Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Культ тела

Сообщений 21 страница 30 из 33

21

0

22

Как вы относитесь к боди-позитиву?

Это не моя статья, просто хочу дать ссылку и услышать мнение: как Вы относитесь к концепции боди-позитива? Для тех, кто не знает, что сие - в двух словах расскажу. Это ощущение красоты своего тело даже, если оно ужасно. Я не понимаю этого (возможно, я не так воспитана или вообще - не права в корне). У других людей - иное мнение. У меня очень чёткие установки, какое тело красиво, а какое - нет. У меня свой вкус, у вас - свой.

Вместе с тем, автор пишет: «Мы будем ходить в спортзал, потому что движение — это хорошо и приятно, будем делать только то, к чему у тебя лежит душа, и столько раз, сколько ты сможешь — а не так, чтобы обязательно было неудобно и тяжело, потому что иначе нет результата...». С этим нельзя не согласиться.

Культ тела

С Т А Т Ь Я.

Пффф, статья плохо открывается, если что. Но открывается.

0

23

Для них всё - скверна и растление.

Эту вещь я частично публиковала в блоге, но потом дополнила её до формата статьи. Речь идёт о том, КАК мне надоели поиски скверны, растления и гей-контента в современном российском медиа-пространстве. Итак...

...Подпорченные господа везде углядят похоть — не так давно глуповатых курсантов, сплясавших под хит 'Satisfaction', обвинили чуть ли не в пропаганде гомосексуализма. Несколько лет назад девчатам, поставившим на сцене малоэстетичный, но вполне модный танец тверк, пригрозили всеми небесными карами. А уж как досталось их горе-руководителям! Отыскали и педофилию, и растление. Нет, чтоб сказать: у нас есть и свои хорошие танцы, а вы сделали халтурную поделку. Но как же-с?! Напомнить, что чистому человеку — всё чисто? И мы — советские дети считали «Голубого щенка» - рассказом о непохожести. А попробуйте-ка врубить сие по современному ТВ! Нынешние детки с глумом забракуют, как сказку «про *****», да и взрослые — хмыкнут. Приучили различать гомосеков! Лучше бы различали стили искусства, идиоты! А то Ар Нуво и Ар Деко — не волокут, а выявить, кто из артистов — голубенький — умеют с пол-оборота. Но мне что? Я-то — хомо-советикус!

В сталинские времена никто не считал, что голые мужики с полотен Дейнеки - это скверна и разврат.

Культ тела
«Обеденный перерыв в Донбассе». 1935 год.

Время от времени деятели предлагают понавесить на залы античности и ренессанса всё те же спасительные таблички — мол, туда юных не водить до поры-до времени! Там — зады, гениталии, «Дианы грудь, ланиты — Флоры». Туда же — ножка Терпсихоры. Впрочем, ланиты — щёки. Для современного дитяти слово — мутное, неясное. Его — дитятю — главное не пустить туда, где перси работы Праксителя и Фидия. Развратится ибо. Хорошо, что пока живы мы — советикусы — тех деятелей затыкают на взлёте. Пусть своих сыновей в целомудрии растят (пока те сыновья не привели им жену Васю в перьях и стразах, как оно обычно и случается от чрезмерного-то целомудрия). Кто вечно ратует за чистоту и семейные ценности? Как правило, бывшие греховодники, у коих уж не выходит добраться до чьих-нибудь персей. Даже ланиты — под вопросом. Перечитайте что ли «Грозу» Александра Островского — там есть персонаж — безумная графиня, коя по младости очень уж веселилась да распутничала. А ныне — шастает и ядрёных молодушек запугивает. Или, как выдала дочь одной приличной матроны (в юные лета — пышногрудой гулёны с буйно-чёрными кудрями): «А мне мама запрещает смотреть, как в кино целуются...» (на экране — миловались Илюшка с Тоськой из фильма «Девчата»).

Остальное - тут.

0

24

Качки, каратисты и варвары Бориса Вальехо.

Сегодня давайте вспомним о мужских спортивных хобби 1980-х , но для начала поговорим об эталонах телесной красоты, ибо в данном случае это будет правомерным. В 1980-х годах изменился эталон мужской привлекательности. Если в предыдущее десятилетие в моде была стройная, но необязательно спортивная фигура, то теперь идеальным воплощением «настоящего мужика» сделались культуристы и любители восточных единоборств. Рядом с фотографиями певиц и артисток на обоях красовались постеры с изображениями Брюса Ли, Арнольда и Сильвестра. Повсюду открывались подпольные «качалки» и полузапретные секции каратэ. Идеальный мужчина 1980-х – это стройный, подтянутый и физически сильный спортсмен. В середине 1980-х стали появляться фотки с репродукций художников Б.Вальехо (Вальеджо) и Дж.Белл. Мускулистые мужики и бабы в мире драконов, красной жары и падающих планет...

Культ тела
Качки, супермены, варвары...

Разумеется, на этот выбор повлияла идущая с Запада идеология «яппи» - человек был обязан следить за своим здоровьем и своим телом, ни в коей мере не отравлять себя никотином, а тем более – алкоголем и наркотиками. В США сделалось в прямом смысле немодно курить. У нас, правда, эту информацию воспринимали с усмешкой – как можно не курить в стране, где прилавки ломятся от вожделенных пачек ‘Marlboro’ и ‘Winston’? В ходу было жаргонное слово «качок», то есть мужчина с накачанными мышцами. Другое дело, что официальных качалок, как и дамских аэробных залов, в СССР было мало, хотя в 1987 году в СССР появилась Федерация атлетизма (как тогда официально называли этот вид спорта, избегая слов «культуризм» и «бодибилдинг»). А первый официально разрешенный турнир по бодибилдингу прошёл и вовсе в 1986 году в подмосковных Люберцах, которые с уверенностью можно назвать «колыбелью» всех советских «качалок». Практически ничего не писалось и о системе наращивания мускулатуры. По рукам ходили англоязычное издание «Система бодибилдинга» Д.Вэйдера, но этого было очень мало.

Культ тела
Мясо такое мясо...

Зато не было недостатка в критике конкурсов «Мистер Олимпия», которые назывались не иначе, как «демонстрация мяса». Вот, например, статья из молодёжного журнала «Смена» за 1988 год. Автор пишет: «Что такое культуризм? Безобидная накачка мускулов или стремление взять реванш за какие-то неудачи? Желание выглядеть красивым или потребность ощущать в чем-либо превосходство над остальными? Чем опасно суперменство и какую пользу можно из него извлечь?» Оказывается, что культуризм – это не так уж хорошо! Впрочем, это и не спорт вовсе… «Сила нужна всем. Для здоровья, хорошего самоощущения, уверенности. Красивая фигура - это замечательно. Человек стремится к гармонии. Но можно ли назвать гармоничными культуристов? Сила и здоровье для них не главное, главное - внешний эффект, размеры мускулов». По большому счёту, я с этим согласна - культуризм не спорт, но к этому выводу человек должен был приходить сам.

Культ тела
«Гвозди бы делать из этих людей...»

У нас же получалось так - ругают, значит что-то хорошее, ценное и загранишное («Значит, хорошие сапоги - надо брать!»). И в те годы «качок» звучало гордо. Суперментво в СССР всегда считалось некомильфотным и даже социально вредным, чуждым. Именно этот идеологический (по сути) перекос вызвал к жизни нарочитую, совершенно не американскую, а именно тупо-варварскую суперменистость 1990-х, когда стало можно и - модно то, что вчера считалось ужасным. Кстати, именно качалки стали центром возникновения такой субкультуры, как люберы. Они оказались на слуху в 1986-1987 гг., когда качки из Люберец, победив в региональной войнушке криминальную группировку «Ждань»1., вышли на улицы Москвы и принялись яростно очищать мир от «неформальной заразы». В некотором смысле любера ничем не отличались от тех ребят из пригородов, которые во все времена прибывали в столицу «почесать кулаки». Однако именно в середине 1980-х возникла…информационная потребность в люберах, как в некоем социально-идеологическом явлении.

Культ тела
Эталонные супермены не имели права на усталость...

Ходили слухи, что качки-правдолюбы - чуть ли не креатура ЦК ВЛКСМ, своеобразный отряд по борьбе с неформалами. Но, думается, это было стихийное движение, возникшее, как протест против мнимой или явной вседозволенности «нефоров». Скорее всего, причина конфронтации между люберами и неформалами гораздо проще, чем принято считать. Люберам, сильным, накачанным парням, к тому же, не обременённым книжностью, хотелось показать, на что они способны, проще говоря – подраться, а «нефоры»-отщепенцы оказались самой выгодной в этой ситуации «боксёрской грушей». С одной стороны – «чужие» и чуждые. С другой стороны, неформалы тогда считались «королями» московских улиц, в частности – Арбата. Любера были сторонниками «правильных» отношений и здоровых проявлений. В частности, они исповедовали культ здоровья и мужской силы. Для них было немыслимо отпустить волосы или надеть на себя узкие брючки, курточку с заклёпками или яркую футболку с иностранными надписями. Они ощущали себя «настоящими мужиками» в противовес волосатым хиппи и увешанным «цацками» панкам и металлистам...

Культ тела
Пир духа!

Кроме культуризма актуальны были восточные единоборства. Каратист - это звучало ничуть не хуже, чем качок, а иной раз, и гораздо круче. Восточные боевые практики в СССР то запрещали, то разрешали, то опять прикрывали лавочку. Это было связано вовсе не с идеологией, а с той разрушительной силой, которая рисовалась в фантазиях запретителей. Был определённый страх, что мужики, наученные делать ки-я!, но при этом не отягощённые моралью, начнут грабить и гоп-стопить, вышибать ногой хлипкие двери квартир и учреждений, а в случае объединения в стаю, и вовсе творить беспредел. С другой стороны, восточные единоборства могли бы стать хорошей практикой для воина, этакое «добро с кулаками». Именно поэтому в кинокартину «Не бойся, я с тобой!» удалось протащить идею каратэ - твёрдая рука и человечные цели. Во второй половине 1980-х был настоящий бум фильмов с участием Д.Чана и Б.Ли. Все видеосалоны были забиты этими ного_махалками, не требовавшими никакого перевода. Когда стало всё и вся можно, мужики попробовали все эти джиу-джитсу и, убедившись, что для этого нужно иметь не только желание быть крутым, но и умение много работать над телом (и над душой тоже), как-то быстро позабросили эти увлечения...

1. «Ждань» - криминальная структура 1970-1980-х гг., жившая и творившая близ станции Метро «Ждановская» (ныне - «Выхино»). Исследователи склонны сравнивать «Ждань» с многоизвестными казанскими группировками.
https://zina-korzina.livejournal.com/

0

25

Зачем у них такие бёдра?

Понятие «спортивный тип внешности» изменило своё содержание... Сейчас под спортивной женской фигурой подразумевается широкоплечее, худое и при этом - не костлявое тело с длинными мускулистыми ногами. Молодая Синди Кроуфорд - наше всё. Совсем не то было в предвоенном СССР, когда спортивная фигура подразумевала под собой нечто совершенно другое. Признаться, меня пугают женщины Самохвалова и Дейнеки. Я бы не рискнула с ними шутить - сначала они метнут в меня молот, а потом метнут уже меня в направлении Светлого Будущего.

Культ тела
Ольга Ваулина «В спортивном зале». 1930-е гг.

Что их разительно отличает от современных? Правильно - бёдра. Откуда такое буйство форм и бесшабашная палитра жизни? Я спрашиваю это потому, что в моде были женщины с узкими, хотя и обрисованными юбкой бёдрами. Парижские модельеры и продюсеры Голливуда благоволили статным, но вполне длинноногим женщинам с аккуратными чреслами. Да и советские журналы мод выдавали картинку с графичными силуэтами, точёными профилями и ногами, уходящими в бесконечность. Тут же - сплошная радость бытия и метание диска, молота и других метателей.

Культ тела
Александр Самохвалов. «Физкультурница с букетом». 1930-е гг.

Есть предположение, что просто 90% этих девушек - выходцы из крестьянской среды, где подобная фигура, скорее, норма, чем исключение. Такие пропорции - результат естественного отбора в суровом мире тружеников села. Крепко стоять на земле широкими ступнями, ежегодно рожать с самых юных лет и быть непоколебимой при виде бытовых трудностей. Если уж среди пашущего сословия и затесалась какая легконогая, с романтическим профилем, так это, скорее всего, барин улучшил породу, заехав в отпуск из своего драгунского полка.

Культ тела
Макс Пенсон. Физкультурницы СССР.

Есть ещё одно предположение - дело не в количественной, а в качественной стороне вопроса. Просто на официальное фото, в хронику, на полотна попадали именно такие красавицы. Спорт - это помимо. Он - повод показать. В конечном итоге, у хрестоматийной Девушки с Веслом тоже широкие бёдра и она своим телодвижением ещё и привлекает к ним повышенное внимание. Возможно, что сие было культивированием этаких символов плодородия в преддверии Большой Войны. Просто именно тогда было нужно именно такое - могучее, зовущее, весомое-грубое-зримое.

Культ тела
Участницы парада физкультурников.

Но вот культивирование и воспевание «плодородных» фигур - это было очень явно в советском предвоенном искусстве, и актуальные спортивные сцены давали повод художникам. Посмотрите в фильме «Цирк» на танец Любови Орловой, там, где Мэри едет в небеса. Её, тонкую, звонкую, с аристократически-невинной фигуркой «сделали» крепкозадой девахой с налитыми ногами. Я уже как-то отмечала, что даже в сталинских кино-сказках все царевны да Василисы - крупные, как будто только что сошли с плаката, посвящённого счастливому материнству.

Культ тела
Александр Самохвалов. Фрагмент картины. «Киров принимает парад физкультурников». Начало 1930-х гг.

Не дебелые, лениво-жирные, растекающиеся квашнёй по лежанке, а этакие хорошо откромленные на фабрике-кухне, но много вкалывающие Маши с Уралмаша. А может, это просто товарищу Сталину такие нравились, как нравились Людовику XIV женщины со статями госпожи де Монтеспан? А историки далёкого будущего, изучая искусство ...древних славян, будут говорить, что это было общество, где процветали аграрные культы, ибо везде и всюду были изображения богини плодородия? И, как обычно, отыщут в обрывочных источниках имя - Индустрия или, скажем, Сталина. И будут спорить-спорить-спорить, ...шевеля фиолетовыми ложноножками.

Зина Корзина (с)

0

26

Зачем нужны конкурсы красоты?

...И почему они теперь сделались не особо интересны массовому зрителю. Конкурс красоты — порождение индустриальной цивилизации, где мода и СМИ являются тоже частью общего — индустриального — замысла. Любая индустрия — это тиражирование предметов и услуг, которые перестают быть эксклюзивными. Важно представить форму, на которую все будут равняться. Пока... не выдумают новую форму.

Культ тела
В конце XIX столетия, в 1888 году, когда на бельгийском курорте Спа выбрали первую королеву красоты — креолку Берту Сукаре.

В конце XIX столетия, в 1888 году, когда на бельгийском курорте Спа выбрали первую королеву красоты — креолку Берту Сукаре — как раз и был промышленно-железнодорожно-технический бум. Для техно-общества характерно поклонение образцам, а не отдельным шедеврам. Нужен типаж, а не шедевр. Выбор «Мисс» - это всегда чествование «лучшей в своей серии».

Культ тела
Сравнение американских Мисс 1920-х и 1930-х гг.

Потом конкурсы время от времени проводились в разных увеселительно-развлекательных заведениях, пока в середине 1920-х годов они стали одним из знаковых явлений XX столетия. Напомню, что до I Мировой Войны модная пресса, как правило, довольствовалась рисованными «моделями» - девушки-манекены, хотя и существовали в пределах домов мод, но редко попадали на обложки, а фотосессии с их участием были так же не часты.

Культ тела
Сравнение французских Мисс 1920-х и 1930-х гг.

А вот с развитием и упрощением фото-дела (в 1920-х годах только ленивый не увлекался фотографированием), началась массовая (это слово тут самое важное!) тема фотомоделей. Кроме того, в 1920-х резко увеличилось количество шоу самого разного пошиба, а набравшему силу кинематографу требовались расхожие-симпатичные лица. На всякий случай, я говорю о Европе и Америке, а не об СССР, где с шоу была напряжёнка.

Культ тела
Мисс Америка 1940-х и 1950-х гг.

Модельерам, продавцам одежды и косметики, создателям рекламы, ...кинематографистам... конкурсы красоты предоставляли не только победительниц в качестве дорогостоящего «трофея», но и транслировали миру определённый стандарт привлекательности, под который себя захочет подогнать каждая вторая молодая женщина. А женщина, которой срочно требуется помада и жакет, как у «Мисс Америка», сметёт все преграды на пути к вожделенной цели.

Культ тела
Французские конкурсантки 1960-х гг.

Формат красоты закреплялся и копировался. Потом вкусы менялись и уже другой стандарт получал призы. В этом нет ничего дурного — обыденная реальность заводского-электрического-скоростного века. Неслучайно самые пышные и — самые известные состязания «богинь» проводились в Америке, которая в XX столетии была впереди планеты всей по части промышленного производства.

Культ тела
Американские конкурсантки 1960-х гг.

Европейцы, попадая в США, ещё в 1920-1950-х годах, изумлялись этой уверенной стандартизации всего и вся. Илья Ильф и Евгений Петров в «Одноэтажной Америке» постоянно упоминают эталоны и шаблоны (шаблоны эталонов), попадающиеся на каждом шагу и по любому поводу. Финнский интеллектуал Марти Ларни в «Четвёртом позвонке» сказал примерно то же самое. Чем мощнее конвейер, тем сильнее тяга человека к следованию «трафарету».

Культ тела
Американские конкурсантки 1970-х гг.

В 1950-1970-х конкурсов стало ещё больше («Мисс Мира» — 1951 год, «Мисс Вселенная» — 1952 год, «Мисс Интернешнл» — 1960-й год, «Мисс Азия» — 1968 год и др.). Причина — опять банальна. Развитие повсеместного телевидения. Девушки-красавицы, точнее их типажи, становились важными факторами в телерекламе — невероятно мощном двигателе торговли.

Культ тела
Конкурсы 1980-х гг. и Маша Калинина-1988.

С середины 1980-х и вовсе началась «эра супермоделей», время, когда десяток потрясающих женщин, рекламирующих одежду и косметику (и много иных товаров) сделались не просто миллионершами, - их имена знал каждый шофёр и любая дама-искусствовед. Их слава была феноменальной. Супермодели 1980-1990-х демонстрировали жизнь верхушки миддл-класса.

Культ тела
Первый конкурс Мисс СССР. По центру - Юлия Суханова.

Их «создали» под рынок прет-а-порте (напомню, что прет-а-порте — это не шмотьё из торговых центров на окраине города, а — отличного качества брендовые вещи, не являющиеся, тем не менее, произведениями от-кутюр). Кстати, повышенный интерес «перестроечных» СМИ и советских комсомолок к подобным конкурсам — это не только лишь wind of change, но и общемировое поветрие. Тренд, в который тогда вписался поздний СССР.

Культ тела
Современный конкурс 'Мисс Мира'.

Для сотен и тысяч девушек конкурсы красоты 1980-1990-х создавали иллюзию приближения к статусу топ-модели. А потом возник фотошоп, и «эталонный шаблон» стало можно рисовать безо всяких сложностей. Кроме того, современная пластическая хирургия совершила столь качественный рывок, что при желании любая и всякая может затесаться в ряды первых красавиц. Кроме того, постиндустриальной цивилизации оказались чужды стандарты — я опять же беру для примера страны Запада.

Культ тела
Всё чаще побеждают девушки с нестандартной наружностью. Победительница финского конкурса 2017 года многих сильно удивила.

Всё чаще побеждают девушки с нестандартной наружностью (я, как человек предыдущего индустриального общества не понимаю смысла) или же их выбирают с учётом толерантности (так, могут выбрать темнокожую лишь за сам факт). И потом, информационный социум с его лавиной «красивых картинок» в Сети, делает соревнование «Мисс» чем-то ненужным, затянутым и архаичным. Хотя, по инерции мероприятия проводятся до сих пор.

Зина Корзина (с)

0

27

В здоровом теле

Многие современные люди относятся к своему телу со смешанным чувством - они его полуистерично любят (считают красивым, желанным, достойным сластей и наслаждений), но совершенно не уважают - пичкают сардельками на ночь (вкусно же!), заливают пивом (пиво есть - его не может не быть!), лакируют вафлями, шоколадами, попкорном и колой. Жрут-жрут-жрут. Дрыхнут. Работают на пустой, нелюбимой работе (пятый менеджер по предпродажам просроченных йо-йогуртов). Опять жрут и опять дрыхнут. Потом, поняв, что любимое, но не уважаемое тело бастует, люди несут его к тёте-доктору, которая и завершает процесс уничтожения отдельно взятой био-системы.

Культ тела
С. Адливанкин. «Лётчица. Портрет Кати Мельниковой». 1934 год.

Нет, врачей убийц давным-давно наказали и даже, кажется расстреляли! Просто люди поверх пива и пончиков закидывают себя ещё таблетками. На мой взгляд, это не самый конструктивный подход. Мне нравится то отношение к телу, которое было в 1930-1950-е годы. Смысл таков: организм должен функционировать, быть здоровым, крепким, а тело - атлетичным. Тело должно быть функциональным, оно дано для созидания, для долголетия, для радости (не для многослойных тортиков), а для мышечной радости, которая достигается именно спортом.

Культ тела
А. Дейнека «Эстафета по кольцу Б».

Женщины с полотен Александра Дейнеки и Александра Самохвалова, наверное, сейчас считаются тяжеловесными и плоскогрудыми одновременно. Нынче в моде засушенная худоба и громоздкость бюста (sic!) - ещё один вариант нездоровья. Тип не созидающей красоты. Ибо человек считает привлекательным то, что целесообразно в данный момент времени. Если не надо трудиться - то зачем крепость тела? Да, девы-с-веслами за что не смогли бы отсвечивать в элитном клубе. Но они здоровы. Они не просто разбежались - прыгнули, упали - отжались, размахнулись - метнули, ...они - победили. Их тела - в том числе - оказались залогом победы в большой войне.

Культ тела
А.Самохвалов. «Демонстрация». 1930-е годы.

И юноши предвоенной эпохи не очень-то похожи на смазливых красавчиков, но те ребята со значками ГТО были способны к выживанию и борьбе в любых условиях. Да, я понимаю, что сейчас не та эпоха. Но человек-то всегда один и тот же и организм устал от всех этих булочек, блинчиков, пивасика и лежания. Равно как от диет и странных фитнесов. Он точно так же, как в доисторические времена, требует человеческого движения и такого же питания. Не диеты, состоящей из капустного листа, щедро смоченного в уксусе, а именно бережного, но строгого отношения к каждой клетке организма.

Зина Корзина (с)

0

28

Дорический комсомолец.

«Есть тип мужской наружности, который выработался как бы в результате того, что в мире развивались техника, авиация, спорт… Светлые глаза, светлые волосы, худощавое лицо, треугольный торс, мускулистая грудь – вот тип современной мужской красоты. Это красота красноармейцев, красота молодых людей, носящих на груди значок ГТО».

Юрий Олеша. Сценарий «Строгий юноша».

Фильм «Строгий юноша» считается «странным» - именно так. Не иначе. В одной из рецензий его даже назвали «сфинксом советского кино». Много пишется и о так называемом формализме, в связи с которым этот фильм положили на полку в середине 1930-х. Критики постоянно упирают на факт самого запрета, именно он кажется им интересным, как всё запрещённое в СССР. Запрещённое, значит достойное, хотя в большинстве случаев это не так. Но у людей срабатывает рефлекс: «Значит, хорошие сапоги! Надо брать...». Рефрен - фильм не соотвествовал методу соцреализма и выбивался из этико-эстетических норм своего времени, значительно опережая его. С первым утверждением согласиться несложно, ибо соцреализм был достаточно каноничен. Но, что самое удивительное, эта кинокартина вовсе не выбивается из контекста своей эпохи. Более того - она даже слишком, нарочито типична для настроений предвоенного десятилетия. В ней присутствует всё то, что было актуальным, модным, знаковым, и - предсказуемым в 1930-х годах. Причём, как этически, так и эстетически. Особенно - эстетически. «Строгий юноша» вобрал в себя все заметные тренды 1930-х годов - от культа тела до сюрреализма, от обращения к античности до дерзких желаний воскрешать людей и делать их лучше при помощи «моральных (sic) норм ГТО».

Культ тела

Итак, культ тела. Во всех странах мира, будь то демократическая Америка или большевистский СССР, в моде спорт. Плакаты, фильмы, журналы мод демонстрируют крепкие, широкоплечие тела с длинными ногами. Впереди маячит новая война, а тело обязано быть гибким, загорелым, ловким и равнодушным к боли. Спортивный стиль врывается на страницы 'Vogue' и 'Harper`s Bazaar', платиновая леди Голливуда - Джин Харлоу позирует в обтягивающем купальном костюме для светской хроники, Лени Рифеншталь снимает свою «Олимпию», а в СССР юноши и девушки соревнуются за право носить значок, подтвержающий готовность к Труду и Обороне. В этой связи интересны и культовый «Вратарь», и, к сожалению, забытый фильм «Случайная встреча», и, разумеется «Строгий юноша». В этом фильме, в отличие от вышеуказанных, тело рассматривается не только, как «орудие пролетариата». В сюрреалистическом сне Гриши Фокина мы видим любование Машей, как произведением искусства. Причём, именно её телом, а не душой, не глазами-улыбкой и не плановыми показателями. Ольга Жизнева красива той тяжеловесной, но стройной античной красотой, которая имеет право называться «золотым сечением», гармонией.

строгий юноша XviD

В первых кадрах мы видим Машу, купающуюся обнажённой. Кинокамера целомудренна - никакого дешёвого сексапила, только καλοκαγαθία, античная мера прекрасного. Тем не менее, героиня Жизневой - молодая, точнее - зрелая, жена пожилого учёного, интересует Фокина не только в качестве ожившей статуи Афродиты Книдской. Не одно лишь платоническое любование. Он питает к ней вполне земную, телесную страсть, которая, скорее всего, получает отклик. Финал фильма недвусмыслен и даже слегка вызывающ, хотя, мы не увидим ничего фраппирующего, ничего натуралистичного, ибо καλοκαγαθία не терпит грязи... Просто юноше с красивым, тренированным телом понадобилась чарующе-прекрасная, хотя и замужняя дама, которая старше его лет на десять. Немыслимый поворот, если учитывать, что герои-то - положительные, советские, светлые, а не какие-нибудь старорежимные буржуины, мещане или американские миллионеры, меняющие любовниц, как перчатки. Интересен и другой персонаж - юная Серова играет девушку, опять-таки положительную героиню, которая утверждает, что любое желание должно быть исполнено. В противном случае - человек будет несчастен. А герои фильма стремятся к счастью, особенно красивый и свежий Гриша Фокин.

Культ тела

Культ античности в 1930-е годы. В одном из кадров Ольга Жизнева появляется в развевающемся длином белом платье, наподобие тех, которые создавали в Париже Мадлен Вионне и мадам Грэ. Создавали с оглядкой на антик, играя в некую неоклассику. Дорический ордер снова сделался эталоном - вчерашних конструктивистов срочно отучали от стеклянных экреров и стильной бедности городов-Солнц. Дискоболы (привет, Мирон!) и Девушки с Вёслами (здравствуй, Поликлет!) заняли места в парках культуры и отдыха. Дома Быта и Дома Политпросвещения обросли колоннами и портиками. Как уже упоминалось, персонажи «Строгого юноши» проповедуют античную καλοκαγαθί-ю и даже барельеф с вождями революции решён в греко-римском стиле. В кадре мы не увидим деревянных домиков и закутков. Сплошные неоклассические постройки, причём, вовсе необязательно советского периода - для этой цели сгодится и екатерининский классицизм Галатного Века. Гриша Фокин со свом другом - Дискоболом (sic!) устраивают гонки на квадригах. На советском стадионе. Замечу, что сие не входило в нормы ГТО... В физкультурной раздевалке мы видим статуи античных героев, а живые Аполлоны и Артемиды говорят высоким штилем, как положено персонажам эпохи классицизма. Кстати, авторы «Строгого юноши» оживили в кадре статую Дискобола чуть раньше, чем это сделала хвалёная Рифеншталь.

Строгий юноша / A Severe Young Man (1936)

Сюрреализм. Дали, Магритт - в живописи, Скьяпарелли - в моде. Тренд эпохи, символ времени. «Строгий юноша» тоже странен, невнятен, но при этом - зрим и чёток. Он оставляет ощущение полусна - полуреальности, в котором всё возможно и всё - нереально. Это не наш СССР, это не наши комсомольцы. Это больше взрослая сказка, вымысел, чем жизнь. Недаром, в одном из вариантов сценарий назывался «Волшебный комсомолец». Создаётся впечатление, что картина врывается, прежде всего, в подсознание и оставляет там след. Я не знаю, что по этому поводу сказали бы Фрейд, Юнг и прочая компания психоаналитиков, но фильм оставляет интересное, ни с чем не сравнимое, послевкусие. Как сказал один зритель на форуме: «Что это было?». Именно так. Сон Гриши Фокина - это нечто, вроде знаменитого «Сна, навеянного полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения». Этот фрагмент совершенно ничего не даёт повествованию - какие-то гигантские, светящиеся цветы, вроде тех, которые потом увидят Принц и Золушка в Волшебной Стране, круглая зала, женщина-пианистка в мужском фраке... Странные, бессмысленные реплики и - сцена поклонения Гармонии. Вплетение сна в реальность, смешивание образов - без смысла и без цели. И, конечно же, Маша - копия величавых антично сложенных женщин Рене Магритта.

Культ тела

Прекрасное Далёко. Мы видим в кадре не 1930-е годы, а гипотетическое недалёкое будущее. Фантастика ближнего прицела. Профессор Юлиан (снова античность!) Степанов воскрешает людей. Это ещё не повальное явление, но уже норма. Профессор ездит в Англию и даже является членом её Академии. Англия не считывается, как враг. Там тоже социализм или иной сходный строй? Кстати, в фильме есть деление на богатых и бедных. Учёный богат, Гриша Фокин - беден. Это показано в фильме. Приживал Цитронов говорит ревнивому учёному: «Она от тебя не уйдёт, она привыкла к роскоши...» То есть, покупка женщин а-ля Бесприданница тоже имеет место. И Маша действительно не уходит - утром она - весёлая и наполненная солнцем - возвращается к мужу, который, хотя и бесится, но, видимо, всё принимает - культ тела порождает понимание потребностей тела?! Полагаю, что учёный не чужд и евгеники. Интересен и Цитронов, которого постоянно сравнивают с собакой. Его держат, кормят, он сидит у входа в дом. Но его не уважают. По-своему любят, но всегда помнят, что он...был собакой?! Преображенский = Степанов. Цитронов = Шариков. Дискобол говорит Грише Фокину: «Гришка, его надо убить...». Говорит обыденным тоном, как о дворняге, которая беспричинно кусается. Оживление людей, создание человеческого материала, Англия - дружественная держава, откуда не возбраняется привозить шляпы. И вот Маша. Разговаривая с ней, Степанов часто смотрит на античную статую. Недвусмысленно. Тоже создал? Пигмалион?

тема - воскрешение людей

...Фильм, несомненно, эстетский. И главную роль играет Дмитрий Дорлиак, чью фамилию так и хочется написать, как Д`Орлеак или даже так - Д`Арлеак. Его предки когда-то сбежали в Россию от санкюлотов. Роняя пудру с париков и теряя на ходу веера, мушки и табакерки с портретами Марии-Антуанетты. Его мать - Ксения Николаевна Дорлиак - была фрейлиной при дворе последней русской императрицы. Волшебный комсомолец - это заколдованный Принц, впрочем, как Советская Россия в 1930-х срочно начинает копировать привычки имперской старины. Тоже веяние эпохи - дворянин = комсомолец. Но и обвинение в формализме тут неслучайно и совершенно справедливо. Любование телом, которое обязано быть красивым именно потому что в красивом теле - красивый дух, это не вполне соцреализм. Скажем так, это совсем не соцреализм. Но это - веяние времени. Это - сокровенные мечты эпохи, собранные в едином кинокадре...

Зина Корзина (с)

Отредактировано Алина (2019-04-14 10:57:04)

0

29

Телесная эстетика - 1935.

Старое советское кино - это не только привычные гайдаевские комедии, которые просто уже надоели. И не только Штирлиц с Василием Иванычем Чапаевым. Но и сотни забытых лент, которые интересны уже тем, что они...забытые. Возможно, они не столь шедевральны, как «народное» и культовое кино, однако, в этих картинах есть своя прелесть. Представляю отрывки из остросюжетного кинофильма 1935 года «Сокровище погибшего корабля». Действие происходит в приморском городе. Разумеется, если море, то - водный спорт. И - красивые тела в купальных костюмах - в духе предвоенной эстетики. Кстати, сюжет фильма - в духе «Двенадцати стульев». Мы даже увидим персонажа, будто созданного по мотивам образа Остапа Бендера (во втором отрывке). Там тоже есть некое сокровище, которое в результате достаётся государству, а не личностям, желающим смыться за рубеж. За наводку спасибо and_marc

UPD На ФБ мне написали интересное - фильм снимался в Крыму.

Сокровище погибшего корабля 1935 - Водный спорт

Сокровище погибшего корабля 1935 - А ля Бендер

Зина Корзина (с)

Сокровище погибшего корабля (1935)

0

30

Предвоенный бокс.

В моей коллекции фильмов, посвящённых культу тела 1930-х годов, появился ещё один шедевр - «Боксёры» (1941). Мы все знаем историю, изложенную в послевоенной «Первой перчатке», однако, и фильм 1941 года весьма интересен. В отличие от классической, даже культовой «Первой перчатки», в «Боксёрах» рассказывается не просто о соперничестве на ринге и о непременной любви к красивой девушке, но и о победе русского боксёра над французским. Ничего не удивляет? Нет? А год? Смотрите - фильм вышел уже в тот момент, когда Франция была оккупирована. По накалу страстей и по длительности напряжённых спортивных сцен фильм «Боксёры» напоминает...«Рокки-4». Только с обратным знаком. Причём, на этот раз в роли блондина-громилы с тупым выражением лица выступает именно француз (напомню, что в голливудском варианте так изобразили, как раз, русского).

Песня боксёров

Зина Корзина (с)

Боксеры (1941)

Отредактировано Алина (2019-10-24 10:11:21)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]