Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Интересные факты о фильмах


Интересные факты о фильмах

Сообщений 41 страница 50 из 999

41

Мелкая спекулянтка Верочка.

Секретарша Верочка – отнюдь, не центральный персонаж повествования. Однако же на ней очень многое держится. Верочка играет в сюжете примерно ту же роль, что и хитроумные слуги в старинной комедии – господа могут страдать или же – попадать впросак, но обаятельный пройдоха низкого звания - всегда в дамках. Да ещё поучит господина, как жить и во что одеться. Зрители понимают, что вот этот слуга – плут и может стырить гаджет (например, табакерку или аглицкие часы), но… он всем почему-то нравится. Типичный вариант – Фигаро. Так вот, наша Верочка. Недалёкая, но оборотистая. Типаж – древнейший, но – современный.

Верочка нужна всем. И про модную комбинаторность тоже расскажет, и про походку от бедра. С точки зрения 1970-х годов – очень легко читаемый образ. Все помнят, что секретарша имеет «зарплату секретарскую», но, вместе с тем, «туалеты — сплошь заграничные». Как ей это удаётся? Такой вопрос благодушно задаёт некто за кадром. Потом мы узнаём, что это – голос наивного Новосельцева, который действительно может этого не знать. Да! Верочка ловит «тачку», тогда как Оленька Рыжова (например) тащится на общественном транспорте.

Интересные факты о фильмах

На протяжении всего повествования наша героиня суетится. И, как правило, не по работе. Покупает сапоги, чтобы носить или чтобы потом перепродать? Давая советы, она непринуждённо, как бы, между прочим, сообщает: «Вот сейчас, кстати, выбросили в ГУМе, батники, блайзер сверху…». На позднесоветском сленге глагол «выбросить» означал не то, что вы думаете – выбрасывали не на помойку, а на прилавок и не барахло, а острый дефицит. В этом слове – унизительная правда. Торговля владела умами и помыслами: распределительная система, помноженная на вещизм населения, превращала торгашей в негласную, «теневую» элиту.

По газетам выходило, что элита – военные, профессора, оперные примы и непременный гегемон-пролетарий. А в реале – ещё и тот, кто имеет доступ к выбрасываемым батникам и всей прочей заграничной дольче-вита. Вроде блока Marlboro, пожалованного Верочке от барских щедрот. Можно, конечно, выбиться во внешторговские боссы, а можно – в торговлю. Тихой сапой прятать дефицит под прилавок и потом продавать его всяким Верочкам. Чтобы те, в свою очередь, могли ещё наварить свою десятку на перепродаже. Не хотите заводить знакомства в среде товароведов и мясников? Не нравятся директора автосервисов и спекулянтки? Стойте в очереди и берите с боем то, что выбросили.

Интересные факты о фильмах

«Продам колготки». Эта фраза, поразившая высокоумную мадемуазель Калугину, могла бы смутить ещё только Новосельцева (они вообще идеально подходят друг другу, ибо совершенно не в курсе того, «что теперь носят» - в широком смысле этого слова, а не только в модно-шмоточном). Верочку же или, например, её подружку Алёну, такие объявления не только не шокировали, но и радовали. «Какие? Импортные? Цветные? Оооо… И почём?» Более того, столь быстро экипировать Калугину могла только Верочка (или Верочкины знакомые). Что характерно, авторы кинофильма не только не осуждают оборотистую секретаршу – они откровенно ей симпатизируют.

Как симпатизируют ей большинство зрителей. Во всяком случае, никакого осуждения нет и не было. Точно такая же героиня в 1960-х годах была бы немыслима. Точнее, мыслима в качестве резко отрицательной. Представьте - секретарша, модница, сплетница, ...мелкая спекулянтка, курящая к тому же. Что там говорить? 1980-х уже откровенный фарцовщик в кинокомедии «Самая обаятельная и привлекательная» рисовался иронично, но без всякого возвышенного моралите. Это – часть жизни, детки. К фарцовщику обращается положительная героиня! Так и тут – зрителю давали понять, что такие Верочки – норма. И прекрасная норма.
http://zina-korzina.livejournal.com/817754.html

0

42

«Солнечный удар» по-михалковски.

Фильм «Солнечный удар» - как мне кажется, первый высококлассный михалковский проект за…очень долгие годы. Все эти его «Предстояния» близ «Цитадели» и «Сибирские цирюльники» - это либо навороченный помпезный ужас, либо – плоская картинка а-ля рюсс с открыточными царями и гимназистками-румяными. А Михалков мне нравится. Нравился с детства. В его картинах советского периода всегда было настроение, аромат, ...«лёгкое дыхание», если говорить словами Ивана Бунина. Россия, которую мы потеряли – изначально любимая тема, идея-фикс Никиты Сергеевича. Ещё до того, как её принялся разрабатывать любой неленивый.

Солнечный мир, старое имение, зеркала, дамские шляпки и шляпные шпильки. Михалкову можно – он барин. Не нувориш, а именно тот, который имеет право на. От природы. Интересная деталь (я уже об этом писала, но повторюсь!) одна девочка-подросток, посмотрев его «Рабу любви», ни черта не поняла. Точнее, поняла иначе – она решила, что вон тот мужчина в белом костюме и красивая актриса Вознесенская – ...работают в белогвардейском подполье, а рубить шашками её несутся именно красные.

Интересные факты о фильмах

Так вот «Солнечный удар». Первое впечатление – это не халтура, а штучный товар. (99 процентов российской кинопродукции последних 25 лет не выдерживают никакой критики, и с простеньким, но качественным и душевным фильмом «Легенда номер 17» мы носились целый год, как с шедевром на все времена). Новый михалковский проект создан с любовью и без спешки. Тут видна личная заинтересованность авторов – сюжетом. Аккуратность в деталях. Любование кадром. Да. В наш динамичный век все эти долгие диалоги и полёты газовых шарфиков на фоне голубого неба – невыносимая роскошь. Нам бы бац-бац, кровища, крик-плач, кого-то понесли… Здесь не так. При всей напряжённости, создаваемой в кадре – это размеренное действо.

Основной вопрос: «Как это всё случилось?» и «Когда всё это началось?» Герои имеют в виду 1917 год, Гражданскую Войну и противостояние «господ» и «пролетариев». Михалков показывает, что виноваты-то именно господа. Там имеется весьма примечательный диалог одного из офицеров. Шокирующий: «Я ненавижу русскую литературу». Потому что она целый век учила ненавидеть Россию. «Какую страну загубили. Потому что хотели отсидеться в стороне». Два раза. Два раза загубили. Сначала империю, потом – СССР. Как обычно, Михалков шутит по-постмодернистски. С аллюзиями. Диалог из фильма: «- Вы писатель? –Да. –Чехов?! –Нет, я Тригорин». Меня удивило, что никто в зале не среагировал на эту занятную штучку. Как, впрочем, и на эйзенштейновскую детскую коляску, прыгающую по раздолбанной лестнице. Правда, коляска была пустая.

Интересные факты о фильмах

В кадре почти нет звёздных физиономий – Михалков намеренно взял незатасканные лица. (Из известных персонажей – Александр Адабашьян и Авангард Леонтьев, друзья барина Никиты). Кстати, это тоже – типично для Михалкова. Мужчины-офицеры в кадре – прекрасны. Главная героиня – красавица, но…когда её первый раз подают в кадре (с биноклем, скрывающим большую часть лица), я вздрогнула с ужасом, ибо мелькнули скулы Киры Найтли. По счастию, актриса просто похожа абрисом лица. Великолепено создан ещё один дамский образ – суки из сук Розалии Землячки. Я, хотя сугубый хомо-советикус и сторонник коммунистических взглядов, но я очень уж не люблю всех этих полыхающих валькирий Мировой Революции. Моя идея – имперская, сталинская, которая во многом была продолжением империи Романовых. Так вот Землячка в кадре – красавица, железная и – вспыльчивая, жестокая. Тонкие черты, чёрная форма, прямая спина. Красиво. Если бы в советские времена так изображали именно чекисток, а не эсэсовок,...прочем, это тема для другой беседы. Ещё одна важная мысль – в той войне не было своих и чужих, а были только свои, убивавшие своих…
http://zina-korzina.livejournal.com/818091.html

0

43

Чтобы найти... кого-то?

Помните, какая мысль звучала в песне, или по-модному – «в саундтреке» к фильму «Служебный роман»? Чтобы найти кого-то! Не лучшего, не единственного, а просто кого-то. Разумеется, можно возразить – имеется в виду некто неведомый и чудесный, вроде того, что «душа ждала кого-нибудь», как у Татьяны Лариной, когда она уже лезла на стенку «в глуши забытого селенья», под завязку объевшись Grandison-ом. И если Тане Лариной попался хотя и потасканный, но всё-таки неординарный и вполне симпатичный денди, вернее - «как денди» (а по-агитпроповскому – лишний человек), то гражданке Калугиной, Кате Тихомировой, гражданке Никаноровой, …Раисе Захаррне, etc достались именно «кто-то». Кого заказывали – тот и явился. Разумеется, Новосельцев не так уж плох, как его часто малюют. Дал по морде подлецу-начальнику, что, согласитесь, не всякий мачо сможет. Но. Вы никогда не задавали себе вопрос: «А зачем он вообще-то нужен гражданке Калугиной?» Лох он или чрезвычайно мил – вопрос десятый. А вот просто – зачем?

Интересные факты о фильмах

Она самодостаточная женщина с размеренной, но при этом – хлопотливой жизнью. Ей постоянно некогда. Она вхожа к министру и в другие высокие инстанции. При этом – её (что неудивительно) страшно утомляют люди. Шум. На вечеринке у Самохвалова она хватает зарубежно-импортный «глянец» и с сигареткой углубляется в чтение, в листание. Новосельцев, врываясь в её бытие с коктейлем, разговорами о грибах и с финальным безумным танцем ей совершенно не нужен. В принципе. Потом нам показывают, как женщина с устоявшимся взглядом на мир перерождается из мымры в стильную леди и, по словам самого Новосельцева, в «эффектную женщину». Ради того, чтобы. Она нашла кого-то. Не в министерстве, не в главке и не в горкоме партии. А под боком. Нам пытаются сказать, что это и есть сбыча мечт. Новосельцев с его мальчик-и-мальчик. А потом ещё один мальчик. Пока она будет сидеть в декрете, её зам Самохвалов (ой, вряд ли он куда-то денется!) такого наруководит! 99 из 100, что он приложит все усилия, чтобы спихнуть Калугину с её креслица.

Интересные факты о фильмах

Да запросто. В те годы можно было «подъехать» к жёнам больших начальников с импортными подношениями, а их детям с обещанием этаких-разэтаких перспектив. Не сталинские времена – в 1970-х всё решалось по звонку, по знакомству, или, как тогда говорили – по блату. Самохвалов это умеет – секретаршам по пачке «Мальборы», а дальше – проще. И это только деловая часть, так сказать. Что Калугина выиграет от брака с Анатоликом Ефремовичем? Я, правда, не знаю. Нет, если она, конечно, решила осесть дома с детьми и готовкой – тогда понятно. Только всё это возможно не с Новосельцевым. Всё то же самое можно сказать и о Кате Тихомировой. Зачем ей, собственно, этот Гоша? Если всё бросить и стать «нормальной бабой» с пирогами да шанежками – всё о`кей. Но если продолжать руководить, а, заходя в квартиру, тут же включать опцию «домашняя хозяйка» - …а оно вообще-то надо? Чтобы было? Чтобы не жалели соседи и не спрашивали родственники? Чтобы предъявить супруга всем знакомым и незнакомым людям?

Интересные факты о фильмах

Интересно, что в 1970-х- в начале 1980-х гг. постоянно прокручивался, повторялся именно этот сюжет – она интересная, самодостаточная, иной раз даже красивая, а он – никакой. По крайней мере, по сравнению с ней. Но она достаётся именно такому. Ей за 30 или под 40. Или за 40, как Раисе. Но она выглядит великолепно – она же Гурченко! Она всего добилась и всем на свете интересуется, а потом ей срочно понадобился какой-нибудь Вася Кузякин, которому она в истерике даже обещает научиться печь пироги. Зачем Раисе Захаровне – Вася? Он ни хрена не смыслит в Массне. С ним попросту скучно. И она это понимает. Но цепляется. Тренд эпохи. И героиня Ирины Муравьёвой – самая обаятельная и привлекательная Надька Клюева – возвращается к своему унылому пинг-понговскому «юноше». Я соглашусь, что остальные в офисе ей не пара, а он что – пара?! Именно поэтому в эти годы так шикарно «выстрелила» старинная «Собака на сене» - начальница-красавица, богатая и самодостаточная, живи-радуйся. Нет же! Воспылала к Теодоро, который и отличен от Новосельцева только …хорошей работой.
http://zina-korzina.livejournal.com/825854.html

0

44

Символизм Михалкова.

Не секрет, что любая работа Никиты Сергеевича вызывает бурю эмоций – либо яро-положительных, либо – остро-отрицательных. Нейтрального мнения в духе «ну, так себе» не бывает, не случается. Михалкова можно только любить или же – отторгать потому что он – единственный в своём роде, нравится вам это или нет. Его кино невозможно смотреть за чаем (или – хрустя попкорном), ибо в любом из этих фильмов – будь то изысканный истерн «Свой среди чужих…», сугубо реалистическая «Родня» или метафоричная «Цитадель» заключён целый ряд смыслов. Сюжет – лишь повод явить эти смыслы. Михалковские картины многослойны и многозначны, в них – интереснейшее переплетение символов.

И вот – премьера, о которой все нынче спорят – удача или провал; русский прорыв или державно-барственный пафос? И прочие: есть Бунин? / нет Бунина? И Бунин - есть, и сама эпоха присутствует. В данном случае, мне малоинтересна вся эта около-идеологическая схватка, потому что для меня «Солнечный удар» - это, прежде всего, фильм – аллегория, а не банальное вспоминание торчащего в грязи офицера о белых пароходах и благоуханных красавицах. Фильм, как череда интереснейших символов, которые и создают ощущение изображаемого времени. То, что принято именовать Zeitgeist.

Интересные факты о фильмах

Итак, время. Действительно, в кадре мы видим часы, точнее – грубую манипуляцию залётного фокусника с часами. Провинциальный иллюзионист (наружность его нарочито комична!) что-то болтает о Карле Марксе и смущённо отдаёт поручику свои часики - в обмен на те, другие, испорченные в процессе неудачного фокуса. Нелепый иллюзионист подменил не просто механизм, набор колёсиков и пружинок, - он как бы поменял направление времён. Отныне оно будет стремиться в ином русле, в иное Прекрасное (или – ужасное?) Далёко. Фокусник-шарлатан отчётливо смахивает на кого-то из свиты Воланда, поэтому его циферблат станет отсчитывать иные вехи. Посему бесконечный и - риторический вопрос «Как это всё случилось?» закономерно перетекает в «Когда это всё случилось?». Вопрос «когда?» – это временная характеристика, попытка найти точку невозврата.

Есть такое устойчивое словосочетание «река времени». В кадре мы видим реку, её неспешные воды. Благостность бытия и долгие, растянутые мгновения – звонарь на колокольне позволяет себе роскошь просто обозревать окрестности; медленно и размеренно движется этот умиротворённый мир. Но час уже пробил, хотя никто пока этого не почувствовал – всё так же светит солнце – чересчур, впрочем, яростное. Ещё чуть-чуть и мир пойдёт на слом, точнее – ко дну, в прямом смысле этого слова, а его участники - канут в Лету. Время написания рассказа «Солнечный удар» - 1925 год. Место написания – Европа. Именно тогда, в 1920-х, «старики», прошедшие войну и помнившие, как было «до того, как», провозгласили новое имя утраченной и растоптанной эпохи - Belle Еpoque.

Прекрасная эпоха. Невозвратно-чарующая, когда женщины были загадочны, стихи – роскошны, а вечера – упоительны. Это - ностальгия и депрессия тридцати-сорокалетних интеллектуалов на фоне «ревущих двадцатых»: миром правили сноровистые нувориши и прочие Великие Гэтсби, стриженые девчонки в укороченных платьицах от Шанель дрыгались на дансингах, и старые схемы трещали по швам. Это – есенинский взгляд путешественника: «Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет, здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет».

Нам, очарованным блестящей «эпохой джаза», этого уже не понять и не принять. Мы тогда не жили и не были сорокалетними идеалистами с разочарованной душой. Рассказ Бунина создан в русле этой ностальгической привычки 1920-х. Всё ровно то же самое – в набоковской «Машеньке», написанной в 1926 году в Берлине. Что говорить, если даже Юрий Олеша (на другом краю Вселенной!) печально констатировал: «Мы – тридцатилетние целое поколение… - мы слишком скоро постарели. Почему?» 1920-е годы оказались сложнейшим переломным моментом не только для бывших аристократов, коротавших нищее бытие в полуподвалах Парижа, Берлина и Праги, но и для тех, кто с радостной яростью принял новые времена.

Ещё один символ, тесно связанный сконцепцией «времени»- это Россия, которую мы потеряли. Данную тему, замусоленную и вконец опошленную в 1990-х, Никита Михалков успешно и, главное – тонко разрабатывал ещё задолго до Перестройки. Это и «Раба любви», и «Неоконченная пьеса для механического пианино». За критикой безвольно-декадентской интеллигенции в «Неоконченной пьесе…» виделось совершенно другое – любовь ко всем этим старинным дачам, узорчатым шалям, жестоким романсам и – русской бытности. В «Рабе любви» - столкновение миров, белого и красного, а экзальтированная актриса – плоть от плоти Серебряного века только и может произнести: «Господа, вы звери…». Впрочем, большевистский подпольщик носит в кадре всё тот же белый костюм и катает «звезду» Вознесенскую на шикарном авто. А вся съёмочная группа томится от ностальгической тоски по 1913 году, по какому-то невозвратному ноябрю, когда был уже снег, но «трава зелёная-зелёная».

Новая вещь Михалкова – о той России, которую не просто потеряли, ибо потеря – это халатность или же небрежность. Это рассказ о России, которую предали, за что, собственно, и получили в лоб. Показателен монолог офицера в финале картины – мол, хотели отсидеться в надежде, что «всё само рассосётся». И сами себе создали, сотворили «окаянные дни». Критиковали царя, высмеивали царицу, хотели свобод и конституций, но главное - сомневались в Боге. И – пошли ко дну. Что там у самого Бунина в «Окаянных днях»? «Кончился этот проклятый год. Но что дальше? Может, нечто еще более ужасное. Даже наверное так»…

Далее офицер признаётся: «Ненавижу русскую литературу!» За то, что целый век учила презирать и хаять свою страну. Герой фильма приводит в пример пьяницу и картёжника Некрасова, но вспомните, например, Льва Толстого с его «анти-державным» пасквилем «Николай Палкин», со скабрезно-пошлым описанием всё того же Николая I в «Хаджи-Мурате». Интеллигенции внушалось, что быть против любой власти – это нормальное состояние образованного человека в России. Результат? В лучшем случае – «философский пароход». В худшем – затопленная баржа, набитая теми, кто …предал или не помешал предавать.

О других символах фильма

0

45

Плесень из параллельного мира.

Летом мне довелось прочесть фрагмент из старого-забытого советского романа с каноничным соцреализмовским названием – «Покоя нет». Автор Всеволод Воеводин в этом крошечном отрывке даёт развёрнутую картину вкусов, общественных «привычек» и пристрастий, бытовавших в послереволюционные, нэповские годы. Итак, судите сами: «…Рабочая молодёжь тянулась главным образом в технику, в медицину, в университет, тогда как художественные вузы по-прежнему широко держали двери открытыми для выходцев из самых разных социальных слоёв. Дети "бывших" овладевали искусством декламации, дочки гостинодворских и сенновских нэпачей изучали фольклор, люмпены - лирику Рембо». Типа того, что малахольные дочери бывших камергеров, не успевших смыться в Париж, отправлялись постигать декламацию или же учились отличать ямб от хорея. Это – маркер.

Интересные факты о фильмах
Здесь и далее - кадры из фильма «Весёлые ребята».

Но я сегодня о другом – о некоем параллельном мире, существовавшем в СССР и даже более того – …вопреки СССР. Я хочу вспомнить уже 1930-е годы, когда эта параллельность была особенно явной, яркой, сочной. Рядом с девушками-с-веслом и девушками-с-характером существовали девушки с крепдешином, фильдеперсом и песенкой «В парке Чаир распускаются розы». В этой параллельной вселенной никому не было дела до Осоавиахима и Агитпропа. Там крутились пластинки и томно читались слюнявые стишки. Нет, прямой антисоветчины не было – была тайная неудовлетворённость. Хотелось Coty, а не «Тэжэ». Мечталось о шелках от Скиапарелли (её знали – она приезжала в Москву в 1935 году!). Помадился ротик и звучало танго. Цвели курортные магнолии, пели сладкие голоса, а мужчины в модных штиблетах шептали о высшей страсти. И потом садились на …дцать лет за растрату казённых денег. (Впоследствии их внуки напишут в блогах, что дедушку упекли по 58-й статье).

Интересные факты о фильмах

В этом параллельном мире жили модистки и секретарши трестов, ресторанные лабухи и молодые жёны именитых старцев. А ещё – снабженцы, декламаторши и заведующие провинциальными филармониями. Милый, уютно-затхленький мир, где герой-лётчик означал не «покорение неба», а «отдельная квартира в Москве». Чаще всего девушек-с-крепдешином звали красиво, нежно – как-нибудь этак… Татуся Меделянская или Элэн Ойц. Это могло быть псевдонимом на эстраде. Ах. Она пела о парке Чаир и утомлении Солнцем на маленькой эстраде-ракушке. Маруся Колыванова не может петь о парке Чаир, о розах и грёзах. Только Элэн Ойц. А Колыванова – это или стахановка в забое, или – воровская Мурка. А они все – Беллы, кушающие виноград «Изабелла». Именно эти девушки, что характерно, попав под оккупацию, вели себя… «цивилизованно». Как истые парижанки. Девушки-с-фильдеперсом почуяли родное и близкое. В этой связи мне вспоминается ещё один фрагмент из старинной книги авторов Халемского и Северова «Последний поединок» (о так называемом Матче Смерти-1942). В сюжете фигурирует девушка по имени Нелли (естественно!). Не Василиса же.

Интересные факты о фильмах

Дочка бывших буржуев, красотка, милашка и – немецкая подстилка. Всё вместе. В единой порыве и в общей стилистике. «Еще посещая начальную школу, Неля поняла, что вокруг нее независимо существуют два мира: первый — это мир большого города, заводов, колхозов, кораблей на Днепре, каких-то больших забот, которыми постоянно живут все люди, больших печалей, надежд и радостей, что как-то неуловимо роднили всех этих людей. И другой — маленький мир их квартиры, которую маменька, любившая выражаться оригинально, называла «оазисом в пустыне». Или вот: «Маменька вся была в прошлом, и соседи неспроста прозвали ее «мадам Нафталин». Впрочем, соседи, сами того не понимая, служили средством к ее существованию: она имела коммерческие связи и ловко доставала дефицитные товары. С малых лет она прививала дочери хищные инстинкты; вместе они выходили в город, как выходят на охоту. Полем их деятельности были магазины, скупочные пункты, толкучка, квартирные явки маклеров. Неля вскоре постигла премудрость притворства, барышничества, мелкого обмана, фальшь «хорошего тона» и подчеркнуто элегантных манер».

Интересные факты о фильмах

И, разумеется, когда в город вошли цивилизованно-благоухающие пруссаки, девушка Нелли тут же проявила себя. Сейчас принято изображать подобных девушек – этакими жертвами обстоятельств. Мол, недодали ресторанов и Coty, а цветущие магнолии приходилось отвоёвывать у серой, но пафосной повседневности. По мне же они все – противные пиявки. Ложные попутчики. Плесень.
http://zina-korzina.livejournal.com/823809.html

Отредактировано Алина (2019-03-19 10:15:55)

0

46

Плесень-2.

У меня недавно на эту тему был пост. Потом я решила написать по теме целую статью. Тут публикую кусок 1950-е. Полностью читать здесь.

Итак, 1953 год. В одном из ноябрьских номеров «Комсомольской правды» появляется материал с говорящим и даже – кричащим названием «Плесень». Речь шла о так называемой «золотой молодёжи», привыкшей прожигать родительские деньги в ресторанах и пресловутом Коктейль-Холле. Уже самое начало статьи захватывало и предвещало криминально-драматический исход: «В третьем часу ночи, когда начали тушить свет в ресторанах, Александр, как обычно, появился в коктейль-холле. Молодой человек поправил перед зеркалом прическу и прошел в зал, раскланиваясь направо и налево. За стойкой на высоких вертящихся табуретах сидели его друзья. Альберт, худощавый юноша с бледным лицом, сосредоточенно тянул через соломинку ледяной коктейль «черри-бренди».

Люди, такие люди...

...Анатолий, подняв к хорам взлохмаченную голову, неистово аплодировал певице и под смех публики кричал дирижеру оркестра: — Заказываю «Гоп со смыком», плачу за всё!» Все атрибуты разложения – налицо. Осталось только проявиться по полной программе. И – точно! От барной стойки и пьяных оргий – к дерзким ограблениям и, наконец, к убийству. Разумеется, такие людишки есть в любом обществе, но как оно завелось в Советском Союзе? Именно этим вопросом задавались не только авторы нашумевшей статьи - Илья Шатуновский и Борис Протопопов, но и многомиллионная армия читателей. Конечно же, это – экстремум, крайняя точка падения. Тренд Агитпропа – сегодня ты играешь джаз, а завтра… Завтра ты мог исправиться, как юноша из знакового стихотворения эпохи «Нигилист». Носил узкие брючки, имел «…вкусы, брат, нерусские». Но - «…товарища спасая, «Нигилист» погиб». Но чаще всего дело обстояло много иначе.

Люди, такие люди...

В детективе «Дело Пёстрых» компания стильно-модной молодёжи и вовсе скатывается к рассуждениям о…высшей расе. «Растягаев, стал рассказывать содержание прочитанной им книги. Его слушали со страхом и почтением. Зловеще понизив голос, Растягаев говорил, что автор книги объявляет труд позором, уделом рабов, что борьба за власть есть сущность всего живого, что только каста господ может владеть и править миром». Как вы, наверное, уже поняли, всё заканчивается не «воспарением над суетой», а банальнейшей преступной деятельностью. И, разумеется, имеют место типичные атрибуты «плесневой поросли». Как-то: «Пёстрые галстуки, длинные, мешковатые небесно-голубые или ярко-желтые пиджаки, узенькие брюки юношей, аляповатые, открытые, тоже очень пёстрые наряды девушек». Безусловно, сейчас всё это выглядит занятно, миленько и ужасающе наивно. Особенно после выхода талантливого, но вредоносного фильма «Стиляги» Тодоровского-младшего.

Люди, такие люди...

Нынче принято считать, что именно эти свободолюбиво-раскованные завсегдатаи Коктейль-Холла, Шестигранника и танцпола в ЦДРИ, собственно, и были нормальными хомо-сапиенсами, в отличие от унылой «совковой» биомассы. Получается, что все остальные люди – рабочие, учёные, врачи, военные – это всего-навсего серые мещанишки, травящие яркую, прогрессивную молодёжь. Тодоровский талантливо выстраивает смысл-перевёртыш, абсолютно в духе «карнавализированной действительности», описанной ещё Михаилом Бахтиным. Помешанные на шмотках и голливудской dolce vita, стиляги показаны здесь именно борцами и созидателями, тогда как советские граждане превращены в отупелое мещанское стадо. И только основная суть передана верно – когда критическая масса «плесени» перевалила все возможные пределы, не стало и СССР. Ибо он стал попросту не нужен. Финальный аккорд «Стиляг» - показателен: толпы разномастных неформалов проходят победным маршем и с подходящей песней «Шаляй-валяй!».

Люди, такие люди...

По опустевшей, обезлюдевшей Москве. Никого нет – ни работяг, ни космонавтов, ни учительниц математики. Остались одни только нефоры. Занятно, что и Валерий Тодоровский, и прочие деятели, вроде драматурга Виктора Славкина, рисуют стиляг именно, как бунтарей-неформалов, а по факту эти симпатичные молодые люди и не менее очаровательные девушки хотели совершенно иного – красиво жить, модно-броско одеваться, пить «коктейли пряные» и прочий «ямайский ром». Они мечтали о заграничных шмотках и американской музыке, о нескончаемом веселье и вечном драйве, а не о какой-то там свободе слова-творчества-собраний. Их свобода выражалась в нежелании ехать на Целину или на Дальний Восток по распределению. В смаковании лейблов и в сотрясании воздуха иностранными словечками. Им, как Остапу Бендеру было скучно строить социализм. Когда этих …с позволения сказать, - господ - было мало, всё шло по курсу. Когда же большая часть населения ударилась в лейбломанию и доставание импортных унитазов… Наверное, помните, что было дальше!

Люди, такие люди...

После войны – ничего в этом мещанском болотце не поменялось, хотя, ушли в небытие престарелые тётушки, помнившие и купеческие загулы в «Яре», и гимназисток, пишущих стихи (кровью), и чарующее разнообразие батистовых платочков в «Мюр и Мерилиз»-е. Вот, например, остросоциальная пьеса украинского драматурга Василя Минко «Не называя фамилий», написанная в самом начале 1950-х годов. Весьма показателен диалог Дианы и Поэмы - жены и дочки министерского работника. Обе нигде не работают.

«Поэма: Какое мне платье надеть?
Диана: Лучше всего марекеновое… Терракот.
Поэма: Терракот... Фу, оно меня старит.
Диана: Тогда надень перванш реглан труакар... Без плеч…»

Люди, такие люди...

В пьесе постоянно фигурируют название материалов – шерсть букле, файдешин, японский шифон, но чаще всего – панбархат (или панбархат на шифоне). «Настоящий панбархат. На шифоне. <…> Роскошный, чудесный, потрясающий…». Занятно и - закономерно, что бытие модных мещаночек всегда пересекалось с миром воровской кодлы. Уголовник из уже упомянутой здесь повести «Дело Пёстрых» восклицает: «Недавно, между прочим, парочку цигейковых шубок провернули. Шик модерн! Заграница! А завтра отрезик габардина подбросят». Типичная цепочка: модная фифа – модистка – спекулянт (или вор, орудующий по квартирам). Как в любимой всеми истории про Глеба Жеглова и Володю Шарапова. Сейчас принято изображать подобных, параллельно живущих, девиц и дамочек – этакими жертвами обстоятельств. Мол, им недодали роскошных ресторанов и джазовых ритмов, Coty и Скиапарелли, а цветущие магнолии приходилось отвоёвывать у серой, но пафосной повседневности. По мне же они все – противные пиявки. Ложные попутчики. Плесень.

В тексте использованы карикатуры из журнала «Крокодил», взятые из блога denis_strebkov
http://zina-korzina.livejournal.com/826767.html

0

47

Дьяволиада "Солнечный удар"

Я уже писала о новом фильме Никиты Михалкова. Читала много рецензий и статей. На мой взгляд, это фильм - символ. Точнее, набор символов. Мне очень понравилась статья mysea Потрясающий ракурс - ещё один символ, который я пропустила, увлекшись темой воды, часов, механизмов и Дарвина.

Оригинал взят у mysea в Дьяволиада "Солнечный удар"
В "Солнечном ударе" мне больше всего понравилась цитата из 'Рабы любви'. Это было очень изящно сделано.

И ветер унес её шарф...

Заткнув ушки, защищаясь от ужасного мира вокруг, Ольга повторяет наперекор ветру : 'Я Вас не слышу..Я ничего не слышу, не слышу Вас..' И те же слова кричит пошлая бабенка на палубе, пока шарф играет в догонялочки и с мальчиком, и с мужчиной. И летает голубой шарфик Незнакомки по кораблю. Но тот шарфик, тот, в Рабе любви, был невинен, его полет был полетом души, гонимой ветрами времени

В 'Солнечном ударе' голубой шарф, летая, дразнит, манит, соблазняет. Он влечет и приводит ...куда? к объяснению и гостинице в маленьком провинциальном городке. К нереально потной женщине. Да женщина ли она? Не жар ли ада горит в ней, истекая каплями по коже? Суккуб был с несчастным офицериком всю ночь, а утром исчез, забрав у любовника нательный крест. Оставил конфетку, напоминая, что грех сладок. А может, еще какие планы с этой конфеткой связаны? К счастью, зритель не узнает, потому что ту конфетку никому попробовать не удалось.

Фотография странной женщины , снятой вместе с поручиком, исчезает из реального мира так же чудесно, как появилась. А вот и поручик, и Егорий, подержавшие конфетку в руках, встретились уже на дорогах братоубийственной войны. Именно благодаря суккубу поручик оказывается в сломанном времени: его часы разбиты бесом, а взамен даны другие часы, только вот, с изъяном. Их надо ударить. И ударили. По времени, по стране, по поручику, по Егорию, по моим прадедам и прабабкам. Когда всё это началось? Когда сломалось время.
http://zina-korzina.livejournal.com/828098.html

0

48

Шпионские страсти.

Обожаю шпионские детективы 1930-х годов. Но не в этом дело. Вот три отрывка из разных фильмов предвоенной и военной поры. Итак, начнём с диалога цивилизованных буржуинов из фильма «Высокая награда». Времена идут, гаджеты устаревают, мораль и та устаревает, а словеса не меняются. Впрочем, в эпоху Петра, ...Екатерины...Николая Палкина всё было ровно то же, только в других интерьерах и при иных средствах массового уничтожения.


Высокая награда.

Далее. Нашла шикарный монолог шпиона-предателя, взятого чекистами. «Я бы мог покупать всё - любовь, комфорт... Вместо этого я сижу здесь». Пафосно, зато красиво и мощно. Фильм «Ошибка инженера Кочина».


Ошибка инженера Кочина 1939

Ну и наконец военный детектив «Поединок». Снят в 1944 году. Отбор агентуры фашистами. Обратите внимание на мощно выписанные типажи. Причём, как дамские, так и мужские. Классика жанра.


Поединок.
http://zina-korzina.livejournal.com/828255.html

0

49

Вот это эстетика!

Есть фильмы, которые смотришь ради сюжета, а есть, которые ради эстетики (впрочем, по отношению к книгам сие тоже верно). Просто любование кадром. Не «что», а исключительно «как». В этом смысле 1960-е годы - время эксперимента. Не так давно я писала статью об этике и эстетике смерти в Советском Союзе. О сакрализации и десакрализации этого процесса. Мне дали ссылку на фильм 1967 года «Первороссияне», созданный по сценарию самой Ольги Берггольц (впрочем, и стихотворный первоисточник - её же), но не пошедший в массы. Я сейчас не буду рассуждать на тему - почему? Тут интересно другое - эстетика Красного Танатоса. Впрочем, красный цвет тут играет и свою привычную роль - витальность и воля к жизни. Но вообще фильм очень странный, наполненный символикой. Тут сочетание двух резко противоположных эстетических систем и норм - иконописная и революционно-конструктивистская. Я предлагаю три маленьких отрывка, хотя он и весь - такой.


Первороссияне 1967 Отрывок 1


Первороссияне 1967 Отрывок 2


Первороссияне 1967 Отрывок 3
http://zina-korzina.livejournal.com/833629.html

Первороссияне (1967)

0

50

Марфушенька-Душенька, как эталон высокой самооценочки.

Не так давно, по одному из телеканалов выступала некая психологиня - она давала мамочкам советы, как нужно воспитывать дочерей, чтобы у них была высокенькая самооценочка и они - внимание! - «...никогда бы не испытывали чувства вины». Собственно, именно сия парадоксальная формулировка и заставила меня задержаться на этом канале. Психологиня говорила вкрадчиво, но властно. Вещала о некоей «абсолютной любви к себе и к своему телу», о том, что матери не правы, если шпыняют и понукают. Тоньше надо. Мягше. И чтобы никакого чувства вины! Позитивная психология! ты хорош уж потому что это - ты, родной! Я попыталась представить себе образ, и даже - архетип который подошёл бы в качестве эталонного результата вышеуказанного воспитания. Возможно, я неисправимый хомо-советикус, но у меня получилась небезызвестная Марфушенька-Душенька из «Морозко».

Интересные факты о фильмах
Чётко формулируй свои желания!
Ведь ты этого достойна!

Смотрите - Марфуша выросла в атмосфере той самой безусловной любви, приятия и тепла (правда, всё это за счёт других, но большую часть психологов сие редко волнует). У Марфушеньки - высокая самооценка. Живя в хибаре и румянясь свёклой (или какими-то несусветными румянами), она ощущает себя принцессой, а мать (с безусловной любовью) даже называет своё неказистое чадо - королевой. Марфушка каждый момент своего бытия знает, что мир ей должен, что она может взять от жизни всё. Психологи «позитивного направления» учат чётко формулировать свои цели и даже записывать оные, но так как наша героиня не умеет писать (скорее всего), то она громко проговаривает, причём так, чтобы слышали все окружающие: «Хочу жениха! Хочу приданого! Хочу-хочу-хочу!» Она искренне уверена в том, что Морозко тоже ей обязан, что сама Вселенная спешит со своими дарами к девочке с высокой самооценочкой. На пару секунд она колеблется: «У Нассськи коса луччччче!», но потом правильная-мама быстро её уговаривает: наша-то мол, дороже - на базаре куплена.

Интересные факты о фильмах
Осознавай свою уникальность, даже если она от слова кал.

Марфушенька (в отличие от Настеньки) осознаёт свою уникальность, она считает себя красивой и статной, достойной куда как лучшего жениха, чем у сводной сестры. Почему? Да потому что это - ОНА. Так воспитала мама - осознавать свою особость, самость, высокое предназначение. Современный человек (с той самой самооценочкой) ведёт себя приблизительно, как Марфушка - он требует, он кичится, он всегда помнит о своей супер-сущности (в отличие от...ну этих, которые не-я). Наше (пусть и стрёмное) завсегда лучше вашего (пусть и объективно лучшего). Пример. Заботливая мама усердно таскала своё чадо по психологам. Причина была банальнее некуда - девочка хватала сплошные двойки. Мне - человеку старой закалки - это показалось странным. Надо заниматься с ребёнком, а не выявлять глубинные причины написания им ши-ши через Ы. Так вот! После массированной атаки вкрадчивых психо-работников, девочка не стала учиться лучше. Просто она стала грубить учителям из серии: «А вы в школе работаете потому, что не смогли получше пристроиться?» Самооценочка!

Интересные факты о фильмах
И пусть весь мир подождёт!

Посмотрите, как реагируют блогеры на тексты о каких-нибудь знаменитых красавицах. «Это - красавица? ...А где у неё талия?! А я бы не вдул... даже за деньги!» Почему так популярны посты о фитнесе, о красоте, о похудании? Не потому что это многих интересует. Причина - иная. В комментарии набегают толпы Марфушек обоего пола и принимают излагать свои соображения в духе: «А мне не нра...!», что в переводе на марфушко-самооценочный означает: «Все - дерьмо! Я офигенный!» А вот иная плоскость. Почему так много людей сейчас пишут книги или - собираются это делать в ближайшем будущем? Они реально уверены в том, что им есть, что прокричать шир-нар-массам. Пример. В блоге у моего френда разгорелся настоящий скандал - некий господинчик не обнаружил своего ценного комментария к посту. Человек-самооценочка был оскорблён, что его true-комментарии трут, что...его Мысли пропали втуне, что... Это же ЕГО комментарий. Потом хозяин блога раскрыл коммент, который был заскринен по причине ...бессмысленности. Как обычно, там оказалась какая-то бодяга в посте про... фотографии природы времён СССР. В общем, разбуди в себе Марфушку и пусть весь мир подождёт!

Интересные факты о фильмах
Чувство вины? Не. Не знаю.

P.S. Психологи (позитивного направления) учат, что именно Любящий Себя высоко-самооценочник получает от жизни все ништяки - и престиж, и деньги, и бриллианты (которые лучшие друзья девушек). На деле же Любящие Себя имеют в конечном зачёте тот самый сундук с воронами, а то и чего похуже. Правда, они этого не осознают, ибо полагают - ээээ, мы просто мало Себя любили. Много вины испытывали за подлости. Надо усилить и углубить Любовь к Себе. Благо, книжулек на тему ныне развелось многонько, девоньки. Включай Марфушку - ведь ты этого достойна.
http://zina-korzina.livejournal.com/862099.html

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Интересные факты о фильмах