Песок
Давно это было…
Разъезд пограничный в далёком
Шираме,— Бойцов было трое, врагов было двадцать,—
Погнался в пустыню за басмачами.
Он сгинул в песках и не мог отозваться.
Преследовать — было их долгом и честью.
На смерть от безводья шли смелые трое.
Два дня мы от них не имели известий,
И вышел отряд на спасенье героев.
И вот день за днём покатились барханы,
Как волны немые застывшего моря.
Осталось на свете жары колыханье
На жёлтом и синем стеклянном просторе.
А солнце всё выше и выше вставало,
И зной подступал огнедышащим валом.
В ушах раздавался томительный гул,
Глаза расширялись, морщинились лица.
Хоть лишнюю каплю, хоть горсткой напиться!
И корчился в муках сухой саксаул.
Безмолвье, безводье, безвестье, безлюдье.
Ни ветра, ни шороха, ни дуновенья.
Кустарник согбенный, и кости верблюжьи,
Да сердца и пульса глухое биенье.
А солнце всё выше и выше вставало,
И наша разведка в песках погибала.
Ни звука, ни выстрела.
Смерть. Тишина.
Бархан за барханом, один, как другие.
И медленно сёдла скрипели тугие.
Росла беспредельного неба стена.
Баллада о пустыне (отрывок)
Автор: Владимир Луговской
«Песчаная учительница». Киносценарий. ( Фрагмент )
Две подводы едут из города. На одной Нарышкина, а на другой Гюлизар.
Степь, столб. Дорога раздваивается. Начало пустыни.
Подруги целуются и расстаются. Нарышкина едет одна.
Ей долго видна Гюлизар на всё более отклоняющейся другой дороге.
Возница Нарышкиной — старик полумёртвый и тихий, как пустыня.
Вот они в глубине песчаной степи. Далеко дымятся барханы от окрепшего колкого ветра.
Песок начинает метаться совсем близко. Разрастается буря.
Яркий день кажется мрачной лунной ночью.
Гюлизар переживает такую же бурю на другом краю пустыни.
Нарышкина въезжает в село Хошутово, куда она назначена учительницей.
Хошутово почти совсем занесено песком.
На улице целые сугробы его.
Им заметены крестьянские усадьбы.
Песок доходит до подоконников домов.
Около хат стоят лопаты. Растёт редкий кустарник у колодцев. Школа.
К ней подъезжает Нарышкина. Кругом молчаливая бедность и смиренное отчаяние.
На деревенских дворах сложены кизяки и кучки коровьих лепёшек — топливо.
Встречные мужики равнодушны, лица истощены.
Редкие дети на улице не бегают, а молча сидят на песке, почти не играя, и лицом похожи на пожилых людей.
Нарышкину встречает сторож — хлопотливый, осчастливленный человек, будто он Нарышкину только и ждал всю жизнь.
На другой день на дворе школы Нарышкина собирает сход крестьян. Крестьяне выглядят как больные люди.
Нарышкина им говорит о школе, об ученье детей. Её напряжённо слушают, но на лицах крестьян видно разочарование.
Выходит один крестьянин — он и вначале выделялся из всех: рослый, мускулистый, но тоже истощённый; лицо умное, некрасивое, но привлекательное скрытой силой.
Он говорит:
— Барышня, граждане, это умная женщина. Но только я так полагаю, нас пески замучили. Вон Хатьмы хутора вчистую на мокрые земли сбежали. Школа, конечно, добро — кто скажет? Но и по песчаному делу нам наука и техника нужна! Вот где, я соображаю, будет для нас удовольствие! А грамота — она только при хлебе роскошь, а без хлеба всё одно — мученье! Я, конечно, извиняюсь, но песчаную науку надо в школе поставить на престольное место, а то мы вон сажаем шелюгу, а она сохнет, а по-научному видно будет — как и что!
Сход кончается. Нарышкина долго сидит на крыльце школы и думает.
В руке у неё книжка. Видна пустыня, видно безлюдное малое село.
В Нарышкиной тяжёлая дума и борьба.
Она видит Мемеда закрыв глаза, а открыв их, видит нищее село.
Среди дороги сидит в пыли мальчик, грязный, голый, со старыми белыми, как бы отсутствующими глазами.
Нарышкина кличет его. Мальчик, подумав, не спеша подходит, но садится в отдалении и смотрит испуганно и бессознательно.
Нарышкина быстро уходит в школу и выносит оттуда булку мальчику. Тот берёт её, но не ест, а разглядывает и посыпает её песком, как игрушку.
Нарышкина снова в городе — в губернском Отделе Народного образования.
Она говорит с заведующим о необходимости преподавателя в Хошутове песчаной науки.
Её слушают и вежливо иронически улыбаются.
— Что вы предлагаете, Мария Никифоровна?
— Туда нужен агроном сначала, а не учитель. Там ни хлеб не рождается, ни воды нет. Без победы над песками и суховеями там мне делать нечего.
— А вы сами попробуйте преподавать песчаное дело, Мария Никифоровна, — книг мы вам дадим! А когда трудно будет, агронома к себе из участка тащите!
Нарышкина смеётся: агроном живёт за полтораста вёрст и никогда в Хошутове не бывает.
Начальник улыбается и жмёт ей руку в знак конца беседы и прощания.
Нарышкина в Хошутове. Усердная общественная работа: идёт посадка шелюги и деревьев.
Крестьяне роют землю, другие возят посадочные черенки, третьи носят вёдрами воду. Дело происходит на краю села.
Нарышкина работает с лопатой, изредка отрываясь для указаний.
Рядом с ней Николай Кобозев, тот самый, что говорил на первом сходе, и ещё один мужик Никита Гавкин, жадный до работы человек.
После работы, под вечер, Нарышкина с Кобозевым и Гавкиным ходит по селу.
Гавкин зазывает её к себе на двор и показывает хозяйство — бедное, но рачительное, чистое, умное и даже изящное.
Кобозев — предсельсовета днём, а иногда и ночами, в одиночку он работает на посадке больше всех.
Ночью Нарышкина и Кобозев едут через пустыню на дальний питомник за посадочным материалом.
Пустыня тиха, холодный месяц над неостывшим песком.
Нарышкина рассказывает Кобозеву о Пушкине, Ленине, Эдисоне, Амундсене и об Америке. Кобозев слушает заворожённый.
Лошадь утомилась; Кобозев распрягает её и даёт корм. Путники ложатся в телегу и понемногу засыпают.
Холодает. Это заставляет их прижаться друг к другу и спать обнявшись.
Под телегой проползла черепаха.
Степь стоит невнятная и сказочная, окружив сияющим лунным воздухом двух спящих людей.
Кобозев ночью просыпается. Заботливо укрывает Нарышкину своим халатом и подходит к лошади.
Нарышкина сладко и блаженно спит, раскрасневшаяся и приоткрыв от усталости полные губы.
Кобозеву чудится в лунной пустыне цветение миллионов растений.
Далёкие пространства наполнены людьми и городами.
А женщины, как родные сёстры, все похожи на Марью Никифоровну.
-- из киносценария А. П. Платонова - «Песчаная учительница»
