Самый отвратительный герой советского мультфильма
Наиболее отвратительный герой советского мультфильма, точнее — ряда сюжетов, объединённых единым замыслом, - это попугай Кеша из «Возвращения блудного попугая». Естестенно, как во всех сказках, попугай — антропоморфен, то есть обладает свойствами человека. Мерзкого человека. Нам показывают эгоиста-нахлебника, живущего за счёт хозяина и при том ведущего себя не как друг, но как повелитель. Наглый Кеша беспрестанно мешает Вовке учиться, включая телевизор на полную громкость, а когда ему делают резонное замечание — красиво уходит из дома.
Противный попугай тут выступает в качестве капризного дитяти, которому постоянно хочется развлекаться.
Тут прослеживается линия отношений «взрослый VS ребёнок-подросток», где в роли условного отца выступает хозяин, а в образе капризного сыночка - попугай. Перед нами избалованный гадёныш, помешанный на материальных ценностях, жратве и детективах. В его убогом, но обширном лексиконе — сплошная попса того времени — от Демиса Руссоса до Аллы Пугачёвой, от комментаторов матчей до Аркадия Райкина. Этими «концертами» блудная птица и развлекает обитателей двора. Потом, надоевши котам да воронам, устав от холода и голода, противный попугай ломится в окно своего брошеного хозяина.
Кеша завидует коту - у рыжего жирдяя джинсы и плеер, а ещё - жвачка bubble-gum.
Во второй раз Кеша, позавидовав новым штанам кота, плееру и «бубль-гуму» (а в позднем СССР жвачка и джинсы , а тем паче - плеер были чем-то, вроде признака элитарности), Кеша опять устраивает истерику и, не получив от Вовки фирменной экипировки, сбегает к циничному парню-мажору, у которого дома — шикарная мебель и вожделенный плеер, а заодно — майка с Микки-Маусом, но главное - видеомагнитофон - сладвка мечта всех обывателей. Однако новый «друг» относится к попугаю весьма скверно и тупая, но хитрая птица сбегает от мажорчика, чтоб снова тиранить доброго Вовку.
Кеша бросает нищего Вовку и уходит жить к богатому моднику.
В третьей серии птица-дурак едет в деревню, да и там попадает в сложные ситуации. Этому существу нигде нет места, кроме как под боком у Вовки. Совершенно непонятно безграничное прощение в конце каждой серии, при том, что каждый последующий эпизод — жёстче предыдущего. Мультфильм, безусловно, остроумный и его фразы давным-давно стали цитатами, живущими отдельно от первоисточника (про Таити и «неплохо кормят», про буббль-гум и так далее). Анимация, динамика - всё чудесно. А потому - ещё отвратительнее. Бездарный мульт (или фильм, книга) не воздействет на создание.
...Но тот ведёт себя именно, как Кеша - с окружающими. То есть - потребительски.
Однако же сам глав-герой — это чудовищная пакость и даже мыши из «Кота Леопольда» и те — лучше. Там хотя бы явлено вечное противоборство котов и мышей, а тут — просто мерзкое предательство, осуществляемое от серии к серии. Чем ужасен этот сюжет? Самой возможностью быть подонком и подставлять близких - всё подано-то через сказочку. С середины 1980-х стали активно закладывать новую мораль - причём, сами авторы даже не сознавали, что делают. Кеша - это идеальный символ общества Перестройки с бесконечными: «Дай! хотим перемен! где наши джинсы и жвачик?! подайте нам видаки и плееры!»
Замечу, что у блудного попугая вкусы - типично-обывательские, прозападные, а не_фирменный Вовка, лишённый импортно-престижных благ (которые ему и не нужны) постоянно оказывается в дураках. Его унижают, кидают, но к нему неизменно - приползают с перебитыми крыльями. Возникает вопрос: а зачем ты, Кеша, нужен? За что тебя любят? Да, в 2000-х сняли ещё несколько продолжений, но они совершенно провальные, ибо Кеша был явлением во времена Перестройки, а в 2000-х дети смотрели уже других птичек, рыбок и - монстров.
Zina Korzina (c)