Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Когда нуар был ещё жив. История нуара


Когда нуар был ещё жив. История нуара

Сообщений 61 страница 70 из 175

61

«Тишина белого города» - ритуалы серийного преступления

С того момента, как испанские триллеры, став основой т.н. «иберийского нуара», вышли по своему значению для культуры и кинематографа далеко за пределы Юго-Западной Европы, то испанские режиссеры с фанатичной одержимостью пытаются создать нечто, что затмило бы все прочие мрачные кино-творения. Впрочем, в данном случае они прибегают не к тактике «снайперских выстрелов», а опираются на «плотность огня». То есть, если делать регулярно и методично, то рано или поздно какая-то лента взлетит на Олимп

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Тишина белого города" (2019)

И с каждым годом интересных новинок становится всё больше и больше. Хотя далеко не все они попадают к нам в прокат, нередко находясь только в сети, без дубляжа, но с субтитрами. Именно так произошло с фильмом 2019 года «Тишина белого города». Что вдвойне обидно, явно уступающую ему по качеству кинокартину «Убийство по открыткам» (2020), в российский прокат пустили, а в высшей мере интересное «криминальное детище» режиссера Даниеля Кальпарсоро – нет

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Афиша фильма "Тишина белого города" (2019)

Этот испанский режиссер уже давно и плотно «оседлал» криминальную тему, радуя зрителя «триллерами с изюминкой». Например, за фильм 1997 года «Вслепую» он даже был номинирован на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. А ещё были «Те, кого нет» (2005), «Сто лет прощения» (2015), «Уведомление» (2018) и т.д.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Коолаж для афиши фильма "Тишина белого города" (2019)

Для начала надо сказать несколько слов об актерском составе. Во-первых, в фильме наличествует в одной из ролей главная «криминальная нимфа» Испании, актриса Аура Гарридо, которая со своей кроткой стрижкой появлялась в нескольких десятках фильмов и сериалов (вспоминаем «Убийства в стиле Гойи» и «Министерство времени»). А ещё в фильме одного центральных персонажей сыграла «преступная матрона» Белен Руэдо. Нечастое соседство этих двух известных актрис в недрах одного фильма мы могли наблюдать в последний раз в весьма интересном триллере «Тело» (2012)

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Тишина белого города" (2019)

А теперь собственно о самом фильме, который невольно напоминает некоторыми своими эпизодами и «Багровые реки», и «Убийства в Оксфорде», и «Молчание ягнят», и, конечно же, ставшую бесконечной французскую эпопею «Убийства в…», когда действие каждой ленты происходит в новом городе, который как бы подается с некой интересной и привлекательной точки зрения (кулинария, архитектура, музеи). Так вот «Тишина белого города» тоже напоминает туристический «буклет», который призван своими картинками умножить количество гостей.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Тишина белого города" (2019)

Опять же злодеяния поданы насколько таинственно, что поражаешься изобретательности сценариста. К слову сказать, был использован типичный для нуара прием – вы почти с самого начала знаете, кто преступник. Неясны лишь некоторые аспекты его мотивации, а также непонятно, сможет ли полиция его поймать. А маньячинка оказался не просто эстетом, а прямо-таки интеллектуалом и экспертом в вопросах старины.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Тишина белого города" (2019)

Он совершает парные убийства одногодок. Вначале мальчика и девочки, затем юноши и девушки, затем мужчины и женщины. И двигается он с неумолимой методичностью, с «шагом» через пять лет. Вначале жертвам именно столько, затем десять лет, потом пятнадцать, далее двадцать. А тела он оставляет у объектов, символизирующих возраст местной культуры: от архаики через Средневековье к Новому времени. Убийцу прозвали «спящим», ибо он оставлял тела, прикрыв подсолнухами будто бы заснувшими

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Тишина белого города" (2019)

Полиции кажется, что она арестовала убийцу. Однако в какой-то момент «спящий» вернулся (почти как заголовок романа Герберта Уэллса). И приходится начинать расследование заново. А заодно идти на контакт с осужденным (явные отсылки к «Молчанию ягнят»). Хотя фильм не смог дотянуть до уровня этого шедевра. Картинка очень неплохая, есть динамика, интересные моменты. Однако не ведомо, почему полиция не обращала внимания на символизм убийств. Услуги эксперта по ритуальной семантике напрашивались сами собой.

НУАР-NOIR (с)

0

62

Один из лучших молодежных триллеров или почему опасно играть в «серийщика»

Дорогие друзья, как вы, наверное, уже заметили у нас слабость к качественным фильмам, которые критика несправедливо встретила в штыки. Сегодня у нас рассказ об одном из лучших молодежных триллеров «Волк-одиночка» (2005), который как раз по причине злобности критики ускользнул от внимания массового зрителя. И совершенно зря

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Волк-одиночка" (2005)

Начнем с того, что это совершенно не слэшер, как утверждалось, так как в фильме вообще нет пресловутой «кровищи». Во-вторых, это не молодежный ужастик и лента не имеет ничего общего ни с «Криком» (1996), ни с кинокартиной «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» (1997), ну если не считать того, что действие разворачивается в молодежной среде. Если уж сравнивать «Волка-одиночку» с чем-то, то это напоминает нечто среднее между «Гарри Поттером» и психологическим триллером «Сплетня» (2000)

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Афиша фильма "Волк-одиночка" (2005)

Более того, в фильме есть множество моментов, которые роднят его с легендарной «Игрой» (1997) Дэвида Финчера. И если бы этот гений от кинематографа не снял своё творение, когда сложно поверить в реальность происходящего, то «Волка-одиночку» можно было смело бы провозгласить гениальной лентой, совершивший качественный прорыв в деле создания загадочных и мрачных фильмов. Но увы-увы… Хотя это не мешает назвать фильм просто талантливым

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Волк-одиночка" (2005)

Итак, действие происходит в кампусе какого-то невероятно престижного американского колледжа, куда переводят новенького. Юношу далеко с неидеальной биографией, но хорошими связями у состоятельного папаши. Так получилось, что накануне этого в лесу убили девушку, но не из числа учащихся, а из «местных», к которым детишки богатых родителей относятся с высокомерным презрением. А ещё наиболее продвинутая часть оных по ночам играет на деньги в «Волк и овцы», почти точную копию отечественной забавы – игры «Мафия»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Волк-одиночка" (2005)

Впрочем, это занятие быстро надоедает и возникает новая идея, а не запугать ли нам весь кампус слухами, что в округе орудует серийный убийца. Благо, что убийство девушки дает для этого убедительный повод. Компания детишек быстро сочиняет, как им кажется убедительную историю, дескать, в одном из соседних колледжей некоторое время назад происходил вот такой кошмар… И сей кошмар живописует преступления, возлагая ответственность на выдуманного убийцу в оранжевой лыжной маске

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Волк-одиночка" (2005)

Собственно розыгрыш заходит несколько дальше, чем предполагалось и в итоге в кампусе «убийца в оранжевой маске» становится чем-то вроде популярного мема, который используют и на вечерниках, и для шуток. Однако есть подозрение, что некто, предположительно действительный убийца этим весьма и весьма недоволен. Но провести грань между реальной угрозой и инсценировкой очень трудно. Рубеж между опасностью и «разводом» вовсе исчезает, что ведёт к трагическому финалу

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Волк-одиночка" (2005)

Если бы в фильме просто бегал маньячина с ножом в оранжевой маске, то на ленту можно было бы не обращать внимания. В фильме всё много сложнее. Не в пример сложнее, чем может показаться на первый взгляд, да и на второй тоже. Опять же финал будет настолько коварно шикарным, что в состоянии вызвать восторг даже у истинных знатоков мрачного кино.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Волк-одиночка" (2005)

Что ещё можно хорошего сказать об этом фильме? Весьма удачный актерский состав и отличное музыкальное сопровождение. Опять же весьма примечательно, что лента была снята всего лишь за «никакой» миллион долларов. Что еще раз свидетельствует: оригинальная идея немало важнее сказочного финансирования. И напоследок можем дать одну подсказку: когда в «очередном» финале одна героиня признает своего «непредставительного отца», то сразу же возникает в памяти сцена из «Дикости» (1998), когда Сьюзи Толлер читает Луи Фердинанда Селина, находясь в убогом трейлере.

НУАР-NOIR (с)

0

63

Криминальная трэш-комедия, доказывающая, что Тарантино возник не на пустом месте

Мы уже делали несколько выпусков, посвященных сугубо бельгийскому криминальному и мрачному кино, которое является редкой вещью. Вот в «содружестве» с Германией или Францией бельгийцы снимают часто, а сами по себе – почему-то нет. Из интересующих нас проектов можно вспомнить разве что фильм «Убийцы» (2017), да сериал «Отель Бо Сежюр» (2016)

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Человек кусает собаку" (1992)

Тем интереснее проект, о котором мы будем сегодня повествовать. Во-первых, публика увидела его в далёком по нынешним временам 1992 году. Во-вторых, фильм собрал ТАКОЕ количество наград, что перечислять их не хватит времени (посмотрите лучше на изображение афиши, что приведено ниже). Опять же фильм во многом предвосхитил киношное безумие 90-ых годов, в известной степени даже стал предтечей «Прирожденных убийц» (1994), снятых Оливером Стоуном по сценарию Тарантино

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Человек кусает собаку" (1992)

По формальному признаку фильм повествует о буднях Бена, кажущегося вполне милым парнем. Он, засиживаясь то в кафе, то в ресторане, рассуждает о проблеме доверия, о значении цвета кирпичей для общественных настроений, о поэзии, может даже экспромтом выдавить из себя нечто стихотворное. Не истинный интеллектуал, но умник, который не прочь поговорить «на камеру»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Человек кусает собаку" (1992)

А вот в перерывах между разговорами он убивает, причем, убивает много и хладнокровно. Даже как-то сложно типизировать его преступления. Для маньяка он излишне рационален и не подвержен эмоциональным порывам, опять же убийства сугубо ради денег. Отморозок? Хотя сам он отрицает это. После очередного убийства он говорит снимающей его группе. «Деньги-то у меня есть, вот этих троих я прикончил зря. Вынужден признать это. Я же не отморозок какой-то»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Человек кусает собаку" (1992)

Фильм «Человек кусает собаку» - это мрачнейшая социальная сатира на общество «нового типа» (знали бы создатели ленты, что будет в 2020 году). Мораль распадается на несвязанные друг с другом фрагменты. Убийство превращается в своего рода игру. Но при этом непременно надо соблюдать пресловутую корректность. В одном из эпизодов Бен говорит: «Не так давно я убил двух арабов со стройки. Пришлось их закатать в бетон, но я, конечно, повернул их лицами в сторону Мекки, на Восток».

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Человек кусает собаку" (1992)

Самое удивительное заключается в том, что убийства в фильме не воспринимаются как реальное насилие, хотя показаны они весьма убедительно. Мы видим опошление смерти, превращение её в обыденность, становление частью ландшафта банального человеческого бытия. Невольно вспоминается небольшой диалог из фильма Вуди Аллена «Разбирая Гарри» (1997): «- Говорят, ты съел свою бывшую жену… - А что в этом такого? Кто-то топит, кто-то травит, а я съел».

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Человек кусает собаку" (1992)

Это даже не банальность зла, это пошлость злодеяния и как всякая пошлость оное стремится быть «милым» и даже в чём-то «привлекательным». Посмотрите на меня, как чудно музицирую, даже улавливаю, если Валери ошиблась с нотой. Разве я не чудо? Ну а то, что убиваю людей, ну так всем же надо зарабатывать на жизнь

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Человек кусает собаку" (1992)

Создатели фильма вели съемки в известной степени в секретности, для чего использовали собственные имена. Это должно было придать ленте ощущение фатальной документальности. Например, родственники Бенуа Пульворда (Бена) понятия не имели, о чём будет создаваемый фильм, а потому мило болтают в кадре. В этом есть некий момент спонтанности. По этой причине у ленты было второе название – «Происходящее рядом с вами». То есть пошлое злодейство может жить буквально по соседству и вежливо раскаливаться каждое утро в лифте.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Человек кусает собаку" (1992)

К слову сказать, надо объяснить, почему фильм назван именно «Человек кусает собаку». Бен как убийца говорит, что пытается не привлекать к себе внимания, а потому «работает по мелочи». Это вызывает памяти фразу одного из столпов американской журналистики. Чарльз Дейна как-то сказал: «Если пёс покусал мужчину, то это не новость, но вот если наоборот...»

НУАР-NOIR (с)

0

64

«Отель» - если бы Тинто Брас жил в России и снимал детективы

Почти по всем формальных признакам фильм 2015 года «Отель» надо ругать. Излишне много откровенных сцен, которые угрожают вывести ленту в категорию фильмов с маркировкой иксами. Слабоватое знание юридических тонкостей, особенности в части проблем наследования. Странные представления о ведении расследований, равно как то, как реальные опера относятся к красавчикам из числа «бывших» и т.д. Но…

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Отель" (2015)

Но есть в этом фильме нечто неуловимое. И мы вовсе не про то, что главный герой при любом удобном случае норовит лишить всевозможных женских персонажей «лишней одежки». Наверное, всё-таки мы подразумеваем то, что этот фильм в себе скрывает, а именно подающий надежды сюжет, который (увы-увы) так и остался не раскрыт

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Отель" (2015)

Тема полупустой гостиницы где-то в заповедной зоне, отрезанной от лишних глаз, вообще перспективная. И мировой, равно советский кинематограф это любил. Достаточно вспомнить фильмы «Выкуп» (1986) или «Отель „У погибшего альпиниста“» (1979) (хотя там заведения не совсем пустые). И начало у лента вполне интригующее. Владелец ещё не открывшегося отеля, который временно пустует, дожидаясь первых гостей, хватается за пистолет и выскакивает в темный коридор, оглашая оный криками: «Кто здесь? Я знаю, что ты здесь!!!»… Жуть, да и только

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Отель" (2015)

А затем указанный владелец, в прошлом криминальный воротила, прибывает в «порт пяти морей», лучезарную столицу нашей необъятной Родины, город-герой Москву, где нанимает «специалиста». Кто сей на самом деле сложно сказать. В одной версии – частный детектив. В другой – юрист, специализирующийся на разводах (не в смысле «кидках», а в смысле прощания с брачными узами)

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Отель" (2015)

На практике есть нечто среднее, это собиратели компромата на неверных супругов, дабы можно было смело разорвать брачный контракт, оставив без отступных «благоверного» или «горячо любимую». Но тут явно не то. Да и детектив как-то излишне по-актерски красив. Реальные сыщики невзрачны и традиционно обладают сломанным носом, ибо рано или поздно появляются недовольные, которые явно сильнее оных.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Отель" (2015)

В итоге сыщик прибывает в пустующий отель, где должен получить задание. «Что» и «как» заказчик не удосужился сказать. Опять же странно, но в противном случае не было бы сюжета. И уже на месте модельной внешности сыщик обнаруживает, что владелец отеля накануне отправился на небеса. И вроде бы как естественным способом. Однако если принять во внимание, что оный намеревался огласить новое завещания, то это в высшей мере подозрительно.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Отель" (2015)

В остальное экранное время сыщик пытается раскрыть тайну смерти, за которой следует ещё парочка других. Для этого он активно общается с немногими постояльцами и сотрудниками отеля. Если не считать портье и начальника охраны, то беседы с женщинами - а их в отеле четыре: относительная молодая сестра, сравнительно молодая жена и безусловно молодая дочь погибшего + неопределенно молодого возраста горничная – получают наиболее выразительными. В трех из четырех случаев даже амурно интенсивные.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Отель" (2015)

Надо сказать, что сама тайна не очень замысловатая. И чем-то напоминает то ли «Убийство в восточном экспрессе», то ли «Восемь женщин» (2001) Франсуа Озона. Хотя по большому счету лента создавалась как большой рекламный ролик отеля, название которого регулярно появляется в кадре. Как говорится, «джинса» - наше всё. Хотя в итоге картинка производит хорошее впечатление. Что, принимая во внимание количество минусов сюжета, даже удивительно

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Отель" (2015)

Ну не так выглядят отели накануне своего открытия. Не сервируют в оных все столы в ресторане, ибо потом скатерти замучается стирать (и кто бы это делал в данной ситуации). А болтливых портье, которые сказали больше дежурной фразы: «Хорошего Вам дня» - тут же увольняют. Хотя принимая во внимание общий колорит, это уже не важно. Смотреть или нет данный фильм - это уже сугубо ваш выбор. Мы же воздержимся от очевидных оценок.

НУАР-NOIR (с)

0

65

За нами следит «Машина» или «Палантир»?

Дорогие друзья, если вы не верите в конспирологию, то изучите любое учебное пособие по мерчандайзингу (то есть о выкладке товаров на полках магазинов). Вы с немалым удивлением узнаете, как вас «заставляют» покупать то, что вам, по сути, не нужно. Ну и заодно сможете научиться покупать именно то, что вам требуется. Почти вся такая квазинаучная дисциплина как маркетинг является хозяйственной конспирологией, так как базируется на манипуляциях.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из сериала "В поле зрения" (2011-2015)

Если говорить применительно к сериалам, то здесь три типа проблемы. Во-первых, сериал внезапно закрыли, так как там прозвучало нечто «лишнее» (так называемое «умолчание»). Во-вторых, в сериале наоборот излишне много рассказывают, но в ироничном духе («забалтывание проблемы»). Прекрасный повод обвинить собеседника, что тот пересмотрел телевизор. А ещё есть сериалы, которые тестируют и проверяют реакцию публики на некоторые возможные события. Именно так произошло с проектом «В поле зрения» (2011-2015)

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Гароль Финч, создатель "машины". Кадр из сериала "В поле зрения" (2011-2015)

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Реальный Алекс Карп

Создатели даже не стали особо скрывать, что один из главных героев весьма похож на владельца корпорации «Палантир» Алекса Карпа. Никогда не слышали? Не переживайте. Всякого рода Стивы Джобсы, Цукерберги и Биллы Гейтсы – это лишь уловка «социальной инженерии». Так сказать «рукотворные иконы», наличие которых позволяет крутиться винтикам машины. Их назначили на роль успешных людей, дабы те предлагали публике модели поведения. Хотя на практике «гении» (оказывается) ничего не могут. Можно вспомнить ситуацию, когда Джобс «зарубил» в своё время идею смартфона, мол, эта ерунда никому и никогда не будет нужна.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из сериала "В поле зрения" (2011-2015)

Хотя затем на горизонте появлялись весьма загадочные хедж-фонды, которые настойчиво двигали именно в сторону «успеха». Как объединение графической оболочки, смартфона и социальных сетей позволяет контролировать человека, вы уже догадайтесь сами – это несложно. Куда более важно, все эти персонажи на собраниях «закулисы» получают лишь скамеечку в фойе. А вот Алекс Карп, например, на собраниях «Бильдербергского клуба» появляется как равный, на некоторых даже поглядывает свысока.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из сериала "В поле зрения" (2011-2015)

Если вы посмотрите на список «заказчиков» и «спонсоров» корпорации «Палантир», то таковых даже под одеялом шепотом упоминать боязно, не то что проводить в сетевом материале. Опять же весьма важно, что «Палантир» - это «всевидящее око» (шары) из сказочного наследия Толкиена.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из сериала "В поле зрения" (2011-2015)

Подопечные Карпа вообще тяготеют к творческим изыскам. Программу семантического анализа, позволяющую выявлять неявные связи в обществе, назвали «Готем» (это мрачный город, где обитал «Тёмный рыцарь» - Бэтмен). Аналогичную, только в отношении числовых данных нарекли «Метрополис» - название величайшего фильма эпохи и от великого режиссера Фрица Ланга

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из сериала "В поле зрения" (2011-2015)

А ещё есть множество проектов, о сути которых можно только догадываться. Однако тестирование реакции публики через сериал «В поле зрения» позволяет предположить, что речь идет о действительно искусственном интеллекте, который способен принимать решения на основании титанических массивов данных. В сериале явлена лишь легкая версия этой проблемы. Дескать, есть «машина», которая может вычислять ещё несовершенные преступления.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из сериала "В поле зрения" (2011-2015)

Технического гения, который по заказу спецслужб создал указанную «машину», играет Майкл Эмерсон (вспоминайте самого плохиша из «ЛОСТа»), ему помогает бывший оперативник. Собственно кажется, что «машина» делает доброе дело. Однако есть некая специфика, она («машина») недостижима и фактически тотальна. Между «всеобщей помощью» и «тотальной слежкой» всего лишь один незаметный шаг. В данном случае было интересно, как публика отнесется к «машине», от которой не укрыться. Хотя, конечно же, подобная депривация преподносится под соусом «благих намерений»

НУАР-NOIR (с)

0

66

«Убийца внутри меня» - техасские фрустрации и тёмные желания

По формальному признаку роман Джима Томпсона «Убийца внутри меня», который увидел свет в 1952 году, сложно отнести к высокой литературе. Да и сам автор был типичным порождением «макулатуры», хотя и весьма востребованный в кинематографе - можно вспомнить неоднократно явленный на экране «Побег». Однако всё-таки «Убийца внутри меня» был куда более «лакомым кусочком», хотя бы потому, что это произведение в своё время весьма возмутило некоторую часть общественности

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Убийца внутри меня" (2010)

И уже по этой причине его решили экранизировать в 50-ые годы, даже на одну из главных ролей запланировали Мэрилин Монро. Однако со съемками тянули, затем не стало главной «блондинки Голливуда», и на некоторое время про проект забыли. Не по зубам роман оказался и Квентину Тарантино, хотя он был далеко не первым в этом списке. Роман словно «неуловимый мститель» уходил от режиссеров.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Афиша фильма "Убийца внутри меня" (2010)

Конечно, была экранизация 1976 года, где главную роль отвели только-только набиравшему популярность Стейси Кичу (ещё не примерившему на себя образ Майка Хаммера), но получилось не очень сильно. Собственно фильм смог «родиться» только десять лет назад. И опять же его судьбу нельзя назвать счастливой. Он произвел хорошее впечатление на кинофестивалях, но в силу исключительной провокационности попал лишь в ограниченный прокат.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Убийца внутри меня" (2010)

Если вы не читали оригинальную повесть, то попытаемся намекнуть относительно того, что совершается в ленте. Дело происходит в техасской глуши, где шерифа и его заместителя принято считать «добрыми помощниками местных жителей». Роль молодого помощника досталась Кейси Аффлеку (младшему брату куда более известного Бена). Тот не был новичком в криминальном жанре. Можно вспомнить весьма неплохую роль в «бостонском нуаре» «Прощай, детка, прощай» (2007)

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Убийца внутри меня" (2010)

И на этот раз сыграл хорошо, настолько хорошо, что его образ даже стал противен. Собственно, что и требовалось. Лу Форд (так зовут персонажа Аффлека) смазливый служитель закона с дребезжащим голосом. Слишком правильный на людях для того, чтобы не иметь тёмной стороны. Как раз иллюстрация к тезису о том, что надо опасаться «тихонь» и «смазливчиков». И в данном случае «милый парень» оказался умеющим притворяться «мерзким психопатом»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Убийца внутри меня" (2010)

За ним едва ли не с юности тянется след странных происшествий. Однако принято считать, что в небольших городках нет злодеев. А потому всё списывают на случайности. Однако когда случайностей становится слишком много, то это уже напоминает закономерность. Конечно, формально улик нет, да и кто их будет искать в глухомани? Но вокруг Лу Форда «образуются» трупы.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Убийца внутри меня" (2010)

Собственно даже когда вы не сомневаетесь, кто убийца, вы продолжаете терзаться вопросом: а зачем он убийца? В персонаже нет ни маниакальной одержимости, ни гениальной расчетливости, только мерзенькая инфернальность, граничащая с трусливым садизмом. А потому Лу иногда забивает свои жертвы руками, хотя для порядка надевает перчатки. В сцене с героиней Джессики Альбы это становится чем-то вроде «шокового открытия».

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Убийца внутри меня" (2010)

Лу даже сам себе боится признаться в том, что он сделал. Расправляясь с жертвой, он может извиниться, говорить, как ему жалко, как он сожалеет. А потом через пару дней продолжить свой заочный «диалог», дескать, как же я тебя любил, какая это трагедия. Однако у каждого преступления остаются следы. А это означает, что будут новые жертвы. И Лу совершенно неважно, кто ими будет. Пусть даже его горячо любимая невеста.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Убийца внутри меня" (2010)

Фильм получился очень убедительным, хотя и был крайне недружелюбно встречен критикой. Ибо это не вовсе детектив, как ожидали многие. Это именно «нуарный взрыв из прошлого», который говорит об отталкивающем притворстве и отсутствии эмпатии. Последнее является определяющим, ибо лишает главного героя любого намека на человечность.

НУАР-NOIR (с)

0

67

Опасные игры в Бога на «Острове доктора Моро»

В последнее время мы уже несколько раз упоминали роман Герберта Уэллса «Остров доктора Моро» (1896), а потому решили обратиться к его экранизации. Однако не ко всем подряд. Экранизации 1932 и 1977 годов мы оставим в покое, а обратим наш взор на наиболее обсуждаемый и осуждаемый фильм 1996 года. Тем более что он для нас представляет особый интерес

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Остров доктора Моро" (1996)

Во-первых, потому, что там играет находившийся на стадии «заката» Марлон Брандо. Во-вторых, ведущим режиссером стал классик криминального и мрачного кино Джон Франкенхаймер (вспоминаем фильмы «Маньчжурский кандидат» и «Ронин»). И вообще фильм достаточно сильно отличается от литературного источника, на что есть как объективные, так и субъективные причины. Опять же по причине этих различий фильм достаточно часто попадал под огонь критики

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Остров доктора Моро" (1996)

«Остров доктора Моро» образца 1996 года напоминает нечто среднее между одним из эпизодов «Секретных материалов» и «классикой» эксплойтативного кино в духе «Ада каннибалов» (1980). Опять же фильм очень неровный по своему стилю повествования, что объясняется бесконечными конфликтами и недоразумениями, творившимися на съемочной площадке. То, что Марлон Брандо «по привычке» не учил текст, было меньшим из зол. Кто-то ополчился на Вэла Киллмера, студия грозилась уволить сценариста и второго режиссера Ричарда Стенли и т.д.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Афиша фильма "Остров доктора Моро" (1996)

Опять же если в романе английского фантаста главным вопросом было: что есть Закон? То в фильме задаются более актуальным для наших времен вопросом: что есть Человек? Именно для этого в самом начале ленты показана драка на спасательном плоту, которую затеяли выжившие в крушении. Люди в силу обстоятельств превратились в зверей. Однако что будет, если звери против своей воли станут людьми? Будут ли они это воспринимать как благо?

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Остров доктора Моро" (1996)

В литературном источнике «нравственный Закон» для обращенных существ является основном и непреложным: не ходить на четырёх конечностях, не лакать из ручья, не царапать деревья и т.д. В фильме это тяжкая обязанность, а становление «человеком» для существ является своего рода проклятием. Человек вторгается в неподвластные ему «стихии», уродуя совершенство изначальной природы

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Остров доктора Моро" (1996)

И не случайно, если в романе доктор Моро для своих существ это действительно Бог, то в фильме он выступает в виде некого лжепророка, что подчеркивается внешностью персонажа Марлона Брандо «во время выездов», когда тот напоминает некого «инфернального понтифика». Опять же невзначай Моро акцентирует внимание на том, что ему вреден и противопоказан солнечный свет. А Эдвард Дуглас (в исполнении Дэвида Тьюлиза) открыто заявляет, что происходящее на острове является «сатанизмом»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Остров доктора Моро" (1996)

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Остров доктора Моро" (1996)

Опять же в фильме имеется очень важная криминальная составляющая. Ибо если есть Закон (путь и данный лжепророком) и наличествует вполне природное стремление его нарушить, то сюжет должен развиваться как раз через преступление. Таковым является убийство кролика человеком-леопардом по имени Ло Май, которого сыграл хорошо загримированный Марк Дакаскос

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Остров доктора Моро" (1996)

Собственно после этого ситуация на острове начинает постепенно выходить из-под контроля. Если Моро намеревается «высочайше» простить леопарда, который даже покушался на него, то преступника убивает один из приближенных доктора. Покушение на божество вообще чревато для лжепророков большими неприятностями. Ибо это демонстрирует лживость их природы. Достаточно вспомнить финал фильма «Человек, который хотел быть королем» (1975), когда капля крови на щеке самопровозглашенного божества приводит в ярость толпу

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Остров доктора Моро" (1996)

Что ещё можно хорошего сказать об этой ленте? Во-первых, это Вэл Киллмер, который, несмотря на неурядицы на съемочной площадке, сыграл отлично, да и выглядел весьма спортивно (вот таким его и надо запомнить). Во-вторых, это игра Файрузы Балк, включая завораживающий танец её персонажа (девушки-кошки)

НУАР-NOIR (с)

0

68

«Я воспитал подонков, я отрекаюсь от них»

Казалось бы, все фильмы с участием Жана Габена хорошо известны. Оные ещё во времена СССР пользовались «спросом» у нас в стране, ибо этого актера с простым и мужественным лицом очень любили. Однако был фильм, который в Советском Союзе не любили вспоминать. Уж слишком он был неоднозначным. Да и зрителю пришлось бы объяснять многие вещи, в частности, почему в кинокартине не был дан ответ на самый важный (казалось бы) вопрос.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Дело Доминичи" (1973)

Мы говорим о кинофильме 1973 года «Дело Доминичи». Фильм очень сложно охарактеризовать каким-то одним словом. Поскольку зрителю так и не было сказано, кто есть преступник, то это никак не детектив. В ленте есть и элементы судебной драмы, и психологического триллера, и документального расследования. Всего того, что мы привыкли соотносить с нуаром, хотя в данном случае фильм весьма отличается от привычных многих криминальных картин Франции.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Дело Доминичи" (1973)

Ещё в основе сюжета - совершенно реальная и очень трагическая история. Она случилась в 1952 году в Провансе. В этих краях уже более семи лет нет войны, хотя её следы можно наблюдать во многих местах. В горной деревушке оказывается семья английских туристов: папа, мама и десятилетняя девочка. Ночью многие слышат выстрелы. А на утро найдены тела убитых туристов. Никто и предложить не может, кто на них напал. Но местные не привыкли болтать

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Дело Доминичи" (1973)

В этих краях вообще люди не привыкли говорить много. В годы войны здесь были партизанские края, в некоторые уголки не рисковали заглядывать даже немцы. Здесь властвовало семейство Доминичи: отец-патриарх, девять сыновей и шестнадцать внуков. У каждого из них есть где-то спрятанное оружие, хотя они должны были сдать оное после окончания войны. Кто-то из них браконьерит, кто-то помогает местным коммунистам. Жандармов и полицейских, ведущих расследование, встречают холодно.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Дело Доминичи" (1973)

В этом большое семейство Гастона Доминичи (его как раз играет Жан Габен) чем-то напоминает «мафиозную семью». Большие общие обеды, торжество патриархального устоя, каждый кого-то в своё время убивал. И каждый хранит обет молчания. В этих краях вообще не принято много говорить – ибо болтливые долго не живут. В этом фильме впервые показано (пусть и осторожно), что после войны могли устранять просто неугодных. Достаточно обвинить кредитора, надоевшего супруга или раздражающего соседа, что он был «пособником» и тот может пропасть без следа

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Дело Доминичи" (1973)

Может быть, именно по причине повального молчания, полиция никак не может напасть на след убийцы. Сроки поджимают, политики требуют «решения проблемы». И тогда в тюрьму бросают одного из старших сыновей Гастона Доминичи. Именно он обнаружил тела погибших. И его обвинили в том, что он не помог умирающей девочка. Дальше - больше. Полиция начинает буквально изводить большое семейство, так как понятно, что те что-то недоговаривают.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Дело Доминичи" (1973)

В итоге, дабы отвязаться от полиции, старшие сыновья решают оговорить отца. Мол, он старый – сему всё равно. Явно, что они кого-то покрывают, но кого - ответа вам так и не дадут. Для пожилого Гастона подобное поведение сыновей становится страшным ударом. Уже в зале суда он бросает им в лицо: «Я воспитал подонков, я отрекаюсь от них». Гастон мучительно пытается понять, когда же он допустил ошибку.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Дело Доминичи" (1973)

Он дважды повторяет фразу: «Я чего-то не понял». Первый раз, когда ни за что арестовали его сына, второй раз, когда без каких-либо улик и доказательств, просто по оговору, его, старика приговорили к смерти. К слову сказать, финал фильма – это не конец истории. P.S. Габен поразительно убедителен. А ещё ему очень хорошо с усами. Фильм вы можете посмотреть ещё ради того, чтобы увидеть совсем молодого, худого и неизвестного широкой публике Жерара Депардье – он играет внука Гастона Доминичи.

НУАР-NOIR (с)

0

69

Страшная, страшная сказка

Дорогие друзья, как вы думаете, насколько могут пересекаться геометрия и кинематограф? Мы не про декорации, а про идеи. Оказалось - весьма и весьма. Например, традиционная геометрия нас учит, что между двумя точками можно провести только одну линию. Однако геометрия Лобачевского утверждает, что таких линий может быть великое множество. Нечто аналогичное можно сказать и про кинематограф

Это лишь на первый взгляд кажется, что между классическим детективом и готикой находится только нуар. Если первую точку мы будем воспринимать как «жанр-загадку», а второй как «жанр-ужас», то мы фактически там же обнаружим т.н. «страшные сказки». Не удивительно, что близкий к нуару серил «Ужасы по дешевке» в некоторых переводах шёл именно как «Страшные сказки». Опять же если говорить о талантливом фильме Маттео Гарроне «Страшные сказки» (2015), то есть стиль было бы проще назвать «волшебным нуаром».

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Страшная, страшная сказка

Однако сегодня мы будет говорить о ленте, которая невольно вызвала к жизни несколько новых проектов (в том числе сериалов). Это фильм 2005 года «Братья Гримм», который был снят классиком «странного кино» Терри Гиллиамом. Даже классикам, которые играют с образами, надо иногда доказывать, что они умеют снимать «нормальное» кино. А то может случиться, как в анекдоте: «- А это неизвестный режиссер Дэвид Линч – Почему же он неизвестный, если известны его имя и фамилия? – А неизвестно, умеет ли он снимать кино» Например, Питер Уир продемонстрировал наличие ключевых навыков, сняв «Хозяина морей». Не интеллектуальный шедевр, но вполне «смотрибельно»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Страшная, страшная сказка

Терри Гиллиам, взявшись за вольную интерпретацию знаменитых сказок от немецких братьев, как бы вел заочную «дискуссию» на «два фронта». С одной стороны, с Тимом Бёртоном, как бы заявляя, что фильмы уровня «Сонной лощины» нельзя относить к «апогею» творчества (пусть даже они очень популярны). С другой стороны, с упоминавшимся выше Дэвидом Линчем, как бы утверждая, что подлинно великий режиссер должен уметь снимать «нормальное» кино. В противном случае он не «величина», а «фальшивка».

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Страшная, страшная сказка

Если вы никогда не читали сказок братьев Гримм, то лучше не делайте это на ночь. Конечно, даже у Шарля Перро была «Синяя борода», однако была и «Золушка». У братьев Гримм – это бесконечно пропавшие дети и прочие волки, охотящиеся на «Красных шапочек». В итоге Гиллиам решил создать нуар-сказку. Причем, сделал он это в лучших европейских традициях, так как съемки проводил на студии «Баррандов». В своё время чешские киносказки были весьма популярны.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Страшная, страшная сказка

Однако не сей раз романтики в фильме было не слишком много. Если говорить о нуарной структуре, то она очевидна. Двум мошенникам поручают найти таинственным образом пропавших детей. Почти классический нуар. Только происходит это во время наполеоновской оккупации Германии, а дети пропадают таким жутким образом, что об этом боятся говорить даже взрослые люди. Два брата, которые промышляли «волшебными аферами», должны вернуть детей. Они категорически не верят, что тех «забрал лес». Однако «неверие» не избавляет от ответственности. Братья Гримм из выдуманной ими «сказки» попадают в реальный волшебный ужас. Ожившие легенды превращаются в ночной кошмар.

Пули, кровь и блондинки. История нуара

По большому счету данная лента может считаться своего рода «прологом» к известной кинокартине «Воображариум доктора Парнаса». Впрочем, у этой «дилогии» есть свой темный контекст. Во время съемок «Воображариума» из жизни таинственно ушел Хит Леджер (играл в первом фильме Якоба Гримма). Официальная версия гласит, что он стал жертвой фармацевтической реакции, мол, неудачно смешал лекарства. Но многие с этим не согласны. В любом случае Леджер остался в памяти именно как нуарный актер, в первую очередь ассоциируемый с «новым Джокером» из «Темного рыцаря» (2008).

НУАР-NOIR (с)

0

70

Рождественская «трагедия» криминальных положений от создателя «Дня сурка»

То, что решили рассказать Вам о фильме 2005 года «Ледяной урожай», мы обязаны трём обстоятельствам. Мерзкой погоде на улице (по крайней мере, в Центральной России ещё недавно шёл «ледяной ливень»). Продолжительным праздникам, которыми нас в очередной раз зачем-то одарили любой логике вопреки. И выходу на экраны фильма «День курка», который заставляет вновь обратиться к прославленной комедии про пробуждение сурка

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Ледяной урожай" (2005)

Если вы не знали, то Харольд Ремис известен не только «Днем сурка», но некоторым количеством криминальных комедий. Можно упомянуть «Анализируй то» и «Анализируй это». Однако в «Ледяном урожае» он превзошел сам себя, выведя своё детище на уровень гениальных творений братьев Коэнов. А всё почему? Потому что Ремис учел, что нуар (а «Ледяной урожай» - это именно нуар) – это своего рода трагедия криминальных положений. То есть люди оказываются там, где не надо (или в ненужном состоянии) Однако если происшествие случается на Рождество, то сюжет уже автоматически становится ироничным.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Ледяной урожай" (2005)

Мы уже писали о криминальных фильмах с ярко выраженной новогодней и рождественской тематикой. В данном случае праздник тоже очень важен, ибо по сюжету нужен предпраздничный бардак. А ещё сопровождаемый жуткой погодой. И действительно, от вида дождя вперемешку со снежной кашей хочется закутаться в плед и устроиться у камина. Однако большая часть обитателей канзасского небольшого городка предпочитает сидеть по заведениям и потреблять горячительные напитки.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Ледяной урожай" (2005)

Именно в эту промозглую и противную погоду два типа решили обчистить босса местной мафии. И это им удалось. В объемном портфеле оказалось более двух миллионов наличными. Осталось только выждать время и скрыться в направлении краев, «где дождь и снег запрещены законом». Однако проще сказать, чем сделать.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Ледяной урожай" (2005)

Нерешительный адвокат (его играет Джон Кьюсак), видимо, на почве нервного истощения начал посещать все заведения подряд: от клубов с танцующими легко одетыми девицами до ресторанов, забитых под завязку разнородными гуляками. Понятное дело, это создает некоторое количество неприятностей, каждая из которых автоматически приводит к новой. И вообще непостижимо, зачем было наведываться к бывшей жене, да еще опекать её нового мужа, некогда старого приятеля.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Ледяной урожай" (2005)

Как учил один из законов Мерфи, если неприятность может случиться, то она непременно случится. Опять же если мозолить глаза половине города, включая полицейских, это не совсем то, что подразумевалось под словами «вести себя тихо». В итоге глупость, помноженная на жадность, создает ситуацию прямо-таки критическую. А ещё адвокат перестает доверять своему более решительному «напарнику» Вику Кевино (которого играет образца классической внешности Билли Боб Торнтон). А потому лишь вопрос времени, когда появятся трупы

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Ледяной урожай" (2005)

Сцена перетаскивания двумя проходимцами огромного сундука, из недр которого регулярно отстреливается упрятанный туда громила-гангстер, заслуживает того, чтобы встать в один ряд с танцами из «Криминального чтива» и сидящим за столом «Крестным отцом», вещающим про предложение, от которого нельзя отказаться.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Ледяной урожай" (2005)

В итоге сюжет, который первый час неспешно многократно вёл по одним и тем же локациям городишки, начинает развиваться со стремительностью экспресса. И теперь уже нет сомнений, что все персонажи ожидали своего времени, дабы осуществить «принцип дзюдо» (то есть кинуть товарища). Но поскольку портфель с миллионами один, а желающих его получить оказалось несколько больше положенного, то возникает вопрос: ну и кто же дойдет до финиша?

НУАР-NOIR (с)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Когда нуар был ещё жив. История нуара