Признак советской респектабельности?
Сейчас это покажется диким или же странным, но в позднем СССР одним из признаков ...не то, чтобы респектабельности, но некоторого шика считались вырезки из западных журналов мод — особенно с красивыми моделями. Эти странички символизировали некую принадлежность хомо-сапиенса к буржуазной роскоши. Конечно, в очень богатых и приличных домах — уровня зам.министра это уже не встречалось, но обыватель искренне полагал, что блондинка в джинсах фирмы такой-то или автомашина из каталога советско-немецкой выставки — украшают его жилплощадь.
Модный Володя из «Самой обаятельной...» держит вырезки аж на службе.
Полагаете, что этим страдали исключительно подростки да юноши? Такое могло встретиться и у сорокалетних. Маленькие девочки вырезали красивые, пахнущие нездешней полигафией, картинки для своих песенников, а их мамы спокойно могли налепить это на двери ванной или туалета. Мол, мы тут не валенки! И, как говаривала героиня Ларисы Удовиченко из «Самой обаятельной...»: «Мои подружки, слава Богу, разбираются в моде. Журнал «Бурда» смотрим ежемесячно». Сказано с апломбом. Как о Нобелевской премии, по крайней мере. С ударением на «а».
Неслучайно, зайдя к стоматологу Шпаку, вор Милославский увидел всех этих нимф заграничного глянца на фоне антиквариата «эпохи Керенского». Обратите внимание на кнопку!
Вот эта самая бурда и составляла часть бытия многих советских граждан. Если не могу достать импортное, так повешу на стенку его (импорта) изображение. Но и не только. Многие вполне обеспеченные господинчики, вроде слесарей автосервиса или директоров магазина «Мясы-колбасы», могли себе эдак загадить кооперативное обиталище. Неслучайно, зайдя к стоматологу Шпаку, вор Милославский увидел всех этих нимф заграничного глянца на фоне антиквариата «эпохи Керенского». Причём, вся эта лепота — я имею в виду журнальные вырезки — потрёпанные и грубо прикноплены.
Даже у чистоплотной и вроде бы как не из этой «темы» - Раисы Захаровны. У неё вся прихожая — в «календарных» пляж-девочках.
Если внимательно смотреть фильмы, то можно увидеть всяких «девушек в неглиже» и рекламу стирального порошка у многих, гоняющихся за модой, персонажей. Даже у чистоплотной и вроде бы как не из этой «темы» - Раисы Захаровны. У неё вся прихожая — в «календарных» пляж-девочках. Развивая мысль, полагаю, что налепил некто, кто был до Васи. Понятное дело, что все эти девки и плакаты с Рембо (о, счастливые обладатели видака!) являли собой красочное дополнение к пустым пачкам из-под импортных сигарет и шикарных бутылок из-под очень дурного пойла.
В комедии «Ты - мне, я - тебе» вся квартира модного банщика (!) заставлена антиквариатом и завешана всякими рекламками.
В советских детективах часто мелькали «девки-и-мотоциклы» в качестве фона для «прожигания бытия». Обычно следователь с усталым, но добрым лицом заходил в комнату какого-нибудь волосатика, подозреваемого в ограблении ларька «Союзпечати» и укоризненно глядел на всякие Харлеи, Мальборы, чинзаны и японские календари «с купальниками». Потом принимался учить жизни и выводить линию задушевного допроса. В кино эти музыканты-модельки-актёры означали: хозяин предпочитает что-то не то. И это «не то» приводит его к ограблению соседа-антиквара, например.
В детективе «Вход в лабиринт» квартира преступника вся расцвечена плакатами и вырезками.
Как-то раз классе в седьмом мы попали в дом некоего мальчика, у которого было сто кассет и японская стереосистема. Сын кого-то там из треста столовых. Так сказать, мажор низшего сорта. Зато — кассеты. Сто. Так вот у него вся комната была оклеена — как обоями — страницами из музыкальных журналов Bravo и Popcorn. Всё это перемежалось восхитительной рекламой мороженого, печений, игрушек, телевизоров. Мы — строго воспитываемые (!) дочери министерских работниц — ходили там, как завороженные.
Kарикатура Л.Самойлова (с). Журнал «Kрокодил». Kлассический тунеядец должен иметь соответствующий жизненный фон...
(У меня тоже имелись журналы и каталоги, но кто мне позволил бы это клеить на стены?!) Я очень завидовала такой лепоте! У нас дома было «скучно». Что всё это означало? Не только дикарство, но и — глубокую детскую наивность. Дети любят наклейки, яркие картиночки, красивенькое. Любят, чтобы торт был не просто вкусным, но с непременными розами несуществующих оттенков. Ребёнок обожает рисовать на обоях — есть целые методики, как его отучать от сего неблаговидного занятия.
Рисунок М.Петрова (с). Журнал «Kрокодил». Типичный набор западных обложек и якобы-красивой жизни.
Советский человек предперестроечных и перестроечных времён точно так же портил стены яркими «презентациями» чужой, неведомой, завлекательной жизни. И он был не виноват — поздний СССР обладал более чем сдержанными тонами. Вся эта «неброскость» и скромность фона оказалась губительной для самой же Системы. Обыватель подумал: «А зачем мне что-то там бороздить в районе Проксима Центавры, если у меня нет ярко-малинового, в блёстках, велосипеда?» Сдержанный фон очень надоедает. Именно поэтому в конце 1980-х все дружно кинулись на обёртку, даже не особо вглядывась в содержимое.
Зина Kорзина (с)