Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Интересные факты о фильмах


Интересные факты о фильмах

Сообщений 761 страница 770 из 999

761

А любит ли Женя свою мать?

Каждый год 31 декабря Женя Лукашин ходит в баню, но мы обсуждаем его не только в этот день. Задаём вопросы: а любил ли Женя хотя бы чуть-чуть свою агрессивную Галочку или просто «часики-то тикают», а мама не вечна? А влюбился ли он Надю или просто закутил, оторвавшись от привычного ритма бытия? А полюбила ли Надя или это – повод «увильнуть» от Ипполита, с которым ей неуютно? А Ипполит… Она же его бесит своей непрактичностью. То есть мы задаём себе вопросы на тему любви мужчины и женщины.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма  «Ирония судьбы» (1976). Скриншот. Источник - YouTube.

Однако тут есть и другая плоскость – отношения с родителями, точнее с мамами. И «мировая мама» Лукашина тут – один из главных персонажей. И вот сложный момент: а любит ли извечный малышок Женька свою мамочку? Или просто подчиняется её могучему диктату? Трудно не попасть под влияние такой несгибаемой дамы, которая в 1970-х носит жабо (актриса Любовь Ивановна Добржанская – дворянка из Малороссии, отец - офицер 166-го пехотного Ровенского полка Русской императорской армии).

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма  «Ирония судьбы» (1976). Скриншот. Источник - Ruskino.ru.

Конечно, переносить биографию артиста на его «лирического героя» - неправильно, однако, тут складывается весьма похоже: мама – «из бывших». Папы нет – по всей вероятности, погиб на фронте (Женя родился перед самой войной – примерно в 1938 году, как и Андрей Мягков). Мадам Лукашина растила парня без поддержки и приучила его к мысли, что мама – главный человек и центр вселенной. Поэтому он привык спрашивать её мудрого совета, склоняться перед её мнением, не перечить. Помалкивать.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма  «Ирония судьбы» (1976). Скриншот. Источник - YouTube.

Марина Дмитриевна столь деспотична, что не может выпустить мальчика в свободное плавание. Посмотрите, с каким раздражением она орудует на кухне, пока Женёк объясняется с Галей – на её лице жёсткая, саркастическая полуулыбка. Однако сам Женя постоянно хочет «сбежать» и вовсе не от очередной тётки в его жизни (тётки – проекция мамочки), а именно от самой маман – она-то и мелькает в его комнате «туда-сюда-туда-сюда». Как только он видит в женщине что-то от мамы – тут же мотает «в Ленинград».

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма  «Ирония судьбы» (1976). Скриншот. Источник - YouTube.

Он и Надю полюбил, ибо она – антипод «мировых мам» в его жизни. Есть один момент, после которого становится ясно: его достала мать, и он любит её «по долгу», а не от души. Когда Галочка нагло утверждает, что мама накроет на стол и уйдёт, Женя восклицает: «Замечательная идея! Как же мне она самому…?!» Любящий сын после такого пассажа выкинул бы Галю из квартиры и швырнул бы вслед модную шапку. Но он согласился - это получилось так спонтанно и радостно, что нет никакого сомнения: Марина Дмитриевна воспитала не мужика, но подкаблучника, готового только лавировать, поддакивать, врать. Но не любить, к сожалению.

Zina Korzina (c)

0

762

«Огонь, вода и медные трубы»: шутка, понятная в 1960-х

Предполагается, что в СССР не было постмодернизма и его, мол, ругали во всех литературно-художественных изданиях. Ругать-то ругали, но советское искусство так многогранно и многослойно, что в нём отыщется всё, что угодно, включая постмодернизм, точнее его признаки. Их полным-полно в знаменитых киносказках, где постмодернистские аллюзии, игра, намёки на «уже виденное» и знакомое попадаются довольно часто. Как обычно бывало в СССР, если что-то «нельзя» во взрослой литературе – это же самое вполне «можно», допустим, в …мультфильме. Или в сказке.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Огонь, вода и медные трубы» (1967). Скриншот. Источник - YouTube.

«Огонь, вода и медные трубы» (1967) – это прекрасная детская вещь, созданная Александром Роу по мотивам русских народных сказок, …по очень отдалённым мотивам. Перед нами – новое произведение, сотканное из элементов, присущих народной сказке. Имеются: Кощей Бессмертный, молодильное яблочко, Баба-Яга, Морской Царь, Алёнушка и так далее. Феерический микс, который очень интересно анализировать (по Владимиру Проппу, например, и его «Морфологии волшебной сказки»).

Интересные факты о фильмах
Произведения Льва Овалова о подвигах Ивана Николаевича Пронина. Источник - аукционный сайт http://ay.by/

Но есть тут и абсолютно комические вставки, никак не связанные с восточнославянским мифотворчеством. Так, в одной из сцен главгерой Вася читает Морскому Царю и его фрейлине, одетой в фантазийное платье эпохи Ар Нуво (1900-е гг.!) о приключениях майора Пронина. Конечно, здесь нет аутентичного текста писателя Льва Овалова – авторы сценария облекли всё в былинную форму: что-то там насчёт «…поймали жулики майора Пронина и решили его извести». Почему это возникло в кинофильме, как «изюминка»? Или как постмодернистская аллюзия-игра.

Интересные факты о фильмах
Источник - аукционный сайт http://ay.by/

Произведения Льва Овалова о подвигах Ивана Николаевича Пронина сделались популярными ещё в конце 1930-х годов, начиная с рассказа «Синие мечи» (1939), однако, пик интереса к этой серии пришёлся на вторую половину 1950-х – начало 1960-х годов, когда вышли «Медная пуговица» (1957) и «Секретное оружие» (1962). Повествования отличались острым сюжетом, динамикой, неожиданными развязками. До возникновения анекдотов про Штирлица, ходили анекдоты о майоре Пронине. (По факту Штирлиц и заменил теряющего актуальность Пронина).

Интересные факты о фильмах
Источник - аукционный сайт http://ay.by/

Их смысл был таков, что майор возникал на пути хитрого, изворотливого врага в самых неожиданных местах (один из знаковых анекдотов заканчивался так: «А из унитаза на него смотрели внимательные глаза майора Пронина». Бытует и продолжение: «Голос Пронина: сопротивление бесполезно – в бачке тоже наши»). Почему же Вася читает Морскому Царю именно сказания о майоре? Потому что в те годы это читали все – от двоечников до профессоров. И реакция на майора Пронина была однозначной: узнавание. Но есть нюанс: книжный, классический Пронин – чекист, тогда как в сказке говорится о нём, как о милиционере.

Zina Korzina (c)

0

763

«Новогодние приключения Маши и Вити» и критика молодёжной музыки

В детстве мне очень нравился фильм «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975). Его чаще всего показывали 1 января с утра, хотя, быть может, я так запомнила. Но впечатление осталось – первый день года, снегопад, бабушкины пироги, ёлка. И – Маша с Витей, которые смело отправляются в сказочный лес, чтобы спасти Снегурочку. Типовой сюжет для новогоднего представления!

Дети всегда выручали Снегурочек, Дедов Морозов или же искали Главную Ёлку страны, спрятанную Злыми Силами в подвалах Кощея. Здесь у Кощея «гостила» внучка Деда Мороза, взятая устроителями советских ёлок прямиком из грустной пьесы Александра Островского. Однако наша Снегурочка – вовсе не грустная и не тающая.

Интересные факты о фильмах
Обложка диска «Маша и Витя против ‘Диких Гитар’». Источник - https://music.yandex.ru

Киносказка была создана по музыкальной пьесе драматурга и сценариста Павла Финна «Маша и Витя против ‘Диких Гитар’» и эта постановка выпускалась на отдельной пластинке. Различия с фильмом – небольшие. Допустим, в первоисточнике дети идут спасать Белоснежку, и тема Нового Года отсутствует.

Но с культурологической точки зрения сейчас интересен не сюжет, а фоновые детали. В сказке орудует не то рок-группа, не то банда под названием «Дикие гитары». Вернее, это и группа, и банда – единовременно. Состояла она из Бабы-Яги, Лешего и дикого Кота Матвея.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975). Скриншот. Источник - YouTube.

Играли они музыку, в которой угадывались рок-ритмы. Подобные пародии звучали не впервые – всем детям были известны «Бременские музыканты» с хитами «Мы к вам заехали на час!» и особенно - «Придёт серенький волчок». Ироническое отношение к западной рок-культуре, (а заодно и к местным группам, пытавшимся играть «как в Лондоне») пронизывало не только сатирическую публицистику журнала «Крокодил»...

...Но, как видим, и детский синематограф - а он по определению считался воспитательным и социально-направленным. Да, в те годы был расцвет ВИА – вокально-инструментальных ансамблей, которые пытались занимать «молодёжную» нишу, лавируя между идеологически-верными темами и – вроде бы современным звучанием.

Интересные факты о фильмах
Карикатура из журнала «Крокодил», показывающая отношение к рок-музыке. Источник -  https://old-crocodile.livejournal.com/

Забавно, что «Дикие гитары» поют буквально следующее: «Мы – лесные ‘Самоцветы’», имея в виду, как раз, ВИА «Самоцветы», а не тот факт, что они – «драгоценные камни» в области музыки. Правда, по звучанию пародийные «Гитары» далеки от ВИА, как таковых и «Самоцветов», в частности. ВИА были официально-разрешённым заменителем рока, но заменителем спорным.

Ни в коем случае не хуже! Просто – другими. А тут именно пародия на рок. И параллель дивная: только нечисть поёт в таком стиле. Там ещё была замечательная шутка: «Ты что, не можешь доминантсептаккорд взять?!» и дальше: «На полторы октавы выше взял!» Всё-таки эти фильмы делались не только для дошкольников, но и для их родителей!

Zina Korzina (c)

0

764

Директор рынка из фильма «Гараж» - симпатичный персонаж

Я считаю фильм «Гараж» (1979) – самым сильным, хотя, и не самым интересным произведением Эльдара Рязанова. Именно тут показано, как быстро исчезает вуаль цивилизованности у хомо-сапиенсов – неслучайно действие происходит в гаражном кооперативе «Фауна». Говорящее название! Да и вымышленное НИИ подходящее. Люди, запертые в тесном пространстве, яро беснуются на фоне «рыб» и «леопардов».

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Гараж» (1979). Скриншот. Источник - YouTube.

В этом человеческом зоопарке нормальных людей довольно мало и особую неприязнь вызывает не сын Милосердова – типовой московский мажорчик, а мадам Аникеева – противная позднесоветская функционерка, изображающая некую идейность, а сама делающая карьеру и мотающаяся за границу – о чем справедливо кричит полубезумная жена Гуськова, в конечном итоге решившая поиграть в реальное сумасшествие.

Тут мужчины ещё более-менее адекватны и держатся в рамках. Но дамы! Из всех женщин этого кооператива самая нормальная – директор рынка Алла Алексеевна Кушакова. Её прекрасно, тонко, иронично сыграла Анастасия Вознесенская – многогранная актриса и супруга Андрея Мягкова (к слову, именно Вознесенская была в роли истеричной мамаши «неформалки» Аварии, что меня сильно удивило в своё время – такой контраст).

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Гараж» (1979). Скриншот. Источник - YouTube.

Так вот Кушакова. Очень красивая, упитанная, статная, прекрасно одетая и – работающая гораздо больше, чем эти якобы-прекраснодушные сотрудники странного НИИ. Напомню его название – НИИ Охраны животных от окружающей среды. Авторы высмеивали расплодившиеся в 1970-х годах научные конторы, ничего не создающие для общества, но занимающие особняки в центре и получающие от государства колоссальные деньги.

НИИ были разные, конечно, однако, проблема «бесполезных» научных кадров стояла довольно остро. А вот Кушакова делает важное дело – она очень рано встаёт – даже раньше, чем предполагала Аникеева и едет на работу. И да – она ничего не ворует. Она создаёт возможности в условиях планово-распределительной системы. В те годы на рынке было можно купить самый лучший и свежий товар...

Интересные факты о фильмах
Советские карикатуры на бездельников из НИИ. Источник - http://krokodil.dlibrary.org/ru/nodes/9-krokodil

Кушаковы делали всё, чтобы люди отоваривались приличным мясом и вкусной сметаной. Надзор за рынками и оборотами был строжайшим – постоянно кого-нибудь хватали и сажали на приличные сроки, ибо, не воруя напрямую, там устраивались хитрые махинации – допустим, на некоей овощебазе списывали годные овощи, как «усушка-утруска-гниение», а на самом деле – толкали их через рынок, а прибыль клали в карман: себе и директору рынка.

Занималась ли этим Кушакова? Может быть и нет. Во всяком случае, она делала что-то реальное. В тогдашних овощных магазинах товар чаще всего был некачественным и это признавали все. Но сделать ничего не могли. По сути, Кушакова и другая рязановская героиня (персонаж Нонны Мордюковой из фильма «Вокзал для двоих») – это нормальные деловые люди, любящие себя и мир (как ни странно).

Интересные факты о фильмах
Примерно так выглядела государственная торговля овощами... Поэтому люди шли на рынки. Источник фото - Pastvu.com

И, что характерно, в конце 1980-х возникло легальное предпринимательство – в форме кооперативов и социум нормально на это среагировал. И Кушакова не врёт себе и людям - в «Гараже» смотрится наиболее достойно, хотя моё мнение субъективно и для большинства «хорошей» будет выспренняя неудачница Малаева, которую отменно сыграла Лия Ахеджакова. Кстати, директор рынка - честная жена, тогда как Малаева - сомнительная мать-одиночка. Ага.

Zina Korzina (c)

0

765

Что смотрели Володя Шарапов и Промокашка?

В кинематографе есть такой приём, как «фильм в фильме». Он используется, когда зрителю хотят на что-то намекнуть. Допустим, тётка главгероя «Покровских ворот» смотрит «Убийство на улице Данте», где снимался молодой Михаил Козаков – режиссёр тех самых «Покровских…». Этакий привет самому себе – юному и постмодернистская игра.

Или же фильм – это просто фон, что бывает гораздо чаще. Например, телевизор Нади Шевелёвой выдаёт «Соломенную шляпку» - фрагмент, где Миронов и Гурченко отплясывают в антураже шляпном магазине. (Вот, если бы Лукашина играл Миронов, а Надю – Гурченко, это был бы уже постмодернистский выверт, но сейчас не об этом).

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скрин экрана. Источник - YouTube.

В пятисерийной ленте «Место встречи изменить нельзя» (1979) есть сцена, где Володя Шарапов и следящий за ним Промокашка идут в кинотеатр и на некую комедию. Уже на момент съёмок «Места встречи…» этот фильм был основательно подзабыт и смотрелся анахронизмом. Его иногда показывали в московском кинотеатре «Иллюзион».

Сейчас, благодаря инфо-среде Интернета, многие старые кинокартины получили, что называется, «вторую жизнь» - их выкладывают на видеохостинги, смотрят и даже комментируют. Итак, фронтовая сатира «Новые похождения Швейка» (1943) – вещь, популярная во время войны и сразу после неё.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Новые похождения Швейка» (1943). Источник - Википедия.

Жанр военной сатиры – отдельная страница для исследований. (В СССР 1941-1945 гг. выпускались фронтовые сборники и целые фильмы, вроде «Антоши Рыбкина» (1942) – кстати «Антоша…» тоже был включён в Боевой киносборник №3, но его чаще всего крутили отдельно, а в 1980-х пару раз показали по ТВ).

В этих сюжетах всегда орудовали тупые, карикатурные фашисты, делающие разные смешные глупости. «Новые похождения Швейка» из той же серии. Это некое логическое продолжение книги Ярослава Гашека, но теперь уже чеха Швейка, живущего в Протекторате Богемии и Моравии, призывают в немецкую армию.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Новые похождения Швейка» (1943). Cкрин экрана. Источник - Википедия.

Точнее, Швейк сбегает из тюрьмы и тут же попадает на призывную комиссию. Этот момент и показан в «Месте встречи…» - фашистская комиссия представляет собой конвейер, где людей переодевают в форму и отправляют на смерть. Швейк, оказываясь на Балканах, начинает помогать партизанам.

Помимо этого, бравый солдат пытается реализовать свою мечту – убить Гитлера, но каждый раз оказывается …его нечаянным спасителем, за что получает награды. Финал там открытый – ибо война ещё не окончена, и Швейк обращается к зрителям с фразой: «Товарищи, уж вы-то мне поможете…!»

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Новые похождения Швейка» (1943). Cкрин экрана. Источник - YouTube.

Надо сказать, что фильм, хотя и наивный, однако, сделан качественно. Команда подобралась очень сильная, что неудивительно – пропаганда не терпит халтуры. Режиссёр – именитый мастер Сергей Юткевич («Встречный», «Шахтёры», «Человек с ружьём»). В роли Швейка – популярный театральный актёр и педагог Борис Тенин, снимавшийся и в кино (у того же Юткевича).

Тётку Швейка сыграла великолепная Фаина Раневская. Гитлера – характерный Сергей Мартинсон. Немецкого командира – не менее фееричный Сергей Филиппов. То есть были приглашены самые яркие комические актёры. «Новые похождения Швейка» крутили в кинотеатрах года до 1950-го, а в провинции и чуть подольше.

Zina Korzina (c)

0

766

«Дневной поезд»: будут ли герои вместе?

С конца 1960-х годов и приблизительно до начала Перестройки был в советском кино такой расхожий образ – интеллигент/интеллигентка, живущие с родителями (как правило, с мамами) и не имеющие своей семьи. (К слову, с мамами они жили не из одного инфантилизма). Обычно эта бессемейность подавалось не как драма одиночества, но как лёгкая осенняя печаль – мол, уже 36, а любовь осталась в прошлом, где-то в юности. Авторы фильмов давали своим героям шанс, но не всегда он (шанс!) выруливал в сторону хэппи-энда. Есть очень хороший, добротный фильм – «Дневной поезд» (1976).

Интересные факты о фильмах
Кадры из фильма  «Дневной поезд» (1976). Скриншоты. Источник - YouTube.

Эта вещь интересна не только звёздным составом, но и композицией, нюансами, деталями. Смотрите: она – ленинградка, умница-красавица, не замужем и «мамина дочка». В приталенном пальто и модной меховой шапке! Он – разочарованный, любящий поговорить москвич, тоже «мамин сын» (в одной из сцен о нём говорят, как о «сыне Любы», хотя, самой Любы нет в повествовании). Да, одет в светлую дублёнку! Он – приезжает в Ленинград. Возникает искра приязни, гаснущая по мере общения, но женщина всё равно является, чтобы проводить мужчину в Москву и главное – он смотрит ей в след, а она – оглядывается.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма  «Дневной поезд» (1976). Скриншот. Источник - YouTube.

Что-то знакомое! Ещё бы. «Дневной поезд» - не сказочный вариант «Иронии судьбы». Тут – никаких ошибок, случайностей, бань и веников в портфеле. Никакой иронии судьбы! Есть реальность – сорокалетний холостяк Игорь (Валентин Гафт) останавливается у маминой подруги, у которой есть дочь – Вера (Маргарита Терехова). Они гуляют, разговаривают, спорят. И даже танцуют ночью, хотя нет Нового Года. При том, что Вера хочет замуж (как и Надя Шевелёва), но её желание – лишено энергии, поэтому она ждёт, что мужчина – в данном случае Игорь – её воспламенит. А он и сам перегорел. Он – вполне респектабелен, однако, не счастлив.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма  «Дневной поезд» (1976). Скриншот. Источник - YouTube.

Драма целого поколения – так называемых шестидесятников, что радостно фонтанировали идеями в своих НИИ, ходили в походы, выступали на спортивных состязаниях (как Игорь), а к середине 1970-х у них осталась одна желчь. Острить они не разучились, но юмор стал циничным. В одном из эпизодов показан институтский друг Игоря по кличке Эдисон (Виктор Борцов) – тот по сию пору живёт открытиями и желает переделать мир. Но у Эдисона – трое детей и уставшая супруга, лишь изображающая бодрость, ибо работа-дом-работа-дом. Но там есть 1) не иссякающая любовь 2) интерес к миру.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма  «Дневной поезд» (1976). Скриншот. Источник - YouTube.

У Игоря это всё – в прошлом. И Вера, которой поначалу нравился умный и начитанный москвич, резко к нему остывает. Но, видимо, не до конца. Этот фильм прекрасен тем, что дарит надежду – мне кажется, что Игорь, вернувшись домой, будет постоянно думать о ленинградской красавице и – непременно позвонит. Предлог – благовидный. Сказать, что благополучно добрался и ещё раз поблагодарить за экскурсии по Ленинграду. Потом она к нему приедет с ответным визитом. Потому что эти двое – отличная пара и даже внешне подходят друг другу. И главное, что в кадре – начинающаяся весна, пора любви…

Zina Korzina (c)

0

767

Интересный момент в фильме «Королева бензоколонки»

В чудесном фильме «Королева бензоколонки» (1962) есть примечательный диалог между главгероиней и – водителем автобуса:

«-Вы манекенщицей не пробовали устроиться?
-А что в этом плохого?
-Да нет, ничего плохого. Ходи себе по стенду, крути фигурой. Никакой ответственности! Эффектно!
-Остановите машину!»

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Королева бензоколонки» (1962). Скриншот. Источник - YouTube.

Собственно, эта киноистория – о том, что быть королевой и даже богиней можно в самой непрезентабельной обстановке, да и вообще – поступать в автодорожный вуз – это куда великолепнее, чем годами штурмовать приёмную комиссию балета на льду или театрального института, например. Быть рядовым инженером – это прекрасно. Быть средней танцовщицей – тусклая безвестность равная «позору». Никому не известный актёр вызывает жалость, особенно после 30 лет. Он - лузер по мнению толпы.

Но меня ещё в детстве зацепила эта сцена: шофёр, высмеивая стремление Людмилы получить хоть какую-нибудь «красивую» профессию, превращает её желания в нелепый фарс. Грубовато опускает и низводит. Экскурсовод, фигуристка – ещё ничего. Но не безответственная моделька-на-каблучках. Оскорблённая девушка не может более сидеть рядом с насмешником! И «что в этом плохого?!» - слабая защита. И он, и она понимают, что в этом – всё не очень. На тот момент.

Интересные факты о фильмах
Худсоветы по обсуждению моделей одежды. 1940-е годы. Источники - Old.togdazine.ru и https://www.pinterest.ru/

Профессия манекенщицы до 1980-х годов считалась непрестижной и – по факту несерьёзной, малосодержательной. Хотя, тут был некий «пограничный» статус: с одной стороны, демонстратор одежды воспринимался человеком второго сорта и зарплата была – соответствующая, а согласно тарифной сетке манекенщица значилась «разнорабочей» последнего разряда, но с другой стороны у красивой девушки, рекламирующей новинки легпрома, была возможность выгодного замужества или – приобретения высоких покровителей.

Расскажу две истории из жизни. В 1930-х годах с бабушкой дружила симпатичная Катя, работавшая «живым манекеном» – она выходила в платьях и костюмах перед худсоветом и тот решал: пускать вещь в производство или зарубить, как неподходящую для массового производства. При этом Катя просила своих подруг говорить парням, что она – тоже телеграфистка, а не «бутафория», как обозвал её какой-то видный ГТОшник. Перед войной Кате удалось хорошо устроиться – она вышла замуж за немолодого хозяйственника, имевшего автомобиль и отдельную квартиру.

Интересные факты о фильмах
Дефиле для худсовета. 1950-е гг. Скан из книги «Женщина и ее платье. Россия. Век XX». М.-2000. Авт. Кононова И., Самсонадзе Н.

…В середине 1950-х уже моя мама знала дочку весьма красивой и броско одевавшейся дамы, которая была в юности «бутафорией», но недолго, а потом заделалась натурщицей. У тёти Лёли имелись трофейные меха, а у её дочери Тамары - такие дивные платья, что все девочки её обожали. Причём, платья шились в ателье по знакомству – у них была «своя» портниха. Лёлю никто не чествовал в газете «Правда» и не награждал её медалью за ударный труд, но она прекрасно жила и, благодаря поддержке некоего творческого работника, получила квартиру в хорошем доме.

С этого момента Лёля с Тамарой переехали в другой район, однако, через много лет стало известно, что дочь стала художником-оформителем. Что мы тут видим? Уважения к ним было маловато, однако же, красота и близость к дольче-вита создавали дополнительные возможности, коих не имелось у серьёзных тружениц. Поэтому тут всё очень индивидуально. А могло повернуться и другим боком – девушка растрачивала себя, меняла мужей и заканчивала весьма печально. Бывало, что и красоток бросали, как Регину Збарскую.

Интересные факты о фильмах
Ещё одно дефиле для худсовета. 1950-е годы. Источник - https://www.pinterest.ru/

Привлекательность – недолговечный ресурс, особенно в те времена, когда человек старел в назначенный природой срок, и омолаживающая пластика была, во-первых, несовершенной, а, во-вторых, малодоступной. В общем, советская (да и западная тоже) манекенщица сильно рисковала будущим. Всё изменилось в 1980-х, когда наступила эра супермоделей и профессия сделалась престижной, а в СССР это совпало с началом Перестройки. Но в 1962 году, когда вышла на экран «Королева бензоколонки», уж лучше заправлять бензином грузовики и штудировать высшую математику…

Zina Korzina (c)

0

768

«Малена» - фильм о законах травли

Читала тут комментарии к статье о фильме «Чучело» (1984) – блогеры через одного транслировали ложный тезис: Лену подтравливали за дурацкую внешность (она же Чучело!), а тема предательства была только поводом. То, что поводом – безусловно. А внешность – малозначительный нюанс. Бессольцева просто не вписалась. Её дед – миллионер-заплаточник, лёгкий интеллигентный снобизм, дом, напоминающий краеведческий музей – всё это для Шмаковых – опасное чудачество. Опасное для законов стаи. Травят не уродов, но всех, кто лишний, чужой или – поступил вразрез с нормами, принятыми в это время и в этом месте.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Малена» (2000). Источник - https://kinozon.tv/

Вот очень похожий по духу голливудско-итальянский шедевр «Малена» (2000) с обворожительно-прекрасной Моникой Белуччи в главной роли. Она тоже своеобразное «чучело», которое сначала ненавидят, потом – найдя веский повод в виде всё того же предательства – прилюдно бьют. Малена Скордиа живёт очень тихо и неприметно – дочь преподавателя латыни и жена военного, она пытается найти себе работу, но никто не хочет её брать – Малена кажется этакой похитительницей мужчин и распутной тварью.

Интересные факты о фильмах
Кадры из фильма «Малена» (2000). Источник - https://kinozon.tv/

На деле Малена – гораздо скромнее «порядочных дам» и ей меньше иных свойственна похоть. Она очень красива, модно одета и не хочет ни с кем общаться. Всё. Но люди в её городке так витиевато мыслят, что приписывают ей свои поганые фантазии – они грязны и переносят своё свиное мировоззрение на ту, что равнодушна к ним. Замечу, дама не пытается их унижать – она просто молча ходит мимо, а тётки судачат, что тем самым она ловит кавалеров и заигрывает с каждым встречным. Стоило ей зайти к адвокату по делу, его соседи начали смеяться: «Что она будет делать с этим старым и вонючим уродом?»

Интересные факты о фильмах
Кадры из фильма «Малена» (2000). Источник - https://www.pinterest.ru/

Раз зашла к адвокату (или в кондитерскую лавку) – всё, пошла искать очередного любовника. Интересно, что в их городе есть и публичный дом, и немолодая, средней наружности женщина-куртизанка, считающаяся почему-то более «приличной». Ага. Потому что у неё морщины и так себе внешность? Не только. Она «своя» для торговок и жён дантистов. Она, по словам, одной местной синьоры – ничего не скрывает и – приветлива со всеми, в отличие от замкнутой и надменной Малены. Красавица – вся во власти неких тайных пороков, которые ей присочинили кумушки. В конечном итоге, став вдовой, женщина принимается вести себя так, как …ждали от нее обыватели.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Малена» (2000). Источник - https://www.pinterest.ru/

Она, как и …Лена Бессольцева, совершает акт пострижения кос – только не налысо, а до состояния модной в 1940-х завивки и – с наглым видом начинает жить, как открытая проститутка (причём, это случается после того, как пришло известие о гибели её супруга и Малена осталась без копейки денег). И это всё - с прежней надменностью на красивом лице. Мне на вас плевать! Потом она – тоже с вызывающим видом – становится подругой немецких офицеров, что рассматривается толпой, как предательство, хотя муссолиниевская Италия поддерживала Гитлера и сыновья осуждающих баб воевали на стороне нацистов.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Малена» (2000). Скриншот.

Однако вступление в городок солдат армии USA провоцирует общество на расправу именно с Маленой. Замечу, что вторая шлюха – «более своя» - тоже путалась с немцами, но зверски избивают и стригут – теперь уже почти налысо – только «чужую». Сцена расправы снята очень сильно и видно, как эти женщины люто ненавидят Малену – они же дубасят и уродуют её не потому, что она пользовалась расположением служащих Вермахта. Нет! Она – плохая, ибо …она плохая. Белая ворона. Малену изгоняют из города – подобно тому, как Бессольцева уезжает от своих преследователей.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Малена» (2000). Источник - https://www.listal.com/

Правда, финал интереснейший – через несколько лет Малена и её супруг, оказавшийся живым и «всего лишь» инвалидом, возвращаются обратно. Мадам Скордиа не подурнела, однако, стала носить что-то серо-коричневое, как все тогдашние итальянки возраста 30+ и – принялась общаться с людьми. Она – вписалась. Приняла их, а они приняли её. Ушли в прошлое её чёрные чулки и распущенные волосы, цветастый шик и обтягивающие фасоны платьев. И – отрешённость. Жить на Сицилии и быть закрытой – Боже упаси. Это всё к чему? Травят не за нелепую улыбку, как Лену и не за красивые ноги, как Малену, а за неуместность данного человека в предложенной обстановке.

Галина Р. Иванкина (с)

0

769

«Стиляги» и серые массы

Музыкальный фильм «Стиляги» (2008) настолько бодро и талантливо снят, что его гротескные формы стали восприниматься, как реальность 1950-х. Фильм, сделанный в клипово-комиксовой манере, превратился в «путеводитель» по советскому быту и с тех пор понеслось: ах, в СССР всё было серым и убогим, как та чудовищная коммуналка, где обитает главгерой со своими родственниками.

Тогда как свободолюбивые и космополитичные стиляги бросали вызов тоталитарному болоту и носили канареечные штаны да яростные галстуки «с обезьяной на пальме». Никому не приходит в голову, что это – не ретро-мелодрама и не историческое исследование, а, как было отмечено в трейлерах и на афишах: фильм-праздник. Я бы сказала, что это фильм-штамп, причём намеренный штамп.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Стиляги» (2008). Скриншот. Источник - YouTube.

Серый цвет штанов и юбок здесь играет свою особенную роль, практически не связанную с одеждой, как ни странно. «Он беззвучен и неподвижен. Серый цвет …есть безнадежная неподвижность», - писал о нём художник Василий Кандинский, исследовавший теорию цвето-восприятия. Примерно это и хотели донести до зрителя авторы «Стиляг».

Серый, как безликий и – обездвиживающий. Солнечная яркость и бешеная цветность стиляг – формула движения, а потом уже – тавро инаковости. Серый цвет – наименее любимый для человеческих глаз, …для природы – неслучайно мы не любим серое небо, но все оттенки серого – элегантны и даже роскошны.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Стиляги» (2008). Скриншот. Источник - YouTube.

Увлечение «стильным оранжевым галстуком», как об этом пела группа «Браво», довольно быстро сошло на нет. Первые стиляги, о которых ещё в конце 1940-х был написан одноимённый фельетон, явились на волне послевоенной бедности, когда хотелось расцветить жизнь при помощи трофейных или самостоятельно пошитых тряпок - часто невысокого качества. Цветность противопоставлялась скудости и голоду.

Когда общество отошло от шока, насытилось и приоделось, ушли в прошлое и бирюзовые штиблеты при алых-полосатых носках. Модные мажорные ребятки 1950-х как раз стремились к отлично сшитым серым или – песочным, бежевым пиджакам, а их девушки тоже не брезговали платьями «асфальтового» цвета. Но в карикатуре всё осталось, как прежде. Жёлтый жакет, как маркер смыслового и вкусового убожества.

Интересные факты о фильмах
Карикатуры на стиляг. 1950-е годы. Источники - https://ussrvopros.ru/ и фото автора, сделанное на выставке «Время стиляг». Арт-пространство «Винзавод». 2008.

Типичный пример – очаровательная тунеядка Светочка из мелодрамы «Сверстницы» (1959). Она не поступила в институт, но врёт отцу и тётке, что поступила, правда, она обманывает, чтобы не тревожить больного отца. Конечно, нигде не работает. Дабы заглушить нарастающую тревогу, пытается найти себе компанию по интересам. То есть - по ничегонеделанию. В результате - находит себе мальчиков-зайчиков с замашками аристократов-дегенератов.

Светка тусуется с каноническими стилягами-лодырями и, как говорится, прожигает молодую жизнь по ресторанам и танцам. Так вот Светочка неизменно одета в серые платья модного на тот момент покроя, тогда как обретя себя, девушка переодевается в «весёленькие ситчики», свойственные фабричным девчатам. В «Стилягах» серый – это цвет мыслей и застой в мировосприятии.

Интересные факты о фильмах
Кадры из фильма «Сверстницы» (1959). Скриншоты. Источник - YouTube.

Да, приведу шикарный пример из истории моды. В эпоху Серебряного Века (Ар нуво, Модерн, Сецессион, Белль Эпок - на ваш выбор) жил во Франции эксцентричный модник и богемный красавец - Робер де Монтескью, любивший только серый цвет и его многочисленные нюансы. У него был целый гардероб, состоящий из серых костюмов, пальто, шляп. Имелась даже специальная «серая комната».

Самый знаменитый его портрет, написанный салонным гением Джованни Больдини, великолепно отражает сию страсть - Монтескью весь в сером и - на сером фоне. Набалдашник трости - всё того же цвета. Можно ли упрекнуть этого господина в духовной или умственной серости? Вряд ли. А в нищете? Вот уж точно - нет. Но - серый силуэт и серые стены.

Интересные факты о фильмах
Джованни Больдини. Рортрет Робера де Монтескью. 1897 год. Источник - Википедия.

Несмотря на то, что серый цвет - c виду скучный и недвижный, он обладает изумительно богатой семантикой. Он интереснее своих антиподов - красного, жёлтого или, например, светло-зелёного. По смысловой наполненности он близок к чёрному и опережает белый. В «Стилягах» нам явили послушную и однородную массу - через колористику образов и, конечно, реальный советский человек не был таким, как показано в этом клиповом фильме. Но это уже диктат автора. Хозяин - барин.

Zina Korzina (c)

0

770

Странное поведение Надиной мамы

Говоря о фильме «Ирония судьбы» (1976) мы всегда сосредоточиваемся на «мировой маме» Лукашина и почему-то редко наблюдаем за поведением другой солидной дамы – Надиной маман, которая, хоть и заперла Женечку, но с трепетным чувством слушала его пение. И улыбалась. Обычно тут пишут различные благоглупости насчёт того, что в СССР люди доверяли даже случайным мужикам, как-то появившимся в их квартире, а вот в 1990-е…а вот сейчас… Я разочарую господ-романтиков – в СССР были и кражи, и убийства, и маньяки. И – популярнейший жанр в СССР - милицейский боевик-детектив «про жуликов».

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Ирония судьбы» (1976). Скриншот. Источник - YouTube.

Но сейчас не об этом. Меня поразило, с каким выражением лица Надина мама смотрит на всё, что происходит между её дочерью, вернувшейся из «вояжа» по ночному Питеру, и - таинственным ночным гостем. Мама не пугается и не задаёт вопросов. Когда Лукашин выкидывает купленный ему билет, Шевелёва-старшая с хитрыми глазами произносит: «Пойду-ка я к Любе продолжать встречать новый год. Смотри, Надежда, как бы к моему возвращению тут не завёлся кто-нибудь третий». И – оставляет Надю с этим «гитаристом», так проникновенно певшим про ясень и любимую.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Ирония судьбы» (1976). Скриншот. Источник - YouTube.

Надина мама не в себе? С ней всё в порядке. Просто она тихо радуется, что …её зятем уж точно не будет Ипполит. «Это вы Ипполита окатили? Он сейчас шёл весь мокрый, - спокойно констатирует женщина и прибавляет для соблюдения приличий, - Эх, обидели такого хорошего человека», - и тут у неё такая кривая усмешка, что она резко поворачивается и идёт в глубь квартиры – воспитанный хомо-сапиенс обязан скрывать неприличную радость. Ипполит – респектабельный и статный... Нет, так – статусный мужчина, однако, он жёстко давит на свою невесту.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Ирония судьбы» (1976). Скриншот. Источник - wwwkinomania.ru

Сцена, где он обзывает Надю непутёвой и расхлябанной, судя по всему, не первая в их отношениях. И это – пик их букетно-конфетной феерии – с подарками и признаниями в любви. Что же дальше-то будет? Крик из-за плохо приготовленной рыбы? Попрёки и сетования? Надя и сама не хочет замуж за этого «приличного» кавалера, но вроде как отступать некуда. Мосты сожжены. И тут – Женя, который делает свадьбу с брюзгой – невозможной. А мама-то всё понимает - она тоже наверняка слушала мудрые сентенции Ипполита и они ей ...не очень.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Ирония судьбы» (1976). Скриншот. Источник - wwwkinomania.ru

Кстати, я не считаю, что он – ужасен. Напротив. Однако он не подходит именно Шевелёвой. И мама Нади его тоже недолюбливает. Также примечателен контраст всё контролирующей Жениной мамы и – доверяющей Надиной мамы. Шевелёва-мать очень быстро поняла, что вот этот Женя – то самое, что нравится её дочке. И – тактично, с лукавой улыбкой предоставила ей возможность … снова делать «большие, красивые глупости». И – набивать новые болезненные шишки. Но сама-сама. Ты, Надя, большая девочка и твои лав-стори – твой законный выбор.

Zina Korzina (c)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Интересные факты о фильмах