Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Тоталитарный Гламур


Тоталитарный Гламур

Сообщений 1 страница 10 из 61

1

Антиутопия?

Я очень долго не желала читать хрестоматийную вещь Евгения Замятина «Мы» - именно потому что её обзывали хрестоматийной. Она считалась изначалом таких кошмаров, как «О, дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «1984» Оруэлла и «Москва 2042» Войновича. А ещё, эту вещь неизменно ставили в единый ряд с платоновским «Котлованом» и объединяли общей формулой «глубокий антитоталитарный замысел». Британский ужас Оруэлла с капустной вонью и бытовыми неудобствами перекликался в миром Войновича и упирался в Котлован. Ад мистера Хаксли был стерилен с виду, но давно сгнил изнутри — его первые были не лучше последних и «альфа»-представители смотрелись не умней/не краше всяких «дельт».

Но замятинский мир ...это сильно другое. Больше того, когда я наконец-то до него добралась, я увидела совсем иное. Не пугающее и не отталкивающее. А, скорее, завораживающее. Нет, я не хотела бы там жить - я слишком интровертна, чтобы избрать сие в качество личного идеала. Но, тем не менее, это - мощно и свежо. Впрочем, предоставим слово самому автору: «Через 120 дней заканчивается постройка Интеграла. Близок великий, исторический час, когда первый Интеграл взовьется в мировое пространство. Тысячу лет тому назад ваши героические предки покорили власти Единого Государства весь земной шар. Вам предстоит еще более славный подвиг: стеклянным, электрическим, огнедышащим Интегралом проинтегрировать бесконечное уравнение Вселенной. Вам предстоит благодетельному игу разума подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах - быть может, еще в диком состоянии свободы».

Тоталитарный Гламур
Здесь и далее - прекрасные работы современной архитектурной группы «Дети Иофана».

Если убрать царапающее слово «свобода», поданное тут в отрицательном смысле, то...мы увидим вовсе не Москву-2042 и уж точно не грязную коммуналку Оруэлла. А...ефремовский рай с его лаконичностью, формулами и устремлением в мировое пространство. «Математически безошибочное счастье», которое так пугало Замятина, стало чем-то, вроде прообраза прекрасной утопии Ефремова. Вы вправе сказать, что в чётких линиях стеклянного пространства «Мы» нет романтики и созидания. Оно, как раз, там есть, ибо повествование ведётся от лица главного героя и он пишет: «Синее, не испорченное ни единым облаком (до чего были дики вкусы у древних, если их поэтов могли вдохновлять эти нелепые, безалаберные, глупотолкущиеся кучи пара). Я люблю - уверен, не ошибусь, если скажу: мы любим только такое вот, стерильное, безукоризненное небо». Герои Ефремова тоже любят безукоризненность и чёткость.

Тоталитарный Гламур

«Исчезли совсем столь характерные для эры Мирового Воссоединения словесные тонкости - речевые и письменные ухищрения, считавшиеся некогда признаком большой образованности. Исчезло искусное жонглирование словами, так называемое остроумие. Еще раньше отпала надобность в маскировке своих мыслей, столь важная для ЭРМ. Все разговоры стали гораздо проще и короче». Именно это и пугало Замятина — он, человек Серебряного Века, привыкший к виньеткам, словесам, дамским духам, шлейфам, многостраничности, многообразию и пресыщенности — не мог восторгаться грядущей эрой конструктивизма. Ему не нравились машины, как Смысл. Как грядущая замена человечеству. Его тянуло к сандаловым ароматам салонов и шляпам с шёлковыми розами — недаром, Древний Дом, стоящий на границе миров, весь пронизан духом Art Nouveau. Вместе с тем, духовное родство миров Замятина и Ефремова иной раз поражает. Впрочем, возможно, стеклянный купол Замятина - сие одна из стадий ефремовского Грядущего. Прямые проспекты, чистота, отгороженность от дикой природы.

Тоталитарный Гламур

«Торжественный, светлый день. И все хрустально-неколебимое, вечное - как наше, новое стекло... Площадь Куба. Шестьдесят шесть мощных концентрических кругов: трибуны. И шестьдесят шесть рядов: тихие светильники лиц, глаза, отражающие сияние небес - или, может быть, сияние Единого Государства. Алые, как кровь, цветы - губы женщин. Нежные гирлянды детских лиц - в первых рядах, близко к месту действия. Углубленная, строгая, готическая тишина. Судя по дошедшим до нас описаниям, нечто подобное испытывали древние во время своих "богослужений".Но они служили своему нелепому, неведомому Богу - мы служим лепому и точнейшим образом ведомому...» У Ефремова — тоже постоянное обращение к богам, которых нет и сравнения с ангелами, которых тем более не предвидится. «-Ангелы – так в старину у религиозных европейцев назывались духи неба, вестники воли богов. – Вестники неба, космоса…». Общество «Туманности...» - тоже на стыке футуро-технократии с осознанием древних культов. В этих мирах как бы нет памяти о Ренессансе, барокко и рококо; там отсутствует или почти отсутствует упоминание о том, что было между праисторией и новейшим временем.

Тоталитарный Гламур

...Провал, разрыв, тёмные века с бессмысленными париками и каблуками, писаниной и лепниной, примитивной физикой и такой же примитивной физиологией (мало живут, но много болеют). Зато потом -Эра Мирового Воссоединения, Общего Труда, Великого Кольца. Мир Замятина — весь из стекла, прозрачен, чтобы никто ничего не скрыл от коллектива. В мире Ефремова — не из стекла, впрочем, но там тоже нечего скрывать. Отучились. Всё — прямо и чисто. И там, и тут — порыв к созиданию, к геометрической заданности и красивым, ясным смыслам. Космос ради Космоса. Романтика, как формула. Постижение Вселенной - затем, что надо. И Бога там нет. Ибо - к чему всемогущему сапиенсу - мифический рай? Сотрудничество, единый порыв, чистый воздух. Правда, в финале замятинской антиутопии всем жителям промыли мозг, убрав вредную фантазию, но кто сказал, что она буйно цвела у евремовских небожителей? Вообще, любая антиутопия — это зеркало утопии, как, впрочем, и наоборот.
http://zina-korzina.livejournal.com/963820.html

Отредактировано Алина (2017-04-09 19:27:41)

0

2

Дети солнца: о красоте и телесности сталинской эпохи.

…Изобразительная концепция конца 1920-х – середины 1950-х годов базировалась на особых – всем понятных, но при этом, возвышенных стандартах античности, ренессанса, барокко, сплетавшихся с современной эстетикой Art Deco и порождавших уникальный вид красоты. Застывшая классика мгновенно оживала – «…под напором стали и огня», чтобы сказку сделать былью, покорить пространство и время… В высоком, но постижимом небе парили дирижабли, на поворотах ревели авто, а мимо полустанков проносится поезд «…в далёкую страну Сибирь…». Динамика новизны и – при этом - желание найти ответы в прошлом. Поэтому в фильме «Строгий юноша» мы видим «оживление» Дискобола – новый светлый человек рождался из духа движения. «Есть тип мужской наружности, который выработался как бы в результате того, что в мире развивались техника, авиация, спорт», - писал Юрий Олеша и торжествующе констатировал:

Тоталитарный Гламур

«Из-под кожаного козырька шлема пилота, как правило, смотрят на вас светлые глаза. И вы уверены, что когда лётчик снимет шлем, то перед вами блеснут светлые волосы». Книжно-лозунгово-кинематографический Парадиз оказался населён солнечными блондинами – они могли быть комиссарами и футболистами, полярниками и заводскими инженерами. С плакатов смотрели голубоглазые комсомольцы, борющиеся с мировой контрой. Контра была лупоглаза и гнилозуба, уродливо худосочна. Или же – напротив, лопалась от жира, от неправедно добытых богатств. «Джаз – музыка толстых!» - провозглашали пролетарские писатели, а во дворце культуры, в мраморном зале среди версальской лепнины и гербов союзных республик, умело вальсировали потомки крепостных пейзан...

Далее - тут и даже с иллюстрациями.

Отредактировано Алина (2017-04-09 19:29:27)

0

3

Магия метро.

...Если через много тысяч лет археологи откопают нашу цивилизацию, они, скорее всего не смогут понять смысла и назначения московского метро, особенно «сталинских» ампиро-барочных линий. Грядущие историки будут теряться в догадках — то ли это подземные святилища языческих богов, скорее всего взятых из греко-римского пантеона, то ли — дворцовые залы, соединённые между собой загадочной транспортной сетью. Или, быть может, некрополь с мозаичными потолками, изображавшими райские миры древнего предка? Научные споры, диспуты, открытия... Какой-нибудь особо яростный любитель архаики отыщет на забытом микро-чипе книгу Эдварда Бульвер-Литтона «Грядущая раса» (1872), где рассказывалось о пугающе-красивых хомо-сапиенсах, устроивших комфортную жизнь под землёй — с невиданными дворцами, чудесными автоматами и вечным искусственным светом.

Тоталитарный Гламур
Проект станции «Стадион имени Сталина» (ныне «Партизанская»).
В.М. Таушканов. 1937 год, станция построена по другому проекту.

Там не бывает жарко, но и не бывает холодно... Скандальная теория «полой земли». Помните? Пригодятся и стихи старинного поэта Маршака: «Вот он — город под Москвой, озарённый светом / Здесь не холодно зимой и не жарко летом». Мистические тоннели, пронизывавшие подземный мир, мраморные пространства, украшенные лепниной, а иной раз — статуями суровых богов или древних властителей. Как всё-таки удивительна была культура II тысячелетия нашей эры. Как возвышенна. И сколь таинственна... Копать — не перекопать. Приятно осознавать, что наше Метро — это не только средство передвижения. Это — роскошь. Это — волшебство. Это — «пантеон» исторической славы, ибо многие станции возводились в честь какого-нибудь великого события — будь то Революция, победа или спортивные достижения.

...Итак, навеяно увлекательной выставкой, в Музее архитектуры имени А. Щусева  - «Московское метро — подземный памятник архитектуры».

СТАТЬЯ - ТУТ.

Отредактировано Алина (2017-04-09 19:30:28)

0

4

Про Лайбах. Постмодернизм, как он есть.

Вы слушал в 1990-х группу Laibach? И как впечатления? Тогда и сейчас. Мысли навеяли размышления выставке, что проходила в Музей современного искусства «Гараж» «NSK: от “Капитала” к капиталу» — первую в России масштабную экспозицию словенского художественного коллектива Neue Slowenische Kunst («Новое словенское искусство», сокр. NSK), организованную Музеем современного искусства города Любляны. NSK - коллектив, оформлявший все оргии Laibach-а и именно их музыке посвящён целый зал. Пишу для газеты «Завтра»:

Деятельность NSK и Laibach — это хрестоматийное проявление постмодерна, где заимствования и аллюзии считаются хорошим тоном, являя собой самостоятельное произведение искусства. Более того — стёб не просто уместен, он — обязателен, как, впрочем, смешение жанров и понятий. Постмодернизм — вне идеологии, он показывает картинки и даже выдумывает прочтения — иной раз философические, но ничему не учит. Никуда не направляет. Михаил Бахтин говорил о такой категории, как «вненаходимость» - это эстетическое отношение, характеризующееся полнейшим беспристрастием. Мы видим башню Василия Татлина - её художники NSK взяли в качестве декоративного оформления для афиши Scipion Nasice Sisters. Харизматическая доминанта, в которой играет роль только её красота и увлекательность формы.

Никому нет дела до её изначального содержания. Вненаходимость: группа Laibach определяла своё пристрастие к около-политической, военной эстетике следующим образом: «Любое искусство подвержено политическим манипуляциям, кроме того, которое само говорит на языке этих манипуляций». Деятелей NSK (и Лайбахов — тоже) пытались обвинять в пристрастии к фашизму: с точки зрения обывателя, немецкая речь, галифе и фанфары — это отсылка к прусскому стилю и феериям Лени Рифеншталь. Здесь почти ничего нет от собственно Рейха (или мои знания малы, дабы это приметить), зато много «общетоталитарной» патетики - скорее выдуманной авторами антиутопий, чем реальной. Есть мнение, что всё это - игра, карнавал, тонкая насмешка над всеми силовыми режимами XX столетия. Искусство постмодерна, как правило, таит в себе загадку - невозможно уяснить: восторгается или же смеётся автор.

Остальное - тут.

0

5

Grand Мaniere самых маленьких.

Большой Стиль, он же - бурбонский, галантно-высокий Grand Мaniere, получивший своё развитие в эпоху Людовика XIV, явился вдруг в иной ипостаси - в сталинской, триумфальной, индустриально-пролетарской. Grand Мaniere по-русски, по-советски звучал не менее помпезно, не менее красочно, сплетая строгость классицизма и прихотливость барокко. Фасадность магистральных домов, коринфские капители рабочих клубов, торжественность декораций, за которыми, разумеется, не положено видеть проблемы. Показ не реальности, а прекрасной иллюзии... Людовик подобен то Аполлону, то Юпитеру, то самому Солнцу. Снимите с него парик-аллонж, туфли на высоких каблуках и перед нами окажется некрасивый, рано лысеющий брюнет с громадным носом. Парадный Grand Мaniere был на виду - Версаль казался золотым чертогом в лучах заходящего солнца, а фрейлины спали вповалку в захлых комнатушках. Сталинский Grand Мaniere с его подземными не то дворцами, не то - святилищами, с его портиками, колоннами, многометровыми барочными панно очаровавал и давал иллюзию абсолюного счастья. Выходя из своего общежития в районе Дангауэровки или Сокольников, и попадая в пространство рабочего клуба с колоннами, пролетарий забывал о своей неказистой жизни. Да что там? О своём происхождении. Он был гостем Короля-Солнца.

Тоталитарный Гламур
Кадры из фильма «Слон и верёвочка».

Как та заспанная и полуголодная фрейлина Версаля, которая всю ночь боролась с клопами, а утром стояла в очереди, чтобы умыться над единственным - правда, серебряным или даже китайско-фарфоровым - тазиком. Жизнь сложнее декорации, но и пролетарий, и фрейлина были абсолютно счастливы - они ощущали себя творцами истории, рядом с ними разворачивалось грандиозное действо. Солнце ходило совсем близко - оно могло согреть, а могло и спалить заживо. Об этом написано и сказано уже много. Поговорим сегодня о детях сталинской эпохи. Точнее, о том, как их изображали в кино. Жизнь ребёнка показывалась не сама по себе - это были не метания подростка, мучающегося первой любовью и не ещё какая-нибудь «пустыня одиночества», которая, по мнению Льва Толстого, являет собой наиболее точное определение отрочества. Даже детсадовский ребёнок, показываемый на экране, был включён в особый ритм бытия, где нет места не только одиночеству, но и свободному - личному пространству. А зачем оно нужно маленькому придворному, юному виконту - его жизнь - это Версаль! Он включён в прекрасный социум, служащий идее возвеличивания Солнца. Выходя во двор, дети попадают в некое подобие Версальского парка - кругом массивные дома с причудами, высокие арки, баллюстрады, железная ограда - разумеется, дворцовая! Вспомните двор из фильма «Слон и верёвочка», где девочки устраивают свои игры.

Тоталитарный Гламур
Кадры из фильма «Алёша Птицын вырабатывает характер».

Эталонная чистота, шикарно одетые, сытые дети, добротный и устроенный мир. Этот мир не знает коммунальных склок, в нём невозможны клопы, продуктовые карточки, банда «Чёрная кошка», трофейное барахло и прочие превратности послевоенного быта. Только отглаженные фартучки, ровные проборы, белые носочки. Но самый примечательный фрагмент - это разговор бабушки и внучки, точнее - бабушка поёт песню о своём детстве. Мол, она тоже прыгала со скакалкой, правда, это было давным-давно. Перед нами кадры воспоминаний - оказывается, бабушка главной героини вовсе не может похвалиться рабоче-крестьянскими корнями! Перед нами маленькая барышня, чья гувернантка (или пожилая родственница?) сидит на лавочке в парке. Вдали прогуливаются дамы в шикарных туалетах. Мало этого! В кадре мы видим не 1890-1900-е годы, что было бы логично, если учитывать возраст бабушки и время действия, а 1850-е! Эпоха кринолинов. В истории искусств - Второе Рококо, последний вздох аристократической культуры. В.Паперный в своей книге «Культура-2» говорит о том, что сталинское искусство часто обращалось не к истории, как таковой, а к Вечности. Вечность была, как Будущим (светлым и прекрасным), так и Прошлым (откуда надо взять всё лучшее). Но вернёмся, однако, к нашим детям, хотя, если быть точными - к нашим мамам и бабушкам, которые тогда были детьми. Какие примеры они видели на экране? Сказать - положительные - это ничего не сказать. Эталонно-классические.

Тоталитарный Гламур
Кадры из фильма «Алёша Птицын вырабатывает характер».

Причём, как и положено в рамках классицизма, человек обязан быть носителем высоких добродетелей. А поскольку в побобных произведениях нужен непременный конфликт личной слабости и личного же долга, то в начале повествования юный пионер или девочка-дошкольница должны выглядеть не самым презентабельным образом. Алёша Птицын - толст, ленив и во всём полагается на бабушку. Он знает, что так жить нельзя, но лень пока ещё перевешивает. Примером ему служит старшая сестра Галя - образцовая пионерка, взятая с плаката или из учебника. Родители Алёши - тоже не пролетарии. Они аристократичны, интеллигентны, обедают в личной столовой за большим круглым столом. Алёша учится в такой же образцово-показательной гимназии, ах, простите, конечно же в советской школе, где мальчики носят форму и учатся быть твёрдыми и честными, как дворянин Володя Ульянов из рассказа, предложенного им для разбора. В ходе повествования юному виконту, ах нет, простому московскому школьнику, предстоит научиться главному - отвечать за свои слова, делать всё вовремя и - главное - уметь жертвовать личным ради общественного. Кстати сказать, Алёша Птицын весьма галантен - он общается с маленькой Сашенькой, как барчук с графинечкой на детском празднике в танцклассах Йогеля. Алёша Птицын не просто так, - «Алёша Птицын вырабатывает характер».

Тоталитарный Гламур
Кадры из фильма «Первоклассница».

Такими же принцессами глядят и девочки из культовой картины «Первоклассница». Маруся Орлова и её подруги ничем не хуже барышень из сентиментальных книжечек Лидии Чарской. Кстати, именно повести Чарской были в большой моде у сталинских гимназисток - эти книги не переиздавались, но чудом сохранились в личных библиотеках. Марусе тоже предстоит пройти путь от хорошей, но слегка расхлябанной и чрезмерно эмоциональной девочки до благонравной и послушной барышни. Добродетель - прежде всего! Послушание и преданность Королю - вот главное в системе под названием Grand Мaniere, а служение Королю начинается с уважения к первой учительнице. Дети из уникального по своей композиции фильма «Здравствуй, Москва!» действуют в той же системе координат. Перед нами мальчики из ремеслухи, которые, меж тем, вальсируют, пишут стихи, знают Бенвенуто Челлини и считают правду - единственным мерилом любого дела. Кстати, фильм выстроен в точности, как выстраивались барочные постановки времён Людовика XIV - повествование перемежается музыкальными вставками, никак не связанными с основным повествованием. Точнее, авторы создают эту связку искусственно - нам показывают красочные выступления учащихся на фоне разговора писателя с директором училища. Но поскольку мы находимся в пространстве Большого Стиля, эта связка не выглядит искусственной, а находится на своём месте. Поэтому уникальность композиции тут спорна - это уже было, но во времена другого Большого Стиля.

Тоталитарный Гламур
Кадры из фильма «Здравствуй, Москва!».

Итак, путь служения, добродетелей, дворянской (!) чести, ибо честь, она прививается только дворянам - всё это было нормой в воспитании ребёнка сталинской эпохи. Дворцы-клубы, гимназические фартучки, лёгкая манерность общения, куртуазное отношение к девочкам со стороны мальчиков - всё это лилось с экранов и заполняло дидактическое пространство эпохи. Жизнь была сложной и даже голодной, но разве это повод? Вот Людовик XIV, наверняка, оценил бы по достоинству финальный выход в киноленте «Здравствуй, Москва!», где юные герои шагают по лестницам, будто исполняют церемониальный танец в королевском балете «Триумф Аполлона».

Отрывок кинофильма «Слон и верёвочка». Обратите внимание на антураж из воспоминаний бабушки!

Опубликовано - тут.

Отредактировано Алина (2017-04-09 19:35:29)

0

6

Большой Стиль завсегда - большой. Не то, что некоторые чуждые нам стили.

Вчера я выкладывала пост о Большом Стиле в советском кино сталинской эпохи. Речь зашла, разумеется, о фильме «Здравствуй, Москва!» и о том, что подростки в финальном дивертисменте выглядят ничуть не хуже, чем версальские небожители, устраивающие придворный балет во главе с Людовиком XIV. В этой связи захотелось наложить музыку Жана-Батиста Люлли на это эпохально-пафосное шествие. Вторая часть Мерлезонского балета. Социалистическая.


http://zina-korzina.livejournal.com/643233.html

Прекрасное барокко, не будь ко мне жестоко! :-)

Отредактировано Алина (2017-03-20 10:35:57)

0

7

Работяги-аристократы по-советски.

В Советском Союзе, а особенно в сталинские времена, активно внедрялась аристократическая, имперская эстетика и соответствующие ей нормы поведения. Безусловно, жизнь была много сложнее, чем киношные сюжеты, но образцы, тем не менее, всё-таки влияли на сознание - человек так устроен: происходящее на экране или на страницах прессы, он воспринимает как некий эталон поведения или хотя бы, как норму.

В отрывках из фильма 1952 года мы видим юных учащихся ремеслухи, ремесленного училища, которые общаются и живут в каком-то пансионно-благородном стиле. Кроме того, они, как положено ...при царе, носят форму.

Да. Это не «Здравствуй, Москва!», а другой фильм, но с той же атрибутикой в виде пафосных маршировок и галантных маскарадов. Больше того - там играет девочку одна из будущих звёзд кино...

Итак, питерский фильм «Навстречу жизни». В главной роли - Надежда Румянцева.

Навстречу жизни (1952)

http://zina-korzina.livejournal.com/889360.html

0

8

Патетика сталинизма.

Какая патетичная и шикарная, но, вместе с тем, ...человечная картина! Большой Стиль и вообще, как писал товарищ Лимонов «...у нас была великая эпоха» Дети, флаги, город. И - высокий имперский смысл, который возникает примерно раз в столетие - то во Франции, то в России. Культ короля, императора, генерального секретаря - не суть важно. Важен общественный пафос. Итак, художник Мочальский Дмитрий Константинович (1908 - 1988) с его грандиозным творением 1949 года.

Тоталитарный Гламур
Картину именуют по-разному - «После демонстрации» или «Они видели Сталина».

Отредактировано Алина (2017-04-09 19:36:34)

0

9

Как они разговаривают!

Большой Стиль, сложившийся в сталинскую эпоху, был сугубо дворянским, нарочито отрицающим пролетарскую суть Советской Власти. Безусловно, никто напрямую так не говорил, но факт остаётся фактом - этика и эстетика 1930-1950-х годов были полностью скопированы с культурных образцов дореволюционной эпохи. Другое дело, что далеко не все могли себе это позволить - я имею в виду не материальный, а духовный аспект. Но Большой Стиль, он не опирается на реальность, он показывает «то, как должно быть». Идеал. Ибо в его основе лежит сплав классицизма с его эталонными отношениями и - барокко с его маньеризмом и максимальной неестественностью. Вот, например, диалоги из фильма «Весна в Москве», выпущенного на экраны в 1953 году, хотя пьеса создана Виктором Гусевым в 1941 году. Герои не умеют сказать ни единого простого слова, точнее, автор создаёт такие замысловатые конструкции, что кажется - он пишет не о молодых архитекторах, а о кавалергардах и фрейлинах. В сочетании с типичной советской темой работы, товарищества и - строительства, это выглядит мощным и прекрасным...оксюмороном.

Весна в Москве (1952 / 1953)

0

10

Почему Орлова - блондинка?

Когда по ТВ показали 1-ю серию сериала «Орлова и Александров», люди вдруг свято поверили в то, что Любовь Петровна была зверски выкрашена в блонд исключительно потому, что Александров хотел видеть в своей пассии «русскую Марлен Дитрих». Я не буду комментировать все эти странные истории о том, как Григорий Васильич поимел половину Голливуда (и даже Грету Гарбо, что совсем уж очаровательно). Я вообще даже не подозревала, что у режиссёра Александрова была такая интересная и полная приключений половая жизнь. Я – о другом. О цвете «блонд». И о Марлен. Безусловно, Дитрих – икона стиля, которой пытаются подражать до сих пор, но является ли именно она основной причиной белокурости Любови Орловой? Начнём с того, что сама Марлен сделалась блондинкой отнюдь не сразу – в «Голубом ангеле» она шатенка, а платиновые локоны появились несколько позже, когда режиссёр фон Штернберг привёз свою музу в Голливуд и …увидел, что все знаменитые красавицы подражают хорошенькой Джин Харлоу, первой знаменитой блондинке 1930-х.

Тоталитарный Гламур

Сама же Харлоу тоже появилась не случайно: после многолетнего засилья роковых или же – шикарно-томных брюнеток вдруг началась эпоха «белокурых венер». Я не могу с уверенностью сказать, почему это случилось сразу и во всех странах мира. То ли наступавшей эпохе срочно потребовалась мягкая и женственная, но спортивная и жизнерадостная девушка. То ли мир попросту устал от чёрных глаз и роковых влечений. То ли сыграла опосредованную роль расовая теория, которая была тогда популярна не только в пресловутом Третьем Рейхе, но и во всём мире (кроме, разве что Советского Союза). Но только все красавицы 1930-х были срочно обесцвечены и перекрашены. И, разумеется, на обложках французских журналов мод – бесконечная череда розоволицых блондинок. Больше того, именно в СССР, где культ «белокурой бестии» был в принципе невозможен, светлые волосы, тем не менее, считались более… комильфотными, чем тёмные.

Тоталитарный Гламур

Мужчин-артистов тоже перекрашивали. Примеры – Леонид Утёсов для «Весёлых ребят» и Марк Бернес для «Истребителей». Юрий Олеша писал: «Есть тип мужской наружности, который выработался как бы в результате того, что в мире развивались техника, авиация, спорт. Из-под кожаного козырька шлема пилота, как правило, смотрят на вас светлые глаза. И вы уверены, что когда лётчик снимет шлем, то перед вами блеснут светлые волосы. Вот движется по улице танк. Вы смотрите. Под вами трясётся почва. Вдруг открывается в спине этого чудовища люк, и в люке появляется голова. Это танкист. И, разумеется, он тоже оказывается светлоглазым. Светлые глаза, светлые волосы, худощавое лицо, треугольный торс, мускулистая грудь – вот тип современной мужской красоты. Это красота красноармейцев, красота молодых людей, носящих на груди значок «ГТО». Она возникает от частого общения с водой, машинами и гимнастическими приборами». Так вот, создание образа Орловой – это не попытка создать «свою Дитрих», а следование общему стилю того периода.
http://zina-korzina.livejournal.com/869228.html

Отредактировано Алина (2017-04-09 19:39:19)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Волшебная сила искусства » Тоталитарный Гламур