Ключи к реальности

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Когда нуар был ещё жив. История нуара


Когда нуар был ещё жив. История нуара

Сообщений 171 страница 175 из 175

171

Пасмурная кино-магия СССР и сказки для взрослых с ожившими куклами

Удивительно, «Господина оформителя» помнят даже те, кто кино совершенно не интересуется, а «Фантастическую историю», снятую приблизительно в то же время, в памяти воспроизведут лишь единицы. Хотя фильм не менее глубокий и опять же подан зрителю в форме мрачной сказки для взрослых.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Фантастическая история» (1988)

В обоих случаях речь идет о мастерах, которые создают искусных кукол. И в обоих фильмах их творения как бы оживают, что вызывает в памяти миф о Галатее и Пигмалеоне. Впрочем, в «Господине оформителе» «воскрешение» трактуется едва ли не буквально, в то время как в «Фантастической истории» подано как метафора, или отсылка к алхимическим тайнам, если угодно.

Живёт где-то в Европе мастер, создающий куклы, которые могут говорить. И эти удивительные творения пользуются спросом при многих дворах, служа развлечению вельмож и правителей. Можно предположить, что речь идет о XVIII веке, потому сказка напоминает нечто вроде сумрачного рококо (как ни парадоксально это прозвучит).

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Афиша фильма «Фантастическая история» (1988)

В фильме есть несколько сюжетных линий, связанных с судьбой мастера Иоганнеса. Есть тема любви, тема жесткости, тема воинской отваги. Однако ярче всего показан мотив времени. Того самого времени, которое было мастером во многом потрачено зря. И на склоне лет он сожалеет об этом.

Не случайно, один из его приятелей в молодости бросает фразу: «Лучше погибнуть, когда хочется жить, чем дожить до того времени, когда хочется умереть». И ему предоставляется такая возможность. Так как в действие вмешивается сама Смерть. Она (точнее говоря, он - эту роль поручили Арнису Лицитису) может принимать разные обличия.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Фантастическая история» (1988)

Для кого-то она – прокаженный нищий. А кто-то видит её как офицера-картежника, которому несказанно «везёт». Мастер полагает, что это шулер, ибо «пустые карты» вдруг превращаются в тузов и королей. Однако это мрачная мистика «сборщика душ», который прибыл за теми, «чье время пришло».

В конфликте между мастером и Смертью, последняя дает возможность убедиться с ничтожности порывов творца манекенов. И одновременно с этим происходит столкновение с отважным бойцом, не верящим в фатум. Тот холодно бросает, прежде чем стать куклой: «Воин сам назначает время своего ухода, и никто не может изменить его».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Фантастическая история» (1988)

То есть подана мысль, что куклами должны становиться достойные люди. И мастер нарушает этот принцип, создавая «говорящее подобие» властолюбивого курфюрста. Тот готов на расправу с любым, кто пытается ему перечить. По поводу поэта он говорит: «Этот шут не стоит ни гроша. Десять тысяч стоит мое минутное сожаление о его судьбе».

В фильме ярко показана тема торжеств. В одной стороны, профанических, проводимых при дворе правителя (весьма напоминают коронационное шествие Екатерины «Торжествующая Минерва»). С другой стороны, подлинно таинственных, ибо финал будто бы говорит об «алхимической свадьбе», творческом апогее в судьбе человека, высшем моменте вознесенного деяния.

НУАР-NOIR (с)

0

172

«Оборотни» советского нуара «на экспорт»

У советского фильма «Следы оборотня» (1986) была очень странная судьба. Он целиком снимался в Аргентине с привлечением тамошнего актерского сообщества. Представлялся на ряде латиноамериканских фестивалей (по этой причине был полностью дублирован на испанский язык). Однако в СССР был в ограниченном прокате, преимущественно в прибалтийских республиках.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Следы оборотня» (1986)

А потому не удивляйтесь, но советская кинокартина сейчас доступна только с русскими субтитрами. Случаются и такие парадоксы в истории культуры. Нас же этот фильм привлек несколькими обстоятельствами. Во-первых, в нём небольшая роль у Арниса Лицитиса, криминальным ролям которого мы посвятили наш недавний материал.

Однако куда более значимо, что получился прямо-таки образцовый нуар, как мы его привыкли представлять. С неспешным криминальным действием, с ночным городом, улицы которого залиты огнем неоновых вывесок. Причем, в данном случае была не имитация «капиталистических реалий» и не фрагментарные вставки, как например, в «Тайнах мадам Вонг», а доподлинное изображение «чужого мира».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Афиша фильма «Следы оборотня» (1986)

Действие происходит где-то в Латинской Америке. Конкретная страна не называется, но без проблем угадывается многострадальная Аргентина, которая ещё не стала жертвой либеральных экономических экспериментов. Собственно завязка сюжета типичная для нуара – случайное обладание «ненужной вещью».

В этой ситуации речь идет о фотопленке, на которой запечатлены некие «тайные переговоры». И эта пленка страсть как нужна одному национально-ориентированному промышленнику, противящемуся иностранному капиталу. Однако попадет в руки советского корреспондента. В итоге все люди, причастные к «фото-сессии», гибнут один за другим. Не помогает даже их статус, а это означает, что замешаны ОЧЕНЬ влиятельные люди.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Следы оборотня» (1986)

Без особой охоты, но расследование этих таинственных событий с двух сторон и одновременно начинают советский журналист Алёшин и местный корреспондент Эдуардо Вергар. Оказывается, что всё происходящее - это не просто криминал. Следы ведут к «золоту партии». В данном случае той, что обозначалась аббревиатурой НСДАП.

Собственно что необычного в этом фильме? Во-первых, это особенности политического режима. Советский зритель привык, что если к власти пришли военные, то это плохо (вспоминайте «Падение Кондора»). В данном эпизоде те наоборот пытаются проводить национализацию и сокращать влияние иностранных концернов.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Следы оборотня» (1986)

Во-вторых, ведущий дознание советский журналист (его играет Шакуров) показан без всякого героического пафоса. В более подобающей для нуара манере он пытается открещиваться, в какой-то сцене старается избавиться от «кассеты с фотопленкой». Поведение хотя и реалистичное, но какое-то малодушное.

Опять же финал остается «открытым». Как и положено в мрачном криминальном жанре, ничто не удалось доказать, никто не был арестован. P.S. Забыли сказать, сцена встречи Алёшина с «немецким ветераном» весьма напоминает интервью, которое в 1975 году Генрих Боровик брал у Отто Скорцени.

НУАР-NOIR (с)

0

173

Стильный мнемо-триллер, делающий паранойю осязаемой

Когда на вопрос: «А вы кто?» - прекрасная незнакомка отвечает: «Я твоя супруга» - это никогда не предвещает ничего хорошего. Ни в кино, ни в реальности.

Для ясности ситуации поясним, что означает термин «мнемо-триллер». Так обознаются пугающие фильмы, сюжет которых строится на проблемах, возникающих с памятью главного героя. К слову сказать, «изобретение» и «внедрение» этого понятия - заслуга нашего канала.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Страдающий амнезией» (2014)

Во вчерашней публикации, посвященной фильмам с однотипным названием «Амнезия» (коих великое множество) мы упоминали ленту 2014 года «Страдающий амнезией». Сегодня мы решили поведать о ней более подробно.

Фильм нельзя назвать очень динамичным. Если прибегать к образным эпитетам, это какая-то хоррор-меланхолия. Что вполне объяснимо, так как режиссер Майкл Полиш более известен своей лирической лентой «Только для влюбленных» (2011). На сей раз зрителю был предложен вариант «любви наизнанку».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Афиша фильма «Страдающий амнезией» (2014)

Фильм получился очень стильным, хотя многих смущала медлительность его действия. Для кого-то это минус, для кого-то - плюс. В данном случае странная стилизация современной жизни «под ретро» выглядит уже интересной. Эдакий «взрыв из прошлого». И именно это указывает на то, что с героиней Кейт Босворт «не всё в порядке».

Когда вы начнете смотреть фильм (если начнете), то происходящее на экране вам покажется в известной степени знакомым. Однако надо учитывать, что это вовсе не повторение «Мизери» - одной из самых известных экранизаций Стивен Кинга. И не воспроизведение «Прежде чем я усну» (2013) с Николь Кидман в главной роли.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Страдающий амнезией» (2014)

Сюжетные элементы этих прославленных триллеров использованы лишь как элементы мозаики, которые создатели «Страдающего амнезией» решили использовать для того, чтобы создать свой собственный «орнамент». В данном случае почти весь фильм – это лишь вводные задачи. Ответ на неё будет дан в неожиданном финале.

Хотя история начиналась «незамысловато». Мужчина приходит в себя. Он ничего не помнит. Он не понимает, где находится. Ему приходится поверить на слово незнакомке, что она его супруга. Однако он чувствует себя «запертым» в пустом особняке, который более напоминает «тюрьму», нежели «семейное гнездышко».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Страдающий амнезией» (2014)

Надо отдать главному герою должное - он сразу сообразил, что дело нечисто. Нет общих фото, доказывающих наличие общего прошлого. В доме странные звуки. Да и подвал более напоминает логово маньяка. Впрочем, на то и проблемы с памятью, чтобы что-то упустить в этой головоломке. Иногда пазлы собираются в совершено иную картинку, нежели изображена на коробке от них.

НУАР-NOIR (с)

0

174

Крепкая криминальная драма с Бельмондо, кою у нас «не заметили»

Фильм «Неизвестный в доме» (1992) действительно прошёл мимо массового российского зрителя, что легко объяснимо. В год выхода ленты на экраны у нас стране обозначился ярко выраженный «крен» в сторону динамичных, не всегда качественных американских боевиков.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Неизвестный в доме» (1992)

А чуть позже мы вспомнили уже про классического персонажа Бельмондо: в кожаной крутке, весело раздающего тумаки направо и налево, носящего за поясом револьвер. Лишенная динамизма криминальная драма, которая в основе имеет сюжет близкий к русской классике, а именно, «Отцы и дети», едва ли мог впечатлить тех, что жаждал зрелищ.

Однако факт остается фактом, роль немолодого адвоката стала одной из лучших с точки зрения драматического искусства в послужном списке великого актера. А фильм ставил Жорж Лотнер – режиссер, некогда уставший от «причуд» Алена Делона, а потому решивший творить вместе с Бельмондо.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Афиша фильма «Неизвестный в доме» (1992)

И именно этот творческий тандем родил те самые фильмы, по которым мы обычно судим о Жан-Поле: «Профессионал», «Игра в четыре руки», «Кто есть кто?». Мы уже говорили в материале, посвященном фильму «Дом убийств», что в определенный момент Жорж Лотнер стал интересоваться французскими триллерами, которые были сняты во время немецкой оккупации.

В этих фильмах трагизм чувствовался наиболее остро. «Неизвестный в доме» не был исключением. Он стал своего рода ремейком кинокартины 1942 года «Незнакомцы в доме», а та в свою очередь была экранизацией романа Жоржа Сименона, изданного как раз накануне того, как Франция «внезапно» проиграла войну.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Неизвестный в доме» (1992)

Если говорить о сюжете, то он строится вокруг будней некогда известного адвоката, который после трагической гибели супруги на многие годы «залез в бутылку». Если бы не экономка, то его просторный дом превратился бы во что-то ужасное.

Дом – единственное, что объединяет главного героя с молодой дочерью, которая живет в отдельном крыле. Она водит туда своих друзей. Но не разговаривает с отцом, поддерживая видимость приличий, лишь безмолвно присутствуя на некоторых ужинах, да якобы праздничных застольях.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Неизвестный в доме» (1992)

Сам адвокат ведет существование, напоминающее тягостный сон. От оного он пробуждается, когда ночью в доме раздался выстрел. На одном из этажей мэтр Лурса обнаружил тело молодого человека. Первым делом возникает подозрение, что это один из «шумных приятелей» его дочки.

Но почему его убили? Что на самом деле произошло? Вспомнив, что некогда был блестящим защитником, персонаж Бельмондо берется оправдать юношу, которого обвинили в этом преступлении. Тот безнадежно влюблен в красавицу Изабель, однако явно ощущается, что его чувствами манипулируют, что он был своего рода игрушкой в руках «богатеньких детишек».

НУАР-NOIR (с)

0

175

Когда «Матрицы» не было даже в планах или забытая роль Рассела Кроу

Этому фильму не повезло многократно. Во-первых, его переводили то как «Виртуальность», то как «Виртуозность», то как «Вирт-сити». «Виной» тому оригинальное название Virtuosity, которое подразумевало всё и сразу. А именно, вызывающую склонность к внешним эффектам, виртуальный артистизм, если угодно.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Виртуозность» (1995)

Вторым прискорбным обстоятельством стал выход на экраны одновременно с «Джонни -мнемоником». Как говорилось: «Боливар не вынесет двоих». А потому один из этих киберпанковых фильмов должен был «уйти в тень». И эта была именно «Виртуозность».

Хотя при этом всём никто не отменял в высшей мере интересных моментов. Во-первых, Бретт Леонард создавал эту ленту как некое продолжение своего прославленного «Газонокосильщика» (1992). В очередной раз рассматривалась возможность воздействия виртуальной сферы на реальный мир.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Афиша фильма «Виртуозность» (1995)

Несмотря на то, что в кинокартине есть некие отголоски «фанатического боевика» «Разрушитель», именно «Виртуозность» можно рассматривать как одну из предшественниц «Матрицы». Только сюжет подан зрителю как бы стороны «агента Смита». То есть вырвавшийся в реальный мир персонаж показан как очень опасный субъект.

Собственно в этом есть некая логика, если принять во внимание, как хладнокровно Нео и Тринити «крошили» мирных граждан, попавшихся им под руку, не воспринимая данное деяние как нечто предосудительное. А что такого? - ведь это же всего лишь часть программного кода.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Виртуозность» (1995)

А всё начиналось в недалеком будущем, для нас сегодняшних уже в настоящем, когда группа ученых разработала симулятор. Тот предназначался для отработки критических ситуаций всякого рода сотрудниками спецслужб. Понятное дело, в этой программе должен был быть злодей.

И такой есть. Персонаж Сид, версия 6.7, наделенный повадками двухсот самых известных преступников. Социопат в степени исключительной психопатии. Его как раз играет молодой Рассел Кроу, который уже знаком кинематографистам как предводитель банды из «Ромпер стомпер», но не известен широкой публике как «Гладиатор».

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Виртуозность» (1995)

Собственно параллельно с этим чудовищем программист разрабатывает забаву для себя лично: всю из себя обворожительную шахматистку. А дабы не было слишком скучно, решил он её воплотить в качестве андроида. Однако по причине преступной халатности одного персонажа случайно «оживил» Сида.

Тот оказался несказанно рад переносу в новую для него реальность, ибо здесь «играть» много веселее, нежели пребывая в мозгах компьютера. Однако шалости у Сида совершенно недобрые, способные ужаснуть даже Джокера из Готема. К слову сказать, по части сумрачного юмора Сид может дать этому «весельчаку» уверенную фору.

Когда нуар был ещё жив. История нуара
Кадр из фильма «Виртуозность» (1995)

Далее вступает в действие принцип фантастического боевика, мол, психа может остановить только ненормальный и т.д. и т.п. В итоге в дело включили «особого заключенного», на коем некогда тестировали «криминальный симулятор». И там он смог продвинуться дальше всех остальных. Оказалось, остановить девиантного андроида не так-то просто - тут мало одного желания.

НУАР-NOIR (с)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


phpBB [video]


Вы здесь » Ключи к реальности » Персонифицированный взгляд на мир искусства » Когда нуар был ещё жив. История нуара