Сдвиг по фазе. 5. Календарная весна...
...продолжает радовать нас гололедом, туманом и снегом. В принципе, ничего удивительного, марток-двое порток и все такое, можно посмеяться, порадоваться дневному плюсу и продолжить подготовку к сезону рассады. А можно найти в этом повод задуматься, почему вдруг мы решили, что на дворе - весна. Почему первым месяцем года сделали январь, а не сентябрь или декабрь. Почему в неделе семь дней, почему високосный год добавляет день к февралю, почему, почему, почему... Почему наш календарь именно такой.
Ведь это основа нашей жизни, одна из основ; каждое действие, выходящее за пределы поесть-поспать, связывается с ним. Разве самые важные вещи не стоят осмысления и обсуждения? Может, в календаре стоит что-то сдвинуть?
Эта запись будет несколько отличаться от предыдущих, она будет не о произошедшем, по мнению автора, сдвиге, а о том, какие перемены могли бы изменить жизнь в лучшую сторону. Хотя бы на чуть-чуть.
Итак, представьте... Хотя нет, еще рано. Перед тем, как что-то выдумать, надо понять, на чем это будет базироваться, что станет отправной точкой и фундаментом. В случае с календарем нам явно повезло, как и со временем, - ведь у нас есть не только определенный природой период, который мы называем "год", но и видимый объект, показывающий, если позволите так выразиться, проистекание этого периода. Это Солнце, которое имеет давно выявленные узловые точки движения - два равноденствия и два солнцестояния. Нам с вами повезло вдвойне, потому что эти же точки вызывают, даже нет, не так, они ставят этот вопрос ребром - кто и зачем их проигорировал при создании календаря.
Гадать и лопатить тоннами историческую макулатуру смысла нет - если кто-то и знал ответ, вряд ли специально для нас его описал . Попробуем не смотреть "взад", а создать будущее, пусть и гипотетическое.
Итак, вот они 365 дней с четвертью, более-менее равномерно поделенные на четыре части, примерно по 90 дней каждая. Как их делить дальше на более мелкие части? Может, девять десятин или десять девятин? Как бы напрашивается. Или 91 день, как это и есть, в принципе, поделить на 13 недель? А вот интересно, почему именно недель, и почему именно по семь дней? И тут можно задуматься об эффективности организации функционирования всего человечества. График работы - очень сильная вещь, это примерно как синхронность движения поршней в ДВС, или шестеренок в часах. Автор много думал об этом , поэтому сразу перейдет к результату размышлений, а вы попробуйте задать себе вопрос, насколько полно схема 5-2 дает возможность и поработать , и отдохнуть.
Ни на сколько. Никак. Чтобы убедиться в этом, просто вспомните, с чем у вас ассоциируется понедельник и пятница. Ну и посмотрите всякие демотиваторы и о том, и о другом. Иных доказательств не требуется. В пятницу мы уже не работаем, а в понедельник еще. И, что еще хуже, в субботу и воскресенье мы не отдыхаем, решая накопившиеся вопросы, при этом борясь с интоксикацией; если бы это было не так, понедельник был бы заурядным рабочим днем, безо всякой фольклорной подоплеки. Фактически мы работаем три дня в неделю, и толком не отдыхаем. Альтернативы?
Теоретически, есть. Одна. Вот, представьте, и оцените такую версию календаря (навеянную, кстати, научно не доказанным историческим опытом славянских предков).
Новый Год начинается в день зимнего солнцестояния, как символическое рождение нового солнца. Даже страшно сюда приплетать Рождество (боюсь оскорбить религиозные чувства ), хотя уже многие согласны с тем, что эти два, даже три явления суть одно и то же. Год делится на четыре периода по 90 дней, делящихся на десять недель по девять дней. Да, у наших предков в неделе было именно столько. Неделя делится на шесть рабочих дней и три выходных. Такой принцип не только сделает неделю реальной структурной единицей планирования, за которую можно многое успеть, но и позволит людям за три дня действительно отдохнуть.
Девяносто первый день периода не входит в неделю, являясь дополнительным праздничным днем. Зима - Рождество, весна - Пасха, лето - Ивана Купала, осень - не знаю, праздник урожая (день благодарения?), что ли. Похоже, когда-то все было именно так.
91 * 4 = 364. Триста шестьдесят пятый, предновогодний день является дополнительным выходным. В високосный год таких дней два. Неделя , а с ней и период, а с ним и год, начинается с выходных. По оценкам некоторых экспертов, послепраздничный синдром, в виде миллионов работников с трясущимися руками, обходится экономике в миллиарды рублей ежегодно. Этого можно избежать.
А еще девятидневная рабочая неделя позволила бы решить вопрос графика работы в тех предприятиях, которые работают без выходных. Схема просто - на два рабочих места берется три человека, и каждый день кто-то один из них отдыхает. Три выходных у одного, пока другие двое работают, потом один из этих двоих уходит на три дня, после выходные берет третий. Правильная организация трудового процесса значительно повышает его эффективность.
Пожалуй, добавить к этому фантазийному описанию некой реальности больше нечего. Вернее, можно долго расписывать, как прекрасно было бы жить в мире с естественным календарем и временем, но автор хотел бы предложить каждому нарисовать свою картину. Кто знает, вдруг они у многих совпадут?
А ведь именно наше коллективное представление реальности ее, эту реальность, и создает.
Оказывается, такой календарь уже есть, почти такой же.
Календарь Армелина. https://ru.wikipedia.org/wiki/Календарь_Армелина