Фильм, пародию на который сняли за 20 лет до его появления
Сегодня в прицеле нашего внимания весьма необычная лента - получившая в 2002 году «Оскар» за лучший сценарий (тогда эта награда ещё что-то стоила) кинокартина «Госфорд Парк». Что интересно, идея фильма содержала несколько в высшей мере интересных идей. Начнем с того, что было вынесено в заголовок.
Кадр из фильма "Госфорд Парк" (2001)
Да-да, не удивляйтесь, но в данном случае сначала появилась пародия, а затем фильм, который как бы пародировался. «Госфорд Парк» является «серьезной версией» весьма популярного в свое время - «Ужина с убийством» (1976). «Ужин» создавался сам по себе, закладывая основы кино-пародии «нового вида». Олтмен всего лишь предположил, а что мог бы пародировать в 70-ые годы Роджер Мур, который был в большей степени известен как театральный режиссер?
Афиша фильма "Госфорд Парк" (2001)
Несмотря на явную перекличку сюжетов, «Госфрод Парк» является совершенно самостоятельным произведением. Это как бы «пародия в квадрате», когда собственно фильм перестает быть комедийным. Мы видим как бы «концептуальное подражание» классическому английскому детективу. Опять же есть отсылки к «Дживсу и Вустеру», в большей степени через появление в качестве инспектора полиции (Стивена Фрая). Хотя нельзя сказать, что он стал драматическим приобретением фильма.
Кадр из фильма "Госфорд Парк" (2001)
Если же говорить о детективной линии, то с самого начала (предполагая, что случится убийство) вы переживаете нечто вроде тихой паники. В имение Госфорд Парк на устраиваемую в округе охоту прибывает пятнадцать «господ» и их сопровождает не меньшее количество слуг. Вы, конечно же, пытаетесь уследить за их передвижениями, возможными мотивам. Однако людей в действии ТАК МНОГО, что через полчаса забываете про эту затею.
Кадр из фильма "Госфорд Парк" (2001)
Опять же весьма занятно показаны соотношения социальных слоев. На улице стоит 1932 год Британская империя ещё мнит себя геополитическим гигантом, а «господа» живут как бы сами по себе, полагая их «слуг» своего рода мебелью. Но среди прислуги тоже кипят страсти и есть интриги. Чего только стоит сцена «беглого» обеда, когда слуги за столом на нижнем этаже должны сесть по старшинству их хозяев
Кадр из фильма "Госфорд Парк" (2001)
Впрочем, есть и иная сторона дела. Что невольно вызывает в памяти детективные романы Рекса Стаута, когда детектив Ниро Вульф посылал узнавать некоторые детали своего помощника Арчи Гудвина. Ну или мушкетеры Дюма, у которых были слуги, также активно содействовавшие развитию сюжета (этому посвящены несколько французских комедий с участием группы «Шарло» - «Трое против кардинала» и т.д.) Слуги знают много больше их чопорных господ. Однако кто на них обращает внимание?
Кадр из фильма "Госфорд Парк" (2001)
Повторимся. Олтман любит экспериментировать с жанрами, и то, что в самом начале подавалось как «английский детектив» в итоге становится «криминальной драмой», напоминающей нуар. Подобная мысль появляется, когда после часа действия убийство так и не произошло. А когда оно случается, то для «расследования» остается не более двадцати минут сценического времени. Когда же инспектор успеет опросить почти тридцать персонажей?
Кадр из фильма "Госфорд Парк" (2001)
А это и не потребуется. Опять же от нуара достался один характерный прием. Например, в «Китайском квартале» (1975) ни одна сцена не происходит в указанном месте. А в «Госфорд Парке» никто ни разу не упомянул название это имения. За то часто поминают такого персонажа как Чарли Чен, который как раз был одним из участников «Ужина с убийством» (1976)
НУАР-NOIR (с)