Трус не играет в хоккей!
«Легенда №17» - это двойное сожаление. О том, что красивый спорт канул в вечность. И о том, что прорыв в российском кино, о котором после выхода фильма начали говорить, так и не случился. Очень яркое воспоминание детства - конец зимы, серое небо, мальчики играют в хоккей на катке-коробке. Это 1976 где-то год. Хоккей - в большой моде, все дети смотрят телевизор вместе с родителями, а родители болеют за сборную СССР. Правда, иногда за чехов. Помните? Радиоточка выдавала песню «Трус не играет в хоккей!»
«Легенда №17» - это двойное сожаление. О том, что красивый спорт канул в вечность. И о том, что прорыв в российском кино, о котором после выхода фильма начали говорить, так и не случился.
Фильм «Легенда №17» о Валерии Харламове. Он был настолько популярен, что именно в честь него мамы называли мальчиков... Все знакомые Валерики того поколения - в честь Харламова. Быть может, совпадение. Но... Тот факт, что они не выросли хоккеистами, ничего не меняет - их детство было наполнено криками «Шай-бу! Шай-бу!». Все они ходили с клюшками и мешали девочкам на катке прыгать двойной риттбергер. В «Легенде №17» нам показали нормальных людей. И Легенду спорта. Советскую, русскую легенду.
В «Легенде №17» нам показали нормальных людей. И Легенду спорта. Советскую, русскую легенду.
Не об уныло-сером совке с кровавой гэбнёй и снулыми подданными, только и мечтающими отхлебнуть из буржуйской чаши изобилия, как нравится либеральным зайчикам, а именно о великой стране, в которой был такой же великий спорт. Не только Победа, космос и балет, но и хоккей. Что меня действительно поразило в сюжете? Впервые за много лет вожделенно-бананово-лимонный и диорово-шанелевый запад был изображён не как Парадиз, а именно как чуждое, колючее, неприятное место.
И канадские хоккеисты были показаны не светлоглазыми носителями демократических ценностей, а едва ли не орками.
Необязательно даже яростно-враждебное, но неизменно чужое. Так сказать, их нравы. И канадские хоккеисты были показаны не светлоглазыми носителями демократических ценностей, а едва ли не орками. Точнее, хорошо тренированными животными, вызывающими оторопь. Не люди, а нечто пограничное - заросшие космами, с модными в 1970-х годах бачками, жующие жвачку и смотрящие на мир из-под безобразных бровей. Скажу честно - таких буржуинов я не видела очень давно!
Не люди, а нечто пограничное - заросшие космами, с модными в 1970-х годах бачками...
Правда, в конце даже канадский хоккеист начинает говорить человечьим языком - после того, как ему вломили советские парни. Сам СССР показан не то, чтобы, как страна эльфов. Нет, отнюдь. Есть в нём и неблагополучные районы и такие же города с загаженной атмосферой. Город Чебаркуль, в котором Харламов по сути начинает свою карьеру, изображён, как адское местечко с дымящимися трубами и раскинувшейся на несколько километров «индустриальной красотой».
Олег Меньшиков в роли тренера Анатолия Тарасова тут назван фигурой, равной маршалу Жукову.
Олег Меньшиков в роли тренера Анатолия Тарасова тут назван фигурой, равной маршалу Жукову. Сказано в шутку, но в каждой шутке, как известно... А партийный деятель вскользь называет Тарасова ...сталинистом. А ещё в кадре мы видим, как вся страна болеет за наших хоккеистов. Вся - от врачей до хулиганов. И вот, что главное - нам напомнили, что было время, когда люди играли и выигрывали не за миллионные контракты, а за честь страны, когда нельзя было не выиграть. Деньги - это прекрасно, однако, не они должны стоять во главе угла, когда речь идёт о великих ценностях.
Зина Корзина (с) 2013