Три новогодних красавицы.
Что же объединяет три главных новогодних кинофильма? Все три новогодних фабулы вертятся вокруг «нездешне» красивых, и, по факту недоступных для простого обывателя, женщин. Это было нечто с обложки импортного ширпотреб-каталога – получалось, что Сказка с большой буквы С должна выглядеть именно так...
В центре повествования находится красивая женщина, воплощающая актуальный западный тип внешней привлекательности. Напомню, что в СССР сосуществовали два противоположных варианта красоты – первый базировался на общемировых трендах и реализовывался в иллюстрациях фэшн-прессы, второй же имел социально-этическую сущность и воплощал образ «идеальной советской труженицы».
1. Так, Людмила Гурченко превосходно вписывалась в господствовавший с конца 1940-х годов «диоровский» стиль – очень тонкая талия, покатые плечи, изящные запястья, но при этом – никакой костлявости. Эстетика послевоенного десятилетия базировалась на изысканной плавности линий – взгляните тогдашние …телевизоры, машины и холодильники, чтобы понять.
Всё должно зазывать уютностью – звуки музыки, форма кресла и - фигура женщины. Дивная Гурченко же выпархивала из каких-то нездешних кущ, как райская птичка – в ней была чарующая двусмысленность буржуйского варьете. И именно эта девушка – Лена Крылова – становилась «мозговым центром» атаки на косного чинушу Огурцова.
2. Далее – белокурая богиня импортной сборки – Барбара Брыльска. И сам Эльдар Рязанов, и популяризаторы-киноведы не раз говорили, что этот странный, на первый взгляд, выбор оказался довольно мучителен и уж точно неслучаен – замысел картины не позволял взять на роль типичную советскую кинозвезду – все они оказывались …слишком простыми и не сказочными для концепции.
В 1970-х годах музой всех модельеров сделалась грациозная, неюная блондинка со светлыми глазами и высокими скулами. Брыльска наилучшим образом олицетворяла этот стильный, утончённый вариант красоты. Безусловно, у нас водилось очень много подобных манекенщиц - и в Общесоюзном Доме Моделей, и в региональных центрах моды, однако, найти нечто подобное среди актрис оказалось сложным делом.
3. И, наконец, жёсткая и динамичная Александра Яковлева. Стройная, сильная, точно созданная для популярной на тот момент аэробики. Спортивно-деловой (sic!) яппи-стиль господствовал во всём мире – то были девушки с позитивным настроем и цепкой хваткой, с идеальной красоты ногами и тренированными бицепсами. Их движения были резки, ибо настоящая современница 1980-х много работала и размашисто отдыхала.
Ей предписывалось всё успевать – и любовь, и карьеру, и спортзал, и хобби. В кадре героиня Яковлевой пела: «Должна быть в женщине какая-то загадка, должна быть тайна в ней какая-то…». Реальность была куда как грубее – дамская загадочность не значилась в списке тогдашних трендов. Наверное, именно поэтому Алёнушка-стерва смотрелась куда как убедительнее Алёнушки-доброй...
Зина Корзина (с)