Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Когда нуар был ещё жив. История нуара


Когда нуар был ещё жив. История нуара

Сообщений 41 страница 50 из 175

41

Когда в СССР экранизировали Рея Брэдбери, а получился как-бы-Стивен-Кинг

Дорогие друзья, мы продолжаем наше путешествие по мрачным фильмам эпохи «позднего СССР». Не так давно мы рассказывали о хоррорном варианте сказки про Красную Шапочку, а именно фильме «Люми» (1991). Теперь же мы хотели бы обратиться к кинокартине, которая появилась за несколько лет до этого. Она называлась «Вельд» (1987). Сразу же дадим пояснение, что это слово означает. Оно бурского происхождения и являет нечто среднее между двумя немецкими словами feld(поле) и welt (мир, свет). Буры, потомки европейских переселенцев в Южную Африку, обычно так обозначали саванны, в которых господствовали львы. И в указанном фильме эти хищники сыграли не последнюю роль

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Вельд" (1987)

Для начала обозначим, что лента была вольной экранизацией нескольких произведений Рея Брэдбери, точнее говоря, взаимно сплетенных отрывков некоторых рассказов и повестей, из которых возникает совершенно самостоятельный и очень мрачный (в известной степени пугающий) сюжет. Фильм был снят на студии «Узбекфильм», но пусть это обстоятельство не вводит вас в заблуждение. Его создателем был Назим Туляходжаев, который в 1984 году создал получивший международное признание очень мрачный фантастический мультфильм «Будет ласковый дождь» (опять же по мотивам рассказа Брэдбери)

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Вельд" (1987)

Однако вернемся к фильму «Вельд» - действие в нём происходит в относительно недалеком будущем, в неком мрачном европейском городе. По улицам рыскают патрули, которые уничтожают странных существ – они принимают вид некогда умерших людей, и вновь «приходят жить» к их родственникам и близким. Тревожно и в большом, но пустынном доме (фактически особняке) доктора Майка, где он живет со своей женой и детьми.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Вельд" (1987)

В детской Майкл установил своего рода интерактивные стены, которые могут погружать пространство в разные уголки планеты. Однако дети (мальчик-подросток и маленькая девочка) предпочитают смотреть лишь, как львы охотятся на антилоп. С каждым новым сеансом дети становятся все более отстраненными и «хищными». Родители пытаются помещать этому, однако ограничения только провоцируют страшную трагедию.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Вельд" (1987)

Фильм проникнут беспросветным пессимизмом, будущее представляется пугающим и циничным. В этом фильм «Вельд» оказался по-своему пророческим. Достаточно посмотреть на жесткие действия «карантинных команд», которые более напоминают каких-то карателей, нежели медиков.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Вельд" (1987)

Опять же нельзя не упомянуть «биологическую этику», которую активно продвигают на Западе, что травмирует детей. Например, в Дании было несколько безобразных сцен, когда на глазах детишек в зоопарке убивали «неперспективных» детенышей, разделывали, после чего скармливали львам и прочих хищникам. Мол, дети должны знать природную «правду жизни». Не удивительно, что после этого появляются «девианты» и «серийщики»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Вельд" (1987)

Опять верно предсказана одержимость виртуальной жизнью, хотя в 1987 году ещё не знали, что такое интернет и про зависимость от него. Если вы посмотрите на нынешнюю криминальную хронику, то всё чаще появляются сообщения о подростках, которые совершают эксцессы, так как их «в наказание» лишают либо смартфона, либо выхода в интернет.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Вельд" (1987)

Вообще фильм поучился очень мрачным, даже депрессивно сумрачным, что вызывает в памяти не столько произведения Рея Брэдбери, сколько пугающие романы Стивена Кинга. Что в принципе вполне объяснимо, многие предвидели, что т.н. «перестройка» может закончиться для советского общества катастрофой. Однако в данном случае видение будущего оказалось уж как-то пугающе сбывающимся.

НУАР-NOIR (с)

0

42

Фильм про то, что фокусы – обман, а мистика – реальность

Мы уже не раз обращали внимание на то, что культовые проявления современного нуара: фильм Алана Паркера «Сердце ангела» и первый сезон сериала «Настоящий детектив» - по сути говорят по-разному, но об одном и том же. А именно, о таинственном культе, который способен давать мнимое «бессмертие». Хотя в сериале больше внимания уделяется его (культа) «побочным проявлениям».

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Повелитель иллюзий" (1995)

Опять же нельзя не обратить внимание на что, культура не знает резких переходов, всегда должны своего рода «мостики». В указанном случае таковым может считаться фильм 1995 года «Повелитель иллюзий». Он, конечно, не дотягивает до культового и шедеврального уровня «Сердца ангела» и «Настоящего детектива», но всё равно очень качественный фильм, наводящий на размышления.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Повелитель иллюзий" (1995)

Начало ленты фактически говорит о неком инфернальном культе, который держится на загадочном мистике Никсе по прозвищу «Пуританин». В нём без проблем узнается одна из проекций «короля в желтом». Опять же если Вы посмотрите на фрески на стенах здания, в котором укрываются культисты, то можно обнаружить схожесть с настенными рисунками из первого сезона «Настоящего детектива».

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Повелитель иллюзий" (1995)

Лента «Повелитель иллюзий» весьма неоднородна по своему стилю и сюжетной структуре. В каких-то моментах, когда действует частный детектив, занимающийся загадочными мистическими делами, она обнаруживает сходство с «Сердцем ангела». Некоторые части напоминают обычный детектив с лейтенантом Коломбо, где он сталкивается с фокусниками («Смертельный номер» 1976 года). А последняя четверть картины походит на не слишком качественный хоррор.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Повелитель иллюзий" (1995)

Однако, несмотря на маркировку «фильм ужасов», «Повелитель иллюзий» надо квалифицировать именно как мистический нуар. Более того, первая его треть давала большие надежды на качественное развитие сюжета. В частности, можно было увидеть вполне очевидные отсылки к Дэвиду Коперфилду, а также всецело прозрачные намеки, что некоторые фокусники - не трюкачи, а «действительно маги».

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Повелитель иллюзий" (1995)

Хотя слово «маг» в этом случае не совсем уместно, ибо под магией в бытность понимали простую физику и химию, чьи тайны не были ещё раскрыты. В указанных обстоятельствах речь идет о действительно сумрачной мистике, которая отдает кровавыми отблесками. Не случайно «Пуританина» как-бы-убивают в тот самый момент, когда он собирается совершить страшный ритуал, для чего похитил девочку-подростка.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Повелитель иллюзий" (1995)

По прошествии множества лет данная девочка предстала на экране молодой Фамке Янсcен, чья внешность ещё не испорчена пластикой, сделавшей её лицо ныне похожей на маску. Однако если вы знакомы с сутью темных культов, не важно «про короля желтом» или «владыку сумерек», то знаете, что их «центральные фигуры» имеют обыкновение возвращаться. При чём каждое их новое явление страшнее прежнего

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Повелитель иллюзий" (1995)

Собственно почерпнувший из «темной чаши» некоторую толику знаний и способностей фокусник Филипп Сван трагически гибнет во время исполнения нового номера. Хотя в его смерти есть очень много подозрительного, что настораживает частного детектива Гарри Д’Амура (его играет знакомый многим по «Квантовому скачку» Скотт Бакула). Тот и сам одержим темными видениями, хотя и старается «гнать их прочь»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Повелитель иллюзий" (1995)

Фильм рекомендуем к просмотру, НО хотелось бы сказать - не судите режиссера строго, ибо в качестве оного выступил автор экранизированного романа, британский писатель Клайв Баркер. Фильмы у него получаются «неровные». В качестве примеров можно привести «Ночной народ» (1990) и «Восставшего из ада» (1987)

НУАР-NOIR (с)

0

43

Пулемётный блюз как ретро-мелодия Гарлема из гангстерского кино

Дорогие друзья, мы уже не раз говорили, что в мире кино ничто не берется из ничего. Почти каждый сюжет связан либо отсылками, либо ассоциациями с другими творениями. Именно это можно утверждать про фильм 1997 года «Гангстер». По большому счету он возник на основании одного эпизода из легендарного фильма 1984 года «Клуб Коттон». Так вот, в эпизоде показано, как в клуб заходят и располагаются несколько «цветных гангстеров», что вызывает конфликт и заставляет понервничать владельца заведения. Дело в том, что клуб «Коттон» предназначался лишь для белых, в то время как в нём выступали только темнокожие артисты. Вот такая сегрегация в рамках Нью-Йорка образца 30-ых годов

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Гангстер" (1997)

Компанию возмутителей спокойствия возглавлял известный в те годы темнокожий гангстер Эллсворт Джонсон по прозвищу «Бампи». Это означало «колдобистый», так как на затылке у преступника была приличных размеров шишка. И эпизод в клубе является общим для двух фильмов (хотя в нём принимали участие и разнее актеры). Уже по этой причине фильм 1997 года «Гангстер» можно полагать спин-оффом (то есть сюжетным ответвлением) «Клуба Коттон», снятого Копполой

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Гангстер" (1997)

Режиссером «Гангстера» выступил Билл Дьюк, которого в первую очередь воспринимают как актера (вспоминайте Мака из «Хищника»). Однако как режиссер он стал своего рода «певцом» гангстерского Гарлема, начав с фильма «Ярость в Гарлеме» (1991). Впрочем, «Гангстер» стоит несколько особняком. Причина этого кроется не только в актерском составе, но и развитии сюжета. Дьюк как бы дает собственную трактовку некоторых событий, в частности, почему «Счастливчик» (Чарли Лучано) расправился с «Голландцем Шульцем» (Артур Флегенхаймер). В итоге «Бампи» - главный герой лишь формально. Подлинное внимание зрителя приковано к фигуре «Голландца Шульца», роль которого досталась Тиму Роту.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Гангстер" (1997)

Сыграно просто безукоризненно. Мировой кинематограф знает с десяток «голландцев», но лишь три из них достойны внимания. В «Клубе Коттон» его играет Джеймс Ремар и зрителю он явлен как подлинный психопат. В то же самое время в фильме «Билли Батгейт» (1993) «голландец» в исполнении Дастина Хоффмана показан как расчетливый, хотя и беспощадный человек. Тим Рот превзошел всех. Взирая на его «голландца» ни разу не сомневаешься, что именно такой тип мог держать в страхе, как врагов, так и своих подчиненных. Вспыльчивый, надменный, скупой и циничный. Он вызывает какой-то ритуальный ужас, что вполне наглядно продемонстрировано в сцене его «расстрела»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Гангстер" (1997)

Что касается самого «Бампи», то в фильме он показан лишь как повод для истории. При этом сама его деятельность изрядно приукрашена. Он вовсе не возвращал Гарлем (как изображено в кинокартине) прежней криминальной королеве – Стефании Сен Клер. С одобрения «Счастливчика» он забрал его, полностью подчинив себе темнокожую преступность. Хотя кто бы в этом сомневался.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Гангстер" (1997)

К слову сказать, роль «Счастливчика» Лучано досталась Энди Гарсия, который многократно изображал из себя разного калибра мафиози. Он, конечно, не переигрывает Тима Рот по части драматического искусства. Однако очень выразительно являет зрителю одну деталь, которой не было у прочих кино-«счастливчиков». У него будто бы искусственный правый глаз. Известно, что Лучано получил ножевое ранение в лицо, а потому у него были проблемы со зрением.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Гангстер" (1997)

В целом качественный гангстерский фильм, хотя и не дотягивает до «Крестного отца» (по причине излишнего морализаторства), но, тем не менее, очень добротно сделанная лента. Впрочем, один из вопросов так и остался без ответа. Почему обитателям Гарлема было проще играть в «числа», чем устроиться на работу? «Великая Депрессия» - не оправдание. Она была везде…

НУАР-NOIR (с)

0

44

Постыдно пристойный фильм с участием Саши Грей

Сегодня мы поговорим об одном из фильмов из данного списка. Хотя в сегодняшнем случае нас будет интересовать не столько актерская игра Саши Грей, сколько иные аспекты данной кинокартины. В первую очередь режиссерская задумка. И говорим мы про триллер 2014 года «Открытые окна», создателем которого был испанский режиссер Начо Вигалондо.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Афиша фильма "Открытые окна" (2014)

Если вы достаточно давно знакомы с нашим каналом, то, наверное, обратили внимание, что мы, во-первых, благоволим испанским триллерам, во-вторых, стараемся найти упущенный публикой смысл в фильмах, которые активно критикуют. В данном случае обе тенденции совпали, хотя сразу скажем, что «Открытые окна» снимались совершенно не в Испании.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Афиша выдуманного фильма "Темные небеса. Третья волна" из фильма "Открытые окна" (2014)

Сюжет фильма по большому счету длится ровно столько же, сколько идёт сам фильм. Однако это не совсем привычный для нас кибер-триллер. И опять же фильм выходит далеко за рамки того, что принято называть «мокьюментари». Так обычно именуют фильмы, которые сознательно пытаются быть псевдо-документальными (вспоминайте первую часть «Ведьмы из Блэр»).

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Рабочий стол ноутбука из фильма "Открытые окна" (2014)

Есть актриса, у актрисы есть поклонник, который ведёт её фан-сайт. И тот якобы выигрывает на конкурсе «ужин со звездой». В режиме реального времени посредством веб-камер (других на съемках не использовалось) нам рассказывают сложную и запутанную историю. Сначала Ник (его играет Элайджа Вуд) узнает, что ужин отменили. Затем голос, сообщивший ему об этом, старательно натравливает на актрису. Тот по глупости соглашается выполнить некоторые действия. И вот уже история заходит в крутое пике. И несчастный ботан с хорошим ноутбуком надеется, что впутаться из неё можно будет, лишь следуя указкам «анонимного доброжелателя». Ха-ха… Как бы не так…

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Открытые окна" (2014)

Многие ругали фильм за нелогичность сюжета и злоупотребление «псевдо-реализмом». Хотя на счет последнего скажем, что смена акцента на окнах была удачной, так как «неподвижное» деление экрана, как, например, в некоторых эпизодах «Козырных тузов» (2006) не позволяло внимательно следить за действием, лишь создавало ощущение сумбура.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Открытые окна" (2014)

На счет сюжета претензии тоже кажутся не совсем обоснованными, так как зрителю была предложена головоломка, в которой надо было активно принимать участие, а не пассивное шоу («сел и смотри»). И если кто-то этого не заметил, то: «Поздравляем, вы не прошли тест на высокий интеллект». Едва ли, режиссер, который своей первой же короткометражкой заявил претензии на «Оскар» («7:35 утра»), а лентой «Временная петля» (2007) в буквально смысле «взорвал» сами принципы взаимосвязи персонажа и времени, стал бы предлагать непроработанный сюжет.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Открытые окна" (2014)

Тем более что к «Открытым фильмам» создавалось масса дополнительных материалов, которые как бы имитируют реальность. Например, афиша к вымышленному фильму «Темные небеса. Третья волна» или обои для рабочего стола с Джилл Годдар (которую играет Саша Грей) и масса прочего.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Открытые окна" (2014)

На всём пространстве ленты разбросано бесконечное количество «пасхалок», как правило, отсылок к иным фильмам или сериалам. Например, «Темные небеса» (1996) и «Первая волна» (1998) - это вполне реальные фантастические сериалы, эдакие «эпигоны» «Секретных материалов».

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Открытые окна" (2014)

Опять же нельзя не отметить, что в итоге была явлена главная идея нуара – «всё не то, чем кажется» - ибо по итогам последних десяти минут фильма выясняется, что основная часть фильма это «мистификация в мистификации». И «открытые окна» - это вовсе не окна браузера, через которые вы ведёте общение. В это в буквальном смысле слова окна без занавесок, которые позволяют глазеть на вас всякого рода невменяемым типам. Это грань перехода из «старого мира» и киберпанк, где главное условие безопасности - быть оффлайновым. Вспоминайте почти анекдотическую ситуацию: «А я флешку вынул из ноута и положил к себе в карман»…

НУАР-NOIR (с)

0

45

Стрип-сказки одного танцевального клуба. Обыденность заведения между драмой и комедией

Режиссер Абель Феррара, вне всякого сомнения, относится к числу классиков криминального кино, хотя и не настолько известен публике, как Френсис Форда Коппола или Мартин Скорсезе. Мы уже не раз делали материалы о фильмах Феррары («Похороны», «Город страха» и т.д.), однако в настоящий момент нас больше всего интересует, что почти в половине своих лент режиссер показывает «закулисную жизнь» ряда развлекательных заведений.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Сказки клуба" (2007)

Эта тенденция достигла своего апогея в фильме, название которого наши прокатчики решили перевести как «Сказки стриптиз-клуба» (2007). Хотя если быть более точным, то речь идет об «Историях гоу-гоу-клуба», ну или если угодно, об «Гоу-гоу-сказках». Видимо, нашим прокатчикам было лень объяснять, в чём разница, да и на первое название мужская аудитория «клюнула» бы более охотно

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Сказки клуба" (2007)

Есть такой город - Нью-Йорк. А в Нью-Йорке есть такой остров - Манхэттен, который до кучи является самостоятельной территориальной единицей. И в Манхэттене (по сюжету) находится танцевальный клуб с многозначительным названием «Парадиз». Индустрия развлечений переживает не лучшие времена. Клиентов (простите - «гостей») в клубе немного, выручка падает, денег катастрофически не хватает.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Сказки клуба" (2007)

При этом инвесторы грозят клуб закрыть, а помещения отдать под сетевой продуктовый магазин, мол, так мы денег заработаем больше, да прибыль будет стабильной. Девочки, радующие гостей танцевальными номерами разной степени откровенности, постоянно требуют денег. В противном случае грозятся устроить забастовку. Повар жалуется на девочек, что прямо с собачками заходят на кухню. Дескать, те (собачки) таскают хот-доги, да и прознай про это санитарная комиссия, нас же моментально закроют. Одним словом, идет привычная и обыденная жизнь заведения сферы «гостеприимства», напрочь лишенная какой-либо пикантности

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Сказки клуба" (2007)

Всё это приправляется историями, которые случаются в зале. Сюда иногда заглядывают разномастные гангстеры «старой закалки», которые травят байки. Японские гости никак не хотят вовремя уходить. Некоторых особо разгоряченных посетителей приходится «приводить» в чувство. Иногда случаются и вовсе «сюрпризы». Например, кто-то узнает в танцовщице на подиуме свою супругу, которую полагал продавщицей в магазине. Опять же конфликт надо улаживать.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Сказки клуба" (2007)

На фоне всего этого управляющий клубом и ведущий шоу Рей Руби (его играет Уиллем Дефо) решается на рисковый шаг. Он делает ставку на лотерею. К сожалению, мы не слишком хорошо знакомы именно с данной сферой игровых развлечений, а потому не можем точно сказать, как в лотерее можно «мухлевать». Однако путем неких манипуляций, включая помощь хакеров, один из билетов оказался выигрышным. И выигрыш составляет…. восемнадцать миллионов (!!!) Можно поправить дела клуба, успокоить инвесторов, заплатить барышням, и ещё останется десять раз на безбедную жизнь.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Сказки клуба" (2007)

Есть только одна проблема. Рей никак не может вспомнить, где находится выигрышный билет. Его от нервной работы «заклинило». А потому он мучается сомнениями. Билет кто-то украл? Он его потерял? Или же тот лежит в каком-то тихом месте, которое «вылетело из памяти»? Несмотря на определенную криминальную тональность (взять хотя бы персонажа по кличке «Барон», которого играет легендарный Боб Хоскинс) фильм проникнут доброй иронией. Например, в разгар ночи начинается программа «не для всех». Вы думаете, что это что-то, совсем выходящее за рамки приличия?

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Сказки клуба" (2007)

Напротив. Кто-то из девочек показывает фокусы, кто-то декламирует Шекспира, кто-то исполняет партию Жизель. А почему же «не для всех»? А вдруг публика решит, что у нас «приличный клуб»? Эдак, мы вообще лишимся гостей!

НУАР-NOIR (с)

0

46

Потешный фильм про «серийного убийцу», когда вы предположить не можете, чем всё закончится

Сегодня мы решили отдельно рассказать о фильме Вуди Аллена «Сенсация» (2006), так как он этого достоин. Опять же в этой кинокартине - масса всего забавного и даже в известной степени романтичного, а потому её можно будет рекомендовать для просмотра на выходных. И нельзя не отметить, что именно благодаря «Сенсации» Скарлетт Йоханссон и Хью Джекман попали в актерский состав легендарного фильма Кристофера Нолана «Престиж» (2006)

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Сенсация" (2006)

Дело в том, что «Сенсацию» начали снимать ещё в 2005 году, однако долго монтировали, а потому её премьера состоялась лишь летом 2006 года. Были ещё некоторые злоключения на Каннском кинофестивале, хотя для нас сейчас это совершенно не принципиально.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Сенсация" (2006)

Предпосылкой для истории, рассказанной в фильме, является злодейская деятельность «серийного убийцы», обитающего в Лондоне. На месте преступлений, жертвами которых становятся девушки с короткой прической темного цвета, он оставляет одну из карт колоды Таро. Тем временем личный секретарь состоятельного англичанина, сэра Лаймана, обращает внимание, что у его сына пропала именно одна из таких колод. Рождаются подозрения, которыми она спешит поделиться…

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Сенсация" (2006)

Но, бац! Выпивает отравленный чай… и обнаруживает себя на сумрачном корабле, который следует через Стикс. Получилось нечто среднее между лодкой старика Харона и «мрачным жнецом». На унылой посудине женщина встречает некогда известного журналиста, который аж бьёт коптом от восторга. Вот это сенсация! Питер Лайман – убийца с колодой Таро!!! Однако откуда, куда они «следуют», эту новость никак не послать в газету.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Сенсация" (2006)

На счастье Джо Стромбола (так зовут покойного журналиста) в Лондон, где происходит дело, прибывает не слишком сообразительная, но обаятельная («прелесть, какая дурочка») американская студентка, которая спит и видит, как бы стать журналистом. Правда, природных талантов ей для будущей карьеры не хватает. Однако героиня Скарлетт Йоханссон не унывает.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Сенсация" (2006)

На дешевом шоу, где выступает иллюзионист со сценическим именем Чудини (Вуди Аллен) она оказывается в магическом ящике, где входит в контакт с миром иным. И собственно узнает сенсацию. Только вот доказательств у Сандры Прански (так зовут героиню Йоханссон) нет ровным счетом никаких. А ссылаться на слова призрака – по меньшей мере, странно. Ну, если только вы не Гамлет в изложении Шекспира.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Сенсация" (2006)

По большому счету значительная часть фильма посвящена злоключениям весьма комичной парочки – незадачливого фокусника и не мере улыбчивой студентки журфака. Сюжет несколько раз делает крутой поворот. И в итоге начинаешь задаваться вопросом, а кто же тут в действительности преступник?

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Сенсация" (2006)

Сам Вуди Аллен написал сценарий этого фильма специально для Йоханссон и даже соблаговолил покинуть Нью-Йорк, на некоторое время перебравшись в Лондон. Он не ставил задачу сделать шедевр на все времена, это и есть большой плюс фильма. Он смотрится легко и даже весело. Игра Вуди Аллена как актера невольно воскрешает в памяти «Проклятие нефритового скорпиона» (2001)

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Сенсация" (2006)

Фильм наполнен милыми «невротичными» шутками режиссера. «Для меня наслаждение, когда ужин обходится без из изжоги». Опять же Аллен словно «балуется» и прикрывается криминальным сюжетом, но на практике дает собственную трактовку «Мещанина во дворянстве» - темы, некогда предложенной Мольером.

НУАР-NOIR (с)

0

47

«Бункер Палас Отель» - нуарная антиутопия или сюрреалистический киберпанк?

Казалось бы, у нас в России любят фантастику, тем более, если оная замешана на политике и несёт в себе некие «скрытые философские смыслы». Однако фильм 1989 года «Бункер Палас Отель» отечественному зрителю фактически неизвестен (если не считать нескольких фанатичных поклонников кино). И это очень большое упущение.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Бункер Палас Отель" (1989)

Дебютная работа французского режиссера Энки Билала как бы открывала его антиутопическую трилогию, в которую после «Бункера Палас Отеля» вошли «Тико Мун» (1996) и «Бессмертные: война миров» (2004). Каждая из кинокартин - «штучный товар», эстетическая «вещь в себе», не предназначенная для пресловутого массового зрителя, хотя и способная заворожить любого её посмотревшего.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Бункер Палас Отель" (1989)

«Бункер Палас Отель» вообще оказал заметное влияние на мрачную фантастику и антиутопии. Следы этого фильма можно обнаружить и в «Ночи Арлекинов», и в недавних сериалах «Город и город», «Двойник» («По ту сторону»). В этом представлении о безрадостном будущем нет мрака, присущего Оруэллу. Тем более что оный не только ошибался, но и сам был частью «системы» (как выяснилось, он активно «стучал» на своих друзей и знакомых)

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Бункер Палас Отель" (1989)

Диктатура в «Бункере» показана как нечто усталое от своих прошлых деяний, дряхлое и унылое. Действие начинается в неком европейском городе. Обозреватели писали, что случилась природная катастрофа. Однако нам показалось, что происходит нечто, напоминающее «май 45-го в Берлине». Слышатся звуки выстрелов, автоматичные очереди выбивают элементы витражей в некогда богатых и представительных зданиях. Строго одетые люди, забирая документы и «нечто важное», стремятся скрыться.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Бункер Палас Отель" (1989)

Один из них - промышленник Хольм (его играет выдающийся французский актер Жан-Луи Трентиньян). Он двигается в сторону таинственного убежища, оставляя за собой трупы невольных свидетелей. Ему лень пачкать руки, а потому он оставляет «после себя» небольшие устройства. Бац!!! И по ярко красным отблескам взрыва, врывающимся в кадр, можно понять, что несколькими свидетелями стало меньше

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Бункер Палас Отель" (1989)

Фильм проникнут эстетикой дизель-панка. Виднеются странные электровозы, а боковые стекла машин заливает дождь «молочного цвета». Этот оттенок станет самым важным в фильме и убедительно доказывает, что мрачные и депрессивные фильме не обязательно подразумевают наличие тьмы и длинных теней. Остатки некогда могущественной диктатуры стремятся скрыться в подземном бункере, который внешне напоминает фешенебельный отель.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Бункер Палас Отель" (1989)

Здесь проводят свои дни в тоске и одиночестве некогда могущественные люди: генеральные судьи, военные министры, магнаты. Фото, висящие стройными рядами на стене, невольно вызывают в памяти передовицы советских газет с изображением Политбюро. Отель, подобно находящимся здесь людям, неуклонно «стареет». Раздается треск. Всё чаще и чаще дают сбои прислуживающие изгнанникам роботы, весьма напоминающие людей. Впрочем, и роботизированных слуг иногда «заедает»: оркестр начинает играть один такт мелодии, а дюжая массажистка чуть было не сломала ногу одному из «постояльцев»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Бункер Палас Отель" (1989)

Никто толком не знает, что происходит и где собственно располагается их «отель». Его «гости» не знают, что делать и на что рассчитывать. Режиссер умело играет с набиравшими в то время политическими мифами, например, об «антарктическом рейхе». У бассейна в «отеле» нет дна, а в какой-то момент всё начинает замерзать, покрываясь густой изморозью.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Бункер Палас Отель" (1989)

Люди, которые видели этот фильм, пытались ответить на вопрос: что в нём скрыто, что хотел сказать режиссер? И большая часть проходила к ошибочному мнению, что, мол, это просто «красивая картинка». На самом деле это не так. Фильм говорит о перерождении «системы». Помните тезис о «революции, пожирающей своих детей»? «Система» же имеет обыкновение во имя самосохранения «перерождаться». Подобно змее она скидывает свою кожу. В данном случае очевидны аллюзии к «Всемирному Потопу», только в рамках отдельно взятой диктатуры – стереть всё, дабы затем начать сначала.

НУАР-NOIR (с)

0

48

Криминально-потешная роль Фамке Янссен в очень легком наряде

Наши переводчики предпочли явить публике следующее название – «Дневная модель», наверное, полагая некоторую «общность» с «Дневной красавицей» Луиса Бунюэля (это мы иронизируем).

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Дневная модель" (1994)

На самом деле, принимая во внимание сюжет ленты и использованную в заглавии фразу (Model by Day) было бы логично дать следующее наименование, которое бы содержало элемент интриги – «А днем она была моделью…» То есть как бы подразумевается, что у героини есть еще негласная, ночная жизнь.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Дневная модель" (1994)

О нет, не подумайте плохо. В тёмное время суток героиня фильма, которую зовут Лекси, занимается в высшей мере благородным делом – она пытается освободить город от всякого рода нехороших типов, что грабят людей и издеваются над беззащитными девушками. Кроме того, что Лекси является (по сюжету) высокооплачиваемой моделью, ещё очень успешно освоила боевые искусства, а потому норовит применить их на практике.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Дневная модель" (1994)

Фильм был экранизацией не самых известных комиксов, которые повествуют о некой «Леди Икс». Та объявила войну городской преступности, и криминалитет принял вызов. Проблема заключается в том, что её также ищет полиция. И копы, и гангстеры догадываются, кто скрывается за экзотическим костюмом. Ибо образ Лекси можно обнаружить едва ли не на каждом втором билборде.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Дневная модель" (1994)

К слову, костюм надо упомянуть отдельно. Нас волнует даже не то, что он излишне «легкий» и иногда возникает ощущение, что героиня «сбежала» с какого-то сомнительного косплея или вовсе из развлекательного заведения с неидеальной репутацией.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Афиша фильма "Дневная модель" (1994)

В нём читается влияние экзотических нарядов эпохи ар-деко. А это в свою очередь невольно отсылает нас к образу Веры Цицеро (в исполнении Дайаны Лейн) из «Клуба Коттон». А ещё есть отсылки к «Основному инстинкту».

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Дневная модель" (1994)

Опять же нельзя не обратить внимание, что есть некоторая перекличка (на уровне совершенно еле уловимых аллюзий и ассоциаций) с «Убить Билла». Например, боевая главная героиня в костюме ядовитого цвета, или девушка с «пиратской» повязкой на глазу и т.д. То есть малобюджетный фильм про «Дневную модель» в итоге стал «непроизвольным» мостиком между несколькими классическими криминальными фильмами.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Дневная модель" (1994)

Что ещё можно сказать про эту ленту? Конечно, Фамке Янссен, некогда работавшая на модельный дом Диора, в качестве собственно модели выглядит весьма убедительно, ибо с этой стороной жизни знакома не понаслышке. Ногами тоже машет «внушительно», так как некогда занималась тэквондо. Чем, кстати, могут похвастаться далеко не все актрисы, представшие в образе «супер-девушек».

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Дневная модель" (1994)

Отдельно надо остановиться на игре слов, которые скрыты в имени и прозвище персонажа. Лекси – явная отсылка к латинскому слову «лекс», то есть «закон». А ещё это по сути аббревиатура от «Леди Икс» («альтер эго» модели). Хотя прозвище она получила опять же из-за костюма. Элементы типа лямок пересекаются на её спине в виде литеры Х (икс).

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Дневная модель" (1994)

Впрочем, сама актриса не очень любит вспоминать этот фильм в силу его исключительной наивности и сумбурности сюжета. Хотя именно «Дневная модель» позволяет понять, почему Фамке Янссен стали рассматривать в качестве супер-героя из эпопеи про «Людей Икс», она же стала «Леди Икс» за много лет до знаменитого фильма 2000-го года.

НУАР-NOIR (с)

0

49

Фильм, ради которого Кристиан Бейл превратился в «живой скелет»

Лет десять назад (даже чуть больше) об этой киноленте не рассуждал только ленивый. Однако время идёт и уже появилось поколение, которое про фильм «Машинист» (2004) вообще не слышало. А потому мы решили несколько исправить ситуацию. Тем более что кинокартина имеет самое что ни на есть прямое отношение к сути мрачного мета-жанра (это мы про нуар в глобальном его значении).

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Машинист" (2004)

Начнем с того, что название фильма наши прокатчики по «доброй» традиции перевели совершенно неправильно. Речь идет не о «машинисте» (то есть водителе поезда), а об «операторе станка», а потому было бы логичнее использовать слово «слесарь» или «станочник».

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Афиша фильма "Машинист" (2004)

Нельзя не отметить, что «Машинист» являлся в большей степени европейским кино, хотя делал его американский режиссер и с американскими актерами. Опять же исключительный успех «Машиниста» породил спрос и даже вызвал к жизни своего рода моду на «психологические триллеры», в которых сюжет строится на возникновении «альтер эго», как бы вытесняющего острое, нестерпимое чувство вины (вспоминайте «Тайное окно», «Роковое число 23», «Остров проклятых» и т.д.)

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Машинист" (2004)

Впрочем, наша отечественная кинокритика обратила внимание на фильм в первую очередь потому, что исполнитель главной роли Кристиан Бейл превратил себя в настоящий скелет. Он потерял в весе четверть центнера и хотел «сбросить» ещё столько же, но студия запретила ему худеть под угрозой разрыва контракта – это было смертельно опасно для его здоровья. Поэтому неоднократно звучащая в фильме фраза: «Если ты не перестанешь худеть, то просто исчезнешь» - носила двойной смысл.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Машинист" (2004)

Рабочий цеха станков, которого зовут Тревор Резник, страдает бессонницей. Не просто страдает - он ей одержим. Сам он полагает, что не спал уже где-то год. В данном случае бессонница является чем-то аналогичным «нуарной амнезии», она меняет восприятие реальности, стирает грань между выдуманным и реальным. Нечто подобное мы уж видели в «Бойцовском клубе» у Финчера и в «Бессоннице» у Нолана.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Машинист" (2004)

Главный герой полагает, что именно бессонница является причиной его злоключений, включая катастрофическую потерю веса. Однако зритель постепенно догадывается, что это лишь следствие, заслоняющее собой нечто более страшное. На это указывает постоянно появляющийся в кадре роман Достоевского «Идиот», а так же самодовольный персонаж по имени Иван, который является несомненной отсылкой к Ивану Карамазову. Коего поначалу великий русский писатель хотел сделать «убийцей» (мы про сюжет романа «Братья Карамазовы»)

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Машинист" (2004)

В отличие от прочих триллеров, где сознание героя «расслаивается», персонаж Кристиана Бейла понимает, что у него не в порядке с головой. Однако нарастающее безумие, помноженное на трагические события, не позволяет ему осознать, где именно - «нормально», а где - «девиации». Жизнь, обращенная в физический и психологический кошмар, становится калейдоскопом странных событий, которые ставят по сомнение сам принцип «материальности» - там, где говорится, про «реальность, данную в ощущениях».

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Машинист" (2004)

К слову, значительное количество образов в голове Резника было порождено именно мрачными явлениями американской популярной культуры, так или иначе связанными с нуаром. Например, некоторые сцены в цеху весьма напоминают отрывки из фильма «Чёрный легион» (1937). А привычка ежедневно ездить в аэропорт, чтобы в пустом кафе пить кофе (кофе при бессоннице?) явно отсылает нас к картине Эдварда Хоппера «Полуночники».

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Машинист" (2004)

Наш вердикт – если Вы интересуетесь мрачными фильмами и триллерами, то этот фильм обязателен для просмотра. Едва ли можно привести иной пример, когда актер не просто передавал боль своего персонажа, а становился самим страданием. Не убедительно изображал безумие, а делался собственно сумасшествием.

НУАР-NOIR (с)

0

50

Кино, в котором всё не то, чем кажется или у каждого копа есть «кнопка»

Фразы про кнопку («У каждого есть кнопка», «И всё-таки, где у него кнопка?») пришли к нам из советского приключенческого (во всех смыслах слова) фильма про Электроника. Их произносил предводитель банды по имени Стамп в исполнении бесподобного Владимира Басова. Подразумевалось, что любым человеком можно манипулировать

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Офицер ранен" (2013)

Манипуляции сначала являлись центральным элементов нуара (как материнского криминального мета-жанра), а затем были наследованы триллерами и различного вида криминальными драмами. Достаточно вспомнить фильм 1995 года «Правое дело», в котором Шон Коннери сыграл профессора Пола Армстронга, которому достаточно лишь заслышать про «нарушения гражданских прав», как тот, «закусив удила», бросается в бой, не видя элементарных вещей

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Офицер ранен" (2013)

Именно так происходит с полицейским детективом Дэвидом Калаханом. Его роль досталась изрядно помятому жизнью, но плотно прописавшему в криминально кино Стивен Дорффу (мы не так давно вспоминали фильм с его участием «Дикая банда»). Детектив некогда вёл весьма разгульный образ жизни, однако после опасного ранения встал на «путь истинный». И словно искупая прошлые грехи перед своей женой, старательно преследует всех, кто «прессует» женщин.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Афиша фильма "Офицер ранен" (2013)

И в какой-то момент к нему обращается некий русский эмигрант. Мол, вы меня не помните? «А должен?» «Так это же я вас спас, когда подстрелили на улице». Обошлось, конечно, без слез умиления и потоков благодарственных речей. Но детектив дал понять, что остался обязан. И визитер просит «долг искупить», так сказать, не затягивая. Для чего вручает Дэвиду дневник дочери, которая незадолго до этого трагически погибла

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Офицер ранен" (2013)

Из дневника девочки следует, что она устроилась на работу в весьма сомнительное заведение, по коим некогда любил ходить, пребывая в состоянии «трансформации», герой фильма. И один из постоянных посетителей, прозванный танцовщицами «Ангелом», оказался начинающим маньячинкой. Дело в не том, что он рисует девушек, а в том, что нападает на них, выслеживая в тёмных переулках.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Офицер ранен" (2013)

Что должен сделать детектив, который чувствует внутреннюю вину перед семьей и обществом? Правильно! Выйти на «охоту» и обезвредить нехорошего типа. Чем собственно Дэвид и занялся. В одном из заведений, которые ему хорошо знакомы, так как некогда были почти как родные, он находит подозреваемого. И всё сходится. Тот весьма неприятный тип. Явно с какими-то «темными демонами» внутри.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Офицер ранен" (2013)

А когда указанного персонажа детектив видит рядом со школой, откуда выходит его дочь-подросток, то степень кипения становится критической. Явно же, что тот почувствовал слежку и решили нанести упреждающий удар. Или нечто в этом роде. А потому Дэвид решает положить конец истории. Среди ночи он ловит «Ангела». Тот неудачно тянется во внутренний карман. Бац-бац… Пиф-паф… И нету «маньячинки». Только уже через несколько мгновений выяснилось, что всё совершенно не так, как виделось детективу.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Офицер ранен" (2013)

Собственно главную сюжетную тайну фильма мы сохраним в секрете. То, что мы поведали, это была несколько затянувшая завязка сюжета. Однако развязка будет куда более интересной. Что ещё можно хорошего сказать про эту ленту? Неплохой актерский состав. Включая Джеймса Вудса и Стивен Ленга. Хотя на эту кинокартину мы вышли через фильмографию обворожительной блондинки Лоры Харрис

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Офицер ранен" (2013)

Впрочем, есть в ленте некоторые минусы. Не понятно, что хотели сказать создатели фильма, но они толи перепутали времена (на улице далеко не 80-ые), толи этническую принадлежность содержателей заведений. Русские девушки уже давно не горят желанием попасть в США, мол, меня сюда привезли, потратив ТАК МНОГО денег, мне их в жизнь не отработать. Вы это серьезно?...

НУАР-NOIR (с)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Когда нуар был ещё жив. История нуара