Охламон или аттестацией, да послать прямо в лицо
Учитесь честно говорить в лицо,
Открыто, не скрывая сути дела.
Ведь правда победит в конце концов,
Сопутствует удача только смелым.
А, прятаться и от проблемы уходить,
В конечном счёте не сулит победы.
Все двери, окна плотно затворить,
В тень уходить в итоге от ответа.
Учитесь говорить категорично: Нет!
Друзья и недруги оценят честность.
Я эту истину познал под старость лет,
И вспоминаю прошлую беспечность.
Учитесь говорить в лицо
Автор: Яковлев Николай Сергеевич
«Женитьба. Совершенно невероятное событие в двух действиях». Комедия.
Автор: Николай Васильевич Гоголь
***
Сюжет: Главный герой, дворянин средних лет Подколёсин, ищет себе невесту через сваху. Уже несколько месяцев сваха Фёкла Ивановна ходит к нему, рассказывая о разных невестах. Подколёсин хочет жениться, но в то же время ничего для этого не делает. Друг Подколёсина, господин Кочкарёв, решает женить друга на дочери купца, Агафье Тихоновне. 26-летняя Агафья — глупая, неряшливая и плохо воспитанная девушка. Имея некоторое приданое, она рассчитывает выйти замуж только за дворянина, а не за купца. При этом её мало интересует личность будущего мужа. Кочкарёв привозит Подколёсина к Агафье, чтобы те познакомились. В это время у девушки в гостях находятся другие женихи: чиновник Яичница, моряк Жевакин и офицер Анучкин. Агафья не знает, кого из четырёх женихов выбрать. Кочкарёв советует ей остановить выбор на Подколёсине. Та прислушивается к советам Кочкарёва и отказывает остальным женихам. В тот же день Кочкарёв устраивает встречу Агафьи и Подколёсина. Парочка мило беседует. Агафья приходит в восторг от Подколёсина, тот тоже остаётся доволен беседой. Кочкарёв тут же заставляет друга сделать предложение. Подколёсин и Агафья решают венчаться в этот же день. Пока невеста готовится к венчанию, Подколёсин ждёт её в соседней комнате. Он с восторгом думает о будущей семейной жизни, но затем впадает в панику и решает отказаться от женитьбы. Подколёсин выпрыгивает в окно, берёт извозчика и уезжает домой. Агафья обнаруживает, что жених сбежал от неё самым позорным образом. Девушка оказывается в глупом положении: Подколёсин бросил её, а остальным женихам она сама отказала. Комедия заканчивается на трагикомической ноте: Агафья унижена и расстроена, Кочкарёв раздосадован малодушием друга, а остальные персонажи озадачены абсурдным поворотом событий.
***
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ ( ФРАГМЕНТ )
Явление I
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: ( ПРЕДСТАВЛЕННОЙ СЦЕНЫ )
Агафья Тихоновна, купеческая дочь, невеста;
Кочкарев, друг Подколёсина, служащего, надворного советника.
Анучкин, отставной пехотный офицер / Никанор Иванович / (не участвует в представленной сцене, но о нём идёт речь);
Подколёсин, служащий, надворный советник / Иван Кузьмич / (не участвует в представленной сцене, но о нём идёт речь).
Яичница, экзекутор / Иван Павлович / (не участвует в представленной сцене, но о нём идёт речь);
Жевакин, моряк / Балтазар Балтазарович / (не участвует в представленной сцене, но о нём идёт речь).
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Агафья Тихоновна одна, потом Кочкарев.
Агафья Тихоновна. Право, такое затруднение — выбор! Если бы ещё один, два человека, а то четыре. Как хочешь, так и выбирай. Никанор Иванович недурен, хотя, конечно, худощав; Иван Кузьмич тоже недурен. Да если сказать правду, Иван Павлович тоже хоть и толст, а ведь очень видный мужчина. Прошу покорно, как тут быть? Балтазар Балтазарович опять мужчина с достоинствами. Уж как трудно решиться, так просто рассказать нельзя, как трудно! Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько - нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась. А теперь поди подумай! просто голова даже стала болеть. Я думаю, лучше всего кинуть жребий. Положиться во всём на волю Божию: кто выкинется, тот и муж. Напишу их всех на бумажках, сверну в трубочки, да и пусть будет что будет. (Подходит к столику, вынимает оттуда ножницы и бумагу, нарезывает билетики и скатывает, продолжая говорить.) Такое несчастное положение девицы, особливо ещё влюблённой. Из мужчин никто не войдёт в это, и даже просто не хотят понять этого. Вот они все, уж готовы! остаётся только положить их в ридикуль, зажмурить глаза, да и пусть будет что будет. (Кладёт билетики в ридикуль и мешает их рукою.) Страшно... Ах, если бы Бог дал, чтобы вынулся Никанор Иванович. Нет, отчего же он? Лучше ж Иван Кузьмич. Отчего же Иван Кузьмич? чем же худы те, другие?.. Нет, нет, не хочу... какой выберется, такой пусть и будет. (Шарит рукою в ридикуле и вынимает вместо одного все.) Ух! все! все вынулись! А сердце так и колотится! Нет, одного! одного! непременно одного! (Кладёт билетики в ридикуль и мешает.)
В это время входит потихоньку Кочкарев и становится позади.
Ах, если бы вынуть Балтазара... Что я! хотела сказать Никанора Ивановича... нет, не хочу, не хочу. Кого прикажет судьба!
Кочкарев. Да возьмите Ивана Кузьмича, всех лучше.
Агафья Тихоновна. Ах! (Вскрикивает и закрывает лицо обеими руками, страшась взглянуть назад.)
Кочкарев. Да чего ж вы испугались? Не пугайтесь, это я. Право, возьмите Ивана Кузьмича.
Агафья Тихоновна. Ах, мне стыдно, вы подслушали.
Кочкарев. Ничего, ничего! Ведь я свой, родня, передо мною нечего стыдиться; откройте же ваше личико.
Агафья Тихоновна (вполовину открывая лицо). Мне, право, стыдно.
Кочкарев. Ну, возьмите же Ивана Кузьмича.
Агафья Тихоновна. Ах! (Вскрикивает и закрывается вновь руками.)
Кочкарев. Право, чудо человек, усовершенствовал часть свою... просто удивительный человек.
Агафья Тихоновна (понемногу открывает лицо). Как же, а другой? а Никанор Иванович? ведь он тоже хороший человек.
Кочкарев. Помилуйте, это дрянь против Ивана Кузьмича.
Агафья Тихоновна. Отчего же?
Кочкарев. Ясно отчего. Иван Кузьмич человек... ну, просто человек... человек, каких не сыщешь.
Агафья Тихоновна. Ну, а Иван Павлович?
Кочкарев. И Иван Павлович дрянь! все они дрянь.
Агафья Тихоновна. Будто бы уж все?
Кочкарев. Да вы только посудите, сравните только: это, как бы то ни было, Иван Кузьмич; а ведь то что ни попало: Иван Павлович, Никанор Иванович, чёрт знает что такое!
Агафья Тихоновна. А ведь, право, они очень... скромные.
Кочкарев. Какое скромные! Драчуны, самый буйный народ. Охота же вам быть прибитой на другой день после свадьбы.
Агафья Тихоновна. Ах, Боже мой! Уж это точно такое несчастие, хуже которого не может быть.
Кочкарев. Ещё бы! Хуже этого и не выдумаешь ничего.
Агафья Тихоновна. Так, по вашему совету, лучше взять Ивана Кузьмича?
Кочкарев. Ивана Кузьмича, натурально Ивана Кузьмича. (В сторону.) Дело, кажется, идёт на лад. Подколёсин сидит в кондитерской, пойти поскорей за ним.
Агафья Тихоновна. Так вы думаете — Ивана Кузьмича?
Кочкарев. Непременно Ивана Кузьмича.
Агафья Тихоновна. А тем, другим, разве отказать?
Кочкарев. Конечно, отказать.
Агафья Тихоновна. Да ведь как же это сделать? как-то стыдно.
Кочкарев. Почему ж стыдно? Скажите, что ещё молоды и не хотите замуж.
Агафья Тихоновна. Да ведь они не поверят, станут спрашивать: да почему, да как?
Кочкарев. Ну, так если вы хотите кончить за одним разом, скажите просто: «Пошли вон, дураки!»
Агафья Тихоновна. Как же можно так сказать?
Кочкарев. Ну да уж попробуйте. Я вас уверяю, что после этого все выбегут вон.
Агафья Тихоновна. Да ведь это выйдет уж как-то бранно.
Кочкарев. Да ведь вы больше их не увидите, так не всё ли равно?
Агафья Тихоновна. Да всё как-то нехорошо... они ведь рассердятся.
Кочкарев. Какая же беда, если рассердятся? Если бы из этого что бы нибудь вышло, тогда другое дело; а ведь здесь самое большее, если кто - нибудь из них плюнет в глаза, вот и всё.
Агафья Тихоновна. Ну вот видите!
Кочкарев. Да что же за беда? Ведь иным плевали несколько раз, ей - Богу! Я знаю тоже одного: прекраснейший собой мужчина, румянец во всю щёку; до тех пор егозил и надоедал своему начальнику о прибавке жалованья, что тот наконец не вынес — плюнул в самое лицо, ей - Богу «Вот тебе, говорит, твоя прибавка, отвяжись, сатана!» А жалованья, однако же, всё - таки прибавил. Так что ж из того, что плюнет? Если бы, другое дело, был далеко платок, а то ведь он тут же, в кармане, — взял да и вытер.
В сенях звонят.
Стучатся: кто - нибудь из них, верно; я бы не хотел теперь с ними встретиться. Нет ли у вас там другого выхода?
Агафья Тихоновна. Как же, по чёрной лестнице. Но, право, я вся дрожу.
Кочкарев. Ничего, только присутствие духа. Прощайте! (В сторону.) Поскорей приведу Подколёсина.
-- из пьесы Николая Васильевича Гоголя - «Женитьба»
( Джаганнатха Пола — индийский художник )
