Новая жизнь
Ты опытным взглядом меня критикуй,
ошибки не меряя строго.
Я только учусь и хотела узнать -
туда ли открылась дорога?
Смогу ли пройти я по ней до конца,
не лавры, но чувства теряя?
Кто знает все
мысли творца...
Я просто живу... И всему удивляюсь...
Ты опытным взглядом
Автор: Евгения Кобикова
Винтаж - Новая жизнь
«Дни Турбиных». Пьеса в четырёх действиях.
Автор: Михаил Афанасьевич Булгаков
***
События, описанные в пьесе, происходят в конце 1918 — начале 1919 годов в Киеве и охватывают собой падение режима гетмана Скоропадского, приход Петлюры и изгнание его из города большевиками. На фоне постоянной смены власти происходит личная трагедия семьи Турбиных, ломаются основы старой жизни.
***
Действие четвёртое (отрывок)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Действующие лица:(ПРЕДСТАВЛЕННОЙ СЦЕНЫ)
Лариосик — житомирский кузен, 21 года;
Тальберг Елена Васильевна — 24-ёх лет;
Шервинский Леонид Юрьевич — поручик, личный адъютант гетмана;
Турбин Николай — брат Елены, 18 лет (не представлен в данной сцене, но о нём идёт речь);
Тальберг Владимир Робертович — генштаба полковник, 38 лет, муж Елены (не представлен в данной сцене, но о нём идёт речь);
Гетман всея Украины (не представлен в данной сцене, но о нём идёт речь);
Турбин Алексей Васильевич — полковник-артиллерист, 30 лет, брат Елены (не представлен в данной сцене, но о нём идёт речь).
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лариосик, открыв дверь, сталкивается в передней с входящим Шервинским. Тот в мерзкой шляпе и изодранном пальто, в синих очках.
Шервинский. Здравствуйте, Елена Васильевна! Здравствуйте, Ларион!
Лариосик. А... здравствуйте... здравствуйте. (Исчезает.)
Елена. Бог мой! На кого вы похожи!
Шервинский. Ну, спасибо, Елена Васильевна. Я уж попробовал! Сегодня еду на извозчике, а уже какие-то пролетарии по тротуарам так и шныряют, так и шныряют. И один говорит таким ласковым голоском: «Ишь, украинский барин! Погоди, говорит, до завтра. Завтра мы вас с извозчиков поснимаем!» У меня глаз опытный. Я, как на него посмотрел, сразу понял, что надо ехать домой и переодеваться. Поздравляю вас, — Петлюре крышка!
Елена. Что вы говорите?!
Шервинский. Сегодня ночью красные будут. Стало быть, Советская власть и тому подобное!
Елена. Чему ж вы радуетесь? Можно подумать, что вы сами большевик!
Шервинский. Я сочувствующий! А пальтишко я у дворника напрокат взял. Это — беспартийное пальтишко.
Елена. Сию минуту извольте снять эту гадость!
Шервинский. Слушаю-с! (Снимает пальто, шляпу, калоши, очки, остается в великолепном фрачном костюме.) Вот, поздравьте, только что с дебюта. Пел и принят.
Елена. Поздравляю вас.
Шервинский.Лена, никого дома нет? Как Николка?
Елена. Спит...
Шервинский. Лена, Лена...
Елена. Пустите... Постойте, зачем же вы сбрили баки?
Шервинский. Гримироваться удобнее.
Елена. Большевиком вам так удобнее гримироваться. У, хитрое, малодушное создание! Не бойтесь, никто вас не тронет.
Шервинский. Ну пусть попробуют тронуть человека, у которого две полные октавы в голосе да ещё две ноты наверху!.. Леночка? Можно объясниться?
Елена. Объяснитесь.
Шервинский. Лена! Вот всё кончилось. Николка выздоравливает... Петлюру выгоняют... Я дебютировал... Теперь начинается новая жизнь. Больше томиться нам невозможно. Он не приедет. Его отрезали, Лена! Я не плохой, ей-Богу!.. Я не плохой. Ты посмотри на себя. Ты одна. Ты чахнешь...
Елена. Ты исправишься?
Шервинский. А от чего мне, Леночка, исправляться?
Елена. Леонид, я стану вашей женой, если вы изменитесь. И прежде всего перестанете лгать!
Шервинский. Неужели я такой лгун, Леночка?
Елена. Вы не лгун, а Бог тебя знает, какой-то пустой, как орех... Что такое?! Государя императора в портьере видел. И прослезился... И ничего подобного не было. Эта длинная — меццо - сопрано, а оказывается, она — просто продавщица в кофейне Семадени...
Шервинский. Леночка, она очень недолго служила, пока без ангажемента была.
Елена. У неё, кажется, был ангажемент!
Шервинский. Лена! Клянусь памятью покойной мамы, а также и папы — у нас ничего не было. Я ведь сирота.
Елена. Мне всё равно. Мне неинтересны ваши грязные тайны. Важно другое: чтобы ты перестал хвастать и лгать. Единственный раз сказал правду, когда говорил про портсигар, и то никто не поверил, доказательство пришлось предъявлять. Фу!.. Срам... Срам...
Шервинский. Про портсигар я именно всё наврал. Гетман мне его не дарил, не обнимал и не прослезился. Просто он его на столе забыл, а я его спрятал.
Елена. Стащил со стола?
Шервинский. Спрятал. Это историческая ценность.
Елена. Боже мой, этого ещё недоставало! Дайте его сюда! (Отбирает портсигар и прячет.)
Шервинский. Леночка, папиросы там — мои.
Елена. Счастлив ваш Бог, что вы догадались мне об этом сказать. А если бы я сама узнала?..
Шервинский. А как бы вы узнали?
Елена. Дикарь!
Шервинский. Вовсе нет. Леночка, я страшно изменился. Сам себя не узнаю, честное слово! Катастрофа на меня подействовала или смерть Алёши... Я теперь иной. А материально ты не беспокойся, Ленушка, я ведь — ого-го... Сегодня на дебюте спел, а директор мне говорит: «Вы, говорит, Леонид Юрьевич, изумительные надежды подаёте. Вам бы, говорит, надо ехать в Москву, в Большой театр...» Подошёл ко мне, обнял меня и...
Елена. И что?
Шервинский. И ничего... Пошёл по коридору...
Елена. Неисправим!
Шервинский. Лена!
Елена. Что ж мы будем делать с Тальбергом?
Шервинский. Развод. Развод. Ты адрес его знаешь? Телеграмму ему и письмо о том, что всё кончено! Кончено!
Елена. Ну хорошо! Скучно мне и одиноко. Тоскливо. Хорошо! Я согласна!
Шервинский. Ты победил, Галилеянин! Лена! (Поёт.) И будешь ты царицей ми - и - и - ра... «Соль» чистое! (Указывает на портрет Тальберга.) Я требую выбросить его вон! Я его видеть не могу!
Елена. Ого, какой тон!
Шервинский (ласково). Я его, Леночка, видеть не могу. (Выламывает портрет из рамы и бросает его в камин.) Крыса! И совесть моя чиста и спокойна!
Елена. Тебе жабо очень пойдёт... Красив ты, что говорить!..
Шервинский. Мы не пропадём...
Елена. О, за тебя-то я не боюсь!.. Ты не пропадёшь!
Шервинский. Лена, идём к тебе... Я спою, ты про аккомпанируешь... Ведь мы два месяца не виделись. Всё на людях да на людях.
Елена. Да ведь придут сейчас.
Шервинский. А мы тогда вернёмся обратно.
Уходят, закрывают дверь. Слышен рояль. Шервинский великолепным голосом поёт эпиталаму (*) из «Нерона».
из пьесы М. А. Булгакова - «Дни Турбиных», написанной на основе романа «Белая гвардия».
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(*) великолепным голосом поёт эпиталаму из «Нерона» - Эпиталама Виндекса — популярный отрывок из оперы «Нерон» Антона Рубинштейна. Эпиталама — свадебная песня у греков и римлян, которую пели перед невестой или в спальне новобрачных юноши и девы. В наши дни целиком опера «Нерон» не исполняется, но эпиталама Виндекса («Пою тебе, бог Гименей!») остаётся популярным произведением.