Во сне за открытыми окнами
Странный сон привиделся мне:
будто ты – внутри, а я – вне,
и к прочной мембране меж "я" и "ты"
отмычку отчаялась я найти.
Да что же это со мной? где я?
В кустах маячит... маньяк? Рояль,
похожий на старый кухонный стол.
На мне – халат, до полу подол,
и, фрачные "крылья" в рассол опустив,
сонаты кромсаю ножом на куски,
и – в сковороду - нажарю котлет.
Тебя зову – наступил обед,
но ты не здесь - у себя внутри...
Стучу, кричу: приди, отвори!
Но ты – глух, у тебя – сон
на сколько - то без меня персон.
Ну, шут с тобой – ухожу прочь!
Но сердце – жжёт, а под сердцем – дочь...
Странный сон привиделся мне:
Будто я – внутри, а ты – вне ..
Четыре сна Веры Павловны (Отрывок)
Автор: Александра Одрина
Музей. Пьеса в двух действиях.
Автор: Евгений Водолазкин
***
Действие первое. Сцена первая. (Отрывок).
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: (ПРЕДСТАВЛЕННОЙ СЦЕНЫ)
СЕРГЕЙ МИРОНОВИЧ КИРОВ, секретарь Ленинградского комитета ВКП(б);
МАРИЯ ЛЬВОВНА МАРКУС, соратница С. М. Кирова;
СУОМАЛАЙНЕН - ТЮНККЮНЕН, секретарь С. М. Кирова.
МИЛЬДА ДРАУЛЕ, сотрудница советских и партийных органов. (Не участвует в представленной сцене, но о ней возникает разговор по ходу действия).
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кабинет в квартире Кирова. Вдоль стен шкафы с книгами. Над дверью висит ружьё, рядом – чучело орла. На полу лежит шкура белого медведя. Кресла и диван задрапированы на манер ленинского кабинета. Входят Киров и Маркус. Киров только что с улицы. Бросает на кресло портфель и поворачивается к Маркус.
КИРОВ. Вот я и дома. На съезде хорошо, а дома лучше. Ну, Мария Львовна, рассказывай, как живёшь.
МАРКУС (грустно). Рассказываю. Ждала тебя, Сергей Миронович, а ты всё не приходил. И знаешь, что я делала?
КИРОВ. Ну, что? Чулок вязала?
МАРКУС. Я сидела и считала.
КИРОВ. Раз, два, три, четыре, пять. Вышел зайчик…
МАРКУС. Погулять.
КИРОВ(старательно дышит на руки). Простыл я в Москве, никак не могу согреться.
МАРКУС. Погулять, Серёжа. «Красная стрела» приходит в девять.
КИРОВ. А может, инфлюэнца… Так ведь не говорят уже, верно?
МАРКУС. Сейчас половина двенадцатого.
КИРОВ. Говорят – грипп. По - дурацки звучит, честное слово. А раньше красиво – инфлюэнца.
МАРКУС. А что же ты делал с девяти до половины двенадцатого? Может, ты с вокзала пешком шёл?
КИРОВ (натужно смеётся). Чего ещё придумала! Знаешь ведь, что не пешком.
МАРКУС. А я всё посчитала. Пешком ты бы уже два раза дошёл. Где же ты был, Сергей Миронович?
КИРОВ. Да в Смольном, где же ещё! Заезжал в Смольный за бумагами.
МАРКУС. В Смольный… Раньше ты ездил на охоту. Ты очень любил охотиться под Лугой, пока там работала Мильда Драуле. А теперь ты перевёл её поближе и… (Делает движение рукой.)
КИРОВ. Что – и…? Ну, договаривай!
МАРКУС…. и ездишь охотиться в Смольный.
КИРОВ. Да не я Драуле в Ленинград переводил.
МАРКУС. Сама перевелась. Ты ведь во всём комфорт любишь. Стоишь на охоте, покуриваешь, а егеря для тебя дичь сгоняют. Понравилась Драуле – получите, с доставкой в Смольный.
КИРОВ. Оставь Драуле в покое, ясно? И вообще заткни шарманку. Может, прикажешь ещё перед тобой оправдываться?
МАРКУС. Да уж зачем, я тебе – кто? Так, сожительница. Почему за столько лет ты на мне так и не женился? А я знаю. Не нужна я тебе, ты кого - нибудь получше ищешь. Я ведь всех твоих баб наперечёт знаю.
КИРОВ. Ну и дура ты, Маша. Да за столько лет неужто бы я лучшей не нашёл, сама подумай! Ведь любая из них лучше тебя. Ты только не обижайся.
МАРКУС. Я – материал отработанный. Старая, глупая.
КИРОВ. Притом истеричка. Говорю же тебе как человеку: брак – явление временное, буржуазный пережиток. Брак отомрёт, а мы с тобой женатыми окажемся. Вот будет положение, а? Подожди - ка минуту, прочту тебе кое - что о браке. (Подходит к книжному шкафу, снимает с полки книгу, за ней стоит бутылка водки.) Маша, здесь кто - то водку поставил.
МАРКУС. Поздравляю.
КИРОВ. Нет, серьёзно: бутылка водки, притом открытая. Что всё это значит?
МАРКУС. Надо думать, открыл кто - то.
Звонит телефон, Киров снимает телефонную трубку.
КИРОВ. Киров на проводе.
МАРКУС (в сторону). Вопрос лишь в том, кто её открыл.
ГОЛОС СУОМАЛАЙНЕН - ТЮНККЮНЕН (задорно). Говорит Суомалайнен - Тюнккюнен. С приездом, товарищ Киров! В Смольном вас ждут – не дождутся. Что передать товарищам?
КИРОВ. Товарищам?
ГОЛОС С. - Т. Да!
КИРОВ. А просто передайте.
МАРКУС (в сторону). В Смольном его до сих пор ждут – не дождутся.
ГОЛОС С. - Т. Значит, просто передам.
МАРКУС. А кое - кто, получается, уже дождался.
КИРОВ. Товарищ Суомалайнен - Тюнккюнен, вы схватываете на лету.
ГОЛОС С. - Т. А вы, товарищ Киров, уж если что - то скажете, то – не в бровь, а в глаз.
КИРОВ. Да, именно туда. Конец связи.
МАРКУС. Конец связи. Мы непременно должны добиться конца этой связи. Серёжа…
КИРОВ. Что?
МАРКУС. Я видела сон.
КИРОВ. О, Господи! Ещё один?
МАРКУС. Крайне неприятный.
КИРОВ. Тебя знаешь, как в Смольном называют?
МАРКУС. Мне всё равно.
КИРОВ. Верой Павловной. Ты бы хоть посторонним своих снов не рассказывала.
МАРКУС. Мне снилось, Серёжа, что ты едешь в «Красной стреле».
КИРОВ. Чудовищно
МАРКУС. И в вагоне открыты окна. Твои волосы трепещут на ветру. Внезапно в вагон влетают сотни хищных птиц и склёвывают тебя.
КИРОВ. Как, совсем?
МАРКУС. Нет, они оставили скелет. В «Красной стреле», Серёжа, продолжал ехать твой белый скелет.
ГОЛОС С. - Т. Как всё - таки важно закрывать в вагоне окна.
МАРКУС. Серёжа.
КИРОВ. Ну, что ещё?
МАРКУС. Я ведь стараюсь, Серёжа. Я ведь очень стараюсь тебе соответствовать. Мечтаю, чтобы в твоём будущем музее нашёлся бы уголок и для меня.
КИРОВ. Каком ещё музее?
ГОЛОС С. - Т. Настоящему вождю положен музей.
МАРКУС. Вот я и веду себя как жена вождя, разве ты не видишь? Общественную нагрузку имею.
КИРОВ. Ох, Маша, Маша… Лучше бы ты её не имела. Лучше бы уж сны видела, честное слово.
МАРКУС. Общественная нагрузка не мешает мне видеть сны...
из пьесы Евгения Водолазкина - «Музей»