Красота по-советски.
Пара цитат из моей статьи о красоте по-советски...
...В книге 1963 года «Эстетика поведения» можно найти противопоставление советской и западной эстетики тела. У нас - гармония физической культуры, у них - пугающе пустая, хотя и образцово слепленная оболочка. Заманчивый эффектный фантик при мерзкой на вкус конфетке. К примеру, совершенно справедливо указывается на то, что культурист со всеми его супер-мышцами не сможет выжить в экстремальных условиях. Мол, у них весь этот бодибилдинг существует ради статной «пляжной» фигуры, а не ради, собственно, жизни, которая, как известно «…и есть борьба». Их совершенные - на вид - мускулы заполнены бессмысленной массой, а вовсе не созидающей силой. Такого на передовую не отправишь – тут же сдуется без сочных беконов и чётко выверенных milk-коктейлей.
Советский Агитпроп всегда осуждал «искусство ради искусства», красивую форму ради самой формы. Был даже такой затасканный термин «формализм», он же - «буржуазный формализм». Любование линией, которая ничего не значит, просто хороша, красива, завлекательна. Смысла нет, зато – чарующе. Поэтому советские искусствоведы недолюбливали рококо, Ар Нуво и Ар Деко, зато уважали Малых Голландцев, Жана-Батиста Шардена, Диего Веласкеса и наших русских Передвижников за их правду жизни, не переходящую, однако, в грубый натурализм. Пресловутое искусство Третьего Рейха в одной советской статье было определено именно так - «торжество грубого, физиологичного натурализма».
Впрочем, сами культур-треггеры доктора Геббельса не стали бы с этим спорить – понятие «арийская красота» зиждилось, прежде всего, на внешнем соответствии расовым канонам. Нацисты не любили копаться в душе – они предпочитали внешние параметры. В правильном черепе – правильные мозги. Красивые ляжки – красивые мысли, а если мыслей почему-то не оказалось, то и не страшно, ибо ляжки по любому важнее. В общем, нашим либеральным кликушам и прочим любителям термина «тоталитарное искусство» надо бы детально изучить вопрос, прежде чем называть советскую и нацистскую эстетику – родственными системами.
...Герой Ефремова – доктор Иван Гирин убеждён, что «…красота и есть та выравнивающая хаос общая закономерность, великая середина в целесообразной универсальности... Красота - это чувство меры. Я представляю себе эту меру чем-то крайне тонким - лезвием бритвы…». Однако при всей универсальности определений сам Ефремов всё-таки скатывается в привычную для многих авторов вкусовшину – в качестве эталона женской – целесообразной! - красоты он предлагает нарочито «восточный» вариант. Как-то: невысокий рост, выразительные бёдра и большая грудь при очень тонкой талии, миндалевидные глаза, маленькие ступни и ручки. Этот излюбленный типаж кочует из одного ефремовского романа в другой – от древней критянки Таис до советской девушки Симы Металиной и прекрасной девы Чары Нанди, которая (если нам всем повезёт!) будет жить в светлом будущем - в Эру Великого Кольца…
Далее - тут.