zina KorZina (c)

0

847

Забытый фильм с Харатьяном, Баталовым и Макаревичем

Наверное, не для всех этот фильм – забытый и малоизвестный, кто-то его смотрел в детстве или уже во времена YouTube и прочих интернет-площадок, но о «Скорости» (1983) довольно редко упоминают в связи с Дмитрием Харатьяном, Алексеем Баталовым и группой «Машина времени», создавшей музыку для этой кинокартины. На форумах и в тематических блогах о «Скорости» пишут или восторженно, или – никак, то есть: «В первый раз о таком слышу». Так или иначе, это показательный и весьма интересный фильм – с точки зрения эпохи.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Скорость» (1983). Справа - та самая машина-зверь. Скриншоты. Источник - YouTube.

По композиции он напоминает «Кузнечика» (1978), только там – девушка-филолог, а тут юноша-технарь. Мы наблюдаем историю талантливого самородка с каким-то особым, почти мистическим отношением к машине и скорости. Сначала он попадает в команду к фанату-бессребренику, потом – кидается на деньги и становится пустым прожигателем, после чего, окончательно опустошив себя, уходит от всех благ – обратно к своему наставнику. Это – канва. Но там есть нюансы.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Скорость» (1983). Скриншот. Источник - YouTube.

Итак, перед нами выпускник детского дома Гриша Яковлев (Дмитрий Харатьян), которого замечает преподаватель политехнического вуза – Игорь Лагутин (Алексей Баталов). Как было дело? Парень заявился на автогонки в таком драндулете, что это вызвало хохот зрителей. Правда, потом самодельная конструкция внезапно показала себя, как машина-зверь. Лагутин помогает Грише с вузом и устраивает к себе на работу, где группа энтузиастов проектирует сверхскоростной автомобиль.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Скорость» (1983). Скриншот. Источник - YouTube.

Не обошлось и без любовного треугольника, но он не так интересен, как всё остальное. В этой истории – прямолинейная дидактика. Есть хорошие и плохие. Хорошие – это команда Лагутина с их устремлённостью к техническому прогрессу, а плохие – это преподаватель сопромата Левко (Всеволод Шиловский) и его друзья-фирмачи. Левко, воспользовавшись размолвкой ученика с наставником, приводит Гришу в …автосервис, где крутятся чудовищно большие деньги.

Интересные факты о фильмах
Здание автосервиса времён СССР. Источник - https://pastvu.com/p/593948

Вот этот момент – весьма занимателен. В СССР иметь машину означало …иметь проблемы. Потому что, если ты сам не умел её чинить и не имел доступа к запчастям, это оборачивалось банальным унижением перед слесарями автосервиса. Хорошо показано, как заматеревший Григорий снисходительно и даже нагло общается с клиентами, а они перед ним буквально прыгают, как дрессированные болонки. В те годы начальники автосервисов жили богаче, нежели многие крупные парторги и директора предприятий.

Интересные факты о фильмах
Здание автосервиса времён СССР. Источник - https://pastvu.com/p/167835

Ибо у последних – зарплата, а в автосервисе – любые деньги за починку любимого «коня». Потом происходит трансформация и, порушив зачем-то свои импортные телевизоры и аудиосистемы, а заодно – мебель фасона «стенка», забитую хрусталём, Гриша возвращается к Лагутину. В чём нежизненность этой киноистории? Точно так же, как и в «Кузнечике», где героиня из профессорских хором возвращается в общежитие, так и здесь – парень с одним рюкзачком уходит из своей, купленной им, кооперативной квартиры. Кто так делал? Никто.

Интересные факты о фильмах
Лагутин, его антипод Левко и финальные кадры. Скриншоты. Источник - YouTube.

Из автосервисов обратно «в большую науку» вряд ли кто возвращался. Не верю. И потом, этот момент с квартирой: там чётко звучит фраза, что «у меня один рюкзачок» — это либо аллегория, либо… я не знаю, что. На протяжении фильма звучит музыка группы «Машина времени» и - песня Андрея Макаревича в финале. Они, с одной стороны, были очень востребованы молодёжью, но, с другой, их время от времени приглашали в кинопроекты, что …снижало градус популярности, как ни странно. Тогда считалось, что лучшая музыка – та, что не звучит по радио и не транслируется из телеящика...

Zina KorZina (c)

0

848

Где и когда происходит действие фильма «Про Красную Шапочку»?

Конечно, не все сказки можно идентифицировать подобным образом, однако, «Про Красную Шапочку» (1977) разгадывается невероятно просто. В отличие от первоисточника Шарля Перро, где нет ни малейшего указания на место действия, в советском телефильме всё предельно ясно – и время, и страна. Итак, перед нами очевидный восточнославянский мир и типичная община. Даже дети воспитываются вместе. Плюс – антураж в виде блинов, белых одежд с вышивкой, свистулек-петушков и характерных деревянных построек.

Интересные факты о фильмах
Кадры из фильма «Про Красную Шапочку» (1977). Скриншоты. Источник - YouTube.

В одной из сцен мы видим баранки, бублики, а заодно – самовар. Вместе с тем, тут чётко показано присутствие Европы – так, бабушка Красной Шапочки и её приятель – Звездочёт одеты по-западноевропейски; обиталище учёного напоминает типичный кабинет научного работника XVII – XVIII столетий. Если бы не смешные помпоны, это был бы ...Исаак Ньютон в старости. Точно такие образы у охотников.

Интересные факты о фильмах
Кадры из фильма «Про Красную Шапочку» (1977). Скриншоты. Источник - YouTube.

Главная героиня попадает в имение какого-то местного господина, где томится истеричный ребёнок – вроде бы мальчик, а по факту девочка (помните, оно говорит в финале: «Я не мальчик, я девочка»). Я помню, что это создание играла девочка и её признание - эксцесс в процессе съёмок. Но зачем-то его оставили. Почему? Чтобы подчеркнуть, что в этой стране - майорат...

Интересные факты о фильмах
Кадры из фильма «Про Красную Шапочку» (1977). Скриншоты. Источник - YouTube.

...То есть передача наследства только родственнику мужского пола и девочку растят, как парня, чтобы не отдавать поместье на сторону? Я к той теме ещё вернусь. Особо восхитительны охранники во дворце – лица карикатурных «братков» ещё до возникновения этого устойчивого типа. Но речь не о физиономиях, а конкретно о париках. То есть авторы со всей очевидностью показывали XVIII век. Но где?

Интересные факты о фильмах
Кадры из фильма «Про Красную Шапочку» (1977). Скриншоты. Источник - YouTube.

Явные восточные славяне, но управляемые персонажами в париках, фижмах, штанах-кюлотах. И у них там жесточайший майорат. Смотрим дальше. Волки-оборотни воруют облачение католических священников (к слову, показ служителей культа – крайне редкий момент в киносказках, особенно в советских). Со всей вероятностью, это Белоруссия, входившая тогда в состав государства Речь Посполитая (Rzeczpospolita).

Интересные факты о фильмах
Кадры из фильма «Про Красную Шапочку» (1977). Скриншоты. Источник - YouTube.

Это государство, возникшее в результате объединения Польши с Литвой на основе Люблинской унии в 1569 году и ликвидированное в 1795 году. И майорат там был - именовался ординация. В общем, волки переоделись в польских ксёндзов, а мордоворотистые персонажи в париках – мелкая шляхта на службе у вельможного пана. Да, студия, на которой создавалась эта история – Беларусьфильм, что как бы явно-явно намекает.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Про Красную Шапочку» (1977). Скриншот. Источник - YouTube.

Zina KorZina (c)

0

849

Интересные факты о фильмах

0

850

Шариков - это жертва

Разумеется, Шариков не является моим любимым героем, однако, виноват ли он в том, что не вписывается в нормы, предложенные ему профессором Преображенским? Начнём с того, что и сам Филипп Филиппович – далеко не идеал. Типовой учёный 1910-1920-х годов, полагающий себя кем-то, вроде полубога. Тогда было модно «влезать» в человеческий мозг, улучшать и подправлять «неудачную» работу матушки-природы, интересоваться пересадкой органов и желез.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Собачье сердце» (1988). Скриншот. Источник – YouTube.

Сам Филиппыч – отнюдь не добрый доктор Айболит, а потому взял Шарика не только для того, чтобы накормить голодного пса и вылечить ему ошпаренный бок. Для опытов! Вообще, профессор живёт за счёт высокопоставленных пациентов, которых истово презирает. Но пользуется их связями и благорасположением. Чем занят, в основном? Предоставим ему слово: «Я заботился совсем о другом, об евгенике, об улучшении человеческой породы». В Советской России с 1920 по 1929 годы существовало Русское евгеническое общество.

Интересные факты о фильмах
Издания Русского евгенического общества. 1920-е годы. Источник - http://www.auction-imperia.ru/

Это было тогда нормой – искусственный отбор. В 1920-1930-х в ряде стран – Великобритании, Швеции, США и, конечно же, в Третьем Рейхе, евгеника считалась вполне разумной концепцией. Напомню, что «расовая гигиена» и другие евгенические трюки по результатам Нюрнбергского Процесса были запрещены, как антигуманные. Наш профессор был евгенистом, а ещё занимался темой омоложения и продления жизни. В СССР тему двигали и даже говорилось о достижении фактического бессмертия.

Интересные факты о фильмах
Илья Иванов, занимавшийся темой скрещивания человека с животными и Александр Богданов, одержимый проблемой долголетия и вечной молодости.

Филипп Филиппович не любил не только пролетариат, в чём он признавался, но и человечество. Оно было ему интересно, как расходный материал. Тогдашние учёные в своей массе являлись фанатиками – их волновало достижение сверх-результата, а не скучная повседневность. Допустим, биолог Илья Иванов пытался вывести новую породу путём скрещивания животных с людьми. Врач, писатель-фантаст и видный большевик Александр Богданов пестовал идею омоложения через переливание крови от юных - старикам. Умер в процессе опыта над самим собой.

Интересные факты о фильмах
Кадр из итальянского (!!!) фильма «Собачье сердце» (1976). Источник - https://www.pinterest.ru/

Тогда была иная общественная мораль! Филипп Филиппыч - из этих. Он - типичен. Он горит желанием сотворить чудо и приводит в свою роскошную квартиру некую собачку. Пока ещё не говорящую. Потом находится тело смешного забулдыги Клима Чугункина – в качестве базы. Результат не понравился творцу… Полиграф Полиграфович грубил, чесался при хозяевах, пил водку, приставал к женщинам, выбирал неправильные галстуки и читал столь же неправильную литературу.

Интересные факты о фильмах
Примерно так жил - не тужил и Клим Чугункин. Рисунки Владимира Лебедева. Источник - https://www.pinterest.ru/

Замечу, что даже усыновлённого ребёнка 3-5 лет нужно очень долго приучать к сервированному столу и правилам вежливости, а тут – сформированный маргинал (Чугункин), да ещё при «собачьем сердце». Что делает наш профессор? Он пренебрежительно отчитывает и постоянно унижает Шарикова, который всё же пытается быть хомо-сапиенсом, но у него другие инстинкты и замашки. Свою неудачу Преображенский перекладывает на подопытное животное.

Интересные факты о фильмах
Та самая переписка Энгельса с Каутским и другая работа Каутского на русском языке. Источник - https://habartorg.ru/

К слову, «Переписка Энгельса с Каутским» - не такое уж примитивное чтиво. Там критикуется работа Карла Каутского, посвящённая Великой Французской революции и, в частности, якобинству. Опять же, Шариков/Чугункин виртуозно играл на балалайке, то есть обладал 1) музыкальным слухом; 2) навыками игры на инструменте, это значит, напряжённо учился. Если вы посещали музыкалку, вы поймёте, о чём я. Шариков не собирался жить за счёт профессора – он поступил на службу.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Собачье сердце» (1988). Скриншот. Источник – YouTube.

Да, его кипучая энергия была направлена в странное русло, но кому было его направлять? Его считали низшим существом – я понимаю, что по делу. Но. Это был уже человек. Отвратительный, но человек. И главное – Чугункин не давал согласия на подобные эксперименты. Он не подписывался быть «говорящей собачкой» и креатурой амбициозного гения. И у самого Булгакова профессор отнюдь не положительный герой – он изображён, как зарвавшийся, хотя и невероятно талантливый учёный.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Собачье сердце» (1988). Скриншот. Источник – YouTube.

В одноимённом телефильме, напротив, он – потрясающе обаятелен. Это заслуга Евгения Евстигнеева. Будь на его месте актёр с «отрицательной харизмой» мы бы имели другой расклад. К слову, и Шариков в исполнении Владимира Толоконникова – и гадок, и несчастен одновременно. У него реально собачья тоска в глазах. Не людская, а – как у дворняги, от которой непонятно чего хотят все эти господа, знающие толк в красиво обставленных ужинах... Профессор одумался, понял, отыграл всё назад. А что же Шариков? Его просто вычеркнули.

Zina KorZina (c)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Интересные факты о фильмах