Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Интересные факты о фильмах


Интересные факты о фильмах

Сообщений 121 страница 130 из 999

121

Спорт-фильмы, как сублимация.

Российский синематограф последние пару-тройку лет ищет свою генеральную идею. Проще говоря - тематику. И — о чудо! Она всё-таки нашлась! Это — спорт-фильм. Конечно, лучше всего получаются ретро-проекты — о советских подвигах и победах «на последней секунде», с картинами народного единения, когда и работяга, и доктор медицинских наук в едином рывке вздрагивают у телевизора. Печально-пафосный рефрен: «Да, были люди в наше время!» Не то, что нынешнее... это самое. Футболисты-миллионеры, чьи голы куда как менее интересны обывателю, чем их разводы с алчными фотомодельками, вообще — не о спорте. Так, про деньги. Да и нас в советскую-то эру не унижали мельдониевыми «санкциями», не позорили на весь мир, не срывали заслуженные медали. Наше спорт-кино 2010-х — это сублимация, как ни противно сие звучит. Посмотрел «Движение вверх» с «Легендой номер 17» и на душе потеплело.

Интересные факты о фильмах

Формула спорт-фильма — предельно ясна. Вот — гений-самородок, непременно из провинции. Вот — крикливо-самодурный и, вместе с тем — тонко чувствующий тренер-гигант. Они борются и ругаются, но выдают блестящие — золотые — результаты. Общеобязательная и всегда бессмысленная лав-стори. Где-то шуршат завистники и недоброжелатели. Довлеет врач, который никогда не верит в чудо. Радостная массовка с транспарантами и флажками. Финал — предрешён. Да! Мы сделали это! Постулаты жанра. Музыкальную мелодраму «Лёд» (режиссёр Олег Трофим) выпустили аккурат к Олимпиаде-2018, подобно тому, как «Чемпионы» (2014) — фильм-поддержка Сочи-2014. Сюжет повествует о некоей современной фигуристке, но согласно жанровым установкам, показан архи-трудный путь. Обычно фоном выступает бедноватая жизнь при Советах, но здесь — иначе. Тухляк начала 2000-х — полутёмная каморка, голодноватая девочка и — неизлечимая красавица-мать (Ксения Раппопорт).

Интересные факты о фильмах

Для осознания эпохи — песня Земфиры вместо колыбельной. «Хочешь сладких апельсинов?» - поёт, ...спрашивает мама. И песня-сон обращается в сказочную грёзу. В картине много волшебных - по большому счёту - лишних спецэффектов, которые выглядят не то, чтобы как хрестоматийное «корове — седло», но совершенно не монтируются с динамичной спорт-фабулой. Ближайший аналог — старинные кружева на тренировочном костюме. По отдельности — шик. В куче — ерунда. Авторы, видимо, намеревались создать фильм-клип, где каждая крупная сцена — как бы отдельный, самостоятельный выход. Повторюсь — сами по себе эти вставки хороши, филигранно скомпонованы, однако, полноценного зрелища не сложилось. Кроме того, фильм о спорте и преодолении только бы выиграл без клиповых деталек с их чарующей условностью. Ритмичная маршировка юных фигуристок в стиле Another Brick In the Wall — презанятное решение. Но — зачем? Отрывок в фитнес-клубе, где герой-хоккеист, качая мышцу, поёт «Делай, как я!» - тоже прекрасен. Старый, почти забытый хит Богдана Титомира отсылает нас к началу 1990-х — для кого-то волнующая ностальгия.

Интересные факты о фильмах

Таких примеров — масса. Это - не единое полотно, а набор ярких, переливающихся паззлов, которые хочется всё-таки собрать воедино, да что-то мешает. Ещё! Ощущение, что авторы «сместили» временные пласты — по виду это не 2003-й, а на десять лет раньше. Кособокие, полукриминальные ларьки, серость бытия и какая-то ошеломляюще-тупиковая бедность. Провинциальная обшарпанность — хотя, перед нами вовсе не заброшенный полустанок, а большой город. «Лёд» сложно оценивать — нет ощущения согласованности. Ксения Раппопорт и Мария Аронова (тренерша) играют великолепно. Саундрек — по крайней мере, остроумен. Есть много красивых сцен и кадров — существующих, правда, сами по себе. Общее впечатление — проект на троечку. Хотя, прорывная идея, высказанная мамой девочки: «У тебя всё получится!» делает фильм ...очень нужным. Его надо увидеть ради этой фразы, которой так не хватает и детям, и взрослым, не достигшим Олимпа. Да что там, Олимп? Поставившим крест на мечте. Сколько у нас перекошенных и разбитых жизней, построенных на родительском постулате: «Куда ты лезешь? У тебя не выйдет!» И - вся жизнь, как 50 оттенков скучного.

Полностью текст - тут.

0

122

История Клавы К. - Любовница VS Жена.

Название фильма «В моей смерти прошу винить Клаву К.» отдаёт манерностью, притом забытой, несовременной, около-аристократической,...якобы-аристократической. Когда бы тут звучало не ставшее простонародным имя Клава, а какое-нибудь Алина или, скажем, хотя бы Оленька, название заиграло бы совсем уж по-салонному. Хотя, конечно же, имя Клавдия куда как более солидно, если учитывать исторический опыт. Но интеллигенции 1970-х ближе был не род Клавдиев, а салонные Оленьки, звон шпор и вычитанная в книжках галантность чужих прадедушек. Очаровательный фильм о провинциальных школьниках, с одной стороны, весьма типичен для эпохи Застоя, и одновременно нетипичен. В кадре мы не увидим никакого присутствия Советской Власти - ни положительного, ни отрицательного. Так, из радиоточки никто не передаёт сообщения о перевыполнении плана, в кадре нет борцов за внедрение передовой техники, и вообще, кроме комсомольских значков, ничто не указывает на. С другой стороны, совсем не показана борьба с бытовыми недоработками системы - никто, как в «Служебном романе» не бегает во время рабочего дня по магазинам и не торгует колготками по туалетам. Фига в кармане отсутствует начисто.

Интересные факты о фильмах

Никто не болеет западным дефицитом, более того, он сам собой льётся в уши - в центральной сцене ребята танцуют на дискотеке под модных хит 1970-х 'Hafanana' от Afric Simone. (Замечу, что в другом фильме эпохи - «Вокзал для двоих», снятом несколько позже, именно этот видеоклип смотрит на фантастическом видаке героиня Нонны Мордюковой. Это вообще очень интересная тема - выбор какой-либо актуальной музыки для жизненного фона героев). В общем, никакой борьбы за светлое Завтра и никакой борьбы за финские полусапожки. Есть некая очень спокойная и очень умиротворённая жизнь. Более того, в кадре совершенно не ощущается не только присутствие Славы КПСС, но и движение времени, как таковое. Оно как бы остановилось - перед нами проходит несколько лет жизни, точнее более 10 лет, а мир вокруг как будто не меняется. Просто дети растут, превращаясь из детсадовцев - в старшеклассников. Что парадоксально, в этом романтическом и красивом фильме, тема смерти звучит очень отчётливо. Она заложена в само название, но это смерть иного плана, романтическое самоубийство от любви в духе салонных офицериков Серебряного Века, которых отвергла какая-нибудь роковая Полинька. «Его сиятельство застрелились-с от ваших жестокостей!». Советский мальчик не может умирать от неразделённой любви - он не для того рождён.

Интересные факты о фильмах

Но есть смерть и другая - настоящая. У одной из девочек, у Тани, умирает мать и старшеклассница остаётся по сути одна. А это в ту эпоху, когда было принято пестовать детей и пристраивать их в ВУЗы. Кстати, снова об эпохе, о времени, об ощущении времени. Разумеется, это 1970-е и только они. Но. Вся эта история могла бы происходить где и когда угодно. В Версале Людовика XIV или XV - пожалуй да. Роковая красавица двора, её скромная подруга «на побегушках», верный рыцарь, готовый на всё и новый соперник, имеющий ещё больше шансов. Замечу, что меряются мальчики не бицухами и не лейблами, а...интеллектуальными достижениями. Первый, Серёжа - победитель математических олимпиад, а зато второй, Лаврик, Лавр...сыграл с Михаилом Талем вничью. Сразу вспоминается другая романтически-аристократическая вещица 1970-х под названием «Точка-точка запятая» (там тоже за сердце дамы борются не кулаками, а знаниями). Что характерно, автор обеих сюжетов - один и тот же Михаил Львовский. У Германыча есть интересное исследование. В фильме фамилия Лавра не указана, зато в тексте повести антипод главного героя зовётся Лавр Корнильев (скорее всего, искажённое Лавр Корнилов, один из лидеров Белогвардейского Движения).

Интересные факты о фильмах

Белогвардейская романтика, эстетика эполет была одной из любимых игрушек интеллигенции 1970-х. Все эти явные или, напротив скрытые намёки на бла`ародное происхождение встречаются в искусстве того времени постоянно. Интересен и образ, сыгранный красавицей Любовью Полищук. Женщина-скульптор, гуманитарно-расслабленная и в то же время, шикарная. Шьёт на дому супер-модные вещи, потом - работает в местном театре. К ней ходят мужчины с подарками, возможно, даже и женатые. Видимо, она родила Клаву без мужа, просто по большой любви или же - по большому легкомыслию. Чему учит свою дочь? Не заморачиваться, любить жизнь. И вот это диковато звучит: «У тебя - другой ум!». Имеется в виду, женский ум, который иной раз стоит куда как дороже, чем физико-математический. Удивительно, но в этом фильме очень чётко определено место женщины - либо Любовница, смущающая сердца, либо - серенькая и неприметная, но очень терпеливая, верная и стойкая Жена. Математика и прочие игры с Талем - это сугубо мужское занятие. Откуда этот, опять-таки, салонно-старинный, дворянский архаизм в эпоху, когда космические корабли уже основательно наследили по космосам? Когда все плакаты орали о женщине-вагоноремонтнице и женщине-ядерщице (ну, физик-ядерщик женского пола!). 1970-е годы во всём мире - это тоска по прошлому, породившая стиль ретро и настроение ретро.

Интересные факты о фильмах

Кстати, вернёмся к героине Любови Полищук. Образ подан безо всякой иронии и осуждения. Обычно такие дамы появлялись в милицейских детективах, как подруги воров или ещё какие-нибудь подпольные модельерши. К ним заявлялся следователь с умным, усталым лицом, медленно (чтобы зритель мог насладиться) оглядывал заграничные магнитофоны и постеры на стенах, а потом спрашивал что-нибудь, вроде: «Марья Ивановна, а вам никогда не становилось противно от вашей жизни?» На что Марья Ивановна, вульгарно тряхнув локонами и демонстрируя зрителю импортные штаны-бананы, восклицала: «А ты меня не стыди, начальник! Я своими руками хлеб себе добываю, сирот не обворовываю!». Всё это показывалось затем, чтобы в конце фильма она перевоспитывалась и, забросив прибыльное шитьё на дому, шла технологом в цех по пошиву никому не нужных халатиков 56-го размера. Но в нашем случае всё не так - мать главной героини не выглядит ущербной, даже, если учитывать тот факт, что она - скульптор-неудачница. Она выражает некую вечную, как мир, идею женской привлекательности и учит этой премудрости свою дочь. (Что забавно, именно на днях я ознакомилась с фильмом 'Dangerous Beauty', где мать лепит из своей дочки шикарную венецианскую куртизанку).

Интересные факты о фильмах

Вообще же, этот фильм, как большинство советских киношедевров, имеет много смыслов. И один из них - это своеобразный приговор...хорошим девочкам. Оказывается, мужчины не любят хороших. И в конце фильма стерва Клава не наказана, напротив, она заполучила ещё лучший вариант, тогда как Таня не вознаграждена за терпение. Золушка не обрела принца. Сказки не случилось, несмотря на то, что Принц хочет, пытается полюбить Таню за...терпение и кротость. Он даже выдавливает скучное признание. Но Золушка слишком умна, чтобы почувствовать головокружение:

— Я люблю тебя, Таня.
— Так не бывает.
— Бывает.
— Ты всю жизнь будешь любить Клаву.
— Так не бывает.
— Бывает…
https://zina-korzina.livejournal.com/

0

123

Зверушки и гараж.

«Господа, вы - звери!»

Из другого фильма той же эпохи

На мой взгляд, кинофильм «Гараж» является самым сильным фильмом Эльдара Рязанова, хотя, и не самым популярным. В детстве его смотреть скучно - я пыталась. Когда он вышел на экран, мне было восемь лет. Разве для ребёнка это - «сатирическая комедия»? Это уныло-тягомотное, хотя и местами буйное выяснение истины на фоне искусственных джунглей. Это фильм для взрослых - дети любят скачки, погони и танцы с песнями. Сейчас «Гараж» смотрится, как шикарная бытовая зарисовка нравов, причём не только нравов эпохи застоя, но и нравов вообще. Создатели сюжета не просто так выбрали в качестве антуража некое вымышленное НИИ «Охраны животных от окружающей среды». Именно так. Количество ненужных, бесполезных НИИ в 1970-1980-х годах было просто фантастическим. НИИ-шный планктон был ничуть не лучше и ничуть не хуже планктона офисного. Просто те иногда полагали, что служат Науке, а мы честно считаем, что просто зарабатываем деньги. Так сказать, мы исключили витиеватость из лексикона, а смысл остался тот же. Как там пел «Наутилус-Помпилиус»? «Можно делать и отсутствие дела...».

Интересные факты о фильмах

Что ж, цивилизация порождает много ненужной, никак не связанной с практическим смыслом, деятельности. Хорошо было древним - они просто охотились и вместе жрали мамонта, да и то нет-нет, а кто-нибудь из них брал и подавался в гуманитарии (см. Grotte de Lascaux). Все - на охоту, а он сидит рисует. Почему я вдруг завела речь о первобытных племенах? В кадре мы видим людей, которых ситуация заставила быть дикими, то есть самими собой. Фон - располагает. Пластмассовые джунгли, чучела макак и птичек, гигантский бегемот, привалившись к которому дрыхнет сам режиссёр Рязанов в роли одного из персонажей. Название гаражного кооператива, собственно, «Фауна». Господа, вы звери. Люди = фауна, которую тоже надо защищать от другой фауны. Цивилизация - это просто внешний лоск, это квартиры с унитазами и красивые причёски у женщин. И вот эти самые автомобили, для которых нужен гараж. Остальное - фауна. Если человечков забросить на необитаемый остров, откуда нет ходу или на какую-нибудь планету, где нет цивилизации, то, они очень быстро превратятся в первобытных охотников и собирателей, очень скоро забудут свои гаджеты да виджеты и начнут заново изобретать велосипед. Это если, конечно, выживут.

Интересные факты о фильмах

В кадре мы видим людей в экстремальной ситуации. Разумеется, их жизням ничто не угрожает, но даже и тут хомо-сапиенсы становятся дикими, отчётливо поделившись на хищников и травоядных. Собственно, людьми остаются считанные единицы. Это - маленькая и незаметная женщинка Малаева, которую играет Ахеджакова. Это бывший фронтовик Якубов в исполнении аристократичного Глеба Стриженова. Это герой Буркова, который даже мучается от того, что продал свой дом в деревне. Постепенно ещё ряд зверушек вспоминают, что они не в лесу, а в советском учреждении. Но. Основной инстинкт - это сожрать. В глобальном смысле - поиметь собственность, а если оной нет, то добыть. Отсюда все войны и большинство преступлений. Чем больше в человеке, собственно, человеческого, тем порядочнее и честнее будет его путь к еде и к гаражу с машиной. В современном обществе (особенно в российском) актуальна и даже, более того, модна высокопримативность. Социалистический строй, в отличие от капиталистического, пытался искоренять в человеке животное начало, понуждая его, в том числе, презирать материальное и жить некими красивыми идеями. Не вышло. По своей сути люди - лютые собственники. Это, увы, закон джунглей, смысл существования фауны. Но звери гибнут за еду и за пространство, а люди гибнут за металл.

Интересные факты о фильмах

В данном случае, даже не за золото, а за железо будущего гаража. В фильме показано, что человек всё равно будет тянуть ручонки к материальным благам и рвать на части себе подобных за право иметь гараж. Центральная сцена - это обыскивание Малаевой на предмет ключа. Липовые интеллигенты, сбросив личины, кидаются на хрупкую тётку. Сожрём-с! Другой фильм примерно о том же самом - это, собственно, «Чучело». Там причиной конфликта является уже не кусок собственности, а Закон Стаи. Никуда не попрёшь против зова природы. Наличие у человека в руках реторты или тромбона не даёт нам право считать, что перед нами - сапиенс. В кадре нам показано общество, которое давно поделилось и расслоилось на тигров, шакалов и на мальчиков-зайчиков, на хватких директрис рынка и на травоядных Гуськовых. Нужные люди и ненужные люди. Система социализма, несмотря ни на что, всё-таки породила свой вариант неравенства. Среди примет времени - два персонажа. Это - жена Гуськова и сын Милосердова. Сильная, хотя и истеричная жена при слабом и забитом муже и симпатичный сынок, живущий за папиной спиной - это были не просто карикатурные маски, это была наша повседневность. Хотя, сын Милосердова, как раз-таки, небезнадёжен - он не дипломат и не внешторговский мажор, а, собственно, археолог.

Интересные факты о фильмах

В общем, как ни крути, для большинства людей основным, главным будет именно гараж, материальное, потому что они пожизненно состоят в кооперативе «Фауна». В этом нет ничего обидного или страшного. Такова жизнь.
https://zina-korzina.livejournal.com/

0

124

Интердурочка.

Кинофильм «Интердевочка» вышел в самом конце 1980-х, когда тема валютной проституции являлась одной из самых популярных в прессе, в разговорах и в КВН-ах. На эту тему рисовались многочисленные карикатуры, журналисты выдумывали сюжеты о ночных бабочках, а люди с интересом об этом читали. Описывая жизнь путан, авторы тщательно описывали элементы красивой жизни. Помню статью, где валютная барышня рассказывала, как она проводит день - изучая новые языки, плавая в бассейне, играя в теннис. А вечером, облачившись в какой-нибудь от-Карден, шла на охоту. Не каждый вечер, разумеется, а пару раз в неделю. Мне в этих статьях всегда была интересна бытовая сторона - лейблы на платьях, названия фирм, количество туфель (в другой статье журналист придумал своей героине 25 пар итальянских туфелек). Пресса активно ковала нам образ шикарных женщин, живущих рискованно, лихо, фартово. Да, неправильно и неправедно, зато 25 пар итальянских туфелек... Как правило, журналисты плохо знали матчасть и, как Остап Бендер, вываливали всё, что знали о мехах. В повести «Интердевочка», по которой был поставлен одноимённый фильм, есть примечательный фрагмент.

Интересные факты о фильмах

«Ну, а дальше - парад элиты! Дому моделей - делать нечего. «Вог», «Бурда», «Неккерман», «Квилле», «Карден», «Пакен», «Нина Риччи»... Каждый костюмчик - штука, полторы. Сапожки - шестьсот, семьсот. Косметика – «Макс Фактор», «Шанель», «Кристиан Диор»... Это наш профсоюз. Интердевочки. Валютные проститутки». В одном ряду с именами элитных Домов моды – Карден, Нина Риччи и Пакен красуются наименования ширпотребовских каталогов. Через запятую написаны названия «Вог» и «Бурда». Для обычного советского человека журнал, являющийся проводником в мире Высокой Моды был ничем не лучше издания, рассказывающего немецким домохозяйкам, как самим сшить стильную, недорогую юбку. Автор Владимир Кунин, увлекшись красивыми наименованиями, упустил из виду и тот факт, что Дом Пакен прекратил своё существование ещё в те времена, когда будущей интердевочки Тани Зайцевой не было и в проекте. В этой тираде есть ещё один важный момент - «Дому моделей - делать нечего». То есть автор совершенно искренне полагал, что разработки советского ОДМО - это просто мусор рядом с элитарнейшей 'Burda Moden'. На деле это было не так - разработки-то, как раз, были много интереснее. Но тогда время было такое: советское - значит поганое и с этим надо бороться. Пусть даже и продажей совести.

Интересные факты о фильмах

Что характерно, все публикации о валютной проституции, появившиеся в 1986-1989 гг., отражали одну и ту же проблему – юные девушки стремятся на панель с целью получения доступа к модной, красивой одежде. Многие «жрицы любви», пойманные в гостиницах, не имели при себе никакой валюты – с ними попросту расплачивались…вещами, которые иной раз оказывались предпочтительнее любых денег. Люди реально продавались за шмотки. Вспомните сюжет всё той же «Интердевочки» - добрая медсестричка Таня идёт на панель потому что ей надоело быть серой мышью и жить честно, но бедно. Её мама - светлоглазая училка, которая мыслит книжными штампами, получила наказание по полной программе. Именно за книжность, за наивность, за высокие словеса про добро и патриотизм. Пафосная наивность всегда вызывает отвращение и желание поступить иначе, наперекор красивым лозунгам. Танькина мама - это образ уходящего СССР с его тупиковым, бесполезным, но всё ещё светлым пафосом. Она не понимает, что своими речами, своим скучным примером воспитала проститутку и страшно удивляется, когда вдруг узнаёт. Она не могла! У Танечки было всё, включая музыкалку. Разве мы плохо живём?!

Интересные факты о фильмах

Зачем Танюшке нужна заграница? Зачем она была нужна большинству населения СССР в тот момент, когда мы все дружно выбрали капитализм? Там есть 150 видов колбасы и столько же каналов телевидения, блескучие яркие шмотки, круглосуточные дискотеки, свобода секса, много вкусно пахнущей глянцевой прессы с красивыми тётками и таким же красивым мороженым в рекламе. В общем, каждый мечтал о своём - кто о шмотках, кто о порнухе, кто о возможности путешествовать. Так вот наша героиня, попав в Швецию, поначалу активно радовалась - она никак не могла насытить свою алчность, свою жажду шмотья. Она кинулась по магазинам, как голодный кидается на корку хлеба, а тут была даже не корка, а целый каравай. Однако насыщение и даже пресыщение наступило слишком быстро - оно уступило место привычной скуке. Дочь дерзновенной учительши оказалась примитивной и скучной бабой. Доброй, понимающей, щедрой, но ужасающе примитивной. Ей был чужд СССР, ей оказалась чужой и Швеция. Страна с богатым культурным наследием ничем не прельстила путану Таньку, как ничем не прельщал родной Ленинград. Пустота и унылость - она, как и хрестоматийная разруха, всегда в головах. Те, кому в СССР остро не хватало шмоток и музона, сейчас точно так же ругают бездуховный капитализм и слезливо кивают на советские плакаты - эхххх, как мы жили!

Интересные факты о фильмах

Итог сюжета красноречив - всем сестрам по серьгам. Кто в этом виноват? Все. А ещё, помните, в фильме была яркая, хотя эпизодическая, героиня Наташка. Она цинично рассказывает милиционеру, как её отец - специалист по африканским культурам - впаривает на лекциях страшную лабуду своим студентам, а потом в кругу семьи над этим потешается. Вот вам ещё один вариант старшего поколения, ещё один образ уходящего СССР. Цинизм, переходящий за грань. Более чем уверена, что этот самый африкановед - член КПСС и на собраниях произносил красивые и выверенные речи, а потом, когда это стало не модно, красиво швырнул партбилет на стол (чтобы все это видели). Но Таньку потом потянуло на Родину, она вдруг поняла, что всю жизнь любила свой город и своих людей. Показательно, что она влюбляется в парня, которого могла бы сто раз повстречать на своей же улице. Потянуло-то потянуло, да назад дороги нет. Некуда возвращаться - душонка-то уже продана за банку импортного пива.
https://zina-korzina.livejournal.com/

0

125

Советская сказка: ностальгия по Европам.

Советская сказка (в частности советская киносказка) - это интереснейший, так до конца и не изученный феномен. В советской сказке есть всё - коммунистическая идеология тут бывает переплетена с языческой архаикой, а традиционные повороты - с интеллигентской философией. Ибо советская культура вобрала в себя всё лучшее и верное, что было создано человечеством, при этом, пропустив через мощные фильтры цензуры враждебное и чуждое. На выходе получился некий новый сплав, приправленный большевистским миропониманием. Советские сказки могли быть созданы на базе русского-народного (или иного национального) материала, что не удивительно. Этим прославились любимые в СССР авторы XIX века - А.Пушкин, П.Ершов, А.Островский.

К тому же, это отвечало принципу «народности», одному из краеугольных камней соцреализма. Напомню, что соцреализм -это не стиль, а именно метод. Стиль - это нечто желательно-модное, тогда как метод - есть набор технологических правил по использованию. Стиль обойти можно, метод - никогда. Итак, новая сказка, тем не менее, погружающая в мир русской старины. Таковы сказы П.Бажова (некоторые дети, например, полагают, что «Левша» и «Каменный цветок» написаны одним и тем же человеком). Таковы киношедевры А.Роу, созданные на базе народных сказок, но, как, например, «Кащей Бессмертный», выполняющие роль патриотического или иного дидактического произведения.

Интересные факты о фильмах
«Три толстяка».

Но были в советской традиции интересные игры с европейской темой. Начиная с признанных большевистских классиков - А.Толстого и Ю.Олеши, авторы книг и фильмов любили перенести своё действие в андерсеновско-уайльдовско-гриммовскую Европу с её капризными принцессами, трудолюбивыми падчерицами и странствующими трубадурами. Европа манила и волновала. Современная Европа была враждебна - в ней свирепствовали фашизмы и колониализмы, Чемберлены и джаз-банды, а Европа-сказочная лежала красивая, свежая и лакомая, как то пирожное с виноградиной, которое обронила Суок, утомившись от роли Куклы наследника Тутти. Сказка «Три толстяка» по духу ближе всего к... кинофильму «Метрополис» (1920-е годы всё-таки!), но сам автор (и особенно создатели киноверсии) постарались истребить это дуновение эпохи при помощи антуража, переместив действие в Европу XIX века. Зашелестели шелка, натянутые на кринолины, заблистали эполеты, замелькали шляпки, панталончики, нарядные фраки учителя танцев. Сказка переносится во времена «Отверженных» и девочка Суок обращается в Гавроша, Козетту и её Куклу, вместе взятых.

Интересные факты о фильмах
«Город мастеров».

В сказке «Город мастеров» (пьеса этнической немки Т.Габбе) мы оказываемся в средневековом городе эпохи феодальных войн. Готическая эстетика имён - герцог де Маликорн, Гийом Готшальк по прозвищу Большой Гийом... Оживают витражи, статуи в Наумбурге, миниатюры братьев Лимбург - то, чего не было в средневековой Руси, оторванной от Европы азиатским игом. Возникает тоска по не случившемуся и реализуется через сказку - через смакование слов «вольный город», «герцог», «бургомистр», «златошвейный цех». Девушки в высоких головных уборах с вуалями - какие только потребны одним лишь феям, мужчины - в остроносых башмаках, узкие улочки, вывеска сапожника, вывеска кузнеца, трактир... И герцог-захватчик, плоть от плоти шекспировского Ричарда III: «Опустите руки, Вероника! Я хочу посмотреть, как вы плачете... Значит, я вам не нравлюсь? Ну, это не беда! Зато вы мне понравились. А этого достаточно для того, чтобы я взял вас к себе в замок. <...> Он мог бы сделать вас своей служанкой, а он просит вашей руки, прелестная златошвейка». И взял бы, как Ричард, но советская сказка требует Подвига. В центре повествования - прославление людей труда (советская эстетика - есть эстетика созидания), и эти люди труда вышли на борьбу с захватчиком. Метод соблюдён, а маленькая готическая Европа изображена со всеми атрибутами красивых представлений о ней.

Интересные факты о фильмах
«Кольца Альманзора».

В другой своей пьесе «Оловянные кольца» русская немка Габбе идёт ещё дальше - она изображает совсем уж сказочную реальность, тем не менее, имеющую европейский шик. Действующие лица пьесы: Януария - королева Фазании и Павлинии; принцессы - Апрелия, сокращенно Алели и Августа, садовник Зинзивер (совсем уж германское). В фильме доктору-химику дают имя Альманзор (в тексте пьесы его зовут в духе К.Чуковского - Лечиболь). Альманзор-реальный - это... «Альманзор, Абу-Джафер, второй халиф из дома Аббассидов, 712-775, царствовал с 754, основал Багдад; покровитель наук и искусств». Зато красиво. Тема маленькой страны и небогатой королевы (Фазания-Павлиния - нечто совсем уж крохотное, как Гессен-Дармштадт или Альхальт-Цербст). И две дочери - злюка и наивная. Есть два принца, которые хуже местного садовника. Германская грусть по просторам и прочему Lebensraum-у. Тема пиратов, романтизированных европейской традицией и...подхваченных советскими мальчишками предвоенной эпохи - играть в пиратов, в мушкетёров, в рыцарей...в Чапаева - это было единым игровым полем, исключавшим по какой-то удивительной причине обыгрывание образов русских витязей... Ах, да, кольца. Оловянные. Потому что золото - для Вандербильдихи. Соблюден принцип - хорошая принцесса уходит с садовником, а садовник завсегда может стать мичуринцем и вообще - бойцом за урожай.

Интересные факты о фильмах
«Королевство кривых зеркал».

В сказке «Королевство кривых зеркал» пионерка-растрёпа Оля тоже попадает в некий европейский мир зазеркалья, как хрестоматийная Алиса. Король, министры, пажи, королевская кухня... Имена - Абаж, Нушрок, Анидаг звучат почти по-французски, хотя являют собой всего лишь зеркальное прочтение. Гурд - ощущается почти, как Робин Гуд. Но смысл остаётся советским - разрушить враждебную систему, где всё фальшиво. Парики, штаны-кюлоты, воротники, но, тем не менее, намёк на капиталистический мир, где яркие огни реклам заслоняют нищету - любой буржуазный «глянец» - это и есть кривое зеркало, отражающее придуманную реальность. Кривые зеркала - это восприятие западного человека. Наш человек хочет видет правду. В фильме имеет место и пародия на стиляг - танцоры короля танцуют буги-вуги в карикатурных стиляжных шмотках. Хотя, возможно, это была пародия на «их искусство», на буржуазный китч - на «музыку толстых». Это, как в «Незнайке на Луне» Козлик объясняет своему другу разрушительный смысл абстрактного искусства. Но вся эта идеологическая пилюля подаётся в сладкой приключенческой оболочке, в духе костюмных приключений «плаща и шпаги».

Интересные факты о фильмах
«Пока бьют часы».

Пионер (-ка), разрушающие систему - это устройчивый образ, берущий свой начало от Нового Гулливера с его рекламой ОСВОДа... В фильме «Пока бьют часы», созданном по мотивам сказки С.Прокофьевой, девочка Маша попадает в некое королевство (опять перед нами Европа с её непростыми феодальными отношениями). В изначальном тексте сказки никто никуда не попадает - образ Маши создан авторами киносценария. Перед нами предстаёт старинный мир европейского города: «Она была хозяйкой трактира "Три желудя". Трактир находился как раз напротив дома, где жили братья. Когда Татти приходила в город, она всякий раз забегала в трактир "Три желудя". Тетушка Пивная Кружка сажала ее на низкую скамейку у входа, и уж всегда у нее находилось для Татти что-нибудь вкусное». Мушкетёрская романтика трактиров, паштетов и прочих жареных куропаток. Или вот в другой сказке всё той же писательницы: «А нарисую-ка я сказочный город, - решил Вася Вертушинкин. - Всё-таки что-то новенькое. Он стал рисовать город с крутыми черепичными крышами и узорными флюгерами». («Глазастик и ключ-невидимка»). Заметим, что мальчик рисует условно-западный город, а не славянское городище и не Москву Белокаменную.

Интересные факты о фильмах
«Новые похождения кота в сапогах».

Далее советские мастера переиначивают уже созданное до них - они создают новую Золушку (причём, есть не только сказка Е.Шварца, но и вариант Т.Габбе), делают из уже указанного «Гулливера» талантливейшую агитку о преимуществах советской цивилизации («Ребята, какие вы большие! Какая жизнь большая!»), перекраивают «Кота в сапогах», перемещая действие в некое фантазийное королевство, где правит шахматный король, а карточные фигуры находятся в оппозиции. Потому что шахматы - это стимул для ума и активно прививаемый пролетариям спорт (особенно это было явно в 1920-е годы. Вспомните хотя бы захолустные Васюки). А карты - это плохо, это - Жиганы всех мастей, это притоны, малины и Мурки. Это - социальное зло. И господин Кривелло (карточный валет с итальянской фамилией) - местный Хичкок - правильно понимает природу страшного и депрессивного. «Чудовища вида ужасного схватили ребенка несчастного...». Советское лишено депрессии, а эстетика мучений и смерти применима исключительно к героям партизанского подполья. Показ мучений имеет одну цель - изображение стойкости борца за свободу, за Родину, за...(нужное - вставить). Зато в фильме даны прекрасные костюмы в духе графини де Монсоро и прочих Марго де Валуа... И, кстати, карточные фигуры до поры до времени скрываются под шахматными нарядами. Враги-вредители могут быть среди нас - это общее место советской идеологии.

Интересные факты о фильмах
«Ученик лекаря».

Этот список можно продолжать ещё очень долго. Это и философско-интеллигентское «Обыкновенное чудо», и «Тень», и странная сказка «Ученик лекаря», поданная в антураже итальянского Ренессанса, но герои носят болгарские имена - Радомир и Тодорка. Европа-мифическая, Европа-шекспировская, мушкетёрская, рыцарская, пиратская - оказывалась почему-то притягательнее русской старины. С одной стороны, это было продолжением привычной приключенческой традиции А.Дюма, В.Скотта, Р.Сабатини. С другой - о Европах можно было сочинять всё, что вздумается, не боясь обвинения в «глумлении над русским фольклором» или в «искажении принципа 'народности'»... И вот, что интересно - все эти сказки до сих прекрасно читаются и смотрятся. Идеология не считывается, зато есть сюжет, игра, смысл - не советский, а просто общечеловеческий.
https://zina-korzina.livejournal.com/

0

126

Взрослые-дети.

...Начну с воспоминаний детства. 1970-е годы. По улицам ходят толпы высоких, хорошо сложенных, я бы сказала - сытых молодых людей обоего пола. На девушках-старшеклассницах - форменные мини-платья, открывающие переразвитые конечности. Помню как мы-первоклассники бродили по школе, натыкась на эти могучие ноги-колонны. Длинноволосые юноши с гитарами поют неведомые мне песни. Они взрослы, цинично-романтичны, прозападно настроены и много читают. Они - ужасно, безнадёжно взрослые. Вместе с тем, у них - перманентный конфликт с другими взрослыми, в теми, с «настоящими», которым под сорок и за сорок. Типичный, веками воспеваемый конфликт отцов и детей в 1970-е годы получил особое воплощение.

Взрослые-дети оказались где-то интереснее и умнее, чем их перегоревшие родители... Итак, они родились в солнечных 1960-х, когда мир казался широким и наполненным, а Космос - открытым. Их родители грезили подвигами, хотели переделать мир и полагали, что ещё успеют пожить при Коммунизме. Потом случился надлом, вернее - облом. Мир ограничился отдельно взятой квартирой - с хрусталём, коврами и подписным Золя, а Космос превратился в обыденность. Костры и гитары сменились НИИ-шными курилками, шептанием о самыздате, доставанием батников и блайзеров, производственными адюльтерами и тоской по смыслам. Но их дети...?

Интересные факты о фильмах
«Сто дней после детства».

Дети выросли под Окуджаву и щебетание стройной мамы-скалолазки, под разговоры о кибернетике и о Стругацких, под цитаты из старика-Хэма и Остапа Бендера. Они впитали всё то, что потом предали их родители. Они повзрослели раньше, чем им самим хотелось бы. Подростки и юноши 1970-х спешили жить. Они рано выучились читать и столь же рано создавали семьи. Выйти замуж в 18 лет - тогда это была норма. Газеты кричали: «Акселерация!». Любимое слово эпохи. Ей 14, а она уже с развитыми формами и снобски умничает на уроке химии. Ему 18, а он уже засобирался в академики. Они рано познавали научные истины и рано начинали целоваться по подъездам. Именно в 1970-е кинематограф обратился к поколению подростков, точнее - акселератов. Детско-юношеская тема в 1960-е была не самой популярной - главными героями были молодые люди от 20 до 45 лет - физики, стюардессы, врачи, журналисты... Старики и дети были стабильным, но необязательным фоном для созидающей молодёжи. В последующие 1980-е молодые изображались, как неумные, но ретивые бунтари, которые хотят не переделать, но разрушить, а из всех культурных достижений предпочитают японский двухкассетник. Не то было в 1970-е.

Интересные факты о фильмах
«Школьный вальс».

Экранные подростки и юноши цитировали поэтов, красиво глядели вдаль, изрекали важное и хотели знать истину. Им был не чужд культ чтения и гуманитарных знаний, бытовавший в 1970-е, но если перегоревшие взрослые попросту «сбегали» в литературу, в мир антикварных грёз и театральных откровений от вездесущего Славы КПСС, то дети смотрели на Пушкина и Леонардо широко распахнутыми глазами. Они слушали рок и читали Мопассана. Именно в 1970-е в кинематографе возник интересный образ, который условно можно назвать «девочка-женщина», и наиболее полное воплощение этого образа - героиня Татьяны Друбич в кинофильме «Сто дней после детства». Умная, чувствующая, мечтательная, открытая для постижения Лена Ерголина появляется в кадре с иноземной книжкой, которую она читает в подлиннике! Остальные фигуранты действия, как на подбор. Дети-аристократы «первого в мире пролетарского государства». Красиво говорят, красиво чувствуют, угловаты - ещё по-детски и страшно серьёзны. У подростков и юношей 1970-х всё - всерьёз. Особенно первая любовь. Даже, если она с...последствиями, как в кинодраме «Школьный вальс». Десятиклассница полюбила - забеременела -...бросил. Тогда она ушла из тёплого дома в общагу и родила Ваську. Всё - сами, потому что всё начинается рано и не на кого пенять. Её соперница становится женой, тоже едва выйдя из школьных стен.

Интересные факты о фильмах
«Вам и не снилось».

Мальчик и девочка из «Вам и не снилось» (я в курсе, что фильм 1981 года, но атмосфера в нём всё ещё сугубо семидесятническая) думают и ощущают себя не просто взрослыми, но мудрыми. Девочка по-бабьи (sic!) эгоистична и требует бесконечной любви, а мальчик однозначно впрягается в почти-семейную-жизнь. Он не просто влюблён, он несёт бремя отвественности, причём «выглядит» он старше собственных родителей. Мама по-дурацки интригует, папа вспоминает свою первую страсть и, вероятно, не прочь повторить. Дети в классе взрослее собственной тридцатилетней учительницы, которую за глаза называют Танечкой. Она - Танечка. Она мечется, говорит наивные вещи, воспринимает себя приятельницей собственных учеников. Дети любят свою Танечку, но они взрослее. И подростки в «Розыгрыше» тоже не прочь поучить жизни учителей и родителей. Взрослость бывает не только мудрой, но и чрезмерно рациональной. Циничный Олег Комаровский презирает романтика-отца за то, что родитель не смог достичь неких профессиональных высот. Папа и сын меняются местами - обычно жёсткий отец пилит растяпу-сына. Его антипод Игорь Грушко мыслит иначе, но тоже, как взрослый.

Интересные факты о фильмах
«Розыгрыш».

Дети-математики из «Расписания на послезатра» свысока общаются с учительницей литературы, да и с другими взрослыми - тоже. Они и знают-то иной раз больше. Эта же ситуация прослеживается в фильме «Точка, точка, запятая...» Мало того - советские кинематографисты запускают юных и повзрослевших детей в Космос. Они - Отроки, но уже во Вселенной и должны лететь по маршруту Москва-Кассиопея. Их подают зрителю, как сугубо взрослых особей, которых можно спокойно (хотя, и не без сомнений) отпускать в самые дальние дали. Дети могут всё. И профессор Громов создаёт не дядьку-Терминатора с бицепсами и лицом-кувалдой, а трогательного подростка. Сюжет об Электронике, созданный в 1960-х, по-настоящему выстрелил в конце 1970-х, когда миру была явлена тема умных и рано взрослеющих мальчишек. Гимнастка Майя Светлова из той же породы девочек-женщин, что и Лена Ерголина, и семиклассницы-астронавтки, разве что намного проще. Подростки из фантастики 1970-х уже умеют влюбляться, решать трудные математические задачки, принимать взвешенные решения. Но наступили перестроечные 1980-е - время иных идей и других штампов. Молодые учёные стали молодыми отцами, а в наступившее время их разговоры, впрочем, как их дети, оказались мало, кому нужны. Но времена не выбирают, а жизнь наполняется иными мыслами.
https://zina-korzina.livejournal.com/

0

127

Гиперболоид инженера де Пейрака.

Иной раз «...бывают странные сближенья...»© Я тут недавно сподобилась прочитать заметку женщины-литературоведа Мариэтты Чудаковой, где она говорит, что князь Мышкин и гайдаровский Тимур - это один и тот же тип личности. Возможно. В общем, подивилась я, но на этом, разумеется, ничего не закончилось. Потому что мне довелось прослушать аудиокнигу «Гиперболоид инженера Гарина» (книгу-то я по детской дурости прочла в 3-м классе и схватила только экшен). Зато сейчас открылось много-чего-интересного. Ну, помимо любимой темы про демонизм и ужасы 1920-х годов (когда наука подмяла под себя мораль), выявилось одно странное, на первый взгляд, совпадение... Впрочем, всё по порядку... Вернее, с другого краю.

Интересные факты о фильмах
Мишель Мерсье и Нонна Терентьева.

...Девочки, многие из вас читали книжки про Анжелику. Помните там графа де Пейрака - учёного и золотолюбца? Что лично у меня в голове не укладывалось. Я была советской девочкой, выросшей в твёрдой уверенности, что учёному не нужно ничего, кроме Истины («Зачем мне квартира?»©)Но вдруг на страницах романа появляется этот самый де Пейрак, который может всё и даже добывает золото каким-то личным способом (как и Пётр Гарин!). Он - учёный и, вместе с тем, гедонист, любитель роскоши и - сластолюбец (моё троекратное «фи!») Как и Гарин, да-да. Хотя, указывается, что Гарин все разработки украл у Манцева, но если бы он сам был профаном, у него ничего бы не заработало. Впрочем, в «Анжелике» тоже постоянно указывается, что и де Пейрак постоянно общался с виднейшими учёными мира, посему, есть предположение, что и он мог позаимствовать кое-что из чужих трактатов.

Учёный и вдруг - гедонист самого дешёвого типа (жратва-красивые бабы-Золотой Остров). Это не тот, у которого понедельник начинается в субботу и которому трудно быть Богом. Гарину-де Пейраку, как раз-таки легко. Для него интересная работа (привет из 1960-х!) не самоценна, она только - средство. Де Пейрак (он же Гарин) был однозначно герой не моего романа. Помните, как он гнусно бросил обольщённую им женщину, которая потом свидетельствовала против него на суде? А как он с ней говорил во время последнего свидания? Да и ту же Анжелику он брал в жёны только потому, что на её землях оказались какие-то полезные ископаемые. Это уже потом она его поразила своей красотой и - холодностью. А он не привык отступать. Инженер Гарин всё это мог бы себе позволить, но положительный персонаж дамского романа - нет.

Интересные факты о фильмах
Мишель Мерсье и Нонна Терентьева.

Но и это ещё не всё. Анжелика - это, в принципе, тот же тип личности, что и Зоя Монроз, хотя Анжелика несоизмеримо добрее и человечнее. Но вот это умение пользоваться мужчинами, показывать чудеса выживания и цепкости, а также - осознание собственной божественной красоты - один в один Зоя Монроз. Они взаимозаменяемы и могли бы потягаться в смелости и в недосягаемой красоте. И - в каком-то совершенно изумительном распутстве, которое не уродует женщину, а идёт ей, как платье. По иронии судьбы в фильме «Крах инженера Гарина» Зою Монроз играла актриса очень похожая на Мишель Мерсье. Совпадение? Но продолжим. Не брезгует Гарин/де Пейрак и совершенно гнусным пиратством. И Анжелика/Зоя Монроз ему в помощь. Да. Сюжет отличается, разумеется. Но есть и тут (помимо золота и пиратства) интересные подробности - оба-два презирают весь мир. Пётр Гарин - открыто. Де Пейрак - просто снисходит. И до короля Людовика XIV тоже - снисходит. Что характерно, оба героя - пустые и скучные. Ага.

Они не умеют смотреть на звёзды, зато умеют ценить женские прелести и блеск бриллиантов (которые по идее - лучшие друзья девушек, но не учёных, как мне кажется). Когда Гарин и Зоя оказались выброшены на необитаемый остров, им оказалось даже не о чем поговорить. Создатели Анжелики попытались создавать романы о жизни своих героев в Новом Свете - получилось тускло. Это признают даже самые большие фанаты Маркизы Ангелов. Потому что притянуто и натянуто. Ибо их точно так же, как и Гарина-Зою выбросило в новый мир, где цена бриллиантов не столь велика, как в Версале. И, скорее всего, им точно так же было бы не о чем поговорить. Золотой Остров не задался и вместо него - только клочок земли посреди океана... Ах да, почему у де Пейрака столько шрамов? Гиперболоид зашкалило, не иначе.

P.S. И вот, что ещё интересно - Серж Голон, соавтор серии о Маркизе Ангелов (3/4 Анжелики, как его в шутку называют) на самом деле - русский эмигрант, дворянин Всеволод Голубинов. Алексей Толстой, литературный отец Гарина, как известно, тоже отвечает этим двум требованиям. Правда, он вернулся, чтобы сделаться Красным Графом... Разумеется, я не претендую на Истину. Просто бывают, бывают странные сближенья.
https://zina-korzina.livejournal.com/

0

128

Опасные связи с Девчатами.

Говорят, что у авторов - мало тем. Не у современных авторов (у них вообще нету тем), а вообще у авторов. Сколько там мировых сюжетов? 8? 12? Не помню цифру. Но что-то мало. Не разгуляешься. Недавно перечитывала книжку «Опасные связи» и не могла отделаться от мысли, что всё это потом хорошо использовали (полагаю, что случайно) в иных декорациях. В чём смысл знаменитого романа, изобличающего гнусные нравы Галантного Века? Пресыщенный и коварный виконт де Вальмон поспорил со своей подругой маркизой де Мертей, что сможет завалить неприступную (и невыносимо унылую) госпожу де Турвель. Параллельно он портит жизнь юной девочке - Сесили де Воланж и, в конечном итоге, гибнет на дуэли. И маркиза де Мертей тоже адски наказана.

Теперь вспомните сюжет одной культовой штучки советского времени... Пресыщенный и коварный (sic!) лесоруб Илья Ковригин поспорил с приятелем, что непременно покорит неприступную и наивную Тосю... Дело могло бы кончиться драмой - Илюше тоже могли бы набить морду (лесоповал всё-таки), но всё свершилось позитивно. Потому что советская любовь не может заканчиваться следственным экспериментом на месте пролома башки бензопилой «Дружба». А только - свадьбой или её предвкушением...

Интересные факты о фильмах

Смотрите - перед нами некий образчик эпохи, эталон, с которым эта эпоха напрямую связана. В одном сюжете - светский щеголь (так называемый 'petite maître'), в другом - передовой рабочий с лицом Коли Рыбникова. Их жертвы - набожно-скучная красавица с принципами (де Турвель), наивная резвушка-милочка (де Воланж) и Тося Кислицына, объединяющая в себе две ипостаси. Так, она резвая, милая, ретивая и с косичками. (Помните, Сесиль де Воланж выходит из монастырской школы, посему имеет весьма приблизительные представления о жизни и о мужчинах. Тоськину альму-матер в виде детского дома плюс кулинарное училище также можно приравнять к монастырю).
«Илья вновь попробовал поцеловать её.
-Ох и агрессор ты, Илюшка! - сказала Тося, высвобождаясь из его объятий,
-Ну хоть так-то можно? - с великой надеждой в голосе спросил Илья и неуверенно положил руку на Тосино плечо».
Примерно так же поначалу действует и виконт де Вальмон - он просит от Сесили всего лишь поцелуй.

Но Тоська с принципами, не хуже, чем у второй жертвы де Вальмона - у госпожи де Турвель. Такая вот гремучая советская смесь. Именно принципы и толкают Илюшку/де Вальмона к приключению. Но если Вальмон спорит со своей распутной подругой, то Илюшка - с приятелем, а не с соцреализмовским заменителем госпожи де Мертей - с Анфисой.(Ну не мог советский лесоруб держать подобное пари с советской телефонисткой!) Но Анфиса/де Мертей в курсе всего этого спора и относится к сему совершенно в духе галантной дамы - с брезгливым интересом. Анфиса/де Мертей ярко противопоставлена Тоське/де Турвель-Воланж своим знанием всех гнусностей бытия, своим цинизмом и - своей изначальной обречённостью. Потому что такие люди должны быть либо наказаны, либо - исправлены.

Интересные факты о фильмах

В декорациях Галантного Века порок бывал наказан, в советских фильмах и книжках порок подлежал исправлению. Единственное отличие: де Мертей до обнародования писем имела великолепную репутацию, тогда как Анфиса считалась женщиной испорченной.
«-Она, брат такая...
-Какая?
-Вырастешь - узнаешь».

Но это уже особенности бытия - маркизе XVIII века было проще скрывать любовников, чем советской телефонистке, живущей в общаге на лесоповале.

...Если помните, Вальмон буквально сбежал от госпожи де Турвель, которую он (о, позорище) почти полюбил. «Илья вдруг остро пожалел, что ничего в прошлом нельзя переделать и никогда уже не вычеркнуть ему из своей жизни ни горемычной Анфисы, ни других девчат - лишних, случайных, ничуть ему, если толком разобраться, не нужных. И с Тосей всё было бы у него совсем по-другому...» В принципе, мы имеем дело со сходным типом личности. Только Илюшка имел больше шансов сделаться...моногамным. Всё-таки советский человек, не виконт какой... И наши девушки не помирают от любви, а просто не дают. Чтобы потом не каяться за глупые слабости. Ага.
«– Глянь, спутник летит!
– Не должен бы сегодня… – засомневался Илья, задирая голову. – Сашка ничего не говорил… Да где ты видишь?
– Вот где!
...Тося приподнялась на цыпочки, чмокнула Илью в щеку и захлопнула за собой дверь»
.
https://zina-korzina.livejournal.com/

0

129

Метрополис Трёх Толстяков.

Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца – пламенный мотор...
...Как из камня сделать пар,
Знает доктор наш Гаспар.

Я полагаю, что книжку «Три толстяка» бездарно экранизировали. Нет, как детская киношка с очень красивой Куклой и ярким экшеном, оно вполне приемлемо. Как отдельное творение. Но не в связи с книгой. (Точно также безнадёжно испорчен беляевский «Человек-амфибия», несмотря на сочные краски, прекрасную Настю Вертинскую и твист про морского дьявола)... Потому что сказка Юрия Олеши - это вещь, которую мог бы бесподобно экранизировать Фриц Ланг или, скажем, Фридрих Мурнау. Потому что Олеша был со-временен, со-звучен эпохе конструктивизма и того рационального безумия, которое было неотъемлемой частью человеческой жизни в межвоенное двадцатилетие. В фильме же мелькают шляпки, эполеты и шитые мундиры а-ля николаевская эпоха, во всём - ощущение несоотвествия формы - содержанию.

Олеша в своей сказке был близок к Беляеву - у последнего тоже всегда есть учёный и есть несчастная жертва эксперимента. Предоставим слово Юрию Карловичу: «Я – Туб, учёный. Меня привезли во дворец. Мне показали маленькую Суок и Тутти. Три Толстяка сказали так: «Вот видишь девочку? Сделай куклу, которая не отличалась бы от этой девочки»... Я сделал такую куклу. Я был большим учёным. Кукла должна была расти, как живая девочка... Три Толстяка приказали мне: «Вынь сердце мальчика и сделай для него железное сердце». Я отказался... Меня посадили в клетку, и с тех пор мальчику начали внушать, что сердце у него железное» Отказался, а мог бы.

Интересные факты о фильмах

Железные сердца-моторы, крепко запертый и отгороженный от мира Наследник, кукла-машина с человеческим лицом, олигархи и армия рабочих, питающих своими соками империю Трёх Толстяков. На мой взгляд, наиболее близкое кинематографическое воплощение мира Юрия Олеши это, как раз, «Метрополис» Фрица Ланга. И Олеша, и Ланг, и сценаристка Теа фон Харбоу жили в одном и том же эмоциональном пространстве, у них был общий фон социо-культурной жизни. Сейчас частенько употребляют слово 'background'... Ощущение общности прослеживается даже в описании Площади Звезды, которая сделана достаточно подробно. Это - плод рациональных фантазий конструктивистов:

«Называли эту площадь Площадью Звезды по следующей причине. Она была окружена огромными, одинаковой высоты и формы домами и покрыта стеклянным куполом, что делало её похожей на колоссальный цирк. В середине купола, на страшной высоте, горел самый большой в мире фонарь. Это был удивительной величины шар. Охваченный поперёк железным кольцом, висящий на мощных тросах, он напоминал планету Сатурн. Свет его был так прекрасен и так не похож на какой бы то ни было земной свет, что люди дали этому фонарю чудесное имя – Звезда». Любовь к искусственности, сопряжённая с любовью к рационализму. Настоящий свет, настоящее сердце, как та андерсеновская живая роза - это «фи, папа!» Человек 1920-х гораздо больше любил искусственные розы и искусственных соловьёв, он гораздо больше доверял железному сердцу и кукле с лицом Суок, но не самой Суок.

Интересные факты о фильмах

Мир Метрополиса держат на своих плечах тысячи рабочих, движения которых лишены всякого смысла. В их труде отсутствует созидание - они выглядят, как живые куклы, выполняющие последовательный ряд действий. Как та самая кукла наследника Тутти. Приёмыш Трёх Толстяков «проснулся», когда пообщался с настоящей, живой девочкой. Юный Фредер Фредерсен почувствовал несовершенство мира, когда повстречал Марию. Верхний мир Метрополиса так же близок загородному дворцу Толстяков, как и Нижний мир, откуда пришла Мария, представляет собой копию Города, где живёт Суок. Оба верхних мира - это сады, фонтаны, огни, чудеса техники. Оба нижних мира - это нагромождение тёмных кубов. «Над городом, над чёрной кучей домов, дрожало розовое зарево».

В этой связи так же интересны фигуры учёных - Ротванга из «Метрополиса», Гаспара Арнери и того самого Туба, которого Толстяки посадили в клетку. Я уже писала, что межвоенное двадцатилетие было временем дерзкой, даже богоборческой, учёной мысли. (Неслучайно в кабинете Ротванга Человек-Машина сидит на троне под перевёрнутой пентаграммой). Опыты над человеческим мозгом, в том числе и по чтению (передаче) мыслей, серьёзное обсуждение проблем левитации, ну и, разумеется, препарирование человеческого тела, улучшение оного. Ротванг создаёт по заказу Фредерсена-старшего железную квази-Марию, Туб создаёт квази-Суок по заказу Трёх Толстяков. Оба они - фанатики. Гаспар Арнери - интеллигент, причём русский интеллигент, которому что-то (вероятно, прочитанный в юности Достоевский) не позволяет ему касаться Человека.

Интересные факты о фильмах

Кстати, и дворец Толстяков, и Верхний Мир Метрополиса (с мажорским «Клубом сыновей») - это нечто в старинном, прямо-таки, в галантном духе. Фонтаны, зелень, цветы. Дворец Толстяков невозможно представить себе модным кубом с глазами-окнами. Тут, напротив, всё барочно, рокайльно, пудрено. Таков же мир «Клуба сыновей». К сожалению, чаще всего мы видим американский вариант «Метрополиса» (то есть для штатовского зрителя, ждущего экшен). Этот вариант сильно вырезан и лишён многих характерных сцен. По счастью, я нашла вырезанные фрагменты, касающиеся, как раз, жизни в Верхнем Мире. Так, в первой сцене мальчики-мажоры с красивыми торсами тренируются на стадионе, в котором угадывается...советская или немецкая архитектура 1930-х годов (а фильм-то был выпущен в 1920-х!) А сам фрагмент напоминает кадры из «Строгого юноши», созданные по сценарию всё того же Юрия Олеши...

В следующем вырезанном фрагменте - настоящая галантная сцена в духе Антуана Ватто, даже костюмы девиц - с фижмами, кружевами и треуголочками. Я не знаю, предвосхитил ли создатель костюмов будущий культ Галантного Века в нацистском Рейхе или просто решил использовать вот эту модную линию, но этот намёк лично для меня выглядит впечатляющим! А вот сцена у фонтана, вошедшая и в американский вариант, если сделать её менее фривольной, подойдёт для любого советского фильма 1930-х - барочный, версальский фонтан, красивая парочка (оба непременные блондины)... Фонтан, украденный у будущего ВДНХ. И над всем над этим очень хорошо представляется продавец воздушных шаров, летящий в направлении торта. «Просвечивая радужными весёлыми красками, она скользнула по дорожке, усыпанной гравием, по клумбе, по статуе мальчика, сидящего верхом на гусе...».

Интересные факты о фильмах

Если же идти дальше, то можно себе представить, что советский человек следующего, сталинского десятилетия жил как бы...одновременно в двух мирах Метрополиса. Он тяжело и много вкалывал, жил в конструктивистской общаге и в своей повседневности носил неприметную, бедноватую одежду. Полагаю, что не всегда был доволен. Но по праздникам и выходным дням он возносился в Верхние Слои Метрополиса с их галантной прелестью садов, с эллинской правильностью колхозных Венер и фабричных Аполлонов, с аристократическими вальсами и с екатерининской классикой Домов Культуры. Прочтите описание маскарада в гайдаровской «Судьбе барабанщика» - оно сделает честь любому бытописателю балов Луи XIV. Так вот, советский человек был «ничем» и «всем» одновременно. Он был и Толстяком, который мог себе позволить тортище в кулинарии ресторана «Москва», и простым работягой, который давал угля сверх плана (и попробуй не дать!).

Он был и жалким винтиком, и гордым хозяином. Он работал в чаду и копоти, но одновременно принадлежал к «Клубу сыновей» и показывал свой красивый торс на параде физкультурников. И владелец Клуба радушно улыбался ему с трибуны Мавзолея. И дворцовая, толстяковская кондитерская, наполненная громадной сияющей посудой, до смешного похожа на фабрику-кухню, описанную Олешей уже в знаменитой «Зависти». В общем, аналогии можно ещё множить и множить. В конце фильма показана возможность классового мира. В эпилоге сказки - победа простого народа над миром толстых. Но кто знает, не превратится ли гимнаст Тибул в «нового толстого»?! Не изгонит ли с помосток площадную девочку Суок, заменив её возвращённым Раздватрисом? Потому что «красный Раздватрис» - это вальс победившего пролетариата на могиле джаза - «музыки толстых»... Но одного мне по-прежнему жаль - фильм про Трёх Толстяков не был снят в ту эпоху, когда все смыслы и ощущения Юрия Олеши были актуальны...
https://zina-korzina.livejournal.com/

0

130

Ромалэ и романтика.

Недавно в разговоре была затронута тема отношения к цыганам в Советском Союзе. Причём, не бытового отношения, а именно - государственно-общественного. А что было в СССР главнейшим из искусств? Разумеется, кино. Если проанализировать ряд кинофильмов, снятых, ну, к примеру, в эпоху Застоя, то вырисовывается интересная картина - отношение к цыганам в СССР было позитивное и даже - восторженное. Более того, само понятие «цыган» уже практически исключало национальную принадлежность; это было что-то, близкое к актёрскому амплуа. То есть цыгане = песни, пляски, мониста, цветастые юбки, гитара, скрипка... В монографиях, посвящённых Нашему Всему, постоянно подчёркивалось, что Александр Сергеич очень любил слушать цыган и даже влюблялся в цыганок за их пение и зажигательные танцы. А ещё цыгане - это мистика, гадания, предсказания, колдовство. Ну, и романтика, которая представлялась, сродни пиратской - дорога без конца и края, опасности, ловкость и удача в обретении средств к существованию. Вспомните советское кино эпохи Застоя - если на экране цыган, так чаще всего - положительный. Почему? Я полагаю, что причин несколько. Во-первых, эти произведения создавали творческие личности, то есть так или иначе, склонные к богеме (bohème - букв. цыганщина). Но это только одна сторона вопроса, ибо советское искусство не было свободно-коммерческим, где каждый воротил то, что ему нравилось. Цыганская тема вообще рассматривалась под особым углом.
 
Интересные факты о фильмах
«Табор уходит в небо».

Полагаю, что этот позитив был следствием того природно-лёгкого отношения цыган к собственности. Да, конокрады, но не куркули. Табор - это своеобразная коммуна, которая противостоит обществу ярых собственников. Что больше всего на свете любит цыган? Свободу. За что, по идее, боролись большевики? За неё же. Так сказать, цыгане - это некие изначально свободные от многих буржуазных предрассудков люди. Цыгане изображались, как очень гордые, независимые люди, которых невозможно удержать при помощи материальных благ, ибо их главный смысл - дорога. У интеллигентов-шестидесятников, которые массово пришли в искусство, был тот же самый смысл - дорога ради самой дороги. Ещё один важный момент - всегда подчёркивалось, что цыгане никогда не забывают добра и не бросают своих. Помните фильм «Карнавал»? Там героиня Ирины Муравьёвой попадает в сложную ситуацию, и её выручают цыгане в благодарность за проявленную доброту. Позитивному восприятию цыган ничего не должно было мешать. Все знали, что люди этого племени могут обмануть и кинуть на деньги, но на этом старались не акцентироваться. Если цыган и обманывал, так только какого-нибудь гада-куркуля. С другой стороны, в СССР было очень мало информации о геноциде цыган на оккупированной территории. На мой взгляд, это делалось с той же целью - цыганская тема должна была оставаться априори позитивно-романтически-творческой.

Интересные факты о фильмах
«Карнавал». В роли цыганки Кармы - Екатерина Жемчужная.

А ещё в эпоху Застоя потихоньку началась своеобразная реабилитация дореволюционного русского барства. А раз барин, значит, склонен устраивать многоденевные загулы с цыганами. В фильмах «Жестокий романс» и [b]«Мой ласковый и нежный зверь»[/b] эта тема раскрыта с подлинным размахом, какого, возможно, и не было в реальной дореволюционной практике. Что характерно, фильмы про цыган снимали люди других национальностей и показывали своё видение этой темы. Единственное место, где сами же цыгане создавали произведения на свою тему, был театр «Ромэн», да и там в спектаклях чаще всего эксплуатировались привычные образы и клише. Типичный пример - очень красивый спектакль «Четыре жениха», который был поставлен ещё в сталинскую эпоху и с тех пор ставший хитом этого театра. Там сюжет такой - четыре жениха оспаривают право женитьбы на дочери вожака табора. Они не знают, что дочерей-то две и только одна из них красавица и умница... Опять-таки, «Ромэн» ставил спектакли про цыган, но не только для цыган, поэтому без привычных образов, без стилизации было попросту не обойтись. Интересно, что в кино самые запоминающиеся цыганские образы - Рады («Табор уходит в небо») и Будулая («Цыган») создали вовсе не цыгане. Их ещё в советские времена доставали журналисты на эту тему. Из серии: «Вот видно сразу, что вы - цыганка, а вот умеете ли гадать, были ли в роду цыганские бароны...?» и так далее.

Интересные факты о фильмах
«Жестокий романс».

На деле, Светлана Тома имеет целый «букет», но цыган там нету вообще. Михай Волонтир - молдаванин, причём родом из села. Вместе с ним в фильме цыганку Настю сыграла актриса по имени...Матлюба Алимова. Говорят, что цыгане со всей страны писали ей письма - звали замуж. Мол, настоящая, природная цыганка, каких теперь уж мало. Она же там не просто произносит текст, она ещё и танцует цыганские танцы. Но, конечно же, в большинстве случаев цыганские роли в кино играли именно цыгане. К примеру, Екатерина Жемчужная, которая кочевала из фильма в фильм, или Николай Сличенко - главный цыган Советского Союза, которого очень ценил сам дорогой-Леонид-Ильич. Интересна судьба песни, звучащей в «Жестоком романсе» про мохнатый шмель - на душистый хмель. Стихи - Редьярда Киплинга, мягко говоря, не цыгана. Музыка - Андрея Петрова, тоже не вполне чавалэ. Но именно эта песня постепенно стала чем-то, вроде гимна кочевой жизни. Во всяком случае, текст я нашла сходу именно на сайте цыганских песен.

Так вперёд - за цыганской звездой кочевой
На закат, где дрожат паруса.
И глаза глядят с бесприютной тоской
В багровеющие небеса.

И вдвоем по тропе - навстречу судьбе,
Не гадая, в ад или в рай
Так и надо идти, не страшась пути,
Хоть на край земли, хоть за край.

Интересные факты о фильмах
«Силуэт» и «Журнал мод» - цыганская тема в моде 1970-х гг.

Это такой типичный взгляд со стороны, романтизированно-отстранённый. Потому что цыганская тема - это ещё и экзотика, а раз - экзотика, значит - повышенная яркость картинки. А вот ещё - в 1970-е на волне увлечения этникой, была и цыганская волна в женской моде - юбки из цветастого ситца, мониста, платки. Интересно, но современные историки моды склонны видеть в этой цыганской теме продолжение моды на хиппизм. Разумеется, то, что в журналах значилось, как «цыганская тема» было очень далеко от таборной реальности, но эта линия хорошо вписывалась в общий настрой стиля 1970-х. Интересно, что самые яркие фильмы на цыганскую тему, были созданы, как раз, в эти годы. Или вот - помните, Атаманшу из «Бременских музыкантов»? Олег Анофриев, а позднее - Муслим Магомаев, озвучивавшие этот мульт, пытались петь именно голосом Сличенко и вообще весь образ был решён в около-цыганском стиле... А ещё в Театре Оперетты неизменно давали «Цыганского барона» и прочие спектакли, создающие образ вечно-танцующего и лёгкого на подъём народа.
https://zina-korzina.livejournal.com/

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Интересные факты о фильмах