Почему Семену Семеновичу Горбункову не понравилась Coca-Cola?
Фильм "Бриллиантовая рука" давно разобран на эпизоды, фразы из фильма разлетелись по всему миру, а героям кинокомедии Леонида Гайдая поставлен памятник.
Семен Семенович Горбунков, скромный государственный служащий, был выражением простого советского гражданина. Он честный, трудолюбивый, доверчивый и добрый. В нем сочетаются наивность и патриотизм, русская смекалка и везучесть Иванушки из русских сказок.
Семен Семенович Горбунков любит простые советские напитки
Премированный турпоездкой в капиталистические страны, Семен Семенович с удивлением глядел на капиталистический мир, не подозревая о его возможной темной изнанке.
"Руссо туристо" не подозревал, что может хотеть симпатичная женщина в узком переулке от мужчины, он с восторгом глядел на верблюда и смог влипнуть в неприятную историю с контрабандистами.
Вспоминается эпизод, когда жена спросила Семена Семеновича пил ли он Кока-Колу? Поморщился Семен Семенович — не нашел этот напиток отклика в душе простого бухгалтера.
Семен Семенович морщится от воспоминания про Кока-Колу
А вот маршалу Жукову напиток понравился, когда его угощал этим напитком Дуайт Эйзенхауэр. По заказу Жукова даже сделали специальный бесцветный напиток, чтобы он походил на водку.
И 50 ящиков бесцветной Кока-Колы были отправлены в штаб к Жукову, где его подчиненные с удовольствием хлебали всемирно известный напиток.
Но Горбунков не маршал, ему напиток не приглянулся. Иначе и нельзя было в условиях, когда Coca-Cola была символом капитализма:
«В тот самый момент, когда Coca-Cola начинает поставки в какую-либо страну, можно с уверенностью говорить, что в ней ожидаются серьезные перемены. Coca-Cola — это квинтэссенция капитализма, заключенная в бутылку» (Том Стэндидж, «История мира в шести стаканах»).
До широкого внедрения Кока-Колы в страну оставалось каких-то 10 лет, а пока в СССР пили другой буржуазный напиток, появившийся в Советском Союзе благодаря Никите Хрущеву — "Пепси"...
Снимок, облетевший мир в 1959 году и давший начало распространению Пепси в СССР.
Леонид Ильич Брежнев, сменивший одиозного руководителя, любил совершенно другие напитки. Говорят, Леонид Ильич отдавал предпочтение "Зубровке". Но это уже совершенно другая история.
А пока у нас Семен Семенович морщится от Кока-Колы...
В молодёжной драме «Школьный вальс» (1978) довольно много странных моментов (допустим, совершенно непонятно поведение Гоши Кораблёва, сбежавшего от женитьбы на любимой девушке Зосе – в сторону ЗАГСа с противной ему Диной). Однако если Гоша реально вызывает вопросы, то как раз Дина их не вызывает, хотя, комментаторы спрашивают: «Зачем она его на себе женила, если понимала, что её не выносят?» Вместе с тем, её поступок очень даже …правильный с точки зрения психологии (её психологии, другим такая стратегия может не подойти).
Кадр из фильма «Школьный вальс» (1978).
Есть люди, которым нужно обязательно «закрыть», в смысле - завершить больную тему, дабы её отпустить. Грубо говоря, объесться тортами, чтобы возненавидеть сладкое. Довести до саморазрушающего абсурда какой-нибудь процесс и навсегда излечиться от наваждения. У Дины с подросткового возраста было такое наваждение – мальчик Гоша. Она униженно таскалась за этим обычным и даже скучноватым парнишкой, не видя никого вокруг себя. Кораблёв стал её Целью – с большой буквы, а Зося – вечным соперником-раздражителем.
Кадр из фильма «Школьный вальс» (1978).
Такие персонажи, как Дина, просто обязаны поставить финальную точку и лишь затем – выйти обновлёнными. Заметим, что она хороша собой, не глупа, хорошо обеспечена с материальной точки зрения, и найти жениха такой девице – только кинуть заинтересованный взгляд. Но не пройдя все круги ада с Гошей, упорная... упёртая Дина не сможет вздохнуть облегчённо. Поэтому она негласно «подписалась» на все эти кошмары с ненавидящим её субъектом. Она захотела – она его получила.
Кадр из фильма «Школьный вальс» (1978).
Да, считала, что её со временем (быть может) полюбят в ответ. Этакая мысль-анестезия. Но чудес не бывает. В конечном итоге - сама люто возненавидела. И – вылечилась от навязчивого образа «принца Гоши». Теперь представим, что Дина отошла в сторону – для неё это означало бы продолжение романтических переживаний и накручивание всё новых чувств по отношению к недоступному ей парню. Отдалившись от Гоши, она бы создала ещё более дивную картину «возможного счастья с любимым».
Кадр из фильма «Школьный вальс» (1978).
Она бы до старости о нём вспоминала и, как водится, поедом ела бы своих мужей – она бы начала менять их с неприличной скоростью, чтоб заглушить всё растущую страсть к придуманной «первой любви». Такой вариант был бы ещё более страшным, чем год мучений с Кораблёвым. Правда, сам Гоша от такой житухи начал спиваться и терять человеческий облик, но это уже его невнятная судьба. Что касается Дины, теперь она по-человечески выйдет замуж и будет с удивлением вспоминать свою юношескую блажь. Но для этого ей было надо пройти линию с Гошей.
Киноленту «Москва слезам не верит» (1979) можно обсуждать долго и с удовольствием (я буду обсуждать именно фильм, а не киноповесть, написанную уже во времена Перестройки). Вот перед нами хищная и оптимистичная Людмила, получившая какой-то странный итог в финале картины. Более того, авторы фильма вырезали сцены её счастливой жизни с хоккеистом Гуриным. Почему — ясно. Из дидактических соображений. Мол, девушка, искавшая не любовь, а «золото» и уютную беззаботность, не должна ярко отсвечивать на фоне страдающей Кати.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979).
Однако же подобные Людмилы, даже оказавшись в статусе экс-жены спившегося - бывшего - чемпиона, вряд ли работали в химчистке. Да, героиня Ирины Муравьёвой в юности прошла через общежитие и труд лимитчицы на хлебозаводе. Однако она уже привыкла совершенно к другому образу бытия — посмотрите на её квартиру и мелькающий в кадре антиквариат. Я уж не говорю об очень дорогом ремонте в коридоре, где Гурин занимает у Люды последние деньги. К тому же, 7 лет прошло после развода - как она не устроилась за эти годы?!
Кадры из фильма «Москва слезам не верит» (1979).
Сложно поверить, что у такой дамы не было высокопоставленных воздыхателей ещё со времён её брака с хоккеистом — я не имею в виду любовников (рациональная Люда как раз не стала бы заводить романы для неё комфорт важнее сомнительных острых ощущений, даже если она потом и разлюбила мужа - если вообще любила когда-нибудь). Опять же, Людмилочка так быстро и так весело знакомится с разными людьми, что ей ничего не стоило бы влезть в какую-нибудь солидную организацию, например, связанную со спортом.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979).
Или не со спортом. Подобные Люды и Милы безо всякого образования проникали в штат министерств и ведомств — на скромные и невеликие роли, но Люде и не нужно быть министром. Она бы женила на себе министра. Или его зама. По её талантам, изображённым в 1-й серии! Такого типа женщины часто работали секретарями или в отделе кадров серьёзных учреждений. В общем-то Людмила во 2-й серии и выглядит, как служащая ...Морзагранпоставки (например) и вкусы, разговоры, ...причёски, вещи у неё соответствуют.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979).
Реальная, то есть не киношная Люда, в принципе, не стала бы подавать вещи в химчистке — она бы вторглась в какое-нибудь учреждение, связанное с той же службой быта и выскочила бы замуж за вдового начальника. Она умеет нравиться, она знает как. Разумеется, авторам гораздо важнее было выступить в роли воспитателей — мол, трудяга Катя занимается химией на высоком уровне, а её шикарная подруга — лишь скромнейшая фигурантка в химической чистке одежды. Но есть жизненная конкретика и я именно об этом...
"Перри Мейсон" (Perry Mason), или Идеальный сериал на каждый день
Современный человек живет, как белка в колесе. Подъем-завтрак-дорога-работа-обед-работа-дорога-магазин-ужин-дела-сон. "Для души" в будний день в лучшем случае удается выкроить час времени. Но кинофильмы обычно имеют хронометраж от полутора часов. Вот и получается, что либо нужно делить фильм на 2 части, либо отнимать полчаса-час от сна. Выход есть: сериалы, у которых каждая серия идет как раз около часа. И один из них - "Перри Мейсон", но не новый, а тот, что начал выходить еще при жизни автора книг, в 1957 году.
"Перри Мейсон" (Perry Mason), или Идеальный сериал на каждый день
Надо сказать, что Гарднер этот сериал практически благословил. Режиссером стала Гейл Патрик, жена его литературного агента. Общими усилиями супружеской паре удалось убедить писателя в том, что они смогут создать сериал, точно соответствующий литературной основе. И они смогли. Всего в 1957-1966 годах было снято около 270 серий, причем не только сама Патрик, но и редактор Джин Ван, и продюсер Бен Брэди учились юриспруденция, то есть, технические ошибки были сведены к минимуму. А, поскольку сам Гарднер читал сценарий каждой серии прежде, чем его запускали в производство, можно сказать, что именно в этом фильме наиболее точно воплотили в жизнь того персонажа, что имел в виду автор: непримиримого борца за справедливость адвоката Перри Мейсона.
Перри Мейсон (Р. Берр) (слева).
Главную роль исполнил Раймонд Берр, и вот ему-то пришлось несладко. Несколько лет актер практически жил на съемочной площадке, где ему оборудовали квартиру, ведь снимали по 1 серии в неделю и по сути это был полноценный художественный фильм с немалым бюджетом. Но, похоже, оно того стоило, Берра сейчас знают в основном по этой роли. Чуть полегче было актерам, составлявшим команду Мейсона, Барбаре Хейл, которая играла секретаршу Деллу, и Уильяму Хопперу, сыгравшего частного детектива Пола Дрейка. Но и они появлялись в каждой серии, правда, не занимали 98 процентов экранного времени, как Берр.
Пол Дрейк (У. Хоппер), Делла Стрит (Б. Хейл) и Перри Мейсон.
Каждая серия посвящена расследованию одного дела, так что каждый вечер вас ждет отдельная история. Гарантирую, что только в редких случаях вы догадаетесь, кто преступник. Правда, иногда кое-какие эпизоды кажутся немного наивными, потому что герои практически никогда не лгут под присягой, даже если правда угрожает их свободе или жизни. Вероятно, таким образом американцев учили быть честными перед лицом закона, но не очень верится, что убийца в суде вдруг признается в своем преступлении из-за того, что он дал клятву говорить правду, только правду и ничего, кроме правды.
"Перри Мейсон" (Perry Mason), или Идеальный сериал на каждый день
Действие происходит в золотой век Америки, в конце 1950-х-начале 1960-х. Мужчины в костюмах и шляпах, дамы в платьях и на шпильках. По кадрам из сериала впору изучать историю моды. Или просто любоваться четкими черно-белыми кадрами.
Фильм «Ирония судьбы» (1976) можно обсуждать до бесконечности и каждый раз находить новые детали. Некоторое время назад я писала статью о том, что Женя лукавит, что никогда не нравится девушкам (иначе он бы не смог бы привлечь Галю, Надю и ту, от которой он «уже сбегал в Ленинград», как минимум), а всему виной юношеская история с будущей супругой Павлика. Но вот, что меня удивило — из диалога в самом начале кинокартины мы узнаём, что Лукашин общается с Галей ...целых два года.
Кадр из фильма «Ирония судьбы» (1976).
«После двухлетнего знакомства...», - произносит «невеста», видимо, уставшая от пустопорожнего общения. Галя основательно засиделась в девках. Актриса Ольга Науменко 1949 года рождения, то есть на момент съёмок ей 26-27 лет - примерно столько же и Галине — напомню, что в те годы, как правило, выходили замуж в 19-20 лет, к 22 годам уже имели первенца и в Галином возрасте рожали второго. Причём, это касалось не только фабричных девчат, но и студенток филфака и педвуза.
Кадр из фильма «Ирония судьбы» (1976).
Но и красивых «старых дев» хватало, которые не могли никак выбрать хорошую пару. Лукашин такую и привлёк. Но два года! Здесь дело не в долгих, возвышенно-красивых ухаживаниях и предстоящему (но несостоявшемуся) визиту к Катанянам, о которых говорит Женя. Девушка так основательно вцепилась конкретно в доктора, что некий Олег, приглашающий встреть Новый Год в ресторане Останскинской телебашни, выглядит, как придуманный фантом.
Кадр из фильма «Ирония судьбы» (1976).
Нет у Гали никакого Олега — ей нужен Лукашин, к слову, не умеющий даже ревновать - бабу с воза, кобыле легче. Но это ладно. Самое интересно тут срок — в течение двух лет Женечка не показывал Галю своим друзьям. Он даже не говорил им о том, что встречается с девушкой. Они узнали о существовании невесты и вообще — особы женского пола рядом с Женей только за пивом, в банном помещении! При том, что это именно друзья, а не приятели и «...каждый год 31 декабря...» они ходят в баню. Таким образом, в прошлом году Женя им о Гале ничего не рассказал, да и потом — тоже.
Кадр из фильма «Ирония судьбы» (1976).
Два года Галя его старательно окучивала, применяя различные дамские штучки, уловки и хитрости. Два года Женя убегал от серьёзного разговора - Лукашин не умеет произносить чёткое «да» и прямое «нет». Он всё это время пел бардовские песни, болтал, умничал и — сбегал под крыло к заботливой маме — а она вполне открыто не одобряла Галю. Прикиньте, как он её зацепил! Больше того, напившись, Женечка вопит: «Я — холостой!», что говорит о полнейшем нежелание менять свою жизнь и выстраивать нормальную семью.
"Колония Ланфиер": история человека или человечества?
Экранизировать Грина сложно. Чуть-чуть переложить сахара - и получится патока, тягучая и тяжелая. Немного не доложить романтики – и выйдет нечто, ни то, ни се. Не вестерн, не приключенческий фильм, не фантастика… Тем не менее, удачные экранизации были, в число их входит и «Колония Ланфиер» Яна Шмидта. Несмотря на упорные слухи, что где-то кто-то видел цветную копию, фильм черно-белый. Это не мешает ему играть всеми красками. Скупость, жестокость, любовь, сила, слабость, жадность… Чуть ли не все человеческие качества можно увидеть за неполные полтора часа в этой ленте.
"Колония Ланфиер": история человека или человечества?
Фильм поставлен исключительно точно, желающие можно проверить: герои говорят именно так, как написал Грин. Разве что конец у автора более открытый, в фильме все показано более четко, надежды на спасение Горна Шмидт зрителям не оставил.
"Колония Ланфиер": история человека или человечества?
Итак, главный герой фильма – Горн, горожанин, попросивший высадить себя на маленький остров, затерянный где-то в океане. Местным жители теряются в догадках. Зачем он здесь? Что он хочет? Заработать денег? Найти хороших друзей в этом глухом месте? Испытать себя тяжелым трудом? Ни то, ни другое, ни третье. Горн бежит от тяжелых воспоминаний. Он строит хижину, добывает себе еду охотой, но не стремится завязать близкие отношения с кем-то из селения. И только встреча с Эстер, признанным идеалом красоты колонии Ланфиер, что-то пробуждает в его душе. Возможно, у кого-то другого возникло бы желание чуть-чуть поправить Грина. Ведь и Горн (Ю. Будрайтис) и Эстер (З. Кочурикова) хороши, как майский день. Казалось бы, чего проще: рассказать историю их любви. Но Шмидт не изменил замысел Грина ни на йоту. Бывает так, что два хороших и красивых человека равнодушны к другу, бывает и безответная любовь…
Горн (Ю. Будрайтис) и Эстер (З. Кочурикова).
Герои этой ленты нисколько не похожи на людей 1960-х, слава богу, у режиссера не возникло желания перенести действие в современность. Это люди начала XX века. Они добывают хлеб в поте лица, их одежда проста, их развлечения грубы. Появление чужака всколыхнуло это болото, нарушило плавное течение событий. Вероятно, пройдут годы и жизнь на острове снова потечет, как раньше. Горн был лишь песчинкой, которая не нарушила ход времени. Да и хотел ли он что-то нарушать? Не революционер, не борец, он хотел покоя, но оказался слишком слаб. Но в тоже время Горн никак не мерзавец или подлец, он просто человек, такой, как мы с вами, не лучше, не хуже. Один из нас.
Обитатели колонии Ланфиер.
У советских и чехословацких кинематографистов получился истинно гриновский фильм. История Горна, решившего сбежать от цивилизации, но не выдержавшего искушения золотом, оказывается больше, чем историей одного человека. В каком-то смысле это история человечества.
"Министерство времени" (El ministerio del tiempo), или На страже неизменности истории
Их трое: солдат Фландрской армии Алонсо де Энтрерриос, первая женщина, поступившая в Университет в Испании, Амелия Фолк и санитар скорой помощи Хулиан Мартинес. Они - команда. Они - патруль времени. Они сделают все, чтоб история не изменила своего течения, чтобы однажды мы не проснулись и не обнаружили, что Лопе де Вега погиб во время крушения Великой армады, а нацизм победил.
"Министерство времени" (El ministerio del tiempo), или На страже неизменности истории
Сериал "Министерство времени" интересен в первую очередь тем, что он испанский. Да, бюджет у него поскромнее заокеанских аналогов. Но ценность его в другом - в европейской культуре. Тем более, что и история Испании будет куда длиннее, чем у США, тут есть, где развернуться.
"Министерство времени" (El ministerio del tiempo), или На страже неизменности истории
Еще один плюс в том, что зрителям ненавязчиво преподают курс истории, культуры и литературы. Какие картины написал Веласкес, ставший в сериале штатным рисовальщиком Министерства времени? О чем говорится в первом испанском плутовском романе "Ласарильо с Тормеса"? Чем занимались Бунюэль и Дали до того, как они стали знаменитыми?
Веласкес (Х. Вильягран).
В каждой серии рассказывается отдельная история, но в то же время есть несколько сюжетных линий, общих для всего сериала. Сможет ли Хулиан что-то изменить и сделать так, чтобы его любимая жена Марте не погибла в 2012-м? Как сложится личная жизнь Ирене, специалиста по управлению персоналом? Кто такой Эрнесто Хименес и из какого века он пришел в Министерство? Что случилось с семьей Амелии и почему фамильный портрет оказался в лавке старьевщика? Поскольку выбран формат сериала, а не фильма, у зрителей есть время на то, чтобы сродниться с персонажами и начать им сочувствовать.
Ирене (К. Гильен Куэрво).
Не знаю как там вышли 2, 3 и 4 сезоны, а первый получился очень приличным. Есть ли минусы? Мне каждый раз очень режет глаз сочетание парика и бороды. Ну и вообще я четко представляю, что люди разных веков имеют разный менталитет и бытовые привычки, иначе говорят и пр. Но, поскольку это сериал фантастический, не вижу смысла придираться особо.
Фильм "Служебный роман" (1977) — у каждого героя есть свой тотем
Если вы думаете, что знаете о фильме Эльдара Рязанова все, то можете не читать эту статью. С любознательными я хочу поделиться одним наблюдением. У каждого героя этого фильма есть вещь, которая может его охарактеризовать. Своеобразный тотем, идол, фетиш. Итак, давайте поговорим об основных персонажах фильма...
Юрий Григорьевич Самохвалов Вся история началась с нового заместителя директора, который приехал из Швейцарии. Бывший институтский товарищ Новосельцева, бывший ухажер Оленьки Рыжовой.
Самохвалов и его "Мобиль"
Вещь, которая его олицетворяет, находится у него дома. Это — люстра "Мобиль". Некая иллюзия движения. Вот такой иллюзией движения и занимается Самохвалов. Он крутится, вертится, заставляет друзей вертеться вокруг него. Но реальной пользы от этого нет, одна иллюзия движения...
Людмила Прокофьевна Калугина Наша "Мымра" не имеет друзей, она — начальник! Она одинока, единственное её утешение в этом мире — цветы. Цветы у нее находятся на работе, в кабинете, на веранде, куда она выходит, чтобы полить их.
Калугина среди цветов
Калугина и своих подчиненных считает растениями, для которых важно одно — безропотное подчинение. От нее зависит судьба этих цветов: стоять ли им в тени или на солнце.
Анатолий Ефремович Новосельцев Главный герой, от лица которого ведется рассказ. Он явно засиделся на мелкой должности, но боится попросить повышения. Боится своей строгой начальницы, боится её до ужаса.
Новосельцев и очки
Для него его фетиш — это очки. Очкам он придает огромное значение, это его защита, за которой можно спрятать свои глаза, взять паузу, тщательно протирая свои линзы, подслеповато поглядывая беззащитными глазами на собеседника. Он даже разговаривать может с очками директора, одушевляя их.
Ольга Петровна Рыжова Бедная и замученная сотрудница учреждения, вечно с авоськами и в ужасных розочках. Эти розочки — тотем Олечки, её суть. Розочки милы, но старомодны. Они вызывают лишь жалость и презрение модниц.
Рыжова в розочках
Рыжова надеется на воскрешение своих былых чувств к Самохвалову, но искусственным розочкам не расцвести.
Секретарша Верочка Женственная, как все секретарши, Верочка свою жизнь посвятила модным шмоткам. Она их достает неизвестно где и неизвестно на какую зарплату покупает новые вещи.
Верочка под Джокондой
Тотемом Веры можно справедливо считать репродукцию Джоконды у нее на рабочем месте. Оригинальная и модная — изображение картины сделано компьютером, редкая вещица! Но абсолютно бездуховная...
Активистка Шурочка Шурочка, которая числится в бухгалтерии, занята общественными делами — собирает деньги с сотрудников по различным поводам, будь то рождение ребенка, юбилей или похороны.
Активистка Шурочка и венок
Она — как венок для Бубликова. Такая же нужная в принятых в обществе обрядах, но вызывающая грусть, уныние и брезгливость.
Петр Иванович Бубликов Начальник отдела общественного питания имеет отдельное рабочее место под лестницей. Ему нелегко, то и дело приходится отвлекаться на женские ножки.
Бубликов и коленка
Его фетишем является колено статуи, которая стоит рядом с ним. На это колено можно любоваться, даже потрогать. Но вот что-то дельное с ним уже не сотворить.
Почему многие не любят советский фильм "Д'Артаньян и три мушкетера"
У советского фильма "Д'Артаньян и три мушкетера" огромная армия поклоннииков. Да я и сам его нежно люблю. Но тем не менее большому количеству зрителей этот фильм не нравится. Говорю это обосновано, так как сужу по комментариям к моим статьям про этот фильм. Вот некоторые из них
Михаил Боярский и Георгий Юнгвальд Хилькевич во время работы над фильмом "Д'Артаньян и три мушкетера"
Чем же он не нравится этим зрителям?
Причин на самом деле много. Но основная - они считают, что режиссёр Юнгвальд Хилькевич слишком далеко ушёл от превоисточника. Что фильм слаб именно как экранизация романа Дюма. Мюзикл, водевиль по мотивам. Но не экранизация.
Возможно они и правы. Но в защиту режиссёр я скажу, что он не снимал экранизацию Дюма. Сценарий фильма был написан вообще не по Дюма. Хилькевич экранизировал мюзикл Марка Розовского и Юрия Ряшенцева, написанный по мотивам известной книги.
Георгий Юнгвальд Хилькевич, Михаил Боярский и Алиса Фрейндлих во время работы над фильмом "Д'Артаньян и три мушкетера"
А дело было так.
Для Хилькевича поставить фильма про мушкетёров было заветной мечтой. Всё началось ещё в детстве, когда из за травмы ноги он заболел остеомиелитом. Ему тогда было всего 14 лет. 4 года будущий режиссёр пролежал закованным в гипс от пяток до подмышек и единственной отдушиной для прикованного к постели подростка были книги. Гофман, Андерсен, Голсуорси и Дюма – любимые писатели больного ребёнка. Их произведения фактически не дали ему сойти с ума. И одной из главных книг в те годы для него стала старая, потёртая на углах книга на обложке которой было написано «Три мушкетёра»
Позже, когда Георгий Эмилевич уже закончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров и стал одним из режиссёров Одесской киностудии, мечта поставить фильм по этой книге не покидала его. И вот, в 1977 году ей было суждено сбыться – на телевидении решили снять телефильм про мушкетёров и взяться за эту работу предложили именно Юнгвальд-Хилькевичу.
Алиса Фрейндлих, Георгий Юнгвальд Хилькевич и Алексей Кузнецов во время работы над фильмом "Д'Артаньян и три мушкетера"
Он с восторгом согласился. Но пыл его сильно поутих, когда ему на руки дали сценарий. Это был сценарий не по книге Дюма, а по мюзиклу Марка Розовского и Юрия Ряшенцева, написанного по мотивам известной книги. Спектакль по этой пьесе к тому времени несколько лет успешно шёл на сцене ТЮЗа. Вот только режиссёра он категорически не устраивал. Лёгкий мюзикл очень сильно по мотивам, в котором поют все, вплоть до кармелиток бетюнского монастыря
Песня, не вошедшая в фильм "Д’Артаньян и три мушкетёра" (часть 2)
Прослушав этот музыкальный материал, режиссёр решил, что одни песни нужно заменить, другим придать новую современную интерпретацию, а от каких-то отказаться полностью. Как, например песня Миледи, про которую Маргарита Терехова отозвалась так: "Когда же я услышала песни, то пришла в ужас. Встала и сказала, что я в этом участвовать не буду. По-моему, то, что там написано, очень пошло. Я — не певица из мюзик-холла"
Вот песня Миледи, которая привела в ужас Терехову
Песня, не вошедшая в фильм "Д’Артаньян и три мушкетёра" (часть 4)
"Я с самого детства обожаю злодейства! Нет выше призванья, чем творить злодеянья!" Это, простите, не Миледи, это какая-то старуха Шапокляк.
Хилькевич сел за переделку сценария. Он перелопатил громадное количество всевозможной литературы про ту эпоху, пытаясь переписать и хоть немного изменить порученный ему сценарий, приблизить его к первоисточнику.
Ирина Алфёрова и Георгий Юнгвальд Хилькевич во время работы над фильмом "Д'Артаньян и три мушкетера"
Чем всё это закончилось? Судом! Когда картина уже была снята и готова была выйти на экраны. Розовский и Ряшенцев подали на Хилькевича в суд, обвинив его в самовольной переделке сценария и присвоении их доли гонорара. Правда суд они проиграли – Юнгвальд-Хилькевич не зарился на их гонорар. Его фамилия не стоит в титрах в соавторах сценария и его авторство он не претендовал. Позже, в интервью, режиссёр не раз рассказывал, что этот свой фильм он не любит – слишком тяжело он ему дался.
Георгий Юнгвальд Хилькевич во время работы над фильмом "Д'Артаньян и три мушкетера"
При подготовке материала использованы воспоминания режиссёра Георгия Юнгвальд-Хилькевича из книги "За кадром", а также фотографии из личных архивов Г. Юнгвальд-Хилькевича, Н. Ващилина и А. Якимчука. Видеоролики с канала Владимира Шишкова
Андрей Тарковский так отозвался об этом фильме: "Я думал на "Мосфильме сплошь кладбище, а тут, оказывается, есть живые люди".
В конце 1979 г. - начале 1980 г. советское телевидение подарило своему зрителю три фильма- "нетленки" музыкального жанра. 26 декабря 1979 г. на экране появились многострадальные "Д"Артаньян и три мушкетера" режиссера Г. Юнгвальда-Хилькевича и композитора Максима Дунаевского. Показ фильма должен был состоятся еще в декабре 1978 г. В предновогодней "Кинопанораме" показали интервью с Максимом Дунаевским, М. Боярский инфернально исполнил "Пуркуа па". При этом советский зритель, не знающий французского даже по-нижегородски, это "пуркуа па" переиначил в "пер клопа".
Страна замерла в ожидании кинохита, но ничего не произошло. Разочарование скрасила премьера 1 января 1979 г. "Обыкновенного чуда". Задержка в премьере произошла в связи с гражданским иском об авторском праве, который предъявили к Г. Юнгвальд-Хилькевичу автор сценария фильма М. Розовский и поэт Ю. Ряшенцев. И только 26 декабря 1979 г. страна наконец-то услышала и запела потом за новогодним столом лихую "Пора-пора-порадуемся на своем веку".
Но пока шли судебные разбирательства, Г. Юнгвальд-Хилькевич на киностудии "Мосфильм" за полтора месяца августа-октября 1979 г. снял еще один кинохит на музыку Максима Дунаевского. По качеству и количеству хитов, на мой взгляд, превосходящий "Трех мушкетеров". И только страна начала привыкать к хитам из "Трех мушкетеров", ровно через десять дней после их показа, 6 января 1980 г., телевидение "выстрелило" телефильмом "Ах, водевиль, водевиль..." И тут уже не в застолье, а на всех танцплощадках понеслись "Гадалка", "Песня шута". "Ах, этот вечер..."
А 9 марта 1980 г., в воскресенье, сразу же после Международного женского Дня, по ЦТ был показан еще один хит - музыкальный фильм Светланы Дружининой на музыку Г. Гладкова и стихи Ю. Кима "Сватовство гусара". Такой же водевиль из старинной жизни, как и "Ах, водевиль, водевиль..." Г. Юнгвальда-Хилькевича. Из-за схожести жанра и содержания - и там, и там гусары, несчастные барышни, отцы, непонимающие своих дочерей, эти два фильма часто путают.
Сценарий для " Ах, водевиль, водевиль..." написал сам Г. Юнгвальд- Хилькевич по мотивам водевиля "Дочь русского актера", написанного в 1844 г. русским актером и драматургом Петром Ивановичем Григорьевым. Это был водевиль-шутка с танцами в одном действии. И в фильме Г. Юнгвальд-Хилькевича хватает и песен, и танцев.
На главную женскую роль - молоденькой Верочки Лисичкиной, которая мечтает о театральной сцене, была приглашена после долгих поисков 18-ти летняя выпускница Воронежского хореографического училища, а потом студентка 1 курса Щукинского театрального училища Галя Беляева. За год до этого она снялась в главной роли в фильме Эмиля Лотяну "Мой ласковый и нежный зверь". И через полгода после окончания съемок, по достижении 18 лет, вышла замуж за 42-х летнего Эмиля Лотяну.
Юнгвальд-Хилькевич, только взглянув на приглашенную на пробы Беляеву, с порога сказал, что она и есть его героиня, и именно она и будет у него сниматься. Потом он называл эту "очень добрую, очень хорошую и очень обязательную девочку" просто "рождественским подарком".
Отца главной героини - старого русского актера Михайло Лисичкина, играл всенародный любимец ,старый русский актер Михаил Пуговкин.
Отец и дочь Лисичкины.
Сюжет чисто водевильный - старого русского актера Михайло Лисичкина увольняют по старости из театра. Происки и интриги.
Песня шута-Ах водевиль
Дочь Верочка мечтает поступить в театр. Но у Михайлы свои планы в отношение дочери - он хочет выдать ее за отставного гусарского прапорщика, довольно уже плешивого Акакия Назаровича Ушицу. Верочка и ее служанка Катенька предпринимают разные хитрости, чтобы этот брак не состоялся.
Верочка то переодевается цыганкой Любашей, которая нагадает Ушице, что, если он женится на Верочке, его ждет скорая смерть.
В эпизоде гадания звучит бессмертный хит Максима Дунаевского на великолепные стихи Леонида Дербенева "Гадалка". Основную партию поет Жанна Рождественская, вторым голосом Людмила Ларина. Неповторимое исполнение.
Песня гадалки - к\ф "Ах, водевиль, водевиль..."
Потом Верочка переоденется посыльным мальчишкой Филимоном, который якобы принес письмо от жениха Верочки, и напугает Ушицу, что этот жених отставного прапорщика запросто убьет. В итоге Михайло Лисичкин уезжает в неизвестном направлении. Ушица с Катенькой уезжает в деревню.
Ушицу играет Олег Табаков, а Катеньку его жена Людмила Крылова.
А Верочка поступает в театр.
Андрей Тарковский так отозвался об этом фильме: "Я думал на "Мосфильме сплошь кладбище, а тут, оказывается, есть живые люди".
Великолепная хореографическая подготовка и очаровательная детская непосредственность - в результате имеем в лице 18-ти летней Гали Беляевой потрясающую актрису для музыкального шоу и ревю. Это было открытие Юнгвальд-Хилькевича. Вот только в нашей стране такое открытие особо никому не было нужно.
К началу съемок Беляева была уже беременна, но еще не знала об этом. К концу съемок она была уже на 2 месяце. После репетиций канкана ей приходилось бежать за декорации и там ее рвало. Так она узнала о беременности. Через семь месяцев после окончания съёмок она родила сына - Эмиля Лотяну-младшего.
А эти куплеты Верочки поет Людмила Ларина. Фильм сделал имя солистки ВИА "Фантазия" известной всей стране.
Водевиль-Ах водевиль,водевиль
А финальная песня фильма в исполнении той же Людмилы Лариной - это и лучшее, что в своей жизни исполнила певица, и одно из лучших произведений Максима Дунаевского и поэта Леонида Дербенев. Что-то волшебное.
Ах этот вечер-Ах водевиль
Нельзя в этом мире пройти, не оставив следа, И вечер-волшебник запомнит нас всех навсегда. И новые люди в далекой неведомой мгле, Когда нас не будет, нас будут играть на земле.
Это лучший фильм Г. Юнгвальда-Хилькевича. Как-то все идеально соединилось. Детская, обворожительная непосредственность Гали Беляевой. Традиционный, классический образ простака в исполнении Михаила Пуговкина. Комический дуэт Олега Табакова и Людмилы Крыловой. Просто мировые хиты Максима Дунаевского и Леонида Дербенева. Балет Московского Театра Эстрады. И, конечно же, две фантастические певицы - Жанна Рождественская и Людмила Ларина.
Середина - конец 70-х - это не только появление Аллы Пугачевой. Это и появление целой плеяды ни в чем не уступающих, но и превосходящих, как та же Жанна Рождественская, ярчайших певиц - Татьяна Анциферова, Наталья Капустина, Людмила Барыкина, Людмила Ларина и др. На смену Ларисе Мондрус, Нине Бродской и Аиде Ведищевой пришли не менее выдающиеся эстрадные вокалистки.
Жанна Рождественская и Людмила Ларина - это, к сожалению, две прекрасные "невидимки-незнакомки", которых все слышали, но почти не видели. В телевизоре царила "примадонна". Повторилась история нашей, на мой взгляд, самой лучшей советской эстрадной певицы Аиды Ведищевой.
Фильм был снят в рекордно короткий срок. Правда, не обошлось без некоторых проблем. Руководство мосфильмовского объединения, где снималась картина, посмотрев "черновой" материал, без наложения музыкальных номеров, пришли в ужас. "Где тут психологизм?"- вопрошал Евгений Ташков. Юнгвальд-Хилькевич даже на некоторое время ушел в запой, но потом, собравшись, потребовал от директора "Мосфильма" Сизова просмотреть картину на худсовете. Сизов, посмотрев рабочий материал, куда добавили музыкальные номера, пришел в восторг. "Режиссеру не мешать. Мы еще будем гордиться этой картиной".
А на премьерном просмотре мимо зала шел Андрей Тарковский. Заглянул в зал, да так и остался в дверях смотреть фильм. По окончании сказал: "Я думал на "Мосфильме сплошь кладбище, а тут, оказывается, живые люди."