Ступени и степени восприятия.
Есть фильмы, к которым мы возвращаемся на протяжении всей нашей жизни. И в кажый момент времени мы видим его по-новому. То, что ускользало от нас в детстве, начинает волновать или раздражать в зрелом возрасте. То, что пленяло в отрочестве, смешит на излёте молодости. Как написала одна читательница:«Когда я в возрасте 30 лет снова посмотрела 'Три орешка для Золушки', меня поразила бедность нарядов, когда-то казавшихся сказочно-прекрасными!» Сначала я думала пройтись по нескольким таким знаковым картинам, но потом решила остановиться на фильме «Гостья из Будущего» - он идеален для обсуждения хотя бы потому, что большинство людей его любят и не просто любят, но и пытаются интерпретировать, «препарировать». Много килобайт написано и про рекламу кефира, и про алый флаг над Москвой-2084, и даже про то, что Алиса Селезнёва (оказывается!) - мечта любого педофила. И вот сегодня я попробую расписать своё восприятие фильма в разном возрасте.
Мега-техника похожа на спортивный тренажёр...
Итак, я - ровесница Коли Герасимова, и в 1984 году учусь в 6 классе. Что воспринимали мы в тинейджеровском возрасте? Во-первых, экшн. Сюжет «Гостьи...» затягивает с самого первого момента - Фима Королёв следит за Полиной в фантастически-красивом платье. Страсть всех детей - подвалы, заброшенные дома, тайны. Смутно сознаю, что Коле может влететь за долгую отлучку с бутылками. Во-вторых, в Будущем - восхищают флипы. Разочаровывает «такая же» Москва. В-третьих, очень нравится лицо Алисы и её минималистическое платьице. Сознаю ехидную сущность отличницы Милы Руткевич. Зависть. Я бы тоже так себя вела - я ничему не завидовала, кроме ещё более ярких, чем у меня пятёрок. Ещё понимаю, что исполнительница роли Милы (Катя Авербах) точно так же завидует Наташе Гусевой. Полное попадание в образ. И, наконец, умиляет распознаватель, в который Вертер засовывает Колю. В этом возрасте восприятие - линейное. Никаких глубин. Только сюжет и герои. Кто кого догоняет? Найти миелофон! Чудесная музыка и радостно-печальный финал. Всё будет хорошо!
Молодёжь возле флипов одета в каком-то народном стиле...
Молодёжно-юношеское воприятие - более критично и насмешливо. Удивляют прогрессоры, мотающиеся в прошлое и оставляющие там следы пребывания. Уже известен «эффект бабочки». Люди изменяют прошлое, но почему у них всё такое же настоящее?! Странным кажется костюм прогрессора, беседовавшего с Вольтером. Помните, он восклицает что-то типа: «Грандиозный старик!» Как спец по Галантному Веку, удивляюсь - когда Вольтер был стариком, такие парики и камзолы давным-давно не носили! Вижу, что дети - из центра Москвы, отпрыски интеллигенции. Коля живёт с мамой. Где папа? Типовой брак шестидесятников, скреплённый на Хибинах и распавшийся от бытовухи. Коля Садовский. Помните такого? Отвечает вопросом на вопрос, хохмит в наглую, острит напрополую. Типаж остроумного еврея. Наверное, потом уедет «к себе». Красный флаг над Кремлём?! Ахахах! 1991 год на дворе - гуд бай, Ленин! Как некрасиво всё-таки состарился артист Михаил Кононов, а был такой беленький красавчик! Хочу такие же кабины мгновенного перемещения - задолбало метро!
У Вертера - типаж тевтонского рыцаря из фильма про А.Невского.
Взрослое восприятие - полноценное внимание к деталям. Мир Алисы пошёл по пути дезурбанизма. Вспомните Москву, над которой летает Коля. Нигде не наблюдается ни одного «футуристического» сооружения – никаких высотных стекляшек, никаких сияющих эркеров. То есть Москва-2084 давным-давно законсервировалась в своих формах конца XX века. Все суперсовременные промышленные и научные сооружения, видимо, находятся за городом, под землёй или даже на других планетах. Даже Институт Времени стоит посреди леса. В кадре – много зелени, много воздуха, а улыбчивая молодёжь совершает конные прогулки.
У людей Будущего в руках – мудрая, но смешная техника, правда, работает она, в основном, на общие цели. Ни у кого нет личных флипов, флайеров и прочих планетолётов. Миелофон – один на всех, причём, для науки, а не для того, чтобы подслушивать разговоры соседей. В будущих мирах действуют разумные роботы и киберы, также предназначенные для совместного пользования. Так, человекообразный робот Вертер выполняет целый ряд низовых работ в Институте Времени - он и уборщик, и секретарь, и охранник. Что характерно – никаких мобильных телефонов, никаких персональных компьютеров, никаких микро-плееров и флешек с информацией.
Аристократка-бабушка Юли Грибковой...
Шестидесятница-мама Коли Герасимова...
...Возникает вопрос - почему Фиму Королёва заворожила Полина? Она же - наблюдатель, которому положено сливаться со средой. Она диссонирует! На деле мы видим прекрасную манекенщицу, сбежавшую с платьем из ОДМО на Кузнецком Мосту. Можно предположить, что костюмеры из Института Времени, изучив старинные журналы, приняла за истину фразу, что стиль диско - ведущий модный стиль начала 1980-х. Да. Полину нарядили в нарочито-концертный, дискотечный наряд, чьи линии были почерпнуты из исторических источников. Хреново работают в Институте Времени - советские женщины так не ходили!!! Спалилась Полина!
Давайте вспомним квартиру Юли Грибковой. Доходный дом эпохи Модерн. В комнатах - старинная мебель и интеллигентная бабушка, которая ни о чём не спрашивает и всё понимает. Можно даже предположить, что когда-то этой семье принадлежал весь этот дом и в годы революции их «уплотняли»! То есть Юля Грибкова - потомок некоего рода с традициями. У Коли Герасимова квартирка обставлена ещё в 1960-е годы - секретер (в котором спрятан миелофон) ГОСТа 1966 года (у нас точно такой на даче!) плюс аскетичные полочки для книг... А вообще, авторы фильма поставили себе целью показать старую Москву, причём, с особой любовью изображены заброшенные дома. Теперь на этом месте - сверкающие офисные монстры...Школа довоенной постойки, тоже с традициями. Но не языковая - у англичанки рязанско-сызранский выговор. Дети на уроках ведут себя равнодушно-разболтанно. Убивает фраза учительницы:«Девочки, уберите шахматы!» Вести урок не умеет, опросы проводит бездарно - один отвечает, все остальные маются.
А вот ещё, напоследок. Слетала к нам Алиса... Наследила. Изменила Будущее. Своё Будущее. Прилетела, а там бизнес-центр на месте Космо-Зоо, а профессор Селезнёв моделирует компьютерные игры... Такое вот Прекрасное Далёко.
Гостья из будущего (1 серия) (1984)
Гостья из будущего (2 серия) (1984)
Гостья из будущего (3 серия) (1984)
Гостья из будущего (4 серия) (1984)
Гостья из будущего (5 серия) (1984)
Отредактировано Алина (2017-03-13 14:06:22)