Мрак камерного нуара или лучшая роль Депардье
По большому счету Торнаторе мог больше ничего не снимать после 1994 года, когда он создал фильм «Простая формальность». Фильм было настолько выдающимся, что его можно назвать самым гениальным камерным нуаром в истории кино. Уж на что талантливым был фильм «Сыщик» (причем, ремейк 2007 года в большей степени, нежели оригинал), но «Простая формальность» превосходит его на «пару голов».
Кадр из фильма "Простая формальность" (1994)
Более того, у «Простой формальности» кроме сюжета и режиссуры есть ещё два в высшей мере примечательных момента. Во-первых, участие в нём Жерара Депардье можно полагать лучшей ролью в биографии этого актера, который в последнее время воспринимается публикой как-то неоднозначно (хотя видно, что толстеть он начал уже в 1994 году). Во-вторых, это сугубо актерская игра Романа Полански. Это единственный случай в истории кино, когда тот предстал именно как актер (и хороший актер), а не режиссер, появляющийся в собственном же фильме.
Кадр из фильма "Простая формальность" (1994)
«Простая формальность» - это фильм-обманка, шкатулка с несколькими потайными донышками, когда нельзя довольствоваться обнаружением лишь одного. По формальному признаку это - нуар. Сумрачные тени, вечно идущий дождь, который настолько сильный, что рискует затопить убогое здание полицейского участка, расположенного во французской глуши. Опять же от нуара одному из героев досталась амнезия. А потому кажется, что это фильм из серии «вспомнить всё». В некоторой степени так оно и есть.
Кадр из фильма "Простая формальность" (1994)
Где-то в тёмном лесу полицейский патруль задерживает напрочь промокшего и испачканного человека. Его доставляют в участок и просят о простой формальности, а именно представиться (у задержанного нет документов). И вот тут с персонажем случается нечто странное – он буянит, возмущается, кричит. Казалось бы, что проще – сказать, кто ты есть. Но нет. Это не про персонажа Депардье. Не хотите – как хотите, тогда будем ждать комиссара.
Кадр из фильма "Простая формальность" (1994)
Комиссар (Роман Полански) так же повторяет вопрос. Затем ещё раз. После некоторого сопротивления, напоминающего легкую форму истерики, задержанный всё-таки представляется. Писатель Оноф. В случае с сюжетом это нечто знаковое для французской культуры, так сказать «тамошний» Виктор Пелевин. И далее события развиваются по ещё более странной синусоиде. Комиссар наизусть цитирует отрывок из одного романа Онофа и персонаж Депардье не узнает собственный же текст. Так-так, да месье, у нас самозванец. И вновь продолжается допрос, главной целью которого поначалу является всё та же «простая формальность» - преставиться по имени.
Кадр из фильма "Простая формальность" (1994)
Обмен фразами между двумя главными персонажами превращается в некую психологическую дуэль. Один никак не может понять, за что его задержали. Второй никак не может уяснить, в чем большая сложность назвать своё имя. К слову, оказалось, задержанный действительно писатель Оноф. Ах, месье, простите, мы вас не узнали (а вы бы узнали Виктора Пелевина в лицо, да ещё без темных очков?). Это потому что вы, месье, без бороды. «Как без бороды?» - шепчет Оноф, испуганно ощупывая своё лицо.
Кадр из фильма "Простая формальность" (1994)
По мере развития сюжета выясняется, что в лесу НЕЧТО произошло. А потому Оноф должен рассказать, что делал в последнее время. И вот тут выясняется, что с некоторого момента с него провал в памяти. Есть лишь короткие проблески воспоминаний, где мелькает револьвер. Затем выясняется, что произошло убийство.
Кадр из фильма "Простая формальность" (1994)
Не спешите с выводами, что вам предложена одна из моделей, созданных в нуаре. Либо убийца вытесняет из памяти своё злодеяние, либо же важный свидетель никак не может вспомнить нечто принципиальное, что смогло бы доказать его невиновность. Сюжет фильма в итоге выходит странным образом на главный вопрос. И это не: кто убийца? А кого убили?
НУАР-NOIR (с)