С кого «срисовали» Старуху Шапокляк. Или при чем здесь детективно-криминальная линия?
Дорогие друзья, мы уже не раз говорили и продолжаем говорить о том, что не надо безоговорочно верить всему тому, что пишут в интернете, даже если эти сведения содержатся в Википедии. В отношении культуры ТЕМ БОЛЕЕ, ЕСЛИ эти сведения содержатся в Википедии, так как оная пестрит разного рода неточностями и откровенными ошибками. А ещё есть то, что во время изучения истории именуется «критическим анализом источника». То есть цитата из воспоминаний может быть правильной, только вот сами воспоминания являются «лукавыми». Нередко их авторы привирают, приукрашают действительность, пытаются показать себя с лучшей стороны и т.д.
Кадр из мультфильма "Крокодил Гена" (1969)
К чему вся эта долгая пространная вводная часть? К тому, что официальное появление Старухи Шапокляк до сих пор не изучено. Хотя как персонаж она явилась публике в повести Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Однако её детального описания в этом произведении не имеется. Указано лишь, что она «маленькая и юркая». О наличии специфической шляпы ничего кроме её имени не говорит
Визуальные черты эта любительница вредных дел приобрела в мультфильме 1969 года. И художник Леонид Шварцман указывал, что срисовал её со своей тещи. Хорошая версия, только вот указанная теща (Т.В. Домбровская) на Шапокляк была ни разу не похожа, да и нарядов подобных не носила. Опять же новые нелады с образом старушки возникли не так давно, когда промышляющий в стиле «потоковый пин-ап» художник Тарусов изобразил её в «роковом образе»
Кадр из мультфильма "Шпионские страсти" (1967)
Шапокляк как разновидность «роковой красотки» - это нечто новое для детской сказки. Но отнюдь не «открытие» для отечественной мультипликации. Дело в том, что образ зловредной старушки появился за несколько лет до мультфильма «Крокодил Гена» (1969 год). А именно в 1967 году, когда «ограниченным тиражом» был выпущена анимационная лента «Шпионские страсти»
Кадр из мультфильма "Шпионские страсти" (1967)
Мультфильм был в высшей мере примечательным, так как с одной стороны нёс в себе некий агитационный потенциал, но при этом являлся своего рода пародией на западные криминальные фильмы. Не будем пересказывать его сюжет (мультфильм вы можете посмотреть сами – ссылка приведена в конце материала). Отметим лишь один очень важный для нашего «расследования» момент
Кадр из мультфильма "Шпионские страсти" (1967)
В мультфильме «вражеской стороне» помогает резидент(ка) Штампке, которая на первый взгляд выглядит как тощая старушка в старомодном наряде и не менее старомодной шляпке. У неё острый носик, а седые волосы стянуты в пучок на затылке. Несмотря на невзрачный вид - она очень опасна
Кадр из мультфильма "Шпионские страсти" (1967)
И самое главное – старушка оказывается не совсем «старушкой». При изобличении она предстает в виде певички из местного ресторана, где сбивает с «пути истинного» всякого рода «стиляг» и «тунеядцев».
Кадр из мультфильма "Шпионские страсти" (1967)
Кто именно создал образ Штапке (который через несколько лет будет повторен уже в облике кукольной Шапокляк) установить очень сложно, так как над мультфильмом «Шпионские страсти» (1967) работал целый коллектив художников. Но в любом случае оказывается, что образ Шапокляк имеет нуарное звучание (двуличие и фатальность)
Кадр из мультфильма "Шпионские страсти" (1967)
Вы спросите: а к чему были все эти истории с тещами? Всё очень просто - художники опасались, что их обвинят в «плагиате» либо кто-то заявит свои права на образ «Старухи Шапокляк», тем более что в своё время Успенский успешно «приватизировал» значительную часть персонажей. Взять хотя бы Чебурашку. Ведь и слово было выдумано не Успенским, и образ разработан не им, а вот торговал (ой и как ещё торговал!!!) «ушастиком» именно оный...
Шпионские Страсти. Полностью
НУАР-NOIR (с)