"Мачеха" с Дорониной. Зачем Шура заставила Павла положить куклу
Хотела назвать статью "Ода НЕ любимой актрисе". Я никогда не была поклонницей Дорониной. Нет, я знаю, что многие уважаемые люди считают её гениальной актрисой и вовсе не склонна оспаривать это. Просто я считала, что это "не моя" актриса. Так бывает. Ну не нравилась мне нарочитая чувственность, придыхание это, всё казалось мне чрезмерным. И тут случилась "Мачеха". Не знаю, как так могло быть, что я не смотрела этот фильм раньше и вдруг решила посмотреть. И я потрясена, скажу я вам... КАК?! Как можно сыграть СТОЛЬКО мамы, не пережив это самой.
Сыграть только взглядом, только улыбкой, парой фраз не про это вовсе... Что такое мама? Разве есть слова чтобы объяснить?! Понятие сродни таким как любовь, душа, счастье... Мать - это способность принять решение и взять ответственность за него, даже когда самой страшно. Решение не в свою пользу, а чтобы не навредить ребенку. Умение радоваться самому малому достижению ребенка больше чем своим победам, даже грандиозным. Умение чувствовать боль и страх ребенка глубже чем он сам... И не ждать за это награды иной, кроме улыбки ребенка. Мне кажется, что через материнство, Бог показывает нам, каким бы хотел видеть человеческие отношения... Но увы, как там звали Шуру? "Легонький умок"...
Только она, своим легеньким?! умом смогла понять то, что не сумели ни прожившая жизнь мать, ни прошедшая курс педагогики и психологии учительница. И воплощала это понимание филигранно, шаг за шагом. Какая разница, кто положит куклу спящей девочке, удивился Павел. И услышал в ответ почти приказ: - Положь куклу на постелю!!! Ей надо было, чтобы отец лишний раз взглянул на спящую дочь. А еще... Шура смогла понять, что этому ребенку НЕЛЬЗЯ ВРАТЬ. Даже в мелочах. Девочка молчит и оценивает каждое слово, каждый вздох. Она слышит больше, чем прочие. Больше, чем хочет сама.
Её душа так оголена, что способна почувствовать любую фальшь, даже незначительную. И замкнуться. Утром Шура скажет, что ночью папка приходил и положил ей куклу. И голос не дрогнет, ведь это будет правдой. А финальная сцена это какой-то космос. Девочка наконец-то назвала Шуру мамой. Что можно было сказать в ответ? Например: "Я тебя очень люблю дочка и буду любить всю жизнь и хочу чтобы ты это знала". Или: "Я никогда тебя не брошу и не обижу, ты можешь мне доверять". Не плохие фразы? Плохие! Потому что они начинаются с "Я". " ТЫ моя девочка", - говорит Шура. И тихо спрашивает: "Как тебе теперь, ... не страшно?" Сейчас спрашивает, только сейчас, когда поняла, что МОЖНО.
Не лезла в душу в кирзовых сапогах, мол Я понимаю почему ты молчишь, Я знаю, как тебе страшно... Это был секрет девочки, душевный секрет, который она прятала. Сказать ей тогда - значит уличить. И только теперь, когда ребенок смог победить этот страх, оттаять, Шура тихо произнесла это. Как мама. Каждое слово, каждая интонация Татьяны Дорониной - прямо в сердце! Не могу представить, кто смог бы так же пронзительно не сыграть, а именно прожить эту роль. А еще она там невероятно красивая...
Как-то ранее я слушала интервью Татьяны Васильевны, где она откровенно и достойно заявила, что считает не выполненной свою самую главную функцию - не стала мамой.
Стала! Оказывается этот фильм имел оглушительный успех в СССР и вызвал ажиотаж в детских домах. Сотни семей после просмотра взяли приемных детей. Значит сотням детей стало "не страшно". И в этом прямая заслуга талантливой (теперьи я это знаю!) актрисы. А ещё... во время просмотра фильма мы всё же вспоминаем, какими Бог хотел бы видеть нас. И плачем. И становимся чище. Хотя бы на час, пока идет фильм...
Ностальгия Лены Ло (с)