«ДОЖДЬ В ЧУЖОМ ГОРОДЕ» КТО В ЭТОМ ФИЛЬМЕ СОБАКА НА СЕНЕ
Фильм снят в 1979 году режиссерами В. Горпенко и М. Резниковичем по повести Д. Гранина. Музыка М. Таривердиева. В роли Киры – Людмила Зайцева, Степан Чижегов – Г. Фролов. В этом фильме совпало все - и материал, на основе которого он снят, и игра актеров, и музыкальное сопровождение. Основная мелодия Микаэла Таривердиева и песня в исполнении Галины Бесединой словно написаны для этого фильма – звучат очень органично и придают событиям особую окраску откровения.
Читатели, видевшие фильм, сразу поймут, кто в роли собаки на сене. Конечно, с моим мнением можно спорить. Для меня, в этом неприглядном виде показан один из главных героев – Степан Чижегов. Нельзя сказать, что Степан типичный командировочный Дон Жуан. Он замечательный работник и в город Лыков ездил по делу. В семье у Чижегова тоже все в порядке, он не ищет приключений, но и не отказывается от них.
Галина Беседина, Сергей Тараненко - Так хочется тепла
В 70-е годы в кинематографе была популярна тема одиноких женщин. Героиня Л. Зайцевой, Кира отличается от общей стаи неустроенных дам тем, что она не страдает от своего положения. По крайней мере, внешне это выглядит так. Кира выбирает Чижегова, можно сказать, на свою голову. Случайный роман с ленинградским инженером растягивается на несколько лет. Все это время Кира ведет себя так, словно ей не нужно большего от Степана. Чижегова устраивало такое положение вещей – ему нравилась и сама Кира и то, что она его любит, но ничего не просит, ей и подарков дарить не надо, не стоит приучать, рядом с ней очень хорошо и удобно.
Возвращаясь в Ленинград Степан каждый раз забывал о Кире. Он не любил ее, ему не интересно было, что происходит в его отсутствие. Не интересовало даже, жива ли она вообще. Всякий раз, приезжая в Лыков он заставал ее на месте, их связь продолжалась. Чувствовать, что тебя любят, вообще лестно любому человеку. Степан старался не замечать слезы Киры, когда он уходил, он никогда и ничего не обещал этой женщине. Его совесть была абсолютно спокойна. Не застав Киру дома в первый раз Чижегов помчался ее разыскивать и нашел в компании родственников в ресторане. Реакция Степана скорее похожа на поведение мужа, заставшего супругу с любовником.
Он ведет себя оскорбительно грубо, настолько собственническое поведение, что сама Кира уже со слезами спрашивает, что она ему сделала? Степан сам ничего не планирует менять в своей жизни, но не дает этого сделать Кире. В очередной приезд он узнает, что она выходит замуж, причем, за его друга, с которым он работал все эти годы. За человека, у которого, как и у Киры это чуть ли не последний шанс создать семью. Мне даже писать противно, о том, что наговорил о Кире Степан. Он уничтожил ее и Аристархова. Его, Степана, собственность заинтересовала кого-то еще. Он не позволит этого, хотя и сам больше не планирует приезжать. Его работа в Лыкове закончена.
Не знаю, чем и как можно объяснить и оправдать такой поступок. Можно было бы только любовью, но ее как раз и не было у Чижегова. Он опять уехал, не вспоминал о случившемся, и чувства раскаяния у него не было. Иначе позвонил бы и извинился, но этого тоже не произошло. Проходит время, Чижегову уже в последний раз надо ехать туда, где он очень нагадил. Как же не хотел Степан этой поездки. Вся история его романа с Кирой вспоминается Чижеговым в поезде во время бессонной ночи. Он приедет уже в другой город с другими людьми, которые все помнят и больше не уважают его.
Запоздалые извинения Аристархову – все, на что окажется способен ленинградский заведующий лабораторией. Казалось бы – за что упрекать Чижегова? Какой-то роман с одинокой женщиной, которой он никогда не говорил о любви. Я упрекаю его в непорядочности. Мужчина проверяется по отношению к женщине и к детям. Чижегов разломал две жизни мимоходом, его извинения уже никому не нужны. Не знаю, сложилась бы жизнь у Киры с Аристарховым, или нет. Этой жизни не дали возможности даже начаться.
Libertà (с)