Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Когда нуар был ещё жив. История нуара


Когда нуар был ещё жив. История нуара

Сообщений 71 страница 80 из 175

71

Качественный мистический триллер со звездой «Игры престолов»

Фильм, о котором мы сегодня будем рассказывать, называется «Отражение». Но поскольку лент с подобным названием – великое множество, то ориентируйтесь на дату выхода – 2008 год. Что показательно, это до того, как стартовал сериал «Игра престолов». Почему это важно для нас? Потому что главную роль в этой кинокартине блестяще исполнила Лина Хиди. А потому ещё раз подтверждаем нашу мысль: «Она не только и не столько Серсея Ланнистер!»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Отражение" (2008)

В оригинале фильм назывался нечто вроде «разбитое зеркало», однако наши прокатчики решили несколько изменить «титул», дабы не сразу подводить зрителя к сути загадки. Хотя если вы относительно хорошо знакомы с мрачным и мистическим кино, то почти сразу же поймете, о чём здесь речь. Так как мы имеем дело с очередной вариацией на тему т.н. «доппельгангера», то есть мистического двойника.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Афиша фильма "Отражение" (2008)

Иногда подобные двойники действуют вместо оригинала, но в отдельных случаях пытаются подменить собой оригинал или даже навредить ему. В данном случае мы имеем нечто среднее между холодящим кровь хоррором «Зеркала» (2008) и советской сказкой Шварца «Тень». Опять же фильм произвел немалое впечатление на европейское кино, и в известной степени под его влиянием в 2009 году была снята мистическая лента «Не оглядывайся» с Софи Марсо и Моникой Беллуччи в главных ролях.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Отражение" (2008)

«Отражение» создал Шон Эллис («Возврат», «Антропоид» и т.д), который в кинематограф пришёл из мира фотографии. По этой причине фильм очень графичный, будто бы выстроенный из серии постановочных фото. Каждый кадр выверен по «художественным лекалам». Однако при этом нельзя отвлекаться, фильм нельзя «перематывать», ибо здесь важны сотни мелких деталей, из которых собственно складывается пугающая и даже ужасающая история.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Отражение" (2008)

Некоторые обозреватели отмечали, что в фильме есть отсылки к оригинальным «Похитителям тел», которые в 1955 года были сняты Доном Сигелом. Мысль не бесспорная, тем более что на уровне визуальных решений в «Отражении» больше от культового готического триллера «Голод» (1983), ставшего величественным дебютом Тони Скотта. Опять же обращают на себе внимание сцены в клинике, где вам сразу же дают подсказку. Рентген пациента, сердце которого находится с правой стороны.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Отражение" (2008)

Невольные отсылки к правой стороне дают указание на рациональность, то есть некий недостаток эмоциональности. Главная героиня сталкивается с чем-то пугающим. Ей кажется, что она увидела саму себя, но затем попала в страшную аварию, а потому никак не может вспомнить всё происходившее. В мозгу возникают лишь секундные вспышки из прошлого. Опять же в этом мы видим явную перекличку с некоторыми сценам из фильма «Вой» (1980) – там тоже была травма, лишившая памяти и оставившая лишь осколки «важных мистических воспоминаний»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Отражение" (2008)

Подсказки разбросаны на всём пространстве фильма. Опять же начало у него, не предвещающее ничего ужасного, но всё-таки хранящее в недрах нечто тревожное, потенциально пугающее. Хотя в итоге мелькающие тени за стеклянными дверьми оказались лишь готовящими сюрприз для юбиляра, но это всё равно оказались ходячие тени.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Отражение" (2008)

Опять же именно во время празднества буквально взрывается зеркало. Причем, само по себе. Однако герои фильма оказались людьми несуеверными. Мол, ха-ха, теперь у нас будет семь лет неприятностей. Однако есть один важный вопрос. С какой стороны реальности оказалось разбито зеркало? С привычной нам или изнутри? Ведь зеркальная гладь является своего рода границей, рубежом действительности. О чём собственно нам рассказывал ещё Льюис Кэрролл в сказке «Алиса в Зазеркалье».

НУАР-NOIR (с)

0

72

«Башню» сносит или она вас учит?

На фоне обсуждения многочисленных телевизионных творений хотелось бы обратиться к проекту, который действительно нестыдно порекомендовать нашим читателям. Мы говорим о сериале «Башня», точнее говоря, его первом, более камерном, так сказать, театральном сезоне, который отечественные зрители смогли увидеть в ноябре 2010 года. Премьера этого проекта состоялась на канале «ТВ3», позиционировавшем себя почти в нуарном духе, то есть как территория всякого в высшей мере загадочного и мрачного, но при этом обычно обращался к «зарубежному наследию»

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из сериала "Башня" (2010)

Не знаем, жив ли этот канал в настоящий момент, ибо ТВ его классическом виде не смотрим очень давно, однако не можем не отметить, что к 2010 году дела у канала шли не лучшим образом, и надо было что-то делать с рейтингами и уровнем «вовлеченности» зрителей. И именно тогда молодой (на тот момент) режиссер Денис Нейманд создает сериал «Башня».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из сериала "Башня" (2010)

Остановимся на завязке сюжета, в которой и кроется основанная интрига, не раскрывая главные тайны сериала, коих на каждого персонажа есть по несколько. Мы уже не раз говорили о том, что в мрачном жанре очень важна тема «ограниченности». Она может иметь два крайних, полярных проявления – «тюремная драма» как ограниченность в пространстве и «день сурка» как ограниченность во времени.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из сериала "Башня" (2010)

Впрочем, Денис Нейманд решил создать более причудливую комбинацию, соединив отдельные элементы разных вариаций. Есть места, из которых нельзя выбраться, даже если формально нет высоких стен (вспоминайте городишком из фильма «В пасти безумия»). В данном случае имеется нечто вроде смысловой матрешки. Есть затягивающая своими соблазнами Москва. В «тёмной» Москве есть её средоточие, а именно новый бизнес-центр, более известный как «Башня»

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из сериала "Башня" (2010)

И вот в «Башне» наличествует пара очень непонятных этажей (из восьмидесяти с лишним), в которых в буквальном смысле слова «застряли» несколько случайных посетителей. И вроде бы задача выбраться с этажа на новый этаж – не такая сложная. Даже в случае аварии лифта и заблокированных лестниц. Ведь есть нечто вроде «пролома».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Рекламный постер сериала "Башня" (2010)

Однако «путешествуя» по этому замкнутому пространству, вы понимаете, что оно напоминает «ленту Мёбуса», то есть вы в итоге идёте по кругу. А ещё в этом месте ощутимые нелады со временем. То еда в столовой внезапно испортится, будто бы пролежала больше полумесяца. То одна из героинь задастся вполне разумным вопросом: «А почему за окнами всегда день и светит солнце?»

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из сериала "Башня" (2010)

И что самое интересное, режиссер в буквальном смысле слова играет со зрителем. Он подкидывает вам «лукавые подсказки», «мнимые хлебные крошки», если угодно, по которым увлекает по той «тропинке», которая, оказывается, никуда не ведет. То есть ещё недавно вы пребывали в полной уверенности, будто бы знаете, что «на самом деле происходит»…. Бац!!! и ваша версия гарантированно оказалось неверной

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Рекламный постер сериала "Башня" (2010)

А поскольку подобных предположений возникнет далеко не одно, то будет предложен полный спектр возможных трактовок: от сугубой мистики через метафизику к просто физике. Однако изобилие версий в данном случае едва ли сможет помочь главным героям. В «Башне» законы диалектики не действуют, и количество отнюдь не переходит в качество

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Рекламный постер сериала "Башня" (2010)

А ещё обращает на себя внимание актерский состав. Не все, конечно, играют ровно, но Игорь Костлевский в образе профессора-физика и Евгения Осипова в роли «трагической блондинки» заставляют зрителя неотрывно следить за действием. А ещё Чулпан Хаматова является сугубо виртуальным персонажем, так сказать «голосом» и «обликом» «Башни», что приветствует гостей.

НУАР-NOIR (с)

0

73

Надо ли соглашаться на «Простые просьбы» случайных подруг?

Сразу же обозначим, что режиссер Пол Фейг считается чем-то вроде кинематографического «подкаблучника» - он при каждом удобном случае старается угодить «прекрасной половине». Но делает это обычно, адаптируя под женские запросы, уже известные ранее сюжеты. В итоге возникает женский вариант «Охотников на привидений», женский вариант полицейской ленты - «Копы в юбках», женский вариант фильма про вечерники – «Девичник в Вагасе» и т.д.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Фрагмент коллажа для афиши фильма "Простая просьба" (2018)

Было лишь вопросом времени, когда сей услужливый малый создаст нечто вроде женского варианта нео-нуара. Если быть предельно точным, то более женский вариант «Исчезнувшей», кою в 2014 году снял Дэвид Финчер. Как говорилось в одном анекдоте про цвет машины: - Представляешь себе ранний рассвет? – Конечно! – Вот такого же оттенка, только зелёная.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Простая просьба" (2018)

Собственно возникает ощущение, что съемочная группа решила поиграть в нуар, сделав правила этого мрачного криминального жанра более мягкими, местами даже ироничными. Ну, конечно же, как мы уже говорили, предназначенными только для барышень, ибо большая часть мужчин в фильме - это либо недоразумение, либо статисты, которые нужны для того, чтобы сюжет двигался в нужном направлении. Задача тоже не самая легкая…

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Простая просьба" (2018)

Итак, есть некоторый тихий пригород, почти что американская провинция, в которой вполне себе уютно живет главная героиня. Она словно бы сошла с журнальных иллюстраций из «идеальных 50-ых годов», только в силу каких-то обстоятельств перенеслась в наше время. Печет, вышивает, ведёт видео-блог, активно вписывается в каждое школьное мероприятие, даже если оное и не совсем интересно её маленькому сыну. Можно было бы сказать, что «комсомольская активистка», но в нуаре был такой типаж – гиперактивная секретарша.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Простая просьба" (2018)

И вот именно к этой в высшей мере милой и неунывающей «мышке» в подруги набивается гражданочка, в которой сразу же чувствуется хищница немалого калибра и немалого аппетита. Ну какой же нуар без роковой красотки? А у Эмили даже при беглом взгляде на её манеры можно заметить запасы фатальности, которой хватило бы на десяток «роковых красоток» из разных фильмов. И собственно дружба-то получается какая-то странная. Если вы знаете законы жанра, то понимаете, что роковым красоткам всегда «что-то нужно», ибо они всегда с «тайными умыслами»…

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Простая просьба" (2018)

А тут всё еще осложняется тем, что «маму-блогера» «фатальная миссис» (тоже, кстати, молодая мама) рискует научить «плохому». Этому содействуют и провокационные разговоры. И употребление напитков (в сугубо чистом виде) аж посреди дня. И во многих случаях просто так – без особого повода, дабы разговор шёл лучше. В итоге просьба приглядеть за сыном не кажется уж совсем странной. На фоне всего прочего даже вполне нормальной.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Простая просьба" (2018)

Однако «фатальная мамаша» пропала, при чем совершенно и бесследно. Её не значится ни в доме модных показов, где она отвечала за маркетинг, ни в других возможных местах обитания. И вот здесь в главной героине просыпается «частный детектив». Помните, мы упоминали гиперактивных секретарш? Таковые в классическом нуаре 40-50-ых годов нередко берут на себя функции «сыщика в юбке». Что собственно Полу Фейгу как создателю ленты только и надо. Ибо даже нарушать логику повествования не придется.

НУАР-NOIR (с)

0

74

В чём главная загадка идеи фильма «11:14»?

Большинство критиков и зрителей в своё время отмечали что «это как бы Тарантино», но, мол, масштабом поменьше, да действие и не столь крутое. Позволим себе не согласиться в корне - режиссер и автор сценария Грег Маркс кроме всего прочего обладатель двух университетских дипломов, и в своей ленте он зашифровал много больше, нежели просто рассказ о забавно-криминальных событиях, случившихся в одну ночь в небольшом городке.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "11:14" (2003)

Для начала дадим формальный взгляд на эту ленту, которая является «как бы» антологией взаимосвязанных между собой историй. Несколько позже эта идея была использована в российской кинокартине «Шапито-шоу» (2011). Подвыпивший тип «принимает» на капот невесть знает откуда взявшийся труп; один из местных хулиганов во время увеселительной поездки лишается по глупости первопричинного места; дружеская парочка имитирует ограбление магазина; местный капитан полиции, больше выпивки любящий только свою дочь, подозревает оную в превышении самообороны и т.д.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "11:14" (2003)

Всё это на первый взгляд - набор странных случайностей, которые случились в одну ночь в одном городке. Однако по мере рассказа об этих происшествиях, вы выясните, что есть очень важное место и очень важный миг, когда все линии сходятся вместе и собственно начинается сама история. И это очень важно для понимания, так как режиссер даёт нам постмодернистский взгляд на историю (это ещё не самая большая тайна фильма).

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "11:14" (2003)

Чем собственно подобный подход отличается от позитивистского восприятие истории (и как некого рассказа, и как большого процесса)? Обычно вы уверены в том, что есть некий несомненный факт: то есть некое событие, случившееся в некотором месте в некоторое время. В условиях постмодернизма, когда форма превалирует над сутью, несомненного факта уже нет. Есть масса субъективных восприятий некоторого события. Как говорится, сколько людей – столько и мнений (восприятий)

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "11:14" (2003)

Конечно, постмодернистская история - это прекрасно, но есть в фильме ещё большая загадка. А именно, откуда были взяты некоторые сюжеты? Не удивляйтесь – значительная часть была заимствована из античной мифологии. Да-да… Вам предложен комплекс античных мифов, перенесённый в реальности маленького американского города начала XXI века.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "11:14" (2003)

Ведь с чего началась в античных представлениях собственно история, как некоторые развивающиеся события? Когда Кронос (то есть Время) лишил Урана его первопричинного места, и из этой пены вышла Афродита. История в её трагическом прочтении в фильме по большому счету начинается с того момента, когда один подвыпивший хулиган решил сходить по малой нужде из машины на ходу и лишился указанного места.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "11:14" (2003)

А как на счет ошибки с «оленем», которая в итоге едва ли не стоила жизни другому персонажу - автомобилисту, тоже кстати подвыпившему? Ведь фактическое иносказание мифа про Актеоне. А коварство всей из себя привлекательной «папенькой дочки», которая хочет развести всех вокруг – разве не лукавство Афродиты? Античный сюжет про рождение Афины из головы Зевса - не есть прямая отсылка к головодробительному сюжету из фильма на кладбище? И подобных аллюзий имеется великое множество: можете поискать сами, представив себе фильм как некую зашифрованную головоломку

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "11:14" (2003)

Опять же главным персонажем фильма является именно время, которое режиссер пытается показать объемно, почти стереоскопически. Почему в фильме пострадали почти все персонажи? А разве вы не помните, что Кронос поглощал своих детей?

НУАР-NOIR (с)

0

75

Фильм про то, что знание будущего может существенно «повредить» карьере

Фильму «Подарок» не очень повезло. Во-первых, сюжет оказался (после выхода ленты) в известной степени растиражированным, а потому при нынешнем просмотре кажется не слишком оригинальным. Во-вторых, режиссер фильма Грег Марк заикнулся о конспирологии и именно после данной ленты, по сути, исчез из кино-пространства. А вот это уже в высшей мере интересное обстоятельство, позволяющее взглянуть на «Подарок» с «несколько иной стороны»

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Подарок» (2009)

Начнем с того, что Грег Маркс, обладатель двух университетских дипломов, всегда стремился творить кино со скрытыми, можно даже сказать зашифрованными смыслами. Что прекрасно продемонстрировал в ленте «11:14» (2003), о которой мы недавно рассказывали. В этом фильме он не только попытался дать изображение постмодернистского восприятия истории и «объемного времени», но осуществил перенос античных мифов в условия американской глубинки.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Афиша фильма «Подарок» (2009)

Нечто аналогичное мы видим и в «Подарке», где в основе сюжета лежит сказочная идея о джине. Только вот в оригинальных восточных сказках этот персонаж весьма лукавый и даже злой на людей за своё заточение в кувшине, а потому норовит исполнить прихоти так, чтобы нанести максимальный вред человеку. Мы могли видеть это в фильмах «Исполнитель желаний» (1997) и «Ослепленный желаниями» (2000), а также в одном из эпизодов седьмого сезона «Секретных материалов» (его название шло без перевода - Je Souhaite , что в переводе с французского означает «Я желаю»)

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Подарок» (2009)

Грег Марк решили вынести сугубо «мистику» за пределы мифологических систем, поскольку в условиях цифровой экономики любое «чудо» может иметь вполне логичное объяснение. По большому счету всего лишь некоторая комбинация цифр, превращенная в текстовое послание, может обеспечить вас деньгами (наиболее частая приходить) или содействовать вашей судьбе. Только вот за подобными «счастливыми случайностями» может стоять вовсе не сказочный персонаж.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Подарок» (2009)

Далеко не случайно оригинальное название ленты говорило не про «подарок», а про «Конспирологический эшелон» или же «Эшелонированный заговор» (это смотря как переводить). В итоге ситуация оказывается много сложнее, нежели могло показаться на первый взгляд. Грег Маркс пытается спрятать вполне серьезные для 2009 года опасения за будущее в фильме, который адаптирован под простенький боевичок. Более того, чем-то напоминающий вышедшую за полгода до этого кинокартину «На крючке»

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Подарок» (2009)

Разве нас не учили, что «бесплатный сыр бывает только в мышеловке»? Разве случайный подарок в виде ультрановой модели сотового, которая ещё не появилась в продаже, не должен вас насторожить? Тем более если приходящие сообщения учат вас «жить», точнее говоря, позволяют избежать массы неприятностей, а еще существенно заработать? Разве это не есть так самая тропка из хлебных крошек, но отличие от сказки ведущая не к спасению, а к указанной мышеловке? Безусловное доверие анониму – это вообще вещь опасная. Вспоминайте кибер-триллер «Открытые окна» (2014)

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Подарок» (2009)

Однако самым важным в фильме является не подлинная цена «подарков», а то кто их сделал. Точнее говоря, ЧТО их сделало. И вот здесь мы выходим на самую интересную вещь, связанную с этим фильмом. Если в ленте «Подарок» пресловутый «Эшелон» показан как весьма опасная и угрожающая любому человеку «вещь», то некоторое время спустя нам как зрителям предложили уже иное восприятие проблемы.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Подарок» (2009)

Для начала странным образом из кино устранили Грега Маркса, а затем был явлен проект «В поле зрения» - сериал, который в основных очертаниях сюжета весьма напоминает «Подарок». Только «Эшелон» заменили на «машину». Ну и оная, конечно же, исподволь готова помогать хорошим людям избегать плохих вещей. Для кино-карьеры весьма неполезно угадывать реальные разработки, ведущиеся имеющейся в реальности корпорацией «Палантир»

НУАР-NOIR (с)

0

76

Что на самом деле происходит в «Человеке из Подольска»?

Вышедший на экраны с полгода назад российский фильм «Человек из Подольска» в немалой степени взбудоражил публику. При чём, в некоторой мере вызвав странное единодушие: нам понравилось, но мы не поняли, про что это. Наиболее частные упоминания, мол, это Кафка - только на отечественном материале, едва ли можно считать достойными внимания, так как тезис про великого пессимиста требует развернутого А употребить просто так слово «абсурд» - это негоже. Даже в рамках самого фильма за это наказывали.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Человек из Подольска" (2020)

Надо учитывать, что Кафка существует не сам по себе, а намеки, что, дескать, «Человек из Подольска», это нечто среднее между «Процессом» и «Игрой» Дэвида Финчера, явно отсылают нас к нуарной традиции. Опять же первую экранизацию «Процесса» Кафки предпринял в 1962 году славный своими странными нуарами Орсон Уэллс (вспоминайте «Мистера Аркадина» и «Печать зла»). Некоторые из идей этого романа были заимствованы Стивеном Содербергом при создании в 1991 году вольной нуар-биографии Кафки.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Человек из Подольска" (2020)

Кого боится маленький, невзрачный человек больше всего? Правильно – сурового, обличенного властью чиновника, апофеозом которого является полицейский. И больше всего человека страшит полицейский, логика поведения коего непостижима. Однако об этих ли страхах - отечественный фильм? Хотя они, конечно, играют важную роль для развития сюжета. Фильм проникнут ощущением безграничной паранойи, когда теряются всякие надежды, что вот-вот и всему найдется логическое объяснение.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Человек из Подольска" (2020)

Если вы не видели ленту, то в двух словах обозначим сюжет. Работающего в Москве жителя Подольска Николая Фролова задерживает наряд полиции и доставляет в отделение, где происходят в чрезвычайно странные вещи. Но разве в высшей мере неоднозначные полицейские и безграничная паранойя не являются отличительными чертами нуарного произведения?

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Человек из Подольска" (2020)

Хотя с «Человека» зря сравнили с «Игрой». В «Игре», несмотря на всю абсурдность происходящего, всё-таки было объяснение оному, надо было лишь взглянуть на события «с другой стороны». А вот после просмотра «Человека» зритель так и остается без ясных ответов. Мол, догадайся сам. Зачем же мы тебя, дорогой друг, полтора часа призывали жить активной, интересной интеллектуальной жизнью и перестать быть безразличным существом?

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Человек из Подольска" (2020)

Странно, что никто не отметил схожести сюжетной конструкции с блистательным фильмом Джузеппе Торнаторе «Простая формальность» (1994). Там тоже задерживают человека, доставляют в участок, задают странные вопросы, призывают обратиться к литературе и искусству. Однако, что мы имеем на выходе? Правильно, по сути, мистический процесс (своего рода Гнозис), то есть признание и смирение с фактом, что вы оказались на пути в «иной мир».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Человек из Подольска" (2020)

Однако разве в «Человеке из Подольска» мы не слышим в качестве саундтрека песню группы «Кураре»: «Смерти нет – есть только ветер»? И тогда происходящее в кадре обретает совершенно иное «прочтение». Опять же становятся понятными многие фразы, включая, недобро звучащее предупреждение: «Теперь мы будем с Вами часто встречаться». Хотя, конечно, что идея «чистилища», что «кругов ада», они не совсем «наши», в большей степени западные.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Человек из Подольска" (2020)

Но разве не о бессмысленности серой жизни говорится в этом фильме? Жизнь дана ради радости познания, а не бесконечного, серого уныния, которым заражен главный герой. Напомним - смертный грех. И ведь бросается в глаза надпись, сделанная в подземном переходе: «Россия - для грустных». А вот это уже невольно отсылает нас к «Граду обреченному» от братьев Стругацких, только на этот раз территория непостижимого города заменена на не менее странный полицейский участок, расположившийся где-то близ Курского вокзала.

НУАР-NOIR (с)

0

77

«Потерянная душа» - что всё-таки было именно утрачено меж каналов?

Фильм итальянского режиссера Дино Ризи «Потерянная душа» (1977), хотя и не относится к самым известным кинолентам, рожденным европейским кинематографом, но является одним из лучших триллеров, созданных на Апеннинах. Более того, фильм претендует на то, чтобы обрести статус «пропущенного шедевра»

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Потерянная душа" (1977)

Дино Ризи, которому мы обязаны первой версией «Запаха женщины» и «Операции Святой Януарий», решительно вышел за рамки типично итальянского джалло с его плохо скрываемым и даже провокационным эротизмом и сознательно дистанцировался от криминальных лент, повествующих о всякого рода преступных сообществах. Он предпочел возвратиться к традиции готического фильма

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Потерянная душа" (1977)

Однако в данной ситуации было решено использовать не столько атмосферу постепенно сгущающегося страха, сколько ощущение нарастающей, неуклонно набирающей силу непонятной, смутной как пугающий сон тревоги. И сценой для подобных переживаний и тёмных предощущений становится Венеция. Но не город любви, как её привыкли преподносить туристам, а город-призрак. От былого величия остались только каналы, да неуклонно разрушающиеся особняки, многие из которых столетиями привыкли хранить мрачные тайны

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Потерянная душа" (1977)

В один из подобных домов пребывает молодой человек. Он намерен постигать искусство живописи, а потому некоторое время должен провести в компании живущих здесь в скромном уединении дяди и тети. Унаследованный ими особняк напоминает саму угасающую и дряхлую Венецию - в некоторых кабинетах ещё удается поддерживать идеальный порядок. Хотя целые этажи пребывают в состоянии запущенности и хаоса.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Потерянная душа" (1977)

Вы с первого же момента понимаете, что в особняке «что-то не так». София Штольц – тетя, блистательно сыгранная Катрин Денёв, предупреждает, что в некоторые уголки здания лучше не заглядывать. Мол, тут не безопасно, так как ступени подгнили. Тема затхлости в фильме стала одной из центральных. Опять же каналы Венеции показаны как заполоненные мусором и нередко дурно-пахнущие во время цветения.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Потерянная душа" (1977)

И почти сразу же выясняется, что в доме есть некие «посторонние» жильцы, скрытые от взгляда людей. Хотя дядя, тетя и служанка поначалу это категорически отрицают. Однако молодой человек по ночам слышит чарующую музыку. Однако он никак не может найти, кто же её играет. А ещё где-то на верхних этажах раздается шум шагов, странные звуки. Там явно что-то происходит

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Потерянная душа" (1977)

Обитатели дома, судя по всему, сами не в восторге, что им приходит хранить некую «тёмную тайну» (в чём она заключается, мы сохраним в секрете, дабы не портить вам удовольствие от просмотра). Однако отметим, что повороты сюжета являются до определенного момента непредсказуемыми. В итоге сложно сказать, чем же не самом деле является «Потерянная душа»: легким фильмом ужасов, готическим триллером, мистико-психологической притчей?

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Потерянная душа" (1977)

В любом случае фильм говорит о невольном единении «дряхлой вечности» и «утраченной юности». Тема, которую некоторое время спустя ярчайшим образом явит в своей гениальной ленте «Голод» (1982) Тони Скотт. Опять же только через «Потерянную душу» можно понять, почему главная роль в «Голоде» досталась именно Катрин Денёв.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Потерянная душа" (1977)

А ещё Дино Ризи самым филигранным образом вписал в повествование отсылки к различным загадочным явлениям, наметив их буквально легкими штрихами, предоставив возможность зрителю самому «додумать», дабы сложить элементы в одну большую «шараду», выходящую далеко за рамки «тёмного особняка». Молебен, более напоминающий собрание тайного общества. Речи «дяди», которого именуют обычно «Инженер», напоминающие застольные речи Гитлера. Упоминание того, что некто сменил распятие на изображение Скорпиона и т.д.

НУАР-NOIR (с)

0

78

Тайна забытого криминального фильма с Брюсом Уиллисом

В рамках подготовки ко дню рождения Брюса Уиллиса мы решили обратиться к ленте, кою совершенно несправедливо забыли. Не то что бы она оказалась в тени первой части «Крепкого орешка» (хотя это тоже), просто отечественный зритель посчитал кинокартину «Закат» (1988) некой безделушкой. Впрочем, в ней есть масса скрытых моментов и даже загадочных тайн

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Закат" (1988)

Начнем с того, с название надо переводить не как «Закат», а как «Сансет», ибо оно содержит отсылку к прославленному нуару «Бульвар Сансет» (1950), в котором сюжет вращался вокруг актрисы немого кино. В данном случае культовый режиссер Блейк Эдвардс («Завтрак у Тиффани», «Большие гонки» и т.д.) решил «поиграть со смыслами». Он предпринял попытку создать очередной гибрид из жанров-антагонистов: нуара и вестерна.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Афиша фильма "Закат" (1988)

Основное действие фильма происходит в Голливуде 1929 года и весьма напоминает типичные романы Рэймонда Чандлера: таинственное убийство, гангстеры, многозначно молчащие красотки, таинственные черные записные книжки, нечистые на руку копы и т.д. Спрашивается, и при чем здесь вестерн?

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Закат" (1988)

Дело в том, что часть действия разворачивается в павильонах, где как раз снимают вестерны. Более того, решено снять фильм о прославленном «законнике» «Дикого Запада» Вайетте Эрпе, для чего оного пригасили на студию в качестве консультанта. И тут опять же есть игра смыслов. Кино-вестерн не имеет ничего общего с реальностью. А в той Эрп не со всем «хороший парень», а точнее говоря, обычный бандит, которого лишь наняли «охранять закон»

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Закат" (1988)

Опять же фильму от нуара досталась фраза «Основано на реальных событиях». А поскольку в своё время оной весьма злоупотребляли, то делается дополненияе «Если не считать пары мелочей». Конечно же, сюжет выдуман от начала до конца. Наверное, самым важным в фильме было желание показать некую «теневую сторону» первой церемонии вручения «Оскара». Она случилась в мае 1929 года, когда реальный Эрп уже «покоился с миром» как полгода

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Закат" (1988)

Однако именно тогда на «Оскар» был номинирован один из первых прото-нуаров, фильм «Рэкет», который в итоге запретили в ряде территорий США. В нём уж слишком неприглядно была показана американская полиция. И именно тема «продажных копов» (как одна из центральных в нуаре) звучит в фильме «Закат». Опять же есть явные отсылки к знаменитому гангстеру «Голландцу Шульцу» («датч» - это не датчанин, как может показаться, это именно «голландец»)

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Закат" (1988)

Заметим, что Эдвардс не первый раз иронизировал по поводу нуара, можно вспомнить в рамках его антологии про «Розовую пантеру» фильм «Выстрел в темноте» (1964). Да и Брюса Уиллиса сей выдающийся кинотворец вовсе ценил не как «героя боевика». Дело в том, что буквально накануне Эдвардс снял Уиллиса в главной роли в комедии «Свидание вслепую» (1987). И весьма остался доволен, а потому решил повторить результат. Но кто же знал, что через несколько месяцев после «Заката» на экраны выйдет «Крепкий орешек» и жизнь актера изменится раз и навсегда?

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Закат" (1988)

К слову сказать, если посмотреть на съемки, в которых принимал участие (по сюжету) персонаж Уиллиса, то речь идет (скорее всего) о фильме «Моя дорогая Клементина», а стало быть, персонаж Уиллиса как бы был «проекцией» Генри Фонда. Хотя в реальности съемки состоялись не в 1929 году, а полтора десятилетиями позже, но разве это важно для данной «истории»?

НУАР-NOIR (с)

0

79

Провидческий фильм, который дал нео-нуару Стейси Кича

Дорогие друзья, давайте мы для начала дадим ответ, наверное, на самый интригующий вопрос: в чём же прозорливость создателей фильма «Новые центурионы»? Дело в сцене беседы в баре, когда уходящий на пенсию сержант Кельвинский прощается со своим напарником, молодым офицером полиции Роем Фелером. И именно тогда в разговоре звучит фраза о том, что всякого рода политики и законодатели только имитируют борьбу с преступностью. А проще говоря, закрывают глаза на существующие проблемы.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Новые центурионы" (1972)

Прошло полвека и эта максима перестала быть каким-то отвлеченным суждением, фантазией утомленного жизнью копа. События в США ярко показали, что полицией можно просто напросто «пожертвовать» во имя «далеко идущих целей». И не случайно персонаж только начавшего своё восхождение на вершину криминального кинематографа Стейси Кича сравнивает Америку с находящейся на грани крушения Римской Империей. А патрулирующих беспокойные улицы простых полицейских с «новыми центурионами»

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Афиша фильма "Новые центурионы" (1972)

Указанный фильм вышел на экраны в 1972 году, когда набирал неимоверную популярность «полицейский триллер», который через т.н. «городской вестерн» восходил к классическому нуару. В этом жанре решительный и героический персонаж из числа полицейских воздавал всех злодеям, их подручным и нечистым на руку коллегам. Хотя в отличие от нуара уже не все явленные в фильме полицейские являлись «грязными».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Новые центурионы" (1972)

Однако в «Новых центурионах» ситуация выглядит совершенно иной. Служащих полиции совершенно не идеализируют, но и не делают повально продажными. Это - живые люди, у каждого из которых есть свои проблемы. В рамках только-только возникшего нео-нуара эта лента относилась к «криминальному реализму», который во многом был сродни документальным расследованиям и «реальным репортажам». Собственно в родстве с нуаром не было ничего странного, так как на заре своей карьеры режиссер Ричард Флейшер создал несколько неплохих мрачных криминальных фильмов: «Легкая мишень» (1949), «Узкая грань» (1952) и т.д.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Новые центурионы" (1972)

Опять же весьма показательно, что именно благодаря роли Роя Фелера, офицера полиции из Лос-Анджелеса, Стейси Кич получил роль частного детектива Майка Хаммера, которая сделала актера одним из самых известных и легко узнаваемых символов нео-нуара. Нельзя не отметить, что по ходу действия в «Новых центурионах» у его персонажа появляются усы, а потому образы перепутать фактически невозможно

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Новые центурионы" (1972)

На самом деле Роя Фелера можно назвать лишь условно главным героем фильма - просто ему досталось больше всего экранного времени. В действиртельнотси подобных действующих лиц несколько – это те копы, что денно и нощно патрулируют улицы Лос-Анджелеса, города весьма неспокойного. Именно по этой причине и являющегося главным «нуар-сити» мирового кинематографа.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Новые центурионы" (1972)

Эти полицейские лишены иллюзий относительно того, что они могут изменить мир к лучшему, они лишь выполняют свою работу и делают это, как могут. Когда-то просто следуют инструкции, иногда прислушиваются к голосу совести. У них нет особого отношения к кому-то, им всё равно, кого защищать, равно как - «вязать»: белых, черных, разноцветных и т.д.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Новые центурионы" (1972)

Работа патрульным, показана лишенной всякой романтики. Как тяжелый и изнурительный труд, который полностью выматывает и «выжигает» человека изнутри. Не случайно вначале Рой Фелер был идеалистом, который хотел лишь заработать денег, дабы продолжить свою учебу на юриста. Однако с каждым новым днем его восприятие реальности становится всё более и более фатальным. Он уже не ожидает от жизни ничего хорошего и идёт по ней чисто механически. И далеко не случайно в одной из первых сцен фильма вы можете видеть на стене в полицейском участке ряды фотографий. Это те, кто погиб при несении службы…

НУАР-NOIR (с)

0

80

Или ещё раз о негативном образе мегаполиса в мрачном кинематографе

Есть такое явление в культуре: смысл и восприятие чего-то меняются со временем. Когда приблизительно лет двадцать назад я впервые увидел фильм «Грязные прелести», то безгранично сопереживал главным героям. Недавно его пересмотрел вновь. И не почувствовал ни капли грусти, только стремление к холодному анализу. То ли я серьезно поменялся, то ли мир, в котором мы живем, стал иным.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Грязные прелести" (2002)

Надо сказать, что блистательная французская актриса Одри Тоту – редкая гостья в криминальном кино, которое по уровню своей мрачности восходит к классическому нуару. Более того, в фильме она играет вовсе не француженку. Она предстает в образе турчанки Сенай Гелик, которая волю судеб оказалась в Лондоне. И здесь пытается заработать себе на жизнь, став горничной в отеле «Балтик», расположенном где-то в южных районах британской столицы.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Грязные прелести" (2002)

Фильм был снят в нулевые, когда казалось, что вся модная жизнь переместилась в Лондон и весь мир вращается вокруг этого города. Впрочем, в самом фильме вы не увидите ни намека на указанное «прикинутое бытие» - только его невзрачную изнанку. Режиссер Стивен Фрирз словно вспомнил, что начинал свою карьеру в кино с создания мрачной пародии на нуар – фильма «Сыщик» (1971)

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Грязные прелести" (2002)

Собственно пародийные элементы в этой беспросветно мрачной ленте, стиль которой граничит с социальных трэшем, сможет обнаружит только знаток кино. Например, можно вспомнить шокирующую сцену из фильма Копполы «Разговор» (1974), когда из засорившегося унитаза в гостиничном номере едва или не фонтаном начинает бить кровь.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Грязные прелести" (2002)

Впрочем, в случае с рассматриваемым нами фильмом, нечто аналогичное уже не взывает шока. Портьте деловито ковыряется в сантехнике, из которой на пол льется вода. В ней что-то не так… Что именно? Человеческое сердце, невесть знает как попавшее в трубу, и «отказывающееся» исчезать в недрах канализации. Темнокожий портье кладет страшную находку в белесый целлофановый пакет и несет старшему по отелю. Тот невозмутимо парирует: «Ты нашел – ты и сообщай в полицию»

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Грязные прелести" (2002)

Большая часть персонажей фильма не хочет общаться с полицией, потому как они либо нелегальные эмигранты, либо их виза давным-давно закончилась. Страшнее копов для них лишь эмиграционная служба. И Лондон для них не место жительства, а локация для выживания. В том числе и для героини Одри Тоту, которая невольно оказывается втянутой в криминальную историю с очень большими последствиями.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Грязные прелести" (2002)

Ещё раз отметим, что фильм близок по своему стилю к классическому нуару, так как криминальный сюжет является всего лишь поводом, дабы показать изнанку большого города. Что произошло в злополучном 510-м номере отеля несложно догадаться. Моделей криминального бизнеса не так уж много, как может показаться.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Грязные прелести" (2002)

Если обратить внимание на некий элемент пародийности, то обращает на себя внимание концовка фильма, в которой несколько «нетитульных» действующих лиц произносят обличительную речь, мол, мы вас обслуживаем, работаем на вас за гроши и т.д. Здесь можно указать на аналогичный пассаж из «Бойцовского клуба» (1999). Различие состоит лишь в том, что в фильме Дэвида Финчера это говорит вполне белый персонаж, только лишь пребывающий на социальной ступеньке, отведенной для «офисного планктона», который мыслился едва ли не как «новый пролетариат»

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма "Грязные прелести" (2002)

Почему сейчас «Грязные прелести» воспринимаются совершенно иначе, нежели двадцать лет назад? Потому что возникает вопрос: а кто сказал, что Лондон – это город мечты? Опять же разве главных героев не ждут на Родине? Или лучше чистить унитазы в Лондоне, чем работать уважаемым врачом в Нигерии?

НУАР-NOIR (с)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Когда нуар был ещё жив. История нуара