«Дочки-матери» - о противных людях, которые на самом деле - хорошие
Фильм «Дочки-матери» - настоящий шедевр, при том, что ничего особенного в кадре не происходит. Более того, все персонажи поначалу невероятно ...противные. И эта брутально-прямолинейная сиротинка, что с танковым напором вторгается в жизнь чужого семейства, и снобы-Васильевы, типичная старомосковская «образованщина». Все они — бесят. Оля-с-Уралмаша, тяжелоногая, мощная, вся такая «напрямик» и — «плевать на препятствия» заявляется в квартиру своей предполагаемой маман, якобы кинувшей её на попечение доброго советского государства.
Оля заявляется в дом Васильевых, полагая, что Елена Алексеевна - её мать.
Мол, нашла я тебя, матушка, принимай с пирогами (точнее, с тортом, который не менее нагло сжирают «интеллигенты» Васильевы). Гипотетическая маменька Елена Алексеевна — вся такая «в сонетах сонат» (или «в сонатах сонетов») - хореограф, преподаёт классические demi plie и battement tendu, ходит с балетно-прямой спинкой и горделиво вскидывает подбородок. Её муж Вадим — некогда умный, а ныне — так себе математик, слегка поэт и — ужасно разочарованная личность. Жилплощадь — прекрасная, жизнь — более чем налажена.
Вадим - супруг Елены Алексеевны - бывший-умный-неудачник.
Дочки — Аня и Галя (в честь Павловой и Улановой) - те обыкновенные столичные хабалко-мажорки 1970-х, глядят на мир с презрением и скукой. Вот смотришь и понимаешь — тут все неприятны. Сирота Оля назойлива и тупа; лепит, что вздумается, не чувствует настроения окружающих людей. Может походя обидеть своей дурацкой прямотой, но сильно обидчива сама. Васильевы — это вообще семейка уродов, где никто никого не любит и каждый — скучен до неимоверности. Оля по факту слегка их растормошила.
Аня и Галя - две противные девицы, которых тоже можно понять - Оля просто невыносима.
Причём, серое убожество господ-Васильевых подчёркивает старый друг семейства — некий эпизодический «большой начальник» Пётр - он крут и — прост одновременно. И его простота не вызывающа, но - пристойна. Петру — уныло с этими снобами и он буквально сбегает, сославшись на неотложные дела. Тем не менее, сюжет закручивается - происходит подвижка — и престарелая балерина становится мягче, мудрее, «нормальнее»; и её супруг - недо_гений что-то начинает прозревать о своих жизненных провалах и утраченных смыслах.
Оля всё говорит, как чувствует и вываливает любую неудобную правду.
И Оля каким-то чудесным образом перестаёт восприниматься бронебойной дурой — она возвращается в свою свердловскую общагу, в свой круг, в свои стены. Великолепно снятая сцена: когда Оля восторженно рассказывает бывшим подругам по детдому о том, как радостно её «признали». Ей нужна эта красивая ложь. Всем — и ей, и зрителям (нам) ясно, что это были «не те» Васильевы. Вторая — не менее дивная сцена — когда Оля получает письмо от Елены Алексеевны — о том, что они, кажется, нашли настоящую мать Ольги. Помогли, чем смогли.
Волшебно снятая сцена, где Оля врёт, а по сути - рассказывает красивую сказку о том, как её приняли в якобы-родном-доме.
Эту кинокартину по сути надо смотреть ради этих двух — финальных - сцен. Остальное - бытовуха и разговоры. Специально - так. А эти - сделаны столь искусно, что начинаешь понимать: режиссёр Сергей Герасимов — это не просто официозный любимец партии, но реально гений. Но вишенка на торте — это именно то, о чём я уже сказала: персонажи перестают раздражать своим поведением, словно бы что-то встаёт на свои положенные места. Прямодушно-невыносимая Оля — умнеет и преображается даже внешне, а тускло-депрессивные снобы Васильевы — теплеют.
Zina Korzina (c)