Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Интересные факты о фильмах


Интересные факты о фильмах

Сообщений 721 страница 730 из 999

721

Почему она к нему бегала?

В позднем СССР – в кино, литературе, фельетонах – завёлся особый тип отрицательного героя, которого можно поименовать «настоящий вроде-мужик». Почему – вроде? Потому что не мужик ни разу. Одна суперменская и конкретная оболочка. Часто при усах и тугих фирменных джинсах. Бицепсы. Денежки. Нахальное выражение лица. И – всё ложь. То есть хамство и бравада подменяют храбрость, мужскую силу. Брутальный с виду он раскрывается тухлым и подлым. Как правило, такому персонажу противостоит «хилый интеллигент», оказывающийся гораздо крепче во всех смыслах.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Вокзал для двоих» (1983).

Один из самых ярких образов – проводник Андрей из фильма «Вокзал для двоих» (1983), которого чудесно и – с удовольствием сыграл Никита Михалков. Привлекательный, видный, деловитый, мощный и – безупречно, прямо-таки дистиллировано циничный. Можно в палату мер и весов. Я смотрела фильм в подростковом возрасте и уже понимала, зачем официантка Вера бегает к Андрею в купе. Мне это показалось дичайшим кошмаром. Все эти «сама-сама» и чудовищная «любовь» посреди бела дня. Как это вообще? Неужели тётка себя не уважает?

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Вокзал для двоих» (1983).

И разговоры о дыньках, которые надо срочно реализовать. А уж «отъём» паспорта у Рябинина, согласившегося посторожить чемоданчики – это вообще …край света и финал человечности. И с этим жлобом Вера пыталась выстраивать некую иллюзию отношений. При том, что Андрюша не собирался на ней жениться. Ни-ког-да. Андрюша всех использует – легко, радостно, с ухмылкой. И когда Вера – в кои-то веки – отказывается поступать по-скотски, проводник пафосно вопрошает: «А может ты меня не любишь?!»

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Вокзал для двоих» (1983).

И добавляет: «Я что мальчик что ли? Я страдал от самого… этого… Ташкента». Более тошнотворную сцену вообще выдумать сложно. Так почему Вера так долго бегала к похабному Андрюше? Весь ужас в том, что иные кавалеры умеют создать эмоциональные качели, нравящиеся многим женщинам. Вжжжих! Подобные мужички не заботятся, не вкладываются, …не любят и даже не уважают. «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», - сказал Пушкин, а такие Андрюши умеют «не любить» затем, ...чтобы любили именно их.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Вокзал для двоих» (1983).

Они всегда – проездом и не дают к себе привыкнуть. Потому что на подсознательном уровне сознают, что «лицом к лицу» они – моральные уродцы (даже с учётом весёлой болтовни, усов и бицепсов). А так – мелькают по жизни и особо не заметно, что мужик-то поганый. Интересно, что Андрюшу после того, как его на глазах у всей толпы (!) кинула Вера, полюбив изысканного и – несчастного пианиста, проводник не особо расстроился. Да, он, как все мужланы, разобрался с «хлюпиком», но ревности тут не было никакой.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Вокзал для двоих» (1983).

Ну, потерял небольшое и дешёвенькое удовольствие на 20 минут. Дык найдёт в другом месте, на соседнем полустаночке. Андрюши всегда находят. Причём, добрых и – ждущих тёток с большим сердцем. Кстати, в реальной жизни такие Веры не особо стремятся к пианистам-Рябининым, так на время, из жалости. Обычно вцепляются в Андрюшу какого-нибудь и обслуживают его годами, пока их же и не выбросят. Но и выброшенные, продолжают таскаться и думать: «Это он сгоряча. Он вернётся. Вот увидите!»

Zina Korzina (c)

Отредактировано Алина (2020-10-17 10:18:33)

0

722

"Мужчина и женщина"- пятьдесят лет спустя. Лучшие годы жизни - те, что еще не прожиты.

Начало тут и тут.

Интересные факты о фильмах
Великие актеры современности Анук Эме и Жан-Луи Трентиньян.

Через 53 года после премьерного показа в Каннах фильма "Мужчина и женщина", 18 мая 2019 года на том же Каннском кинофестивале вне конкурса был показан новый фильм Клода Лелуша "Лучшие годы жизни". Этот фильм является третьей частью трилогии, начатой в 1966 году фильмом "Мужчина и женщина", который был продолжен в 1986 г. фильмом "Мужчина и женщина. 20 лет спустя". И вот третья часть, снятая с теми же исполнителями главных ролей Анук Эме и Жан-Луи Трентиньяном.

Наверное, это единственный случай в мировом кинематографе, когда на протяжении более чем 50 лет один и тот же режиссер с одними и теми же актерами снимает последовательно несколько фильмов о жизни одних и тех же героев. Никак не мог расстаться режиссер ни со своими любимыми героями, ни со своими любимыми актерами из своего самого знаменитого фильма.

Как всегда, толчком к съемкам этого фильма для Лелуша послужили реальные жизненные обстоятельства. Анни Жирардо, с которой режиссера связывала многолетняя дружба, а в свое время и самые близкие любовные отношения, в конце своей жизни заболела болезнью Альцгеймера. Единственным человеком, кого она иногда узнавала, был Клод Лелуш. И режиссер задался вопросом, что же происходит, когда человек теряет свои воспоминания, что же ему остается в жизни, и что это за жизнь.

Свои эмоции, которые у него возникали при общении с больной Анни Жирардо, когда она могла радоваться его приходу, а через несколько минут спросить, кто он и что здесь делает, Лелуш и выразил в фильме "Лучшие годы жизни".

Этот фильм является сорок девятым по счету, что снял за свою жизнь Клод Лелуш. Будем надеяться, что это не последняя картина 83-х летнего режиссера. Работа над пятидесятым фильмом была приостановлена в 2020 году из-за пандемии коронавируса.

В новом фильме Лелуш вновь преподносит зрителям сюрприз. Если в "Мужчина и женщина. 20 лет спустя" зритель в начале фильма узнает, что никакого хэппи-энда в первом фильме нет, что Анна Готье и Жан-Луи Дюрок расстались сразу же после встречи на вокзале в финальных кадрах "Мужчины и женщины", то в "Лучших годах жизни" нет никакой сюжетной связи со вторым фильмом.

Лелуш просто отбросил все то, что произошло во втором фильме, и вернул героев на исходную позицию, которой заканчивался первый фильм. Третий фильм напрямую продолжает первый, полностью исключая события второго. Второго фильма для Лелуша как бы и не существует.

То есть герои не расстаются в конце первого фильма и не соединяются через двадцать лет во втором. Мы ничего в точности не знаем об их жизни в течение этих 53 лет. Лелуш небольшими штрихами дает предыдущую жизнь героев. Можно понять, что Анна и Жан-Луи некоторое время все-таки жили вместе. Но слишком частые измены Дюрока вынудили Анну уйти от него. Она вышла замуж за продюсера, потом сама стала продюсером. Их небольшая продюсерская фирма снимала арт-хаус и разорилась. Анна теперь живет Бомоне. Держит небольшую лавку. Ее дочь Франсуаза никакая не актриса, а ветеринар, живет в Нормандии, владелица ветеринарной клиники для лошадей в небольшом поместье.

Лелуш вернулся в эстетику "Мужчины и женщины". Больше нет карнавала второстепенных приключенческих и детективных сюжетных линий. Осталась только одна сюжетная линия - взаимоотношения мужчины и женщины. "Лучшие годы жизни - годы, которые еще предстоит прожить". Это выражение Виктора Гюго Лелуш взял в качестве эпиграфа к фильму. Фильм посвящен памяти его друзей - певца Пьера Бару, композитора Франсиса Лея и продюсера Самуэля Хадида.

Начинается фильм в доме для престарелых. Жан-Луи Дюроку уже 88 лет, он страдает болезнью Альцгеймера, и сын Антуан поместил его в это заведение. Врач проводит занятие для больных с целью тренировки памяти, они должны отвечать на ее вопросы, но Жан-Луи молчит. Он погружен в себя, из прошлого в его памяти остались только счастливые мгновения с Анной. Он слышит прекрасную мелодию Франсиса Лея "Un Homme et Une Femme" - "Мужчина и женщина."

Интересные факты о фильмах

Жан-Луи Трентиньяну здесь тоже 88 лет. После трагической гибели в 2003 его любимой дочери, актрисы Мари Трентиньян, которую убил ее муж, он не снимался 9 лет. Лишь в 2012 г. снялся в "Любви" М. Ханеке, фильм завоевал Золотую пальмовую ветвь в Каннах, а Жан-Луи получил "Сезара." Трентиньян с 2017 г болен раком предстательной железы, из-за травмы ноги не может двигаться без посторонней помощи. Весь фильм он будет сидеть или в кресле, или в инвалидной коляске. Но это никак не скажется на его игре. Скорее всего, это последняя его роль в жизни и сыграл он ее гениально.

Основная нагрузка в фильме ложится именно на этого больного старика. Фильму можно было бы дать подзаголовок - "Мужчина и женщины". Практически весь фильм состоит из диалогов Жана-Луи с лечащим врачом, с дочерью Еленой и с Анной. При этом все очень статично и на крупных планах.

В "Мужчине и женщине" действие происходит в течение трех воскресных дней, когда Анна и Жан-Луи посещают пансион в Довиле. И в фильме "Лучшие годы жизни" действие происходит во время трех посещений Анной Жана-Луи в доме престарелых.

И кроме двух главных героев - Анны Готье и Жан-Луи Дюрока, как и в "Мужчине и женщине", в фильме есть третий герой. В первом фильме это был культовый американский автомобиль "Форд Мустанг", в этом фильме не менее культовый французский "Ситроен 2CV", знаменитый "утенок" или "две лошади".

Интересные факты о фильмах
Это один из символов французского автопрома. Выпускался с 1948 по 1990 г. выпущено 5,5 млн. экземпляров различных модификаций. На это машине ездит в 2019 г. Анна Готье. Совершенно шикарная машинка, мечта любого коллекционера ретро-автомобилей.

Сын Дюрока Антуан приезжает к Анне Готье в Бомон и просит ее съездить к отцу в дом престарелых. Из всех воспоминаний прошлого у Дюрока сохранились только воспоминания об Анне. Он постоянно про нее вспоминает. И встреча между ними может повлиять на состояние памяти Дюрока считают врачи.

Интересные факты о фильмах
Это Анна, ее дочь Франсуаза и внучка. А это Антуан. Они не виделись более 50 лет.

И Анна едет на своем автомобильчике к Жану-Луи. Ехать очень далеко.

Интересные факты о фильмах
Лечащий врач провожает ее к Жану-Луи.

И между ними начинается беседа. Жан-Луи не узнает Анну и начинает рассказывать этой посторонней женщине о своей единственной в жизни любви к Анне Готье, которую он по своей вине потерял, так как слишком любил других женщин, и другие женщины любили его. А кроме того испугался того, что Анна хотела стать последней женщиной в его жизни. Анна слушает, задает вопросы, отвечает на его. Она рассказывает ему о своей жизни без него, он рассказывает о своей.

Завораживающая, тончайшая игра интонациями, взглядами, улыбками. Два гениальных актера современности. Это неповторимо. По тонкой грани, чтобы не свалится в пошлую мелодраму, уверенно идут Анук Эме и Жан-Луи Трентиньян. Все очень статично, два-три ракурса на крупном плане, а смотришь не отрываясь.

Потом Анна уедет и еще два раза посетит Жана-Луи. Они будут продолжать вести свой диалог. После каждой встречи Жану -Луи будут сниться сны о том, как он совершает вместе с Анной на ее машине побег из дома престарелых с погоней и убийством полицейских, с посещением Довиля и того отеля, где между ними все кончилось, так и не начавшись. Он все время хочет уехать с нею туда к той точке невозврата, где произошел поворот в их жизни.

Интересные факты о фильмах
Вновь знаменитый гонщик Жан-Луи Дюрок за рулем, а рядом его любимая женщина. Все как пятьдесят лет назад. Но только это сон.

Лелуш все время ищет разгадку, почему же так все произошло между Анной и Жаном-Луи, почему кончается любовь, куда она уходит, и кто в этом виноват. Ищет, пытается объяснить словами Анны. В фильме есть несколько ее прямых обращений к зрителю. О том, что она рассталась с Жаном-Луи потому, что испугалась, что у них все было слишком хорошо. Потом пояснила, что Жан-Луи был бабник. Но все это неубедительно. Потом она объясняет зрителям почему не может снова соединиться с Дюроком - когда живешь один, то боишься только своей смерти, а когда живешь вдвоем начинаешь бояться и того, что твой партнер умрет первым.

Но не получается у Лелуша ответить на поставленные им же самим вопросы. Никто ни в чем не виноват. А потому ничего в жизни героев не изменится.

Интересные факты о фильмах
И Жан-Луи останется в доме престарелых, а Анна будет приезжать иногда издалека проведать его.

Но в этом фильме любимец женщин Жан-Луи Дюрок не ограничивается только общением с Анной. Лелуш ввел в фильм сцену встречи Дюрока с дочерью Еленой. Она родилась в 1968 г. Ее мать как-то вручала Дюроку кубок за победу в автогонке, и через 9 месяцев в Риме родилась Елена.

Интересные факты о фильмах
Эта сцена признания в любви отца дочери, и дочери отцу.

В этой сцене явно просматривается реминсценция на отношения между Жаном-Луи Трентиньяном с его любимой дочерью Мари, трагически погибшей. Беллучи по типажу очень подходит к Мари Трентиньян. Лелуш сделал своему любимому актеру подарок - позволил еще раз увидеть сияющие, влюбленные женские глаза и услышать:"Я очень тебя люблю, папа. Ты у меня самый красивый."

Лелуш выстроил образ Дюрока так, что постоянно закрадывается сомнение, что у того действительно потеря памяти. Трентиньян так виртуозно играет, что начинает казаться, что Дюрок просто всех дурачит, прикидывается больным. Ведь когда ты болен, ты становишься интересным для окружающих, все начинают тебя жалеть, проявлять сочувствие. А сильный и здоровый ты никому не интересен.

И об этом начинает догадываться его лечащий врач, у которой он любимчик.

Интересные факты о фильмах
Это Жан-Луи читает стихи Бориса Виана. Стихи о себе самом.

Стихи эти называются "Я не хочу загнуться".

Я не хочу загнуться
пока не увижу псов
черных псов мексиканских
спящих в ночи без снов
и пожирателя тропиков -
гамадрила с пурпурной задницей
пузырчатых гнезд паучьих
лоснящихся от росы

я не хочу загнуться
пока не увижу что реверс
лунной монеты в щербинах
что солнце не греет, а лето
зима и весна и осень
всего лишь
четыре времени года...
...Но нет мсье, ах нет мадам
я не отправлюсь к праотцам
пока не распознаю вкуса
я блюда этого - искусно
его состряпал кулинар
великий
и поверьте

я не отправлюсь к праотцам
я отразить готов удар
пока не выберу как дар
вкус смерти

И когда он читает эти стихи, становится понятным, что это сам Клод Лелуш обращается к своим многочисленным бывшим женам и любимым женщинам, и семерым детям. Что этим своим фильмом он все им признается в любви и просит прощения. Вот так он подводит некий промежуточный итог своей жизни и не собирается пока загнуться.

И еще в этом фильме есть, конечно же, прекрасная музыка. Как всегда, цитаты из Франсиса Лея, но кроме него Лелуш привлек одну из главных поп- и рок-звезд Франции - Calogero - Каложеро Мориси. В этом фильме две прекрасные песни в его исполнении, очень сочетающиеся с классической музыкой Лея.

Mon amour

Моя любовь, хорошо сказать тебе "моя любовь"
Без печали, без сожаления, без упрека, без слов
Как мы это сделали, это было красиво, конечно
И ты навсегда остаешься моей рекой без возврата

На заданный вопрос пойди и узнай, кто такая любовь.
Я, мой ответ всегда ты, всегда ты.

И еще один прекрасный музыкальный ролик. Николь Круасиль и Каложеро записывает песню под названием "Лучшие годы жизни" к этому фильму. Старый мужчина с пучком седых волос - это Франсис Лей. Он умрет в ноябре 2018 года, не дождавшись премьеры фильма.

Старое кино от Хозяина тайги (с)

0

723

Забавная подробность в фильме «Семнадцать мгновений весны»

В фильме «Семнадцать мгновений весны» (1973) так много тонкостей и граней, что уже без разницы те грубые ошибки авторов, которые были допущены в изображении германский реалий 1945 года. Ляпы и промахи давным-давно разобраны до светильников в коридоре РСХА, фломастеров Штирлица и костюма его жены. В этой киноистории гораздо интереснее другое – психологические нюансы и забавные «оговорки».

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны» (1973).

Допустим, герои сериала (и одноимённой повести Юлиана Семёнова, откуда я беру цитаты) подчёркивают, что любят импортные вещи. «Шелленберг закурил – с тридцать шестого года он курил только «Кэмэл» и никаких других сигарет не признавал. Однажды в сорок втором, после того как Америка вступила в войну, его спросили: «Откуда у вас вражеские сигареты?» Шелленберг ответил: «Воистину, купишь американские сигареты – скажут, что продал родину…».

Интересные факты о фильмах
Американская реклама «Кэмэл».

Имеет ли это значение для развития сюжета? Ни разу. Кроме того, в Советском Союзе не действовали маркет-уловки и product placement, хотя, это возникало случайно и – спонтанно. Персонаж демонстрировал тот или иной лейбл или упаковку. (Кстати, в «Месте встрече…» тоже своеобразно рекламируется «Камель», как прочёл это название Глеб Жеглов, попросив сигаретку у проезжего солдата, получившего американское курево на Эльбе в момент встречи с войсками союзников).

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны» (1973) и упаковки сардин 1940-х гг.

Или вот – бытовой диалог Штирлица и провокатора Клауса – о сардинах. [i]«- Это я понимаю… Какого производства? Нашего или… - «Или», - засмеялся Клаус. - Пусть это непатриотично, но я очень люблю и продукты и питьё, сделанные в Америке или во Франции… - Я приготовлю для вас ящик настоящих французских сардин»[/i]. Автор со смаком подчёркивает эту незначительную, зато яркую деталь.

Интересные факты о фильмах
Афиша фильма «Серенады солнечной долины».

В области вкусов – примерно та же картина. Подчёркивается: «Лондон передавал весёлую музыку. Оркестр американца Гленна Миллера играл композицию из «Серенады солнечной долины». «Этот фильм понравился Гиммлеру, и в Швеции была закуплена одна копия. С тех пор ленту довольно часто смотрели в подвале главного управления имперской безопасности, особенно во время ночных бомбежек, когда нельзя было допрашивать арестованных».

Интересные факты о фильмах
Афиша фильма «Серенады солнечной долины».

Очень сложно представить, чтобы Гиммлеру понравился джаз, афроамериканские танцовщики в ряде сцен и главное – фабула. По сюжету глав-героиня – норвежка Карен Бенсен является беженкой из охваченной войной Европы. Я бы допустила, что «Серенада…» могла понравиться Шелленбергу или, например, Герингу, но уж точно не Гиммлеру. Однако для Юлиана Семёнова это не важно – он, скорее всего, проговаривал свои личные пристрастия. Что характерно, он «транслировал» их через отрицательных героев.

Zina Korzina (c)

P.S. Статья носит культурологический характер и не является рекламной.

0

724

Фильм "Золотой теленок" (1968) — почему Зося отказала двум миллионерам?

Если точно, то одному миллионеру Корейко и одному будущему миллионеру Бендеру... Это понятно, что фильм советский и самое главное в нем не деньги, а человек, соблюдающий моральный кодекс строителя коммунизма. Но все же? Что ей не понравилось в Корейко и Бендере?

Зося Синицкая
Итак, как и в любой истории, всегда есть скромная и красивая девушка — идеал и объект воздыханий мужской половины. В фильме "Золотой теленок" такой девушкой была Зося Синицкая — внучка старого ребусника.

Интересные факты о фильмах
Вот такая она — Зося Синицкая

Зосе было 20 лет — это как раз тот самый возраст, когда девушке стоит задуматься о замужестве. Но в 1930 году, когда происходили события в этом фильме, молодые девушки думали о другом — о комсомоле, трудовом порыве и энтузиазме.

Александр Иванович Корейко
Зося была красивой по меркам и представлениям советского общества.
Стройная, спортивная фигура, живые подвижные глаза и романтический взгляд — все это способствовало тому, чтобы немолодой уже подпольный миллионер Корейко подумывал о ней как о хозяйке его состояния и больного желудка в надвигающейся старости.

Интересные факты о фильмах
Зося и Александр Иванович Корейко

Но Зося максималистка и не может видеть то, что увидела бы другая, более опытная женщина. И поэтому все ухаживания подпольного миллионера были отвергнуты — у нее, видите ли, искания, а у него сорок шесть рублей и возраст.

Интересно, а если бы Корейко показал часть своего сокровища? Передумала бы Зося? Но Корейко не решился вытащить из загашника деньги, угостить девушку, сводить ее в кино. А вот Остап Бендер поступил иначе.

Остап Бендер
Неутомимый Остап Бендер — выдумщик, фантазер и отличный администратор. Человек с большими планами, умный и находчивый — он также влюблен в Зосю.

Остап Бендер красиво ухаживал и даже потратил последних 34 рубля (плюс рубль Балаганова) на цветы для Зоси. Неоднократно с ней гулял, даже выезжали на пикник с друзьями...

Интересные факты о фильмах
Борщ с остатками кораблекрушения

Но и тут девушка отвергает его — слишком много врет Бендер. Да к тому же Зося вдруг осознает, что за враньем Бендера скрывается что-то еще...

Так кого же надо этой Зосе?

Зося Синицкая-Фемиди
А нужен Зосе грек Перикл Фемиди — секретарь изобразительного коллектива железнодорожных художников. Именно за него выходит красавица Зося. И становится замужней красавицей с двойной фамилией Синицкая-Фемиди...

Для меня — это полная загадка. Я не понимаю, почему выбрала Зося этого ботаника? Неужели питаться флотским борщом с остатками кораблекрушения и есть её судьба?

Вывод — богатые тоже плачут
Но факт остается фактом — девушку увели у Остапа Бендера прямо из стойла. Представитель изоколлектива опередил единоличника-миллионера. Такова жизнь миллионеров в СССР — быть в тени, не высовываться, одеваться скромно и не брать в жены красивых, но легкомысленных женщин.

Страдал ли Остап? Наверняка — ведь он хоть и был ослеплен погоней за богатством, не забыл Зосю. Но в жизни есть что-то одно — или золотой теленок, или любовь...

ВидеоКёнигсберг (с)

0

725

Почему «Шантажист» считался не жизненным фильмом?

Разумеется, кто-то непременно скажет, что фильм «Шантажист» (1987) он видел ещё в детстве или, как написали в комментариях на ЮТубе: «Нас водили всем классом, как на ‘Чучело’». Да, о фильме знали, но не было такой бешеной полемики и прессы, как относительно «Курьера» или ныне забытого «Плюмбума». История шантажиста, которого, кстати, сыграл молодой и красивый Михаил Ефремов, прошла гораздо тише. О кинокартине даже писали, что «сюжет надуманный» и – нежизненный. А финал там реально страшный. И главное – непредсказуемо-дикий.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Шантажист» (1987).

О чём повествование? Перед нами некая «центровая» московская школа, где учатся туповатые мажоры и – потомки старомосковской интеллигенции, населявшей центр. Любовный треугольник: богатый-неумный-наивный Гена Куликов, злой-талантливый-ироничный Миша Рубцов и общая муза – кокетливая Анечка. По сути, Ефремов играет продолжение того, что он уже проделывал в драме «Когда я стану великаном» - его персонаж интереснее, однако, любят всё равно красавчика и везунчика... Не за возможности (Аня сама не из бедноты) – за смазливость и лёгкость.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Шантажист» (1987).

Мажор Гена плохо учится, но у него всё «схвачено», а потому он – благодушно-расслаблен, а вот сын театральной гримёрши Михаил – бешено работоспособен, интеллектуально развит и – круто фотографирует, на уровне мастеров журнала «Огонёк», но, поскольку деньги у безалаберной мамы кончаются быстрее, чем хотелось бы, Миша подрабатывает детсадовским фотографом, что в советские времена не разрешалось (если бы поймали, у Миши, его мамы и начальницы детсадика были бы неприятности). Тем не менее, пацаны дружат, а мажор Гена уважает ум и самостоятельность Мишки.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Шантажист» (1987).

Но у последнего зреет подспудная злоба. Нам показана социальная несправедливость и типичная для позднего СССР классовая неприязнь бедноватой интеллигенции к шикарному «быдлу». Да, несмотря на то, что отец у Генки – директор НИИ (Александр Ширвиндт), что означало высокую научную степень, семья Куликовых смотрится по-жлобски. Ощущение, что папаша – глава какой-нибудь тухлой овощебазы или автосервиса, имеет среднее образование, а книг не читает вовсе. Но такие жуки в те времена часто возглавляли научные сообщества – глупых, но активных да хитрых часто выдвигали на руководящую работу.

Шантажист (1987). Отрывок. Беседа жлоба с мажором.

...Зачем? Чтобы не мешали умным – думать, а заодно – решали административные вопросы. Что далее? Мажорчик разбивает машину своей подружки и, чтобы достать средства на срочный ремонт, ворует импортную кинокамеру (означена цена 1.500 тогдашних рублей при средней зарплате 150-170 рублей; для сравнения: поездка в метро стоила 5 копеек, типовой батон хлеба – 13 копеек, килограмм колбасы – 2.20). Итак! Парень спёр камеру и признался папе. Что же творит любящий отец? Он 1) обзывает сына неудачником; 2) заворачивает сверхдорогой и чужой предмет в пакетик и топит камеру в прудике.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Шантажист» (1987).

В школе – ЧП и милиция. А что делает наивный дурак Генка? Он открывает Мишке семейную тайну – мол, я - вор, папа утопил камеру, ...прикинь, какой он у меня крутой и понимает своего сына? Другой бы орал, требовал вернуть, сокрушался бы, а этот – нет. Папаша – молоток. Что решает Миша? Он идёт к вальяжному директору НИИ, дабы красиво и – жёстко отомстить. Не за свою честную бедность (читаемую, как некоторая ущербность), а за мать, которую «упакованный» куркуль «из науки» оскорбил на родительском собрании. Он приходит шантажировать и – добивается своего. Да, месть не приносить удовлетворения, но он сделал это!

Шантажист (1987). Отрывок. Дискотека. Драка.

Почему же фильм считался надуманным? Там дикая сцена в финале – придурковатый Генка тоже решает мстить за своего отца, коего унизил бывший (теперь уже) друг, да и вообще Анечка что-то стала поглядывать в сторону взрослеющего и набирающего обороты Михаила. Короче, Генка-дурачок хватает папино охотничье ружьё и бежит …убивать шантажиста. И да – стреляет. Не без ужаса в глазёнках, но – палит в грудь своего товарища, с которым его связывало многолетнее общение – ещё с тех детских времён, когда не понимаешь, кто есть кто. Последние пять минут – это полный ...ад. А в 1987 году ад в кино выдавали ещё дозированно.

Zina Korzina (c)

0

726

Женя лукавит?

Хотя, мой любимый фильм «Ирония судьбы» (1976) по количеству интерпретаций скоро уже, наверное, попадёт в книгу рекордов, но это только подогревает интерес к нюансам. Обычно, спрашивая себя: «Как Женя мог понравиться Наде?», люди упоминают какие-то внешние детали – жизнь до 36 лет под крылом у мамочки, не героическую наружность, унылое хамство в пьяном и – трезвом виде и разные неутешительные особенности московского гостя. А там есть гораздо более характерная деталь, ставящая под сомнение эту лав-стори. Точнее, вызывающая вопросы.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Ирония судьбы» (1976).

Женя сам говорит, причём довольно открыто: «А я у женщин никогда не пользовался успехом, ещё со школьной скамьи». Это по смыслу не прошедшее время (хотя, грамматически именно – прошедшее), это – его настоящее. Реальность. Я-никогда-не-пользовался. Это означало, что и теперь не пользуется. Ага-ага. На этом печальном фоне очень трудно объяснить, например, устремление красивой, молодой и цепкой Гали во что бы то ни стало потащить Лукашина в ЗАГС. Она же не только его новую квартиру «заприметила». Он сам ей нравится. Она ревнует. Неудачника и лоха? Хм.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Ирония судьбы» (1976).

Они же познакомились до того, как Галечка узнала об улучшении жилплощади. Да и вообще с образом вечного «девственника» (это я условно-приблизительно) как-то не монтируется ни знакомство с Галей на приёме в поликлинике, ни «штурм» Нади с явной, победой над Ипполитом. Человек, не интересный женщинам, был отлично явлен в драме «Фантазии Фарятьева», где Андрей Миронов сыграл такого мечтателя-болтуна без харизмы (да и тот умудрился произвести впечатление на младшую сестру глав-героини).

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Ирония судьбы» (1976).

...Вернёмся к иронии и судьбе. 1) Тут или Женя лукавит – медики довольно часто имеют романы с медсёстрами, фельдшерицами или с пациентками, ибо мужчина-хирург очень привлекателен сам по себе - он изначально выступает в роли сильного и почти всемогущего; 2) ...Или авторам сценария (Рязанову и Брагинскому) надо было выбирать для Женечки другую специальность, вроде инженера теплосетей, связи, гидросооружений (ну, допустим) или - автора брошюр о вреде алкоголизма. Последнее вообще прекрасно вписалось бы в комическую тему повествования.

Интересные факты о фильмах
Кадр из фильма «Ирония судьбы» (1976).

Тот факт, что он долго не хотел именно жениться – это понять просто. Во-первых, его полностью устраивает тот уровень быта, что создаётся усердной мамой. Во-вторых, женщинам он, как раз, чаще всего нравится, а вот они его чем-то не устраивали. Они – его. А не он – их. Иначе рядом с ним не оказалось бы ни Гали, ни Нади - красоток и умниц, которых ещё надо подцепить и завоевать. У меня есть предположение, что самую большую душевную травму Лукашину нанесла …Ира – жена Павлика, ибо о ней он до сих пор вспоминает. Вот у неё, у этой Иры, он – Женя – и не пользовался успехом, а прочие оказались не в счёт.

Zina Korzina (c)

Отредактировано Алина (2020-10-24 10:12:44)

0

727

ИСТИННОЕ ЛИЦО КОРОЛЯ В ФИЛЬМЕ "ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО"

Экранизация пьесы Е. Л. Шварца «Обыкновенное чудо», режиссер М.А. Захаров, 1979 год. Еще раз возвращаюсь к фильму «Обыкновенное чудо», снятому Марком Захаровым. Была более ранняя экранизация пьесы Шварца, но меня, как зрителя, более греет вариант Захарова. Попытаюсь более пристально рассмотреть образ Короля, которого сыграл Евгений Леонов.

Путешествующий король – явление необычное даже для сказки. У Шварца все необычно и все не просто так. Где королевство этого правителя – неизвестно. Король отправился путешествовать и, по замыслу Волшебника, попадает к нему в гости.

Интересные факты о фильмах

Что делает добрейший, на первый взгляд, Король? Первым делом он пытается отравить Хозяйку и Волшебника и весьма огорчается, когда ему это не удается. Король вовсе не так прост, как может показаться. С ним вместе постоянно путешествует палач. При малейшем недовольстве герой Леонова вспоминает именно о нем.

Но этому Королю важно выглядеть в глазах дочери добрым папой. Он находит идеальную внешнюю причину для своих поступков. Не он сам деспот и нерадивый правитель, как можно так подумать, глядя на милое лицо Короля?

Интересные факты о фильмах

Разумеется, во всем виноваты предки. Благодаря им Король отравляет, душит, вешает. Тетушки, бабушки не сходят с уст этого героя – именно они с того света заставляют его совершать неблаговидные поступки. Правитель нимало не стесняется подслушивать под дверью разговор дочери. У него и моральных принципов нет.

Эту удобнейшую позицию искать внешние причины для любого проявления неограниченной власти Шварц показал на примере Короля. Евгений Леонов очень изящно изобразил внешне добрейшего человека, способного на любую подлость.

Интересные факты о фильмах

Разумеется, это был непрозрачный намек на власть эпохи Шварца и на власть вообще. Но насколько прозорливым оказался автор пьесы. Король не только правитель, он и почетный святой, и почетный великомученик своего королевства и даже почетный Папа Римский. Читателям это ничего не напоминает?

Добрый день, я - король. Обыкновенное чудо

Libertà (с)

0

728

Святая душа. Дура или чудо. Мэр г. Златограда, как одна из последних подвижниц коммунизма.

В июне 1968 г. на экраны страны вышел дебютный фильм кинорежиссера Глеба Панфилова "В огне брода нет". Панфилов до того, как стать кинорежиссером, успел получить высшее техническое образование, поработать мастером на заводе, научным сотрудником НИИ, завотделом в горкоме комсомола г. Свердловска, режиссером и оператором на свердловском телевидении. В год дебюта с первым полнометражным художественным фильмом ему было уже 34 года.

Интересные факты о фильмах

"В огне брода нет" рассказывал о гражданской войне, о санитарке красноармейского санитарного поезда простой, малограмотной девушке комсомолке Тане Теткиной, которая к тому же была талантливой художницей-самоучкой. В конце фильма Таня попадает в плен к белогвардейцам и ее убивают. Играет Таню Инна Чурикова. До этого в кино у нее были маленькие эпизоды, в которых она играла каких-то смешных дурочек. В этом же фильме впервые раскрылся ее выдающийся талант драматической и трагической актрисы. Роль у нее получилась такой святой христианской великомученицы за свою веру. Не зря первоначально фильм собирались назвать "Святая душа".

Интересные факты о фильмах
Это с Таней беседует белый полковник. Пытается выяснить во что же она верит, а потом пытается поколебать ее веру. И эта малограмотная девушка, которая не умом, а сердцем приняла веру в коммунизм, на предложение погибнуть прямо сейчас за свою веру, немного поколеблется. Но потом все-таки предпочтет умереть.

"Ты дура. Или чудо. Береги себя". Так скажет художник из красного агитпоезда, посмотрев на рисунки Тани и побеседовав с ней. Вот о таких, которые "дуры или чудо", и снимет Панфилов два своих последующих фильма - "Начало" и "Прошу слова".

После " В огне брода нет" Панфилов долго добивался снять с Чуриковой фильм о Жанне д"Арк, которая такая же "дура или чудо", как и Таня Теткина. Но это не удалось. Тогда Панфилов пошел на хитрость, он снял фильм "Начало", о простой рабочей девчонке Паше Строгановой, актрисе местной самодеятельности, которая снимается в роли Жанны д"Арк в художественном фильме. Почти треть фильма "Начало"- это эпизоды из снимающегося фильма в фильме. И Пашу, и Жанну играла все та же Инна Чурикова.

После успеха фильма "Начало" Панфилов вновь стал добиваться съемок уже полнометражного фильма о Жанне д"Арк. Чтобы получить согласие на съемки, он решил перед этим снять в соответствие с социальным заказом властей политически конъюнктурный фильм о женщине - истинной коммунистке, председателе горисполкома старинного города. О ее делах и заботах. Сам написал сценарий и сам снял. В главной роли снялась уже ставшая к тому времени его женой Инна Чурикова. И получился фильм "Прошу слова", вышедший на экраны в 1976 г.

Толчком к замыслу этого фильма послужил реальный случай. В классе у младшего брата Панфилова погиб один из его соучеников. И мать погибшего, председатель горисполкома, сразу похорон вышла на свое рабочее место. Панфилову стало интересно изучить вопрос, что же это за женщина, весь генезис таких фигур.

И в итоге вместо плакатного, "совкового" фильма о партийном и советском работнике, которых тогда снималось множество, получился один из самых острых и умных фильмов на современную тему. Очень многоплановый и многомысленный. Каждый нашел в этом фильме свое. Официальная власть была довольна образом истинной коммунистки, руководителя, который не отрывается от народа, буквально горит на работе. А диссиденты с огромным удовольствием находили в фильме замаскированную сатиру на советскую действительность.

Фильм начинается с перерыва в заседании сессии Верховного Совета РСФСР. Депутат российского парламента, председатель горисполкома, по-нынешнему мэр, г. Златограда Елизавета Андреевна Уварова стоит в буфете, пьет кофе и вспоминает. О том, как прошлой зимой ее тринадцатилетний сын Юра нашел на берегу реки самодельный пистолет, как попытался дома вытащить из него перекосивший патрон. В результате произошел самопроизвольный выстрел и сын погиб.

Интересные факты о фильмах
Это похороны сына Уваровой. Она как окаменела. а ее муж Сергей, играет Николай губенко, рыдает. Рядом с ним их дочь Лена.

И опять идет флэшбек на несколько лет назад. К знакомству молодых Лизы и Сергея, к рождению их сына Юры, к назначению секретаря парткома завода им. Ильича, депутата горсовета Елизаветы Андреевны Уваровой председателем горисполкома. Все это идет под музыку арии Сильвы и Эдвина из оперетты Имре Кальмана "Сильва". Этот рефрен будет сопровождать образ Уваровой весь фильм, показывая нам, что это не застегнутый на все пуговицы партократ, а живой и по своему обаятельный человек.

Фильм представляет собой несколько отдельных историй из жизни Уваровой Елизаветы Андреевны в разные периоды ее деятельности в качестве мэра.

Первой идет великолепнейший эпизод о том, как Уварова принимает дела у своего предшественника Алтухова, который 12 лет до нее был председателем горисполкома. Его играет Леонид Броневой.

Интересные факты о фильмах
Маленькая папка слева, это материалы по жилью. Большая - по строительству роскошного стадиона. Алтухова сняли, за то, что бюджетные деньги пошли на строительство стадиона, а не жилья. Жильем людей надо было обеспечивать в первую очередь. Но что поделать, если Алтухов очень большой любитель спорта.

А у Уваровой другая идея. Она хочет мост через реку поставить и на другом берегу начать строить новый город, с самым современными жилыми домами, великолепной экологией. Не город- курорт. И всего-то надо 10 миллионов рублей. Но просить их надо в Москве. Но она пока уверена в своих силах. Вот так и получается - один мэр, фанат спорта, стадион шикарный отгрохал, который может принимать Спартакиаду народов СССР, но жилье запустил. Другая все силы хочет бросить на строительство моста, опять же жилье побоку.

Волюнтаризм скажите? Возможно. Но предшественника Алтухова сняли за то, что бани сразу после войны строил, а не опять же жилье. Только вот он спас город от вшивости, люди эти бани очень любили, греться в них в морозы ходили, и теперь из этих бань -дворцов сделали прекрасные плавательные бассейны. И все этого мэра вспоминают теперь с благодарностью. И бани нужны, и стадион, и жилье. Все нужно сразу и сейчас. Так же, как и коммунизм, где каждому по потребностям, от каждого по способностям. Кто же от такого откажется. А так не бывает, для этого надо сначала поработать, человека нового вырастить. Вот тогда и будет коммунизм.

А Уварова - это и есть человек коммунистического будущего, вернее прошлого, еще тех, далеких 20-30-х годов, неизвестно на какой машине времени попавшая в сытые, спокойные,"застольные" 70-е годы. Следующий эпизод фильма один из самых важнейших в фильме, позволяет определить "чьих будет" Елизавета Уварова, каков ее символ веры.

Старому большевику Бушуеву исполнилось 80 лет. Он награжден в связи с этой датой орденом Ленина. Уварова едет к нему домой вручать эту награду. Очень искренне и душевно, без пафосной фальши, приветствует она старого большевика Бушуева, который уже не встает с кровати. Кроме Уваровой к Бушуеву пришли поздравить очень многие его старые товарищи по партии. Те, которые делали революцию, победили в гражданской войне, построили великую страну. И мы видим, что это какое-то собрание первохристиан.

Интересные факты о фильмах
Вот они истинные носители той идеи, в соответствие с которой они пытались создать новый, справедливый мир.

Вот ведь какой сложнейший вопрос, который нам назойливо подкидывают с начала перестройки - о том, как же оценивать советское прошлое, и попытался разрешить Панфилов задолго до того. А именно - все что сделали старики- это с ними, им отвечать за это на божьем суде. А молодежь - она должна жить будущим и делать выводы, беречь честь смолоду, чтобы жить спокойно и спокойно помирать.

И после этой проповеди всепрощения наступила тишина. И никто не осмеливался ее нарушить. Тогда сам Бушуев, пошутив, что он еще не помер, предложил петь песни. И его жена запела. А запела она старинную революционную песню, которая больше похожа по своей силе и мощи на религиозный гимн. Вот эта песня.

Вперед, друзья! Хор Пятницкого Comrades, Forward!

У песни этой особая история. Автор музыки неизвестен. Существует несколько версий ее создания. В каких-то источниках она называется "Песня декабристов", и ее создание относят к середине XIX века. Где-то указывают, что песня создана в начале XX века революционером-большевиком, поэтом и журналистом Александром Вермишевым. Вермишев воевал в Красной Армии комиссаром батальона, в 1919 г. был взят в плен деникинцами во время обороны Ельца. После зверских пыток ему отрезали пальцы, уши, нос и повесили за ноги на заборе, после чего изрубили шашками. Песня эта долгое время была неофициальным гимном РКП\б\, вплоть до 1938, когда композитор А. Алесандров на стихи В. Лебедева-Кумача не написал "Гимн партии большевиков". А в 1943 г. на музыку "Гимна большевиков" С. Михалков и Эль-Регистан написали стихи, и это произведение стало Гимном Союза ССР.

И Уварова своя среди этих старых бойцов. Она такая же, как и они. Революционный, беспощадный романтик, готовая пожертвовать всем ради построения светлого будущего. И эту жертву ей придется принести. В ее конкретном случае светлое будущее означает постройку моста через реку и создание "рая на земле"- новых жилых массивов, почти курорта, на левом берегу г. Златограда. Название очень символичное. И она уверена в реальности поставленной задачи. Ведь "нет таких крепостей, которые не могли бы взять большевики".

А пока ей надо решить вопрос с культурой. Папка "с культурой" была самой тоненькой и валялась в самом нижнем ящике письменного стола ее предшественника Алтухова. Поэтому вопрос об отношении мэра - большевички Уваровой к деятелям культуры обязательно должен был возникнуть. И он возник. Но об этом во второй части.

Старое кино от Хозяина тайги (с)

0

729

А зачем Панфилов смеется на святым человеком? Елизавета Уварова на работе и дома.ч.2

Продолжение. Начало тут.

Итак, авторы фильма представили нам свою главную героиню. Из простых рабочих, окончившая вуз без отрыва от семьи и производства, мастер спорта по стрелковому спорту, экс-чемпионка РСФСР и СССР. Истинная большевичка из 20-х годов. Честнейший и кристально твердый в своих убеждениях, и вместе с тем очень добрый и порядочный человек. Черпающая свою мудрость в трудах классиков марксизма-ленинизма. Желающая построить свой "рай на земле". С учетом того циничного времени, 70-х годов, это просто чудо, что ее выбрали председателем горисполкома. Скорее всего, из Москвы, из ЦК КПСС поступила разнарядка, чтобы мэром стала женщина, из рабочих и дура. По мнению обкома, именно Уварова и соответствовала этим критериям.

Вы думаете, что Панфилов с сочувствием относится к своей героине? Как бы не так. Он создал вот такой искусственный образ партийно-чиновной дамы, которая ни слезинки не проронила на похоронах сына и сразу же примчалась на работу, и помещает ее в различные ситуации. Рассматривает ее под очень "объективным" микроскопом и показывает в очень неприглядном виде. Если бы не гениальная игра Чуриковой, Уварова вызвала бы отвращение и смех. Но это и была такая задумка режиссера, чтобы каждый увидел то, что ему нравится. Это даже не фига в кармане, а хорошо замаскированная акция.

Вот первая из ситуаций под названием "Художник и власть". Патентованная большевичка и современная культура. Зашла как-то Уварова, ставшая уже и депутатом Верховного Совета РСФСР, к своей подружке в художественную мастерскую перекусить, а заодно проведать местную богему. И тут она знакомится с местным драматургом по имени Федя. Его играет Василий Шукшин. Это его самая последняя съемка в кино, не считая "Они сражались за Родину". Предполагалось, что он снимется в двух сценах с Чуриковой, но успел только в одной. И озвучивал его актер Игорь Ефимов, тот, что играл Басалаева в "Поздней встрече".

Интересные факты о фильмах
Вот Федя, вот Лиза. Уже практически друзья.

Федя вначале ведет себя немного развязно с незнакомой женщиной, богема, что возьмешь, старается подчеркнуть свою независимость. Но Лиза она умеет себя вести с любым контингентом. Она легко переходит с ним на "ты". Он ее Лиза, она его - Федя. Узнав, что перед ним мэр города, с Феди вся его интеллигентская фанаберия слетает и он начинает просить Лизу, чтобы она воздействовала на своего подчиненного из управления культуры, который заставляет его переделать пьесу для местного театра. И прямо тут же, за обедом и вручает свою пьесу Уваровой, которая согласилась ее прочитать и оценить.

Прочитала Уварова пьесу и обсудила свои замечания с Федей по телефону. Шукшина к тому времени уже не стало и сцену эту сделали в виде телефонного разговора. За Шукшина говорил Игорь Ефимов.

Интересные факты о фильмах
Без поучений и ненужного пафоса высказала Лиза Феде свои замечания. Отметила в начале хорошие стороны, но и указала на имеющиеся, по ее мнению, недостатки.

Вот в этой сцене и показана та самая цензура, которой сейчас так не хватает, по мнению многих, для современных, так сказать, "деятелей культуры". Разговор между честнейшей и порядочнейшей чиновницей и писателем, который считает, что он является "санитаром" общества, (Константин Райкин, к примеру, называет себя "зеркалом, в котором власть должна увидеть себя"), чей его долг вскрывать недостатки общества, очень интересный. И Уварова, и Федя - не враги. Они по одну сторону баррикады.

Вот только подход к проблеме у них разный. Лиза считает, что описывать недостатки можно и нужно, но вот только надо показать и методы их устранения. И кроме того, надо же народу показывать и что-то светлое, положительное, а не одну "чернуху". И это задача автора пьесы - Феди. А позиция Феди - мое дело прокукарекать об упущениях в социалистическом строительстве, а там хоть не рассветай. Не знает он, как все исправить. Он прокукарекал, а вы, там, наверху решайте.

Вот это и раздражает Лизу. Она этих недостатков знает больше фединого в тысячу раз и, так как человек совестливый и ответственный, работает над ними. Ведь потом этот же драматург придет к ней просить квартиру побольше вне очереди,чтобы было удобнее творчеством заниматься, а там и землицу под дачу, на природе хорошо о недостатках пишется. А сейчас он, как петушок, кукарекает про что не знает, отдельные недостатки превращает в глобальные обобщения. Ты покажи людям, как это должно быть, воспитывай их на положительном примере, вот Горький это умел, а если ты не Горький, то рановато тебе у нас в Златограде ставиться.

Но самое подлое со стороны Феди в этом разговоре было то, что в Москве его пьесу приняли к постановке в двух театрах, а он начинает ехидно выспрашивать о конкретных недостатках. И святая душа Уварова от чистого сердца начинает ему говорить, что можно было бы поправить. Сцену собрания, сцену субботника, сцену в магазине, сцену на выставке. И вообще убрать постельную сцену, не скромно это как-то, не по- нашему, такое Уварова только в западном кино видела, в Париже. "Секса, что ли много?" - ехидничает Федя, а потом сообщает - не напрягайся Лиза, меня в Москве в двух театрах ставить будут. Простодушная Лиза, конечно, сильно удивлена, а чего сразу то не сказал, комедию ломал. Но потом все равно предлагает подправить пьесу. Теперь уже Федя удивляется - зачем, в самой Москве никаких вопросов. Но Лиза тут уже его срезает - а затем, чтобы вашу пьесу и у нас могли поставить. Москва там пусть как хочет с ума сходит, а наша линия не изменится.

Вот ведь как отыгрался Панфилов на всех этих бездушных чиновниках, душителях передовой мысли творческой интеллигенции. Прямой намек - нам на Западе всякие премии дают, а вы нас тут зажимаете, пытаетесь командовать творческим процессом. И все эти обвинения он вывалил на "святую душу", Лизу Уварову - куда ты лезешь в тонкую писательскую душевную организацию, в творческий процесс, твое дело трубами и унитазами заниматься. Даже самые лучшие из чиновников, как Лиза, не имеют право командовать творческой интеллигенцией. "Свободу попугаям!"

А дальше Панфилов доходит до еще более глубоких обобщений. Теперь замахивается на уже и на весь советский строй. В одной кирпичной пятиэтажной хрущевке обнаружили трещину торцевой стены. Стоит вопрос, что делать - выселять весь дом или просто заделать трещину. Заседает чрезвычайный городской штаб. Изыскатели утверждают, что они дали верные данные по грунтам. Строители утверждают, что фундамент дома сделан с шестикратным запасом. Все уверены, что обрушения дома не будет, просто произошла просадка грунта. Но никто не хочет брать на себя ответственность за принятие окончательного решения. Расселить дом в новостройку, хотя там уже получили ордера новые жильцы и будет скандал, это проще всего. Заделать трещины и не расселять дом, хотя все уверены, что дом не рухнет - зачем брать на себя такую ответственность.

Уварова с учетом всех мнений предлагает дом не расселять, трещины отремонтировать. Но те, кто только что уверял в безопасности трещин, боятся подписать вместе с Уваровой такой акт.

Интересные факты о фильмах
Поздно ночью заседает комиссия, что делать с домом.

Но она уже приняла решение. Дом не расселять и трещину заделать. И вместе с нею акт освидетельствования подписали лишь начальник СМУ, который строил дом с шестикратным запасом прочности, и случайный ученый из проектного института, который тоже уверен с научной точки зрения в устойчивости дома. Остальные испугались. А кроме того, выяснилось, что и на других домах этого ЖЭКа появлялись трещины, и ничего, дома стоят, трещины заделаны.

И что же хотел сказать этой сценой Панфилов? Что вот какие кругом перестраховщики, а только Уварова смелая? Да нет, тут прямая аллюзия на то, что весь советский строй, как этот дом, весь в трещинах, которые постоянно латают. Что этот опасный для жизни домик надо расселить и перевезти жильцов в новые дома, пока он окончательно не рухнул. И все грамотные специалисты это понимают, одна упёртая большевичка Уварова, строитель, который строил этот дом с шестикратным запасом, да какой-то ботан-ученый, уверены, что дом, т.е. советское государство, вполне пригодны для жизни.

Вот так Уварова показана в рабочей обстановке. Но, чтобы уж окончательно развенчать эту юродивую, Панфилов показывает ее в кругу семьи. Но об этом в третьей части.

Старое кино от Хозяина тайги (с)

0

730

Не каждая кухарка может управлять государством. Что же нам хотел сказать Глеб Панфилов? ч.3

Продолжение. Начало тут и тут.

До этого были эпизоды трудовой деятельности Елизаветы Уваровой, а теперь посмотрим, что же у нее за семья. Какая семья может быть у истинно верующей в коммунизм подвижницы, готовой ради своей веры жертвовать всем.

Немного мы уже знаем. Во время передачи дел, а дело уже поздней ночью, дочка уже мать разыскивает, бывший мэр Алтухов с сочувствием спросил Уварову:" А тебе это надо? А как же семья? Детки? Им же мамка нужна?" На что Уварова, возмущенная такими приземленными, обывательскими вопросами Алтухова, ответила:" А стирать и посуду мыть и мужчины очень даже могут. Мой Сергей отлично с этим справляется".

А Сергей то у нее не какой-то там подкаблучник и тютя заторканный. Николай Губенко просто купается от удовольствия в этой роли. Он очень любовно-иронично относится к своему герою. Играет роскошного, обаятельного красавца мужика, в прошлом футболиста, а ныне тренера городской футбольной команды. Всегда элегантно и дорого одетого, с модными усиками подковкой, идеальной прической, пахнущего элитным мужским парфюмом. Одним словом, не просто мужик - а смерть мухам.

И вот у такой фанатички-революционерки имеется такой муж. Что-то тут не вяжется. Посмотрим повнимательнее на эту семью. После трудового дня вся семья сидит перед телевизором . По телевизору передают... ну, конечно же, любимую Лизой "Сильву". Музыка из этой оперетты, как мы уже говорили, рефреном идет во многих сценах, где показывают Лизу. Правда, постепенно легкая опереттка вытесняется религиозно-революционным гимном "Вперед, друзья". То есть Панфилов как бы подчеркивает, что вот была светлая и добрая девушка Лиза, любила веселую оперетту, но потом превратилась в фанатичную революционерку.

Этот эпизод, как и сцены с вручением ордена старому большевику Бушуеву и разговором по телефону с драматургом Федей, безусловный шедевр Панфилова. В небольшой сцене такая смысловая нагрузка, что иным сериалам ее не передать.

Во-первых, семья уже не первый раз вынуждена слушать любимую мамину "Сильву". Поэтому дети сидят с индифферентным видом, а муж, безучастно скучая, ковыряет спичкой в зубах, иногда внимательно рассматривая, что же такое он изо рта достал. Это ему гораздо интереснее куплетов Бони о том, что без женщин жить нельзя на свете.

А Лиза вся в переживаниях. Она пришла с пресс-конференции. Приехали французские журналисты и один из них задал ей вопрос - почему она так скромно одета для мэра города.

Интересные факты о фильмах
Вот она - идеальная с виду советская семья. Жена, муж, сын, дочь. Минимальный идеальный комплект.

И она рассказывает о своей обиде родным, что какие же эти французы недалекие, она не скромно одета. она хорошо, по ее мнению, одета. Надеялась, что семья ее поддержит. Но оказалось, что она совершенно не знает своих близких. Муж и дети не такие революционные фанатики, как она. Они простые, земные люди. Они считают, что их мать, как мэр, должна одеваться шикарно. Правда, между сыном и дочерью возник спор - в макси или в мини должна ходить мать, внушительно или эффектно она должна выглядеть. И Сергей очень нехотя подтвердил, что одета Лиза неважно.

После этого сын высказал ей претензии, что у них нет своей дачи, демагогически обосновав, что матери надо улучшать не только благосостояние посторонних трудящихся, но и своей семьи. На это марксистская начетчица Лиза ответила, что считает это мелкобуржуазным. Прямо диспут в духе 20-х годов о том, может ли комсомолец носить галстук. Но сына этими идейными штучками было не пронять и он заявил, что мать жизни не знает. Отец, конечно, на стороне сына, но в воспитательных целях дал этому "реалисту" ремня. Все-таки в доме отец хозяин и санкции на такое хамское поведение по отношению к матери он не давал.

А дальше по телевизору показали новости, в которых сообщили о фашистском перевороте в Чили и смерти президента-социалиста Сальвадора Альенде. Альенде в то время был одной из культовых фигур мирового революционного движения, примером того, что социалистическая революция может совершиться мирным путем, путем парламентских выборов. Но "всякая революция только тогда чего-нибудь стоит, когда может защищаться". В итоге Альенде погиб , а революционное правительство блока коммунистов и социалистов "Народное единство", было свергнуто. Лиза, как истинная революционерка-интернационалистка, восприняла это как личную трагедию и зарыдала.

Интересные факты о фильмах
У Сергея в это время его мать, бабушка его детей, третий месяц лежит в больнице, вероятно со смертельным заболеванием. Но Лизу больше огорчает смерть Альенде.

Пришлось Сергею рявкнуть и на Лизу, чтобы прекратила маяться дурью. Альенде, конечно, жаль, но вот бабушка в больнице умирает, это должно быть ближе. Но Лиза, упрекнув мужа, в слезах ушла в тир, успокоить нервы, постреляв в проклятого Пиночета и его хунту.

Интересные факты о фильмах
И у телевизора остается настоящая семья. Сын, дочь и отец.

Сын, только что выпоротый, знай свое место, сиди не кукарекай, пока не спросили, скромно молчит. Дочка, прикидывает, как бы она повела сейчас в Чили, думает, что и как мать не растерялась бы и пошла в партизанский отряд, борющийся с хунтой. А Сергей погрузился в свои мысли. Достала его эта "идейность" любимой женушки, нельзя же так все время этой дурью маяться. Может действительно пойти к "гимнасточкам", о которых говорила Лиза, намекая при детях на его неверность.

Вот абсолютно невозможно поверить, чтобы у такого шикарного мужика не было бы отдушины от бесконечных домашних дел - стирка, уборка, готовка; от постоянно принятого на себя стресса его любимой жены, которая все свои дневные неприятности по работе сбрасывает на Сергея. Отдушины в виде какой-нибудь симпатичной, безыдейной "гимнасточки".

Абсолютное непонимание Лизой своих близких самым явным образом показана в сцене репетиции ее выступления с презентацией проекта строительства нового моста. Мост - это ее "царствие небесное на земле" у нее на самом первом месте. Ее родные уже не воспринимают эту ее идею всерьез, но стараясь не обидеть мать, делают вид ,что внимательно слушают.

А потом между Сергеем и Лизой происходит объяснение. Где Сергей ясно высказывает, что думает о своей жене:"Ты не спортсмен Лиза. Ты ДОСААФ, ворошиловский стрелок". Подчеркивает тем самым, что Лиза никогда не была профессионалом ни в какой области, она активный общественник. Была профсоюзницей, серктетарем парткома, депутатом, и, как общественница, стала председателем горсовета. И теперь, дорвавшись до власти, решила строить мост. А кому этот мост нужен, когда у людей есть масса их нерешенных мелких бытовых вопросов.

Интересные факты о фильмах
"Ты представляешь в одном Париже 11 тысяч ресторанов, не считая ихнего общепита и кафе. И откуда у них такое богатство, когда такое впечатление, что никто не работает".

Вот что волнует простого советского человека. Строим, строим коммунизм, напрягаемся из последних сил, а ресторанов так и не хватает. А они там, особо не напрягаются, в богатстве купаются, а ресторанов, не считая кафе с общепитом, по одному на каждого. И видна не прикрытая симпатия со стороны режиссера к Сергею в изображении Николая Губенко. Чего не скажешь о Лизе. А кто бы от "11 тысяч только одних ресторанов" то отказался то? Это что, Панфилов высказал свою "голубую мечту" о "белых штанах"?

Интересные факты о фильмах
А Лизе и нечем ответить Сергею, она сидит за столом с портретом Ленина, ищет мудрости у классиков марксизма-ленинизма.

Но ничего найти не может, так как классики эти никогда не занимались реальным строительством коммунистического общества. Остается Лизе только пенять на французских леваков - "гошистов", во главе с Жан-Полем Сартром, которые понятия не имеют, как реально строить коммунизм, а еще нас учат. Сартра, я думаю, она читала, но, вот то, что он "левак", это ей на партучебе разъяснили.

Так и не получив от Лизы ответа, откуда у них там такое богатство, когда впечатление, что никто не работает, Сергей с сыном быстренько сбегают играть в футбол, весело напевая мелодию Нино Рота из "Крестного отца". Тут такое противопоставление происходит. Лиза любит "Сильву" и революционные песни, а остальные члены семьи слушают исключительно "иностранщину", битловский "Белый альбом", в частности.

Но ведь надо как-то и заканчивать фильм. И Панфилов тут с размаха, и с удовольствием прикладывает нашу идейную большевичку об реальную советскую действительность. До этого встреча с реальностью у нее была только дома, а теперь ее уверенность в том, что все возможно, надо только принять решение и сильно захотеть, столкнулась с Госпланом СССР. Денег на мост не дали, может в будущую пятилетку. Езжай- ка ты Лиза домой и помой там полы для начала. А мы тут за тебя подумаем. Не каждая кухарка может управлять государством. А потом у Лизы погиб сын.

Потом, уже в 90-е, очень распространенным стало мнение, что это наказание Лизе за ее революционную веру. Каждый истинно верующий должен пострадать, чтобы укрепиться в своей вере. Вот такое страдание Панфилов и придумал для Лизы, да еще отправил на работу сразу после похорон. Полагаю, что первоначально Панфилов так не думал, ведь фильм он создавал на основе реального несчастного случая, и это был просто сюжетный ход. А уже потом, в постперестроечное время, чего только не придумаешь об этой божьей каре, чтобы показать властям - я ваш, буржуинский.

В последних кадрах фильма Лиза заседает на сессии Верховного Совета и пишет записку с просьбой дать слово. Потом поворачивается и долгим взглядом смотрит на зрителя.

Интересные факты о фильмах
Взгляд внимательный и как бы вопрошающий - есть там кто живой. "Кто любит меня, за мной!"

Так что же все-таки хотел нам сказать Глеб Панфилов о той чиновнице, которая удивила его тем, что не билась три дня в истерике после похорон сына, а сразу пошла на работу? А хотел он сказать, что это "лишний" человек в 70-е годы ХХ века, не "преждевременный", а человек из прошлого. И каким бы он не был идейным ленинцем, кристально честным и чистым, он выглядит смешно и несуразно в эпоху "развитого социализма". Где люди хотят иметь "11 тысяч ресторанов", красиво одеваться, слушать не религиозные гимны, а западный рок-н- ролл. И вообще думать в первую очередь о себе, своих родных и близких, а не о мировой революции. И что выбор свой выбор Панфилов делает в пользу делового, модного одетого и практичного Сергея, а не в пользу обаятельной в своей революционной наивности и идейности, но выглядящей часто смешно Лизой.

Только тончайшая игра Инны Чуриковой позволяет сочувствовать ее героине, не превращает ее драму в жестокую пародию на советского чиновника. Но по сути Панфилов же почти весь фильм смеется над Лизой. Над кухаркой, которая решила, что может управлять государством.

Фильм называется "Прошу слова". Это Лиза просит слова на сессии Верховного Совета. А что она может сказать и кому? Опять про свой мост? Так эти вопросы на сессии не решаются и он уже решен. В следующей пятилетке. Может она, как еще одна доярка-кухарка Александра Соколова из "Члена правительства", хочет поблагодарить родную Советскую власть за все, что она для нее сделала? Опять же ее безжизненный взгляд в последнем кадре не говорит о таком энтузиазме.

Нечего ей нам сказать. Потому и оставляет режиссер финал фильма таким открытым. Хотя сам он выразился вполне закончено.

Старое кино от Хозяина тайги (с)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Интересные факты о фильмах