Аристократка духа: ещё раз о Лене Бессольцевой.
Фильм «Чучело» (1984), в отличие от одноимённой и тоже очень достойной повести, сделался предметом горячего обсуждения примерно за полгода до выхода на экраны и, что самое удивительное, остаётся им и поныне. Я сама несколько раз писала об этой кинокартине, пытаясь рассмотреть её героев с разных позиций, вплоть до…оправдания их поведения. Мол, они не самые большие звери и многие из них – нормальные дети, которые просто решили выместить зло на «предательнице». Помните, они же до самого конца не знали, кто их подставил? А до этого момента самой Ленке доставалось ничуть не больше, чем всем этим Рыжим и Очкарикам. Сегодня я хотела бы рассмотреть этот конфликт с необычной позиции. С классовой. Аристократка духа в стане плебеев.
Крепостные художники Бессольцевы, а следом - их потомки – русские и советские интеллигенты. Дом с историей и картинами. Антикварный, вневременный мир. Дедушка – военный в отставке, а ныне – коллекционер картин. Некие родители, о которых мы ничего не знаем, но которые, скорее всего, тоже не матерятся и не хвастаются мебелью фасона «стенка» и ещё каким-нибудь импортным хрусталём. Лена, попадая в коллектив юных плебеев (там есть одно мощное исключение, но об этом позже) сначала вообще не понимает, что оказалась в классово-чуждой обстановке. Тут всё подвергается циничной насмешке, а один из антигероев даже сдаёт собак на живодёрню. Тут всё измеряется деньгами и – километрами от Москвы. Помните, с каким жаром дерутся две юные мещаночки после спора о «московском папе»? Костюмчик Шмаковой – прекрасен, но его пошила местная портниха, мать одноклассника Попова, посему он уже не так шикарен в глазах меркантильных завистников. О джинсах учительницы: «Просто у неё не фирмА».
Леночка же искренна и восторженна – она хочет дружить и радоваться. Она наивна, как все аристократки. Кажется, что ещё немного и она заговорит в стиле гимназисток Серебряного Века. Димка Сомов – тоже плебей, но он пытается вырваться, дотянуться. Именно поэтому его инстинктивно влечёт к Бессольцевой, хотя она и - Чучело. Он видит её уровень и как все подражатели, очень чувствителен к подлинности, очень падок на эталон. Но сам он – пустота. Не смог. Сдулся. Выдохся на подъёме. Хотя, очень старался. Кто же тут ровня нашей Леночке? Разумеется, Железная Кнопка и если Бессольцева – это наследница целой династии, то Миронова – типичный пример «советской закваски», которая во многом базировалась на дворянских и интеллигентских постулатах царского времени. Не предай. Материальные блага – ерунда, главное – честь. Будь верен. Терпи. Не сдавайся. Но есть нюанс - не прощай, дави, добивай. Милосердие - поповское слово, как было сказано в другой культовой кинокартине.
Одета кое-как и выглядит не очень – по сравнению с модницей Шмаковой и избалованной дочкой парикмахерши - Мариной. Но безусловный лидер. Больше того – не удивлюсь, если её когда-то тоже пытались травить или задевать. Причём, Железная Кнопка сама до всего этого дошла, ибо, как вы помните из диалога, мать Мироновой – типовая обывательница «как все». Недаром, Кнопка говорит, что могла бы дружить с Чучелом, если бы та не оказалась предательницей. А Леночка Бессольцева относится к людям не только искренно, но и …снисходительно. Ей всех жалко – они же убогие. Если честно. Да, судьба поместила её в такое общество, где ценятся деньги и другие материальные ценности, значит, надо этих людей принимать, терпеть, пытаться понять. Дед-Заплаточник и внучка-Чучело, у которых нет денег потому, что всё тратится на картины. Это оказывается много важнее, как, впрочем, и умение быть снисходительными к подлостям и слабостям других. Совсем других. У кого нет ни картин, ни рода, ни смыслов.
http://zina-korzina.livejournal.com/866814.html