Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Интересные факты о фильмах


Интересные факты о фильмах

Сообщений 801 страница 810 из 999

801

«Северный ветер» - новый фильм Ренаты Литвиновой

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Северный ветер» (2021). Источник - https://newsmir.info/

В одной юмористической программе эпохи Перестройки была пародия на Эльдара Рязанова и его «Кинопанораму». Вальяжный актёр, изображая мэтра, спрашивал, как бы сам себя: «О чём фильм? Да ни о чём!» Кстати, я нашла эту передачу! Ровно о том же самом новый проект Ренаты Литвиновой «Северный ветер» (2021), но это не пустота, а весьма наполненное и запоминающееся «ни о чём». Блюда нет, а послевкусие – остаётся. Фантик без конфеты? Да. И конфета здесь – лишнее.

О чем этот фильм? Да ни о чем!

Всё, что представляет собой Рената Литвинова – банально по отдельности и – нетривиально вкупе. Делать кукольное лицо в духе Ар Деко, снимать кино «не для всех», дружить с бунтаркой 2000-х – Земфирой и высказывать претензии к государству (я имею в виду её последнюю беседу с Владимиром Познером) – оно обыденно для той среды, где вращается «белокурая Венера», но когда это соединяет Литвинова, то происходит алхимическое действо. В её работах – и особенно в «Северном ветре» это прослеживается ещё ярче, нежели в построении имиджа.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Северный ветер» (2021). Скриншот трейлера. Источник - YouTube.

Фабула «Северного ветра» - обыденна, зато прихотливы декорации. Перед нами – несуществующий фэнтази-мир, Северные Поля. Здесь правит матриархальный клан во главе с Вечной Алисой (Татьяна Пилецкая, некогда блиставшая в «оттепельном» кино и на удивление бодрая по сию пору). Ближайший аналог – набоковская «Ада», действие которой отнесено в параллельную реальность - Анти-Терру, где всё похоже на Землю, но притом – совсем иначе. Подобно тому, как в «Аде» всё разворачивается вокруг имения Ардис, так и в «Северном ветре» мы наблюдаем родовое имение...

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Северный ветер» (2021). Источник - https://www.mosfilm.ru/.

В кадре – новогодние празднества, метель, снегопад. Проходят целые десятилетия, но мы видим только застолья с 31 на 1. Определить эпоху – не получится. Много старинных телефонов, причём есть аппараты 1880 -х и 1950-х, причёски и макияж – 1930-1940-х, какие-то ретро-автомобили и – маленький ретро-самолётик, а ещё – дореволюционные деньги – отчётливо видны сторублёвые «екатеринки» с портретом императрицы. Ассигнации не хранят в сейфах, но складывают в сундуки и зарывают в Вечную Мерзлоту. Да, Спасская башня - с красной рубиновой звездой.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Северный ветер» (2021). Скриншот трейлера. Источник - https://www.kino-teatr.ru/

Тема Вечности звучит, как фоновая музыка... Итак, предновогодняя помолвка Бенедикта, сына Маргариты (Антон Шагин) с очаровательной Фанни (дочь Литвиновой - Ульяна Добровская). Пышное застолье, изысканность и декаданс. Фанни – этакое солнышко и – копия самой Литвиновой в фильме «Небо. Самолёт. Девушка» (2002). Улыбка, златые локоны, подводка-«стрелки» а-ля 1960-е и – профессия стюардессы. Несколько удивляет, что аристократический бомонд в полном восторге от бортпроводницы, но это же – зимнее сновидение, а потому возможно всё.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Северный ветер» (2021). Скриншот трейлера. Источник - https://www.kino-teatr.ru/

Фанни улетает и – погибает, как Лара из «Небо. Самолёт. Девушка» и как доронинская Наташа из «Ещё раз про любовь» (1968). Гибель Фанни провоцирует упадок и гниение среды – фантастический чертог ветшает, портятся вещи и деньги, уходит сила. Нечто схожее было в «Пене дней» (2013) Мишеля Гондри по роману Бориса Виана – там болезнь Хлои вызывает разрушение дома и зарастание какой-то несмываемой грязью. Это вообще знакомый приём. Но! Эстетка Литвинова даже сию деградацию умудрилась явить, как нечто грандиозное.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Северный ветер» (2021). Источник - wwwkinoafisha.info

Тон киноленты беспрестанно меняется – фэнтази-сага переходит в трагедию, вслед за которой наступает развязка-триллер. Оценивать «Северный ветер» - сложно. Гротесковый, бешеный, вымораживающий – он уже стал кино-событием 2021 года. Кого-то бесит, кого-то завораживает, но никого не оставляет равнодушным. Всё почему? Прихотливая магия – почерк самой Литвиновой, она не выстраивает, а – дышит. Это невозможно сымитировать – поэтому всё, что она творит, по крайней мере, талантливо. Да и она сама – живое произведение искусства, нравится нам это или нет.

zina_korzina (с)

0

802

«Эта весёлая планета» - почему фильм не удался

Есть такой симпатичный новогодний фильм «Эта весёлая планета» (1973), который показывают по ТВ каждый год, но «…Планета», пусть даже и нарочито-весёлая, всё равно недотягивает до популярности «Карнавальной ночи», «Иронии судьбы» и «Чародеев». Почему так? Вроде бы в кадре – звёзды кино. Играют – с лёгкостью корифеев. Музыка – отличная. Сюжет – интригующий. Но – увы. Что-то не так. И это «не так» - оно базовое. Если кинофильм, книга или иное произведение не совпадают с эпохой – провал.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Эта весёлая планета» (1973). Скрин с экрана.

Авторы «Этой весёлой планеты» не уловили настроение 1970-х, продолжая мыслить категориями Оттепели и 1960-х. Итак, перед нами логическое продолжение «Карнавальной ночи» - работники отмечают Новый Год не дома, но в своём доме культуры (или клубе). Однако тут научные сотрудники – это уже намёк на повесть братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», где в новогоднюю ночь кандидаты наук и прочие ИТРы кинулись родной институт, чтобы… нет, не праздновать, а чуть-чуть поработать.

В общем, «Весёлая планета» - гибрид знаковых сюжетов 1950-1960-х годов. В «Карнавальной ночи» был задан вопрос о жизни на Марсе – если вы помните, пьяный лектор, не совладав с собой, отвечает, что «…науке это неизвестно». В «Этой весёлой планете» появляются как раз пришельцы – разумные, красиво экипированные и вполне человекообразные. Они попадают на празднование Нового Года и решают, что планета, которая им попалась – очень даже радостная. Итак, что же здесь «не в тему»?

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Эта весёлая планета» (1973). Источник - https://stuki-druki.com/film/eta-veselaya-planeta.php

Сама идея отмечать праздники в коллективе, а не в домашнем кругу считалась устаревшей. В 1970-х началась тема, именуемая в англоязычном мире – ‘Home, sweet home’. Культ дома и домашних пирогов. Заливной рыбы. Сельди под шубой. И – оливье. Почему так сразу и главное – надолго выстрелила «Ирония судьбы»? Она отвечала реалиям 1970-х – квартира, мебельный гарнитур, французские духи, кофе, телевизор. А «Планета» казалась уже устаревшей и – наивной.

Вся эта сангвиническая бравурность 1960-х уже не монтировалась с реалиями дня. И взрослые мужики, бегущие из дома, чтобы плясать в костюме пирата или мушкетёра, вызывали ироническую улыбку. И шутки в кадре - типично-шестидесятнические, без двойного дна, как стало модно в 1970-х. Безусловно, музыкальные номера в кинокартине – потрясающие и по отдельности их можно смотреть по сию пору. Если отключить внутреннего критика и наблюдать «Планету», как новогодний киноконцерт – оно шикарно. Как фильм – нет.

Zina Korzina (c)

P.S. Вот в началу 1980-х годов, когда создали «Чародеев», опять возникла тяга к тусовкам...

0

803

Где обитает Юрий Деточкин и кем была его мама?

Так или иначе, но большинство советских фильмов касаются квартирного вопроса. Так, главной темой лав-стори «Москва слезам не верит» (1979) является даже не любовь и не слёзы, а пресловутые «квадратные метры» - профессорская высотка, тесная хрущёвочка Рудольфа, общага, элитное жильё Катерины во второй серии. В ретро-комедии «Покровские ворота» (1982) глав-героем выступает сама коммунальная квартира. В «Иронии судьбы» (1976) смешно обыгрывается новоселье в одинаковых апартаментах.

Интересные факты о фильмах
Общий телефон в коридоре. Кадр из фильма «Берегись автомобиля» (1966). Скриншот. Источник - YouTube.

Сейчас, разгадывая детали в любимых кинокартинах, мы пытаемся делать выводы о персонажах. Во всяком случае, это представляется увлекательным. Вот Юрий Деточкин из сатирического детектива «Берегись автомобиля» (1966). Он живёт в старой коммунальной квартире с высоченными потолками. У Деточкиных – как минимум двое соседей. Так, мы видим какую-то женщину, приветливо здоровающуюся с Юрочкой, приехавшим из «командировки», а потом, во время трапезы кто-то стучится к маме, а та деликатно отшивает: мол, не сейчас.

Видно, что здесь царит взаимная приязнь или, по крайней мере, нормальное сосуществование. Мама – аккуратистка. В комнате – полно так называемых «пылесборников» и салфеточек, но всё содержится в дивном порядке. Здесь любят быт. Мебель – старинная, причём не довоенная, а - …дореволюционная. Примерно 1910-х годов. К слову, в те годы старина была неактуальна – её выкидывали на помойку, предпочитая лёгкие модернистские полочки и столики. Возникает вопрос – кто у нас мама?

Интересные факты о фильмах
Обратите внимание на раковину в общей кухне! Кадр из фильма «Берегись автомобиля» (1966). Скриншот. Источник - YouTube.

О ней мы знаем крайне мало – 1) она отличная тётка и поёт про паровоз, 2) в юности за ней ухаживал следователь, но она вышла замуж за красноармейца, 3) того красноармейца давным-давно нет в живых – Деточкин-старший со всей вероятностью погиб на фронте. Но меня заинтересовала именно квартира. Я предполагаю, что маман Юрия – из так называемых «бывших» (как и сама актриса – Любовь Ивановна Добржанская, малороссийская дворянка, дочь царского офицера, успевшая поучиться в Киевском институте благородных девиц).

Быть может, предкам Юрия когда-то принадлежал …весь этаж в доходном доме или, как Преображенскому из «Собачьего сердца» - громадная квартира со столовой, спальней и кабинетом. В 1917 году Революция, Гражданская война и так называемое «уплотнение», когда приходил Швондер сотоварищи и предъявлял постановление домкома. Так бывшие хозяева оказывались в одной комнатке. Потом в жизни будущей мамы благородного вора-Гамлета возник некий следователь, но выбор пал на красноармейца.

Интересные факты о фильмах
Здесь мы видим одну из соседок. Кадр из фильма «Берегись автомобиля» (1966). Скриншот. Источник - YouTube.

Девушки-дворянки считались отличной партией для творцов «новой жизни» — это льстило комиссарам и спасало их избранниц. На этом построено много сюжетов (например, в сериале «Рождённая революцией» (1974-1977) милиционер Кондратьев женится на Маше Кораблёвой - барышне с манерами). Интересная деталь – многие «бывшие», которых уплотнили Швондеры, к концу 1960-х …снова получали свои же квартиры в безраздельное пользование.

Я знала несколько таких семей – всем соседям раздавали отдельные квартиры в Новогиреево и Чертаново, Мневниках и на Хорошёвском шоссе, а изначальные господа оставались «не охвачены» расселением (по разным причинам, например, трудились не на фабрике или в НИИ, где было проще получить квартиру, а – корректорами в издательстве или преподавателями сольфеджио в музыкалке). Почему же Деточкины всё ещё живут в общей квартире, и мама говорит пищу на непрезентабельной кухне (обратите внимание на раковину – это отдельная печаль)?

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Берегись автомобиля» (1966). Скриншот. Источник - YouTube.

Они – «малоценные» субъекты. Не пролетарии и не инженеры. Мама – пенсионерка. Сын – страховой агент, а до этого – шофёр, причём – водит он шикарно. Ещё меня удивляет, что явный интеллигент – не МНС и даже не ИТР. Бросил? Дауншифтинг? Или, как написал кто-то в своём разборе: Деточкины были репрессированы при Сталине и парню оказались закрыты все престижные пути? Последний вариант не разбираю – он одиозен и слишком «популярен». А вот дауншифтинг – вполне. Любовь к машинам. Нежелание, чтобы «железный конь» доставался плохим людям.

Или – что ещё интереснее – зависть-ненависть к нуворишам, которые и не дворяне, и не советские люди, поющие «про паровоз», а – прилипалы, дельцы, мелкие бесы, а вор Юрик – он Гамлет, принц Датский и – по маме какой-нибудь несостоявшийся граф (Деточкин – это же фамилия отца-красноармейца). Живёт в одной комнатке, зная, что милые соседи – экспроприаторы, хотя, и невольные. Отсюда – желание наказывать. Но это, конечно, просто фантазии – фильмы Эльдара Рязанова так круты и глубоки, что дают пищу для размышлений, причём самых разных…

Zina KorZina (c)

0

804

Почему фильм «Офицеры» - шедевр?

Фильм «Офицеры» (1971) мне дорог как-то по-особенному. 23 февраля 1981 года меня приняли в пионеры – в Музее Комсомола Красной Пресни (не путать с Музеем Красной Пресни, ибо это разные арт-пространства, как нынче говорят). Торжество приурочили к открытию XXVI съезда КПСС, однако, это совпало и с Днём Советской Армии, а потому в программу центрального телевидения закономерно включили главный армейский шедевр – «Офицеры». То есть ощущение личного праздника совпало для меня с динамичной историей красноармейца Алёши Трофимова.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Офицеры» (1971). Скриншот. Источник - YouTube.

Вместе с тем, «Офицеры» - это именно шедевр, причём не только с позиций киноведов, измеряющих глубину кадра и знающих, какой монтаж – грамотный, а какой – халтурный; это – «народное кино», то есть на все времена. Cкажете - великолепная игра актёров и крутая режиссура? Но любой, даже самый дурацкий и неудачный фильм советского периода отличается крепкой, хорошей или же – отменной игрой, да и военных киносюжетов было много. А вот «Офицеры» - выделяются. В чём загадка?

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Офицеры» (1971). Скриншот. Источник - YouTube.

Первое, что хочется отметить – это …небольшой метраж. Всего 97 минут. И за эти полтора часа нам рассказали о долгой и опасной жизни, а заодно явили все значимые вехи советского бытия с 1920-х до конца 1960-х. Причём, нет белых пятен и пропусков. Никакой условности - всё явлено подробно. Как это получилось - тайна гениальности. Нынче это замутили бы на целый нудный проект, как минимум в 10 серий, а лучше на все 16-20. Но краткость – сестра таланта, как говаривал Антон Павлович Чехов, поэтому чем меньше слов и больше смыслов, тем произведение ближе к эталону.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Офицеры» (1971). Скриншот. Источник - YouTube.

Допустим, борьба с туркестанскими басмачами занимает что-то около 7-8 минут. Пара минуток на разруху и период Военного Коммунизма. Тема предвоенного десятилетия, включающая взросление сына, его драки, плохую учёбу в школе, дружбу-любовь с одноклассницей Машей, а заодно – Халгин-Гол и другие столкновения 1930-х – это всего 16 минут. Развёрнутое полотно Великой Отечественной - тоже лаконично. И сколько всего рассказано! Да, линия внука-суворовца Ваньки, который сбежал «смотреть бегемота» - это чуть больше 5 минут. Вдумайтесь в эти скромные цифры.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Офицеры» (1971). Скриншот. Источник - https://www.pinterest.ru/

Далее – безупречное, практически недостижимое сочетание серьёзной идеологии с лёгкой небесной романтикой, а «высокого стиля» - с обыденностью. В 99 из 100 - или одно, или другое, остальное - хромает. А тут? Все эти «красные революционные шаровары», полевые цветы, столкновения во дворе, зоопарк с бегемотом соседствуют с плакатными фразами, вроде той, что произносит командир в начале фильма: насчёт профессии и Родины. Немаловажная деталь: бывший царский офицер (его отцы и деды тоже были офицерами) передаёт эстафету красноармейцу.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Офицеры» (1971). Скриншот. Источник - https://www.pinterest.ru/

В СССР – на уровне образов - существовала эта преемственность Империи и Страны Советов. Несмотря на слом эпох! Режимы сменяются - Россия остаётся. Добавим к этому идеально-красивых и при том – не смазливых актёров, их соответствие ролям, живость и блеск глаз в кадре. Им было интересно! Важнейший фактор – музыка. «Дан приказ ему на запад» - главный мотив сюжета, не просто маячит в фоновом режиме – обратите внимание, когда происходит «включение» саундтрека – это всегда самый нужный момент.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Офицеры» (1971). Скриншот. Источник - https://www.pinterest.ru/

Опять же, в финале звучит одна из самых волнующих песен о войне – «От героев былых времён…» Всегда очень важно поставить хорошую точку – в «Офицерах» это сделали настолько проникновенно, что каждый раз хочется …посмотреть всю киноленту сначала… Опять же - тут показана жизнь в её поступательном развитии. Сын и внук офицера тоже становятся офицерами. Жёны тут верные. Друзья - навеки. Всё, как мы любим. То, к чему стремимся.

Zina KorZina (c)

0

805

«Зеркало для героя» это вам не «День сурка»

Когда зритель сравнивает «Зеркало для героя» (1987) с «Днём сурка» (1993) – это и правильно, и неправильно одновременно. Да, и там, и тут присутствует «петля времени», благодаря которой происходит повторение одного и того же дня (8 мая или 2 февраля) – до тех пор, пока не совершится некое правильное действие или – ряд действий, после которых становится не нужно возвращать героев в избранную Высшими Силами точку отсчёта. Два шедевра, где есть общая базовая мысль.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Зеркало для героя» (1987). Скрин экрана.

Интересно и то, что «Зеркало…» не является заимствованным сюжетом – наш фильм был снят на 6 лет раньше «Сурка» и по книге Святослава Рыбаса, написанной, как вы понимаете ещё раньше. (Сам вариант с петлёй времени – обычная и довольно заезженная тема в фантастике). Голливудский Cурок – лирическая комедия и у неё совершенно чётко прописанный хэппи-энд. Советское Зеркало – драма со странным, хотя, и объяснимым финалом. Я бы сказала, что тут есть что-то общее и с «Назад в будущее».

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Зеркало для героя» (1987). Скрин экрана.

Итак, два человека – инженер Андрей Немчинов (Иван Бортник) и учёный-психолог Сергей Пшеничный (Сергей Колтаков) каким-то образом проваливаются в прошлое и застревают в дне 8 мая 1949 года. Причём, инженер недавно отсидел за аварию на той самой шахте, которая будет постоянно фигурировать в кинорассказе, а психолог со своими заумными диссертациями, так и не научился понимать самого близкого человека – своего папу, который представляется Пшеничному жалким резонёром и графоманом.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Зеркало для героя» (1987). Скрин экрана.

По факту мужикам предстоит исправить себя, а заодно – мир. Интересно, что Немчинов нормально вписывается в жизнь 1949 года, начинает работать, искать выходы, обзаводиться друзьями, тогда как Пшеничный бесконечно рефлексирует и хочет «сбежать». Но – некуда. И ему тоже предстоит разобраться с темой отца – тут его родители предстают молодыми, и Сергей с оторопью наблюдает за своей беременной мамой – беременной им. И отец оказывается не дерзновенный маразматик, но красивый и думающий человек. Выясняется, что Пшеничный-старший даже был репрессирован.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Зеркало для героя» (1987). Скрин экрана.

Конечно, фильм перенасыщен типичной риторикой 1980-х и «развенчанием культа личности», но в отличие от 99 процентов перестроечного кино, здесь нет убогой конъюнктуры – всё на своём месте и даже с долей юмора: одна только повторяющаяся из эпизода в эпизод фраза: «Инженер! Москвич!» Есть и трогательные моменты: когда Немчинов катает на мотоцикле …сам себя. Себя-ребёнка. Или, когда Пшеничный просит прощения у своего отца в машине, везущей на допрос. Но да – финал. В новом, изменённом 1987-м живут …их двойники… И - что?

Zina Korzina (c)

0

806

«Крепостная актриса» - что было в реальности?

Музыкальная комедия «Крепостная актриса» (1963) – невероятно красивый, лёгкий фильм, снятый по мотивам оперетты Николая Стрельникова «Холопка» (1929) . Надо сказать, сам первоисточник ещё интереснее – в первой части раскрывается «парижская» тема Анастасии Батмановой (по либретто её зовут Арина) и княжеского бастарда Андрея Туманского. В фильме это лишь - воспоминание и нет никакого Парижа – по сути мы видим только вторую часть оперетты, действие которой разворачивается в имении графа Кутайсова. Но и этого оказалось достаточно для создания великолепного, яркого зрелища.

Интересные факты о фильмах
Портрет Ивана Кутайсова. Источник - Википедия. Кадры из фильма «Крепостная актриса» (1963). Скриншоты. Источник - YouTube.

Примечательно, что в оперетту включили реально существовавшее историческое лицо – графа Ивана Павловича Кутайсова (ок. 1759 – 1834), который действительно был одним из любимчиков императора Павла I , более всего ценившего личную преданность. Забавный момент – Кутайсов был турком (по другим сведениям – грузином), взятым в плен ещё ребёнком и подаренным Павлу в бытность его цесаревичем. Утверждённый на эту роль Евгений Леонов менее всего похож на восточного красавца! Но это не мешает восприятию. Кутайсов был типичен для Галантного века, изобиловавшего подобными персонажами.

Интересные факты о фильмах
Куафёр и господин. На этих карикатурах показано, как много значил для аристократа личный парикмахер. Источник - https://www.pinterest.ru/

Он учился куафёрному (то есть парикмахерскому) искусству, что в эпоху пудреных париков и шикарных причёсок считалось престижным занятием. Потом был назначен управляющим царскими гардеробами, что, опять-таки, весьма кстати. Так «дарёный» мальчик, а тому времени уже юноша, стал графом. Слыл распутником, сплетником и отвратительной личностью. Придворные господа, и сами не являвшие собой идеал хомо-сапиенса, дружно отзывались о Кутайсове, как о гадком и скользком прихлебателе, готовом на всё ради привилегий и обожавшем Павла, как собака любит хозяина.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Крепостная актриса» (1963). Источник - https://www.culture.ru/

Угодничал, подличал, стравливал. Будучи женат, открыто содержал любовницу – французскую актрису Луизу Шевалье. Говорят, что именно Кутайсов отдалил Павла от его фаворитки Екатерины Нелиловой и «подсунул» ему свою протеже – Анну Лопухину-Гагарину. И сам бывший пленник, Кутайсов слыл жестоким крепостником и относился с презрением ко всем нижестоящим людям. В оперетте мы видим нечто весьма схожее – герой Леонова редкостный гадёныш и невыносимо подлый мужичок. Его противность смягчается лишь обаянием актёра и общим комизмом ситуации.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Крепостная актриса» (1963). Источник - https://www.pinterest.ru/

Влюблённый в Анастасию Батманову, но получивший её насмешливый отказ, Кутайсов решается на подлянку. Авторы либретто хотели сделать вариацию на тему «Принцессы цирка» - и там, и здесь присутствует одна и та картина – подстроенная свадьба с целью унижения. Получившая когда-то волю, бывшая холопка Настя Батманова выходит замуж за княжеского бастарда Андрея Туманского, чья мать тоже была крестьянкой. Афера Кутайсова состояла в том, что «отпускная грамота» Андрея куда-то затерялась и юридически он – всё ещё раб.

Интересные факты о фильмах
Самые знаменитые крепостные актрисы Галантного века - Прасковья Ковалёва-Жемчугова и Татьяна Шлыкова-Гранатова. Источник - Википедия.

То есть гордая актриса, блиставшая в Париже, оказывалась несвободной. Однако благодаря находчивости гусара Никиты Батурина – сводного брата Андрея - всё складывается наилучшим образом. В оперетте и фильме показан чисто русский феномен 1750-1850-х годов – крепостной театр, являвший собой, как славу, так и позор Российской Империи. С одной стороны, театры Шереметьевых, Юсуповых, Апраксиных считались «жемчужинами изящных искусств» и сама Екатерина Великая посещала Кусково, Останкино, Архангельское – на предмет созерцания постановок.

Интересные факты о фильмах
Костюмы, созданные для крепостного театра графа Шереметьева. Источник - http://www.muzcentrum.ru/

С другой же стороны, все знали, что эти великолепные певцы и балерины, драматические актёры, игравшие не хуже профессионалов, по факту – бесправные холопья. Некоторым из них везло. Так, Параша Ковалёва стала женой своего же господина – графа Шереметьева. Но общей ситуации это не меняло. Ужасы положения крепостных актрис были описаны у Александра Герцена в «Сороке-воровке» и у Николая Лескова в «Тупейном художнике». Зависимость от капризов хозяина - вот, что было самым чудовищным. В фильме «Крепостная актриса», несмотря на легкомысленный тон повествования, явлен весь ужас артисток перед вздорным нравом Кутайсова.

Интересные факты о фильмах
Общий вид театра в Останкино. Источник - https://typical-moscow.ru/

Кстати, в фильме показано явное отличие парижской моды конца 1790-х – начала 1800-х – от русского платья. Павел I так ненавидел якобинство и вообще – Францию, что законодательно воспретил …французские моды. Исключение делалось лишь для иностранцев. Так, отдельным указом упразднялись «круглые шляпы», то есть цилиндры, только что вошедшие в обиход. Также анафеме подверглись фраки, длинные панталоны (русские вельможи носили штаны-кюлоты до колен), стрижки и бакенбарды. Русский человек обязывался носить пудреный парик. Поэтому Андрей, понаехав из Европы, заявляется во фраке и плаще-крылатке, а Кутайсов и его гости – в париках и камзолах.

Интересные факты о фильмах
Отличие русской моды павловского периода (1800!!!) от европейской (1795).

В фильме «Крепостная актриса» зашифровано много смыслов и явлений – культурологических, исторических, социальных. Кстати, дети у того Кутайсова получились вполне цивилизованные и приличные – самый известный из его отпрысков – Александр Кутайсов. Храбрый офицер, он погиб в Бородинском сражении. Поэт Василий Жуковский (тоже с турецкими корнями!) писал о нём: « А ты, Кутайсов, вождь младой… / Где прелести? Где младость? / Увы! Он видом и душой / Прекрасен был, как радость». Младшая дочь Кутайсова - Надежда вышла замуж за одного из Голицыных и оставила ценные воспоминания о Польском восстании 1830-1831 гг. В общем, всё кончилось хорошо - и в фильме, и в жизни.

Zina KorZina (c)

0

807

Новый «Конёк-Горбунок» - красиво и смешно

Новый фильм «Конёк-Горбунок» (2021) режиссёра Олега Погодина наравне с «Северным ветром» Ренаты Литвиновой уже стал кинособытием года. Созданный по весьма отдалённым мотивам текста Ершова, этот блокбастер (что ли?) хорош, как отдельное произведение, и потому не стОит очень уж бранить авторов за вольное обращение с поэмой. Да, от первоисточника остались рожки да ножки. Точнее – уши да копыта. Кое-как сохранена общая линия, а что касается четырёхстопного хорея, то его упразднили и вовсе. Хотя, первая экранизация, предпринятая Александром Роу в 1941 году и ставшая классикой, также грешит «исправлениями» и переходом на сугубую прозу.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Конёк-Горбунок» (2021).

Основной и неоспоримый плюс киноработы - видовая привлекательность, изысканная картинка, максимальное использование знаний о стиле а-ля рюсс. Его можно представить в топорно-попсовой лепоте, а можно – в качестве утончённой и слегка стёбной декоративности. Тут – Билибин, Бакст, Головин, Кустодиев, Малявин. Вспоминается и бал 1903 года в Зимнем Дворце, когда весь двор обрядился в допетровские платья. Терема выполнены в духе неорусского течения Ар Нуво – это и павильоны для парижских Exposition, и Абрамцево, и Талашкино.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Конёк-Горбунок» (2021).

В роли Иванушки снялся один из самых востребованных актёров современности - Антон Шагин («Стиляги», «Бесы», «Союз спасения» и – уже упомянутый «Северный ветер»). Обаятельный и харизматичный, он играет совсем другого Ивана, не того, что в поэме – герой Шагина, скорее наивен и добр, чем глуп, и он совершенно не ленив. Авторы значительно облагородили протагониста, которому и не понадобилось «красавцем учиняться» - он выныривает из котлов с тем же лицом, но в пышно расшитом кафтане.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Конёк-Горбунок» (2021).
Момент съёмок. На заднем плане затесалась ассистентка в джинсах :)

Недурён и Михаил Ефремов в образе самовлюблённого и тупого Царя, к которому обращаются не иначе, как «мой цезарь». Ефремова оценивать крайне сложно и не потому, что он стал причиной ДТП – богемный «мажор» и до этого мощно отжигал по полной. Хотя, в гротескно-отрицательной роли коронованного «старика Козлодоева» Михаил Олегович – гармоничен.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Конёк-Горбунок» (2021).

Креатив – зашкаливает! Царь-Девица (Паулина Андреева) почивает в хрустальном гробу, расположенном в стране вечной мерзлоты. Этакая смесь Мёртвой Царевны со Снежной Королевой. На ней – декольтированное платье, напоминающее парадные одеяния королевы Елизаветы Тюдор, что, в общем-то, хорошо монтируется с образом Царь-Девицы.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Конёк-Горбунок» (2021).

Широченные юбки, в эру Тюдоров называемые испанским словом verdugado, заменяют ей парашют.
В одной из сцен она появляется в мужском платье эпохи Людовика XIV – в туфлях с характерными красными каблуками. Декорации тут – на грани шика и стёба, что нормально для бессовестного постмодерна, очередная волна которого накрыла нас, как только прошла предыдущая.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Конёк-Горбунок» (2021).

Как водится, в кадре – сплошные аллюзии, намёки и «пасхалки». Так, ёжик и громадная белая лошадь, выступающая из тумана – это привет Юрию Норштейну и его философическому «Ёжику в тумане». Белка, охотящаяся за орехом, даже в условиях опасности – приключения хищной Белочки из «Ледникового периода». В некоторых эпизодах Иванушка носит нечто, похожее на свитер Данилы Багрова – благо, тутошняя художник по костюмам работала с Алексеем Балабановым в «Брате».

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Конёк-Горбунок» (2021).

В саундтрек добавлены узнаваемые композиции из «Лебединого озера» Чайковского и почему-то «Сарабанда» Генделя. Последняя, кстати, использовалась Стенли Кубриком в «Барри Линдоне» (1975), с которым нашего «Горбунка» роднит общая эстетическая парадигма – Кубрик «оживлял» полотна Гейнборо, а Погодин – иллюстрации Билибина. Вместе с тем, нельзя сказать, что фильм вышел стопроцентным шедевром. Чувствуется какая-то спешка и желание впихнуть побольше эпизодов, не все из которых удачны.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Конёк-Горбунок» (2021).

Есть неоправданные, скучные длинноты. Ощущение, что отличный материал сшивали на скорую нитку, почти не заботясь о восприятии полотна в целом. Умение «резать» - если не важнейшее из искусств, то существенный фактор успеха. Отсеки лишнее – получишь ограненный бриллиант. А тут – увы. Поэтому финальное впечатление – смазано. То есть выставить общую оценку – невозможно: эстетика на пять с плюсом, композиция на три с минусом. Наверное, всё же – хорошо.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Конёк-Горбунок» (2021).

...Точнее - прикольно. Очень красиво и очень смешно.

Галина Р. Иванкина. (с)

0

808

Почему Новосельцев не станет начальником отдела?

Итак, сразу ответ: потому что Калугина вышла за него замуж. Все помнят, какими титрами заканчивался «Служебный роман»: через девять месяцев у Новосельцевых было уже три мальчика. То есть Людмила Прокофьевна не просто родила, но стала женой Анатолия Ефремовича, своего подчинённого. И после этого акта гражданского состояния, как называют юристы роспись в ЗАГСе, Люда Новосельцева уже не сможет повысить милого Толю – она же опытный и при этом честный аппаратчик.

Интересные факты о фильмах
«Служебный роман» (1978). Скриншот. Источник - YouTube.

Почему не? Она ещё не сошла с ума нарушать прямые запреты. В СССР, конечно, бытовала семейственность, но выглядела она очень завуалировано – так, начальник N пристраивал своего сына не к себе в контору, а к своему другу – начальнику М, а тот – пропихивал свою жену к бывшему однокурснику, а ныне – директору Y. Конечно, не все этим занимались, но кумовство ещё как цвело и с ним боролись, а если некий функционер попадался на этом, всё – его могли сильно понизить в должности, если вообще не выгнать!

Интересные факты о фильмах
На этом примере можно увидеть, как выглядела семейственность в СССР. Скан страницы из журнала «Крокодил» №25, 1985 год. Скан сделан автором текста.

Вот если бы всё сложилось по плану Самохвалова: флирт, приязнь и – назначение, тогда нормально. Есть некоторый элемент «фаворитизма», но на это в учреждениях, министерствах и ведомствах закрывали глаза, ибо главное, чтобы не родственников толкать к вершинам власти. Конечно, Людмила могла его быстро повысить, пока была ещё Калугиной, да тут иная загвоздка – она как раз подобными трюками не занималась, ибо честная и прямодушная. Её стихия – работа, а не аппаратные игрища.

Интересные факты о фильмах
«Служебный роман» (1978). Скриншот. Источник - YouTube.

Могло быть по-другому: Новосельцева могли перевести в министерство на скромную и аналогичную должность. Причём, без участия Калугиной, которая, я повторюсь – в эти манипуляции не ввязывается. Просто её доброхоты из министерства (среди которых и сам министр, судя по всему) вполне могут сделать такой подарок отличной работнице – взять наконец-то обретённого мужа на повышение. Но это должно быть сделано деликатно – да, в министерство, но должность – не ахти какая.

Интересные факты о фильмах
«Служебный роман» (1978).  Источник - Vokrug.tv

Но тут возникает ещё один важнейший нюанс. А зачем теперь самому Анатолию Ефремычу нужна эта должность? Он зачем к ней стремился попервоначалу? Чтобы получить оклад, позволяющий не «стрелять» рубли на покупку детской обуви. Потом, влюбившись в начальницу, он вообще позабыл о своей изначальной аргументации. То есть, им двигала нужда. Став мужем Калугиной, он скорее всего, не будет испытывать проблем со средствами.

Интересные факты о фильмах
Кадры из фильма «Служебный роман» (1978). Скриншоты. Источник - YouTube.

Более того, Людмила сама всё купит и будет настаивать на этих подарках, а Новесельцев – интеллигентно отказываться со словами: «Перестань, у них всё есть». Новосельцев не сможет руководить, да и не захочет – власть не его тема. Но есть ещё один вариант развития событий – Самохвалов, если он конечно, останется на своей должности (высказывались версии, что он там – временно и вот он, как раз, точно пойдёт в министерство),...

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Служебный роман» (1978).  Источник - https://staroe.tv/film/sluzhebnyy-roman-2.php

...так вот, если останется, то автоматически займёт место Калугиной на время её декретного отпуска и скорее всего захочет её подсидеть. Вот он-то и замыслит …назначить Толика начальником отдела. Почему? Самохвалов как раз – игрок, интриган. Во-первых, он таким образом показывает, что ему не свойственно гнусное сведение счётов. Во-вторых, чтобы досадить Калугиной, чей любящий муж в 99 из 100 завалит всю работу. Но это уже совсем другая история.

Zina Korzina (c)

0

809

Баба Шура + дядя Митя...

В комедии «Любовь и голуби» (1984) все персонажи — гениально сыграны, и сложно определить, кто здесь наиболее фееричный и колоритный. Этот фильм — одновременно лёгкий, лубочный и — глубокий, философский (по сути, он тянет на историю-притчу). Именно эта многослойность и даёт поразительный эффект. Но сегодня я хотела бы остановиться на комической паре — дядя Митя и баба Шура. Тут много интересного — и не только их цитаты!

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Любовь и голуби» (1984).

1. Первое, что бросается в глаза — это ...мискаст, ибо Сергей Юрский и его супруга Наталья Тенякова чаще всего, точнее - постоянно играли представителей интеллигенции, как современно-позднесоветской, так и дореволюционной. Они таковыми были и в реальной жизни. Великолепная пара творческих интеллектуалов. Безусловно, тогдашние артисты должны были уметь всё или почти всё, быстро перевоплощаясь из князей и преподавателей - в деревенских алкоголиков.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Любовь и голуби» (1984).

Но такое явление, как «амплуа» никто не отменял. Вот у Юрского (в большей степени) и его супруги - Теняковой (в чуть меньшей степени) бытовало амплуа «образованных людей», а тут вдруг забавная чета — сельский выпивоха-балагур и его активная жена, которая чуть что — и лопатой может огреть. Они делают в кадре то, чего не делали ни до, ни после и, как мне помнится — в театре тоже. Меньшов сделал ставку на неожиданность.

Интересные факты о фильмах
Наталья Тенякова и Сергей Юрский на сцене театра. https://www.kino-teatr.ru/

Обычно мисткаст — неправильное или чрезмерно «креативное» распределение ролей — делает фильм провальным, однако, иногда (очень редко) это срабатывает иным образом и мы видим потрясающее действо. Юрский и Тенякова смотрятся, хотя и гротекными, но аутентичными селянами. Нет отторжения. Нет вопросов из серии: «А зачем тут Юрский и Тенякова?! Полно же актёров, которые всегда играли деревенских!»

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Любовь и голуби» (1984).

2. Баба Шура и дядя Митя — пожилая копия Нади и Василия. Старики творят примерно то же самое, что и сорокалетние друзья-соседи — ругаются, ревнуют и упражняются в остроумии. Не просто так Митя и Шура — в центре повествования. Это не только добрые соседушки — это своеобразные клоны. Подобно тому, как Вася боится и — любит Надю, так и Митя относится к Шуре со смешанным чувством — обожает и — постоянно её подводит. Неслучаен пьяный монолог про «Митюнюшку и Санюшку».

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Любовь и голуби» (1984).

Фабула приобретает симметрию, чётко уравновешиваясь - это как в фильме «Старый Новый год» семьи научного сотрудника и работяги создают баланс. В «Любви и голубях» - такая же зеркальность, но уже возрастная. (Примечательно, что и «Старый Новый год», и «Любовь и голуби» - это весьма популярные пьесы, причём, выстроенные очень грамотно). У режиссёра Владимира Меньшова на руках был чудесный материал. Мы до сих пор обсуждаем героев.

Zina Korzina (c)

0

810

Почему Людмила не захотела ехать на дачу к Николаю?

Ответ очевиден: потому что это – не дача, и Людмила, будучи знатоком богатой и красивой жизни (пока лишь теоретиком в этой области!) достоверно знала, что такое дача. «Нет! Нам это не подходит!» - как-то даже слишком некультурно кричит красотка, показывая всем и вся, что её подруге подобные «огороды» тоже не интересны. Люда полагала: их везут в какое-нибудь более-менее престижное место, где – участок 20 соток, красивый деревянный дом, цветы, река, оранжевый абажур на террасе, питие чая с вареньем, гамак. В общем – барство.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979). Скриншот. Источник - YouTube.

Хотя… странно. Людмила помнила, что «дача» - не мужика из Главка, всего лишь - Колина, а откуда у работяги – шикарные хоромы? Но в её воображении выстраивалась чёткая иллюстрация: дача = престижность и великолепное ничегонеделание на природе. Дачи (настоящие) имелись у писателей в Переделкино, у военных, профессоров, оперных певиц-солисток, крупных юристов, директоров предприятий, главных инженеров. Существовали гос.дачи, предоставляемые на момент занимаемой должности. Там всё было, как в рассказах и пьесах Антона Чехова.

Интересные факты о фильмах
Дача - это плетёные кресла, чаепития, разговоры... https://www.pinterest.ru/ Галерея.

В СССР многие дореволюционные традиции были возвращены в 1930-х – так, дочери полковника Александрова из гайдаровской книги «Тимур и его команда» живут летом на даче. Рядом – семья инженера Гараева, доктора Колокольчикова и – масса всяческой местной (деревенской, видимо) гопоты. (Хотя, в экранизации 1976 года Мишка Квакин – тоже дачник и ровня Тимуру). Если вы помните, в этой повести никто не занимается рабским огородничеством, а яблони растут, что называется «просто так». И яблоки упоминаются лишь потому, что Квакин и компания их регулярно воруют.

Интересные факты о фильмах
Примерно такое хотела видеть Людмила. Источник фото - Newsland.com

Вернёмся к фильму Владимира Меньшова. Для девушки Люды, мечтавшей о богатом женихе, дача представлялась именно такой. И вдруг – огородный участок, полученный от производства. Мы видим, как строятся дома, как обрабатывается почва. Начало - Постановление СовМина СССР от 16 декабря 1955 г. N 1522, которое гласило, что местную власть обязывают «…рассмотреть вопрос об отводе земельных площадей под коллективные сады рабочих и служащих, имея в виду дальнейшее значительное развитие коллективного садоводства и виноградарства, особенно вокруг городов, промышленных центров и рабочих поселков».

Интересные факты о фильмах
1. Девушки на фоне участка под будущие дачи. Пространство уже обработано, но ещё не застроено. 2. Примерно такие дома строились в тех садовых товариществах. Источник - личная коллекция автора.

Потом стали давать 6,8, а иногда все 12 соток от крупных предприятий и учреждений. Названия присваивались соответствующие. Например, от ТЭЦ-11 был образован посёлок «Энергетик». Доводилось бывать и в «Подшипнике». Будущие «дачники» выезжали «на пленэр» в свой единственный выходной день (я напомню, что пятидневная рабочая неделя была введена лишь в 1960 году). Предоставлялись не самые плодородные земли, мягко говоря. В первые годы приходилось выкорчёвывать, вырубать, а потом – десятилетиями удобрять почву. Но это была радость.

Интересные факты о фильмах
Те многочисленные посёлки похожи друг на друга... Источник - https://pastvu.com/

К тому же, «садовое движение» затевалось с одной целью – вручить рабочим и служащим лопату и дать возможность самим выращивать овощи для собственного стола. Другое дело, что народ сделал из этого особый моцион – на тех дачах выросло несколько поколений, возникал феномен особого времяпрепровождения, а к 1970-м годам, когда Меньшов снимал свою кинокартину, все эти забракованные Людочкой «Энергетики» сделались не менее престижными, чем реальные дачи. И называться они стали ровно так же – не «коллективным садом», как в Постановлении, а именно «дачами».

Zina KorZina (c)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Интересные факты о фильмах