Самый странный советский фильм
Среди советских фильмов по-настоящему странных довольно мало, хотя для некоторых людей и «Кин-Дза-Дза» - какое-то нездоровое кино. Я хочу поговорить о по-настоящему чудной ленте, при том, что она была снята не в 1970-х, когда это могло быть модным и не в Перестройку, когда создавали всё, что хотели, а в эпоху Сталина. Правда, фильм «Строгий юноша» положили «на полку» с клеймом «за формализм», то есть — за интерес к форме в ущерб содержанию. Однако именно эта вещь наилучшим образом отражает настроение 1930-х с его культом тела и евгенической сущностью.
Герои фильма живут в каком-то странном мире, значущимся, как Советский Союз, но реального СССР тут нет. Есть одни названия.
Начнём с того, что сюжет фильма — исключительно аморален. С любой точки зрения. Итак, у маститого профессора Степанова — зрелая и статная супруга Маша. Женщина привлекает всеобщее внимание и не ускользает от взоров молоденького спортсмена Гриши Фокина, которого, к слову, играет юноша с изысканной фамилией Дорлиак (из рода французских дворян, сбежавших в конце XVIII века от революции). Настрой таков, что изменить старому напыщенному супругу с таким Аполлоном — норма. Авторы рисуют Фокина не просто в качестве положительного героя, но как образец, эталон.
Пожилой профессор, его упитанная жена и Гриша-комсомолец - это даже не любовный треугольник, но какая-то фантасмагория.
В финале мы наблюдаем, как Маша уходит в ночь с Гришей, они целуются на мосту, а утром она возвращается в особняк к супругу. Помимо тезиса о том, что желания надо реализовывать, в этой картине много ...несоветского и даже антисоветского. В любви мужней жены и упругого спортсмена нет ничего от типичного для послереволюционной «свободы любви» в духе Коллонтай. Здесь какая-то утончённая игра в евгенику. Профессор Степанов довольно циничен и занимается ...воскрешением мёртвых. Он мыслит категориями биологической целесообразности и смотрит на людей, как на мясо.
В кадре - гонка на квадригах. Такого вида спорта не было ни в СССР, ни в других странах.
Его крупная супруга, как и натренированный юноша (который «строгий») - хорошее мясо, годное. Сам он не очень. Так и пусть! Профессор абсолютно спокоен. Вместе с тем, этот аморальный сюжет совершенно фантастически подан — кинофильм как-то болезненно прекрасен и буквально взрывает мозг. Кстати, именно Юрий Олеша (автор сценария) и Абрам Роом (режиссёр) впервые «оживили» дискобола — за два года до немки Лени Рифеншталь, которой приписывается этот эстетический приём. Эта идея носилась в воздухе.
Дискобол - друг Гриши Фокина здесь выступает, как эстетическая деталь.
Шикарная гонка на квадригах, которой не было и быть не могло в тогдашнем СССР (и нигде в мире) тут показана в качестве нормального вида спорта. Волшебный сон Гриши Фокина, где он признаётся в любви Маше, при этом обожествляя её тело, смотрится, как сюр — что неудивительно — в те времена страшно популярен был Сальвадор Дали и любой сюрреализм с его сном-явью. При том, что «Строгий юноша» - рассказ о спортивных мальчиках и хорошей плотской любви, он смотрится, как нечто психо-патологическое. При том, что никто не может сказать, что же там — конкретно — срывает крышу.
Zina Korzina (c)