Когда в СССР экранизировали Рея Брэдбери, а получился как-бы-Стивен-Кинг
Дорогие друзья, мы продолжаем наше путешествие по мрачным фильмам эпохи «позднего СССР». Не так давно мы рассказывали о хоррорном варианте сказки про Красную Шапочку, а именно фильме «Люми» (1991). Теперь же мы хотели бы обратиться к кинокартине, которая появилась за несколько лет до этого. Она называлась «Вельд» (1987). Сразу же дадим пояснение, что это слово означает. Оно бурского происхождения и являет нечто среднее между двумя немецкими словами feld(поле) и welt (мир, свет). Буры, потомки европейских переселенцев в Южную Африку, обычно так обозначали саванны, в которых господствовали львы. И в указанном фильме эти хищники сыграли не последнюю роль
Для начала обозначим, что лента была вольной экранизацией нескольких произведений Рея Брэдбери, точнее говоря, взаимно сплетенных отрывков некоторых рассказов и повестей, из которых возникает совершенно самостоятельный и очень мрачный (в известной степени пугающий) сюжет. Фильм был снят на студии «Узбекфильм», но пусть это обстоятельство не вводит вас в заблуждение. Его создателем был Назим Туляходжаев, который в 1984 году создал получивший международное признание очень мрачный фантастический мультфильм «Будет ласковый дождь» (опять же по мотивам рассказа Брэдбери)
Однако вернемся к фильму «Вельд» - действие в нём происходит в относительно недалеком будущем, в неком мрачном европейском городе. По улицам рыскают патрули, которые уничтожают странных существ – они принимают вид некогда умерших людей, и вновь «приходят жить» к их родственникам и близким. Тревожно и в большом, но пустынном доме (фактически особняке) доктора Майка, где он живет со своей женой и детьми.
В детской Майкл установил своего рода интерактивные стены, которые могут погружать пространство в разные уголки планеты. Однако дети (мальчик-подросток и маленькая девочка) предпочитают смотреть лишь, как львы охотятся на антилоп. С каждым новым сеансом дети становятся все более отстраненными и «хищными». Родители пытаются помещать этому, однако ограничения только провоцируют страшную трагедию.
Фильм проникнут беспросветным пессимизмом, будущее представляется пугающим и циничным. В этом фильм «Вельд» оказался по-своему пророческим. Достаточно посмотреть на жесткие действия «карантинных команд», которые более напоминают каких-то карателей, нежели медиков.
Опять же нельзя не упомянуть «биологическую этику», которую активно продвигают на Западе, что травмирует детей. Например, в Дании было несколько безобразных сцен, когда на глазах детишек в зоопарке убивали «неперспективных» детенышей, разделывали, после чего скармливали львам и прочих хищникам. Мол, дети должны знать природную «правду жизни». Не удивительно, что после этого появляются «девианты» и «серийщики»
Опять верно предсказана одержимость виртуальной жизнью, хотя в 1987 году ещё не знали, что такое интернет и про зависимость от него. Если вы посмотрите на нынешнюю криминальную хронику, то всё чаще появляются сообщения о подростках, которые совершают эксцессы, так как их «в наказание» лишают либо смартфона, либо выхода в интернет.
Вообще фильм поучился очень мрачным, даже депрессивно сумрачным, что вызывает в памяти не столько произведения Рея Брэдбери, сколько пугающие романы Стивена Кинга. Что в принципе вполне объяснимо, многие предвидели, что т.н. «перестройка» может закончиться для советского общества катастрофой. Однако в данном случае видение будущего оказалось уж как-то пугающе сбывающимся.
НУАР-NOIR (с)