"Москва слезам не верит": что же такого в "сильном" Гоше (смотрим по книге)
В детстве и в очень-очень ранней юности я была совершенно влюблена в актера Алексея Баталова, а потому пересматривала "Москву", которая "слезам не верит" бессчётное количество раз. Гога (он же Гоша, он же Юра, он же Жора) казался мне тогда чуть ли не идеалом мужчины...Ну, представьте, это же такой советский принц на белом коне, который все-таки прискакал и решил все проблемы. Хорошо же, правда? Только вот потом понимаешь, что проблем-то ведь и не было. По крайней мере таких, чтобы терпеть Гошу рядом.
Алексей Баталов в роли Гоши. Источник: WikiCommons
Лет в двадцать, когда я вновь пересмотрела этот фильм, я решила, что не такой уж Гоша и идеал. Тем не менее фильм мне всегда нравился своей атмосферой, красивыми кадрами и, конечно, крылатыми фразами Людмилы, роль которой исполнила Ирина Муравьева.
Ирина Муравьева в роли Людмилы. Источник: Яндекс картинки
И вот, решив, что у меня месячник плохих книг, я все-таки потянулась к книге, которую долго откладывала и, в основном, из-за нелестных рекомендаций. Да-да, мало кто знает, но есть и книга...
В основу фильма "Москва слезам не верит" лег сценарий драматурга Валентина Черных "Дважды солгавшая", написанный им для конкурса сценариев в 1979 году. После ошеломительного успеха картины и в СССР и за рубежом (в 1981 году "Москва" получила премию "Оскар" за лучший иностранный фильм), Черных решил доработать свой давний сценарий и превратить его а книгу, которую он издал уже в 1994 году.
Обложка книги "Москва слезам не верит" Источник: Яндекс картинки
Книга небольшая, и я уложилась в пару вечеров. Не могу сказать, что она так уж плоха. Отдаленно напоминает детективчики Устиновой: немного жизни, немного интриг и подковерной борьбы, немного любви. На первом и последнем в фильме как раз и сделан акцент. А вот второе упустили. И зря.
Вот только знаете, что самое печальное? По всему роману красной нитью проходит "гениальная" идея - у женщины обязательно должен быть мужчина, без него она неполноценна. Не важно, кто она...Девушка ли легкого поведения без образования и особых жизненных перспектив, однако хваткая и деловая? Директор ли крупнейшего московского комбината, с 3 000 человек в подчинении? Разве это все имеет значение? Мужчина этот должен быть очень мужественным, умным, авторитетным и занимать почетное место главы семьи. И, даже если у него не очень получается быть сразу и мужественным, и умным, он все равно может рассчитывать на то, что директор комбината падет к его ногам, впечатлившись тем, что он имеет профессию слесаря, комнату в коммуналке и целых три года как в завязке.
В романе представлены судьбы трёх подруг - семейной и крепенькой Антонины, циничной и любвеобильной Людмилы, и, конечно, строгой и умной Катерины, очень разных, но в глубине души совершенно одинаковых - стремящихся скорее найти такого мужчину, который будет понимать с полувзгляда и...решать все сам.
Кадр из фильма. Источник: Яндекс картинки
Нет, я понимаю отголоски такой патриархальной традиции в 70-х годах. В конце-концов, иначе моя бабушка не вышла бы за моего дедушку. Но в середине 1990-х это звучит даже не смешно. А точнее, видится за этим такая трогательная авторская ностальгия, ввиду несовпадения его представлений и грубой реальности, где женщины управляют заводами и комбинатами, становятся академиками и политиками...
Итак, перед нами Гоша (он же Гога, он же...). Кстати, единственный человек в книге, которого называют сокращенным именем. Правда есть еще мальчик Димка и ротвейлер Груня. Людмилу, например, за всю книгу Людой так и не назвали.
Гоше от 38 до 45.
Из талантов, умений и познаний: хороший слесарь, умеет готовить, драться, играть на гармони и знает кто такой Дали.
Из собственности: комната в коммуналке.
В анамнезе: бывшая жена и хронический алкоголизм, (старушка-соседка очень радуется, что он 3 года как относительно завязал: по выходным/праздникам и разного рода случаям - не считается).
Из недостатков: масса комплексов и чувство ущемленности. И, в целом, поразил меня до глубины души незамутненностью своих идей и какой-то фантастической наглостью.
Первая встреча.
"– А если я руководящий работник?
– Нет, вы работница, может быть, мастер, может быть, в последние годы вы стали двигаться по профсоюзной линии. Вас выдают руки. Работали или работаете на станке. Я в этом ничего зазорного не вижу. Я сам слесарь, правда экстра-класса. И в том, что вы не замужем, тоже нет ничего предосудительного. Я сам не женат."*
Вторая встреча. Гога в гостях у Катерины и ее дочери Саши:
"– Это мой знакомый, Георгий Иванович, – представила его Катерина.
– Александра, – представилась Александра. – Если я вам не нужна…
– Нужна, – прервал ее Гога. – Отнеси продукты на кухню.
Александра хмыкнула, но пакеты понесла. Гога осмотрелся, заглянул в комнату Катерины. [...] Он прошел на кухню, открыл холодильник, изучил его содержимое, заглянул в настенные шкафы."
[...]
"– Гога – это очень интересно, – подтвердила Александра.
– Вы с мамой вместе работаете?
– Нет, но жить будем вместе.
– Вы собираетесь на ней жениться?
– Да.
– И она согласна?
– Разумеется.
– А жить где будете?
– Здесь. Конечно, станет чуть-чуть теснее, но это же ненадолго. Ты выйдешь замуж. А у родителей твоего мужа вполне может оказаться большая квартира, и они выделят вам комнату."*
Нет, ну серьезно? В квартиру пришел человек, которого она второй раз в жизни видит, полазил по шкафам без разрешения, в комнату заглянул без приглашения...Уже и дочь выселить собрался. А Катерина, взрослая женщина сорока лет, директор завода, не только не удивилась такой бесцеремонности, но и пребывает в восхищении: вот, мол, какой мужчина решительный и уверенный, сразу быка за рога!
Встреча третья. Гоша вывез Катерину и Сашу на пикник, познакомиться с его чисто мужской компанией. Перед пикником договорился с мужиками, чтобы те представили его в лучшем свете и рассказали о его достоинствах...Когда же Катерина случайно обмолвилась о том, что она может быть не работницей фабрики:
"- Ты серьезная женщина, я серьезный мужчина. Обо мне здесь так хорошо говорили, что ты, конечно, почувствовала некоторый комплекс неполноценности. Ты хочешь рассказать мне о своих достоинствах и достижениях. Обязательно поговорим. Сядем дома друг против друга: я тебе вопрос, ты мне ответ. Или будет один твой монолог на весь вечер. Я тебе обещаю. Мне очень интересно. А сейчас пошли по грибы."*
А уж когда он повел Александру и ее друга Никиту разбираться с парнями, которые Никиту били. А потом, после разборок вернулся в квартиру Катерины:
"– Тогда, – резко сказала Катерина, – в будущем, уж будь любезен, без моего разрешения силовые методы не применять.
– Но тогда и ты учти на будущее, – тихо и медленно произнес Гога, – если еще раз ты когда-нибудь позволишь себе разговаривать со мною в таком тоне, то я здесь больше никогда не появлюсь. Заодно уж знай, что решать я всегда буду сам, и вообще запомни, что старшим в доме буду я. На том простом основании, что я мужчина и вся ответственность за вас теперь на мне.
– Прости, – сказала Катерина Гоге. – Я так за тебя переволновалась, ведь тебя же могли избить. Прости, я больше не буду.
– Пожалуйста, – попросил Гога, – никогда не повышай на меня голоса. Когда на меня повышают голос, я зверею."*
А ТЕПЕРЬ СКАЖИТЕ МНЕ, НУ ЧТО, ЧТО ТАКОГО ОНА В НЕМ НАШЛА??? Она, директор крупнейшего в Москве промышленного комбината, с квартирой, машиной, поездками за границу...Что она могла найти в Гоше?
*Черных В.К. Москва слезам не верит. 1994 г.
Marga: просто история (с)