Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Интересные факты о фильмах


Интересные факты о фильмах

Сообщений 811 страница 820 из 999

811

«Формула любви» - почему герой влюбился в статую?

Ответ простой — потому что это было модно в конце XVIII века. Необязательно влюбляться именно в статую, можно в литературную героиню или вообще придуманный образ — на базе личных измышлений и поэтических грёз. Ещё вариант — воспылать чувствами к незнакомке, чья карета ехала мимо, а из окна виднелась трепетная рука, держащая белую розу. Или ещё какой-нибудь красивый и печальный цветок. Или нимфа сидела в театральной ложе, а потом - исчезла, незнаемая. Сентиментально это всё! Жизнь — скучновата и неправильно скроена, а потому надо мечтать и мыслить.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Формула  любви» (1984). Скриншот. Источник - YouTube.

Поколение отцов и дедов жило суетно и приземленно. Чего уж сам - убого. Неслучаен диалог: «А жена моя, особа, которая должна служить идеалом любви, закажет при мне лапшу и начнёт её кушать ! ― Зачем же непременно лапшу? Не надо лапшу. А хоть бы и лапшу, тоже очень неплохо!» А для юного помещика - ужасно. Ему бы точно так же не понравилась бы невеста-франтиха, по три часа выбирающая кружева и драгоценности. Итак, «Формула любви» (1984), гениальный фильм , созданный по малоизвестной повести Алексея Толстого «Граф Калиостро» (1921), ненавязчиво объясняет суть явления.

Интересные факты о фильмах
Оноре Фрагонар.  «Клятва любви». 1780-е гг. Источник - Википедия.

Во второй половине XVIII столетия и особенно в 1760-1780- х годах у образованной и - хорошо обеспеченной светской молодёжи начались гуманитарно-эстетские фантазии особого рода. Объектом поклонения сделалась природа с её естественными красотами (привет, Жан-Жак Руссо!). Нынче это покажется странным, но до этого пейзаж, как вид и как жанр в искусстве не играл почти никакой роли. Деревьями не любовались, цветами, травами – тоже. Исключения составляли дворцово-парковые ансамбли – стриженые, облагороженные, посаженные рядами. С 1770-х стало актуальным жить на природе и сочинять выспренние вирши.

Интересные факты о фильмах
Типичное проявление 1780-х - храм славянской богини Лады в имении. Родное язычество сделалось актуальным на фоне интереса к природе.

В России многие воспользовались манифестом «О вольности дворянства» и укатили в имения – отныне можно нигде не служить, не значиться и вообще не работать (напомню, что Пётр I ввёл всеобщую повинность для высшего сословия и учредил Табель о рангах, а потому до 1760-х годов тунеядцев не было). В повести и в ленте мы видим дееспособного, здорового парня – Алёшу Федяшева, который… нигде не трудится – ни по военной, ни по статской линии. Потому что не хочет. Имеет право. Крепостные – вкалывают и кормят. Сам он получил возможность парить в своих фантазиях, ища гармонию и любовь. К кому же?

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Формула  любви» (1984). Скриншот. Источник - YouTube.

К воображаемой, непременно идеальной деве. Она должна быть изысканна и – не жеманна. Не кокетлива. Разумна. Добра. Стройна и легка, по возможности без пудры, белил и румян, а особенно – без мушек – этаких чёрных бархатных кружочков, оттеняющих искусственную белизну кожи. Ибо по-настоящему круто – быть здоровой и свежей, а не замазывать оспины густым слоем косметики – к слову, не менее модно сделалось прививаться от оспы по примеру Екатерины Великой. Требовался недостижимый баланс между возвышенностью и - простотой. Если таковой нет на Земле, то надо обожать фантом. Выдумывать и - обмирать о счастья.

Интересные факты о фильмах
Идеальные женские образы художника Жана-Батиста Грёза. Источник - Википедия и https://www.pinterest.ru/

Ещё один тренд - браки по любви в дворянской среде и, поскольку это в 99 из 100 упиралось в яростное сопротивление родителей, то об этом больше грезили и писали, чем это бытовало в реальности. Причём, любовь полагалось искать везде - не лишь в своём кругу. Хрестоматийный пример - союз графа Шереметева с бывшей крепостной актрисой Парашей Ковалёвой-Жемчуговой. Она отвечала эталонным требованиям - умна, печальна, тонка-хрупка, великолепно образованна, чувствительна, а то, что - пейзанка, так это даже лучше - близка к природе. Да, герой «Формулы любви» тоже мог бы жениться на крестьянке...

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Формула  любви» (1984). Скриншот. Источник - Kinoistoria.ru

...Если бы она вдруг явила искомый образ. Прототипом каменной Галатеи была по сюжету крепостная девушка Прасковья Тулупова. Но тут приехал граф с нежной и чарующей Машей - безыскусной и притом сентиментальной; без манерничанья, но - аристократичной; без пудры и шиньонов, но и без неряшества в одеянии. Тот культ естественности не протирался совсем уж далеко - волшебная нимфа обязана быть свежей и благоухать чистотой (в те годы стали весьма активно мыться и заводить а-ля римские термы). В общем, у графа ту Машу - отбить! И срочно жениться - она уж точно не станет заказывать лапшу и тут же её кушать...

Zina KorZina (c)

0

812

Почему Бальзаминову повезло?

Киношедевр «Женитьба Бальзаминова» (1964) был снят по трилогии Александра Островского «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся – чужая не приставай!» и, собственно, «Женитьба Бальзаминова». Большинство театров или объединяют все три пьесы, или ставят одну «Женитьбу…» - самую интересную и наполненную. Речь пойдёт именно о фильме, в котором, кстати, были нарушены все законы кастинга (актёры взяты вразрез с амплуа), но получилась небывалая феерия.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова» (1964). Источник - https://www.1tv.com/announce/2041

У многих зрителей возникает вопрос: «Почему у Миши Бальзаминова всё получилось?» То есть неказистый мужчинка - без талантов и блестящей внешности - взял большой куш в виде очень богатой женщины. Вы скажете: «Хм, тоже мне счастье!» Для Миши – да. Мы же говорим о нём, об его извечных мечтах. Он более всего желает 1) иметь много денег и при том 2) ничего не делать. Мадам Белотелова предоставит ему такие возможности в обмен на послушание – в конце-то концов Миша и до этого слыл маминым сыном и успел научиться хотя бы внешнему подчинению женщине.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова» (1964). Источник - https://www.domkino.tv/

Над ним будут все ржать? А ему без разницы. Он и не стремится к уважению. Главное – дрыхнуть до полудня, носить дорогие шмотки, хорошо питаться и – не прилагать усилий. Его максимум - гонять голубей или фланировать в узко пошитом костюмчике - по моде. Ему всё дали. И дадут ещё. Неслучайно подзаголовок финальной пьесы называется: «За чем пойдёшь – то и найдёшь». Вот это и есть смысл. Почему же Бальзаминов получил то, что искал? Он правильно визуализировал свои желания. Он интуитивно делал то, чему в XXI столетии обучают гуру «позитивного мышления».

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова» (1964). Источник - https://www.domkino.tv/

Я как-то из культурологического интереса прочла ряд американских книг о том, как «исполнять желания», и вертелась одна и та же мысль: «Где-то уже было и не в Америке». Это же Бальзаминов. Он постоянно мечтал о том, как станет царём или генералом, но в этом не присутствовало темы власти и ответственности – лишь мотив шикарного барства. У Миши была цель, но он не зацикливался на ней. Он просто совершал некие – часто идиотские – действия, а если что-то шло не так и всё срывалось, то спокойно разворачивался и шёл дальше.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова» (1964). Источник - https://www.domkino.tv/

В силу тотальной пустоголовости, он никогда не рефлексировал, не страдал, что опять богатая невеста слетела с крючка – он соглашался на другой путь, где уж точно и – непременно всё сбудется. Его прогнал купец, дядюшка пышной Капочки? Обозвал дураком? Правда что ли? Ну и ладно. Бальзаминова просто везёт по жизни (не ему везёт, а его – везут!) и он не сопротивляется. Будь он чуть разумнее и логичнее – он бы не достиг того, что ему надо. Выстроил бы высокую стену из «нельзя» и «как можно?!» и до конца дней жил бы на три копейки.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова» (1964). Источник - https://www.domkino.tv/

Я нисколько не пытаюсь говорить о Бальзаминове, как о положительном герое или варианте для подражания. Лентяй (а потому - нищеброд), фанфарон, мечтатель, мамкин сынок, бездарность. Не наш метод, короче! Вообще, таким надо родиться. Я лишь хочу показать тип личности, которым вполне реально помогают визуализации и пресловутое позитивное мышление. Это – неумный, мало понимающий, но при том – беззлобный человек. Советуют: отключите внутреннего критика. А у Бальзаминова таковой и не имелся! Большинство из нас не смогут выключить. Поэтому, за работу, товарищи!

Zina KorZina (c)

0

813

Почему Тося - идеал?

Возраст накладывает отпечаток на восприятие. В детстве мне казалось, что Людмила – самая интересная из трёх подруг. Сейчас она мне представляется едва ли не отрицательной героиней. В юности я почему-то жалела Катерину, потом стала жалеть …Рудольфа, ибо она его обманула раньше, чем он решил иметь с ней отношения. В его глазах она – охотница за «квадратными метрами» и московскими женихами, то есть ничуть не влюблённая.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979). Скриншот. Источник - https://www.pinterest.ru/

А вот Тося… Её образ наименее яркий, но, тем не менее, самый гармоничный. Однако это понимаешь с годами. Гармония в искусстве – это «…целостность, согласованность, закономерная связанность всех частей и элементов формы». Катя и Людмилочка всю жизнь пребывают в раздрае, пытаясь выпрыгнуть из своей «формы». И – ничего не выходит. Люда – у разбитого корыта, хотя и с антикварной меблировкой, и при шикарном халате и модных обоях «под кирпич».

Катерина признаётся Гоше: «Как долго я тебя искала». Вот тут я разбираю, почему же Катя воспылала именно к этому слесарю-интеллигенту – этот мужчина соответствовал Кате-реальной. Все эти Рудики и Володи (я имею в виду крутого начальника, сыгранного Олегом Табаковым) – они совершенно не монтировались со своей любовницей, а Кате и был нужен брутальный и свойский, но совсем не простой мужик.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979). Скриншот. Источник - https://www.pinterest.ru/

Неслучайно же Катя сказала Людмиле: «Мы-то им зачем? У них есть свои женщины». Она стопроцентно попала в яблочко. Люди несчастливы с «чужими» половинками, на чужой работе, с чужими целями – такие проживают чужую линию жизни. А вот скромная Тося Буянова с самого начала делала то, что соответствует ей, как личности. Она не кинулась на столичных поэтов и стильных парней с телевидения, не изображала дочь профессора, не врала.

И даже не пыталась читать Ремарка в метро – с целью выгодного знакомства. Она полюбила хорошего парня, свою ровню и, кстати, москвича – Колины родители трудились на московских предприятиях - мама трудилась на «Красной швее», а его отец получил садово-огородный участок – это не дача тогдашнем в понимании, но в 1970-м годам эти товарищества станут не менее престижными, чем дачи реальные.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979). Скриншот. Источник - https://www.pinterest.ru/

У Коли есть машина. Коля всё умеет делать. Люда-вертихвостка не в восторге: такого, мол, ты и в деревне могла найти. Могла. И что в этом плохого? Тося не пыталась выдать себя за кого-то другого, за «не-я». Да, она не росла «культурно» все эти годы, не устремилась в какой-нибудь вуз, оставшись на стройке, зато и не растратила силы на бесполезность. Сохранила нормальную семью, родила троих сыновей. Квартира – машина – дача.

Она проходила верным путём, не перепрыгивая через пять ступеней в никуда. Гармонична та личность, которая поняла, что ей надо и – что она может себе позволить без потерь. Тот, у кого желания совпадают с возможностями. У Тоси оно совпало. Она выбрала оптимальный для себя вариант развития, где оказались не нужны высшие образования и тусовки с интеллигенцией. Идеален не тот, у кого больше/круче/богаче, а тот у кого - гармонично. У кого пазлы ровненько сложились.

Zina KorZina (c)

0

814

Интересный момент в «Приключениях Петрова и Васечкина»

В «Приключениях Петрова и Васечкина» (1983), равно как в менее удачном продолжении «Каникулы Петрова и Васечкина» (1984) есть масса интереснейших деталей, но сегодня хочу остановиться вот на чём… В первой части дилогии ребята пытаются «укротить» строптивую Машу, взяв за основу комедию Вильяма нашего Шекспира «Укрощение строптивой». Все помнят неловкие пируэты Васи Петрова и вопль: «Могу тебе, Маша, вмазать так, что…» в общем, перестанет Маша быть строптивой. Но - увы. Не сработало.

Интересные факты о фильмах
Все помнят неловкие пируэты Васи Петрова и вопль: «Могу тебе, Маша, вмазать так, что…» Скриншот. Источник - YouTube.

Далее. В телефильме, посвящённом каникулам, обе серии созданы по мотивам хрестоматийных произведений – «Ревизора» и «Дон-Кихота». Сначала хитрый Васечкин пытается выдавать себя за дикого хулигана по кличке Гусь (привет Гусеву из «Электроника»), и все подростки играют роли, описанные Гоголем. Вплоть до того, что главные сплетницы, принесшие весть, зовутся Бобкина и Добкина – Бобчинкий и Добчинский (шикарный дуэт с рефреном «Сама ты, Оля, вредина!»). Потом, как водится, прибывает реальный Гусь.

Интересные факты о фильмах
Замечу - Петров ходит с книгой. Скриншот. Источник - YouTube.

Во второй серии Петров и Васечкин, столкнувшись с «несправедливостью бытия» и бессмысленным прозябанием, лишённым романтики, а попросту заскучав, устремляется на подвиги под видом Дон-Кихота и Санчо Пансы, причём Петров-Санчо оказывается более «рыцарем», чем фанфарон Васечкин. Мальчики попадают в самые разные ситуации, отдалённо напоминающие сюжет Сервантеса, включая, битву с мельницей – там декоративная мельница служит дизайнерским оформлением ресторана.

Интересные факты о фильмах
Во второй серии Петров и Васечкин устремляется на подвиги под видом Дон-Кихота и Санчо Пансы. Скриншот. Источник - YouTube.

Итак, перед нами – обычные троечники. Петров и Васечкин всем так понравились именно потому, что были «как все» - такие пацаны учились с нами в одном классе, гуляли в нашем дворе, отдыхали с нами в пионерских лагерях. То есть не бандиты и не «ботаники», а boys -next-door, что называется. И эти средне-типичные, не сильно умные ребятки постоянно и - с лёгкостью обращаются к высокой классике. Причём, «Дон-Кихот» - очень сложный текст, символизирующий переход от позднего Ренессанса к Барокко, а в СССР это считалось подростковой литературой.

Интересные факты о фильмах
Итак, перед нами – обычные троечники. Но...

Ещё один момент – фильм был создан не только для начитанных отличников, но и для широкого круга детей и подростков. То есть потенциальный зритель должен понять шутки и сюжетные развороты, основанные на Шекспире, Гоголе и Сервантесе. И все понимали. Всем нравилось. Я не помню ни одного ребёнка, который «тупо не врубился». А если бы таковой нашёлся, его грубо осмеяли бы. В СССР было стыдно не иметь дома книг и не читать. Поэтому даже забавно-развлекательные киношки создавались в расчёте на кое-какой базовый интеллект. А база была - ого-го. Не попса.

Zina KorZina (c)

0

815

Любовь и слабость Дубравки

Подростковая мелодрама «Дубравка» (1967) создана по светлой повести Радия Погодина и, как это обычно бывает, сильно отличается от первоисточника. Вместе с тем, и фильм, и книга – прекрасные, а потому я не знаю, что из них – талантливее. Сценаристом выступил сам автор, поэтому сделанные им изменения – логичны и хорошо воспринимаются.

В киноистории девочка-подросток влюбляется в конкретного парня – cкульптора Колю, старшего брата своего приятеля Утюга. В книге эта линия почти незаметна - там есть лишь письмо, написанное популярному мальчику, и Дубравка влюблена в некую гармонию, в красоту – их она видит буквально повсюду.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Дубравка» (1967). Скриншот. Источник - YouTube.

В море, в цветах, в людях. Крымский дом, в котором живёт Дубравка со своей бабушкой, один из жильцов называет – Фата Моргана. (В Крыму реально много таких изумляющих строений). Потом – вспышка. Все чудеса мира отныне заключены в красивой женщине – Валентине Григорьевне - та представляется нереально-дивной.

Дубравка любуется приезжей питерской дамой и не мечтает (или истово мечтает?) сделаться когда-нибудь настоящей красавицей. У Дубравки настолько развито чувство гармонии, что её реально бесит, когда богиня Валентина Григорьевна отвечает на ухаживания неприятного, пахнущего табаком Петра Петровича.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Дубравка» (1967). Скриншот. Источник - YouTube.

Подросток, она ещё не понимает, что будет гораздо интереснее – внешне тоже. Её очарование скрыто – она Гадкий Утёнок и Русалочка одновременно. Неслучайно старшеклассники ставят другую сказку Андерсена – о Снежной Королеве. История Дубравки – это глубокая, очень «андерсеновская» вещь.

Тут много символизма, вроде той бабушкиной фразы насчёт радуги и мыльного пузыря. Или - диалог со старым актёром о мудрости сказок. Или - тема недосягаемой ракушки. Опять же – безумный и прекрасный дом самой Дубравки. Там есть место для чуда и - для беспредельной грусти, рождающей шедевры.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Дубравка» (1967). Скриншот. Источник - YouTube.

Повесть – более «прозрачная» и эстетская. Фильм – приближен к публике, и девчонка мучается от неразделённого – первого! - чувства к взрослому парню. Отлично показано, как резко и красиво взрослеют девочки, именуемые «пацанками» - вот только что она играла в футбол, носила линялые штаны с такой же майкой и дралась с ребятами, а теперь она ходит причёсанная и в платьице.

Кстати, именно этот типаж, как ни странно, обладает подлинной женственностью, ибо лишён жеманства и «бабскости». Из пацанок не вырастают склочные тётки, а получаются верные женщины. Советская литература и - кинематография постоянно воспроизводила этот образ - диких_собак_Динго и Суок.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Дубравка» (1967). Скриншот. Источник - YouTube.

Иное дело, что Дубравки чаще всего бывают одинокими, точнее – остаются одни. Бескомпромиссность заложена в них природой – они уходят, не оборачиваясь и потому всю жизнь страдают. Они думают, что любовь – это навсегда, что красота мира – обязательна, что «…в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань».

Дубравки не «взрослеют» в плане восприятия Добра и Зла, и до конца дней спрашивают: «Но как можно?!» Ибо не принимают довольно сложный и малоприятный мир таким, как он есть, хотя героиня и «сгладила углы» к финалу, однако, до конца этого сделать не сможет. В этом её сила и слабость. Но лучше так, чем лавировать.

Zina KorZina (c)

0

816

Забавный ляп в фильме «Самая обаятельная и привлекательная»

Откуда берутся ляпы в советском кино? Авторы не знали, что создают шедевры, которые потом будут пересматривать по 150 раз и замечать, что брюки на герое то со стрелкой, то без, а номера машины в ходе погони сменились аж три раза. Типичное - галстук, купленный «под цвет глаз», был на Васе-голубятнике ещё в предыдущей сцене. Главное, что это не замечали даже цензоры и худсоветы, принимая фильм. Итак, забавный ляп из киноленты «Самая обаятельная и привлекательная» (1984/85), причём эти моменты лучше всего характеризуют эпоху.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная» (1984). Скриншот. Источник - YouTube.

Так, в сюжете есть точный маркер времени – концерт Джанни Моранди в Москве. Именно туда устремилась Надя, а заодно – Володя с какой-то девицей. Туда же прибежал и заинтересованный Пряхин… Концерт Моранди состоялся в марте 1983 года. Да, отвлекусь, ибо это интересно. Знаменитый в Италии и Европе исполнитель Джанни Моранди (род. 1944) впервые спел для советского слушателя ещё в июле 1965 года, причём выступление в Зелёном Театре парка им. М. Горького транслировалось в прямом эфире. Он выступал не один, а с группой итальянских товарищей.

Интересные факты о фильмах
Советские пластинки с песнями Джанни Моранди - 1971 год и 1982 год. Источник - https://www.pinterest.ru/

Кроме того, Моранди – коммунист и сын коммуниста, что повлияло на его отношение к СССР (и на отношение к нему в СССР, конечно). У нас выпускались его пластинки, о нём тепло отзывалась пресса и – его концерт включили в сценарий кинокомедии. Таким образом, действие «Самой обаятельной…» разворачивается в марте 1983 года. Вместе с тем, конторская модница Люся Виноградова, демонстрировавшая своё знание журнала Burda-Moden, раскрывала …октябрьский номер за тот же 1983 год. Я этот журнал ещё в 1980-х году узнала – у нас он был, как и многие другие.

Интересные факты о фильмах
Люся Виноградова листает октябрьский номер журнала Burda -Moden. Источник - http://www.ms77.ru/articles/biblioteka/

Примечательный нюанс – у нас дома никто не шил, но мама доставала эти «Бурды». Зачем? Так Люся тоже не шила, а покупала у фарцовщиков, скорее всего или стояла в очередях. В те годы немецкий журнал, созданный после войны фрау Энне Бурдой, пользовался в СССР колоссальным успехом, а сам журнал воспринимался, как учебник dolce vita. Шили по нему в 1980-х не то, чтобы единицы, но мало кто. Или среди наших друзей никто не занимался самостроком? Наверное. Вот многие вязали, причём …на рабочем месте (помните, Верочка из «Служебного романа» вяжет?).

Интересные факты о фильмах
Как выглядел тот журнал? Источник - http://www.ms77.ru/articles/biblioteka/

В общем, в кадре – осень, подразумеваемая, как весна (с указанием на март). Ещё один момент – в НИИ совершенно разболтанная дисциплина – Виноградова, как мы видели, читает, вернее – листает «Бурду», Надя всех угощает «Маэстрами» (не в обеденный перерыв, замечу), все ходят-бродят, оценивают шмотки… Ну и что? А вот что. 1983 год – это андроповская эра, когда реально закрутили гайки, а за «феерию» на рабочем месте могли и уволить, поэтому в «Служебном романе» макияж и марш-бросок за продуктами – норма, а вот в «Самой обаятельной» - не вполне. Опять же, визит Сусанны в рабочее время? При Андропове? О, нет.

Zina KorZina (c)

0

817

Почему Самохвалов отдал письма Шуре?

Итак, Самохвалова так достала неуместная активность Оленьки Рыжовой, что он совершил гадкий поступок. Но почему он это сделал? И считал ли свой поступок – отвратительным, безнравственным? Во-первых, Юрий Григорьевич – не тот человек, который вообще стал бы заводить романы, особенно в учреждении. Он слишком откровений карьерист, чтобы...

...тратить время на любовь-морковь и ставить себе препоны в продвижении по службе, а наличие любовницы – это всегда минус и не только потому что мамзель начинает требовать для себя преференций. В советскую эпоху функционера, склонного к адюльтерам старались не продвигать, ибо на такого сластолюбца легко воздействовать через женщину.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Служебный роман» (1978). Источник - https://www.pinterest.ru/

Во-вторых, заместитель Калугиной обратился к месткомовской Шурочке, ибо у него не оставалось иных методов воздействия – он много раз пытался урезонить Оленьку, но, увы. Единственный момент – Самохвалов поступил некорректно с точки зрения 1970-х годов. Вот в 1930-1950-х обсуждение личных проблем и разного, как теперь это называют, харрасмента, было вполне комильфо.

Не доводилось читать о разборе дамских писем к начальнику, но приставания к женатым мужчинам и попытки увести их из семьи очень даже обсуждались на общих собраниях. Кстати, это не только в СССР - протестантские общины Америке и не такое устраивали в те же времена. Какого года рождения у нас Юрий Григорьевич? Приблизительно 1940-го.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Служебный роман» (1978). Источник - https://www.pinterest.ru/

То есть рос и учился в 1950-х, когда наблюдался пик подобных мероприятий. Помните фильм «Разные судьбы» (1956), где в огромном зале устроено расширенное комсомольское собрание и на повестке дня – избиение молодой жены ревнивым супругом? Написала заявление! Оба – учащиеся вуза и комсомольцы. Ещё раз отмечу, что это даже не бюро, а именно общее собрание.

Потом эта своеобразная практика публичной «порки» сошла на нет, однако, малоприятные воспоминания остались. Самохвалов решил, что называется, тряхнуть стариной и побежал за помощью к Шуре. К тому же, ему было нужно сообщить одной из главных сплетниц учреждения, что он в этой интриге, о которой судачит весь коллектив, не при чём. Да. Вышло коряво и подло. И – «архаично».

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Служебный роман» (1978). Источник - https://www.pinterest.ru/

Его коллеги и подчинённые, даже общественница Шура, уже научились иным способам реагирования, поэтому Калугина и Новосельцев – вспылили и тут же возненавидели Самовалова за этот поступок. Шуру и то покоробило: «Юрий Григорьевич, но это же очень личное». Вот если бы в 1956 году всё то же самое – тогда Рыжову коллектив дружно осудил бы за попытку разрушить крепкую советскую семью.

Zina KorZina (c)

0

818

Кто реальный отец Настеньки?

Кинолента «Морозко» (1964), подобно большинству советских фильмов, имеет несколько смыслов – от банальных до глубинных. На поверхности – типичная ненависть мачехи к хорошенькой, трудолюбивой падчерице, но всё ли так просто в данном случае? В аутентичной сказке мы видим обыкновенную покорную девушку, пытающуюся выжить в ужасной обстановке. А в фильме? Настенька не просто работает день и ночь – в прямом смысле этого выражения. Она обладает интереснейшими способностями, никак не связанными с умениями стандартного хомо-сапиенс.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Морозко» (1964). Источник - https://www.pinterest.ru/

Начнём с внешности. Помните её папеньку? Типичный такой мужичок низкого роста, с небогатой бородёнкой и прочими скромными данными. Какой же фантастической должна быть его покойная жена, дабы получилась Настенька! Такое чувство, что он ей названный отец, как в другой истории – «Снегурочка», где дочь Весны и Мороза (заметим!) выходит к людям и её удочеряют местные крестьяне – тоже не самые презентабельные. Однако Настенька – это уже другой вариант, не тает весной, мёрзнет (иногда) и включает иные «настройки» - например, умеет любить.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Морозко» (1964). Источник - https://www.pinterest.ru/

Настенька, несмотря на бесконечный трудовой подвиг, хороша собой. Её краса не меняется и лишь множится. У Крошечки-Хаврошечки была корова-помощница, а у Настеньки поблизости – никого. Она самостоятельно ворочает всё хозяйство. Но это ладно. Девушка довольно лихо поворачивает …землю впять, когда ей понадобилось срочно доделать работу. Политый ею засохший пень, в конечном итоге расцветает – пусть и не версальскими розами, но и так хорошо. Именно её ведро, надетое на голову Иванушке, превращает парня в медведя-оборотня.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Морозко» (1964). Источник - https://www.pinterest.ru/

Полагаю, что Мачеха, обзывая её «подколодной змеёй» и напрямую – «ведьмой проклятой», не так уж далека от истины. Тётка на подсознательном страшится этой волшебной девочки и не желает видеть её в своей избушке. А что Морозко? Видимо, он и есть её реальный отец, а эти мытарства «в людях» для Настеньки – своеобразная инициация, имевшая финалом – свадьбу с Иваном, также обязанным пройти сказочные и – довольно тяжкие испытания.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Морозко» (1964). Источник - https://www.pinterest.ru/

Через унижение гордыни и утрату человеческого облика - к противоборству с Бабой-Ягой и поиски невесты, которую надо оживить своим чувством. Так, Морозко встречает Ивана приветствием: «Здравствуй, Иван, вдовий сын!», то есть в курсе, кто заявился и по какой надобности. Это всё было заложено в «программу» и надменный красавец, напоминающий, кстати, уайльдовского Звёздного Мальчика, для Настеньки предназначался мистическими стихиями.

Zina KorZina (c)

0

819

Интересная подробность в фильме «Через тернии к звёздам»

Фантастика всегда отражает представления …нет, даже не будущем, которого никто не знает, но о мечтах современников. Человек моделирует грядущее, исходя из своих желаний. Пересмотрела на днях «Через тернии к звёздам» (1980) – советский кинофильм в жанре science fiction и вот, что показалось интересным… Быт и антураж землян. Тут явно нет никакой коллективной собственности и «презрения к шмоткам», никакой унификации в одежде и мебели.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Через тернии к звёздам» (1980). Скриншот. Источник - YouTube.

Напротив, наши несостоявшиеся потомки живут в уютных коттеджах на природе, а не в кубистических прозрачных «человейниках». Если мы зайдём в двухэтажный домик главгероя – Сергея Лебедева, мы тут же заметим, что интерьер сделан «под старину», имеется арфа, старинной резьбы шахматы, а сами стены имитируют бревенчатую избу. Это было в моде у обеспеченных людей 1970-1980-х – деревенский стиль, дореволюционный антиквариат, трюмо, комодики и кресло-качалка.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Через тернии к звёздам» (1980). Скриншот. Источник - YouTube.

Далее – хомо-сапинсы красиво и стильно одеты – мелькают белые костюмы, шикарные платья и – куча париков, которые по очереди меряет неискушённая Нийя. Бабушка Сергея вообще носит …вечернее платье днём и причёсана так, будто собралась на светский раут. У них за домом - персональный теннисный корт. Более того – у них есть безотказная прислуга и, хотя, это – робот, однако, ворчит, как типовая тётенька и зовётся …Глашей.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Через тернии к звёздам» (1980). Скриншот. Источник - YouTube.

Да, эти …господа весьма рафинированы и беседуют светским тоном. Если не знать, что за фильм и о чём он, то в эти моменты покажется, что это «наши играют французскую жизнь», как выразилась героиня другого фильма, снятого в те же годы. То есть ближе всего это к типично-заграничной бытности upper middle class-а в изображении позднесоветского кинематографа. Из этого можно сделать вывод, что общество не мечтало ни о каком коммунизме с его лаконичной эстетикой и полной свободой от собственности.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Через тернии к звёздам» (1980). Скриншот. Источник - YouTube.

Для сравнения – посмотрите, а лучше перечитайте «Туманность Андромеды», где люди переезжают с места на место, проводят полжизни в космосе, не воспитывают своих же детей, вручая их мудрым воспитателям. А тут у героя имеются и любящие родители, и бабушка, и свой дом, и уже упоминавшийся теннисный корт. Идея семьи, уюта, вкусной еды, и – dolce vita . Я даже не вполне уверена, что перед нами …советский мир, хотя, конечно, это не могло подразумеваться.

Zina KorZina (c)

0

820

О какой Зиночке в тайне мечтал Шурик?

Кинофильм «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) – он, как и все удачные вещи Леонида Гайдая, наполнен двойными и тройными «посланиями», разгадывать которые очень интересно. Или хотя бы замечать. Написано уже довольно много статей о том, что Иоанн Васильевич, давая показания московскому милиционеру называет свою дату рождения от Рождества Христово, хотя он должен был сказать: от Сотворения Мира и цифры там совсем иные.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма  «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). Скриншот. Источник - YouTube.

Более того, он уменьшил себе возраст, ибо родился в 1530 году, а не в 1533. Да и Марфу Васильевну в качестве царицы на пиру было бы увидеть сложновато – выбранная на «смотре невест», она скончалась через две недели после свадьбы. Есть версия, что её отравили. Знатоки старомосковской жизни смогут называть ещё 101 ляп – например, дом снимали в районе Павелецкой, а вид с «лепотой» - на проспекте Калинина (который Новый Арбат). Но сейчас не об этом.

Все помнят смену чёрно-белой реальности – на цветасто-красочную обстановку сна Шурика. Обычный приём? Простенький. Но не такой уж банальный, если вдуматься. Пока изобретателя машины времени не шибануло током, он пребывал в довольно серой действительности. В финальных кадрах мы наблюдаем возвращение Шурика из сновидческих пространств, где он всемогущий повелитель времени (правда, детали к своей супер-машине всё равно пришлось покупать у спекулянта).

Интересные факты о фильмах
Кадры из фильма  «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). Скриншоты. Источник - YouTube.

И вот приходит скромная Зина – в клетчатом платьице, очочках, с обычной укладкой без «наворотов». Где её шикарные костюмчики? Нету. Симпатичная, однако, не эффектная. Более того, она заботливая и верная. То есть – антипод Зиночки, уезжавшей с Якиным на курорт. И никакого Якина у них на киностудии вовсе нет. Я не стану развивать надоевшую всем линию: мол, Шурик и его Зина пребывали в «сером СССР», где яркими были разве что сны и грёзы. Шурик увидел то, что ему лично хотелось пережить.

Именно это и расцветилось в его фантастическом сне – машина заработала, явила эпоху Иоанна Грозного. Да и это не всё! Сам Шурик сделался фигурантом опасных приключений. Ему остро не хватало событий – поэтому жизнь была показана чёрно-белой. А тут – Иоанн Грозный, крутой ворюга Жорж Милославский, ограбленный «жучок» Шпак, и – …шикарная стерва Зина. Это покажется дикостью, но есть мужчины, которым подсознательно нравятся такие фифы-гадюки. С ними жизнь – как на вулкане. Всегда – страсти и ужасы.

Интересные факты о фильмах
Кадры из фильма  «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). Скриншоты. Источник - YouTube.

На сознательном уровне такие Шурики ищут спокойных и неприметных женщин, умеющих «создавать уют», а на глубинном уровне их волнуют совсем другие – наглые, крашеные, меняющие кавалеров. Зиночка из «цветной» версии активно перечисляет свои разводы и – сбегает, попросив Шурика не выписывать её из весьма приличной квартиры. Другой мужик не пустил бы её обратно, ибо …извини, но ты сделала свой выбор, а тут впечатление, что Зиночкины эскапады и уходы – норма. Но вернёмся к тому, что это – сон и – весьма показательный...

Zina KorZina (c)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Интересные факты о фильмах