Почему создатели «Места встречи изменить нельзя» фактически обрекли Васю Векшина?
Сегодня мы решили обратиться к легендарному советскому сериалу «Место встречи изменить нельзя» (1979), который можно уверенно полагать одним из ярчайших проявлений т.н. «советского нуара второй волны». Однако мы будем анализировать не весь фильм, а лишь отдельный его эпизод.
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)
Напомним, что сериал начинается с того, что фронтовик Шарапов (его играет Владимир Конкин) прибывает на работу в отдел по борьбе с бандитизмом московского уголовного розыска. И сразу же становится свидетелем того, как «бандиты пошли на контакт». А именно, инфильтрированный в уголовную среду оперативник Вася Векшин (играет Евгений Леонов-Гладышев) смог найти выход на банду «Чёрная кошка»
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)
Глеб Жеглов (в исполнении Владимира Высоцкого) подробно инструктирует Векшина, после чего отпускает на задание. Однако в ходе разговора представителем банды оперативник был изобличен и незаметно убит необычной заточкой, фактически приколот к деревянной скамейке. В отделе недоумевают: как же так? Мы «выписали» Векшина специально из Ярославля, чтобы его никто не смог узнать в лицо…
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)
Стоп!!! Вот в этом и кроется один весьма каверзный момент. Причем, он не был придуман Говорухиным, а заимствован из повести братьев Вайнеров «Эра милосердия» (1975). Столичная публика почему-то полагала, что Ярославль находится «где-то далеко». Видимо, этому способствовал Ярославский вокзал, откуда поезда отбывали «в направлении северо-восток». Это не только упущение Вайнеров. Например, создатели сериала «Убить Дрозда» (2012) искали в Ярославле «клад Чапаева». То есть по их версии Ярославль располагается «где-то на Урале»
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)
Однако, по сути, Ярославль – это дальнее Подмосковье. Расположен в трех часах езды к северу от Москвы. Город совершенно не с провинциальным менталитетом, как сказал один знакомый: «Почти как старая Москва, только без аццких пробок». А ещё получилось так, что «расторопный ярославский мужик» жил не с земли, а с Волги. А поскольку та зимой «вставала», то направлялся в столицы «в отход» (до революции больше в Петербург, затем - в Москву).
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)
Ярославских отходников, коих за предприимчивость прозвали «русские янки», мы оставим в покое. Нас же куда больше должно интересовать, что «отхожий характер» имел и ярославский криминалитет. Ярославцы специализировались на экономических преступлениях: мошенничестве и аферах. Однако действовали не самостоятельно, а в рамках крупных столичных синдикатов.
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)
Опять же межрегиональный характер имели и «ярославские органы», которые фактически были «филиалом Москвы». В итоге и криминалитет, и угрозыск были едиными для расположенных поблизости городов. Не знаю уж, на какой материал опирались братья Вайнеры, однако реальные ветераны милиции вспоминали, что для того, дабы провести операцию с «внедрением под прикрытием», приходилось «выписывать специалистов» едва ли не из-за Урала (второй раз в нашем материале встречается этот принципиальный для России мета-регион)
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)
В итоге, если по сюжету на встречу с опасной бандой послали «ярославца» Васю Векшина, то его по факту автоматически обрекали на смерть. С таким же успехом можно было направить какого-нибудь участкового из Сокольников. Его бы опознали в считанные минуты. Но ещё раз повторимся – это недоработки именно братьев Вайнеров, а не Станислава Говорухина (как режиссера). Тем более что именно Вайнеры выступали в качестве сценаристов.
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)
И ещё один принципиальный момент. Не надо путать двух персонажей, хотя и обладающих «причинно-следственной связью». Это Вася Векшин и «Сеня Тузик». Последний лишь помог выйти на банду, за что и был убит. Однако в сериале этого персонажа не осталось. Сохранились лишь небольшие упоминания от Фокса и Жеглова, который сообщил, что «Сеня Тузик» любит заниматься радио.
НУАР-NOIR (с)