«Тишина белого города» - ритуалы серийного преступления
С того момента, как испанские триллеры, став основой т.н. «иберийского нуара», вышли по своему значению для культуры и кинематографа далеко за пределы Юго-Западной Европы, то испанские режиссеры с фанатичной одержимостью пытаются создать нечто, что затмило бы все прочие мрачные кино-творения. Впрочем, в данном случае они прибегают не к тактике «снайперских выстрелов», а опираются на «плотность огня». То есть, если делать регулярно и методично, то рано или поздно какая-то лента взлетит на Олимп
Кадр из фильма "Тишина белого города" (2019)
И с каждым годом интересных новинок становится всё больше и больше. Хотя далеко не все они попадают к нам в прокат, нередко находясь только в сети, без дубляжа, но с субтитрами. Именно так произошло с фильмом 2019 года «Тишина белого города». Что вдвойне обидно, явно уступающую ему по качеству кинокартину «Убийство по открыткам» (2020), в российский прокат пустили, а в высшей мере интересное «криминальное детище» режиссера Даниеля Кальпарсоро – нет
Афиша фильма "Тишина белого города" (2019)
Этот испанский режиссер уже давно и плотно «оседлал» криминальную тему, радуя зрителя «триллерами с изюминкой». Например, за фильм 1997 года «Вслепую» он даже был номинирован на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. А ещё были «Те, кого нет» (2005), «Сто лет прощения» (2015), «Уведомление» (2018) и т.д.
Коолаж для афиши фильма "Тишина белого города" (2019)
Для начала надо сказать несколько слов об актерском составе. Во-первых, в фильме наличествует в одной из ролей главная «криминальная нимфа» Испании, актриса Аура Гарридо, которая со своей кроткой стрижкой появлялась в нескольких десятках фильмов и сериалов (вспоминаем «Убийства в стиле Гойи» и «Министерство времени»). А ещё в фильме одного центральных персонажей сыграла «преступная матрона» Белен Руэдо. Нечастое соседство этих двух известных актрис в недрах одного фильма мы могли наблюдать в последний раз в весьма интересном триллере «Тело» (2012)
Кадр из фильма "Тишина белого города" (2019)
А теперь собственно о самом фильме, который невольно напоминает некоторыми своими эпизодами и «Багровые реки», и «Убийства в Оксфорде», и «Молчание ягнят», и, конечно же, ставшую бесконечной французскую эпопею «Убийства в…», когда действие каждой ленты происходит в новом городе, который как бы подается с некой интересной и привлекательной точки зрения (кулинария, архитектура, музеи). Так вот «Тишина белого города» тоже напоминает туристический «буклет», который призван своими картинками умножить количество гостей.
Кадр из фильма "Тишина белого города" (2019)
Опять же злодеяния поданы насколько таинственно, что поражаешься изобретательности сценариста. К слову сказать, был использован типичный для нуара прием – вы почти с самого начала знаете, кто преступник. Неясны лишь некоторые аспекты его мотивации, а также непонятно, сможет ли полиция его поймать. А маньячинка оказался не просто эстетом, а прямо-таки интеллектуалом и экспертом в вопросах старины.
Кадр из фильма "Тишина белого города" (2019)
Он совершает парные убийства одногодок. Вначале мальчика и девочки, затем юноши и девушки, затем мужчины и женщины. И двигается он с неумолимой методичностью, с «шагом» через пять лет. Вначале жертвам именно столько, затем десять лет, потом пятнадцать, далее двадцать. А тела он оставляет у объектов, символизирующих возраст местной культуры: от архаики через Средневековье к Новому времени. Убийцу прозвали «спящим», ибо он оставлял тела, прикрыв подсолнухами будто бы заснувшими
Кадр из фильма "Тишина белого города" (2019)
Полиции кажется, что она арестовала убийцу. Однако в какой-то момент «спящий» вернулся (почти как заголовок романа Герберта Уэллса). И приходится начинать расследование заново. А заодно идти на контакт с осужденным (явные отсылки к «Молчанию ягнят»). Хотя фильм не смог дотянуть до уровня этого шедевра. Картинка очень неплохая, есть динамика, интересные моменты. Однако не ведомо, почему полиция не обращала внимания на символизм убийств. Услуги эксперта по ритуальной семантике напрашивались сами собой.
НУАР-NOIR (с)