Бедный Ганжа и ужасная Светлана
Фильм «Большая перемена» (1972) интересен самыми разными аспектами, но меня с детства изумлял союз истеричной и какой-то вечно взвинченной Светланы Афанасьевны, продолжающей играть строгую учительницу даже дома и — хорошего парня - Ганжи. Интересно, что мадам постоянно именует своего супруга по фамилии и визжит: «Мой муж — двоечник!!!» При этом, зритель часто даже забывает. Что у него есть имя — Гриша. И не только потому, что фамилия — редкая. Был бы он — Петров и Семёнов, звучало бы ровно так же. Мы запомнили бы звонко выкрикнутую фамилию ученика-мужа.
Симпатичный Гриша Ганжа зачем-то влюбился в неумную грымзу.
Наверное, только психолог мог бы распутать, что их держит рядом друг с другом. Классический вариант: барышня и хулиган. Она — прямолинейно-крикливая и свой предмет — литературу — даёт по методичкам РОНО и всяких указов-рескриптов. Скучная, зато красивая. И — ровная, как дорога к Светлому Будущему. А он — шалопай и при этом — отличный работник, прекрасный друг и - типаж, который обычно способен на подвиги (настоящие). Он реально - отличный мужик. А она? Комок нервов. Видимо, эти нюансы и контрасты создают особый фон в их отношениях.
Классическая формула 'барышня и хулиган' выглядит здесь, как драма хорошего парня при нездоровой тётке.
Да! Волнующая тайна их брака, точнее — мезальянса — это нечто, вроде приключенческого романа или старинной пьесы, когда муж и жена скрывают от света, что они — тайно венчаны. При этом, зрителю дают понять, что это — квартира Ганжи (работяге было гораздо проще заполучить квартиру, чем педагогу). Помните эпизод, когда Нестор Петрович приходит к Ганже и видит на стене фотопортрет Светланы, после чего «внезапно» встречает её там же и, решив, что она оставила продукты случайно, приносит их обратно в школу? Догадывается о любви Ганжи, так сказать.
О чём говорят супруги? О том, что муж - двоечник.
Но квартирка-то его. В общем, Света — дамочка с яркими садистскими наклонностями (а садистки часто идут в школу, просто Афанасьевну распределили после вуза к взрослым, а не к детям). Ещё у Светы — нездоровый комплекс превосходства. Она искренне считает, что лучше Ганжи. Но чем? Тем. Что выучила три учебника? Если он — такое чучело, зачем шла замуж и вообще заводила с ним отношения? Нашла бы инженера или доцента. Но, видимо, повелась на распространённое убеждение, что учительницам труднее всего выйти замуж — негде искать пару.
Такое чувство, что она напрягает даже Нестора Петровича.
Хотя, лично я не встречала ни одной одинокой и бездетной училки. Почему? Они бодро выскакивали замуж на стадии юного студенчества — за курсантов, за своих же профессоров, за ...кого угодно. На танцы приходят все — там и знакомятся. А Светочку Афанасьевну, видимо, не выбрали — она могла и на танцах не появляться, всё учила наизусть «Роль народа в бессмертном романе «Война и мир» или «Особенности гражданской лирики Некрасова». А потом — бац! Все подруги (если они, конечно, были) замужем, а она — в пустоте. Это сейчас девушка спокойно относится к отсутствию семейных перспектив, а тогда было важно «вовремя» завести пару.
Ну, красивая. Ну, образованная. Дальше - что? Неумная, истеричная.
А тут — Ганжа. Красивый, напористый, ...с хорошей зарплатой (посмотрите, как спокойно он «проигрывает» десятку жадному Тимохину), с квартирой. Но главное — любит-обожает. Опять же, можно постоянно пилить и «строить» взрослого мужика. Продлится ли такой брак? Надеюсь, что нет. Ганжа полюбит ту, которая будет любить его — по-человечески. Не называя по фамилии. Может, с нормальной девушкой он и вести себя будет прилично. А тут — какой-то детский сад и вопли: «Ты будешь учиться под моим присмотром!» Это весело только в лирических комедиях.
Zina Korzina (c)