«Воскресенье половина седьмого» - о нормальном равнодушии 1980-х
Мини-сериал со скучноватым названием «Воскресенье половина седьмого» (1988) интересен тем, что здесь раскручивается психологический детектив (практически триллер) при полном отсутствии реального криминала – никакой стрельбы, никаких погонь за жестокими уголовниками. Тем не менее, труп имеется. Напомню сюжет – найдена мёртвая девушка без следов насилия. Вскрытие показало, что смерть наступила от разрыва селезёнки, случившегося при падении.
Крош опрашивает девиц, не оказавших помощь. Кадр из телефильма «Воскресенье половина седьмого» (1988). Скриншот. Источник - YouTube.
Обыкновенно в таких случаях вообще происходит отказ в возбуждении уголовного дела по причине отсутствия события преступления. На это и напирают опытные следаки. Однако молодой стажёр Сергей Крашенинников (знакомый нам персонаж – Крош, ставший взрослым) с этим категорически не согласен – он считает, что преступление всё-таки было. Да, девушку Соню Смирнову не порезали ножом и не ударили по голове, но никто не оказал ей помощь.
Фигурируют статьи – неоказание помощи и оставление в опасности, правда, все старшие коллеги утверждает, что по этой статье никого ещё не посадили, хотя, формально суд состоится, и девицы, бросившие Соню, будут считаться судимыми, так как их вина доказана. Понести реальное наказание и быть судимым – это разные вещи. Что меня зацепило в далёком 1988 году? И что цепляет сейчас? В этом немудрящем телепроекте совершенно точно воссоздана реальность конца 1980-х.
Заметим, что странная Соня гораздо красивее своей типа-шикарной коллеги. Кадры из телефильма «Воскресенье половина седьмого» (1988). Скриншоты. Источник - YouTube.
Тут не было ни чернухи, ни грязи, ни рэкета, но и благости – никакой, зато – море цинизма. Как в жизни. Именно таких девиц, как «подруги» Сони я видела, когда работала на междугородной станции и училась на вечернем в МЭИС – по сюжету они переплётчицы, я общалась с телефонистками, но суть и наружность – ровно такие же. Стиль – вульгарность и хабалистость, дикие начёсы, пластмассовая бижутерия.
В те годы актуализировалась мода на женскую агрессивность – девочки формата Сони считались странненькими, не от мира сего. Даже, если ты в душе – тургеневская Ася, внешне должна соответствовать образу певицы C иСи Кетч – иначе заклюют. Тогда нравились не красивые, но - активные. В телефильме также фигурируют юноши и девушки, занятые мелким бизнесом, связанным с подпольной аудиозаписью.
Типичные старшеклассники 1980-х. Кадр из телефильма «Воскресенье половина седьмого» (1988). Скриншот. Источник - YouTube.
Приносят новый диск, который потом переписывается на десятки аудиокассет – потом дефицитный музон продаётся через своих. На самом деле, доходная тема. Знавала таких мальчиков. В фильме звучит много тогдашней музыки – от хэви-металла до попсы, а уж песня Modern Talking -а n 100 Years там просто могут считаться этаким гимном эпохи – реальное погружение в 1988-1989 годы.
Действительно, этот западногерманский дуэт имел в СССР какую-то фантастическую популярность. Он и во всей Европе «гремел», что называется, но в Советском Союзе как-то по-особенному. Опять же, юные герои постоянно упоминают рок-группу Whitesnake и фоном звучат целых три композиции. И вот, что важно – ни детки (к слову, обеспеченные и сытые), ни размалёванные девки – люди-то неплохие.
Отлично показаны тогдашние цинично-усталые лица - у детей и взрослых. Скриншот. Источник - YouTube.
Такие и в жизни плохими не были! Обычные. Они все видели умирающую Соню, но думали – «перепила девчонка» и «наверняка, притворяется». Это стандартное равнодушие того времени – даже сейчас больше участия к несчастному и упавшему. А тогда если человек лежал, все думали: ага, пьяный, пусть дышит воздухом, а милиция подберёт. Интересно, что начинающий следователь Крош пытается ещё и воспитывать всех допрашиваемых и вроде бы у него это получается.
Во всяком случае, до старшеклассников ему удалось достучаться. Гаже всего тут явлен «мир взрослых», генерация отцов. Врач, не оказавший помощь, тоже типичен – талантливый и увенчанный лаврами хирург, оказался мелкой тварью, для которой главное – хорошо кушать. Отлично показано, как он обращается со своей женой (это маркер), как боится «сесть», как врёт, изворачивается, грозится и так далее. В 1980-х был такой типаж – я бы его назвала «супермен».
Типичная тусовочная молодёжь - не сильно гадкая, но и не шибко светлая. Скриншот. Источник - YouTube.
Этакие спортивные, поджарые мужчины при деньгах (необязательно ворованных), любящие комфорт и всяко-разный импорт. Эти изображали и даже выстраивали «свою Америку» задолго до 1991 года, правда, реальный капитализм их сильно разочаровал. Оказалось, что суперменствовать они могли только в условиях социалистической экономики, за счёт государства и общества.
Профессор Боровой (по забавному совпадению однофамилец одного из первых миллионеров 1990-х) как раз из этих. Которые всё хапнули от «совка», но хотели жить, как в Лос-Анджелесе. В общем, если вы хотите знать, как выглядел СССР, близкий к реалиям, вам точно нужно посмотреть «Воскресенье половина седьмого» (1988). В этих поворотах угадываются грядущие 1990-е с их жестью – чётко отслеживается корень зла, причём, на уровне всех поколений – от деток до дядек.
Zina KorZina (c)