Чего испугался Володя?
Оговорюсь сразу – я не буду касаться киноповести, написанной уже в 1990-х и произведшей на меня удручающее впечатление, прежде всего, несовпадением с духом кинокартины. Сегодня – о том Володе, чья трусливая позиция выбила Катю из колеи. Можно подумать, она не знала, к кому бегает на свидания... В литературном изложении тот любовник носил фамилию Петров и работал в той же химической отрасли, что и Катя.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979). Скриншот. Источник - YouTube.
Описано их первое свидание – оно произошло почти спонтанно и обсуждалась тема, что у дамы не было физического контакта аж целый год (за эту бытовуху и грязненькость я и не люблю книгу – фильм для меня отдельная вселенная). В киноленте нет ни намёка, что они – сослуживцы. И роман подан, как давний, это уже почти дружба. Тут интересно другое – чего именно так сильно испугался Володя?
Тёщу, как таковую? Нет же. Развода? Как позорного штампа в паспорте – тоже не его. Любит жену? Если у него давняя связь с Катериной, там давным-давно нет супружеской любви. Есть привязанность и общие цели. Тем не менее, Володя боится разрыва брачных уз и уж точно не станет разводиться – ни для Кати, ни для какой-нибудь красотки помоложе. Это был бы вообще провал...
Открытка начала 1980-х, где показаны оба здания. Источник - https://pastvu.com/
Итак… Мы встречаем Володю напротив здания Совета Министров, рядом – «книжечка» СЭВ – Совета Экономической Взаимопомощи - могущественной межправительственной организации, действовавшей в 1949—1991 годах. В руках у мужчины – газета «За рубежом». В этом фильме нет случайных деталей – они все работают на сюжет. Володя – не простой служащий, он – из крутых и, скорее всего, он выезжает за границу.
Попадая в его квартиру, мы наблюдаем типичный набор материальных благ – очень хороший гарнитур-стенку, дорогие импортные обои в коридоре, отличную мягкую мебель, шикарно обитую входную дверь. Правда, магнитофон – катушечный, а в те годы модно было держать кассетный (как у другого баловня судьбы – Юрия Самохвалова в машине).
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979). Скриншот. Источник - YouTube.
Но люди поколения 40+ и тогда предпочитали «катушку» своей молодости, несмотря на статус и требуемые понты. Да. На столе – электрическая печатная машинка с начатым текстом (торчит листок). Скорее всего, он – журналист-международник и не исключено, что печатается в том самом «За рубежом». Нам как бы намекают, что Катя до Гоши предпочитала кавалеров из элиты.
Почему? Она долгое время доказывала себе и воображаемому Рудику-с-телевидения, что она – достойна лучших вариантов на этом празднике жизни. Но вернёмся к Володе и его истерике. Он дико испугался, что его, уличив в так называемой «аморалке», перестанут пускать за границу и вообще постараются поменьше печатать.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979). Скриншот. Источник - YouTube
Желающих продвинуться было много – подсидеть удачливого коллегу, попавшемуся на неблаговидном поведении – о, как шикарно! Тёща, разумеется, могла бы и промолчать, не устроить скандал – из меркантильных сооружений. Ну, разведётся её дочь с успешным мужиком, и – что? Наверняка, супруге Володи не 20 лет, а всё те же 40+. Но нервы бы потрепала.
Ещё один нюанс – Володя мог возвыситься, благодаря родственникам жены. На Руси это называлось «примак» - приёмный зятёк, что селился в доме богатой супруги. В СССР таких примаков было пруд-пруди – какая-нибудь профессорская дочь западала на симпатичного провинциала, и тесть/тёща принимались двигать его по карьерной лестнице. В этом случае тёща была бы неумолима!
Zina KorZina (c)