Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Когда нуар был ещё жив. История нуара


Когда нуар был ещё жив. История нуара

Сообщений 11 страница 20 из 175

11

Мрак камерного нуара или лучшая роль Депардье

По большому счету Торнаторе мог больше ничего не снимать после 1994 года, когда он создал фильм «Простая формальность». Фильм было настолько выдающимся, что его можно назвать самым гениальным камерным нуаром в истории кино. Уж на что талантливым был фильм «Сыщик» (причем, ремейк 2007 года в большей степени, нежели оригинал), но «Простая формальность» превосходит его на «пару голов».

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Простая формальность" (1994)

Более того, у «Простой формальности» кроме сюжета и режиссуры есть ещё два в высшей мере примечательных момента. Во-первых, участие в нём Жерара Депардье можно полагать лучшей ролью в биографии этого актера, который в последнее время воспринимается публикой как-то неоднозначно (хотя видно, что толстеть он начал уже в 1994 году). Во-вторых, это сугубо актерская игра Романа Полански. Это единственный случай в истории кино, когда тот предстал именно как актер (и хороший актер), а не режиссер, появляющийся в собственном же фильме.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Простая формальность" (1994)

«Простая формальность» - это фильм-обманка, шкатулка с несколькими потайными донышками, когда нельзя довольствоваться обнаружением лишь одного. По формальному признаку это - нуар. Сумрачные тени, вечно идущий дождь, который настолько сильный, что рискует затопить убогое здание полицейского участка, расположенного во французской глуши. Опять же от нуара одному из героев досталась амнезия. А потому кажется, что это фильм из серии «вспомнить всё». В некоторой степени так оно и есть.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Простая формальность" (1994)

Где-то в тёмном лесу полицейский патруль задерживает напрочь промокшего и испачканного человека. Его доставляют в участок и просят о простой формальности, а именно представиться (у задержанного нет документов). И вот тут с персонажем случается нечто странное – он буянит, возмущается, кричит. Казалось бы, что проще – сказать, кто ты есть. Но нет. Это не про персонажа Депардье. Не хотите – как хотите, тогда будем ждать комиссара.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Простая формальность" (1994)

Комиссар (Роман Полански) так же повторяет вопрос. Затем ещё раз. После некоторого сопротивления, напоминающего легкую форму истерики, задержанный всё-таки представляется. Писатель Оноф. В случае с сюжетом это нечто знаковое для французской культуры, так сказать «тамошний» Виктор Пелевин. И далее события развиваются по ещё более странной синусоиде. Комиссар наизусть цитирует отрывок из одного романа Онофа и персонаж Депардье не узнает собственный же текст. Так-так, да месье, у нас самозванец. И вновь продолжается допрос, главной целью которого поначалу является всё та же «простая формальность» - преставиться по имени.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Простая формальность" (1994)

Обмен фразами между двумя главными персонажами превращается в некую психологическую дуэль. Один никак не может понять, за что его задержали. Второй никак не может уяснить, в чем большая сложность назвать своё имя. К слову, оказалось, задержанный действительно писатель Оноф. Ах, месье, простите, мы вас не узнали (а вы бы узнали Виктора Пелевина в лицо, да ещё без темных очков?). Это потому что вы, месье, без бороды. «Как без бороды?» - шепчет Оноф, испуганно ощупывая своё лицо.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Простая формальность" (1994)

По мере развития сюжета выясняется, что в лесу НЕЧТО произошло. А потому Оноф должен рассказать, что делал в последнее время. И вот тут выясняется, что с некоторого момента с него провал в памяти. Есть лишь короткие проблески воспоминаний, где мелькает револьвер. Затем выясняется, что произошло убийство.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Простая формальность" (1994)

Не спешите с выводами, что вам предложена одна из моделей, созданных в нуаре. Либо убийца вытесняет из памяти своё злодеяние, либо же важный свидетель никак не может вспомнить нечто принципиальное, что смогло бы доказать его невиновность. Сюжет фильма в итоге выходит странным образом на главный вопрос. И это не: кто убийца? А кого убили?

НУАР-NOIR (с)

0

12

«Лучшее предложение» как лучший триллер на тему искусства. Когда вы понимаете, что это триллер лишь под конец фильма

Однако в этом условном направлении кинематографа есть свои несомненные шедевры, чей уровень много выше даже весьма неплохих лент. В частности, это кинокартина 2013 года «Лучшее предложение», чьим создателем был один из лучших итальянских режиссеров современности Джузеппе Торнаторе. Несмотря на то, что его творчество было замечено ещё в советский период (вспоминаем фильм «Новый кинотеатр „Парадизо“»), массовый отечественный зритель стал «идентифицировать» его талант лишь в 1998 году, после «Легенды о пианисте» (просьба не путать с «Пианистом» Романа Полански).

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Лучшее предложение" (2013)

Казалось бы, что Торнаторе всё удается легко и даже элегантно. Однако в 2012 году он задумал превзойти самого себя (и это ему удалось), когда решил осуществить проект, который задумал ещё в 80-ые годы, так сказать, на «заре своей карьеры». Надо отметить, что западная критика фильм восприняла очень прохладно. А потому не читайте, что пишут западные кинокритики. Это - несменный шедевр!

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Лучшее предложение" (2013)

Начнем с того, что если бы не анонсирование, что будете иметь дело с триллером, то вы не сразу бы догадались, что в ленте есть какая-то криминальная составляющая. Более того, слово «триллер» в данном случае не совсем уместно. Это «тёмная криминал-лирика», «нуар-мелодрама», если угодно. В неторопливом действии этой ленты можно найти множество отсылок к знаменитым лентам: от «Головокружения» Хичкока до «Афёры» Джорджа Хилла

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Лучшее предложение" (2013)

Нам явлен глава крупнейшего аукционного дома. Его зовут Вёрджил Олдман. Говорящее имя - «старый Вергилий», то есть «нелюбимый старичок». И это действительно так. Главный герой очень состоятелен, но при этом фантастически высокомерен. Это не аристократическая чопорность, это именно высокомерие в степени высокомерия. Он никогда не снимает перчаток (даже когда ест), так как боится осквернить свои руки «мерзостью этого мира».

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Лучшее предложение" (2013)

Впрочем, при этом он совершенно не идеален – у него есть слабость, а именно тайная коллекция женских портретов. И не какой-нибудь дешевой графики, а подлинных шедевров. Для их покупки он использует подставное лицо. Если вы не знали, то аукционистам нельзя принимать участие в аукционах. Равно как крупье нельзя посещать любое казино. Вопрос этики.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Лучшее предложение" (2013)

Размеренную жизнь надменного, но очень проницательного искусствоведа нарушает телефонный звонок. Одна молодая девушка просить провести оценку доставшегося ей в наследство имения и всего его содержимого. Впрочем, барышня оказалась со странностями. Она постоянно пропускает деловые встречи и т.п. Вскоре выясняется, что у неё сложное расстройство психики – одна из форм агорафобии, то есть боязни открытых пространств (явная отсылка к «Подражателю» Джона Эмиела). Кто она? Жертва обстоятельств? Опасная больная?

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Лучшее предложение" (2013)

Впрочем, заинтересованность у Олдмана вызывает не сама эта особа, а элементы странного механизма, которые он находит в подвале особняка, где его компания проводит оценку. И страсть к искусству взяла верх. Возможно, это фрагменты утраченных механических игрушек XVIII века, чья цена просто заоблачная. Олдман начинает искать недостающие элементы, сам не понимая того, что попадет в очень хитрую, с точностью шахматного гения расставленную ловушку.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Лучшее предложение" (2013)

У фильма будет неожиданная, фактически шокирующая концовка. Точнее говоря, три развязки, которые приведу вас к «открытому финалу». Принцип нуара «всё не то, чем кажется на первый взгляд» в этом фильме будет доведен до безусловного совершенства. Обман и коварство будут возведены на уровень высочайшего искусства. Явно читается мысль: мы превратили наш мир в механизм, где нет места чувствам и людям нельзя доверять.

НУАР-NOIR (с)

0

13

«Пушки, телки и азарт» - Удивитесь, но это не только название фильма, но и его суть

А ведь ещё недавно было очень славное время. Например, каких-нибудь лет десять назад снимали увлекательные криминальные комедии, и режиссеры оных вовсе не морщили лоб в поиске умных фраз про «точку бифуркации» и «энтропию культуры». Смешно – хорошо! Без туалетного юмора – вообще прекрасно! Именно «где-то тогда», в начале десятых Мэтью Вон снимает «Пипец», а Вейн Креймер «Хроники ломбарда»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Пушки, телки и азарт" (2011)

Однако мы хотели бы поговорить о фильме, который едва ли не превзошёл все остальные по динамике неудержимого юмора, густо замешенного на криминале. В 2011 году не слишком-то хорошо известный широкой публике Майк Винник создает пародийную (по сути) ленту «Пушки, телки и азарт». В ней он пытается смешать стили и подходы, которые почерпнул у Тарантино («Убить Билла»), Гая Ричи («Карты, деньги, два ствола») и Мартина Скорсезе («Казино»).

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Пушки, телки и азарт" (2011)

А ещё этот зубодробительный коктейль он приправляет неожиданными сюжетными развязками в духе «Счастливого числа Слевина» (2006), бешенными ритмом криминальных деяний а-ля «Козырные тузы» (2006) и внешней нелепостью некоторых героев как в «3000 милях до Грейсленда» (2001). При этом всём, это осмысленная пародия, которая предполагает совершенно самостоятельный сюжет. Что до нас, то фильм в первую очередь привлёк тем, что в нём играют живые символы мрачного кино – Гэри Олдман и Пауэрс Бут. Уже веская причина для просмотра.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Пушки, телки и азарт" (2011)

Многие криминальные фильмы строятся на том, что некий человек оказался в ненужном месте в ненужное время. А если вы ещё и невезучий, то считайте что уже точно попали в переделку. Некто представившийся Джоном Смитом (привет «Герою-одиночке») решил принять участие в конкурсе двойников Элвиса. Но не в известном состязании, которое проходит в Вегасе, а в какой-то глуши. Если вы не знали, то резервации с казино существуют во многих местах, не обязательно в Неваде.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Пушки, телки и азарт" (2011)

И у Джона день что-то не заладился: то его обкрадут, то обыграют в карты, то попытаются нос сломать. Последнее пара индейцев (простите - «коренных американцев») в костюмах под «Бешенных псов» Тарантино делали наиболее усердно. Оказывается, у их шефа пропала проносящая удачу казино и всей резервации маска апачей. И тот непременно хочет вернуть её назад. И вполне обоснованно подозревает в краже одного из Элвисов. А дабы не разбираться, какого именно из… Ну как говорилось в фильме: «Сезон охоты на Элвисов открыт!»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Пушки, телки и азарт" (2011)

Всё остальное действие – это череда лихих неприятностей, которые сопровождают главного героя судьбоносным вопросом: «Где маска?» И этим вопросом задаются почти все подряд: лихо стреляющие ковбои, продажные копы (или шериф – это не совсем коп?), сомнительные девицы, злобные «азиаты», разномастные бандиты и даже вся из себя блондинистая и весьма фигуристая девушка-убийца. Она кстати очень любит цитировать Эдгара Аллана По. Только вот часть Элвисов (как выяснилось) американскую классику не знают. А потому: «Неправильный ответ!»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Пушки, телки и азарт" (2011)

Очень динамично! Однако в ходе просмотра понимаешь, что маска - это типичный макгаффин из нуара (предмет всеобщего криминального вождения). А потому, дорогой друг, ты находишься вовсе не на территории вестерна, даже если тебе так очень кажется. Имеет смысл в этой связи вспомнить «Поворот» (1997) Оливера Стоуна. Иногда, чтобы выжить, надо понять, кто здесь самая «роковая красотка», а в фильме таковых будет даже «больше, чем обычно положено».

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Пушки, телки и азарт" (2011)

В итоге вас ожидают настолько лихие сюжетные виражи, можно даже потерять нить повествования. Хотя всё ответы давались с самого начала и подсказки были, и прозрачные намёки. А ещё есть весьма забавные диалоги. Некоторые можно разобрать на цитаты. «Я никто и звать меня никак. Спросите мою бывшую – она подтвердит»

НУАР-NOIR (с)

0

14

Нелепая комедия нуарных положений. Если долго всматриваться в нуар, то нуар заглянет в тебя

Несмотря на то, что формальная сюжетная канва этого фильма была заимствована из романа Брюса Робинсона, Саймон Пегг и в качестве исполнителя главной роли, и в качестве исполнительного продюсера решил внести некие коррективы. В итоге фильм превратился в язвительную комедию, которая самым ехидным образом высмеивает штампы из мрачных криминальных фильмов, где действуют всякого рода похитители и прочие серийные убийцы.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма «Невероятный страх перед всем» (2012)

К слову сказать, поскольку каждому фильму положен своей собственный слоган, то создатели кинокартины слово в издевку предложили в качестве оного следующую фразу: «Джек – писатель, одержимый темными тайнами. Однажды его демоны вырвутся наружу, и только у одного человека хватит мужества дать им отпор».

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма «Невероятный страх перед всем» (2012)

Но обо всем порядку. Джек (именно так, без фамилии – просто Джек) является странноватым детским писателем. Ему наскучило его «ремесло», которое он полагает несерьезным и недостойным взрослого мужчины. А потому он берётся исследовать и описывать знаменитые преступления, что случались в Лондоне, где собственно и происходит дело.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма «Невероятный страх перед всем» (2012)

Если отвлечься от сюжета фильма, то надо напомнить, что криминальный мрак Лондона вековой давности – это не только Джек-Потрошитель. Это, так сказать, его сумрачный апогей. А «викторианский нуар» - многообразный, пугающий, шокирующий и отталкивающий. А потому нет ничего удивительного, что у впечатлительного писателя по имени Джек начинает развиваться огромное количество всякого рода фобий.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма «Невероятный страх перед всем» (2012)

И поначалу может показаться, что речь идёт о психоаналитическом ироничном триллере, если бы создатели фильма и Саймон Пегг откровенно не потешались над пресловутым психоанализом. В итоге исследуя неврозы и патологии ставшего весьма нуарным детского писателя, зрителю был явлен корень всех бед…. (барабанная дробь)… И это страх перед стиральной машиной!!!

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма «Невероятный страх перед всем» (2012)

Опять же если вы не знаете, то на Западе весьма популярны общественные прачечные, которые нельзя назвать местом особо «аппетитным». Ну что за радость видеть чужое исподнее, что в российской поговорке является синонимом недостойного поведения. Если опустить ассоциации, которые между собой вызывают «прачечная» и «министерство культуры» (понятные только нашим соотечественникам) отметим, что это весьма криминальные объекты

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма «Невероятный страх перед всем» (2012)

Дело в том, что в своё время преступные кланы открывали сети прачечных, чтобы легализовать свои криминальные финансы. Именно от этого произошла знаменитая фраза «отмыть деньги» Но в случае с Джеком стиральная машина – это фатальный ужас, а потому весьма забавно, как он борется со своим внутренним страхом. А чтобы язвительный юмор не был совсем беспочвенным, одну из прачечных всё-таки «наградили» темной тайной. И очень злой, темной тайной.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма «Невероятный страх перед всем» (2012)

Получилась пародия на всевозможные вариации нуара и его производные (от викторианского нуара до триллеров про серийных убийц). В некоторых моментах получилось очень смешно. Опять же пару фраз надо будет добавить в энциклопедию лучших кино-выражений: «Боюсь, что это очень больной дружинник» или «Приятель, тебя сейчас убьют, а ты мне хочешь рассказать про ёжика?»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма «Невероятный страх перед всем» (2012)

Опять же упоминание ёжика в фильме отнюдь не случайно, так как в картине будет явлена нуарно-британская интерпретация всеми любимого нами «Ёжика в тумане», а потому киноленту «Невероятный страх перед всем» (2012) можно посмотреть хотя бы ради этого момента. А ещё фильм примечателен тем, что зловещий контекст можно (при желании) узреть в чём угодно, даже в том, как дети переходят дорогу.

НУАР-NOIR (с)

0

15

Самый нуарный персонаж античной мифологии - Почему Геракл важен для мрачного жанра?

Если мы будем изучать античную мифологию, а именно она является древнейшим пластом культуры, имеющим письменное, а не устное изложение, то мы обнаружим, что в известной степени на главного героя нуара (обычно это частный детектив) наиболее походит прославленный силач Геракл. Он подобно частному детективу – маргинал. Первый находится между миром закона и преступностью, без проблем соприкасаясь и с тем, и с другим. Геракл же не является ни человеком, ни богом. Впрочем, для античной мифологии это явление нередкое.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Геракл" (2014)

Стараниями современного кинематографа мы воспринимаем Геракла сугубо как положительного персонажа, хотя для людей античности он в большей степени был «неоднозначным». Геракл нёс в себе заметный «заряд» первобытного хаоса, подобно тому, как главный герой нуара хранит внутри себя «частицу тьмы». Хаос внутри Геракла проявляется не только в его исключительной силе, но и во вспышках «слепой ярости». Например, он убивает свою первую жену и двоих своих детей.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Геракл" (2014)

По этой причине «двенадцать подвигов» выглядят не столько как героические деяния, сколько как искупительная жертва. Опять же если мы посмотрим на структуру «подвигов», то многие из них весьма напоминают похождения из криминальных романов. Есть здесь даже прототип макгаффина, предмета повального преступного желания – вспоминаем пояс Ипполиты и «золотые яблоки».

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из сериала "Удивительные странствия Геракла" (1995)

Однако в историях про Геракла и в нуаре есть подчеркнутое презрение к смерти. Геракл был одним из тех, кто не раз решался спуститься в мрачное царство Аида. В одном случае он похищает Цербера. И это отнюдь не единственный эпизод. В другой раз он спасет из царства мертвых Персея, который в своё время вознамерился вызволить Персефону (жену Аида) и поплатился за это.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Геркулес в Нью-Йорк" (1970) "Железный Арни" выступает еще не по свой фамилией, а использует псевдоним Арнольд Стронг

В то время как на Западе приключения Геракла подавались едва ли не ироничном виде (от мультфильма Диснея до «Геркулеса в Нью-Йорке») в советском кинематографе всё-таки подспудно чувствовали мрачный трагизм этого героя. На это указывает мультфильм 1986 года «Геракл у Адмета», в особенности его вторая часть. Там герой вновь вступает в схватку с самой смертью. Причем, по большому счету «просто так», от скуки жизни, а не ради выгод или высоких принципов.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Геракл" (2014)

А ещё в советском мультфильме отражен очень важный момент. Геракл вовсе не аскет, он любит горячительные напитки, равно как многие герои нуара. Опять же у Геракла весьма специфическая манера обращаться с женщинами. Подобно персонажам нуара, где любовные интриги опасны и кратковременны, Геракл не задумывается, с кем и как он «общается», являя поразительную беспринципность.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Геракл" (2014)

Подобно герою нуара Геракл проходит через показательное унижение. В первом случае частного детектива нередко сильно избивают и выкидывают где-то на обочине, в случае с Гераклом имеет смысл вспомнить о почти ритуальных деяниях лидийской царицы Омфалы, которая заставляла героя прислуживать себе, облачив его в женскую одежду.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Изваяние Геракла

Опять же смерть Геракла во многом напоминает концовку криминального романа. Её можно рассматривать как некую месть со стороны кентавров, которых некогда он разгромил (опять же маргиналы – почти античные «гангстеры»). Один из них обманом убеждает новую жену Геракла пропитать хитон (читай «рубашку») мистическим ядом. Собственно на этом всё…

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Марв. Кадр из фильма "Город грехов" (2005)

Как видим, цикл сказаний про Геракла можно было бы сделать в подчеркнуто мрачной, нуарной манере и даже в известной степени адаптировать «под современность». В данном случае нет ничего удивительного в том, что отсылки к образу Геракла можно обнаружить у Марва, одного из центральных персонажей «Города грехов» (как комиксов, так и кино-дилогии).

НУАР-NOIR (с)

0

16

Когда Лавкрафта нанимает актриса «под старлетку» - О продолжении мистического нуара из 90-ых

Намедни мы рассказывали о телевизионном проекте 1991 года «Цена заклятия смерти» («Бросив смертельный взгляд»), который удивительным образом соединил в себе нуар, фэнтези и элементы мистики Лавкрафта, тем более что последнего сделали «частным детективом». Ну всё же ему страшные книжки писать!

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Охота на ведьм" (1994)

Фильм снискал известный успех, а потому три года спустя было решено сделать продолжение, а именно телевизионный проект «Охота на ведьм». Действие происходит во всё том же альтернативном Лос-Анджелесе с альтернативным Лавкрафтом, но только на этот раз в альтернативном 1953 году. В мире всё также наличествует магия. Однако на этот раз на неё «крестовым походом» двинулся сенатор Ларсен Крокет, в котором без проблем узнается «альтернативный Маккарти». То есть в «мистическом Лос-Анджелесе» словосочетание «охота на ведьм» обладает буквальным значением

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Охота на ведьм" (1994)

В фильме поменяли актерский состав. В нём появились звезды «голливудской величины», например, главный «кино-плохиш» последней трети ХХ века Деннис Хоппер. Он играет Лавкрафта и надеемся, что в представления не нуждается. А также Пенелопа Энн Миллер («Тень», «Путь Карлито», «Чаплин»), которая играет всю из себя «голливудскую блондинку», актрису Ким Хадсон. Той страсть как интересно, не крутит ли интрижки её благоверный, по совместительству, ведущий продюсер «фабрики грёз». А потому она нанимает частного детектива

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Охота на ведьм" (1994)

Задание, казалось бы, проще простого. Однако в самый неподходящий момент в дело вступила магия и… частный детектив надолго потерял объект наблюдения из вида. А когда тот обнаружился, то еще раз была использована магия. А заодно отсылки к фильму «Дорогая, я уменьшил наших детей». И стал продюсер крошечным, а вот обитающие в его кабинете доберманы очень не любили «подозрительных хомячков». Нет человека и нет проблемы (как говорил «отец народов»).

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Охота на ведьм" (1994)

Теперь у сенатора Крокета появились все основания, чтобы застить Голливуд от «ведьм» и магии. Частный детектив Лавкрафт по традиции, почерпнутой из первого фильма, не очень любит магию и оной не пользуется. Но новый «маккартизм» ему явно не по душе. Тем более что в деле «как-то всё не очень нечисто».

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Охота на ведьм" (1994)

Если говорить о фильме в целом, он несколько утратил привычную для нуара тональность – стало меньше ночных съемок и длинных теней. Однако более тщательно были «вырисованы» интересные детали. Например, вполне логичной кажется мысль о создании звёздных двойников, которых богатые клиенты не всегда используют для творческих целей. А заодно у «звезды» можно что-то подправить, сделать больше, и наоборот меньше.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Охота на ведьм" (1994)

Однако самой интересной находкой кажется адаптированная версия знаменитого нуара «Большой ансамбль». В нём в образ Сьюзан Лоуэлл вместо Джин Уоллес вмонтировали Ким Хадсон (или в данной ситуации правильнее сказать Пенелопу Энн Миллер???) Более того, в сцене с просмотром данного фильма, действие как бы ожило, и экранный персонаж стал стрелять по главные героям, которые находились по иную сторону экрана. Поучилось очень впечатляюще. К слову сказать, есть только одна нестыковка. В реальности «Большой ансамбль» сняли в 1955 году, а в «альтернативном мире» действие происходит за два года до этого.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Охота на ведьм" (1994)

Что еще хорошего в данном фильме? Явно стало больше красоток. Если в «Цене заклятия смерти» их было две, то теперь в несколько раз больше. Причем каждая с криминальным или магическим сюрпризом. Так что персонажу Денниса Хоппера скучать не приходится. Есть еще характерные для нуара шутки: «Если Господь не уничтожит Голливуд, то он должен хотя бы извиниться перед Содомом и Гоморрой»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Охота на ведьм" (1994)

Однако при этом собственно магически-криминальная линия несколько упростилась. Собственно «темная тайна» к магии имеет по большому счету далекое отношение. И более напоминает о «нехороших секретах» из привычных нуаров. То есть мистику сделали всего лишь приложением к политико-криминальным разборкам, в которых есть элемент привычной конспирологии. Но в любом случае фильм достоин просмотра. Хотя бы ради актеров.

НУАР-NOIR (с)

0

17

Провокационный как «Основной инстинкт» и тоже с Шэрон Стоун

Дорогие друзья, мы уже как-то приводили на нашем канале мысль о том, что гениальные фильмы имеют своего рода «тень», в которой находятся «могилки» нескольких просто хороших фильмов. Увы-увы… Гениальный фильм затмевает собой ВСЁ, в том числе просто хорошие фильмы, которые (появись они раньше или позже) были бы вполне прилично встречены публикой.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Щепка" (1993)

Одним из таких фильмов стала действительно гениальная лента Пола Верховена «Основной инстинкт» (1992). Но она «погребла» под свой неистовой популярностью вполне приличные триллеры «Цвет ночи», «Тело как улика», которые не смогли выдержать «конкуренции», проще говоря, проигрывали в сравнении. Нечто аналогичное произошло и с лентой 1993 года «Щепка». Ситуация становилась и вовсе интересной, так как в оной главную роль исполнила Шэрон Стоун.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Щепка" (1993)

В отличие от Кэтин Трамелл из «Основного инстинкта» сыгранная ею Карли Норис совершенно не «роковая красотка», хотя героиня Стоун обладает безграничными запасами обаяния и привлекательности. И даже некоторой склонностью к авантюрам. Она – литературный редактор. К слову сказать, фильм был очень вольной экранизаций романа Айры Левина. Если вы не знаете, то, несмотря на женское имя, Айра Левин – мужчина. Более того, это один из самых кинематографичных писателей на свете. Достаточно вспомнить его романы «Ребенок Розмари», «Степфортские жены», «Поцелуй перед смертью». Опять же последние два романа из этого списка были экранизированы отнюдь не один раз.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Щепка" (1993)

Итак, относительно молодая и не относительно привлекательная литературный редактор Карли Норис переселяется в новую квартиру, расположенную в нью-йоркском небоскрёбе. Сразу же дадим небольшой комментарий. «Щепка» - это не название здания (как пишут некоторые), это американское прозвище небоскрёбов вообще. Хотя, наверное, было бы более уместно использовать в переводе слово «лучина»

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Щепка" (1993)

Небоскрёбы где-то на уровне «архетипа» являются отсылкой к «Вавилонской башне», а потому невольно ассоциируются с греховностью. В данном случае у небоскрёба очень нехорошая репутация. В нём подозрительно часто погибают люди. Хотя агент по недвижимости «забыла» предупредить об этом Карли. Равно как «забыла» сказать, что жившая здесь накануне и таинственно погибшая девушка была почти точной копией новой жительницы. Карли выясняет это совершенно случайно. Опс… Сюрприз так сюрприз!!!

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Щепка" (1993)

Между тем в здании продолжают умирать люди. Однако сюжетная напряженность образуется конкуренцией между двумя мужчинами. Преуспевающим писателем, которого играет Том Беренджер, и молодым и спортивным Зиком, чья роль досталась представителю клана Болдуинов, а именно Уильяму. И в итоге всякого рода игривые шалости переплетаются с мрачными тайнами. Особую атмосферу фильму невольно придавало то обстоятельство, что Стоун и Болдуин в реальности терпеть друг друга не могли. А во время съемки сцены поцелуя гражданочка чуть было не откусила язык своему партнеру (не столько из вредности, сколько из «принципа»)

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Щепка" (1993)

В целом фильм получился весьма неплохой. Однако почему-то всё решили его сравнивать с «Основным инстинктом». В итоге недовольны оказались буквально все. Айра Левин выражал активную досаду тем, что основательно изменили сюжет его книги. Зрители были раздражены недостатком фатальности у героини Стоун. Кинокритики… Хотя оные всегда чем-то неудовлетворены. В результате фильм совершенно несправедливо «номинировали» сразу же почти на десяток «Золотых малин». На нашей памяти такого удостоился только нео-нуар «Крутые ребята не танцуют» (1987)

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Щепка" (1993)

Однако если вы посмотрите эту ленту сейчас, то обнаружите, что на фоне продукции Нетфликс, где сценаристы окончательно перестали подавать признаки творческой жизни, это подлинный шедевр. Опять же правильно сделали, что изменили сюжетную линию в фильме. Когда преступником является самый подозрительный тип - это как-то банально. А так надо ещё голову поломать: кто же всё-таки на «самом деле»?

НУАР-NOIR (с)

0

18

Фильм про то, чем чревата слежка за легко одетыми барышнями. - "Временная петля" - кино, ломающие принципы времени и персонажа

Сразу же оговоримся, что наши прокатчики дали не совсем корректный перевод названию фильма, так оный назывался «Хроно-преступления». Или «Преступления во времени», ну или «Хроника преступления», если угодно. По большому счету в фильме будет лишь один небольшой отрывок времени, явленный зрителю в весьма ограниченном пространстве. А именно, несколько часов в окрестностях двух загородных домов.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Временная петля" (2007)

К слову, сразу же предупреждаем – в материале будут сплойеры, но без ни них никак не рассказать об этом блистательном криминально-фантастическом творении. Гектор со своей супругой Карлой приобрели загородный дом, в котором только-только приступили к ремонту. Они готовятся начать «новую жизнь», лишенную городской суеты.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Временная петля" (2007)

Гектор от скуки выходит на лужайку у дома, усаживается в шезлонг и начинает в бинокль изучать окрестности своей «фазенды». Вдруг что-то привлекает его внимание. Это бегущая симпатичная девушка. Любопытство берет верх! И Гектор продолжает искать её взглядом. И находит. И к его удивлению девушка снимает с себя футболку. И вот тут становится совсем любопытно. И Гектор решает узнать, что происходит. Ведь что-то происходит

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Временная петля" (2007)

Позже он будет проклинать тот момент, когда взял в руки бинокль. Он находит девушку, лежащую без чувств и не подающую признаки жизни. Что это? Преступление? Пока Гектор думает, что ему сделать, на него нападет чудовищный тип, напоминающий то ли мумию из хоров, то ли безумного убийцу из слешеров. В мусорном пальто, с лицом, перетянутым грязными бинтами. И вооруженный острыми ножницами, которые так и норовит воткнуть в Гектора.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Временная петля" (2007)

Главный герой панически бежит. Но преследователь не отстает. Шаг за шагом, перебежкой за перебежкой, несчастный оказывается в соседнем с его участком странном строении. Там они видит причудливую аппаратуру. А затем прибывает чудной ученый. Тот без лишних слов дает ему возможность спастись. Мол, полезайте с резервуар с белесой жидкостью, я вас укрою от маниакального преследователя.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Временная петля" (2007)

Бац!!! Когда крышка через несколько мгновений открывается, то уже утро. И выясняется, что это была машина времени (без всякого научного пафоса). Она есть и всё. И Гектор перенесся на день назад. Удивленный ученый говорит (он-то Гектора видит первый раз), что надо сидеть и ничего не делать. Затем просто дождаться, когда Первый Гектор, который как раз выходит на лужайку, залезет в машину времени и подменить его собой. Всё как бы хорошо и никаких проблем.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Временная петля" (2007)

Второй Гектор так и собирается сделать. Однако по мере того, как идет время, он приходит к выводу, что если не повторить события вчерашнего дня, то «завтра может и не наступить». Вдруг Первый Гектор не залезет в машину времени? Тогда нас будет двое, а это в «мои» планы никак не входит, и вообще я хочу домой.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Временная петля" (2007)

Начо Вигалодно предлагает очень смелую интерпретацию сюжета про день и место, из которых нет выхода. Более того, он ставит вопрос о предопределенности и свободе выбора. В отличие от фантастических триллеров (вспоминаем «Эффект бабочки») настоящее нельзя поменять ни через будущее, ни через прошлое. Время и история существуют в неизменном виде. Может лишь меняться ваш взгляд на них.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Временная петля" (2007)

А ещё фильм рассказывает о том, что при определенных условиях человек способен быстро превратиться в чудовище, что ставит вопрос о незыблемости моральных принципов и их непреложности. Более того, начинавший как невинный персонаж Гектор готов убить сам себя, но иного. И ситуация осложняется, когда становится понятно, что в злополучный день в окрестностях дома его несколько больше, чем двое.

НУАР-NOIR (с)

0

19

Пугающая импровизация на тему «Белоснежки»

В своё время, сразу же после просмотра этой ленты один знакомый мрачно пошутил: «Не тот фильм назвали “В пасти безумия“». Действительно, эта кинокартина, начавшись как в чём-то стандартный детектив, стремительно набирает сумрачные обороты и погружает вас с темные тенета подлинного сумасшествия.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Сновидения" (1999)

Увы-увы… Имя создателя этой великолепной в своей пугающей темноте ленты не слишком широко известно. Хотя ирландский режиссер Нил Джордан с формальной точки зрения обессмертил его для кинематографа, создав в 1994 году «Интервью с вампиром», а в 1993 году получив «Оскар» (как лучший режиссер) за триллер «Жестокая игра». А ещё в его «послужном списке» есть блистательные криминальные фильмы «Мона Лиза» (1986) и «Отважная» (2007)

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Сновидения" (1999)

Но вернемся в гнетущие «Сновидения». Начавшись со съемок в «затопленном городе», зритель изначально настроен на что-то пугающее (к слову сказать, город создавали в специальном резервуаре, где ранее снимали эпизоды «Титаника»). В округе пропадают маленькие девочки. А иллюстратор детских сказок Клэр Купер видит тяготящие её сны, как кто-то очень плохой ведёт девочку через мрачный сад, наступая на упавшие на землю яблоки.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Сновидения" (1999)

В фильме будут отсылки к сказке «Белоснежка», хотя Нил Джордан подобно любому талантливому человеку, обошелся без сюжетных повторов. Он решил ограничиться несколькими элементами, заимствованными из сказки: некто отводящий Белоснежку в лес и отравленное яблоко, которое в итоге убило Белоснежку. А ещё есть иллюстрации к этой сказке, которые создает главная героиня. Хотя в какой-то момент она уже не может работать и рисует из раза в раз свой пугающий сон.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Сновидения" (1999)

И надо же случиться такому, что её маленькая дочь принимает участие в ландшафтной постановке именно «Белоснежки». А поскольку ей досталась «потусторонняя роль» голоса зеркала, который отвечает на призыв: «Свет, мой зеркальце, скажи» - то на ассоциативном уровне это не предвещает ничего хорошего. И в какой-то момент девочка пропадает. Несмотря на то, что её исчезновение было замечено почти сразу же, это не спасает её. Выразимся аккуратно - от девочки остались лишь некоторые элементы её театрального наряда

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Сновидения" (1999)

После этого безумие с головой накрывает Клэр. Она уверена, что Вселенная что-то хочет ей подсказать, и она как бы состоит в незримой связи со злодеем, которого стала именовать «Рыжим». Она видит отрывки его воспоминаний, когда засыпает. А ещё она чувствует его мерзкие замыслы. И это сводить с ума её всё больше и больше. В итоге грань между сном и явью, между бредом и реальностью окончательно стирается. Однако даже в безумии есть свой тайный смысл, который пытается постичь героиня

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Сновидения" (1999)

Не раскрывая сюжета, хотелось бы обозначить несколько моментов, связанных с этой великолепной в мрачной гнетущести лентой. Во-первых, режиссеру удалось фактически невозможное. Он превратил яблоко (ассоциируемое с молодостью и здоровьем) в символ мрака. Это достигается через использование «ржавых» оттенков и сцены, через которые вы словно «снабжены» неприятными тактильными ощущениями (ну что же приятного в том, чтобы касаться кожей ржавчины?)

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Сновидения" (1999)

А ещё этот фильм стал темным апогеем Роберта Дауни-младшего. Никогда злодеи на экране не были столь убедительны. А самое удивительное, режиссеру удалось избежать однозначного отторжения от данного персонажа. Зритель нутром чует, что в этом монстре кроется маленький мальчик, который на протяжении многих лет был невинной жертвой.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Сновидения" (1999)

А ещё у кинокартины есть удивительный финал. Даже не удивительный, а поражающий своей убедительной многозначностью. Нил Джордан смог показать, что может быть нечто иное, нежели либо «хэппи-энд», либо трагическая развязка. Предложенный эпилог счастливой концовкой может назвать только совершенно невменяемый человек, однако в ней есть несколько моментов, которые приносят некоторое не столько моральное, сколько мистическое удовлетворение. Как бы иллюстрируя тезис: можно уйти от земных законов, но от Воздаяния ещё никто не уходил.

НУАР-NOIR (с)

0

20

«Ведьма-двоечница» как источник вдохновения сказочной эпопеи

Сразу же оговоримся, что мы говорим о фильмах и только о фильмах, а не литературных произведениях Джоан Роулинг. Ей и так досталось в последнее время. И ладно бы феминистку затравили злобные мужланы, а то источником травли стали некие существа, коих и мужчинами-то полагать странно. Но не будем о грустном… Накануне мы делали материал, посвященный замечательной актрисе Файрузе Балк, в частности, мы упоминали фильм 1986 года «Самая худшая ведьма», который в эпоху видеокассет у нас так же переводился как «Ведьма-двоечница». И именно о нём наш сегодняшний рассказ.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Самая плохая ведьма" (1986)

Если познакомитесь с этой лентой, где Файрузе Балк досталась главная роль, а именно не слишком прилежной и непоседливой ученицы «Академии магии и ведовства миссис Кеклс», то она напоминает персонажа из песни про «Волшебника-недоучку»: «Даром преподаватели время со мною тратили». То вместо эликсира смеха она изготовит микстуру невидимости, то нечаянно превратит зазнавшуюся отличницу в поросенка.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Самая плохая ведьма" (1986)

Если говорить о литературных произведениях Роулинг (а это в первую очередь язык и сюжет), то сходство неочевидное. Однако если вы будете сравнивать экранизации и фильм «Самая плохая ведьма», то обратите внимание, что визуальных совпадений очень большое количество. Скажем так, киношный Хогвартс и «Академия миссис Кеклс» очень и очень напоминают друг друга. Мы говорим вовсе не о плагиате, а о том, что получивший в 1986 году весьма положительные отзывы детский фильм мог стать «источником вдохновения» для фильмов про Гарри Поттера.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Самая плохая ведьма" (1986)

Напомним, что фильм – это не только сюжет, но и образы, а вот здесь взаимосвязь вполне очевидна. Юные ведьмы летают на метлах во внутреннем дворе Академии. Они даже проводят соревнования, дабы из восьми лучших «летчиц» сформировать торжественную команду, которая будет приветствовать парадом на метах «Великого Волшебника и магического магистра», специально пребывающего в учебное заведение на Хэллоуин.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Самая плохая ведьма" (1986)

А ещё в самой Академии среди девочек проводятся состязания по «испугалкам». И вот здесь обнаруживается конфликт двух «команд». В одной, противостоящей незадачливой Миллдред Хабл, находятся преимущественно отличницы, причем, подчеркнуто блондинистые. И одной из них состоятельные родители подарили запасную летающую метлу, заговорив которую не слишком-то хорошая отличница, хочет свести счеты с потешной двоечницей.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Самая плохая ведьма" (1986)

На фоне этого есть и еще один конфликт. А именно противостояние сестер Кеклс. Одна из них - глава магической Академии, вторая, по имени Агата, злая ведьма, которая посредством темной магии хочет захватить учебное заведение и навести в нём свои «черные порядки». Если же говорить о «Ведьме-двоечнице», то фильм 1986 года не только оказал влияние на киномир Гарри Поттера, но и имел продолжение в виде двух сериалов. Хотя в основе всего этого восемь книг Джилл Мерфи. Первая повесть про «самую плохую ведьму» увидела свет в 1974 году, а последняя – в 2018 году.

Пули, кровь и блондинки. История нуара
Кадр из фильма "Самая плохая ведьма" (1986)

Если обращаться к песне, про «волшебника-недоучку», то не исключено, что автор слов Леонид Дербенёв также создал её под впечатлением первой повести Джилл Мерфи. Напомним, та увидела свет в 1974 году, а песня была исполнена в 1976 году в детской передаче «Будильник», а затем стала частью музыкальной комедии «Смелый Ширак» (1976). По крайне мере хронология и сюжет говорят в пользу этой версии, благо что Леонид Дербенёв был хорошо знаком с западной культурой.

НУАР-NOIR (с)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Когда нуар был ещё жив. История нуара