Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Наука, магия, целительство » Сны, наезжающие друг на друга


Сны, наезжающие друг на друга

Сообщений 21 страница 24 из 24

21

Колосс в свете прожекторов 

Ночью снился мне гигантский
Греческий колосс родосский,
А верней, была колосса.
Я под нею проплываю,
Поражённый несказанно.
Рот в восторге раскрываю
И захлёбываюсь сразу!
Меня резко заливают
То ли волны, то ли ливень.
Судорожно выплываю.
Море всё в водоворотах -
Я смотрю на них с опаской.
Ты ж стоишь, такой гигантский,
Нет, гигантская такая!
Руки в боки упираешь,
Надо мной хохочешь, глядя,
Как я рот не закрываю...
Как руками и ногами
Я отчаянно болтаю,
Как ещё за жизнь цепляюсь,
Воздух всё глотать пытаюсь...
Нет, ну я так не играю!
Я тону, а ты смеёшься!
Ты меня не уважаешь
!

                                                  Колосс Родосский
                                     Автор: Сакаев Айрат Равильевич

Фото к спектаклю «Шинель» представлены автором рецензии.

Спектакль «Шинель» в театре «Пространство внутри»
Режиссёр и художник - Антон Фёдоров

Да — был ли мальчик - то, может, мальчика - то и не было?».

Почерк Антона Федорова узнаваем и в стилистике спектакля, и в выборе темы, а именно - превращение человека в иное существо, изменение его природы.

Антон Фёдоров создает картину страшной русской фантомной действительности, где Акакий Акакиевич (фамилия его означает, что он ничтожен, он - прах под ногами, а имя - «дважды смиренный») - абсолютное добро, большой ребёнок, свален как колосс, обывателями, пережившими превращение в нелюдей. Маленький человек вознесён А. Фёдоровым на высоту доброты его сердца: он передвигается на ходулях.

Сны, наезжающие друг на друга

Акакий, шагая по городу в департамент, здоровается с другими колоссами: Исакием, Адмиралтейством, Зимним и Летним. Он уникален, как и они.

Но "бесовня" летит на него как на свет, да и комната Акакия ( Гоголя ) набита призраками, которые ломятся в дверь. Вот - вот появится Пульхерия Ивановна и другие герои. Здесь же живёт дрянненький чёрт с чертовкой - хозяйкой, похожей на бабу - ягу, орудующей ухватом и хлопочущей у плиты. Будет и Петрович, со светящимся адским пламенем лицом в очках для плавания, произносящий реплики Пацюка.

И значительное лицо, настоящее лицо которого увидеть не удастся, ибо это и не лицо больше, а рыба в аквариуме. Он тоже произнесёт сакраментальную фразу Вия: «Поднимите мне в кои - то веки». Словом, вся шатия - братья, включая чиновника - коллегу, Марьюшку, следователя и попа.

Сны, наезжающие друг на друга

У Фёдорова нет романтизации зла. Оно отвратительное, уродливое, вылезающее из всех щелей как тараканы: из плиты, из швейной машинки, из быта, из самой жизни, булькающей водкой. В нём нет ничего высокого, как у романтиков. Оно порождено городом, где человек утратил свою ценность.

Телесный низ акцентируется режиссёром намеренно. Чёрт в доме Акакия передвигается с сеточкой на голове в чёрных очочках, белой рубашке с галстуком, но в шортах - трусах с голыми ногами и в чёрных гетрах на резинке. Это тип гаденького чёрта. Он без остановки говорит Акакию гадости, типа: «Всё, всё, твой поезд ушёл».

Акакия хозяйка унижает, обращаясь с ним как с идиотом: заставляя «попышать» его в ведро, выставляя на свет божий его мужское достоинство. У Петровича из - под халата вываливается огромный пенис, которая вызовет ужас у эстетов - зрителей.  Антон Фёдоров идёт на эпатаж публики, чтобы указать на откровенное бесстыдство как на знак чертовщины и превращения человека в иное существо. Никакие молитвы и зажигание лампад не оживят души и пространство внутри. Эта идея воплощена в неживом свете луча проектора, который каждое утро зажигает хозяйка в углу как лампадку.

Режиссёр неистощим в создании галереи духовных уродов. Хозяйка, квартиросъёмщик, Петрович двигаются как марионетки. Здесь, как и в «Ревизоре», на примере речи персонажей режиссер показывает, как человек теряет образ божий. Хозяйка, чиновник, Петрович коверкают слова, превращая речь в сумбур, повторяя  одно и тоже, рождая и множа словесный абсурд. Это целая партитура, с матом,  со звуком бесконечно наливаемой водки и рефреном звучащими фразами: «Будешь? Нет?» и «Дуй отсюда!» (на тот свет, конечно).

Русская действительность не знает жалости. Все у неё виноваты: англосаксы, французы, даже само существование ставится человеку в вину. Об этом вопросики ужасного следователя, бьющего Акакия по лицу: «Чё ты мне рассказываешь? Чё ты мямлишь?».

Петербург Гоголя оживает в анимационных кадрах, с пронизывающим ветром и снегом.  Акакий бредёт по улицам вровень с Исакием, но это Петербург, в котором уже поставлен памятник Достоевскому. Князь Мышкин в романе Достоевского  тоже собрат Акакия, тоже идиот, над которым издеваются в романе. А Акакий уже мифический персонаж в русской литературе. Чтобы  подчеркнуть его святость,  Акакий в версии режиссёра идёт по воде (через Неву), как Христос.

И как трогателен Акакий с пальчиком, просунутым в дырку плаща. Колосс вдруг превращается в большого ребёнка. Выставленный пальчик напоминает детский жест, когда ребёнок показывает всем то, что болит.

Над Акакием издеваются, называя его ноги дулями, полным ничтожеством, а он умеет создавать волшебные знаки, проступающие на занавеси как тайные письмена, и радоваться от всей души, как только может радоваться ребёнок, новой шинели.

Его смерть в спектакле - это приговор миру, в котором Антон Фёдоров видит разгул бесовщины. Петрович, хозяйка и чёрт оказываются в сговоре и снимают с Акакия Шинель. И страшный призрак не появится отомстить за него. Его спасет сам режиссёр, отправив в образе Гоголя с крылышками на небеса.

Финал фантастический - от крика одинокого Акакия, повторяющего крик на картине Мунка, до сцены похорон и возложения цветочков с панихидкой (всё, как полагается) на «могиле» молодого Акакия - Гоголя.

Сны, наезжающие друг на друга

Я видела постановку Фокина «Шинель» в Современнике. Это шедевр. Но и этот спектакль своей гротесковой эстетикой, гиперболизацией зла создаёт свою, не повторимую модель гоголевского города - призрака и неожиданно воскрешает юродивого Акакия в виде колосса, а не маленького человека.

                                                                                                      Спектакль «Шинель» в театре «Пространство внутри» (Отрывок)
                                                                                                         Источник: Дзен канал «Культпоход. Записки театромана.»

Сны, наезжающие друг на друга

0

22

Паровая машина. Новое прочтение старых сказок

Услыхала
Японка
Эдиту
И сказала
Ей звонко:
- Иди ты.

Эдита Пьеха
С большим успехом

Пела эту песенку

Вышла славянка в ликующем мае,
Бросила в речку цветок,
И от Московии дар принимая,
Дальше понёсся поток.

Этот цветок увидали удмурдки
Со своего бережка,
Стали бросать они вниз незабудки,
Их принимала река.

Поток, поток,
Скажи, дружок,

Где чей подарок?

К цветку цветок
Сплетай венок,

Пусть будет красив он и ярок!

                                                                Новое прочтение (Отрывок)
                                                                Автор: Анатолий Викулин

Малыш стоял не шелохнувшись и ждал, что будет дальше. У него просто дух захватило от волнения и по спине побежали мурашки – ведь не каждый день мимо окон пролетают маленькие толстые человечки.

А человечек за окном тем временем замедлил ход и, поравнявшись с подоконником, сказал:

– Привет! Можно мне здесь на минуточку приземлиться?
– Да, да, пожалуйста, – поспешно ответил Малыш и добавил: – А что, трудно вот так летать?
– Мне – ни капельки, – важно произнёс Карлсон, – потому что я лучший в мире летун! Но я не советовал бы увальню, похожему на мешок с сеном, подражать мне.

Малыш подумал, что на «мешок с сеном» обижаться не стоит, но решил никогда не пробовать летать.

– Как тебя зовут? – спросил Карлсон.
– Малыш. Хотя по - настоящему меня зовут Сванте Свантесон.
– А меня, как это ни странно, зовут Карлсон. Просто Карлсон, и всё. Привет, Малыш!
– Привет, Карлсон! – сказал Малыш.
– Сколько тебе лет? – спросил Карлсон.
– Семь, – ответил Малыш.
– Отлично. Продолжим разговор, – сказал Карлсон.

Затем он быстро перекинул через подоконник одну за другой свои маленькие толстенькие ножки и очутился в комнате.

– А тебе сколько лет? – спросил Малыш, решив, что Карлсон ведёт себя уж слишком ребячливо для взрослого дяди.
– Сколько мне лет? – переспросил Карлсон. – Я мужчина в самом расцвете сил, больше я тебе ничего не могу сказать.

Малыш в точности не понимал, что значит быть мужчиной в самом расцвете сил. Может быть, он тоже мужчина в самом расцвете сил, но только ещё не знает об этом? Поэтому он осторожно спросил:

– А в каком возрасте бывает расцвет сил?
– В любом! – ответил Карлсон с довольной улыбкой. – В любом, во всяком случае, когда речь идёт обо мне. Я красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил!

Он подошёл к книжной полке Малыша и вытащил стоявшую там игрушечную паровую машину.

– Давай запустим её, – предложил Карлсон.
– Без папы нельзя, – сказал Малыш. – Машину можно запускать только вместе с папой или Боссе.
– С папой, с Боссе или с Карлсоном, который живёт на крыше. Лучший в мире специалист по паровым машинам – это Карлсон, который живёт на крыше. Так и передай своему папе! – сказал Карлсон.

Он быстро схватил бутылку с денатуратом, которая стояла рядом с машиной, наполнил маленькую спиртовку и зажёг фитиль.

Хотя Карлсон и был лучшим в мире специалистом по паровым машинам, денатурат он наливал весьма неуклюже и даже пролил его, так что на полке образовалось целое денатуратное озеро. Оно тут же загорелось, и на полированной поверхности заплясали весёлые голубые язычки пламени. Малыш испуганно вскрикнул и отскочил.

– Спокойствие, только спокойствие! – сказал Карлсон и предостерегающе поднял свою пухлую ручку.

Но Малыш не мог стоять спокойно, когда видел огонь. Он быстро схватил тряпку и прибил пламя. На полированной поверхности полки осталось несколько больших безобразных пятен.

– Погляди, как испортилась полка! – озабоченно произнёс Малыш. – Что теперь скажет мама?
– Пустяки, дело житейское! Несколько крошечных пятнышек на книжной полке – это дело житейское. Так и передай своей маме.

Карлсон опустился на колени возле паровой машины, и глаза его заблестели.

– Сейчас она начнёт работать.

И действительно, не прошло и секунды, как паровая машина заработала. Фут, фут, фут… – пыхтела она. О, это была самая прекрасная из всех паровых машин, какие только можно себе вообразить, и Карлсон выглядел таким гордым и счастливым, будто сам её изобрёл.

– Я должен проверить предохранительный клапан, – вдруг произнёс Карлсон и принялся крутить какую-то маленькую ручку. – Если не проверить предохранительные клапаны, случаются аварии.

Фут - фут - фут… – пыхтела машина всё быстрее и быстрее. – Фут-фут-фут!.. Под конец она стала задыхаться, точно мчалась галопом. Глаза у Карлсона сияли.

А Малыш уже перестал горевать по поводу пятен на полке. Он был счастлив, что у него есть такая чудесная паровая машина и что он познакомился с Карлсоном, лучшим в мире специалистом по паровым машинам, который так искусно проверил её предохранительный клапан.

– Ну, Малыш, – сказал Карлсон, – вот это действительно «фут - фут - фут»! Вот это я понимаю! Лучший в мире спе…

Но закончить Карлсон не успел, потому что в этот момент раздался громкий взрыв и паровой машины не стало, а обломки её разлетелись по всей комнате.

– Она взорвалась! – в восторге закричал Карлсон, словно ему удалось проделать с паровой машиной самый интересный фокус. – Честное слово, она взорвалась! Какой грохот! Вот здорово!

Но Малыш не мог разделить радость Карлсона. Он стоял растерянный, с глазами, полными слёз.

– Моя паровая машина… – всхлипывал он. – Моя паровая машина развалилась на куски!

                                                                                            из повести Астрид Линдгрен - «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»

Сны, наезжающие друг на друга

0

23

С такими руками ... или такая вдумчивая  ученица

Познай с пелёнок тайны женского коварства,
Что есть слова? Лишь сотрясение
пространства.
Суров твой взор и ярко молния в нём блещет,
А согрешивший муж от ужаса трепещет...

                                                                     Познай с пелёнок тайны женского коварства
                                                                                        Автор: Вероника Север

Был я бухгалтером

«Отелло» — трагедия Уильяма Шекспира, написанная около 1603 года.

Акт II. Сцена 1 (Отрывок)
_____________________________________________________________________

Действующие лица:  (Представленной сцены)

Дездемона, дочь Брабанцио и жена Отелло;
Эмилия, жена Яго;
Яго, поручик (адъютант).

______________________________________________________________________

Дездемона
И как тебе не стыдно, клеветник!
Яго
Нет, это так, иль чтоб мне турком зваться:
Встают для игр, а для труда ложатся.

Эмилия
Не вздумай мне писать хвалу.
Яго
Нет, нет.

Дездемона
А мне какую ты хвалу сложил бы?
Яго
О нет, синьора, вы меня увольте.
Ведь я умею только издеваться.

Дездемона
А все ж попробуй... Там пошли на пристань?
Яго
Да, госпожа.

Дездемона
Мне не смешно, но я сама себя
Стараюсь обмануть таким притворством.
Так как же ты меня бы восхвалял?
Яго
Я силюсь; но моё воображенье
От головы мне отделить труднее,
Чем клей от шерсти: рвёт мозги и всё.
Но Муза тужится — и родила.
Когда она красива и умна,
Ум скажет ей, на что краса нужна.

Дездемона
Отлично восхвалил! А что, если она умна и черномаза?
Яго
Та, что черна, но умница при этом,
Всегда найдёт глупца белее цветом.

Дездемона
Всё хуже и хуже.

Эмилия
А если красива и глупа?
Яго
Среди красивых глупых не бывало:
Глупейшая скорей всего рожала.

Дездемона
Всё это — старые нелепицы, на потеху дуракам в пивной. Какую же плачевную хвалу ты припас для той, которая и безобразна, и глупа?
Яго
Любая дура с безобразной рожей
Дурит не хуже умной и пригожей.

Дездемона
О тяжкое скудоумие! Наихудшей ты воздаёшь наилучшую хвалу. Но какое восхваление ты уделишь женщине действительно достойной, такой, которая, во всеоружии своих заслуг, вправе принудить само злословие свидетельствовать о них?
Яго
Та, что прекрасна и не горделива,
Остра на язычок, но молчалива,
Богата, но в нарядах осторожна,
Глушит соблазн, хоть знает: "мне бы можно";
Та, что, имея право на отмщенье,
Смиряет гнев и гонит огорченье;
Та, что не сменит, как обмен ни прост,
Тресковый хрящик на лососий хвост,
Умна, но мыслей открывать не станет,
На ждущих взгляда даже и не взглянет, —
Та будет, — раз уж есть такое диво..
.

Дездемона
Будет что?
Яго
...Плодить глупышек и цедить полпиво.

Дездемона
О, что за убогий и слабый конец! Не учись у него, Эмилия, хоть он тебе и муж. Как ваше мнение, Кассио? Разве это не дерзейший и не бесстыднейший пустослов?

                                                                                                                                                      из трагедии Уильяма Шекспира - «Отелло»

Сны, наезжающие друг на друга

0

24

По части второй (©)

Se amor non è, che dunque?.. (А. С. Пушкин «Метель»)

Зимняя дорога
            снегом запорошена.
Голые деревья,
            чернота ветвей.
Средь снегов деревня
            будто позаброшена,
Лишь белеют главки
            у её церквей.

Нависает небо
            низко над равниною.
Зимняя дорога
            убегает вдаль.
Встану перед этой
            дивною картиною
И прольётся в душу
            светлая печаль.

                                        На картину А. К. Саврасова "Зимняя дорога". 1870 - е гг (Отрывок)
                                                                       Автор: Иван Есаулков

10

Поручик Синюхаев внимательно посмотрел на комнату, в которой жил до сего дня.

Комната была просторная, с низкими потолками, с портретом человека средних лет, в очках и при небольшой косичке. Это был отец поручика, лекарь Синюхаев.

Он жил в Гатчине, но поручик, глядя на портрет, не чувствовал особой уверенности в этом. Может быть, живёт, а может, и нет.

Потом он посмотрел на вещи, принадлежавшие поручику Синюхаеву: гобой любви в деревянном ларчике (*), щипцы для завивки, баночку с пудрой, песочницу (**) , и эти вещи посмотрели на него. Он отвёл от них взгляд.

Так он стоял посреди комнаты и ждал чего - то. Вряд ли он ждал денщика.

Между тем именно денщик осторожно вошёл в комнату и остановился перед поручиком. Он слегка раскрыл рот и, смотря на поручика, стоял.

Вероятно, он всегда так стоял, ожидая приказаний, но поручик посмотрел на него, словно видел его в первый раз, и потупился.

Смерть следовало скрывать временно, как преступление. К вечеру вошёл к нему в комнату молодой человек, сел за стол, на котором стоял ларчик с гобоем любви, вынул его из ларчика, подул в него и, не добившись звука, сложил в угол.

Затем, кликнув денщика, сказал подать пенника (***). Ни разу он не посмотрел на поручика Синюхаева.

Поручик же спросил стеснённым голосом:

— Кто таков?

Молодой человек, пьющий пенник, отвечал, зевнув:

— Юнкерской школы при Сенате аудитор (****), — и приказал денщику постилать постель. Потом он стал раздеваться, и поручик Синюхаев долго смотрел, как ловко аудитор стаскивает штиблеты и сталкивает их со стуком, расстёгивается, потом укрывается одеялом и зевает. Потянувшись, наконец, молодой человек вдруг посмотрел на руку поручика Синюхаева и вытащил у него из обшлага (*****)  полотняный платочек. Прочистив нос, он снова зевнул.

Тогда, наконец, поручик Синюхаев нашёлся и вяло сказал, что сие против правил.

Аудитор равнодушно возразил, что напротив, всё по правилам, что он действует по части второй, как бывший Синюхаев — «яко же умре», и чтоб поручик снял свой мундир, который кажется аудитору ещё довольно приличным, а сам бы надел мундир, негодный для носки.

Поручик Синюхаев стал снимать мундир, а аудитор ему помог, объясняя, что сам бывший Синюхаев может это сделать «не так».

Потом бывший Синюхаев надел мундир, не годный для носки, и постоял, опасаясь, как бы аудитор перчаток не взял. У него были длинные жёлтые перчатки, с угловатыми пальцами, форменные. Перчатки потерять — к бесчестью, слыхал он. В перчатках поручик, каков он ни был, всё поручик. Поэтому, натянув перчатки, бывший Синюхаев повернулся и пошёл прочь.

Всю ночь он пробродил по улицам С. - Петербурга, даже не пытаясь зайти никуда. Под утро он устал и сел наземь у какого - то дома. Он продремал несколько минут, затем внезапно вскочил и пошёл, не глядя по сторонам.

Вскоре он вышел за черту города. Сонный торшрейбер [Писарь (нем.)] у шлагбаума рассеянно записал его фамилию.

Больше он не возвратился в казармы.

                                                                                      из исторической повести Тынянова Юрия Николаевича - «Подпоручик Киже»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(*)  гобой любви в деревянном ларчике - Гобой любви. Деревянный духовой инструмент с двойным язычком из семейства гобоев (изобретён в XVIII веке и впервые использован Кристофом Граупнером в его кантате «Вундеркинд и Готтес Гют» (1717). Гобой любви немного крупнее гобоя, имеет менее напористый и более спокойный и безмятежный тон. Считается меццо - сопрано семейства гобоевых, между гобоем (сопрано) и английским рожком (альт).

(**) щипцы для завивки, баночку с пудрой, песочницу - Песочница XVIII века — это металлическая коробочка с многочисленными мелкими отверстиями в крышке, которая служила для промакивания и осушения чернил. В неё насыпали специальный мельчайший прокипячённый песок, не содержащий пыли, и лист после письма посыпали этим песком.

(***) кликнув денщика, сказал подать пенника - Пенник. Крепкое хлебное вино. Пример. Гоголь, "Вий" -  Его дочь, лет четырнадцати, могла, не морщась, выпивать чайную чашку пенника.

(****) Юнкерской школы при Сенате аудитор - Аудиториаты. Высшие ревизионные военные суды в Российской империи, просуществовавшие до введения военно - судебной реформы 1867 года, когда их сменил Главный военный суд.

(*****)вытащил у него из обшлага  полотняный платочек - Обшлаг — отворот на конце рукава. Обшлаг также может означать вообще нижнюю пришивную часть рукава.

Сны, наезжающие друг на друга

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Наука, магия, целительство » Сны, наезжающие друг на друга