69-96. Мир глазами чисел.
Раз-два-три-четыр-пять
вышла Леди погулять...
На описании простых (элементарных) чисел можно бы и остановиться, однако в жизни приходится сталкиваться с более сложными числами (двузначными, трехзначными и т.д.).
Элементарными числами называют числа однозначные (от 1 до 9). Представим числовой ряд определенным образом:
Необходимо отметить, что:
1.) Каждое число счастливо или несчастливо одновременно, каждое заключает в себе жизнь и смерть. Лишь в сочетании с другими числами определенное число может стать однозначно хорошим либо зловещим. Лишь место и время делают число конкретно проявленным.
2.) Каждое число отрицается последующим, т.е. все числа делятся на четные и нечетные (темные и светлые, женские и мужские). Единица отрицается двойкой и т.д. Числовой ряд бесконечно изменяется и развивается вследствие этого.
3.) Число отражает лишь часть объективной картины. Лишь одна часть становится явной, остальные части остаются неопределенными.
«Кто не горит душой, тому не открыто ничего, кто не скорбит, того не разовью. И ничего не отвечу тому, кто не скажет ни слова о трех углах квадрата, когда ему объясню один угол». (Конфуций, «Луньюй»).
Возвращаясь к числовому ряду, можно отметить, что он имеет несколько узлов (3, 7, 12, 60). Эти узлы представляют собой числа, наиболее отмеченные неким полетом таинственности.
В мышлении человека эти числа играют главную, если не ведущую роль. Они встречаются повсеместно: в мифах, в науке, религии...
Два первых числа можно рассмотреть как категории количества, а именно
3 – множество, как категория малого (триптихи, трилогии в искусстве),
7 – куча, как категория большого.
В психологии есть такое положение: «Воспринимать как целое, не считая, можно лишь минигруппу единиц числом не более семи». Поэтому, если в сказке говорится, что у отца было 3 сына, то это значит, что у отца было не много сыновей (число 3 здесь выступает как некий символический предел малого.
4, 5, 6 – это категории неопределенности между малым и большим).
Три дороги в мифах – это тоже предел возможного малого. Если же речь идет о «семи богатырях», «семи гномах», «семи планетах», то это тоже своего рода ограничение большого.
Два последних узла – это числа 12, 60 – как основные категории коловращения (циклов):
12 – малый цикл;
60 – большой цикл.
Эти два числа всегда связаны с делением круга и со временем. Время считалось связанным с кругом, круг делился на 360 частей (градусов), поскольку в году насчитывается 360 дней (именно за столько дней Земля совершает полный оборот вокруг Солнца).
Циферблат часов делится на 12 частей, как и Зодиак, содержащий 12 созвездий.
Сумма углов любого треугольника равна 180 градусам. Однако необходимо отметить, что границы категорий количества и цикличности размыты и относительны.
Поэтому:
4.) Идеальные числа (3, 7, 12, 60) могут быть заменены соседними.
В кибернетике известна формула 7+2, которая говорит о том, что число 7 может быть подменено числами 6 и 8, 5 и 9. Поэтому иногда встречаются «семь небес» и «восемь небес», «шесть крыльев» и «семь крыльев».
Смещения могут происходить и в случае с числом 12. Так в эфиопском календаре 13 месяцев. У майя неделя состоит из 13 дней, а 13 двадцатидневных месяцев составляют солнечный год. Основу ацтекского календаря составлял 52-летний цикл.
Исходя из вышеизложенного можно записать
3+1, 7+1, 12+1, 60+1.
Отметим только, что замещая какое-либо число соседним, замещается и сама природа, само качество числа, т.е. нечетное число подменяется четным (или наоборот).
Такое смещение из светлой области в темную может быть очень существенным.
5.) Каждое число наряду с явным признаком количества обладает рядом скрытых признаков.
Это качество (четность, нечетность) и образность (графическая форма и связь числа с определенным понятием, символом, буквой алфавита).
На числах легко подтвердить основной принцип диалектики: «Количество переходит в качество и наоборот)».
Добавляя к любому числу единицу происходит не только изменение количества, но и качества. (При добавлении же двойки качество остается неизменным). Поэтому рядом стоящие числа более далеки друг от друга, чем стоящие через одно.
В этом случае единица оказывает действеннее, чем двойка. Единица способна изменить природу числа.
Чтобы узнать глубинные свойства элементарного (однозначного) числа, его необходимо разложить на составляющие (точки).
Например 4=.... . Точки нужно сгруппировать так, чтобы получилась симметричная фигура (вариантов может быть много)
4= :: = ·:· .
Далее можно представить число как сумму (обычно двух чисел) 4=1+3=2+2 и рассмотреть каждое составляющее число в отдельности, либо в совокупности друг с другом.
Число можно представить в виде китайской триграммы, если расположить составляющие точки в три ряда (желательно симметрично, чтобы добиться однозначности):
4 = ·:· (нечет, чет, нечет) триграмма |¦|; 8 = :·:·: |¦|.
Вспомним написание числа/слова ЗЕРО на китайском
Все числа совершают кругооборот вокруг «5».
Рассмотрим двузначные числа. Они могут быть:
1.) Гармоничными (авангардными),когда первое число меньше второго. Например 12,13, 14.
2.) Негармоничными (ретроградными), когда первое число больше второго: 21, 31, 41.
3.) Однородными (зеркальными, неподвижными) 22, 11, 33.
4.) Десятичными – 20, 10,30.
5.) Инверсивными.
Числа от 1 до 9 противопоставлены друг другу относительно пяти.
Поэтому инверсивные числа выглядят так: 19, 91, 28, 82...
Из рисунка видно, что 1 и 3 – самые светлые, а 6 и 8 самые темные.
6.) Перевернутые. Весьма редкие числа. Обычно они бывают многозначными.
Такие числа читаются как слева направо так и справа налево (например, 1991) либо число остается неизменным, если его перевернуть вверх ногами (например, 1961).
Самое гармоничное двузначное число – это 12 (начало числового ряда), а самое негармоничное – 98 (начало с конца числового ряда).
Самое однородное число – 55, т.к. 5 – мнимая ось симметрии числового ряда.
Самое инверсивное число 19, поскольку 1 и 9 наиболее удалены друг от друга.
Если для проникновения в глубинные структуры однозначных чисел нужно расщепить их на элементы-точки, то у многозначных чисел суммируются его элементы.
Например, 12Σ=1+2=3, 122Σ=1+2+2=5.
Элементы числа могут суммироваться несколько раз: 69Σ=6+9=15=6 т.е. 69Σ=6. Это самая простая система сокращения сложных чисел в элементарные.
Применяется также метод вычитания элементов сложного числа. Например, 12Σ=2−1=1, 69Δ=9−6=3, 31Δ=3−1=2 ( из большего вычитается меньшее).
Сумма элементов числа всегда больше самого числа (12Σ=3, 69Σ=15Σ=6). Происходит некое подобие взрыва критической массы. Такая сумма показывает возможное воздействие, такая сумма – это скрытая энергия числа.
Разность элементов числа всегда меньше самого числа. Это своего рода скепсис, холодный расчет. Такая разность характеризует удаление одного элемента от другого.
Чем дальше один элемент удален от другого, тем меньше их взаимодействие (а значит и взрыв).
Наибольшей энергией обладает число 99, наибольшей удаленностью (скепсисом) 19 и 91 (не считая десятичного числа 90). Вообще для более полного анализа двузначного числа можно указывать две его характеристики (Σ сумму и Δ разность).
Т.е. целую группу чисел можно свести к одному.
Все можно свести к единице, и все можно вывести из единицы. «Дао порождает одно. Одно порождает два, два порождает три, три порождает тьму вещей». (Лао-Цзы). Причем заметим, что чем больше число, тем больше начений оно имеет, и чем меньше число, тем оно конкретней.
Так, единица, – самое конкретное число.
Два можно описать лишь один раз суммой двух чисел 2=1+1.
Три можно описать уже три раза 3=1+1+1=1+2= 2+1.
На всем протяжении исследования чисел сталкиваешься с так называемыми «числами – двойниками». (21-12, 13-31, 42-24, 69-96).
Здесь уместно остановиться на направленности (оборачиваемости) числа или на та называемой инвариантности симметрии. Два числа (например, 12 и 21) считаются симметричными, если они состоят из тех же элементарных чисел, записанных в обратном порядке.
Симметрией обладают многие явления и процессы; так, например Э. Нётер сформулировала теорему о связи сохранения энергии с симметрией времени.
Симметрия пространства связывается с сохранением импульса. Одно из основоположений квантовой механики – СРТ-инвариантность (СРТ-симметрия), согласно которому все физические явления симметричны относительно:
- замены частиц на античастицы (C – зарядовое сопряжение),
- зеркального отражения (Р – пространственная инверсия) и
- замены положительного направления времени (T) на отрицательное.
Как говорилось выше, есть числа авангардные (гармоничные, светлые: 12, 26...) и есть числа ретроградные (негармоничные, темные: 21, 52...)
Здесь речь идет о направленности: большее должно идти за меньшим, подобно числовому ряду (1, 2, 3...).
Все говорит за то, что считать такие парные числа как 12-21, 53-35, 69-96 и т.д. одинаковыми.
Это подтверждает и теория СРТ – симметрии, и то, что oна у этих чисел одинаковая.
По сути, чем отличается 12 от 21, разве что только направленностью. Человек, вставший на голову, остается человеком, правда, не совсем нормальным. Так и число 12 оборачиваясь числом 21 становится негармоничным, хотя связь с 12 остается довольно прочная.
Рассмотрим теперь, чем конкретно отличаются «числа-двойники».
Первый элемент такого числа более значителен, чем второй, он образует застывший малоподвижный монолит. Поэтому первый элемент двузначного числа это пациенс, пассив, (основа).
Второй элемент – это подвижный, регулирущий фактор. Он конкретизирует все число, внося в него изменения. Поэтому второй элемент двузначного числа – это агенс (актив).
Исходя из толкований элементарных чисел (см. выше) можно передать двузначное число в виде некоего афоризма – образа.
Например, число 12.
1 – копье (покоится),
2 – лебедь (движется).
Можно представить, как «лебедь, трепещущий на копье». Иначе можно представить как 1+2=смерть.
Главное расшифровать смысл афоризма, выразив его одним словом.
Число 12 можно представить и как «Лебедь взлетевший с дерева». 1+2= «испуг».
Чтобы афоризм оказался удачным, необходимо соотнести его с другими образами этого числа.
Наглядный пример являют числа «23» и «32», где первое число (23) означает «змею, душащую голубя» (известный мифологический сюжет), а второе (32) означает «орла, клюющего змею» тоже в знаменитый сюжет). Ниже переставлено толкование только некоторых двузначных чисел, поскольку все 90 чисел изобразить довольно-таки сложно.
11 – «Война». Это число дважды обостряет единицу.
В «И-Цзине» оно имеет аналогию в гексаграмме ¦|¦¦¦¦ «Войско» («Возмужалому человеку – счастье. Хулы не будет»)
Это число не столь трагично, как кажется на первый взгляд, поскольку «война» может означать явление аллегоричное. Например, войну с самим собой, крестовый поход духа против плоти. Как здесь не вспомнить Дон Кихота Сервантеса, который сражается со своими пороками. И кто сможет с уверенностью сказать, чем на самом деле были иллюзии Дон Кихота – бредом больного или ясновидением зрячего.
Число «11» это также «лестница» и «изгородь», а так же «лес». В индуизме 11 – число славы, число Шивы.
У индейцев майя 11 – бог землетрясения; 11 – число первого высокого неба (10 – земля), невидимость, глубина за зеркалом, запас духовной силы, зарытой в землю.
12 – «Мир». Это голубь, несущий в лапах оливковую ветвь. Число благоприятное и мистическое. Оно навеяно легендами и волшебными сказаниями. Число гармонии и начала числового ряда (начала мира).
«12» – это еще птица, слетевшая с дерева (душа, простившаяся с телом). В индуизме это число милосердного бога Вишну.
У майя 12 – владыка урожая Юм Кааш. Место отдыха Близнецов-героев под кортом для игры в мяч. Ртуть на обороте зеркала; вуаль, скрывающая тайны мира.
21 – «Охота». Птица, сраженная копьем охотника. Помимо этого, число «21» имеет и скрытые и даже сакральные и соотносятся с двадцать первым пальцем человеческого тела (проще говоря, с фаллосом).
«21» – это и «начало конца» мира и числового ряда. Абсолютный конец являет число поистине эсхатологическое 210.
13 – «Искушение». Змей сползающий с дерева. Это прямо согласовано с библейской легендой о первородном грехе, когда змей-искуситель соблазнил Еву, а потом и Адама съесть запретный плод познания.
Число «13» – крайне отрицательное в европейской традиции (в еврейском языке буквенное обозначение числа 13 יג означает смерть, поэтому оно табуировано и его заменяют эвфемистическим 9+4; табуированы у евреев и числа 15 и 16, которые передаются, как 9+6 и 9+7, поскольку буквосочетания йод-хе и йод-вау входят в состав имени божьего).
Иногда это объясняется еврейской записью этого числа, которое означает смерть.
Тринадцатое созвездие Зодиака – Змееносец. У индейцев майя наоборот 13 считалось благоприятным, у них и неделя была 13-дневной, и год состоял из 13 месяцев, 13 первых чисел майя имели божественных покровителей. В их представлениях 13 – это Пернатый змей Кукулькан, являющийся во сне. Самое верхнее небесное царство. Число светлых часов суток.
31 – «Обережение», в буддизме и шаманизме – уровень бытия. Голова медузы Горгоны, отрубленная мечом. Изображение головы медузы встречается на греческих щитах в качестве оберега. Приходит также на память др. русская икона «Чудо Св. Георгия о змие», где св. Георгий поражает змия. Одиссей покидает подземное царство из страха, что Персефона пришлет ему голову Горгоны.
33 – «Исток». Река, падающая с горы. Возможно и иное толкование: две сплетенные змеи (в средневековой Европе этот символ считался очень счастливым). «33» – это возраст Христа, т.е. возраст духовной зрелости. Треть от ста – это периодическая дробь 33,(3)=33,3333...
Известно 36 таттв (проявлений божества), которые отождествляются с 36-ю буквами санскритского силлабария.
30 – «Расплата». Змея в колодце, как затаенная злоба. «Не плюй в колодец, из которого пьешь», или «когда пьешь воду, не забывай о человеке, попавшем в колодец».
«30» – это еще и символическое обозначение поколения. (За 30 серебряников Иуда продал Христа).
22 – «Противоречие». Удвоение двойственной природы. Это стая лебедей, двурогость Луны.
Это Сирин и Алконост (песня печали и песня радости). Внутренняя противоречивость «двойки» развивается в числе «22» как внешнее противоречие.
В мифологии бамбара (Зап. Африка) в ходе сотворения мира появился дух Йо, 22 основных элемента и 22 витка спирали. Эти витки спирали «размешали» Йо, в результате чего возник звук, свет, все существа, все действия и все чувства. Именно столько букв в древнееврейском алфавите (здесь 22 рассматривалось как сумма 3+7+11), а сами буквы размещались в пропорции значимости, как 3:7:11).
20 – «Рождение». Лебедь, обронивший яйцо (мифологическая картина зарождения мира).
Сравните также русскую сказку «Курочка-Ряба». Помимо этого число 20 ассоциируется с человеком (именно столько у него пальцев на руках и ногах), а вместе с ним и с профанным миром, которому противопоставлен мир сакральный (число «21»).
источник