За что Глеб ненавидел Груздева?
У каждого из нас есть ненавистные типы людей, к которым мы относимся заранее плохо. И нам подсознательно хочется, чтобы представитель «плохих» оказался вором-убийцей, гадом или хотя бы злостным алиментщиком. Чтобы мы имели право сказать: «Вот! Я же говорил -(-а)!» Для Глеба Жеглова таким контр-типом оказался Груздев — интеллигентный, с гонором, невероятно чужой человек, из иной касты. Мы, собственно, и видим Груздева глазами Глеба и нам он (Груздев) тоже противен. Вернее, мы ему не особенно-то хотим верить, как не желал ничего слушать Жеглов.
По сути, это - классовая и социальная ненависть, желдание доказать, что 'чужой' непременно - сволочь.
Чтобы понять эту почти физиологическую неприязнь, надо вспомнить ...жёсткую судьбу оперативника Жеглова. И его развесёлого папу, который не занимался своими детьми, где-то искал счастье и под занавес — увёл со двора коровку; и - беспризорничество, и средненькое образование с «тремя коридорами», и весьма скромный удел, несмотря на солидный статус (не юный милицейский начальник живёт даже не в коммуналке, а в общежитии и набивается пожить у Шарапова в его комнату — к слову, тоже не в отдельной квартире).
Иван Груздев для Глеба - отвратитен всей своей сытой жизнью, браком с финтифлюшкой Ларисой. А потому - приятно изобличать его и видеть униженным.
Жеглов остро переживает всё это, и даже везунчика Соловьёва («Отсыпь, Петюня, сахару!») невзлюбил задолго до инцидента у Верки-модистки. Тезис про «домик в Жавронках с коровкой да кабанчиком» - был припасён в тот момент, когда Соловьёв оказался при деньгах и материальном благополоучии. Но вернёмся к Ивану Сергеевичу Груздеву — респектабельному врачу, бывшему когда-то мужем капризной и непрактичной Ларочки из театральной среды (костюмерша, не попавшая в актрисы). Такой тип женщин сильно осуждался в фельетонах 1920-1950-х годов.
Володя Шарапов для Груздева не 'добрый следователь' , а социально-юлизкий персонаж. Равно и обратное - тот, у кого '10 классов на лбу написаны' спокойно относится к снобу-доктору.
Им приписывалась страсть к шмоткам и красивой жизни, а ещё — неразборчивость в отношениях и ловля статусных мужей. По словам Нади — сестры убитой Ларисы — конфликты и отчуждённость начались из-за поклонников и странного образа жизни, тогда как Иван Сергеевич не прощал «...даже самого невинного флирта». То есть для этой дамы, ради которой, кстати, Фокс и бросил Соболевскую, очень важна состоятельность, блага - своя квартира, кое-какое положение в обществе и — те самые вещи, что потом оказались украденными. Включая старинный браслетик.
У Груздева даже и без отдельной квартиры, на съёмной, в районе Лосинки, всё равно женщина из породы 'дама'.
Я допускаю, что Лариса была некогда влюблена в доктора Груздева, но его интерьер-с-экстерьером сыграли тут одну из главнейших ролей. А Жеглов, который крепко не любит всю эту среду, искренне желает, чтобы преступником и убийцей легкомысленной дамочки, экс-жены, оказался её благоверный — холёный Груздев. Ему уж точно не нравится, что надо делить его (!) квартиру на две комнаты. Чем не повод? Для Глеба он и Лара — пауки в банке, и аскетичного опера тоже можно понять. Именно по-человечески понять. В его работе подобные антипатии и обобщения - фатальны. Хотя, заметно, что ему не доставила удовольствие правда о невиновности Груздева.
Zina Korzina (c)