Два сюжета о юношеской преступности.
Один из любимых рефренов многих разочарованных людей звучит следующим образом: «В СССР можно было спокойно гулять хоть ночью, спокойно отпускать ребёнка допоздна...» Это в смысле не_разгула преступности. Как правило, сие пишут люди 1970-1980 годов рождения, а не пионерки сталинского призыва (они же девчата-шестидесятницы). Да, в 1960-х годах преступность была очень низкой в силу социально-этических перемен в жизни общества: с одной стороны - люди стали жить лучше, с другой стороны - все были настолько увлечены созидательным трудом (или хотя бы разговором об оном), что совершать общественно-опасные деяния мало кому хотелось.
В общем, в 1960-е воровали-резали только те, кто без этого не мог, а такие виды художественного выражения, как хулиганство, вандализм и молодёжный гоп-стоп, хотя и имели место, но не были массовым явлением. А вот в 1970-е, как раз, преступность, причём, именно юношеская, резко усилилась, поэтому высокодуховные девочки-восьмидесятницы (ныне - моральствующие тёти-моти) пусть лучше вспомнят хотя бы кинофильмы тех лет. Нет, не чернушку маленько-верского направления, а обычное, советское доперестроечное кино, которое, как известно, отражало жизнь общества, а если чуть-чуть и привирало, так только в лучшую сторону.
Вот, например, проходной, но весьма добротный фильм 1983 года «Признать виновным» с будущим гардемарином В.Шевельковым в главной роли. Это - история становления юного убийцы, причём показанная очень грамотно с точки зрения науки под названием криминология. Жил себе мальчик-мажор Коля Бойко, сын именитой и потрясающе красивой журналистки (И.Мирошниченко с тонной макияжа). Мама - сильная и вечно занятая, папа - слабый намёк на мужской пол, как и было положено в интеллигентной среде эпохи блаженного Застоя. Сына балуют по полной программе, хотя, на первый взгляд, он этого достоин - он эдакое высокоинтеллектуальное небыдло с кодексом личных правил, вроде: «Лежачего над бить, чтобы научился вставать!»
Модные шмотки, небрежные жесты, карманные деньги. Когда последние кончаются (а мальчик привык жить широко), можно грабануть того самого лежачего, к примеру, пьяного. Вообще, мальчик-мажор из фильма не любит останавливаться перед этическим барьером - спокойно вытряхивает (в прямом смысле этого слова) мелочь из карманов первоклассника, пытается утопить собаку своего недруга и так далее. В конечном итоге, он режет девицу, которая ушла к «хорошим». Кино страшненькое. Просто в тот период все так «захлебнулись» быковским «Чучелом», что «Признать виновным» прошёл почти незаметно.
«Следствие ведут знатоки» (Дело № 20. «Бумеранг»).
Или весьма похожий сюжет - в телесериале «Следствие ведут знатоки» (Дело № 20. «Бумеранг»). Сынок эстрадной певицы (ну, очень сильно занятой и тоже красивой - Л.Чурсина) бросает аспирантуру и принимается...организовывать кражи. Денег у этого самого Марата тоже много - мама впахивает, как папа Карло, но ему, видите ли, нужен драйв, ощущения, приключения и - власть. В этих двух фильмах - история одного и того же социального типажа - принципиального потребленца, который с детства знал, что ему положено. Марат, когда ему на следствии сообщают, что его мать с горя покончила с собой, принимается истерить: «Она меня предала в самую тяжёлую минуту!!!» (sic!)
В тот самый момент, когда следовало бы подключить все нужные связи! Молодой подонок, державший в своей комнате статуэтку Наполеона и фотку Эйнштейна, оказался слабоват. Да. Оба фильма о ненавистных обществу мажорах - в их подлость и потенциальную криминальность все сразу как-то верили. Но были же и другие - из семей попроще, которые стояли по подворотням, сколачивались в стаи, били, грабили. В середине 1980-х часто писали о том, что многие детки прибиваются к панкам и металлистам, дабы просто хулиганить и бить стёкла.
«Следствие ведут знатоки» (Дело № 20. «Бумеранг»).
Разгул криминала 1990-х, о котором так любят плакаться, как простые обыватели, так и правоведы, начался не в ночь 31 декабря 1989 года. Эти плоды зрели с середины 1970-х, когда в обществе стали обесцениваться лозунги, когда дороги 1960-х упёрлись в тупик, а джинсы превратились в молодёжный фетиш. Родители (ну, оч занятые) поручили своих детей пионерии и комсомолу, а те, в свою очередь, занялись красивой отчёностью. Подростки оказались в пустоте. Именно они в 1990-е годы будут промышлять рэкетом и продажей цвет-мета. Преступность не всегда является следствием материальной бедности или низкого интеллекта. Указанные фильмы, как раз, об этом. В СССР это хорошо понимали, но сделать ничего уже было нельзя...
https://zina-korzina.livejournal.com/