Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Интересные факты о фильмах


Интересные факты о фильмах

Сообщений 791 страница 800 из 999

791

«Лёгкая жизнь» - так ли просто это название?

Кинокомедия «Лёгкая жизнь» (1964) на первый взгляд кажется прямолинейной агиткой, где осуждаются подпольные дельцы и люди, стремящиеся к пресловутой лёгкой жизни, что и вынесено в название киноленты. Однако большинство советских фильмов имеют двойные-тройные послания. Так и здесь. Ибо лёгкая жизнь вовсе не у химика-надомника Бочкина и престарелой фарцовщицы Марго. У них-то она, как раз, тяжёлая, опасная и противная. Деньги есть, но счастье - мимо. Тратить - скучно, ибо этот жест ни на кого не производит впечатления.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Лёгкая жизнь» (1964). Скриншот. Источник - YouTube.

Смотрите – талантливый парень, когда-то подававший большие надежды, не поехал работать в город-новостройку Дальногорск, а пристроился в Москве – главой химчистки. То есть карьера у него по нулям, тогда как его бывшие сокурсники уже главные инженеры, крутые начальники и – большие люди. Ибо они живут по правилам - любая система благоволит своим и не любит чужаков. Но и это ещё не всё. Бочкин, чтобы иметь хорошие деньги выдумал бизнес-схему: он выводит на дому те пятна, которые отказалась убирать его же родная химчистка.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Лёгкая жизнь» (1964). Скриншот. Источник - YouTube.

Посредником в этой цепочке служит асоциальная тётка-спекулянтка по прозвищу Королева Марго. Таким образом, Бочкин постоянно лавирует, лжёт и скрывается, а Марго – та вообще вздрагивает от каждого шороха и признаётся, что во сне видит исключительно милиционеров. Такой страх!Не лучше всё складывается у красивой женщины Ольги (несостоявшейся учительницы) и её старшей сестры Василисы Сергеевны – жены профессора. Эти в постоянной борьбе за комфорт и выгодные ходы. Ольга бросила работу по специальности и делает шляпки. Развелась с мужем, который «мотался по стройкам».

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Лёгкая жизнь» (1964). Скриншот. Источник - YouTube.

Сестрица Василиса тоже постоянно мечется – обустраивает квартиру, достаёт дефицитные шмотки, «клюёт» своего супруга-интеллектуала, которого не любит. Но – пользуется. Это не просто НЕ «лёгкая жизнь» — это вообще не жизнь. Это – мелькание дней в пустоте бытия. Всем этим людям безумно скучно. И – одиноко. Да, они беспрестанно заняты и чаще всего среди толпы, но здесь нет нормальных коммуникаций – даже внутрисемейные отношения Бочкина с младшей сестрой Галей – и те далеки от родственной идиллии. И главное, что адепты «лёгкой жизни» беспрестанно врут.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Лёгкая жизнь» (1964). Скриншот. Источник - YouTube.

Они не могут сказать, где работают и что делают – им стыдно. Зато у их оппонентов – реально лёгкая жизнь. В те годы молодые специалисты, уезжающие в Дальногорски и прочие города-солнца, почти сразу получали квартиру и ускоренно взбирались по карьерной лестнице – многие потом и в Москву обратно не хотели переводиться – не выгодно было, пусть даже и в министерство. В Дальногорсках они – короли, а в центре – мелкие сошки и винтики структуры. Поэтому «Лёгкая жизнь» - это как раз правильная, прямая дорога к успеху, а всякие умности-хитрости дико осложняют путь. Это, кстати, понял и Саша Бочкин.

Zina KorZina (c)

0

792

Афоня вовсе не смешон

Бывает так, что обаятельный актёр полностью или частично облагораживает своего мерзкого персонажа, делая его чуть ли не симпатягой. Тому пример – Леонид Куравлёв, превративший отвратительного и гнусного Борщёва – в милого, хотя и заблудшего мужичка. Афоне сочувствуют. Особенно дамы. Он не виноват – жизнь такая. А ведь перед нами неисправимо-аморальный тип, которого вы навряд ли хотели бы видеть рядом.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Афоня» (1975). Источник - https://www.imdb.com/

Представьте себе, что у вас – аварийная ситуация и к вам приходит поддатый Афанасий Николаевич Б., высокомерно бубнящий и особо не желающий устранять проблему. Вы ему – трёшку. Или - пятёрку, ибо при виде трояка Борщов кривится. Далее он с видом короля в изгнании «так и быть» соглашается повозиться с кранами. Вспомните, чему он учил молоденьких ребят из ПТУ? Быть рвачами и лентяями. Они его деликатно …послали, отказавшись иметь такого специфического «наставника».

Или вот – дабы покорить очаровательную дамочку, Афоня ворует (а по сути, это – мошеннический отъём!) импортную мойку у наивного интеллигента. Спокойно и без угрызений совести. Постоянно знакомится с женщинами, которые для него – тоже пустое место. Его все бросают, ибо такого добра никому не надо. Однако он, как все моральные калеки, знает, как себя вести, дабы приняли за «нормального». То есть Афоня вовсе не забавное дитя природы, не понимающее, что нельзя хамить и подличать. Всё он смекает!

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Афоня» (1975). Источник - https://www.kinopoisk.ru/

Просто по своей мерзковатой натуре он зрит выгоду – когда надо льёт грязь, а когда припрёт – грубо и настырно льстит. Пример? Его начальница – немолодая, подтянутая женщина, которую Афоня прилюдно высмеял за желание выйти замуж в её «старушечьем» возрасте, но потом её же улещает: больше двадцати шести в жизни не дашь! Был бы он глуповатым и простоватым – ему не пришло бы в голову искать болевые точки.

А уж как он поступал с той же Катей! Ну, не нравится тебе смешная и странноватая девочка – так не спи с ней, в конце-то концов. Да, медсестричка Снегирёва – назойливая особа. Однако если она так бесит – не принимай из её рук вазочку с вареньем. Лгун, мошенник, пьяница, бабник, лентяй – это, быть может, очень смешно, когда не рядом с вами. Не ваш сосед. Не ваш подчинённый. Не ваш родственник, в конце-то концов. Афоня вовсе не смешон - он страшен и разрушителен.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Афоня» (1975). Источник - https://www.kinopoisk.ru/

Нам транслируют, что вообще-то он был отличный пацан и тётку свою любил. А чего же тогда он к ней так и не доехал? Померла тётка, ожидая племянника. Он в деревню бежит, чтобы там его пожалели, пригрели, дали возможность на ком-нибудь паразитировать – в прямом и переносном смысле, ибо такие Борщёвы крадут энергию, ресурс. И, как за соломинку, он цепляется за ненужную и несимпатичную ему Катю. А она и рада стараться. Бедняжка.

Zina KorZina (c)

0

793

«Здравствуйте, я ваша тётя!» - как должны были выглядеть персонажи?

Советский фильм «Здравствуйте, я ваша тётя!» (1975) – гораздо остроумнее и глубже, чем первоисточник – пьеса Брэндона Томаса «Тётка Чарлея» (1892), ибо наши кинематографисты сделали из легкомысленной забавной штучки – социальную драму об отверженном человеке, но, вместе с тем юмор, присущий тексту, никуда не делся. В пьесе никаких безработных вовсе нет! Главгерой, которого зовут Фрэнкерт Баберлей по прозвищу Бабс – лорд. Причём, склонный к авантюрам - что-то, вроде Берти Вустера. Ещё и выпить любит...

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Здравствуйте, я ваша тётя!» (1975). Скриншот. Источник - YouTube.

Не просто дворянин, а именно – аристократ, что не одно и то же. Это – представитель высшей знати, тогда как полковник Френсис Чеснэй – всего лишь баронет, что гораздо ниже. Его сын – Джекки Чеснэй, равно как племянник миллионерши Чарли Уэйкам – друзья Бабса. Они все учатся в Оксфорде. Есть и другие несоответствия – вместо судьи Кригса в пьесе действует адвокат Стефан Спетлайг, а тётку зовут не Роза, а Лючия (а если учесть, что изначально она стопроцентная англичанка, то – Люси).

Интересные факты о фильмах
Голливудская экранизация ‘Charley's Aunt’ (1941). Источник - https://www.pinterest.ru/

Но сегодня хотелось бы поговорить о внешней атрибутике фильма, точнее о том: как должны были выглядеть герои фильма. В кинокартине 1975 года смещены все временные рамки и нам показывают не 1890-е, а некую обобщённую ретро-тему, где платья и шляпы 1910-х соседствуют со стрижками 1920-х (у блондинки Бетти), а Чеснэй и Уэйкам похожи на звёзд немого кино – Макса Линдера и Гарольда Ллойда. Не говоря уже о том, что герой Александра Калягина напоминает персонажей Чарли Чаплина.

Интересные факты о фильмах
Кадр из немецкого фильма ‘Charley`s Tante’ (1956). Источники - https://www.pinterest.ru/ и https://www.kinopoisk.ru/

Надо сказать, что пьеса Брэндона экранизировалась довольно часто и далеко не всегда действие чётко привязывалось к эпохе создания фабулы. Так, в немецкой ‘Charley`s Tante’ (1956) всё происходит именно в 1950-х, а в австрийском варианте с тем же названием – в 1965-м. Кроме того, сюжет перенесен в Германию и – Австрию, а Бабс тоже перестаёт быть аристократом. Вот в голливудской комедии ‘Charley's Aunt’ (1941) соблюдены почти все тонкости первоисточника, и мы наблюдаем эстетику 1890-х, как её представляли в Америке-1941. Но шляпки – правильные.

Интересные факты о фильмах
Кадр из австрийского фильма ‘Charley`s Tante’ (1965). Источник - https://www.pinterest.ru/

Итак, дамский силуэт-1892 - это очень жёсткий корсет, делавший фигуру похожей на перевёрнутую рюмочку, а в Англии стягивание талии считалось ещё и признаком благовоспитанности леди - чем тоньше стан, тем строже дисциплина! (Об этом подробнее - у Валери Стил «Корсет». М.-2010). В нашем же фильме нет и намёка на эту линию - перед нами бескорсетные платья 1910-х в духе Поля Пуаре. Далее - юбка должна была обрисовывать, но не обтягивать бёдра и расширяться к низу - этот фасон иногда именовали цветком вьюнка ‘volubilis’.

Интересные факты о фильмах
Модная картинка визитных платьев 1892 года. Источник -  https://www.pinterest.ru/ . Кадр из фильма «Здравствуйте, я ваша тётя!» (1975). Скриншот. Источник - YouTube.

Как бы не устала дама-миллионерша 1890-х, она никогда не заявилась бы в гости в том же дорожном платье, в котором прибыла в Англию! Ибо на всё были свои приличия – донна Роза д`Альвадорес непременно переоделась бы в так называемое визитное платье. Журналы мод писали, что для визитов не годятся яркие и светлые тона, однако, следует избегать полностью чёрного (в сочетании с другими цветами - вполне). Наша Роза является в тёмно-зелёном, что очень верно, однако же мы её видим в том же платье, когда она садится в авто по приезде. Это - некомильфо.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Здравствуйте, я ваша тётя!» (1975). Скриншот. Источник - YouTube. Модная картинка 1892 года. Источник -  https://www.pinterest.ru/

Далее - причёска. Это - непременно высоко поднятые, подвитые волосы, с чёлочкой. Сама конструкция - довольно простая, если речь не шла о балах и раутах. Шляпка этого периода - небольшая, но обильно украшенная цветами, лентами и пёрышками. Маленькая головка идеально сочеталась с широченными плечами, которые год от года расширялись за счёт рукавов с буфами. На героинях фильма шляпы или громадные, как у донны Розы, или - скромных размеров, как у Эллы Дэлей, но это уже фасон 1910-х. Не говоря уже об отсутствии могучих плечиков.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Здравствуйте, я ваша тётя!» (1975). Скриншот. Источник - YouTube. Модная картинка начала 1890-х гг. Источник -  https://www.pinterest.ru/

В те годы регламентировались не только приличествующие каждому возрасту оттенки, но и - цветы на шляпках. Так, юным девушкам были положены ромашки, незабудки, белые хризантемы, белые розы. Стричь волосы, как это сделали Энни и Бетти? О, это ужасно. Во-первых, это - девичья краса и женихи оценивали не столько тонкость талии, сколько шик причёски. Волосы и зубы - показатель здоровья будущей матери. Во-вторых, нарочно стриглись так называемые передовые женщины - суфражистки, боровшиеся за право распоряжаться собой.

Интересные факты о фильмах
Картинка из русского журнала мод. Источник - Википедия.

Вот в этой системе координат весьма органично выглядит страх девочек Энни (в тексте она – племянница адвоката) и Бетти (по пьесе она Китти и – воспитанница его же). Стянутые корсетами с самого раннего возраста, приученные к послушанию и реверансам, зависимые от родственника мужского пола эти существа поздне-викторианской эры действительно выглядят бунтарками против диктата своего дядьки (1892 и 1910-е - это целая пропасть в восприятии мира). А в фильме это стриженые эмансипе, которым всё нипочём. В общем, наша экранизация – вообще не о том, о чём была вещь Брэндона Томаса, и оно к лучшему.

Интересные факты о фильмах
Визитные костюмы конца XIX века и - 1910-х годов. Изменения коснулись лишь длины.

Zina KorZina (c)

P.S. Я написала только о женской моде, ибо мужской силуэт 1890-х и 1910-х оставался приблизительно одинаковым, даже кепи, которые носит в кадре мистер Уэйкам уже были в ходу. Мужская мода более консервативна с 1800-х годов и меняется намного медленнее.

0

794

«Небесные ласточки» - как это выглядело в реальности?

Довольно часто советские кинематографисты брали за основу какую-нибудь западную пьесу или, например, сказку делали шедевр – причём, отличающийся по смыслу от первоисточника. Тому пример – детские мультфильмы, созданные по известным книжкам о Винни-Пухе, Карлсоне, Маугли. Или, допустим, ретро-комедия «Здравствуйте, я ваша тётя» (1975), весьма отличающаяся от пьесы «Тётка Чарлея» (1892). Подобные изменения коснулись и оперетты «Мадемуазель Нитуш» (1883), ставшей у нас «Небесными ласточками» (1976).

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Небесные ласточки» (1976). Скриншот. Источник - YouTube.

У этих двух вещей – разная смысловая наполненность. Так, музыкальный фильм Леонида Кваинихидзе, вообще никого не высмеивает. Здесь нет яркой (да и никакой!) сатиры, что свойственна постановке Флоримона Эрве. Над кем смеялись в 1893 году? Вернее – над чем? Как вы помните, один из глав-героев – композитор, имеющий как бы два «лица». Он сочиняет религиозные песнопения и одновременно – создаёт легкомысленные водевильчики для разбитной звезды - Коринны.

Интересные факты о фильмах
У Флоридора / Селестена был прототип - сам автор оперетты Флоримон Эрве. Источники - Википедия и YouTube.

У музыканта – два имени. Он – Селестен для монашек и Флоридор для распутной богемы. В СССР 1970-х это - обычная комедия положений: смешные переодевания из чёрного сюртука – в красный пиджак. Это представлялось, как работа на двух работах, где главное – не спутать партитуры. И всё. Для французской публики 1890-х это – буффонадное издевательство над ханжеством «приличных людей», многие из которых меняют «маски» - любят варьете, а делают вид, что предпочитают хоралы.

Интересные факты о фильмах
Актриса Théâtre des Variétés – Анна Жюдик. Источник - Википедия. Советская актриса Ия Нинидзе. Скриншот. Источник - YouTube.

К слову, Эрве иронизировал и сам над собой – в молодости он работал органистом и хормейстером в церкви и одновременно делал карьеру в муз-театре. Кроме того, и сама Дениза де Флориньи – умница и скромница – предстаёт в качестве красотки из варьете. Она не просто знает наизусть все водевильные партии, написанные Флоридором – она тайно мечтает о сцене! Опять же для зрителя 1970-х это просто милое девичье желание (многие девочки в СССР хотели стать певицами), тогда как юная француженка 1890-х, дворянка, невеста офицера… Ну, вы поняли.

Интересные факты о фильмах
Гравюра иллюстратора Paul Destez - Анна Жюдик в роли мадемуазель Нитуш. Источник - Википедия. Кадр из фильма «Небесные ласточки» (1976). Скриншот. Источник - YouTube.

«Мадемуазель Нитуш» писалась для известной шансонетки и ведущей певицы парижского Théâtre des Variétés – Анны Жюдик. Это была характерная дива, стоявшая у истоков французского шансона. Кстати, она бывала и в России, причём, не единожды. В 1883 году Анне Жюдик было уже 33 года. Нашей Ие Нинидзе в момент съёмок - всего 14. То есть обе актрисы играли роль, не подходящую им по возрасту! Не знаю, как играла Жюдик (но пишут, что превосходно), а вот Нинидзе настолько вписалась в роль, что …затмила «взрослых» гениев – Миронова, Гурченко и Ширвиндта.

Интересные факты о фильмах
Мода 1883 года и - фантазийные ретро-платья из фильма. Источники - https://www.pinterest.ru/ и YouTube.

Как обычно, время действия – сдвинули куда-то в сторону 1900-1910-х, хотя, платье и головной убор Людмилы Гурченко – это вообще эпоха Ар Деко. Но советское ретро тем и отличалось – все «прошлые времена» от 1880-х до конца 1930-х объединялись в каую-то единую эру с общим эстетическим и социокультурным бэкграундом. Если делать аутентичную картинку, то должны быть турнюры – каркасные приспособления для создания пышности юбок, довольно-таки высокие причёски, тугой корсет. И уж конечно, в 1883 году не было автомобилей, которые появляются в советском фильме!

Zina KorZina (c)

0

795

«Девчата» - момент, который выглядит странно

В киношедевре «Девчата» (1961) есть один момент, который всегда удивляет тех, кто общался с бывшими воспитанницами детских домов и – выпускницами профтехучилищ. Тося Кислицына по сюжету - детдомовская девочка, получившая диплом Симферопольского кулинарного училища. Обычно это сочетание – детдом + южный город + училище дают весьма специфическую линию поведения, никак не связанную с тотальным целомудрием, которое обнаруживала Тося.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Девчата» (1961). Скриншот. Источник - YouTube.

Конечно, юная повариха вполне могла быть физически невинной и совершенно точно была таковой, однако же, совсем ничего не знать об отношениях мужчины и женщины – это в данном случае нонсенс. В детдом попадали не только дети войны (как Тося) или «отказные», не знавшие родителей, но и подростки из неблагополучных семей, где ругались матом, приводили «хахалей» и собутыльников, распивали спиртные напитки – в подобной ситуации «просвещение» в половом вопросе начиналось гораздо раньше, чем в нормальной среде – на уровне грязных шуток и разговорчиков.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Девчата» (1961). Скриншот. Источник - YouTube.

Потом эти отроки попадали (к счастью) в детские дома, но …приносили свои «знания» новым друзьям и товарищам. Я знавала одну детдомовку – она работала телефонисткой на межгороде, причём хорошо работала. Так вот она была какой-то обречённо-циничной в вопросах любви и относилась к физиологической стороне вопроса, как к грубому инстинкту. Думаю, что и Кислицына всего этого вдоволь наслушалась. Потом – училище, куда шли отнюдь не отличницы, а чаще всего девчата из не самых благополучных и обеспеченных семей.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Девчата» (1961). Скриншот. Источник - YouTube.

Конечно, бывало всякое – некоторым просто нравилось и - нравится готовить пищу и они идут учиться на повара. Но в 9 случаях из 10 это был не выбор, а – удел. И там попадались разбитные, курящие подружки, у которых были кавалеры и – необязательно «платонические». Тося в силу своей коммуникабельности не могла не слышать этих разговоров – особенно, если учесть, что жила она в общежитии, где всё – на виду. Не её одногруппницы, так девушки постарше выходили замуж, как раньше называлось, «по залёту» - по причине незапланированной беременности.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Девчата» (1961). Скриншот. Источник - YouTube.

И, разумеется, определённый фон создавал южный город, где много дополнительных факторов риска. Да, сама Тося – чистая и даже кристальная. Это и привлекло к ней ловеласа Ковригина. Вместе с тем, девчушка, говорящая: «…Сегодня мы всё переделаем, а назавтра ничего не останется», и уверенная, что поцелуй - это высшая точка супружеских отношений – ...оно выглядит странно. Такое могла высказать домашняя отличница, которая из школы бежала домой, не читала даже Мопассана и Золя, а после окончания вуза вышла замуж за того, кого ей выбрали папа с мамой. Но не детдомовка Тося.

Zina KorZina (c)

Отредактировано Алина (2021-02-15 09:30:42)

0

796

«Принцесса цирка» - деталь, которую мало, кто знает

Оперетта Имре Кальмана «Принцесса цирка» (1926) – одна из самых популярных его вещей, а в Советском Союзе она вообще не сходила с подмостков. Кроме того, сюжет был экранизирован дважды – есть «Мистер Икс» (1958) и, собственно, «Принцесса цирка» (1982). Оба фильма – замечательны, хотя, и по-разному. Однако же и фильм конца 1950-х, и двухсерийная телеверсия начала 1980-х, и все знаменитые постановки умалчивают об одной важной детали. Точнее, её (эту деталь) заменили в самом начале – когда впервые адаптировали прекрасную лав-стори для наших театров.

Интересные факты о фильмах
Реклама немецкого фильма 'Die Zirkusprinzessin' (1929) и афиша театральной постановки 1927 года. Источник изображений - https://www.pinterest.ru/

Это – место действия. Дело в том, что сюжет разворачивается в …Санкт-Петербурге (потом - в Вене), а красавицу-вдову зовут Феодора (в некоторых либретто – Федора) Палинская. В момент создания Россия была модной темой. Причин две - социальные эксперименты в СССР и - эмигранты, влиявшие на культурную жизнь столиц. В нашем кинофильме 1958 года всё перенесли во Францию, а даму зовут Теодора, а по сути, всё та же Феодора Вердье. В 1982 году «вернули» фамилию Палинская, но перед нами, конечно же, не Петербург, а Вена – в Австро-Венгрии было полным-полно славян и фамилия на «-ский» не воспринималась, как нечто особенное.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Мистер Икс» (1958). Источник - https://www.pinterest.ru/

Отвергнутый старик-богач-поклонник, из-за которого и завертелась эта авантюра – не просто аристократ по имени Сергей Владимирович, но …Великий Князь – а этот титул носили члены царской фамилии. Разумеется, точного прототипа нет. Просто шикарный злодей из полуэкзотической державы. В экранизации-1958 это уже противный барон де Кревельяк (нечто забавное для русского уха – какая-то креветка со смешным, «дрыгающим» окончанием на «-льяк»), а в телефильме-1982 – мы видим уже просто Князя без указания на конкретику.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма  «Принцесса цирка» (1982). Скриншот. Источник - YouTube.

Мистер Икс, как вы помните, это - изгнанный племянник покойного мужа Феодоры и в первоисточнике он носит ту же фамилию – Палинский (Феодоре его представляют, как принц Кирасов). Дальше больше! Директор цирка, где выступает уникальный и загадочный артист, именуется …Станиславским. МХАТ реального Константина Станиславского был широко известен в Европе, поэтому Россия прочно ассоциировалась не только с балетами Дягилева, но и с драматическим искусством. Таким образом, если даны русские актёры, то непременно будет фигурировать Станиславский.

Интересные факты о фильмах
Здесь мы видим, что это - цирк Станиславского. Источник - operetta-research-center.org

Дело в том, что написанная в середине 1920-х оперетта не могла быть взята в том виде, в которым была задумана – кому бы пришло в голову романтизировать приключения только что свергнутых «паразитов»? Так, первый раз «Принцессу цирка» в СССР поставили уже в 1927 году, то есть практически сразу после создания и первых успехов на родине самого Имре Кальмана. Однако же и потом, когда отношение к дореволюционной России стало гораздо более спокойным, никто не следовал авторской теме. Ибо сие выглядело бы комично-дурацким.

Интересные факты о фильмах
Обложка журнала 'Die Bühne' с рекламой оперетты «Принцесса цирка». Певец Hubert Marischka в венской постановке конца 1920-х годов. Источник - https://www.pinterest.ru/

Дело в том, что с точки зрения людей, выросших в русской культуре, подобная трактовка и все эти игры с Великими Князьями и - боссом циркачей Станиславским выглядели бы той самой «развесистой клюквой», фантазийной Mother Russia - с мехами-снегами, гусарскими ментиками, невыразимой величины кокошниками и прочей шикарной мишурой, свойственной оперетте, как жанру. Поэтому смело переписываем некоторые вводные данные и – запускаем дивную феерию о полусказочном Париже и такой же невообразимой Вене…

Zina KorZina (c)

0

797

Деталь в «Иронии судьбы», характеризующая советскую действительность

В новогодней сказке «Ирония судьбы или С лёгким паром!» (1975) есть множество бытовых деталей, одна из которых – польский гарнитур-«стенка», стоивший 830 рублей и «20 рублей сверху» - это для Нади. Москвич Лукашин дал 25. Все эти цифры – довольно-таки интересны и говорят о жизни советского человека больше, чем сухая, прямолинейная статистика. И здесь – сразу два момента - положительный и отрицательный. Начну со второго.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Ирония судьбы или С лёгким паром!» (1975). Скриншот. Источник - https://www.pinterest.ru/

1. Сама по себе сумма 830 – громадна и неподъёмна - так, среднестатистический работник имел 120-180 рублей в месяц. Примерно столько же получал и доктор Лукашин в своей поликлинике или в травмпункте (напомню, что он хирург не в больнице, но у него есть ночная смена). Наде тоже платили немного за её труд. Кстати, герои иронизируют над тем, что, если судить по зарплате, их профессии не самые нужные.

На 120-180 рублей можно было вполне прилично жить, особенно, если учитывать низкую плату за ЖКХ, пять копеек на метро и дешёвые продукты питания, кроме сырокопчёной колбасы и тому подобных разносолов. Таким образом, Женя и Надя не могли сразу купить гарнитур. И телевизор не могли. И кухонные шкафчики – тоже.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Ирония судьбы или С лёгким паром!» (1975). Скриншот. Источник - YouTube.

Даже, если отказывать себе во всём, кроме жидкого чая и бутерброда с маргарином, всё равно пришлось бы копить что-то около года. Но, повторюсь, там ещё и техника, и кухня. Довольно часто люди брали в долг у друзей и родственников, однако, существовали и кредиты на приобретение товаров длительного пользования. Да, просто так зайти в магазин, выбрать и оплатить доставку понравившегося гарнитура было невозможно.

Существовало два пути. А) Официально, в торговой точке записаться на товар и ждать, когда придёт открытка, где будет указано, что заказ поступил и его можно выкупить. Ушлые люди даже зарабатывали тем, что продавали эти открытки – они записывались на мебель (или на машину), а когда подходила их очередь – сбывали своё «место» за хорошую сумму.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Ирония судьбы или С лёгким паром!» (1975). Скриншот. Источник - YouTube.

Б) Заиметь друга-продавца, а лучше товароведа или сразу – директора магазина «Мебель» и приобрести шкафы «по блату», но и здесь вам пришлось бы делать подарки (лучше деньгами) или оказывать ответные услуги. Каким из этих методов воспользовались Надя и Женя – понять нельзя, но, судя по тому, что «20 (25) рублей – сверху» означает, что они кого-то отблагодарили – может, человека, продавшего им «очередь», а может – знакомого продавца.

2. Зато! И Женя, и Надя железно помнили, что они всё равно смогут купить этот гарнитур – не сейчас, так через год, два, десять. Они вообще не беспокоились, что в стране случится кризис, а их выгонят на улицу или так оптимизируют систему, что им придётся искать работу или же влачить совсем уж нищенское существование. Стабильность! Настоящая.

Интересные факты о фильмах
При желании и сейчас можно купить именно такой гарнитур...* Cкриншот.

Лукашины и Шевелёвы ни на секунду не задумывались о том, что квартплата может повышаться, что колбаса за 2.20 вдруг станет 2.40, что... проезд в метрополитене скакнёт аж на целую копейку и автоматически вырастет цена того самого модного гарнитура made in Poland. Поэтому они спокойно планировали своё будущее. И даже размер взятки («20-25 сверху») тоже несильно различался…

Zina KorZina (c)

0

798

«Не может быть!» и вольные нравы 1920-х годов

Ретро-кинокомедия «Не может быть!» (1975), созданная по рассказам Михаила Зощенко, пожалуй, одна из лучших работ Леонида Гайдая. В третьей «главе» разыгрывается презанятная драма – жених не может узнать невесту, ибо они слишком мало общались перед тем, как поставить росписи в книге записей актов гражданского состояния. В 1920-х годах эта тема – «быстрой женитьбы» и столь же ускоренного развода обсуждалась и – осуждалась многими авторами.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Не может быть!» (1975). Скриншот. Источник - https://www.kino-teatr.ru/

Ибо не всем это казалось прогрессивным и даже …нормальным. Тому ближайший пример – молниеносная лав-стори мадам Грицацуевой и Остапа Бендера. Там комбинатор женился, чтобы, как он признался Воробьянинову: «…спокойно покопаться в стуле». И всё. У Зощенко в «Свадебном происшествии» ровно так же: «Или она сразу согласилась, или нет, но только на третий день пошли они в гражданский подотдел и записались».

Что это за мораль? После Революции и приблизительно до 1934 года в Советской России была такая вольница нравов, что никогда ни до, ни после не наблюдалось, причём, как мне помнится, нигде. Молодая республика спешила жить! И любить. Церковный брак отменили, на его место пришла обычная роспись, причём каноническое венчание теперь не считалось основанием для официального семейного союза. Церковь же отделена от государства.

Интересные факты о фильмах
Нравы и типы эпохи НЭПа.  Графика Владимира Лебедева. (1891-1967). Источник - https://www.pinterest.ru/

В тогдашних фельетонах высмеивали «барышень», которых обвенчал батюшка-поп (непременно пьяненький), а жених-авантюрист на следующий день убегал, прихватив серебряные ложки и шкатулочку «жены», которая не и не жена вовсе. В гражданский подотдел приходили без свидетелей, просто оплачивали немудрёную процедуру и – расписывались безо всяких церемоний. Играть свадьбу считалось «мещанством».

В литературе 1920-х все эти белые платья, фату и угощения приписывали махровым частникам и нэпманам. Таким, как в третьей части фильма «Не может быть!» Перед нами какие-то небогатые, но всё же крепкие хозяйчики. Так вот насчёт любви! В те годы – стараниями таких персонажей, как Александра Коллонтай и Осип Брик – любовь низвели до физиологической потребности, а страдания, романтику и ухаживания стали называть «пережитками прошлого».

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Не может быть!» (1975). Скриншот. Источник - https://www.kino-teatr.ru/

Внебрачные связи более не порицались, а детей от незарегистрированных сожительств приравняли к законным отпрыскам. Разрешили избавляться от беременности, правда, лишь у частных докторов – государство, хоть и позволило женщинам распоряжаться своим здоровьем и – жизнями нерождённых младенцев, но не захотело им в этом помогать – плати деньги и поступай, как решила (в кинокартине «Третья Мещанская» (1927) показано, как комсомолка Людмила хочет сделать аборт, а потом сбегает из клиники).

Героиня рассказа Зощенко и фильма Гайдая – невеста Катерина тоже успела порезвиться – у неё не просто есть ребёнок, но даже и не один. Тогда бытовало понятие «сошлись» - то бишь стали жить вместе без росписи. Как сошлись, так и разошлись. Конечно, вся эта вакханалия была символом городской пролетарско-интеллигентской жизни, а в маленьких городках и деревнях это не прижилось. Тем не менее, разгульные отношения пугали здравомыслящих людей, в числу которых относился и Зощенко.

Интересные факты о фильмах
Нравы и типы эпохи НЭПа. Графика Владимира Лебедева. (1891-1967). Источник - https://www.pinterest.ru/

Потом власть осознала, что с этакими размытыми представлениями о половой морали вряд ли можно выстроить социализм, не говоря уже о блистающем коммунизме, да и лозунги о том, что семья – пережиток прошлого тоже резко исчезли с плакатов. К началу Великой Отечественной войны гайки основательно закрутили, но внебрачных союзов и матерей-одиночек всё равно оставалось много. Но это хотя бы перестали считать «современным подходом». А девушкам предписали хранить невинность.

Zina KorZina (c)

0

799

«Москва слезам не верит» - смысл эпизода со Смоктуновским

В двухсерийном шедевре «Москва слезам не верит» (1979) есть запоминающийся фрагмент, который выглядит каким-то случайным и просто характеризующим эпоху – как роман «Три товарища», который читает вся Москва; как дача от производства у Колиных родителей; как непременный поэт в компании молодых поклонников Людмилы; как имя Вана Клиберна в эпизодическом разговоре по телефону. Итак, сначала идут знаменитые актёры 1958 года, встречаемые экзальтированной толпой.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979). Скриншот. Леонид Харитонов - открытка. Источник - https://www.kino-teatr.ru/

Владимир Меньшов пригласил Георгия Юматова, Леонида Харитонова, Иннокентия Смоктуновского и Татьяну Конюхову сыграть самих себя (на языке синематографа это называется «камео»). Все они были уже немолоды, хотя, и выглядели хорошо сохранившимися. И вот тут - момент истины. Сначала мы видим абсолютных звёзд 1950-х, которые вызывают бешеный восторг у Людмилы, обожающей эффекты и «красивую жизнь». Впрочем, для неё только это и есть жизнь.

Интересные факты о фильмах
Леонид Харитонов. Открытка. Источник - https://www.pinterest.ru/

Леонид Харитонов – любимец всего Советского Союза, парень «с есенинской улыбкой» - он прославился ролью Ивана Бровкина в фильмах «Солдат Иван Бровкин» (1955) и в продолжении –«Иван Бровкин на Целине» (1958), «В добрый час» (1956), «Улица полна неожиданностей» (1957) . Получал мешки писем от влюблённых в него девушек и женщин. Купался в обожании. Трижды был женат. К 1979 году – актёр небольших эпизодов и, в общем-то, забытый кумир.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979). Скриншот. Источник - YouTube.

Далее – шикарная дива Татьяна Конюхова, умевшая быть роскошной и – затрапезной, если это требовалось для роли. В 1950-х играла главные или – значительные роли. Считается, что «проснулась знаменитой» после «Разных судеб» (1956), где играла положительную героиню – Сонечку Орлову. Опять же к концу 1970-х у Конюховой был громадный послужной список, где нет ни одной важной роли – сплошные соседки, сотрудницы, проходящие гражданки и даже сестра Ленина в исторической драме «Казнены на рассвете» (1964), но её там слишком мало.

Интересные факты о фильмах
Открытки с изображением Татьяны Конюховой. Источник - https://www.pinterest.ru/

Далее – Георгий Юматов. Начал сниматься ещё подростком в эпизодах, но по-настоящему прославился в уже упомянутых «Разных судьбах» (1956), где судьба свела их с Татьяной Конюховой (лишь на съёмочной площадке!) Брутальная и при том – утончённая внешность, что вообще встречается в одном случае из тысячи – помогала Юматову в его артистической карьере. Обаяние, талант – всё при нём! Ему повезло гораздо больше, чем Харитонову и Конюховой, ибо в 1971 году он блеснул в легендарных «Офицерах»…

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979). Скриншот. Источник - YouTube. Фото Георгия Юматова. Конец 1940-х гг. Источник - https://www.pinterest.ru/

По сути, все трое (Юматов в меньшей степени) – лица 1950-х годов и на момент съёмок «Москва слезам не верит» - герои, оставшиеся в прошлом. Да, снимаются. Да, их помнят. Но у режиссёров (и у публики) давным-давно совсем другие фавориты, приоритеты и типажи. И вот тут потрясающим образом рисуется тема Иннокентия Смоктуновского! Он всего на год старше Юматова, но какое разное начало пути – когда Юматов уже был более-менее известен, Смоктуновский всё ещё играл в провинциальных театрах (Норильск, Дагестан, Сталинград).

Интересные факты о фильмах
Открытки с изображением Георгия Юматова. Источник - https://www.pinterest.ru/

К 1958 году – а именно этот год в кадре – у будущего Гамлета было всего несколько малозначительных проектов, которые сейчас интересны лишь потому что это - Иннокентий Михайлович С.! Да и выглядел он явно не молодо, в отличие от ровесника Юматова – у Смоктуновского складывалась не самая лёгкая юность, было, от чего рано состариться. В середине 1960-х, когда, как раз, Смоктуновский сделался мега-звездой, ему было 40 лет. Вот! Те самые 40 лет, когда жизнь только-только начинается. Великолепный эпизод, иллюстрирующий главную мысль кинокартины.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979). Скриншот. Источник - YouTube.

Я смотрела «Москва слезам не верит» на большом экране и в тот момент, когда Люда с Катей пожимают плечами, не зная, что за актёр, в зале раздался коллективный хохот – и было, над чем смеяться. В 1970-х годах Иннокентий Смоктуновский – непревзойдённый гений, авторитет, образец интеллигента. Для человека 1970-х не знать, кто это такой – нереально смешно. И - дико. Смоктуновский - это дух и душа тогдашнего кино, театра и телевидения.

Интересные факты о фильмах
Иннокентий Смоктуновский в роли князя Мышкина. Источник - Википедия.

Кстати, в Ленинграде 1958 года Смоктуновский имел всё же известность – его парадоксального князя Мышкина в «Идиоте», поставленном товстоноговским БДТ, бегал смотреть весь город. Но всё же любовь питерских театралов – это далеко не всесоюзная слава Харитонова, Конюховой и Юматова. Вот когда он стал Гамлетом, а следом и Юрием Деточкиным – тогда стало можно говорить о тотальной популярности. Циничный физик Куликов из «Девяти дней одного года» - он тоже произвёл впечатление, хотя и меньшее, чем баталовский Гусев.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979). Скриншот.  Источник - YouTube.

Этот фрагмент с участием мега-звёзд - очередное напоминание, что жизнь полна сюрпризов и - капризов богини Фортуны; а поздновато начинающий Смоктуновский оказывается в заметном выигрыше, и если бы Георгию Юматову не повезло с «Офицерами», где его (будем честны) затмевает Василий Лановой, то и эта актёрская судьба не выглядела бы идеальной - он тоже казался бы героем вчерашних дней...

Zina KorZina (c)

0

800

«Зимняя вишня» - а если бы Вадим женился на Оле?

Кинофильм «Зимняя вишня» (1985) заканчивается унылым действом – любовник Вадим не даёт Оле нормально выйти замуж за крутого Герберта; демонстрирует своё право… право налево, после чего жизнь стильной, молодой и – уставшей дамы возвращается на круги своя...

Утренний моцион под «Соломинку» в исполнении Аллы Пугачёвой, побудка сонного Антошки (которому так и не дали поиграть красивыми игрушками и грубо вернули в обыденность питерского детсадика) и – подружки, поющие «Айсберг» всё той же Аллы Борисовны.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Зимняя вишня» (1985). Скрин экрана.

К слову, подруги-то – обрадовались, увидев Олю с утра. Нормальные – расстроились бы, что у неё всё сорвалось-нарушилось. Но зачем нужна счастливая Ольга, когда они сами по-дурацки живут? Одна битая, вторая - брошенка. Неплохие тётки, но очень уж трудной судьбы. Такие редко бывают благодушными.

И зрителям жаль Ольгу Ивановну, ибо улыбчивый и мягкий Вадим снова увильнул от серьёзного разговора – он и теперь не уйдёт от жены. А зачем? Он себе и Оле уже продемонстрировал, что может вернуть свою пассию одним роскошным жестом. Замечу, что в те времена такой Герберт с возможностями выезжать за границу считался более, чем завидным женихом.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Зимняя вишня» (1985).  Источник - kinospace.ru

К тому же, наружность и манеры – не сравнить с простоватым и тускловатым Вадимом. Да – главное! Лощёный прибалт хочет жениться. Не прокатить на своей запредельной по меркам обывателей 1980-х машине, а – честно отвести в ЗАГС. Обеспечить Антошке будущее. Защищать семью от превратностей. Но – нет.

Возникает вопрос: а что было бы, если бы Вадим действительно перетащил свой чемодан из дома, развёлся бы и женился на своей возлюбленной? Во-первых, Антошка автоматически мотает на пятидневку – ибо маме нужно качественно насладиться триумфом, а тут какой-то пацан со своими детскими глупостями и капризами.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Зимняя вишня» (1985). Источник - Vokrug.tv

Во-вторых, им очень быстро приелась бы «новая счастливая жизнь». Для Вадима это было бы примерно, как если бы ему подарили вещь, которой он и так бесплатно пользовался, однако, она не была в его собственности, то есть он не нёс за неё ответственность. А тут Оля из приятного бонуса превратилась бы в камень на шее. Менять «уютную» жену на такую вот «неуютную» - а чего ради?

Он быстро вернулся бы назад или, если бы его не приняли, что вряд ли, учитывая цинизм его супруги, так вот, если бы его не приняли, он стал бы опять поглядывать на сторону. И Оля из волнующей красавицы превратилась бы для него в скучную тётку, постоянно что-нибудь требующую.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Зимняя вишня» (1985). Источник - rusactors.ru

Но и для неё этот брак стал бы рутиной и удушающей тоской – им же вместе не о чем говорить. Они влюблены, пока видятся урывками, тайно, по-быстрому. Опять же Вадим создаёт эмоциональные «качели» - приблизит/отдалится. Не потому, что он такой игрок-любовник, а просто хочет усидеть на двух стульях.

Эта неопределённость и краткость делает их свидания, похожими на вкушение десерта. Если объедаться пирожными – пропадёт вся острота момента. Полузапретная страсть уступит место серой бытовухе. А зачем Оле - бытовуха? Ей надо постоянно волноваться, бороться, изображать сильную женщину, плачущую у окна*.

Zina Korzina (c)

*Это строка из песни всё той же Аллы Пугачёвой.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Интересные факты о фильмах