Как-то задела меня фраза Улиса о том, что фильм режиссёра Андрея Тарковского "Зеркало" он смотрел пятнадцать раз. Да, есть фильмы, которые мы смотрим по много -много раз, тот же фильм "Джентльмены удачи" и другие подобные ему фильмы. Возможно, что мы их смотрели и больше, чем пятнадцать раз. Но "Зеркало" всё таки не много другой фильм. Этот фильм нельзя включить фоном или для расслабления после рабочих будней. Просмотр "Зеркала" сам по себе есть труд для души, и при этом труд достаточно такой нелициприятный, скажем так. Может Игорь просто учился у Тарковского режиссёрскому искусству? Но все фильмы Тарковского имеют одинаковую художественную ценность и в таком случае, Улис должен был уделить им равное внимание, но про то же "Иваново детство" он написал, что смотрел фильм, как то очень давно и вот недавно пересмотрел его второй раз. Что то подобное было сказано и о других работах мастера, хотя конечно Игорь смотрел их более двух раз, писал студенческие рецензии на них, но всё ровно только к "Зеркалу" Улис возвращался постоянно. Тогда именно "Зеркало " является теми звёздными вратами для входа во внутреннею Вселенную брахмана. Именно там хранятся ответы на загадки , которые оставил нам Игорь и ключи к пониманию его жизни и судьбы.
II Аркан. Жрица.
АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ. "Зеркало". Библейский сюжет
Из воспоминаний Андрея Тарковского:
«Когда я монтировал в картине «Зеркало» испанскую хронику 38 года: проводы детей на советский пароход, так у меня был один кадр, который никак не монтировался. Он был очень хорош сам по себе: революционный испанский солдат с винтовкой стоял на корточках перед своим ребенком, тот горько плакал. А солдат его целовал, и тот, обливаясь слезами, уходил за кадр, а отец смотрел ему вслед. Но этот кусок, куда бы мы его ни монтировали, всюду выпадал. Я пришел в отчаяние и просто хотел понять, в чем дело. Я попросил монтажера собрать весь материал – все, что было взято из фильмохранилища. И когда посмотрел, я вдруг с ужасом увидел, что таких кадров несколько – три дубля. То есть в тот момент, когда ребенок заливался слезами, оператор просил его повторить то, что он сделал: еще раз проститься, обнять, поцеловать. Этот кадр не влезал в монтаж. Потому что в нем поселился дьявол и никак не мог примириться в той среде, в которой находился, в среде искренности. Я его выбросил».