«Не покидай!» - лучший фильм о Перестройке
В самом конце 1980-х вышел детский фильм «Не покидай!» Он сильно отличался от тех бездарно-халтурных, сляпанных наспех кино-сказок Перестройки, в которых даже наличие звёзд первой величины не спасает положения. Более того, эта работа режиссёра Леонида Нечаева диссонирует со всей остальной кино-продукцией перестроечной эпохи. На экранах – «Маленькие Веры» выясняли отношения с «Интердевочками», а «Воры в законе» метались по «Городу Зеро».
Серо-коричневые тона, мосластые секс-бомбы на фоне драных обоев, пацанские разборки в провинциально-безнадёжных декорациях… 1989 год. Народ хочет митингов и колбасы. И тут вдруг лепота с веерами, кружевами и локонами, банты-ленты, музычка а-ля «Приключения Электроника», много света и красивых мальчиков. И название удивительное, как для русского романса - «Не покидай!» (снят по сказке Уильяма Теккерея «Кольцо и роза», от которой остались исключительно контуры).
Сюжет тоже прост только на первый взгляд. В некую страну, живущую по законам тоталитарного режима, приезжают бродячие актёры. У них в сундуке не только куклы, но и некая голубая роза, чей запах заставляет людей говорить правду. В этой стране все живут бедно, серо и скучно, а ярмарочное веселье им всем запрещает Канцлер. Зато в этой стране все, включая Короля, преклоняются перед всем иностранным. Ну да, типичный намёк на Совдепию.
Но роза «принуждает» всех говорить правду и вот уже власть гэбни побеждена и все дружно танцуют на площади. За исключением девушки-служанки, которую на прощанье подстрелил (или только ранил?!) Канцлер. Так сказать, демократию невозможно построить без жертв. Но в этом фильме есть несколько моментов, которые заставляют насторожиться. К примеру, фургон артистов украшен портретом смеющегося клоуна. Король срывает приклеенную улыбку и видит не то, чтобы оскал, а как в фильмах ужасов – лицо с заштопанным ртом. Стивен-кинговский ужас это.
Что-то не то, по-моему, привезли улыбчивые лицедеи. Фрагмент никак не связан с сюжетом, его могло и не быть. Что авторы хотели этим сказать?
Или вот монолог Канцлера, в котором он предупредил, что «…вы ещё ужаснётесь последствиям!» Что характерно, люди не сами начинают безудержно выбалтывать государственные и прочие тайны – их принуждает роза из того фургона с жуткой картинкой. Что это? На мой взгляд, это выглядит, как психотропное оружие. Говорение правды идёт не от осознания и не от личного желания.
Общее ликование на площади с музыкой, факелами и всеобщим единением хорошо отражает настроение перестроечной эпохи, кульминацией которой можно считать победу над путчистами в 1991 году. Все радовались и полагали, что завтра будет лучше, чем вчера и главное - чем всегда. В нашей истории эйфория быстро сменилась криминально-весёлыми буднями и новым кризисом власти 1993 года. В сказочном пространстве «Не покидай!» всё будет не менее весело!
Ибо атаман разбойников и наглый кабатчик очень быстро зарегистрируют свой первый холдинг, поубивают друг друга, а принцу Патрику останется сидеть в своей «башне из слоновой кости» и писать возмущённые статьи, начинающиеся словами: «Раньше мои запрещённые песни пела вся прогрессивная молодёжь, а теперь…! Попса и тупые клоуны - они заполонили всё!» А может ещё и книгу напишет о том, как стабильно, сытно и правофлангово ему жилось при Канцлере.
Зина Корзина (с) 2009