«...А то упрёшься в небо!»
Чем советское кино кардинально отличается от современного? И вовсе не тем, что в первом не было «качественной эротики», а во втором нет качественной души. И не тем, что в советских фильмах актёры вживались в роль, а в современном - говорят чужие слова. А вот чем. Советское кино настолько многослойно, настолько многогранно, что его можно интерпретировать по многу раз, причём, не уставая. Разговоры о Жеглове и Шарапове, о чете Хоботовых, о тётушке Чарли и о прочих Мимино неминуемо вызывают полемику, интерес, желание пересмотреть и так далее. Что касается Алисы Игоревны Селезнёвой, то здесь вообще сложился некий «культ», причём даже не самой героини (хотя мне и встречался термин - «алисомания»), а именно Будущего Алисы. Этот культ Прекрасного Далёка совпал с ностальгией по СССР у взрослых топ-менеджеров и юрисконсультов. Недавно, как раз накануне Дня Знаний, по одному из бесчисленных каналов ТВ снова крутили «Приключения Электроника»... (Помните, как становилось грустно, когда Чижиков говорил: «Каникулы начались!», а на дворе стояло яблочно-золотое, но такое осенне-прощальное 20 августа?!).
А тут Сыроежкин рассекал по какому-то солнечно-пустому городу на своём мопеде. И вот, что показалось... Мир, показанный в фильме, искусственный. Изначально искусственный. Я понимаю - сказка, хотя и с фантастическим уклоном. Но в других киносказках пространство решено иначе. Тут же - мир созданный и более того - конечный. Помните другой культовый фильм - «Москва - Кассиопея»? У ребят на корабле имелось помещение с моделированными пространствами - там были не только жилые комнаты, но и фрагменты леса, кусочки луга, имитации моря... Более того, космонавты могли сами по своему вкусу моделировать микро-мир. Помните эпизод с ванной? Так вот, пространства с лесом, полем, лугом были изначально конечны: «Не уходи далеко, а то упрёшься в небо!». И действительно, девочка упиралась в картинку. Так вот, мир Электроника - это всё та же модель пространства, микро-мир с набором ситуаций, которые предстояло прожить экспериментальному киборгу. Лично мне эта «конечность» больше всего давит на сознание именно в тот момент, когда вроде бы как изображена дорога, уходящая вдаль. Там, где Электроник убегает от Громова. Но там, далеко, уже ничего нет.
Странный город, хотя мы знаем, что снимали Одессу и, кажется, Вильнюс. Но города в кадре нет - он условен, как любая компьютерная игрушка. В «Гостье из Будущего» мы видим и ощущаем Москву, в «Москва - Кассиопея» мы осознаём наличие большого провинциального города (Калуги), откуда приезжает Виктор Середа, а потом снова видим Москву. В «Приключениях Электроника» города нет, а есть просто отрисованные объекты - школа, парк, дворец спорта, дом. Ассистентка профессора Громова спрашивает Ури: «Вы Мосэнерго?». Но это не Москва. Просто создатели этой Матрицы, не успели всё отшлифовать. Было некогда. Было срочно. Поэтому - накладки. Мир упрощён, как схема. Ури попадает в условный СССР, не слезая с мотоцикла. Круче, нежели многоизвестный Матиас Руст. Кстати, вы замечали? - Громов держит киборга у себя дома. Это возможно в условиях СССР, когда каждый человек подлежал прописке и по сути - проверке? Это папа Карло мог себе позволить настрогать Буратино безо всяких документов. Тут - иное. Тут - стратегический момент. Испытание нового типа граждан, которые могут выживать в любых условиях - условной в семье, вне семьи, с друзьями, без друзей. Помните, Электроник не ел, не пил, не спал, зато мог починять примуса и бракованные советские игрушки...
...Далее - он бегал с небывалой скоростью, обучался любой профессии и любому спорту за несколько минут, мог одолеть всякую агрессивную субстанцию, типа Макара Гусева. И вот, что интересно - Электроник был носителем знаний и умений человечества в целом - он мог петь голосами Шаляпина и Робертино Лоретти, а также играть в шахматы, читать стихи «совершенно по-Качаловски», рисовать, доказывать теоремы Пифагора и даже гладить брюки без привлечения женщины, утюга и электричества. Что характерно, он мог и сам создавать киборгов (вспомните, как он за секунду смоделировал себе Рэсси). Зачем нужен такой универсальный экспонат? Чтобы развлекать бездетного Громова, любящего музыку и шахматы?! Не слишком ли это жирно и подло со стороны учёного? Всё иначе, а Громов не выносил из НИИ платиновые контакты, зашив их в подкладку импортного пиджака. И зачем Электроника познакомили с капиталистическим миром, показав оный в тёмном свете? В прямом смысле - в тёмном. Программа была нацелена на конфликт с кап.цивилизацией, которая скрывает от людей не только картины, но даже Солнце и Время. Социализация киборга прошла нормально. Он готов. К чему?
Фильм создавался в эпоху «эскалации гонки вооружений», как тогда писалось в советских газетах. Детей пугали ядерным оружием и последствиями его применения... До сих пор с содроганием вспоминается разговор о бомбоубежищах и лучевой болезни. Фобия моег детства - ядерная война, после которой не остаётся ничего. Совсем. Такие титаны, как профессор Громов не могли этого не предвидеть. Потому и был смоделирован некий живой макет для социализации робота, для привития ему навыков, свойственных именно человеку - в нужных моментах у него включается функция дружбы, функция помощи и даже функция разочарования, слёз. Такие вот Электроники могли стать единственно-возможными персонажами постъядерного мира - выживающие в любой атмосфере, хранящие в себе память о знаниях Человечества... Хотя, Электроника могли готовить для светлых и возвышенных полётов в иные миры - общаться с тамошними разумными ложноножками. Вроде бы с виду хомо-сапиенсы, точнее - хомо-советикусы, а контакты-то всё равно платиновые! Не Сыроежкина же туда посылать, право слово...
https://zina-korzina.livejournal.com/