Гараманты это германцы?
“Где высился чертог в далекие года
И проводила дни султанов череда,
Там нынче горлица сидит среди развалин
И плачет жалобно: “Куда, куда, куда?..”
О. Хайям
Прочитав комент тифлисца о том, что гараманты созвучно слову германцы, я вспомнила свои статьи о морковке и Кобурге. Интересно было как дополнение узнать, что у так называемой аглийской королевы Виктории предками были white slave. Вспомнила и о Колониальном Обществе с призывом германцев ехать в Африку после гос. переворота в конце 19-го столетия.
.
"Иоганн Альберт проявлял большой интерес к колониальной политике Германии и в 1882 году ушёл с действительной военной службы, чтобы участвовать в работе Германского колониального общества. 15 января 1895 года герцог был единогласно избран председателем Германского колониального общества и активно занимался его делами. Например, он пытался решить вопрос нехватки женского населения в Германской Юго-Западной Африке и вёл соответствующую пропагандистскую работу среди немецких невест.
.
Во время колониальных войн в Германской Восточной и Юго-Западной Африках Иоганн Альберт взял на себя заботу об «правдивом» имидже немецких колониальных войск в глазах общественности. Под председательством Иоганна Альберта в Берлине состоялось три Германских колониальных конгресса, на которых колониальная идея получила своё углублённое обоснование не только с точки зрения географии, этнографии, тропической медицины и колониального права, но и в разрезе «колониальных наук».
.
Особое значение Иоганн Альберт уделял переселению немцев в колонии, а также в Латинскую Америку. Вплоть до его роспуска в 1908 году Иоганн Альберт состоял в Колониальном совете, а также в Колониальном экономическом комитете, которые функционировали при имперском правительстве. Герцог считался пропагандистом расширения колониальных прав Германии и после начала войны в 1914 году выступал за консолидацию германской территории в Центральной Африке, в которую должны были войти почти все колонии Франции, Бельгии, Португалии и Великобритании в Тропической Африке.
И поинтересовалась все-таки этой цивилизацией.
.
О конце гарамантской цивилизации написал (через семь столетий после того, как это произошло) арабский историк XIV века Ибн Хальдун. В своем труде «Китаб аль Ибар...» («Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле») он рассказывает о том, как арабское войско под командованием Окбы ибн Нафи разгромило гарамантов и захватило их столицу Гараму. Произошло это около 669 года. После этого события никаких известий о гарамантах уже не было. Был народ – и исчез?
В какой, однако, связи ахейцы и троянцы раннедревнегреческой эпохи, малоазийские хетты и центральносахарский народ гараманты?
Гараманты (греч. Γαράμαντες) — древний народ Сахары. Впервые упоминаются Геродотом (около 500 г. до н. э.) как «очень великий народ» (судя по археологическим данным, их государство возникло намного ранее, в конце II тыс. до н. э.). Геродот также упоминает, что они на колесницах охотились на «пещерных эфиопов».
«Народ моря» переходит в нападение
Связывают их, по мнению многих ученых, события, происходившие в XIV–XII веках до н.э. на Балканах. Имеются в виду массовые передвижения к югу народов северных балканских областей; под их давлением началась миграция части населения материковой Греции, островов Эгейского моря и острова Крит в Малую Азию, Египет и в земли, лежавшие к западу от Египта.
В египетских документах с конца XIV века до н.э. то и дело встречаются записи о походах и нападениях «народов моря». Второй половиной XIII века датирована надпись фараона Мернептаха о победах над ними. Около 1200 года воинственные переселенцы из восточного Средиземноморья были разбиты армией Рамзеса II.
Французский археолог Анри Лот имел все основания констатировать, что «Центральная Сахара была в период неолита одним из самых населенных центров первобытного общества <…> в этой некогда покрытой необозримыми пастбищами пустыне существовали многочисленные и отнюдь не легендарные культуры».
Последнее усыхание Сахары, продолжающееся и в наше время, началось в III тысячелетии до н.э.
Наскальные изображения людей, которые по своему антропологическому типу, одеждам, вооружению заметно отличаются от изображений сахарских аборигенов того времени, дали ученым основание говорить о них как о пришельцах в эти места.
Анри Лот допускает, что среди них могли быть выходцы не только из южной Европы, но и с европейского Севера: их изображали с синими глазами.
Время появления этих светлокожих людей с копьями, дротиками, мечами, круглыми щитами, как и колесниц с конями, – II тысячелетие до н.э. (тут разногласий у исследователей нет).
Ученые обратили внимание, что стиль изображения несущихся коней («летящий галоп»: лошади как бы «парят» в воздухе, не касаясь копытами земли) аналогичен стилю подобных изображений в микенском искусстве острова Крит и материковой Греции; конструкция колесниц, изображенных на скалах Сахары, – того же типа, что на памятниках Эгейского региона. И тогда логика размышлений заставила исследователей вспомнить о походах «народов моря».
Наскальные изображения и исследования палеоантропологов говорят о том, что, потерпев неудачу в длительной борьбе с Египтом, эгейские пришельцы постепенно смешивались с местными ливийскими племенами (этнонимом «ливийцы» (libues) греки называли все коренное европеоидное население Северной Африки, а всю Африку – по их имени – Ливией; для обозначения негроидных народов использовался обобщенный этноним «эфиопы»).
Мигрируя в глубь Сахары, они все более ассимилировались в ливийском населении; в свою очередь, ливийцы усваивали различные элементы военной, хозяйственной, бытовой культуры эгейцев.
Как виделось талантливому российскому историку и этнографу Ю.К.Поплинскому, именно к этому периоду относится начало сложения гарамантского этноса и гарамантской цивилизации:[font=Franklin Gothic Medium] совершался синтез «этнического суперстрата (эгейцев) и этнического субстрата (ливийцев), в результате чего впоследствии возник новый этнос – гараманты».
Новые доказательства развитой цивилизации гарамантов
Гараманты загадочное африканское племя. Долгое время они считались просто малоразвитыми кочевниками. Однако, с годами открываются новые и новые факты, доказывающие то, что гараманты создали высокоцивилизованное государство и владели передовыми для своего времени технологиями.
Спутниковый снимок с археологической интерпретацией рельефа: чёрным обозначены укрепления, зелёным — поля, красно-коричневым — жилой район.
3 тысячи лет назад они, к примеру, могли делать первоклассные операции на черепах. Этот странный древний народ жил в пустыне Сахара и имел при этом европеоидные черты лица.
Недавно учёные анализировали спутниковые снимки в рамках проекта TRANS-SAHARA, финансируемого Евросоюзом. Программа направлена на изучение процессов складывания государств , а также миграций и торговли в центральной Сахаре в I тысячелетии до н. э. — середине II тысячелетия н. э.
В ливийской части пустыни найдено свыше сотни укреплённых ферм и деревень со строениями, напоминающими замки, а также несколько городов. Большинство поселений датируется первой половиной I тыс. н. э. Скорее всего, их построили гараманты.
Судя по новым данным, их цивилизация была более развитой, чем сообщали древние источники.
Замкоподобные комплексы имели четырёхметровые стены, сложенные из глинобитного кирпича. Обнаружены также остатки отдельных домов, кладбищ с каменными пирамидами, полей, колодцев и развитой системы ирригации.
Археолог Дэвид Мэттингли и его группа успели до начала гражданской войны в Ливии воочию убедиться в том, что всё это действительно существует и относится к доисламской эпохе.
Соавтор исследования Мартин Стерри отмечает, что, судя по всему, за две тысячи лет климат в регионе не изменился: в начале новой эры он был столь же засушливым и негостеприимным. Однако, несмотря на это, Ливия была густо заселена, и сельское хозяйство процветало.
До сих пор историки считали гарамантов кочевым племенем, стоявшим на низкой ступени развития и способным только время от времени беспокоить пограничников Римской империи. Оказалось, что они создали государство, владели письменностью и передовыми технологиями своей эпохи. Кроме того, г-н Мэттингли называет их пионерами оазисного земледелия в Ливии и транссахарской торговли.
Написанные красной охрой и белой глиной изображения гиппопотамов имеются на скалах во многих районах пустыни. Фигурируют они и в батальных сценах, и в сценах охоты. Рядом с колесницами на рисунках видны люди, по облику, цвету кожи и одежде они явно отличаются от всех изображенных на скалах типов местного населения. Это светлокожие рослые чужестранцы, вооруженные мечами, копьями или дротиками, с круглыми щитами в руках. Они ведут коней, запряженных в двухколесные колесницы, или стоят на колесницах. Кто эти люди? Когда появились в Сахаре?
В 1933–1934 г. экспедиция Итальянского географического общества во главе с известными археологами и антропологами Д. Паче и Дж. Серджи произвела раскопки в Узде-эль-Аджале (Ливия), центре предполагаемой страны гарамантов.
На участке в сто шестьдесят километров ученые обнаружили самый представительный некрополь в Северной Африке – около четырех с половиной тысяч могил. Серджи разделил найденные костяки на четыре группы.
В первой он объединил высоких людей с длинным черепом, тонким носом и высоким лбом, похожих на тех, что изображены на египетских фресках середины II тысячелетия до н. э. Это самые древние захоронения.
Во вторую группу вошли более поздние захоронения, по возрасту соответствующие римскому времени; погребенных отличала некоторая смешанность черт.
У представителей третьей группы отмечено сильное негроидное влияние, а четвертый тип – полностью негроидный.
Таким образом, удалось установить, что в расовом отношении гараманты древних не представляли единства.
(находка при раскопках остатков римской цивилизацией, проходившей на юге совремeнной Германии).
О жизни гарамантов известно совсем мало. В социальном отношении они находились на стадии формирования классового общества. Главный объект эксплуатации был сначала вне их этноса – негроидные племена Сахары и Судана, которые потом были включены в социальную иерархию гарамантов.
Воинственность и торговые операции, о которых речь пойдет дальше, объясняются так называемым всадническим подтипом хозяйственно-культурного типа скотоводов-кочевников, к которому причисляют гарамантов современные исследователи.
Торговля солью и скотоводство – вот, пожалуй, основные занятия этого удивительного народа. Крупицы знаний, которые удалось собрать африканистам, еще раз подчеркивают явную связь культуры гарамантов с эгейским миром. В их царстве в низших слоях общества старикам разрешалось жить только до шестидесяти лет. (lady-dalet: В одном из фильмов слышала об этом).
При наступлении этого возраста человек должен был удавиться. Если у него самого не хватало мужества, то это делали соплеменники.
У гарамантов существовал древний обычай предоставлять право убежища любому беглецу, не спрашивая, откуда он и почему скрывается.
(lady-dalet: Об этом написано и в библии.)
Неудивительно, что таким образом у гарамантов задерживалось множество посторонних людей – дезертиров из карфагенских армий, бандитов, беглых преступников. Они вливались в отряды, совершали опустошительные набеги на финикийские фактории и прочие поселения на берегах моря.
Единственным видом ремесла было гончарное производство. Изготовляли черные и красные сосуды с линейным орнаментом, удивительно похожие на те, что найдены при раскопках на Крите, Мальте, Сицилии, Сардинии.
Женщины носили красные плащи из козьих шкур с бахромой и похвалялись числом возлюбленных.
Ребенок объявлялся сыном того, на кого он был больше всего похож. Мужчины носили короткую тунику из шерсти, а волосы украшали страусовыми перьями.
.
Летом 1914 г. итальянские археологи раскопали большую римскую виллу в ливийской деревне Элитен, в ста километрах от древнего города Лептис-Магна, и открыли участок мозаичных полов, представлявших огромный интерес. К счастью, ученые успели сфотографировать все обнаруженные объекты, ибо вскоре бомбардировка почти стерла Элитен с лица земли. Уцелели крохи. Вернувшись в 1925 г., археологи продолжили работу. Фотографии и оставшиеся осколки поведали о волнующих эпизодах жизни этой римской виллы на Африканском побережье.
коммент к статье Богдана С. Петрова: Замечательная статья.
Чуть добавлю: у туарегов существует передаваемая по женской линии медицинская практика, совершенно оригинальная, чем-то напоминающая глубокий внутренний массаж и акупрессуру. При этом широко используются шерсть и войлок (элементы физиотерапии), а также молочные продукты (верблюжье и козье молоко). С целью достижения лечебного действия в корм козам добавляют определенные минералы.
Все процедуры увязываются с молитвами, благовониями , фазами Луны. Мужчины получают с детства навыки оказания неотложной помощи при ранениях, травмах, потери крови.
Действительно, туареги, как народ, ни на кого не похожи.
.
(Наука и жизнь, ГАРАМАНТЫ - ВЛАСТЕЛИНЫ САХАРЫ)
..
Кое-что о Священной Римской империи в картинках - POM - MOOP - MOP - MAVR
.
Обратите внимание - на рисунках Африка не черная.
.