Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » "Москва", которая "слезам не верит"


"Москва", которая "слезам не верит"

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

"Москва слезам не верит": что же такого в "сильном" Гоше (смотрим по книге)

В детстве и в очень-очень ранней юности я была совершенно влюблена в актера Алексея Баталова, а потому пересматривала "Москву", которая "слезам не верит" бессчётное количество раз. Гога (он же Гоша, он же Юра, он же Жора) казался мне тогда чуть ли не идеалом мужчины...Ну, представьте, это же такой советский принц на белом коне, который все-таки прискакал и решил все проблемы. Хорошо же, правда? Только вот потом понимаешь, что проблем-то ведь и не было. По крайней мере таких, чтобы терпеть Гошу рядом.

"Москва", которая "слезам не верит"
Алексей Баталов в роли Гоши. Источник: WikiCommons

Лет в двадцать, когда я вновь пересмотрела этот фильм, я решила, что не такой уж Гоша и идеал. Тем не менее фильм мне всегда нравился своей атмосферой, красивыми кадрами и, конечно, крылатыми фразами Людмилы, роль которой исполнила Ирина Муравьева.

"Москва", которая "слезам не верит"
Ирина Муравьева в роли Людмилы. Источник: Яндекс картинки

И вот, решив, что у меня месячник плохих книг, я все-таки потянулась к книге, которую долго откладывала и, в основном, из-за нелестных рекомендаций. Да-да, мало кто знает, но есть и книга...

В основу фильма "Москва слезам не верит" лег сценарий драматурга Валентина Черных "Дважды солгавшая", написанный им для конкурса сценариев в 1979 году. После ошеломительного успеха картины и в СССР и за рубежом (в 1981 году "Москва" получила премию "Оскар" за лучший иностранный фильм), Черных решил доработать свой давний сценарий и превратить его а книгу, которую он издал уже в 1994 году.

"Москва", которая "слезам не верит"
Обложка книги "Москва слезам не верит" Источник: Яндекс картинки

Книга небольшая, и я уложилась в пару вечеров. Не могу сказать, что она так уж плоха. Отдаленно напоминает детективчики Устиновой: немного жизни, немного интриг и подковерной борьбы, немного любви. На первом и последнем в фильме как раз и сделан акцент. А вот второе упустили. И зря.

Вот только знаете, что самое печальное? По всему роману красной нитью проходит "гениальная" идея - у женщины обязательно должен быть мужчина, без него она неполноценна. Не важно, кто она...Девушка ли легкого поведения без образования и особых жизненных перспектив, однако хваткая и деловая? Директор ли крупнейшего московского комбината, с 3 000 человек в подчинении? Разве это все имеет значение? Мужчина этот должен быть очень мужественным, умным, авторитетным и занимать почетное место главы семьи. И, даже если у него не очень получается быть сразу и мужественным, и умным, он все равно может рассчитывать на то, что директор комбината падет к его ногам, впечатлившись тем, что он имеет профессию слесаря, комнату в коммуналке и целых три года как в завязке.

В романе представлены судьбы трёх подруг - семейной и крепенькой Антонины, циничной и любвеобильной Людмилы, и, конечно, строгой и умной Катерины, очень разных, но в глубине души совершенно одинаковых - стремящихся скорее найти такого мужчину, который будет понимать с полувзгляда и...решать все сам.

"Москва", которая "слезам не верит"
Кадр из фильма. Источник: Яндекс картинки

Нет, я понимаю отголоски такой патриархальной традиции в 70-х годах. В конце-концов, иначе моя бабушка не вышла бы за моего дедушку. Но в середине 1990-х это звучит даже не смешно. А точнее, видится за этим такая трогательная авторская ностальгия, ввиду несовпадения его представлений и грубой реальности, где женщины управляют заводами и комбинатами, становятся академиками и политиками...

Итак, перед нами Гоша (он же Гога, он же...). Кстати, единственный человек в книге, которого называют сокращенным именем. Правда есть еще мальчик Димка и ротвейлер Груня. Людмилу, например, за всю книгу Людой так и не назвали.

Гоше от 38 до 45.
Из талантов, умений и познаний: хороший слесарь, умеет готовить, драться, играть на гармони и знает кто такой Дали.
Из собственности: комната в коммуналке.
В анамнезе: бывшая жена и хронический алкоголизм, (старушка-соседка очень радуется, что он 3 года как относительно завязал: по выходным/праздникам и разного рода случаям - не считается).
Из недостатков: масса комплексов и чувство ущемленности. И, в целом, поразил меня до глубины души незамутненностью своих идей и какой-то фантастической наглостью.

Первая встреча.

"– А если я руководящий работник?
– Нет, вы работница, может быть, мастер, может быть, в последние годы вы стали двигаться по профсоюзной линии. Вас выдают руки. Работали или работаете на станке. Я в этом ничего зазорного не вижу. Я сам слесарь, правда экстра-класса. И в том, что вы не замужем, тоже нет ничего предосудительного. Я сам не женат."*

Вторая встреча. Гога в гостях у Катерины и ее дочери Саши:

"– Это мой знакомый, Георгий Иванович, – представила его Катерина.
– Александра, – представилась Александра. – Если я вам не нужна…
– Нужна, – прервал ее Гога. – Отнеси продукты на кухню.
Александра хмыкнула, но пакеты понесла. Гога осмотрелся, заглянул в комнату Катерины. [...] Он прошел на кухню, открыл холодильник, изучил его содержимое, заглянул в настенные шкафы."
[...]
"– Гога – это очень интересно, – подтвердила Александра.
– Вы с мамой вместе работаете?
– Нет, но жить будем вместе.
– Вы собираетесь на ней жениться?
– Да.
– И она согласна?
– Разумеется.
– А жить где будете?
– Здесь. Конечно, станет чуть-чуть теснее, но это же ненадолго. Ты выйдешь замуж. А у родителей твоего мужа вполне может оказаться большая квартира, и они выделят вам комнату."*

Нет, ну серьезно? В квартиру пришел человек, которого она второй раз в жизни видит, полазил по шкафам без разрешения, в комнату заглянул без приглашения...Уже и дочь выселить собрался. А Катерина, взрослая женщина сорока лет, директор завода, не только не удивилась такой бесцеремонности, но и пребывает в восхищении: вот, мол, какой мужчина решительный и уверенный, сразу быка за рога!

Встреча третья. Гоша вывез Катерину и Сашу на пикник, познакомиться с его чисто мужской компанией. Перед пикником договорился с мужиками, чтобы те представили его в лучшем свете и рассказали о его достоинствах...Когда же Катерина случайно обмолвилась о том, что она может быть не работницей фабрики:

"- Ты серьезная женщина, я серьезный мужчина. Обо мне здесь так хорошо говорили, что ты, конечно, почувствовала некоторый комплекс неполноценности. Ты хочешь рассказать мне о своих достоинствах и достижениях. Обязательно поговорим. Сядем дома друг против друга: я тебе вопрос, ты мне ответ. Или будет один твой монолог на весь вечер. Я тебе обещаю. Мне очень интересно. А сейчас пошли по грибы."*

А уж когда он повел Александру и ее друга Никиту разбираться с парнями, которые Никиту били. А потом, после разборок вернулся в квартиру Катерины:

"– Тогда, – резко сказала Катерина, – в будущем, уж будь любезен, без моего разрешения силовые методы не применять.
– Но тогда и ты учти на будущее, – тихо и медленно произнес Гога, – если еще раз ты когда-нибудь позволишь себе разговаривать со мною в таком тоне, то я здесь больше никогда не появлюсь. Заодно уж знай, что решать я всегда буду сам, и вообще запомни, что старшим в доме буду я. На том простом основании, что я мужчина и вся ответственность за вас теперь на мне.
– Прости, – сказала Катерина Гоге. – Я так за тебя переволновалась, ведь тебя же могли избить. Прости, я больше не буду.
– Пожалуйста, – попросил Гога, – никогда не повышай на меня голоса. Когда на меня повышают голос, я зверею."*

А ТЕПЕРЬ СКАЖИТЕ МНЕ, НУ ЧТО, ЧТО ТАКОГО ОНА В НЕМ НАШЛА??? Она, директор крупнейшего в Москве промышленного комбината, с квартирой, машиной, поездками за границу...Что она могла найти в Гоше?

*Черных В.К. Москва слезам не верит. 1994 г.

Marga: просто история (с)

0

2

Что оттолкнуло Гошу: ложь Катерины или ее статус? (смотрим по книге)

После того, как улеглись в моей душе страсти, вызванные "Москвой", которая "слезам не верит": книгой, которую я все-таки решилась прочесть, не фильмом, я вот в чем засомневалась: мне всегда казалось, что Гоша (он же Гога, он же Юра-Жора-Георгий Иванович) решил уйти от Катерины потому, что она оказалась совершенно ему не ровней. Даже близко не ровней. Он, пусть и хороший слесарь, все равно ведь слесарь. А она - директор крупнейшего в Москве комбината, 3 000 человек в подчинении. Мало того, она - депутат Моссовета с весьма приятными перспективами - еще пара-тройка лет и ее планируют сделать замминистра.

"Москва", которая "слезам не верит"
Кадр из фильма "Москва слезам не верит". 1979 г.

Несмотря на то, что жизнь хорошего слесаря и директора комбината отличалась не слишком разительно: иначе Гоша, едва войдя в ее квартиру, догадался бы, что она совсем даже не работница фабрики...Все равно - масштаб не тот. Ведь Гоше проще любить кого-то одного с ним круга, а еще лучше облагодетельствовать собой, гением слесарного мастерства, какую-нибудь гражданку попроще, чтобы любила-ценила и боготворила. Иначе какой же он мужик?! А ведь именно по этому поводу он переживает больше всего:

"Решать я всегда буду сам, и вообще запомни, что старшим в доме буду я. На том простом основании, что я мужчина и вся ответственность за вас теперь на мне."*

Откуда у бедного Гоши возник принцип "я - сам" - вопрос, который в книге не освещается. Позволю предположить, что когда-то от него ушла жена, впав в тоску от полного отсутствия у Гоши амбициозности. Вынести из ее ухода верный урок он не смог: расти дальше - это тяжко, проще найти себе женщину, для которой он и так будет царь и бог.

И все-таки, что же это я сразу худшее думаю? Вот концовка как раз предполагает, что Гоша обиделся не на то, что Катерина - птица высокого полета, а очень расстроился, что она ему раньше не сказала. А не сказала - значит соврала. Притом, что на пикнике она пыталась это сделать...но нет, Гоша же умный, Гоша лучше знает, когда женщине стоит молчать. Собственно, это реакция Гоши, когда Катерина решилась сказать, что она не простая работница:

"- Ты серьезная женщина, я серьезный мужчина. Обо мне здесь так хорошо говорили, что ты, конечно, почувствовала некоторый комплекс неполноценности. Ты хочешь рассказать мне о своих достоинствах и достижениях. Обязательно поговорим. Сядем дома друг против друга: я тебе вопрос, ты мне ответ. Или будет один твой монолог на весь вечер. Я тебе обещаю. Мне очень интересно. А сейчас пошли по грибы."*

Между тем, диалог между Николаем и Гошей предполагает как раз, что Гоша обиделся на ложь:

"– Что она меня обманула?
– Она тебя не обманула, – вздохнул Николай, [...] – Ты или глуховат, или глуповат.
– Пока никто мне об этом не говорил. Так чего же я не расслышал или не понял?
– Передаю со слов Катерины. Я на пикнике не был.
– Не был, – подтвердил Гога.
– Она тебе сказала: Гоша, я ведь не та, за кого ты меня принимаешь. Было такое?
– Да, – подумав, снова подтвердил Гога.
– А ты ответил: конечно, ты не работница, а крупный руководитель промышленности? Это было?
– Пожалуй, было, – согласился Гога. – Я еще сказал: ты еще и депутат, может?
– Да, – ответил Николай, – Моссовета. Но на следующих выборах не исключено, что ее выберут и выше.
– Понятно, – буркнул Гога. – Для нее социальный статус выше, чем личный статус."*

Да нет, что это я, все-таки не только на ложь обиделся Гоша. Для нее, Катерины, социальный статус оказывается что-то да значит. И у него есть разумные подозрения, что привыкнув управлять, руководитель и депутат, не отставит в сторону свои желания и интересы ради того, чтобы быть ему покорной женой.

*Черных В.К. Москва слезам не верит. 1994 г.

Marga: просто история (с)

0

3

Женское счастье Катерины: когда нет в доме мужика (смотрим по книге)

В предыдущих постах я поделилась своими первыми довольно эксцентричными впечатлениями о книге "Москва слезам не верит", описав все мои претензии к герою-любовнику Гоше. Но, несмотря на всю его бесцеремонность и самоуверенность, он был именно тем, кто нужен Катерине, тем, кого она, цитируя по фильму, "так долго искала".

"Москва", которая "слезам не верит"
Катерина в последней сцене. Источник: kinopoisk.ru

Книжный образ Катерины (в сравнении с двумя другими девушками) больше всего совпадает с экранным: она - серьезная, принципиальная, очень сильная духом и ... очень несчастная.

Ей очень не слишком повезло с первой любовью: в книге оператор Рудольф Рачков изображён ещё пакостнее, чем в фильме. Заигрывал с Людмилой, пытался Катерину подпоить и...таки да. Но нет. Людмила спасла. Впрочем, это не помогло, и в следующий раз Рудольф добился своей цели. А после того, как Катерина забеременела, он очень быстро и без всяких угрызений совести исчез за горизонтом, оставив ей разбираться "с проблемой" самостоятельно.

Так Рудольф отвечал на мольбу Катерины найти врача по знакомству:

"

...- Это все не по знакомству, а по закону делается. Сходи в поликлинику на фабрике, объясни ситуацию. Они обязаны следить за здоровьем трудящихся. У нас, кстати, самое лучшее медицинское обслуживание в мире, – Рачков посмотрел на часы. – Извини, я на передачу опаздываю. – Он встал, похлопал Катерину по плечу. – Ничего, все обойдется, ты будь понастойчивее с врачами. А меня в это дело не впутывай!
Он поправил кепку и пошел. Отойдя несколько шагов, вдруг побежал к троллейбусной остановке, может быть радуясь, что все так закончилось и ему ничего решать не надо, все решат за него другие: врачи, Катерина… В конце концов, все женщины делают аборты."*

"Москва", которая "слезам не верит"
Встреча Катерины и Рудольфа, кадр из фильма.

То есть женщина на грани отчаянья, если уже не за гранью, а он ей вместо помощи - у нас в стране лучшее медицинское обслуживание в мире! Молодец!

К слову, в фильме создается впечатление, что Катерина пустила ситуацию на самотёк. В книге это было не так. Перед тем, как обратиться к Рачкову, она посетила несколько государственных клиник, где ей отказали - вышли все сроки.

Видимо то, как поступил с ней ее первый возлюбленный, заставило Катерину твердо выучить урок: на мужчин рассчитывать нельзя, в жизни женщина может положиться только на себя. За двадцать лет у нее было много мужчин...все они так или иначе это наблюдение подтверждали. Катерина даже готова была бы смириться, но все романы заканчивались ничем. Однажды она поделилась своей проблемой с другом-поэтом, с которым познакомилась на памятной вечеринке, когда они с Людмилой играли в дочерей академика, на что получила ответ, отражающий позицию автора:

"- Как будто меня мужики побаиваются.
– Конечно побаиваются, – согласился поэт. —Таких, как ты, немного. Однажды в метро я увидел женщину в чем-то похожую на тебя. Лет тридцати с небольшим, хорошо и модно одетую. Мы встретились взглядами, и она не опустила глаз, как это обычно делают женщины. <...> Она рассматривала меня. Рассматривала как достойный противник или партнер, прикидывая, стоит ли со мной иметь дело. Она была готова принять мой вызов, но я сам отвел глаза, как школьник, потому что понял – не справлюсь.. Она уже знает все или почти все про мужчин и определяет их реальную стоимость с точностью электронно-вычислительной машины. В тебе мужики чувствуют то же самое. Поэтому твои романы заканчиваются ничем, тебе нужна настоящая любовь, и не только, чтобы влюбиться в тебя, а чтобы влюбилась ты."*

Последним серьезным и достаточно продолжительным романом перед встречей с Гошей был служебный роман с членом коллегии министерства Петровым. В фильме его играет несравненный Олег Табаков.

&quot;Москва&quot;, которая &quot;слезам не верит&quot;
Катерина и Петров. Кадр из фильма.

Интересно, что Петров, так же как позже и Гоша, привлек ее внимание достаточно наглым и бесцеремонным требованием сходить с ним на свидание. Слабость к нахальным сильным мужчинам налицо.

Но дальше Петров проявляет себя очень не по-мужски, потому что защищать женщину, ведущую интриги наравне с ним...это слишком:)

"Не защитник, подумала Катерина, чем бы все ни кончилось, роман с Петровым на этом закончится точно."*

Конфликт решается в пользу Катерины. Она несколько оттаивает, соглашается поехать к Петрову домой, так как его жена и дети уехали на дачу. Там происходит забавная сцена с заявившейся в гости свекровью (в точности повторенная в фильме), во время которой Петров ведёт себя весьма истерично. Такого поведения Катерина и себе бы никогда не простила, не то что своему мужчине, потому роман она оборвала сразу.

После разрыва Катерина едет на дачу к Антонине, где жалуется подругам, как она несчастлива, несмотря на высокую должность и наличие дочки. Проблема вся в том, что мужчины пошли слабоватые.

"Да где они, мужики-то? Выродились все. Скучные, нерисковые, скупые. Ты посмотри, кто сейчас в кино, в театры, на выставки ходит? Одни же бабы. А эти – домой, на тахту и к телевизору. Сорока еще нет, а животы уже отрастили. Мятые какие-то. Ботинки нечищеные."*

Все эти вопли души уже должны подтолкнуть читателя к простой мысли: Катерине нужен психолог сильный мужчина, от которого она будет без ума, который будет не только любить ее без оглядки, но и возьмёт на себя ее проблемы.

И вот этот мужчина появляется: бесцеремонный, грубый, но определено нескучный. Катерина пропадает полностью, даже Рачкова она так не любила. Когда Гоша уходит, зализывая свое уязвленное самолюбие, Катерина натурально сходит с ума. Несколько дней она не ест, много спит, пьет, забывает и про дочку, и про работу, пока вызванные Александрой друзья, не возвращают Гогу в лоно семьи.

&quot;Москва&quot;, которая &quot;слезам не верит&quot;
Катерина "кормит семью ужином" (цитата из книги). Кадр из фильма

Катерина, наконец, чувствует себя счастливой, полноценной. Кстати, в отличие от фильма, в книге есть крохотный эпилог "10 лет спустя", он носит, в основном, политический характер, но из него понятно, что Катерина и Гоша живут вместе и вполне счастливы. Слова "счастье" и "счастливый" повторяются в конце романа рекордное количество раз, видимо для того, чтобы убедить читателя, что, да-да, женское счастье именно такое, даже если выглядит оно как-то непохоже.

*Черных В.К. Москва слезам не верит. 1994 г.

Marga: просто история (с)

0

4

Идеальная семья по-советски: Антонина без любви, но в стабильности

Как вы уже поняли, меня всё ещё не отпускает после книги "Москва слезам не верит". В предыдущем посте я упомянула, что единственная героиня, книжный образ которой, если не полностью совпадает, то очень близок экранному - это Катерина. Хотя с первого взгляда кажется, что самая тихая из трёх подруг, Антонина, и в книге осталась такой же: скромной, правильной и счастливой в браке. Но давайте посмотрим внимательнее.

&quot;Москва&quot;, которая &quot;слезам не верит&quot;
Раиса Рязанова в роли Антонины, кадр из фильма "Москва слезам не верит"

Антонине, как в фильме, так и в книге отводится меньше всего внимания. Наверное, потому, что её персонаж, равно как и ее жизненная история, очень простые и понятные, и достаточно нескольких сцен, чтобы донести до читателей или же зрителей авторскую задумку.

По книге Антонина приезжает в Москву через пару лет после своей одноклассницы Людмилы, вдохновлённая ее рассказами о жизни в столице. Девушка точно знает, чего хочет от жизни: выйти замуж за хорошего работящего мужчину, построить с ним семью. За ней ухаживали несколько молодых людей, но она решительно делает выбор в пользу Николая.

"Ей нравилось, что Николай простой, веселый и заботливый. Нравилось, что он старше ее и уже отслужил в армии. Парни, отслужившие в армии, и в Красногородске, и в Москве считались наиболее надежными: после армии они относились к женитьбе всерьез."*

Антонина - девушка очень честная и правильная, она не собирается вступать с мужчиной в близость до брака, в основном потому, что очень боится, что забеременеет и придется делать аборт (ее напарница проходила через это уже пять раз). Ни здесь, ни дальше, ни со стороны Антонины, ни со стороны Николая не упоминаются никакие, даже самую малость сентиментальные, чувства по отношению друг к другу. Николай рассматривает женитьбу на Антонине так же прагматично: девушка хозяйственная, скромная, все при ней, отчего же и нет? Ведь пора!

&quot;Москва&quot;, которая &quot;слезам не верит&quot;
Николай и Антонина в общежитии, кадр из фильма

После того как молодые подают заявление в ЗАГС, они съезжаются. Очень курьезно в романе описана их первая "брачная" ночь. У молодых людей не сразу все получается, они друг у друга первые. Больше всего Антонину страшит то, что Николай ее, уже почти замужнюю женщину, вернёт обратно в общежитие как свидетельницу своего "позора". Только с помощью практических советов опытной Людмилы, все заканчивается благополучно.

Читателю сразу же дают понять, кто в их семье главная:

"– Прими душ. То холодный, то горячий. Быстрее протрезвеешь.
– Я совсем трезвый.
– Будешь еще трезвее.
Николай ничего не сказал и пошел в душ. Антонина слышала, как он охнул, пустив то ли горячую, то ли холодную воду. Слушается, с удовольствием подумала Антонина."*

Но мы-то с вами уже знаем, что Антонина зря радуется, и с точки зрения автора, послушный муж и командующая жена - это очень плохо. Женщина в таком союзе никогда не сможет быть счастливой, ей же нужен сильный мужчина!

Двадцать лет спустя нам вновь показывают их как уже устоявшуюся супружескую пару с двумя сыновьями (любопытно, что в фильме мальчиков было трое).

"Антонина за эти годы раздалась и мало отличалась от своих сорокалетних сверстниц, которые проработали на стройке по двадцать лет. И Николай постарел, стал лысеть – правда, его это ничуть не волновало. Жизнь устоялась, дети подрастали."*

&quot;Москва&quot;, которая &quot;слезам не верит&quot;
Взрослые Николай и Антонина за столом на даче, кадр из фильма

На вопрос сына, почему Николай двадцать лет назад так быстро женился именно на Антонине, отец семейства ответить затрудняется, да и сама женщина тоже задумывается...

"Антонина и сама вдруг задумалась: в любви ли они прожили с Николаем двадцать лет? Вроде бы в любви. Она ему ни разу не изменила, хотя и нравился ей один сантехник. Николай был не жадный, по праздникам покупал ей цветы, других подарков не делал, потому что деньгами распоряжалась она. <...> Антонина считала, что ей повезло: и муж хороший, и сыновья не хулиганы, и квартиру получили. Эти двадцать лет пролетели незаметно."*

Позже, в разговоре с подругами Антонина вновь повторяет эту мысль:

"– Надо просто вовремя замуж выходить, – подвела итог Антонина. – Даже если и есть недостатки, к ним привыкаешь. Главное все-таки, чтобы был мужиком в доме. Чтобы можно было на него опереться. Мне, конечно, неудобно перед вами, но мне повезло. И ведь не самая умная и не самая красивая."*

В разговоре с Гошей, Николай тоже использует эту фразу про "повезло".

"- ..Я знаю этих девок с восемнадцати лет. Повезло одной Антонине, моей супруге.
– В чем?
– В том, что она вышла замуж, что у нее семья, дети, замечательный муж."*

В чем же заключается это везение: прожить всю свою жизнь с мужчиной, потому что втянулась, потому что так правильно...Даже если сама не знаешь: любила ли, нет ли? Прожить жизнь подобно тысячам и тысячам таких же семейств, терпеливо копя сначала на телевизор, потом на стиральную машину, потом на "Москвич"...Потому что оно же у всех так. А иначе - не повезло. И вот что это? Счастье?

*Черных В.К. Москва слезам не верит. 1994 г.

Marga: просто история (с)

0

5

Дорога Людмилы к семейному счастью: двенадцать мужчин за четыре года

Вчера и позавчера я писала о Катерине и Антонине, героинях фильма, а также одноименной книги "Москва слезам не верит" (уже несколько дней я делюсь своими впечатлениями от прочитанного романа). Нельзя мне обойти стороной и самую яркую из трёх подруг - Людмилу.

&quot;Москва&quot;, которая &quot;слезам не верит&quot;
Ирина Муравьева в образе Людмилы, Источник: wikiCommons

В фильме Людмила, без сомнения, очень привлекательная женщина, прекрасно знающая себе цену и твердо решившая, что ей нужно от жизни: удачно выйти замуж. Но если Людмила Муравьевой при всей ее меркантильности и хваткости, все же не лишена задорного очарования, то Людмила из книги - это четкое орудие, направленное на достижение цели. Она цинично просчитывает все ходы, рассматривая одновременно несколько вариантов замужества, стараясь выбрать самый выгодный.

"Она хотела выйти замуж, но не просто замуж – у нее были вполне конкретные требования к будущему спутнику жизни. Самое главное - он должен быть москвичом, они имели постоянную прописку."*

За четыре года жизни в Москве у Людмилы было двенадцать мужчин, она даже прошла через два аборта. В разговоре с Катериной она говорит, что для Москвы это совсем немного, как же ещё можно найти того самого мужчину?

Показательной является сцена знакомства Людмилы с будущим мужем - хоккеистом Сергеем Гуриным. Общая канва событий в фильме и книге совпадают - они познакомились в метро. Но если в фильме эта встреча выглядит как случайность, то в книге - как продуманная операция. Людмила слышит разговор соседей, которые узнают спортсмена и подстраивает ситуацию так, чтобы он непременно подошёл познакомиться. Однако же, Гурин - провинциал и знакомиться совершенно не умеет:

"Времени до станции оставалось несколько секунд, а Гурин явно не мог придумать второго вопроса. За эти несколько секунд Людмила просчитала всю свою дальнейшую жизнь. Это же уникальный шанс! Парень из провинции, у него наверняка еще нет девушки в Москве. Конечно, пока он живет в общежитии, но то, если возьмут в один из хоккейных клубов, в основной состав, и если в команду «Динамо» или ЦСКА, квартиру дадут в течение года."*

&quot;Москва&quot;, которая &quot;слезам не верит&quot;
Людмила и Гурин знакомятся в метро, кадр из фильма

Дальше девушка делает вид, что ей тоже нужно выходить на этой станции и, как может, подталкивает Гурина к диалогу в нужном ей ключе.

"– Может быть, мы встретимся еще раз? – спросил Гурин и покраснел, наверное испугался собственной смелости.
– А где?
Но Гурин замолчал. Он потратил слишком много эмоциональной энергии, ему явно требовалась передышка. Надо приходить на помощь, решила она."*

В конце концов, они уславливаются о встрече. Но, конечно, Людмила не останавливается на этом и продолжает перебирать варианты, делать ставки, знакомиться, высчитывать. На памятной вечеринке в квартире академика она собирает своих главных претендентов и делает выбор в пользу Гурина: он кажется ей самым перспективным.

В отличие от фильма, где Гурин, узнав об обмане с дочерьми академика, очень радуется тому, что они с Людмилой находятся в одинаковом положении, в книге он вовсе не так доволен:

"– А что у тебя с Гуриным? – спросила Катерина.
– Все рассказала. С юмором.
– И что же он?
– Юмор дошел не сразу. Даже попытался обидеться.
– Ну а ты?
– Тут же послала его подальше. Тоже мне, принц датский!
– А он?
– Начал, конечно, просить прощения. Простила на первый раз."*

Практически сразу же Людмила в замужестве разочаровывается: Гурин проигрывает на ипподроме первый взнос на квартиру прямо перед заключением сделки, а потом и вовсе ударяется в дружбу с зеленым змием. Несколько раз попытавшись его вытащить, Людмила сдается, и, разменяв их с Гуриным двушку, получает себе хорошую однушку. А вот Гурин, не оправдавший ее надежд, отправляется в коммуналку.

Впрочем, даже двадцать лет спустя Людмила рассчитывает найти хорошую партию. Она все ещё эффектная женщина и может привлечь к себе внимание. Но, как и Катерине, для замужества ей никто не подворачивается.

&quot;Москва&quot;, которая &quot;слезам не верит&quot;
Повзрослевшая Людмила в химчистке, кадр из фильма

Она встречается сразу же с двумя кандидатами на ее руку и иные достоинства: доктором наук и режиссером. Романы эти вялотекущие и ни к чему не ведут. Режиссер зато подкидывает ей деньжат за каждую встречу. Нормальные товарно-денежные отношения.

Казалось бы, всё, жизнь не удалась, в финальной сцене фильма Людмила страдает и завидует Антонине, у которой-то все сложилось. Но в книге история Людмилы заканчивается совершенно иначе. А все потому, что двадцать лет назад в бассейне Людмила все-таки встретила своего генерала...

*Черных В.К. Москва слезам не верит. 1994 г.

Marga: просто история (с)

0

6

Мужчина мечты из книги "Москва слезам не верит": и это не Гоша

Вот так бывает, посмотришь в детстве фильм и все тебе становится понятно, как нужно поступать, а как нет, какие мужчины - хорошие, а от каких лучше держаться подальше, что такое семейное счастье и как без него плохо... Потом вырастаешь и понимаешь, что так однозначно все может быть разве что в этом самом фильме. А потом и вовсе оказывается, что сам автор сценария все видел совсем по-другому...

Вчера я писала об одной из трёх героинь фильма и книги "Москва слезам верит" - Людмиле. Упомянула и ее умение идти к цели по головам, и силу, и цепкость, и стервозность, но вот одну деталь я не раскрыла. Все эти двадцать лет, что Людмила искала успешного кандидата в супруги, ошибалась, разводилась, пробовала снова и снова - все это время она любила только одного мужчину, и это был вовсе не хоккеист Гурин.

&quot;Москва&quot;, которая &quot;слезам не верит&quot;
Людмила на даче у Антонины, фрагмент из фильма

Когда в 18 лет Людмила только приезжает в Москву, она знакомится в бассейне с мужчиной старше ее на двадцать лет, который представляется ей как Петр Петрович.


"Он ей понравился уверенностью и улыбчивостью. И не такой уж старый. За сорок, конечно, но в хорошей форме."*

Людмила девушка умная и приметливая, она понимает, что мужчина не так прост, как кажется. Она сразу же опознает в нем военного. Почти через год их отношений выясняется, что и имя это не настоящее. А настоящее - Вадим Петрович Еровшин.

"Через год Людмила знала о Еровшине не больше, чем в первый день знакомства. Правда, он разрешил ей звонить домой.
– Будешь звонить в чрезвычайных ситуациях, если тебе потребуется моя помощь. Жену зовут Мария Филипповна. Скажешь: здравствуйте, Мария Филипповна, это Люда из Пятого управления. Запомни: Пятое управление. Пожалуйста, Вадима Петровича. Обязательно – пожалуйста.
Так она узнала его настоящее имя."*

Еровшин ни много, ни мало генерал в звании, детали не оглашаются, но он явно работает в КГБ или внутренней разведке. В их отношениях устанавливается сразу же совсем иной тон. Другими мужчинами Людмила манипулирует, чтобы получить желаемое...с генералом же это не сработает, он заранее сможет просчитать все ее ходы.

"Она знала, что своими репликами Еровшин самый серьезный разговор может перевести в несерьезный. Он мог высмеять, нагрубить, а если не хотел отвечать, то начинал вдруг пересказывать, о чем он сегодня читал в газетах."*

К тому же Еровшин твердо заявляет о своих намерениях:

"Я никогда не брошу жену. Нехорошо бросать женщину, когда ей за сорок. Она уже никому не нужна. Старых партнеров не предают."*

Людмила никогда ничего от него требует, ни о чем не расспрашивает, что, очевидно, вместе с красивой фигурой и живым умом, генерала в ней и привлекло. Еровшин - очень внимательный и чуткий любовник. Он привозит ей из-за границы и дорогие подарки, и одежду, поддерживает опять же.

&quot;Москва&quot;, которая &quot;слезам не верит&quot;
Людмила в квартире академика, кадр из фильма

Обсуждают они и брачные планы Людмилы, и ее приходящих-и-уходящих мужчин, и детали ее с ними отношений. Она даже просит его помочь найти мужа, но тот отказывает:

.."знакомить я тебя не буду. Это твои проблемы. Я не имею отношений с замужними женщинами. Как показывает опыт, это всегда кончается скандалами. Особенно в нашей сфере. Если у меня сотрудник не может обнаружить, что жена ему изменяет, я таких отчисляю. Какой из него тогда чекист? Давай решим так: твое замужество – твои проблемы, и ты их решишь сама. Конечно, когда-нибудь ты бросишь меня. Мне бы хотелось, чтобы это случилось как можно позднее, но тут уж как судьба повернет."*

Впрочем, Еровшин не сдержал своих слов об отношениях с замужними женщинами. То ли простой хоккеист Гурин совсем не тянул на конкурента, то ли Еровшин слишком привязался к Людмиле. В период этих ее отношений генерал продолжает помогать Людмиле, даже привозит ей деньги на первый квартирный взнос (взамен тех, что Гурин умудрился проиграть на ипподроме).

Спустя двадцать лет их отношения ничуть не меняются. Переломный момент происходит во время поездки в Таллин на съёмки фильма о немецком разведчике. Съемками руководит любовник Людмилы - режиссер, Еровшин же выступает как приглашенный специалист.

Там он впервые за много лет приоткрывает завесу над своими тайнами, рассказывает о своей судьбе:

"Родители мои немцы. Родился я в городе Энгельсе, в республике немцев Поволжья <...> После девятого класса я оказался в Германии, отчим мой был чекистом. Поступил в Берлинский университет. Потом меня взяли в армию и направили на фронт. Я дослужился до обер-лейтенанта <...> Был разведчиком… Когда наши победили, постарался попасть в плен к американцам. Из Германии перебрался в Аргентину, где пробыл пять лет. Там я провалился.<...> Устроился матросом на судно, шедшее в Китай. В Шанхае сошел на берег и через трое суток был в Москве"*.

И вот тут лично меня берет сомнение: врет или нет? Так и не поняла, честно говоря.

В Таллине же он признается Людмиле, что любил ее все эти годы, а также в том, что его жена умерла ещё два года назад. Не приходится и говорить, что и Людмиле он был нужен. Нужен больше, чем Гурин, чем все эти приходящие-уходящие вместе взятые.

Уже в Москве Еровшин приглашает ее познакомиться с дочерью, ровесницей самой Людмилы. В его роскошной квартире в центре Москвы генерал оглашает свое решение: он хочет жениться на Людмиле и сделать её полноправной наследницей, причем дочери и внуку в квартирном вопросе не отведен приоритет.

Тогда же происходит и последний настоящий диалог Еровшина и Людмилы в книге:

"– Замечательный разговор, – опомнилась Людмила. – Вот только меня не спросили, хочу я этого или не хочу.
– Ты хочешь того же, что и я, – ответил Еровшин. – В стратегических вопросах. В тактических у нас, конечно, могут быть расхождения. Я, например, хочу сейчас виски с содовой, – и Еровшин налил себе виски, – а ты, предположим, мороженого. Кстати, ты хочешь мороженого?
– Хочу, – сказала Людмила"*.

Разговор их очень показателен: Людмила, которая всю жизнь принимала решения самостоятельно, полностью отдает все на откуп Еровшину. Она этим и счастлива, что и соответствует главной идее всей книги - женщине может быть хорошо только с сильным мужчиной, который возьмёт на себя ответственность за все. За исключением выбора мороженого, конечно:)

В конце романа Еровшин, с помощью своих связей, помогает найти заблудшего Гогу (кстати, мне всегда было интересно, как это в фильме удалось сделать обычному работяге Николаю?). В отличие от истории Катерины, где нам показали "10 лет спустя", про Людмилу и Еровшина мы больше ничего не знаем.

&quot;Москва&quot;, которая &quot;слезам не верит&quot;
Людмила и Антонина в квартире Катерины, кадр из фильма

Вот так вот и получается, что самая несчастная в фильме Людмила, оказывается в наиболее выгодном положении по сравнению со своими подругами. Если предположить, что у них с генералом все закончилось, как они планировали, то она замужем за любимым при этом обеспеченным мужчиной, обладающим ценной московской недвижимостью. Все, как она мечтала! Можно подумать, что это несправедливо, но и жизнь никогда справедливой и не была.

*Черных В.К. Москва слезам не верит. 1994 г.

Marga: просто история (с)

0

7

Неприглядная правда о Людмиле: о чем умолчали в фильме

Уже целую неделю я делюсь своими мыслями о книге "Москва слезам не верит", последние два поста я посвятила Людмиле. Она хоть и не является главной героиней романа, но, по-видимому, представляет для автора куда больший интерес, нежели Катерина.

&quot;Москва&quot;, которая &quot;слезам не верит&quot;
Людмила и Катерина в молодости, Источник: Яндекс картинки

Людмила девушка бойкая, даже слишком. Я уже писала, что преследуя свои цели, она могла и по головам пойти, и совесть ее потом не мучила. Но при этом автор, очевидно, испытывал к Людмиле такую симпатию, что наделил и идеальным мужчиной, и финансовым благополучием.

В отношении своего мужа - хоккеиста Гурина - Людмила не испытывала даже симпатии, он лишь показался ей перспективным вариантом.

&quot;Москва&quot;, которая &quot;слезам не верит&quot;
Кадр из вырезанной сцены фильма: Гурин и Людмилп около стадиона "Лужники" после матча, источник: livejournal.com

Подключив смекалку, а также не совсем законные приемы перепродажи товаров, привезенных Гуриным из заграничных командировок, заручившись поддержкой спортивного комитета, Людмила смогла скопить первый взнос на квартиру. Как я уже писала, муж ее подвёл:

"Людмила поняла, что их совместная жизнь вряд ли сложится, еще когда он проиграл на ипподроме деньги, отложенные на первый взнос за кооперативную квартиру. Она и мебель покупала, как эта мебель будет делиться в случае развода. Вместо спального и столового гарнитуров взяла два столовых и две тахты. Гурин вначале удивился, но она ему объяснила, что так лучше: когда они поменяют эту квартиру на трехкомнатную, придется прикупить самый минимум."*

Предусмотрительная женщина, не правда ли? Семейная жизнь только началась, а она уже к разводу готовится. Потом, как мы знаем, Гурин запил. В фильме Людмила жалуется Катерине: "Сколько я его по врачам таскала, сколько просила, сколько слез пролила, все без пользы!" Ну, книжная Людмила далека от сентиментальности, из перечисленного она предприняла первое, возможно второе, но точно не третье.

"Никто не мог упрекнуть Людмилу в том, что она не боролась с пьянством Гурина. Она показывала его и наркологам, и психотерапевтам, настояла, чтобы он поступил учиться в Институт физкультуры, но его отчислили после третьего курса."*

Людмила советуется со своим любовником Еровшиным, но и он не может предложить ей универсального решения. Видя, что никакие методы не работают, Людмила очень аккуратно и цинично обставляет развод:

"Людмила понимала, что у Гурина начались отклонения в психике. Дважды она укладывала его лечиться в психоневрологический профилакторий. Когда он лег в третий раз, стала готовиться к разводу. Сняла деньги со старой сберегательной книжки и переложила на новую – на предъявителя. Потом подала в суд на развод. Гурин обиделся и запил еще больше. Пока он был в профилактории, Людмила довольно скоро нашла обмен: себе однокомнатную квартиру, Гурину комнату в коммунальной.Когда она приехала в профилакторий, слабый и вялый от лечения, Гурин, ни о чем не спрашивая, подписал все бумаги, которые привезла Людмила."*

Замечательная схема, учитывая, что всем, что она имела, она была обязана Гурину. На зарплату укладчицы на хлебобулочном заводе квартиру не купишь.

&quot;Москва&quot;, которая &quot;слезам не верит&quot;
Пьяный Гурин просит у Людмилы деньги, кадр из фильма, Источник: kinopoisk.ru

Команда и тренер Гурина даже подавали на нее в суд, но Людмила учла все заранее - иск был обжалован. С завода, правда, пришлось уйти: товарки ее не поддержали. Но Людмила не расстроилась:

"Теперь у нее была квартира, мебель, самая модная одежда – из той, что Гурин привозил из-за рубежа. Вещи похуже она распродавала, получше оставляла себе. Наконец-то она, как любая москвичка, могла выбирать работу, а не идти туда, куда брали лимитчиц."*

Позже Людмила устраивается работать кассиршей на автовокзал, где совершенно не гнушается проводить мошеннические операции:

"Кассу надо было открыть чуть позже, продавать билеты не торопясь, чтобы скопилась очередь. Приближалось время отправления автобуса, очередь начинала нервничать. И тогда она начинала работать быстро. В спешке уже никто не пересчитывал сдачу. И скандалов не было. Ну, недополучил десять копеек – спешила кассирша, могла ошибиться. В месяц у Людмилы набегало еще три-четыре зарплаты."*

Оттуда ей тоже пришлось уйти - ее заработками заинтересовался капитан милиции. Людмила уходит работать в химчистку, где тоже, конечно, проводит средства мимо кассы. Так, у нее скапливается неплохая сумма, которую она, по рекомендации Еровшина, переводит в инвестиции, в антиквариат. С владельцем лавки антиквариата Келлерманом у Людмилы складываются замечательные партнёрские отношения:


"В химчистку заходили старушки, жившие раньше на Арбате и переселенные после реконструкции в новые окраинные микрорайоны. Людмила быстро сходилась с людьми и вызывала доверие. Одна из старушек доверительно ей сообщила, что у нее есть несколько этюдов Кустодиева и она уступила бы их недорого тому, кто интересуется живописью. Людмила отвезла старушку к Келлерману. Тот за три рисунка дал старушке две тысячи рублей – пенсия почти за три года."*

Не стоит и говорить, что на деле эти рисунки стоят в десять раз дороже. За приведенных клиентов Людмила получает комиссионными треть стоимости товара.

Женщина очаровательная, не правда ли? Прибавим к этому ее отношение к мужчинам, как к инструменту достижения своих целей (за исключением генерала). Как генерал КГБ, человек умный и незаурядный, не только полюбил ее, но и принимал все эти годы, прекрасно зная о всех ее делах? На это ответа в книге не даётся.

*Черных В.К. Москва слезам не верит. 1994 г.

Marga: просто история (с)

0

8

Грустный квартирный вопрос: как жить без личной жилплощади в СССР

Одной из основных тем для переживаний главных героинь фильма и одноименной книги "Москва слезам не верит" является жилищный вопрос. Людмила ломает голову, как найти москвича с квартирой, Антонина стремится поскорее выйти замуж и съехать, да и Катерине не нравится жить в общежитии.

&quot;Москва&quot;, которая &quot;слезам не верит&quot;
Людмила и Катерина встречают гостей в квартире академика

Людмила недовольна таким положением вещей, но правила большого города устанавливает не она:

"Ненавижу москвичей! Но они выбирают. Они – как дворяне, которые захотят или не захотят жениться на нас, барышнях-крестьянках. Им такое право дало это *** государство. Оно им дало прописку. Они рождаются сразу с пропиской."*

Но если расчетливая Людмила выходит замуж за хоккеиста, и через какое-то время они обзаводятся собственной кооперативной собственностью, то Антонина переезжает к родителям мужа в небольшую двухкомнатную квартиру в панельном доме. Ее провожают всем общежитием, и каждая девушка мечтает оказаться на ее месте.

"Антонина расцеловалась с подругами, села рядом с Николаем, и он, посигналив, тронул машину. Катерина глянула вверх. Об этом событии, вероятно, знало все общежитие. Из окон десятки девушек махали вслед уезжающему «Москвичу». И каждая наверняка думала, что и она скоро уедет из общежития."*

Вот тут я немного теряюсь: со свекровью и свекром она едва знакома, а жить предстоит в очень тесном соседстве. Можете представить, каково было стеснительной деревенской девушке делить с ними кров? О тонких стенах и невозможности полностью уединиться я вообще молчу. Впрочем, тонкость стен и личная жизнь молодых явно беспокоили и родителей Николая. Они даже уехали на несколько дней в гости, чтобы их сын мог привести будущую невестку в квартиру, где она успела бы немного привыкнуть...Ну и вообще, дать время молодым...

Опять же хозяйственный вопрос. Антонине с ее комплексом идеальной жены и настроем каждый день кормить Николая новыми блюдами из книги "О вкусной и полезной пище", наверное, вообще нелегко было делить жилплощадь с другой, более опытной и авторитетной хозяйкой.

&quot;Москва&quot;, которая &quot;слезам не верит&quot;
Свадьба Антонины и Николая, кадр из фильма

Самое же, пожалуй, страшное - невозможность получить свою жилплощадь вне устоявшегося порядка (исключение - вытянуть счастливый билет в виде Гурина). Работа, свадьба, дети...и только годам к 40 что-то свое...А потом еще копить на мебель и телевизор.

Через двадцать лет Антонина, уже на положении полноправной хозяйки, делится с мужем своими переживаниями: что если старший сын решит жениться на иногородней? Ведь тогда им всем придется очень тесно. На это Николай отвечает ей:

"– Не жлобись. Помнишь, как сама говорила: москвичи, мол, жлобы, только о своей прописке и думают. И ты такая же стала. Я ведь когда привел тебя в квартиру родителей, они же не возражали."*

Хотя мне кажется, что дело тут вовсе не в проснувшейся жадности Антонины.

Людмила вот точно бы ни с какими родственниками делить квартиру не стала. Ей, индивидуалистке, всегда больше всех претила жизнь в общежитии...общие душевые, запахи хозяйственного мыла..

&quot;Москва&quot;, которая &quot;слезам не верит&quot;
Катерина и Людмила в общежитии, кадр из фильма

Поэтому после развода, Людмила была очень рада переехать в собственную квартиру и очень ценила это.

"Квартирный вопрос испортил москвичей" - эта фраза стала уже крылатой. Но может не так уж и испортил. Точнее, не только москвичей: каждый мечтает жить на собственной жилплощади. И не делить ее с кем-то, и не чувствовать себя приживалкой. Уж лучше в ипотечной, только бы в своей.

*Черных В.К. Москва слезам не верит. 1994 г.

Marga: просто история (с)

0

9

Как и за что фильму "Москва слезам не верит" Оскар давали

Как известно, "Москва слезам не верит" был удостоен премии "Оскар" как лучший заграничный фильм 1981 года. Для советских кинокритиков, которые очень холодно восприняли фильм, это было шокирующим фактом. Как? Этой бытовой слезливой мелодраме "Оскар"? Но американское жюри зацепила в советском фильме вовсе не история любви Катерины, нашедшей свое счастье с Гошей...

&quot;Москва&quot;, которая &quot;слезам не верит&quot;
Обложка фильма "Москва слезам не верит", источник: pinterest

Примечательно, что и сам режиссер Владимир Меньшов в победу своей картины не верил:

"От фильма «Москва слезам не верит» никто ничего сногсшибательного не ожидал <...> Чего только не говорили критики об этом фильме. Говорили, что я этим фильмом что-то там лакирую... А на самом деле все было очень просто: социальный оптимизм был не только не в моде - вообще считался дурным тоном. Все снимали о том, как плохо живется в той стране. И тут вдруг я вылез..." (Из книги "Автограф века")

За звание лучшего заграничного фильма в этом году соперничали "Тень воина" Акиры Куросавы и "Последнее метро" Франсуа Трюффо. Тягаться с такими акулами современного ему кинематографа Меньшову казалось совершенно невозможным. На самой церемонии вручения режиссер присутствовать не мог - он был невыездным. За Меньшова на сцену вышел атташе по культуре советского посольства.

"Почему меня не выпускали из страны? Никто не говорил причину. Начальники лишь опускали глаза: «Ну подожди, все само как-нибудь рассосется». Только спустя годы я узнал, что на меня лежало два доноса. От коллег". (Из книги "Автограф века")

В СССР премию "Оскар", конечно, не освещали. Меньшов было попытался поймать сигнал "Голоса Америки" но затея успехом не увенчалась, и он свои попытки забросил.

Премия вручалась 31 марта, то есть результаты дошли до России уже 1 апреля. Узнав от друзей о победе фильма, режиссер решил, что это такая вот первоапрельская шутка, и долго не мог поверить в свой успех. Впрочем, он признавался, что эта престижная премия прибавила ему только проблем, а не славы.

&quot;Москва&quot;, которая &quot;слезам не верит&quot;
Владимир Меньшов с "Оскаром", источник: "Комсомольская правда"

Саму статуэтку Меньшову дали подержать в руках во время визита американской делегации. Получил он ее лишь восемь лет спустя на первой церемонии кинонаграды "Ника". И тогда, однако, режиссеру награду никто не хотел отдавать навсегда. Владимир Меньшов каким-то чудом сумел унести ее домой.

Так что же зацепило американское жюри в советской мелодраме? Вовсе не сомнительная мораль о том, каких мужчин нужно выбирать себе в мужья, и даже не история любви Катерины, а она сама. В 1980 - 90 годы были очень популярны фильмы и истории о так называемых "selfmade"-героях - людях, которые создали сами, и без чьей-либо помощи смогли из "социальных низов" подняться до серьезных карьерных результатов. Можно вспомнить хотя бы "Рокки" со Сильвестром Сталлоне или "Форреста Гампа" с Томом Хэнксом. Вот и в "Москве" американцы увидели не слабую женщину, нуждающуюся в сильном мужчине, а сильную духом женщину, которая из станочниц преодолела путь до директора одного из крупнейших московских комбинатов, при этом, пройдя все ступени на пути к должности.

&quot;Москва&quot;, которая &quot;слезам не верит&quot;
Катерина даёт интервью как директор комбината, Кадр из фильма

К слову, в книге Катерина вовсе не "всего добилась сама". Автор очевидно, желая принизить успехи героини неоднократно упоминает, что ее постоянно продвигали: и родственник-академик, и директор завода, где она работала, и другие высокопоставленные мужчины (ну, не женщины же!).

Честно говоря, я не понимаю, как американскому жюри удалось выделить в фильме лишь линию успешной женщины на руководящих должностях, и не увидеть других очевидных патриархальных подтекстов. Все-таки, по-моему, внимание зрителя фокусируется не на истории успеха главной героини.

Marga: просто история (с)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » "Москва", которая "слезам не верит"