Клязьма - Волга
– Ты помнишь?
– Ну конечно, помню!
Привычный жест, знакомый взгляд.
От слов пустых, от глаз нескромных
Таились много лет назад.
Накал страстей, измен ненастье,
Ты знаешь, – это не о нас.
Мы в дружбе находили счастье,
Костёр тот жаркий не погас!
Нам не к чему рядиться в маски.
Права ли я, ты сам реши,
Участья, пониманья ласки –
Восторг не тела, а души.
Всё то же небо голубое,
Скамья и кружево листвы.
Здесь поджидает нас былое,
Что помню я и помнишь ты.
Костёр
Автор: Анисья Хаменкова
«Годы странствий». Драма в двух частях, восьми картинах
Автор: Алексей Николаевич Арбузов
***
Рецензия: Что и говорить, сегодня "Годы странствий" не кажутся пьесой, которая пережила своего знаменитого автора. Это не "Таня", не "Мой бедный Марат" и не "Старомодная комедия". Странствуют герои Арбузова не по своей воле: их всех разбрасывает, разводит и вновь сводит война. В пьесе довольно наивности, лакировки и разнообразных клише, свойственных советской драме подобного толка. Если и есть столкновения персонажей, то лишь очень хороших с просто хорошими. И всё - таки Алексей Арбузов даже в "Годах странствий" не стал кондовым социалистическим реалистом. Конечно, он был не смельчаком, не правдолюбом, а уклончивым лириком и романтиком, своего рода сказочником (не случаен эпиграф пьесы: ""Куда уходят все дни?" Из вопросов детей"). Но ни в коем случае не был он пристяжным пропагандистом, каковым предстал вдруг во МХАТе имени Горького. Кажется, Арбузов всё - таки достоин того, чтобы смотреть на него с поправкой на время, а не произносить фразу "в ЦК партии лучше знают, надо мне учиться или нет" так, что у зрителя не должно быть сомнений: там, как в доронинском МХАТе, до сих пор действительно знают всё и за всех.
-- Коммерсант , 18 марта 2005 года - «Машина безвременья "Годы странствий" во МХАТе имени Горького» (отрывок)
***
2 ЧАСТЬ. / КАРТИНА ПЕРВАЯ. / ЮНОСТЬ. / ОТРЫВОК.
______________________________________________________________________________________________________________
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: (ПРЕДСТАВЛЕННОЙ СЦЕНЫ)
Лаврухин Михаил Иванович – в начале действия ему 30 лет, но выглядит он старше;
Ольга - 19 лет, она удивительно хороша;
Прохожий.
_______________________________________________________________________________________________________________
Август 1937 года.
Дача на Клязьме. Сад. На ступеньках террасы стоят Лаврухин и Ольга. Возле них лежат чемоданы. У Лаврухина высокий морщинистый лоб, вьющиеся волосы. Из-под густых бровей смотрят спокойные умные глаза. В саду тихо. Жаркий августовский день идёт к концу. Лаврухин протягивает Ольге руку, она берёт её, и несколько мгновений они молча смотрят вокруг.
Лаврухин. Здесь хорошо, правда?
Ольга. Очень.(Помолчав.) Смотри, солнце заходит.
Лаврухин (негромко.) Вот ты и приехала.
Ольга (засмеялась). Вот я и приехала! (Перепрыгивает через чемоданы, вбегает на террасу.) Что это? В дверях записка. (Читает.) «Граждане, располагайтесь, как умеете, а я поехал в Москву за народом. Оля, я о вас много слышал. Михей говорит, что вы… Впрочем молчу. За болтливость бьют по шее. Милые граждане, целую вас. Небезызвестный Павлик Тучков. Дано на Клязьме, пятого августа, в лето одна тысяча девятьсот тридцать седьмое». (Смеётся.) Вот чудак.
Лаврухин. Он тебе понравится, увидишь. (Достаёт из-под ступенек ключ и открывает двери.) На прошлой неделе его родители в Крым уехали, вот он и пригласил нас к себе. До экзаменов у тебя десять дней, ты тут отлично подготовишься.
Ольга (достаёт из чемодана полотенце). Миша, я, пожалуй, выкупаюсь с дороги, ведь речка отсюда недалеко?
Лаврухин (останавливает её). Погоди! (Не сразу.) Вероятно, со следующим поездом из Москвы приедут мои товарищи. Словом, не обижайся, если они будут шутить на наш с тобой счёт. Я им объяснил, что воспитывался в вашей семье и что у нас чисто дружеские отношения, но они как-то несерьёзно отнеслись к этой версии.
Ольга. Ну, а сам ты к этой версии относишься серьёзно?
Лаврухин. Видишь ли…
Ольга ( улыбаясь ). Знаешь, Мишенька, у меня такое недоброе предчувствие, что мы с тобой в конце концов всё - таки поженимся.
Лаврухин. Ты думаешь?
Ольга (проводит рукой по его волосам). Ты лучше всех. Я не видела человека лучше тебя.
Лаврухин (улыбнувшись). Это приятно слышать.
В калитку входит Прохожий, полный, круглолицый молодой человек с двумя портфелями, которые туго набиты различными съестными припасами.
Прохожий. Ну, вот, наконец пришёл! (С торжеством опускается на скамейку.) В электричке страшная теснота. Под выходной, вполне понятно. Еле до вас добрался. Ну, а где Вася? Давайте сюда Васю!
Лаврухин. Какой Вася?
Прохожий. Хозяин, Васенька. Ведь это Гусевых дача?
Лаврухин. Это дача Тучковых.
Прохожий. Как же так. И Гусев здесь не обитает?
Лаврухин. Увы.
Прохожий. Так. Значит, осечка. Ну что ж, буду продолжать поиски. (Идёт к калитке, оборачивается). Прошу извинения, вы не знаете в окрестностях какого - нибудь киоска с газированной водой?
Лаврухин. В конце этой улицы буфет - закусочная, там бывает пиво.
Прохожий. Пиво?! Значит, и Гусев недалеко. Уж он этой возможности не упустит. Пойду выпью кружечку и с новой энергией за поиски! (Уходит.)
Ольга. Смешной человек.
Лаврухин. Так вот, Оленька, я не хочу тебя связывать словами, обещаниями. Ничем, понимаешь? (Улыбается.) А если ребята будут посмеиваться, дай им отпор со всей решительностью.
Ольга. Ладно. (Бежит к калитке, оборачивается.)А чудесно будет после всех пересадок, вокзалов и прочего – бултых в воду!
Лаврухин. Не думаю, чтобы после Волги наша Клязьма произвела на тебя особенно сильное впечатление.
Ольга. Авось! (Махнув Лаврухину рукой, убегает.)
Лаврухин задумавшись, смотрит вслед, потом берёт чемоданы и входит в дом.
из пьесы Алексея Николаевича Арбузова - «Годы странствий»