Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Когда нуар был ещё жив. История нуара


Когда нуар был ещё жив. История нуара

Сообщений 51 страница 60 из 175

51

Почему создатели «Места встречи изменить нельзя» фактически обрекли Васю Векшина?

Сегодня мы решили обратиться к легендарному советскому сериалу «Место встречи изменить нельзя» (1979), который можно уверенно полагать одним из ярчайших проявлений т.н. «советского нуара второй волны». Однако мы будем анализировать не весь фильм, а лишь отдельный его эпизод.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)

Напомним, что сериал начинается с того, что фронтовик Шарапов (его играет Владимир Конкин) прибывает на работу в отдел по борьбе с бандитизмом московского уголовного розыска. И сразу же становится свидетелем того, как «бандиты пошли на контакт». А именно, инфильтрированный в уголовную среду оперативник Вася Векшин (играет Евгений Леонов-Гладышев) смог найти выход на банду «Чёрная кошка»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)

Глеб Жеглов (в исполнении Владимира Высоцкого) подробно инструктирует Векшина, после чего отпускает на задание. Однако в ходе разговора представителем банды оперативник был изобличен и незаметно убит необычной заточкой, фактически приколот к деревянной скамейке. В отделе недоумевают: как же так? Мы «выписали» Векшина специально из Ярославля, чтобы его никто не смог узнать в лицо…

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)

Стоп!!! Вот в этом и кроется один весьма каверзный момент. Причем, он не был придуман Говорухиным, а заимствован из повести братьев Вайнеров «Эра милосердия» (1975). Столичная публика почему-то полагала, что Ярославль находится «где-то далеко». Видимо, этому способствовал Ярославский вокзал, откуда поезда отбывали «в направлении северо-восток». Это не только упущение Вайнеров. Например, создатели сериала «Убить Дрозда» (2012) искали в Ярославле «клад Чапаева». То есть по их версии Ярославль располагается «где-то на Урале»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)

Однако, по сути, Ярославль – это дальнее Подмосковье. Расположен в трех часах езды к северу от Москвы. Город совершенно не с провинциальным менталитетом, как сказал один знакомый: «Почти как старая Москва, только без аццких пробок». А ещё получилось так, что «расторопный ярославский мужик» жил не с земли, а с Волги. А поскольку та зимой «вставала», то направлялся в столицы «в отход» (до революции больше в Петербург, затем - в Москву).

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)

Ярославских отходников, коих за предприимчивость прозвали «русские янки», мы оставим в покое. Нас же куда больше должно интересовать, что «отхожий характер» имел и ярославский криминалитет. Ярославцы специализировались на экономических преступлениях: мошенничестве и аферах. Однако действовали не самостоятельно, а в рамках крупных столичных синдикатов.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)

Опять же межрегиональный характер имели и «ярославские органы», которые фактически были «филиалом Москвы». В итоге и криминалитет, и угрозыск были едиными для расположенных поблизости городов. Не знаю уж, на какой материал опирались братья Вайнеры, однако реальные ветераны милиции вспоминали, что для того, дабы провести операцию с «внедрением под прикрытием», приходилось «выписывать специалистов» едва ли не из-за Урала (второй раз в нашем материале встречается этот принципиальный для России мета-регион)

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)

В итоге, если по сюжету на встречу с опасной бандой послали «ярославца» Васю Векшина, то его по факту автоматически обрекали на смерть. С таким же успехом можно было направить какого-нибудь участкового из Сокольников. Его бы опознали в считанные минуты. Но ещё раз повторимся – это недоработки именно братьев Вайнеров, а не Станислава Говорухина (как режиссера). Тем более что именно Вайнеры выступали в качестве сценаристов.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" (1979)

И ещё один принципиальный момент. Не надо путать двух персонажей, хотя и обладающих «причинно-следственной связью». Это Вася Векшин и «Сеня Тузик». Последний лишь помог выйти на банду, за что и был убит. Однако в сериале этого персонажа не осталось. Сохранились лишь небольшие упоминания от Фокса и Жеглова, который сообщил, что «Сеня Тузик» любит заниматься радио.

НУАР-NOIR (с)

0

52

Эротриллер про тайны «Белой орхидеи» и тайное желание стать оной

Во время изучения фильмографии замечательной актрисы Дженнифер Билз, который вчера посвятили материал на нашем канале, мы натолкнулись на малоизвестный фильм с её участием. Роль была небольшая – она предстала в роли руководителя социальной службы, однако лента 2018 года «Белая орхидея» нам показалась в высшей мере интересной, а потому решили рассказать о ней.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Белая орхидея" (2018)

В центре сюжета - работа внештатного следователя социальной службы, главная задача которой состоит в том, чтобы установить данные «безымянных» умерших и погибших личностей. Нередко это является большой проблемой. Например, этому был посвящен сериал «Забытые» (2009). Клэр играет не самая известная, но талантливая актриса Оливия Тирлби. Если не считать «Девушку-невидимку» (2017), то едва ли на память приходят какие-то её иные большие роли.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Афиша фильма "Белая орхидея" (2018)

В некий момент Клэр поручают помочь расследованию в страшном преступлении, случившемся на одном из островов близ Калифорнии. Из-за того, что жертва была найдена «не целиком», дело окрестили «Белая орхидея», как бы проводя параллель с громким преступлением 1947 года, когда трагически погибла одна из «голливудских старлеток» (дело «Черной орхидеи»).

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Белая орхидея" (2018)

У Клэр нет задачи найти преступника. Согласно имеющемся протоколу она должна установить личность погибшей, так как почти все сведения о ней были отрывочным, а документы «поддельными». Кем она была на самом деле, для следствия так и осталось загадкой. Как вы можете догадаться, уже по этой причине расследование зашло в тупик. Однако местный шериф совершенно не в восторге, что ему кто-то будет «помогать». Когда девушка увидела фото с места преступления, её оптимизм тоже поубавился. Стало понятно, почему шериф сказал: «После этого я плохо сплю».

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Белая орхидея" (2018)

Однако здание остается заданием, и социальный следователь начинает тщательно изучать шикарный дом, в котором жила жертва. А заодно опрашивать вольных и невольных её знакомых. Оказывается гражданка «Белая орхидея» вела «непосредственный» образ жизни. Скажем так, более напоминающий фильмы с маркировкой несколькими исками. А ещё внезапно находятся деньги. Сначала не очень большие. А потом ОЧЕНЬ большие. Да ещё в придачу с пистолетом, лежащим в чемодане поверх оных.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Белая орхидея" (2018)

Клэр, которая поначалу к своему делу относилась без энтузиазма, так как вообще хотела отказаться от работы внештатного следователя, постепенно стала погружаться в терпко-приторный мир погибшей девушки. Пытаясь понять логику её поступков, постепенно Клэр сама становится «Белой орхидей», одержимой фантазиями и тайными желаниями.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Белая орхидея" (2018)

Трансформация не пугает её. Наоборот, всё происходящее ей кажется манерным приключением. Хотя где-то внутри раздается звон тревожного колокольчика: надо быть осторожной! Ведь девушку кто-то убил, и на горизонте событий появляются в высшей мере странные и опасные люди. Однако водоворот деликатных происшествий захватывает её, и она отдается на волю порыва событий, пытаясь сама расследовать смерть девушки, которую (как ей кажется) она стала понимать.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Белая орхидея" (2018)

По своей стилистике лента напоминает фильмы 80-ых годов. В ней нет ничего подчеркнуто пугающего, но наличествует масса тревог пикантного свойства, каких-то игривых отголосков, что доносятся из темных и потаенных уголков души. Опять же выясняется, что всё не то, чем казалось на самом деле.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Белая орхидея" (2018)

Тема преступницы-хамелеона не нова в кинематографе. Она была явственно предложена в 1983 году в фильме «Смертельная поездка», где главную роль сыграла Изабель Аджани. А своего апогея достигла в американском ремейке 1999 года «Свидетель» («Глаза смотрящего»), где «хамелеон» была блистательно сыграна Эшли Джадд. Хотя нельзя утверждать, что это удел только лишь женщин - можно вспомнить всевозможные вариации «талантливого мистера Рипли», а также триллер 2004 года «Забирая жизни»

НУАР-NOIR (с)

0

53

Качественный триллер про «удаление воспоминаний», который выпал из памяти

Мы неоднократно повторяли ставшей обыденной мысль: если смешать фантастику и нуар, то получится либо «киберпанк», либо «Секретные материалы». Хотя бывают случаи, когда берётся на первый взгляд сугубая фантастика, которая препарируется, и на выходе получается нечто, напоминающее нео-нуар. Именно так произошло с фильмом 2003 года «Час расплаты», который был вольной экранизацией одноименного рассказа Филиппа К. Дика

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Час расплаты" (2003)

Дик, который значительную часть творческой жизни пребывал под воздействием «химии», вообще очень легко «ложится» на «нуарную волну». Примеров тому множество: от «Бегущего по лезвию» (1982) до «Помутнения» (2006). Однако «Час расплаты» в списке экранизаций стоит несколько особняком. Хотя бы потому, что собственно фантастическая составляющая сюжета, хотя и очень важна для его развития, оказалась на втором плане.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Коллаж для афиши фильма "Час расплаты" (2003)

На «передовую» выдвигаются те эмоции и ассоциации, которых, по сути, не было в оригинальном рассказе, но они наличествовали в нуаре как в мрачном мета-жанре. Во-первых, это вопрос о потере памяти. Значительная часть «черных фильмов» строится на проблеме амнезии. Хотя в случае с «Часом расплаты» это «добровольная амнезия»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Час расплаты" (2003)

Майкл Дженнингс (в исполнении Бена Аффлека) - технологический гений-фрилансер. Его нанимают разного рода корпорации для осуществления прорывных и революционных разработок, а чтобы решить проблему «утечки мозгов», из памяти удаляют время, потраченное над проектом. Но это неудобство компенсируют значительными суммами. В какой-то момент Дженнингс вместо рекордного для себя гонорара (под сотню миллионов долларов) обнаруживает пакет с нелепыми вещами

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Час расплаты" (2003)

Вдвойне удивительно, что данный пакет он послал сам себе из своего «изъятого» прошлого. Поступок очень необычный, но куда более странными являются случающиеся с ним события. И тут наступает время для новых элементов, заимствованных из нуара – дезориентации и безграничной паранойи. Персонаж вообще не понимает, что происходит, что усугубляется начавшейся за ним охотой.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Час расплаты" (2003)

Оказывается, главный герой разработал машину, которая позволяет заглядывать в будущее. Именно «заглядывать», а не «попадать». Но можно ведь влиять на настоящее, чтобы изменить грядущее. И эта машина становится своего рода макгаффином (объектом повального криминального стремления из нуара). За аппаратом охотятся и спецслужбы, и корпорации

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Час расплаты" (2003)

Однако сам главный герой всего лишь пытается сохранить свою жизнь, так как узнал, что в будущем погибнет. А это уже несколько измененный прием, опять же характерный для нуара – так называемый «рассказ мертвеца». И смерть главного героя это часть глобального заговора, составленного корпорацией «Аллком», на которую Майкл имел неосторожность работать в «забытом прошлом». Ну, какой же нуар без элементов конспирологии?

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Час расплаты" (2003)

Если говорить о манере съемок, то они весьма характерны для Джона Ву именно как классика криминального кино. Темные локации, патовая ситуация, когда два персонажа тыкают друг другу пистолетами в лицо, динамичные погони и т.д. Именно по этой причине некоторым (в своё время) фильм не понравился. Мол, мы пришли смотреть фантастику, а нас потчуют какими-то криминальными злоключениями инженера

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Час расплаты" (2003)

Хотя лично нас в данной ситуации больше всего интересует мысль о «спровоцированном будущем», когда причина и следствие меняются местами, что в свою очередь может привести к катастрофическим результатам. Есть такой эффект – пророчество, которое сбылось ровным счетом потому, что его озвучили. В случае с «Часом расплаты» мы видим «субъективные предсказания», то есть войны и катастрофы возникают не потому, что они наличествуют в будущем. С точностью до наоборот, они возникают в будущем, так как их «предсказывает» машина.

НУАР-NOIR (с)

0

54

Новогодний триллер, который не понравился критике, несмотря на шикарный актерский состав…

Фильм «Пиджак» (2005) кинокритики встретили настолько холодно и враждебно, что невольно закралось подозрение, может быть, Джон Мейбери (это режиссер кинокартины) взял у них в долг некую сумму и забыл вернуть? Однако зрители восприняли ленту хотя и не восторженно, но очень тепло, заявляя о неком её магическом очаровании. Хотя по прошествии многих лет фильм забылся. А потому мы решили исправить ситуацию.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Пиджак" (2005)

Есть в некоторых кулинарных шоу такое задание – из предложенного набора продуктов создать наиболее удачное и вкусное блюдо. В фильме «Пиджак» узнаются элементы известных фильмов: «Эффект бабочки», «Двенадцать обезьян», «Пролетая над гнездом кукушки», «Лестница Иакова» и т.д. Режиссер словно задает публике вопрос: как вы думаете, можно ли из этих элементов пазла создать принципиально новую картинку? Оказывается, можно.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Пиджак" (2005)

Однако прежде чем рассмотреть некоторые особенности сюжета, остановимся на том, что в первую очередь привлекает в этой ленте. А именно блестящий актерский состав: Кира Найтли, Дэниел Крейг, Дженнифер Джейсон Ли, Крис Кристофферсон. А весь этот ансамбль собой «венчает» Эдриен Броуди. И что показательно, каждый актер - «на своём месте». И каждый играет хорошо. Крейг в роли безумного, но рассудительного Руди так и вовсе шикарен

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Пиджак" (2005)

По формальному признаку фильм «Пиджак» можно было бы охарактеризовать как мистико-романтический нуар. Собственно от нуара картине достались «обязательные» для мрачного жанра элементы: страдающий фронтовик, амнезия, судебная ошибка, тюремная драма, «рассказ мертвеца» и т.д. С формальной точки зрения канва сюжета проста. Некогда раненый в голову солдат, возвращающийся домой, становится свидетелем преступления. Однако в силу обстоятельств ничего не помнит, а потому несправедливо обвинен, ошибочно осужден и направлен в психиатрическую лечебницу.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Пиджак" (2005)

Не надо пытаться найти в этом сюжете нечто от реальной истории, ибо даже поверхностного криминалистического анализа было бы достаточно, чтобы оправдать Джека Старкса (персонаж Броуди). Но тогда не было бы ни мистики, случившейся на Рождество, ни романтического чуда на Новый год. Хотя на первый взгляд ничто не сулит особо чудесного от пребывания в психиатрической лечебнице «Альпийская роща»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Пиджак" (2005)

Местный главный врач втихаря проводит медицинские эксперименты, испытывая методы и препараты, что были запрещены ещё в 70-ые годы. Он пичкает пациентов «химией», после чего оных «пеленают» и запихивают на несколько часов в камеру для хранения трупов. Даже если у вас нет клаустрофобии и всё в порядке с головой, то рассудок может повредиться. К слову сказать, мерзкого вида смирительная рубашка на «местном жаргоне» зовется «пиджак».

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Пиджак" (2005)

Хотя название фильма (The Jacket) совершенно не про это. Это как бы отсылка к именам двух главных героев: Джека и Джеки. Последняя - это девочка, которой персонаж Эдриена Броуди мимоходом помог. А затем, уже находясь во тьме «ящика», случайно увидел четырнадцать лет спустя. То есть как бы случайно совершил путешествие во времени.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Пиджак" (2005)

И тут перед Джеком возникают две задачи. Помочь девушке, которая ведёт серую, трагически невзрачную и даже никчемную жизнь. А ещё попытаться помочь самому себе, так как случайно выясняет, что 1 января 1993 года будет обнаружено его тело. То есть романтика романтикой, но было бы неплохо ещё расследовать собственную смерть, обстоятельства которой оказались в высшей мере загадочными. И на это у главного героя есть несколько дней и смутная возможность переноситься в будущее, находясь под воздействием препаратов, в ходе бесчеловечного эксперимента.

НУАР-NOIR (с)

0

55

«Будапештский нуар», вдохновленный сериалом «Вавилон-Берлин»

Когда в 2017 году на экраны европейского ТВ вышел первый сезон весьма талантливого немецкого сериала «Вавилон-Берлин», рассказывавшего о криминальных историях эпохи «заката Веймарской республики», то многие страны захотели сделать «нечто такое же». В числе претендентов была и Венгрия

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Будапештский нуар" (2017)

Именно под впечатлением сериала «Вавилон-Берлин» венгерская режиссер Эва Гардош создает фильм, с названием которого она решила не мудрить и нарекла детище «Будапештский нуар» (2017). Хотя и не замысловато, но, по крайней мере, сразу ясно, о чём это и где происходит. К слову сказать, Гардош в своё время долгое время работала в Голливуде, но не самостоятельно, а в составе творческих коллективов. Именно она монтировала прославленный фильм «Пьянь» (1987) и неплохой ретро-триллер «Времена бабочек» (2001)

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Будапештский нуар" (2017)

Но вернемся к «Будапештскому нуару». В отличие от немцев, которые использовали тему «старых добрых, хотя и не идеальных времен» («а затем пришили противные наци и всё испортили»), у Венгрии таковых фактически не значилось. Ибо Миклош Хорти пришел к власти ещё в 1920 году. И сей вице-адмирал провозгласил себя регентом. Вдвойне нелепая ситуация, так как, во-первых, Венгрия не обладала флотом, поскольку не имела выхода к морю. Во-вторых, попытки возвращения собственного престола были неудачными. То есть не совсем адмирал и не совсем регент

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Афиша фильма "Будапештский нуар" (2017)

Действия в фильме разворачивается в октябре 1936 года, когда при крайне подозрительных обстоятельствах в Мюнхене скончался премьер-министр страны Дьюла Гембеш, ближайший соратник Хорти и сторонник установления в стране режима на манер гитлеровского. Хотя создатели фильма старательно приукрашивают собственную историю, мол, мы-то сами просто любители гуляша и чардаша, а плохому нас немцы научили.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Будапештский нуар" (2017)

В основе сюжета - история, которая случилась с криминальным репортером Зигмундом Гордном, который случайно сталкивается в кафе с высшей мере привлекательной девушкой. Та что-то мило прощебетала, попросила прикурить, а затем упорхнула, оставив в качестве «приданного» счет за завтрак, дескать, его оплатит мой хороший знакомый, я сейчас с ним договорюсь (это очень известная формула мелкого мошенничества).

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Будапештский нуар" (2017)

А некоторое время спустя девушку находят мёртвой. Главный герой, по какой-то странной причине чувствуя ответственность за её смерть, берётся расследовать гибель незнакомки. Собственно далее начинается то, что характерно для типичного нуара: нечистые на руку полицейские, вразумляющие главного героя громилы, роковые красотки, темные переулки и т.п. Если бы не подчеркнуто будапештские пейзажи, то можно было бы подумать, что дело происходит в Нью-Йорке.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Будапештский нуар" (2017)

Опять же музыкальная тема - тоскливый саксофон. Интересно, в указанное время в Венгрии вообще про джаз слышали? Опять же почти весь фильм состоит из сплошных «роялей в кустах». Бац! И прямо под носом у криминального репортера появляется важная зацепка. Бац! Случайные свидетели безошибочно указывают точные имена. Бац! Важные документы и улики лежат прямо на виду. И вообще главный герой – большой везунчик.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Будапештский нуар" (2017)

Есть ещё некоторые забавные нелепости типа страстной сцены в фотолаборатории. Не были создатели фильма в реальных старых фотолабораториях, где стоит густой (и не самый приятный) запах химикатов, и реально боишься уронить что-нибудь или пролить на себя, так как не знаешь, как поведет себя в этой экстремальной ситуации кожный покров.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Будапештский нуар" (2017)

Одним словом, получилась как-то пародия на нуар, созданная в условном историческом контексте. Смотреть или нет – дело Ваше. Для того чтобы скоротать время – фильм вполне подойдет. Опять же если любите мрачный криминальный жанр, то можете порадовать себя прозорливостью. Ибо с самого начала предельно ясно, что следы уведут на самый верх, в политические круги.

НУАР-NOIR (с)

0

56

Новогодний короткометражный триллер о «буржуйской пресыщенности»

Дорогие друзья, сразу же оговоримся, что поскольку короткометражка, о которой мы сегодня будем говорить, не просто «редкая вещица», а фактически «коллекционная», то ссылку на этот поучительный мини-фильм мы приводим в конце материала. Так что можете не искать его в сети

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма «Долгая и грустная сага о братьях-с….» (2009)

Признаемся, до некоторого времени мы не слышали об этой работе, и в поле нашего зрения она попала совершенно случайно. Когда мы составляли и изучали фильмографию Киры Найтли, то обратили внимание на крошечную роль в не менее крошечном фильме. Что показательно, актриса, уже обладавшая звездным статусом, принимала участие в проекте совершенно бесплатно. Так сказать, во имя идеи. Что в высшей мере похвально

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Афиша фильма «Долгая и грустная сага о братьях-с….» (2009)

На первый взгляд может показаться, что речь идёт о новогодней или рождественской сказке. Однако не спешите с выводами. Это очень мрачная и едкая социальная сатира на западное общество, которое уже обладало всеми признаками губительной для оного пресыщенности. Помните, как у Гребенщикова про детей, которые «сходят с ума оттого, что им нечего больше хотеть»?

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма «Долгая и грустная сага о братьях-с….» (2009)

Почти в пасторальной деревушке, где-то в Баварии живут два брата. И в домике у них обитает фея, которая старается быть их добрым ангелом-хранителем. Но какое там!!! У братьев сытая жизнь настолько застала глаза, что они ровным счетом не в состоянии видеть ничего чудесного и мистического. Сытая леность приводит к тому, что скука их размеренного существования становится настолько невыносимой, что те решают добровольно уйти из жизни. Именно поэтому короткометражка называется: «Долгая и грустная сага о братьях-с….» (2009)

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма «Долгая и грустная сага о братьях-с….» (2009)

Стоит только часам с кукушкой пробить и возвестить о наступлении нового часа, как братья вновь берутся за свою «забаву». И ай да лишать себя жизни. Правда, как все до ужаса пресыщенные существа они делают это неумело, а потому продолжают влачить кажущееся им презренное существование.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма «Долгая и грустная сага о братьях-с….» (2009)

Невольное вспоминаются «последние людишки» из творчества Ницше, которые глупо хлопая ресницами, вопрошают, что есть звезды? Мы видим жесткую сатиру на потерявшее всякий смысл к существованию «общество потребления». Закрома заполнены, а сознание почти атрофировалось, поэтому жизнь предстает не как «дар Божий», а как «биологическое проклятие».

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма «Долгая и грустная сага о братьях-с….» (2009)

Грех тошнотного уныния с головой накрывает жителей маленькой деревушки. Они не видят никаких смыслов своего существовании не из-за пресловутого «экзистенциального кризиса», а по причине безразличного ужорства. Что им проблемы Вселенной? Зачем им творческий порыв? Они не в состоянии этого постичь. Им даже неведома борьба за существование. Как можно держаться за то, что ты не ценишь?

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма «Долгая и грустная сага о братьях-с….» (2009)

По сути, в небольшом фильме звучат отчетливые эсхатологические мотивы. Даже фея отворачивается от отталкивающего вида почти кукольных братьев. В итоге вскочив на кукушку из часов, подобно последнему байкеру «чувственного Бытия» мчится куда-то в сторону Луны. Куда возможно ушли «под спуд» последние души «людей длинной воли»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма «Долгая и грустная сага о братьях-с….» (2009)

А что с братьями? Их полная дегуманизация завершается гадкой сценой, когда от обжорства организм отторгает сердца - последнее, что напоминало о пресловутой душе. Умерли ли они? А они разве жили? Они продолжают своё скучное существование, пусть и без сердец. Бессердечные Големы «нового чудного мира» исполняют свой ритуальной танец.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма «Долгая и грустная сага о братьях-с….» (2009)

В оригинале «шуплаттер» должен казаться смешным. Равно как песенка про «Ёжин з базин» (только она ведь, кажется, чешская?) Однако предельно механизированные, лишенные жизненной силы и подлинного веселья вместе они вызывают нечто вроде тихого ужаса. Наверное, именно так танцуют зомби. Впрочем, это всё лишь до «пришествия новых варваров», затем уже будет не до скуки…

« The Continuing and Lamentable Saga of the Suicide Brothers » (2009)

НУАР-NOIR (с)

0

57

Недавний фильм, в коем вместе снялись Джонни Депп и Эмбер Хёрд и даже не ругались

Когда пересматриваешь фильм 2018 года «Лондонские поля», то невольно вспоминаешь старую поговорку про то, что «несчастье помогло». Ведь лента так и могла бы кануть в бездну забвения, холодно встреченная как зрителями, так и критиками, если бы не одно обстоятельство. А именно, в фильме вместе играют Эмбер Хёрд и Джонни Депп. И они не только не ругаются, но даже в некоторых сценах целуются.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Лондонские поля" (2018)

Оставим в стороне подробности скандального развода, хотя не можем не согласиться с поверхностным (по сути) суждением, что без Деппа гражданка Хёрд ничего бы не стоила бы. Потому едва ли удивительно, что после выхода на экраны «Лондонских полей» её номинировали на «Золотую малину». Привыкай, девочка. Кино это не только соблазнительные формы, но ещё и драматические таланты.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Лондонские поля" (2018)

Собственно в чём заключалась главная претензия к фильму? Мол, картинка весьма красивая, но как-то со смыслом очень туго. А поступки главных героев и вовсе где-то за гранью постижения. Нуар-то, он, конечно, нуар, но принадлежность к мрачному мета-жанру вовсе не отменяет логику поведения.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Лондонские поля" (2018)

Честно признаемся, суть ленты мы тоже уловили не с первого раза. Потребовалось трижды (!!!) пересмотреть фильм, прежде чем удалось раскрыть главную загадку «Лондонских полей». Проблема в том, что в своём режиссерском дебюте создатель клипов популярных музыкальных исполнителей Мэтью Каллен не удосужился явственно провести грань между реальностью и иллюзорным миром, который возник лишь в голове писателя.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Лондонские поля" (2018)

Итак, безусловно, главным героем является не слишком удачливый писатель Самсон Янг (его играет Билли Боб Торнтон). Вдобавок ко всему он медленно уходит из жизни. И делать это в одиночку ему чрезвычайно тоскливо. А потому из последних сил, пребывая под воздействием лекарств, приправленных изрядным количеством «напитков», он создает сюжетный мир, который хочет описать в своей последней книге.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
На иллюзорность явленого мира намекала первоначальная афиша фильма "Лондонские поля" (2018)

Он знает, что в итоге «убьёт» героиню своего произведения (дабы не умирать одному). На это указывают изначально звучащие фразы. Однако он ещё не решил, кто и как это сделает. Сюжет своего последнего романа он «населяет» теми, кого случайно видел: отталкивающим таксистом, богатеньким юношей, бредшим по улице, печальной девушкой, чьё лицо закрыто вуалью, так как она идет с похорон.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Лондонские поля" (2018)

С какой-то момент он сводит их всех троих в пабе «Черный крест». И как бы наблюдает за ситуацией со стороны. Чтобы придать будущему произведению фатальности, он награждает девушку – Николу Сикс «печальным талантом». Она чувствует смерть. На этот раз она понимает, что некто из присутствующих рядом вскоре убьёт её. Но почему? Зачем?

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Лондонские поля" (2018)

Никола должна умереть, так умирает её «творец». А потому он пускает её в опасное и сложное приключение, когда девушка, меняя маски, пытается выстроить отношения сразу же с двумя мужчинами. Аристократичным, но безжизненным Гаем Клинчем и отталкивающим, но не в меру активным Китом Талантом (его на удивление убедительно сыграл в жизни вполне милый актер - Джим Стёрджесс)

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Лондонские поля" (2018)

На протяжении всего кино-повествования разбросано множество указаний на то, что сюжет иллюзорный. Упоминается, что у Николы в детстве была выдуманная подруга, которая якобы присутствовала на всех семейных торжествах. Публика на чемпионате мира по метанию дротиков является фикцией. В беседе с писателем Никола говорит, что она сон и может исчезнуть, когда тот проснется и т.д.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Лондонские поля" (2018)

А ещё есть разительные различия между «реальным» Лондоном, который охвачен беспорядками и уличными обоями, и «придуманным», в котором продолжает течь обычная жизнь. Иногда реальность пробивается через угрожающие оповещения по телевизору. Но персонажи подменяют их фильмами, имеющими маркировку с несколькими иксами.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Лондонские поля" (2018)

Выдуман даже иной писатель Марк Эспри, в квартире которого якобы живет Самсон. Он нужен лишь для того, дабы воплотилась в жизнь посмертная фантазия, будто бы созданный роман оказался настолько хорош, что его присвоил себе другой литератор. В реальности же главный герой с опухшим лицом и заплывшими глазами сидит у ноутбука, печатая, из последних сил возвращая себя в угасающую действительность.

НУАР-NOIR (с)

0

58

Жуткий фильм, принесший известность Кире Найтли, причем, в качестве блондинки

После того, как Александр Куприн в 1909 году издал «возмутившую» общественность повесть «Яма», ожидать от произведений с подобным названием нечто сугубо позитивное было бы, по меньшей мере, наивно. Хотя когда Гай Берт писал свой молодежно-криминальный роман с аналогичным названием, то едва ли имел понятие о русской литературе.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Яма" (2001)

Именно фильм «Яма» (2001) принёс немалую известность и популярность тогда ещё находившейся только-только в начале творческого пути Кире Найтли. И это притом, что у неё хотя и важная, но всё-таки не главная роль в кинокартине. Фильм можно было бы назвать «современным» британским «Расёмоном». Помните прославленный фильм Акиры Курасавы, в котором каждый из участников инцидента предлагает зрителю собственную версию случившегося?

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Афиша фильма "Яма" (2001)

Опять же подобное построение сюжета в некоторой степени напоминает геометрию Лобачевского, когда через две точки можно провести сколь угодно много непараллельных прямых. У сюжета есть лишь две «реперные точки», которые не поддаются сомнению. В какой-то момент группа старшеклассников весьма престижной школы оказалась в заброшенном бункере. Там произошла трагедия, и через две с половиной недели выбраться из бункера удалось далеко не всем.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Яма" (2001)

Полиции предстоит узнать, что же произошло, для чего привлекают психолога, доктора Хорвуд, которой надо завоевать доверие и разговорить пребывающую в шоковом состоянии Лиз. Оную играет Тора Бёртч (вспоминайте «Красоту по-американски» и «Тёмные углы»). В некий час девочка предлагает собственную версию событий. Кстати, из которой следует, что подростков фактически обрекли на смерть.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Яма" (2001)

И тут фильм в своей стилистике делает крутой поворот и из молодежного триллера превращается в мрачнейшую криминальную драму, в которой ставятся два важных вопроса: «когда человек может стать животным?» и «и где пролегает грань доверия?» Словно отвечая на первый вопрос, один из персонажей фильма произнесет: «И ты смотрела, как я убиваю лучшего друга за банку колы?»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Яма" (2001)

На счет второго вопроса всё много сложнее. Это напоминает психологический эксперимент, когда вы должны упасть «наотмашь» назад, а знакомые должны вас подхватить. Это вопрос доверия. Однако в глубине души всегда есть боязнь, что вас не поймают, и вы упадете. В случае с фильмом этот подспудный страх вроде бы оказался оправданным, ибо страшная трагедия не было «случайностью»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Яма" (2001)

Однако не сразу становится понятно, кто и почему задумал преступление, в чьей голове возник страшный план. Но это выводит на новую проблему, а именно вопрос о сути «тёмной любви», которая является одной из форм мании, проще говоря, одержимостью, которая лишь несколько замаскирована подобием личной симпатии. Легендарная фраза: «так не доставайся же ты никому» - никогда не была признаком подлинных глубоких чувств, а лишь свидетельством «тусклой мелочности»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Яма" (2001)

Сразу же предупреждаем, что фильм совершенно не из легких, а у кого-то может и вовсе вызвать приступ «заочной клаустрофобии». Однако он достоин просмотра. Во-первых, хотя бы потому, что именно эта лента стала переломной в судьбе Киры Найтли. Все её творческие проекты по большому счету делились на «до» и «после». Роль светловолосой Френки сделала её действительно известной. Уже после «Ямы» появились первые серьезные предложения: «Играй, как Бекхем», «Непорочный» - а затем и вовсе роли «звездного уровня»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Яма" (2001)

А ещё фильм обязателен к просмотру, так как его режиссером был специализирующийся на драмах и триллерах Ник Хемм. Данная лента стала апогеем в творчестве этого «британского ирландца». Например, уже после «Ямы» он попытался сделать столь же мрачный триллер «Другой» (2004) с участием Роберта Де Ниро, однако «Яма» оказалась более убедительной с свой пугающей и даже ужасающей сумрачности.

НУАР-NOIR (с)

0

59

Тоска по утраченному раю по ту сторону нуара

Очень странно, но фактически не было ни одного материала о том, какое влияние легендарный фильм «Новый кинотеатр Парадизо» (1988) от гениального Джузеппе Торнаторе оказал (в частности) на криминальный кинематограф. Хотя отсылки вполне очевидны. Для этого достаточно посмотреть, например, на фильм «Последний киногерой» (1993). Опять же в самой картине есть масса отсылок к нуару: от прославленной «Касабланки» до лент с Жаном Габеном. Хотя, конечно же, фильм не об этом

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Новый кинотеатр Парадизо" (1988)

«Новый кинотеатр Парадизо » по своей тональности весьма напоминает «Амаркорд» (1973) Феллини. Но ведь ни у кого не повернется язык сказать, что этот фильм про фашизм (хотя по формальному признаку это именно так). По этой причине было бы в корне неверно искать те ленты, в том числе криминальные, что мелькают кадрами и плакатами в эпизодах фильма Джузеппе Торнаторе. Он сделал кино и объектом, и субъектом рассказа. Попытался оказаться по ту строну кинематографа, и перенести туда зачарованного зрителя

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Новый кинотеатр Парадизо" (1988)

Несмотря на то, что действие фильма происходит в послевоенной Сицилии, вы ни слова не услышите про мафию. Местный «дон» появится в кадре всего лишь несколько раз, и то только как зритель кинотеатра, расположенного в небольшом городе. После окончания войны кинематограф стал для итальянцев своего рода «новой религией», посещение кинотеатра было обязательным, почти ритуальным действием. И не случайно есть связь между «местным падре» и кинотеатром. В него стремятся даже маленькие мальчишки.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Новый кинотеатр Парадизо" (1988)

Хотя один из них, по имени Сальваторе больше интересуется работой киномеханика, нежели собственно тем, что показывают на экране. Для него демонстрация фильма кажется каким-то «волшебством». Фильм пронизан доброй иронией, хотя некоторые эпизоды не просто драматичны, а весьма трагичны.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Новый кинотеатр Парадизо" (1988)

Например, весьма символичным является пожар в кинотеатре, который случился во время показа фильма «Пожарный» (1916), в котором главную роль исполнил Чарли Чаплин. Это трагическое происшествие является словно бы невольной иллюстрацией к знаменитому тезису про «благие намерения, которыми вымощен путь в ад». Киномеханик (Филипп Нуаре) хотя и был спасен мальчиком, но потерял зрение. Явная отсылка к тьме, которая является важной составляющей нуара

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Новый кинотеатр Парадизо" (1988)

Да и сам фильм построен как типичный нуар: в нём сюжет не совпадает с фабулой, то есть события идут не в хронологическом порядке и часть из них является «продолжительными воспоминаниями» главного героя. Опять же, несмотря на то, что неоднократно утверждалось, что Торнаторе создал «автобиографический сюжет», его взрослый Сальваторе (ставший режиссером) весьма похож на Дарио Ардженто, прославленного создателя мрачного кино, маэстро т.н. «джалло». Нельзя не отметить, что Ардженто был 1940 года рождения и совпадает по возрасту с героем фильма

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Новый кинотеатр Парадизо" (1988)

Мы прекрасно знаем, что Джузеппе Торнаторе создал далеко не одну блистательную криминальную картину и эстетичный триллер (вспоминаем «Каморриста», «Простую формальность» или «Лучшее предложение»). Однако в «Новом кинотеатре» он осознано вывел мрачные и «темные» сюжеты за рамки действия, дабы показать очарование далекой юности, или то, что именует «тоской по утраченному раю»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Новый кинотеатр Парадизо" (1988)

А это в свою очередь указывает на некую наивность старых лент, которые даже при наличии в них криминального сюжета («Касабланка» в фильме упоминается не раз) кажутся простодушными и общедоступными, так как их сюжеты были поняты и мужчинам, и женщинам, и взрослым, и детям, и состоятельным горожанам, и бедным крестьянам. Полагаем, что фильм «Новый кинотеатр Парадизо» обязателен к просмотру, если Вы хотя бы капельку интересуетесь миром кино. Такого трогательного признания в любви к кинематографу ещё не делал никто.

НУАР-NOIR (с)

0

60

«Запретная любовь» героини Киры Найтли

Надо отметить, что критика встретила фильм прохладно, и главная претензия была в том, что кинокартина выходила за привычные жанровые рамки. А всё по большому счету потому, что создавалось очень редкое явление для кинематографа – нуарная мелодрама. Нуар ведь это не обязательно привычный криминал (хотя в фильме будет и покушение на убийство, и суд). Нуар может рассказывать, например, о «тёмных страстях» или вовсе о вредных привычках (вспоминайте «Укромное место» или «Потерянный уик-энд»).

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Афиша фильма "Запретная любовь" (2008)

В данном случае речь идет о влечении, которое возникает на фоне постепенно превращающегося в руины Лондона во время Второй мировой войны. В первой и последней трети фильма влияние нуара наиболее очевидно. В данном случае «Запретная любовь» чем-то напоминает прославленную «Касабланку». А именно, взяли, по сути, криминальный сюжет, но поменяли гангстеров на иных персонажей.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Запретная любовь" (2008)

Вера (в исполнении Киры Найтли) некогда становившаяся популярной молодая певица. Однако начало войны ставит крест на её карьере, но чтобы быть хоть как-то полезной стране, она выступает в лондонском метро, когда там укрываются от бомбежек жители британской столицы. В этой части сцены весьма похожи на эпизоды из классических нуаров, когда в действие вводят певичку из клуба. Однако каждому мечты рисуют нечто иное, нежели тёмная станция метро

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Запретная любовь" (2008)

Фильм по большому счету не о любви, заявленной в названии фильма. Он о сумрачных чувствах: ревности и безысходности – которые, согласитесь, весьма близки по своему существу к классическому нуарному «отчуждению». Война является для многих непривычным состоянием. Вот ты танцуешь в ресторане… Бац! Упала бомба. Пыль, темнота. А ещё погибшие соседи по барной стойке, которые буквально миг назад были живы

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Запретная любовь" (2008)

Люди смотрят в наступающий день с ужасом, так как совершенно не уверены, что для них всё закончится хорошо, а потому они постепенно понимают, что надо жить именно «данным мгновением», что рождает спонтанные порывы, перерастающие в яркие и особые чувства.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Запретная любовь" (2008)

В основе сюжета - рассказ о в высшей мере запутанных отношениях четырех человек, двух девушек и двух мужчин, которые оказались втянуты в водоворот пугающих и страстных событий, когда уже не охота думать: что же мы делаем? А есть лишь мысль: завтра наступило и уже хорошо, а потому надо прожить его ярко

Кадр из фильма "Запретная любовь" (2008)

У данного ретро нет привкуса «ванильного мороженного», как нам привыкли показывать прошлое. Это не «старые добрые времена», но они становятся «лучшими» для людей, которые смогли выжить и сохранить свои чувства, преодолеть безысходность. Именно по этой причине кинокартину первоначально предлагалось назвать «Лучшее время нашей жизни». Однако от него отказались, так как оно настраивало на ненужный романтический лад, и дали более мрачноватый «титул» «Любовь на грани» («Запретной любовью» фильм окрестили уже наши прокатчики)

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Запретная любовь" (2008)

Сюжет фильма базируется на двух как бы противопоставленных друг друга парах, для чего достигается необходимый для нуара контраст. Изящная и темноволосая Вера и простоватая блондинка Кейтлин (её играет Сиенна Миллер). Честно несущий службу и отбывший на фронт Уильям Киллик (Киллиан Мёрфи) и обрюзгший поэт Дилан Томас (вполне реальная фигура), который чрезвычайно рад быть «уклонистом». В какой-то момент их отношения подойдут к грани, как раз обозначенной в оригинальном названии фильма

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Запретная любовь" (2008)

Есть у фильма ещё один аспект, о котором мы не можем не сказать. А именно характерный для нуара «искаженный» ветеран, вернувшийся с фронта. На этом держится половина мрачных криминальных фильмов второй половины 40-ых годов, а заодно и концовка этой ленты. Но вот что странно, на части греческих территорий британские войска действительно заключили своего рода пакт с остатками немецкой группировки во имя совместных действий против местных партизан…

НУАР-NOIR (с)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Когда нуар был ещё жив. История нуара