Любил ли Артынов?
В главных ролях М. Неелова – Елена Андреевна, А. Абдулов – Артынов. Мне не хотелось бы упираться в тему того, как было на самом деле у прототипов героев фильма. Да, следователь Воронцова полюбила рецидивиста Мадуева, помогала ему. Была осуждена на 8 лет. Меня интересует тема отношений мужчины и женщины в этом фильме. Что такое случилось с опытным следователем по особо важным делам, непробиваемой Еленой Андреевной? Почему железная леди бросила все ради страсти к матерому уголовнику?
Я увидела в фильме двух профессионалов. Один – хитрый, обаятельный, самоуверенный мужчина. Вторая – женщина, успешная в своей профессии, не знавшая любви и не подозревавшая о своей страстной натуре. И пропасть между ними. Елена Андреевна просто берет новое интересное дело и начинает работать. У нее есть свой набор инструментов, которыми она пользуется. Ей и в голову не приходит, что не сказавший ни слова на первом допросе Артынов, изучал ее. Не как следователя, а, как женщину.
Честно скажу – я не верю Артынову. Он профессионал и охмурит кого хочет. Но, и Елена Андреевна – профессионал. И все-таки она купилась на те волны обаяния, которые выпускал ее подследственный. Хотя, могла подозревать, что это всего лишь имитация чувста. Сначала волны были маленькими и незаметными, а потом ее накрыло с головой любовью. Испытывал ли сам Артынов какое-то чувство, или все с начала до конца было игрой? Вот, что меня интересует.
Женщина повелась не на мальтийский крест – на прикосновение, которого не чувствовала раньше никогда. На голос. Абдулов так отлично сыграл эти сцены, что, когда он говорил: «Иди сюда», меня тоже куда-то слегка тащило. Елена Андреевна боролась, как могла. Она делала вид, что ничего не чувствует, и проваливалась все глубже в пропасть страсти. Да, следователь по особо важным делам не знала любви, не знала и того, что она страстная женщина.
Страсть парализует рассудок, только через какой-то промежуток времени человек может начать задавать себе вопросы: «А зачем я все это делал?» У следователя Шемеловой был муж, депутат, между прочим, который ее любил, как мог. И понимал, и что-то чувствовал. Но, в железной леди открылся такой Везувий, что никто не мог встать между ней и Артыновым. Заметим, она была вменяема и отдавала отчет в том, что делает. Но, не сделать попытки освободить Артынова она уже не могла. Шемелова передает Артынову оружие и даже кружит над тюрьмой на вертолете в надежде спасти его.
Можно по-разному относиться к актерам Александру Абдулову и Марине Нееловой, но в этом фильме он сыграли на десятку из десяти возможных. Мне показалось интересным то, что по сценарию Соловьева Артынов учит русскому языку вьетнамца Няма по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». И первая фраза, которую он читает, звучит: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей» Уверена в том, что Соловьев не случайно воткнул именно этот отрывок из «Евгения Онегина».
После встреч со следователем Артынов даже не изображает страдание или какие-либо любовные муки. Он возвращается в камеру и спокойно живет дальше. Кроме одного раза - когда Шемелова исчезла, уехала по его делу. Ничего не понимавший Артынов бился в дверь – он не мог понять, почему сорвался его план. Этот фильм мне запомнился именно игрой актеров. Сыграть сцену обольщения в допросной – по-моему, близко к вершине актерского мастерства. И вообще – так просто и натурально влюбить в себя следователя, непробиваемую даму на глазах у зрителей по-моему блестяще удалось Александру Абдулову.
И все-таки, Артынов только играл любовь, или чувствовал по крайней мере, что-то близкое к тому, что перевернуло жизнь Елены Андреевны?
Libertà (с)