Когда антиутопия оказалась почти «толерантной реальностью»
Когда в 2009 году появился мультфильм «нового поколения», который назывался «Метропия», то мнение по его поводу разделились. Одни говорили, что мультфильм был «пророческим» и будущему Европы угрожают, не завоеватели, не такие-то «внешние злодеи», а собственно сама Европа. Точнее говоря, тотальное вырождение её нравственных начал, которое в 2009 году было уже ощутимым и вполне зримым процессом
Кадр из мультфильма "Метропия" (2009)
Противники ленты говорили, что она безнадежно мрачная, что сюжет лишен логики, что её создатели «паникеры», которые любят сгущать краски, и что, дескать, «объединенную Европу» ждёт светлое будущее. И, мол, антиутопии это вообще не про нас. Однако прошло чуть более десяти лет, и мы видим, признаки надвигающейся «цифровой диктатуры», а Европа так и вовсе оказалась на грани катастрофы, не имея сил справиться с внезапно возникшими проблемами.
Когда мы увидели эту анимационную ленту, то первым делом было изумление. Как в соавторы сценария произведения, крайне скептически оценивающего возможности либерализма и т.н. «толерантности», мог попасть Стиг Ларссон? Однако при небольшом «расследовании» выяснилось, что это не тот Ларссон, который написал прославляющую «ценности нового мира» «Девушку с татуировкой дракона» (того на самом деле звали Карл Эрланд), а более взрослый человек, создававший сценарии для критических драм («Кролик», «Летний», «Чудо в Вельбю»)
Кадр из мультфильма "Метропия" (2009)
После этого всё встало на свои места. «Объединенная Европа» показана как полностью унифицированное пространство. Унифицировано, то есть подогнано под «единые стандарты» фактически всё, включая природу и время суток. В мире, который нам показан, царит бескрайний сумрак, но нет ни дня, ни ночи. Круглый год идет промозглый дождь, но нет ни лета, ни зимы. Континент превращен в один сплошной скоростной метрополитен, где станции – крупные города.
Из-за мнимой заботы по поводу уже погубленной природы запрещены автомобили и на грани запрета даже велосипеды. Большую часть времени люди проводят в изоляции, взирая в телевизор, где идут нелепые шоу. Но утром надо выбираться на однотонную работу, которая происходит в бескрайнем офисном пространстве. Жизнь в привычном нам понимании отсутствует. Есть лишь жизнедеятельность организмов.
Кадр из мультфильма "Метропия" (2009)
В этих условиях главный герой, которого зовут Роджер, влюбляется в девушку «с обложки». Однако не с передовицы журнала, а с этикетки шампуня. И шампунь, как выясняется, с сюрпризом. Использовав его, вы допускаете к своим мыслям глобальную корпорацию. Однако весь зловещий заговор оной состоит как раз в очередной порции развлечений. А внутренний голос не выглядит столь фатальным, как например, в «Револьвере» Гая Ричи.
Метропия 2009. Metropia 2009
Опять же весьма интересными (почти провидческими) воспринимаются некоторые моменты. Например, «главному злодею», чем-то напоминающему Харви Ванштейна, представители «закулисы» задают вопрос: позволяет ли шампунь злоупотреблять девушками? Совпадение? Скорее всего…. Главное в данном мультфильме - это противопоставление «Метрополиса» прошлого и «Метропии» будущего. Главной угрозой цивилизации изображена надвигающаяся безграничная серость, стремление убрать любые цвета, всё уравнять, сделать мир однотипным.
НУАР-NOIR (с)