Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Интересные факты о фильмах


Интересные факты о фильмах

Сообщений 751 страница 760 из 999

751

Непонятный дом в фильме "Бриллиантовая рука" — отвечаю на вопрос читателя

В моей прошлой статье про Семена Семеновича Горбункова мой читатель попросил объяснить странную нумерацию дома, где жил Горбунков:

"Что только в голову с похмелья не придёт ??? Лучше проанализируй где жил Горбунков - квартира № 9, в 3-ем подъезде, на 3-ем этаже, в пятиэтажном доме. Нарисуй планировку такого дома ..."(© Serko1964)

Ну что же, хоть просьба и несколько агрессивная, но вопрос этот очень интересный! Хотя для меня он не столь удивительный и неожиданный...

Интересные факты о фильмах
Горбунков с семьей выходит из третьего подъезда своего дома

Где проходили съемки
Съемки "Бриллиантовой руки" проходили в разных географических местностях и, конечно, в павильонах "Мосфильма". На "Мосфильме" снимали, в основном, интерьеры: квартира Горбункова, номер гостиницы, каюта теплохода "Михаил Светлов". Стамбул снимали в Азербайджане, никакой поездки заграницу не было.

Сцены погони и драки снимали в Подмосковье, а рыбалку, дом Горбункова — на Черноморском побережье.

По сценарию Горбунков жил в Черноморске. Но реально все снималось в Сочи и Адлере.

Интересные факты о фильмах
Горбунков едет домой в такси

Точный адрес Горбункова
Адрес Горбункова мы знаем из сцены в такси, когда Горбунков возвращается из своего заграничного турне:

"Куда мне, в милицию? А может домой? Так я и еду домой...
А-а! Я ж, не сказал ему адреса, куда он меня везёт?
— А здесь в город только одна дорога! Пожалуйста, Морская 21, квартира 9, Третий подъезд... Третий этаж..."

В Сочи такого адреса не было, но дом, который снимали в 1968 году сохранился и сегодня его адрес известен — Донская улица, 92

Интересные факты о фильмах
Дом на Донской,92 в Сочи

Проблема с нумерацией
Смущение вызывает то, что в третьем подъезде дома не могло быть 9-й квартиры. Обычно в СССР, как впрочем и во многих странах мира, квартиры в доме нумеровались по порядку. Если на этаже типовой пятиэтажки располагалось 4 квартиры, то в третьем подъезде на третьем этаже должна быть квартира номер 49...

Впрочем, есть один город в СССР где нумерация домов была устроена немного иначе. Это город — Калининград. В Калининграде каждый подъезд дома считается отдельным домом. Такая традиция сохранилась еще от Кёнигсберга.

Интересные факты о фильмах
Нумерация домов в Калининграде — каждый подъезд как отдельный дом

Я, кстати, как раз живу в третьем подъезде на третьем этаже и у нас на площадке есть квартира номер 9.

Такая же традиция есть в Венгрии — каждый подъезд нумеруется как дом. Правда, нумерация квартир несколько иная — первый номер квартиры обозначает этаж: 21 квартира находится на втором этаже, а 33-я на третьем...

Ляп или нет?
Но так как действие фильма происходило в Советском Союзе, а не в Венгрии, и в Сочи, а не в Калининграде, то такая нумерация квартир не совсем типичная. Такой вариант мог быть вызван или ошибкой режиссера, или сделан специально: вымышленный город, вымышленный адрес...

Как это было сказано в комедии Рязанова "Берегись автомобиля":

Жители столицы утверждают, что эта невероятная история произошла в Москве. Одесситы настаивают, что она случилась именно в их городе. Ленинград и Ростов-на-Дону с этим не согласны. Семь городов оспаривают это точно также, как семь городов называют себя родиной Гомера. Надо сказать, что неизвестно, где происходила эта история и происходила ли она вообще.

ВидеоКёнигсберг (с)

0

752

Предлагаю, как "правильно смотреть" французский фильм "Красавица и Чудовище" 2014 года

У фильма меньше половины положительных отзывов, в прокате он едва окупился. Но вот как интересно получается: смотрела почти год назад, даже досмотреть не смогла сначала, а потом втянулась. В итоге фильм произвёл сильное впечатление, многие детали до сих пор помню. Напишу своё понимание фильма и предложение "как правильно смотреть".

Фильм Кристофа Ганса с Леа Сейду (Белль) и Венсаном Касселем (Чудовище) в главных ролях.Это экранизация оригинальной сказки "Красавица и Чудовище" Габриэль-Сюзанны Барбо де Вильнев.

Интересные факты о фильмах

Позабавили отзывы типа такого

Довольно сильно отклоняясь от привычного сюжета, сценаристы фильма вводят в игру не только Красавицу, ее отца, сестер и Чудовище, но также наделяют Белль тремя братьями, а Чудовище довольно запутанной предысторией.

В том-то и дело, что в сказке "Красавица и Чудовище" как раз купец, у которого шестеро детей. Я уже написала про оригинальную сказку, которую почти не знают. И даже пересказала начало прямо по книжке, если интересно, почитайте. Фильм повторяет историю купца, путешествие, переезд семьи в деревню. Так что это не отклонение от сюжета сказки, а следование ему. К сожалению, продвинутый изобретатель с дочкой Белль и Чудище с нежною душой из диснеевского мультика заслонили оригинал.

Сразу скажу, что слишком многое в фильме показалось странным, поискала информацию. Во-первых, почти весь фильм нарисован. В буквальном смысле. Актёры снимались на фоне хромакея, то есть зелёного фона. Видели, как девушки рассказывают о погоде, а у них за спиной карта двигается. Понятно, что они не вокруг глобуса летают, а стоят у пустой стены и красиво двигают рукой, а вместо фона потом накладывают карту.

Интересные факты о фильмах
здесь и далее источник изображений kinopoisk.ru

Вот и в фильме. Актёры играли у пустой стены, а художники дорисовывали пейзажи, замок, внутренний антураж. Так что не удивляйтесь, когда Белль, продравшись сквозь колючие заросли, появляется с безупречной причёской и в идеальном платье.

Удивляться можно фантастически красивой картинке. Это просто совершенство - настолько идеально подобраны цвета, прорисованы детали. Каждый кадр можно в рамочку - и на стену. Наряды совершенно нереальные, каждая складочка на своём месте.

Интересные факты о фильмах

Но не обессудьте, перескажу последний эпизод фильма, тем более что это и есть "во-вторых".

В фильме сказку читает мама (Леа Сейду) детям, и в паузах повествования показывают эту пасторальную картинку. А когда в финале оказалось, что мама с детьми живут в домике, окружённом кустами роз, а мужа играет тот самый Венсан Кассель, у меня пазл сложился: мама, читая детскую сказку, представляет себя на месте Белль, а мужа на месте Чудовища, и в каких-то эпизодах эта детская сказка превращается в фантазии взрослой женщины. Отсюда и пунктир в сюжете.

Предлагаю, как "правильно смотреть" французский фильм "Красавица и Чудовище" 2014 года
Если втянуться, то фильм держит в напряжении - меняются планы: мрачное фэнтези перходит в милую романтику, батальные сцены перемежаются с комедийными. Несколько сюжетных линий с переходами между простраством, временем и, на радость фрейдистам, сновидениями.

Можно много говорить об актёрах, сюжете. Но лучше посмотреть. Как и обещала, пишу

Интересные факты о фильмах

Как не надо смотреть фильм:

Искать смысл, задумываться о характерах и поступках героев. Не задавать вопрос: а за что Белль полюбила чудище, а что в нём такого хорошего. Какое наше дело, по большому-то счёту. Полюбила - имеет право. Про цветок, с которого всё и завертелось, лучше вообще забыть и даже вопрос этот глупый не задавать: а чего это Чудище из-за розы так встревожилось, да там целый куст растёт, и не один. Ну и что, значит нужна ему эта роза.

Самое главное! Ни в коем случае не сравнивать фильм с диснеевским мультиком.

Интересные факты о фильмах

Как надо смотреть:

Просто смотреть. Глазами. Не отрываясь. Визуально очень красивый фильм. Эффектный. Шикарный. Красивая картинка. Ну очень красивая картинка. Красивая девушка. Милое чудище, он же брутальный принц. Фантастически красивые платья. Много платьев. Признаюсь, даже останавливала просмотр, разглядывала. А мужчинам, которые решат посмотреть фильм и платьями не очень интересуются, покажут героиню отдельно от этих платьев. Так что всем угодили.

Задумалась, как детям смотреть. Ценз 12+

Девочкам - красивые платья. Мальчикам - батальные сцены. Спецэффектов много, шумно, ярко, многое неясно (но это даже хорошо). С другой стороны, батальные сцены жестоки, обнажённых (в прямом смысле) чувств героини многовато. А остальное вполне можно детям смотреть. Хотя в целом фильм немного мрачноват, так что может детям пока лучше мультик диснеевский посмотреть.

Интересные факты о фильмах

А взрослым хорошего просмотра!

Сказка есть (с)

0

753

«Москва-Кассиопея» - куда и зачем?

Подобно тому, как в сказках всё заканчивается пышной свадьбой, и мы так никогда не узнаем, будет ли Золушка счастлива с Принцем, а Иванушка – с Царь-Девицей, так и в фантастических сюжетах – чаще всего неясно, как жить дальше - после оптимистичного финала-то. Вот, Электроник – он же останется подростком с «платиновыми контактами», а Сыроежкин будет расти, покуривать, служить в армии (куда нельзя будет отправить Электроника!), жениться, трудиться. Также всегда занимал другой вопрос: куда и зачем возвращаются ребята со звездолёта «Заря», спасшие цивилизацию …ну, очень далеко от своего дома?

Интересные факты о фильмах
Самое загадочное и - убйственное место - это так называемая кают-компания. Скрин экрана.

В самом начале дилогии «Москва-Кассиопея» / «Отроки во Вселенной» (1973-1974) было чётко сказано: 27 лет в один конец. И эти 27 – на корабле, ибо на Земле – гораздо больше. Да, хулиган-естествоиспытатель Лобанов (Лоб) своим непреднамеренным действием сократил путешествие (вообще, это отдельная тема – упавший на пульт Лоб, потом гвоздь Паши Козелкова, забитый в «сердце» робото-цивилизации – это …но об этом в другой раз). Итак, мальчики-девочки выручили некую «вторую планету звезды Шедар» и тут же вынуждены отчаливать. Вопрос – куда и зачем?

Интересные факты о фильмах
Здесь - имитация всего и вся. Мёртвое пространство под видом живого. Скрин экрана.

Чтобы грядущие 27 лет провести в тотальной изоляции, в коллективе, который нельзя игнорировать. Даже уйти особо некуда – разве что в комнатки, имитирующие земные образы - там, где можно упереться в небо и это ещё больший ад, чем безликие пространства корабля. Развивающиеся молодые люди до 40 лет будут лететь, чтобы в пик своей зрелости оказаться на родной планете, где их, скорее всего, никто не будет ждать. Повторюсь – 27 это на корабле. Прилетят они в мир, где всё будет по-другому – они своих же родных-близких не узнают, равно как не будет ни дома, ни возможно, города.

Интересные факты о фильмах
Правда, сцена с ванной - изумительная. Скрин экрана.

У Станислава Лема есть примечательный роман – «Возвращение со звёзд», где астронавт пытается вписаться в общество «через 100 лет». И ему чудовищно тяжело. Тут страшны все варианты – от прекрасных, когда экипаж «Зари» окажется встречен доброй-и -прекрасной Землёй, где все люди-братья и носят белые одежды; до – катастрофических: Земля может представлять собой 1) пустыню 2) …всё ту же планету роботов, которую летели когда-то спасать. Стоп! Даже если бы они вернулись в наше время (ну, опять Лоб что-нибудь отколол или оторвал), они бы долго привыкали к сильно изменившимся обстоятельствам бытия.

Интересные факты о фильмах
Ребята решают устроить день рождения в смоделированной квартире своего друга. Скрин экрана.

Для ровесников Середы и Козелкова эти изменения происходили не рывками, а поступательно, да и то не всем представителям старших поколений это нравится. Кроме того, ещё один нюанс – перед нами здоровые и красивые молодые люди, причём парней больше, чем девушек. Хомо-сапиенс – выходцы из пещеры, из природы, так что битв за «женщин» им не избежать. Но и это не самое катастрофическое. Эти запертые люди будут сходить с ума от невозможности выйти - тот же Лем в «Магеллановом облаке» описывал подобные явления. Так что на месте экипажа я бы осталась на спасённой планете - она же земле_подобная. Хоть кислород имеется.

Интересные факты о фильмах
Это и есть ужас - выглянуть в окно, выходящее в двор твоего детства, и не увидеть его. Скрин экрана.

Зина Корзина (с)

0

754

«Самая обаятельная и привлекательная» - ни одного интересного мужчины

В замечательном фильме «Самая обаятельная и привлекательная» (1985) – множество смыслов, оттенков и нюансов, но есть одна идея, которая по сути является главной (хотя, её напрямую никто не транслирует, всё через оговорки). Что же это за мысль? В этой кинокартине отсутствуют …нормальные мужчины (кроме начальника, да и того мы видим эпизодически), а Наде Клюевой предлагается выбирать из разных сортов неликвида. Но даже и те, кто уже «занят», вроде мужа Сусанночки, или появляется в кадре в ином качестве, как, например кудрявый фарцовщик, так вот и они производят угнетающее впечатление.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная» (1985). Источник domkino.tv

Тётки все интересные, яркие, хотя, со своими заскоками, а вот «мальчики» совсем никудышные, если представить их в семейном быту и в общении (как специалисты они, должно быть, хорошие). Можно сказать, что «Самая обаятельная и привлекательная» - это паноптикум, где «козырные ставки» принадлежат хлыщам, вроде модного Володи Смирнова, а в аутсайдерах тащится бесцветный Гена Сысоев, способный только на пинг-понг. Поэтому, когда Сусанна пытается втравить Надю в поиски супруга, она выбирает ей в качестве объекта «лучшего из худших» - Володю. Да и то, исходя не из душевных качеств, а из внешней красы и, как тогда говорили, фирменной упакованности.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная» (1985). Источник - ruskino.ru

Более того, постоянно подразумевается, что женщина должна завоевывать сердце мужчины. Та же Сусанна постоянно говорит о борьбе, выборе, охоте. Не кавалер увлекает даму, но дамы приглашают кавалеров. Мало того, что мужики – не очень, так и этих надо быстренько ловить, а то подберут какие-нибудь ушлые девицы. Неслучайно любительница импорта/дефицита Виноградова говорит о своём третьем супруге, который, по её словам, лучше второго, но тоже не идеал. Тогда зачем брала, если не идеал? Торжество тезиса: «Плохонький, но мой». Да! Аркадий, муж Сусанны и Миша Дятлов – изменяют жёнам.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная» (1985). Источник https://kinohit.mirtesen.ru/

Они живут безо всякого азарта и даже «походы налево» в их исполнении – это заунывность 178 уровня. Такое чувство, что они влачат сию повинность, как будто не красавиц завлекают, а выполняют скучную работу. Горят и действуют здесь только женщины – сцена, где Клюева и её старшая коллега – Клава нейтрализуют уголовников просто в точку! Примечательно, что в этот день поработать дружинником (то есть добровольным помощником милиции) должен был именно Володя. Но ему это не надо. В конце фильма Клюевой надоедает «ловить» судьбу и она, как раньше, бежит играть в пинг-понг – Гена, хотя и никакой, но зато играет мастерски.

Zina Korzina (c)

0

755

Предсказанное будущее в фильме «Чародеи»

Кинофильм «Чародеи» (1982), как и многие советские фильмы, обладает интересными свойствами, главным образом, многослойностью. Вот, например, Волшебная Палочка (далее ВП), созданная трудами НУИНУ. (Научного универсального института необыкновенных услуг). Услуги – необыкновенные? Нет. Вызов такси. Букет цветов. Косметические процедуры. Конфеты, кукла и корова с именем Алёнка.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Чародеи» (1982). Скрин экрана.

То есть обыденные предметы и услуги, которые надо было ещё урвать или достать в позднем СССР. (Тема коровы - отдельный колхозный разговор). То же такси надо было ждать очень долго или же ловить на дороге, а водитель ещё заявит: «Еду в парк». Или на другой вызов. То есть Палочка сокращала путь от потребителя к покупателю (вы наверняка помните, что все чудеса выручалочка делала не бесплатно).

Но тут интересно другое. Работа ВП напоминает современную бесконтактную доставку, правда, не вся она осуществляется постфактум – в большинстве случаев по предоплате, да и везут товар не три секунды. Но всё же. Ещё один забавный момент – когда Иван хочет увидеть Алёнушку, он вызывает странный с его точки зрения ассортимент – как уже говорилось, конфеты, корову и говорящую куклу.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Чародеи» (1982). Скрин экрана.

Примерно то же мы наблюдаем в любом интернет-поисковике сегодня – на имя Алёнушка вам выдадут васнецовскую «Алёнушку», затем скандальную скульптуру, что возвели, а потом демонтировали в Нововоронеже, а ещё – кукол, мульт-героинь, каких-нибудь фотомоделей в кокошниках и даже ту Алёну Игоревну, которую желал видеть Иван Пухов. По факту, ВП – это прообраз будущего Интернет-поисковика с доставкой.

Ещё один курьёзный момент. Когда Сатанеев решил омолодиться по рецепту Конька-Горбунка и стать красавцем, то, заплатив кучу денег по счетам Волшебной Палочки, он стал лишь напомаженным престарелым шутом. Типично, как работает современная реклама, предлагающая радикальное омоложение или оздоровление. Обещание – сказочное. Результат – скромный. Или как у Сатанеева.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Чародеи» (1982). Скрин экрана.

Да, брачных контрактов в СССР тоже никто не заключал и такое не предвиделось, в принципе. Этот пункт появился лишь в законодательстве 1990-х годов. Тогда как Санина пытается закрепить свои отношения с Аполлоном Митрофанычем конкретно договором. В общем, фильм случайно «высвечивает» элементы будущего – реального будущего, а не выдуманно-романтического c яблонями на Марсе.

Zina Korzina (c)

0

756

«Серебряные коньки» - один раз и на каникулах - вполне.

Оговорюсь сразу – никакого отношения к одноимённому произведению Мэри Мэйп Додж (1865) фильм «Серебряные коньки» (2020) не имеет, хотя, многие, увидев «костюмную»» афишу были уверены, что это – экранизация знаменитого романа о Голландии, коньках и дружбе. Тем не менее, отсылки к Амстердаму здесь имеются – у главгероя коньки старинной голландской работы, хотя, живёт он в Петербурге – на излёте «века железного», и вся фантасмагория разворачивается в рождественские дни 1900 года.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Серебряные коньки» (2020). Источник - kinoreporter.ru

Предчувствие новой цивилизации, где будет всё по-другому – человечество поумнеет, овладеет машинами, научится жить в мире и согласии. Акцент на технических и научных достижениях – «безлошадный экипаж», высвечивающий мглу фарами; вера в электрическую лампочку; волшебная наука-химия – в кадре появляется фигура Дмитрия Менделеева. При этом всё – «тёплое и ламповое», как теперь говорят. Наивные прелести ретрофутуризма: «Двадцатый век наступает. Везде будет электричество».

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Серебряные коньки» (2020). Скриншот трейлера.

Лента смотрится этаким продолжением «Сибирского цирюльника» (1998) – лепота, и хруст французской булки. Муары и фермуары. Царская Россия предстаёт картинкой с упаковки шоколадного набора «Эйнемъ» или же почтовой открыткой с заснеженными дворцами, ярким балаганом и ярмарочными баранками. Нищета выглядит сносно и даже опрятно. Ещё один ближайший аналог «Серебряных коньков» – это комикс. Хорошо представляешь этот рассказ отрисованным в анимэ-стиле и как в комиксовом сюжете, тут всё не исторично, а фантазийно – и таких Вяземских не было, и Трубецких. Да и Великий Князь с его фамильными часами – выдуманный.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Серебряные коньки» (2020). Северия Янушаускайте в роли матери главгероини. Источник - tatler.ru

Сюжет банален, как все новогодние приключения: сын фонарщика Матвей (Фёдор Федотов) и богатая аристократка Алиса (Софья Присс), увлечённая химическими опытами, встречаются и уже не могут расстаться. Однако же сказочная лав-стори – далеко не единственная тема в повествовании. Лишившись работы курьера в кондитерском заведении (осовремененная ситуация: «Доставим ваш пирог за полчаса!»), Матвей попадает в банду. Своенравная Алиса готовится к балам, примеряет бриллиантовые колье, но мечтает о Бестужевских курсах и своей хим-лаборатории.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Серебряные коньки» (2020). Скриншот трейлера.

Что может связывать Матвея, не умеющего даже читать и высоколобую красавицу из петербургского бомонда? Конечно, всепобеждающая любовь. Хрестоматийные Барышня и Хулиган, отыскавшие друг друга в городе, разделённом сословными перегородками – и они ещё выше тех кованых заборов, через которые Матвей пробирается к Алисе. Неужели «Титаник» а-ля рюсс? Актёр Фёдор Федотов очарователен, как Лео Ди Каприо; актриса Софья Присс напоминает постройневшую Кейт Уинслетт.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Серебряные коньки» (2020). Скриншот трейлера.

Эта новогодняя феерия интересна своими постмодернистскими намёками, поэтому для знатока эпохи тут приоткрывается второй слой. Так, центральное событие фильма - бал в русском стиле – аллюзия на знаменитое мероприятие 1903 года в Зимнем Дворце, когда все приглашённые должны были нарядиться в допетровские одежды, как их представляли себе в эпоху Ар нуво. Ещё один знак Серебряного века – спиритические сеансы и устроение магических шоу. Мы видим, как мать главгероини (Северия Янушаускайте) затевает «декадентские» представления для светской публики – досужей и пресыщенной.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Серебряные коньки» (2020). Юрий Борисов в роли большевика-уголовника. Источник - Mosfilm.ru

Отдельного разговора заслуживают воры-карманники. Их предводитель Алекс – намёк на тёзку из фильма Стенли Кубрика «Заводной апельсин» (1971) Элегантный поганец, орудующий тростью. Ужимки, напоминающие мимику Малькольма Макдауэлла. Старое-доброе ультра-насилие. Есть намёки на капитана Джека Воробья – тот же чарующий цинизм и – своя «Чёрная жемчужина» - старый, заброшенный корабль, который Алекс хотел бы отремонтировать. Примечательный штрих – это не обычная шайка. Они – идейные сторонники марксизма.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Серебряные коньки» (2020). Источник - metronews.ru

Алекс цитирует «Капитал», c шиком излагает мысли об эксплуатации и экспроприации. Выдаёт тезис насчёт «светлого будущего». Нам даже не намекают, а прямо указывают, что революционеры и преступники – одного поля ягоды. Утверждение более чем спорное – в марксистских кружках подвизались и аристократы, и передовая интеллигенция, и сознательные пролетарии, а уголовников там было не больше, чем в иных течениях, но в фильме это хотя бы сделано изящно – жулики, рассекающие на коньках и выдающие цитаты из Карла Маркса — это почти шедевр.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Серебряные коньки» (2020). Источник - kg-portal.ru

В целом «Серебряные коньки» оставляют положительное впечатление. Милый сюжетец на один вечер. А что ещё нужно в новогодние каникулы? Не эпопею же смотреть. Разве что финал – карамельно-пряничный, точнее фальшивый. Алиса и Матвей женятся, у них растёт сын. Подобные союзы – нонсенс. Авторы являют нам классовый мир – недостижимый тогдашний идеал, из-за невозможности которого и случилась Революция, а потом и Гражданская война. Однако это – подростковый фильм-комикс об иной реальности, где не было никаких революций, а сыновья фонарщиков могут претендовать на сердце потомственных аристократок. Главное – захотеть.

Зина Корзина (с)

0

757

Самый странный поступок Нади

В этом году фильм «Ирония судьбы» (1976) отметил 45-летие с момента первого показа, который случился 1 января 1976 года, но, тем не менее, классика не стареет, а действия героев до сих пор вызывают споры. Сегодня я хотела бы вспомнить самый нелогичный и странный поступок, совершённый учительницей Надей.

Да, конечно, её отказ от Ипполита в пользу первого встречного – тоже нечто феерическое, но это можно списать на внезапно вспыхнувшую страсть к тому, кто …ненадёжен и взбалмошен, как она сама или Женя чем-то ей напомнило того мужчину, с которым у Нади был долгий травмирующий роман до Ипполита.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Ирония судьбы» (1976). Скрин экрана. Источник - YouTube.

Всё это хотя бы объяснимо с психологических точек зрения, но что я не могу понять, это «сбегание» от Жени, точнее – из своей квартиры, в холодину зимней питерской ночи. Надя обиделась на Лукашина и предъявила: или ты уходишь, или я. Обнаглевший доктор-москвич отказался идти в промозглую пустоту...

А вот красотка-учительница демонстративно оделась, причём сапоги ей застёгивал восхищённый гость, а потом – она упорхнула шляться по городу поначалу даже без цели. Ловит случайное такси (а тогда поймать его на улице была целая проблема, да и тут водитель говорит: «Вообще-то не на стоянке мы не сажаем», но так и быть).

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Ирония судьбы» (1976). Скрин экрана. Источник - YouTube.

Потом она едет на Московский вокзал и покупает Женечке билет до Москвы (правда, в кадре почему-то железнодорожные кассы на канале Грибоедова, то есть она отмахала ещё километра три). Что далее? Она идёт пешком по городу, а фоном звучит «Я спросил у ясеня, где моя любимая?»

А любимая – зачем-то гуляет. Причём, судя по тому, что из здания касс она выходит в темноте, а является домой, когда начало светать, шла она долго и упорно. Ещё бы – она топает через весь центр в сторону своей «благоустроенной окраины». Такси, повторюсь, не поймать. Частников тоже не найти в 4-5-6 утра с 31 на 1.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Ирония судьбы» (1976). Кассы на канале Грибоедова. Скрин экрана. Источник - YouTube.

Так вот меня даже в детстве изумил этот фортель – оставить дома постороннего мужика (да-да, она знает его московский адрес и даже уверена, что он не сожжёт её хоромы). Но всё равно это выглядит каким-то диким и бессмысленным – убежать зимней ночью из дома, чтобы переть через весь Питер… Да, авторам хотелось показать зимний город на Неве.

Но есть же ещё и логика поведения. Тут её нет. А ведь там ещё мама, которая зашла и увидела Женю. А ведь у немолодой женщины мог случиться инфаркт. Или она могла вызвать милицию. Хотя, Надина мама – ровно такая же авантюристка, как и её дочь. Её реакция – изумительна. Хотя, её Наденька уже взрослая девочка. Учить поздновато, да ещё и педагога.

Zina Korzina (c)

0

758

«Тот самый Мюнхгаузен»: шутка, которую почти никто не заметил

В замечательном марк-захаровском телефильме «Тот самый Мюнхгаузен» (1979) не так уж много от первоисточника (вернее, почти ничего, есть некоторые отдалённо-приблизительные мотивы книги Эриха Распе), зато много шуток, аллюзий, фантазий. Типичный такой постмодернизм. Но есть там одна весёлая и парадоксальная тема, которую почти никто не заметил. Точнее заметили-то все - трудно не заметить, но суть от многих ускользнула.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен» (1979). Скрин экрана. Источник YouTube.

Наверняка все помнят, как барон самолично объявил о грядущей войне с Англией в связи с тем, что англичане отказываются признавать независимость колонистов Америки. Тут забавно вовсе не то, что частное лицо выслало королю и парламенту Великобритании жестокий ультиматум, а то, что барон – ...житель Ганновера и этот факт несколько раз подчёркивается – место действия именно Ганновер, а не какой-нибудь иной немецкий город.

Интересные факты о фильмах
София Ганноверская и её сын - Георг I, первый король Англии из Ганноверский династии. Источник - Википедия.

Пока не очень ясно? Дело в том, что после 1701 года наследницей англо-шотландского престола была провозглашена София Ганноверская, а её сын Георг I стал первым королём из так называемой Ганноверской династии. Откуда они там? Если в двух словах, то София Ганноверская – не просто потомок английского короля Якова I – она протестантка (англичане старались обезопасить трон от католиков). Так Ганноверская династия стала править Великобританией, и эта линия продолжалась до 1830-х годов (а если учитывать Викторию из той же фамилии, то до 1901 года).

Интересные факты о фильмах
Георг III - король Англии и курфюрст Ганновера на момент действия фильма. Источник - Википедия.

Между Лондоном и Ганновером была установлена личная уния. Английские короли из этого семейства писались в официальных документах следующим образом: король Великобритании и Ирландии, курфюрст Ганновера и герцог Брауншвейг-Люнебургский. Таким образом, Ганновер управлялся прямиком из Лондона, и поэтому желание барона Мюнхгаузена повоевать с Англией – это …гораздо креативнее, чем если бы он жил в Берлине, Дрездене или Мюнхене. Как бы сами с собой.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен» (1979). Скрин экрана. Источник YouTube.

И если это – изысканная шутка, то образ Герцога, прекрасно поданный Леонидом Броневым, это явный ляп – главой Ганновера, как уже указывалось, был английский король – на момент действия - Георг III. Хотя, может быть, это вообще параллельный мир? Ибо в кадре чётко прописанный год – 1779 (за 200 лет до фильма!), а газеты извещают, что англичане согласились на американскую независимость. Тогда как в нашей с вами реальности полная независимость США была юридически закреплена Парижским миром 1783 года.

Zina Korzina (c)

0

759

«Виват, гардемарины!» - тоска на фоне золота

Я не являюсь поклонницей романтических «Гардемаринов» и особенно их продолжений – на мой взгляд, эти фильмы наполнены лишними деталями, тогда как основную линию отслеживать крайне трудно из-за беспрерывных скачек главгероев – по поводу и без повода. Вместе с тем, «Гардемарины, вперёд!» (1987) очень нравятся большинству населения, поэтому наверняка там что-то есть – ну, хотя бы красивые молодые парни и такие же прекрасные девушки. И - музыка.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Виват, гардемарины!» (1991). Скрин экрана. YouTube.

Но если первую часть, действие которой происходит в 1742 году, вспоминают довольно часто, то «Виват, гардемарины!» (1991) и тем более «Гардемарины-3» (1993) как-то вообще не вписались в общественное сознание. То ли в начале 1990-х и без того было, что смотреть по видаку и – в жизни, то ли продолжения получились неказистыми на 146 процентов. Я считаю, что если идёт грубое препарирование истории, то пусть это выходит увлекательно, а тут… Нет.

Мне хотелось бы обсудить не только сам фильм «Виват, гардемарины», но и презанятный подбор актёров - одна только Гурченко чего стоит! Но начнём не с неё. На роль принцессы Софии-Фредерики-Августы Анхальт-Цербстской взяли очень популярную девушку 1980-х годов – Кристину Орбакайте. На принцессу Фике наша Кристина была похожа только своей тонкой талией.

Интересные факты о фильмах
Принцесса София-Фредерика-Августа Анхальт-Цербстская и Кристина Орбакайте в её роли. Источники - Википедия; скрин экрана YouTube.

Будущая императрица Екатерина была от природы брюнеткой, да и никакого «дорожного романа» у Фике не было. Принцессу изобразили сентиментальной и расчётливой – видимо, так представляют всех немок. Судя по историческим документам, девочка, которой вот-вот исполнится 15 лет (Фике родилась в апреле 1729 года, а прибыла в Россию зимой 1744-го) не обладала какими-то серьёзными познаниями о жизни.

Вся жёсткость, изворотливость, чёткость в принятии решений – это позже. А тут явили деточку, умеющую улыбаться в духе Дейла Карнеги (модного у нас автора начала 1990-х) и переигрывать не только родную мать-интриганку, но и царицу с канцлером Бестужевым (сцена рыданий в финале, конечно, не искренняя, а только ради того, чтобы зацепиться за богатую Россию, которая ускользала из-под ног).

Интересные факты о фильмах
Людмила Гурченко в роли Иоганны Анхальт-Цербстской и - её героиня. Источники - YouTube и Википедия.

Далее – герцогиня Иоганна Анхальт-Цербстская, мать Фике. Такое чувство, что Людмилу Гурченко подобрали, исходя из описаний в романе «Фаворит» Валентина Пикуля: «Иногда появлялась мать — гибкая и вертлявая, бойко стрекочущая каблуками красных туфель». Хорошенькая и тонкая станом, но дёрганная, истеричная, похотливая, неумная. Это и транслирует героиня фильма.

Безусловно, герцогиня была авантюристкой и шпионкой прусского короля, играла в карты и заводила романы, ибо её не устраивала тусклая жизнь и типичная германская нищета (сейчас довольно трудно представить, что немцы когда-то жили бедно в своей массе, включая большую часть их королей и курфюрстов). Но реальная Иоганна была не столь разухабиста, как киношная - тут какая-то Раиса Захаровна.

Интересные факты о фильмах
Герцогиня Иоганна Анхальт-Цербстская (Википедия) и Людмила Гурченко в её роли YouTube.

Далее - эпизодическая, но ключевая фигура повествования - Фридрих II, король Пруссии. Считается, что именно он посадил на трон принцессу Фике - дочь своего генерала. Да. Отец Екатерины просто служил в армии более сильного и богатого немца, чем он сам. Это было в порядке вещей, когда один немецкий властитель работал у другого - хоть по армейской части, хоть по богословской. Так вот Фридрих тогда был молод, хорош собой и считался одним из образованнейших королей Европы. Да, усов он ни-ког-да не носил.

То, что изображает латыш Pauls Butkēvičs - это какой-то унылый ...генерал Вермахта, немножко играющий на флейте. Ага. Так обычно выглядели скучающие фашисты. Меня поразила одна фраза, брошенная Елизаветой в адрес письма прусского короля: «Мда. Письмо полицейского, но не короля». Это если учесть, что Фридрих переписывался с Вольтером и отлично владел слогом, а вот сама Елизавета Петровна никогда не страдала от излишней образованности.

Интересные факты о фильмах
Pauls Butkēvičs в роли Фридриха II. Источник https://www.kino-teatr.ru/ и его герой в начале 1740-х годов.

И, наконец, императрица Елизавета Петровна, которую сыграла Наталья Гундарева. В общем-то тут попадание хорошее - полнота-красота-вальяжность-очарование. Но мне эта роль показалась чрезмерно вульгарной - царица больше напоминает стареющую поп-звезду, любящую красивых юношей и яркий макияж. Вообще, костюмы и общий дизайн - это даже не стиль Анжелики с её допущениями и попытками осовременить, это - какое-то преддверие «Новых песен о главном», которые станут новогодними хитами уже в середине 1990-х.

Понятно, что развлекательно-приключенческое кино - это не байопик и тем более не хроникально-документальный фильм, но были же и отличные кинокартины - к примеру, «Михайло Ломоносов» (1986), где тоже много постмодернистских вывертов и отходов от академической биографии, но там всё сделано изящно. А в Гардемаринах-2 - крайне грубо и прямолинейно. Клиповый стиль. Хотя... эта вещь - отличное выражение своего времени.

Интересные факты о фильмах
Наталья Гундарева в роли Елизаветы Петровны. https://www.kino-teatr.ru/ Портрет императрицы. Википедия.

Тогда в моде были именно клипы, яркость, какие-то блестяшки, по-быстрому нашитые на шёлк и бархат. Всё казалось временным и поверхностным, будто создаваемым на пару часов, а не для Вечности. Поэтому большинство кинокартин 1990-х или невозможно смотреть, или они служат иллюстрациями к своей эпохе. И Гардемарины-2 - такая же коммерчески-яркая и притом - неинтересная штучка. Золота и жемчугов - много, натура - дивная, а смотреть в сущности нечего.

Zina Korzina (c)

0

760

«Табачный капитан»: шутка, понятная советскому человеку

В детстве я очень любила фильм «Табачный капитан» (1972). Там было много песен, шуток, великолепных платьев. Несмотря на то, что всё снималось в павильонах, и декорации по большей части – картонные, это ничуть не помешало авторам сделать изысканный шедевр. Хорошее кино вообще не со спецэффектов начинается и даже не с гонораров. Но сегодня речь пойдёт не о самой ленте. В одной из сцен хозяйка гостиницы «Лев и кастрюля» поёт забавную песенку, в которой, по сути, рекламирует своё заведение.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Табачный капитан» (1972). Скриншот. YouTube.

Героиня Людмилы Гурченко, перечисляя все удобства и роскошества «Льва и кастрюли», замечает в припеве: «Ни единой жалобы, сервис отличный - / У нас для иноземцев комфорт и уют! / А в этой забегаловке, в «Луне и яичнице», / Только голодранцы местные живут!» Да, в реальной Голландии начала XVIII столетия никто не делил гостиницы на категории: «для иностранцев» и «для местных» (они же – голландцы-голодранцы). Так о чём речь? Сейчас это какая-то ахинея для тех, кому лет двадцать-тридцать.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Табачный капитан» (1972). Скриншот. YouTube.

Это шутка, исключительно понятная в Советском Союзе и вставленная в комедию о Галантном веке для оживления фабулы. В 1970-х годах это было принято и – модно: аллюзии, намёки, осовременивание. Итак, хозяйка отеля, сделанного во французском вкусе (и, к слову, дамочка сама француженка) прямо вещает, что у неё – некий прообраз «Интуриста». Вернее, пародия на него. В СССР чётко прослеживалась концепция: всё лучшее – иностранцам, особенно, если они – туристы из капиталистических стран.

Интересные факты о фильмах
Интуристовское заведение в Бресте. Источник - https://pastvu.com/

Эта несправедливость по отношению к «своим» подвергалась критике и сатире - например, в кинокомедии «Вокзал для двоих» подруга Веры трудится в интуристовском секторе и произносит фразу: «Если дознаются, что я кого из наших пустила, такое будет…» То есть наших – нельзя. У них для иноземцев – комфорт и уют. Примерно то же самое, но в лёгкой и очаровательной форме транслирует хозяйка, отплясывающая в пышных юбках. И подобно тому, как «Интурист» предоставлял недоступные в СССР блага, так и эта мадам поёт о винах всех марок и французской кухне.

Интересные факты о фильмах
Гостиница «Астория». Ленинград. 1970-е гг. Взято из интуристского буклета. Источник -  https://www.pinterest.ru.

Сейчас эти холлы и бары кажутся чем-то обыденным и не особо шикарным. А тогда импортно-экспортные варианты представлялись недосягаемым шиком - неслучайно признаком позднесоветской респектабельности были ...всякие наклейки и лейблы, а ещё картинки из каталогов мод. Не говоря уже о вещах, привезённых из-за границы. Тезисы: всё западное - яркое и манящее, все иностранцы - миллионеры. Возник и феномен «брака с иностранцем», ибо у них там - всё золотое или хотя бы позолоченное. И в «Табачном капитане» мадам флиртует с богатым русским - если иноземец, то крут.

Zina Korzina (c)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Интересные факты о фильмах